Start-365.ru

Работа и Занятость
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Журналист виды специализаций

Виды журналистских специальности и профилизации

«СОБРАВШИСЬ ВМЕСТЕ, СОТНЯ ЖУРНАЛИСТОВ, СКОЛЬКО БЫ ОНИ НИ СИДЕЛИ, НИКОГДА НЕ СДЕЛАЮТ САМОЛЕТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЛЕТАТЬ. СТО АВИАКОНСТРУКТОРОВ, КОТОРЫЕ СОБЕРУТСЯ ВМЕСТЕ, ЧЕРЕЗ ГОД, А ТО И РАНЬШЕ, ВЫПУСТЯТ ГАЗЕТУ, И, НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ОЧЕНЬ ХОРОШУЮ» (Третьяков В.Т.) Что такое журналистская профессия? Кажется, знают все. Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео- или телекамерой и выдал в эфир. Журналист всегда на виду, всегда в гуще событий. Но если спросить, в чем специфика этой профессии, чем она отличается от других, многие затруднятся ответить. Понятие профессия восходит к латинскому professio и означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Слово профессия образовано от глагола profiteer, что означает «объявлять своим делом, своей специальностью, признавать своим занятием, преподавать, читать лекции, предлагать, предъявлять». Слово профессор восходит к тому же корню. Профессия, как правило, является источником существования. Профессии обычно подразделяются на специальности (от лат. specialis — особенный, своеобразный), т.е. определенные виды деятельности в рамках профессии. Таким образом, если мы говорим о профессии — имеем в виду журнализм. Если о специальности, то, например, о газетчиках, тележурналистах, радиожурналистах, работниках информационных агентств, журналистах интернет-СМИ и др. Сейчас часто на факультетах журналистики готовятся и специалисты по рекламе и паблик рилейшнз (связи с общественностью). В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности, жанровой специализации: например, репортер, комментатор, интервьюер, расследователь, ведущий теле- и радиопередачи и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике, и такое деление называется про-филизацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни и т.д. И каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций. Известный профессиолог Е. А. Климов различает профессии пяти типов. Социономические (от лат. societas — общество), предполагающие в процессе деятельности общение типа «человек—человек» (например, продавец, учитель). Сигнономические (от лат. signum — знак) профессии «человек-знак», предполагающие взаимодействие со знаковыми системами (например, программист, бухгалтер). Артономические (от лат. ars, artis — образ, искусство): творческие профессии типа «человек — художественный образ», взаимодействие с системами художественных образов (писатель, художник). Сельскохозяйственные типа «человек — природа», взаимодействие с природными системами (лесовод, агроном, земледелец). Технические типа «человек — машина», взаимодействие с техническими системами (шофер, токарь). Журналистская профессия относится, как минимум, к трем первым типам, хотя и техника играет в современной журналистике большую роль, особенно с введением компьютеризации в информационный процесс. Опосредованное отношение журнализм имеет и к типу профессий «человек—природа», если понимать информацию широко, как социоприродную систему. Мир профессий весьма обширен, но полезно сравнить профессию журналиста с родственными профессиями, которые тоже имеют дело с информацией, словом, коммуникацией, воспитанием, творчеством, социальной деятельностью, т.е. с социономи-ческими, артономическими и сигнономическими типами профессий. Это коммуникативные, информационные, исследовательские, воспитательные, творческие (креативные) профессии. Сюда логично включить профессии писателя, педагога, политического, государственного, общественного деятеля, оратора, работника искусства, культуры, ученого, историка, судьи, священника. Главный фактор разделения профессий — их функциональное предназначение. Наука — средство познания; идеологические формы — средство в ценностной ориентации; политика — средство социального, политического регулирования; искусство — средство эстетического развития. Журналистика как средство массового информирования включает все вышеперечисленные функции. Журнализм чем-то похож на каждую из названных профессий и все-таки имеет свою специфику. В чем она? Попытаемся это выяснить путем детального сопоставления журнализма с родственными профессиями.

Виды журналистских специализаций и профилизаций и факторы их обусловленности.

По родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (корреспондент журнала, редактор информационного агентства – т.е. сотрудники различных печатных органов), радиожурналист и тележурналист (представители электронной прессы). Если здесь вспомнить о природных качествах журналиста, то, скажем, внешность не играет никакой роли для сотрудников двух первых родов журналистики, но отнюдь небезразлична для телевизионщика, работающего в кадре. У газетчика могут быть дефекты произношения, но они нежелательны у человека, чье профессиональное оружие – микрофон.

По видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно-популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Особого подхода требует так называемая расследовательская журналистика.

Многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Так появились профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д. Понятно, что очеркист должен обладать образным мышлением, виртуозно владеть словом, уметь построить захватывающий сюжет и многое другое. А попробуйте представить себе фельетониста без обостренного чувства юмора.

Наконец, то, что мы назвали технологическими операциями коммуникативного процесса тоже ведет к профессиональной дифференциации. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты – комментатор их анализирует.

Особый вид профессиональной деятельности – фотожурналистика. На газетной полосе и журнальной странице фотографии не всегда выполняют роль иллюстративного материала. Многие снимки становятся настоящими произведениями искусства и играют самостоятельную роль.

Наиболее общим и распространенным профессиональным названием является литературный работник, литсотрудник. Круг обязанностей литсотрудника не так уж широк – подготовка к печати авторских материалов, работа с письмами читателей, а мера его ответственности ограничивается тщательной проверкой подготовленных к публикации материалов.

В органах электронной прессы традиционное название этой должности – редактор. Правда, у редактора на радио и ТВ и круг обязанностей шире, и мера ответственности иная. На радио и ТВ редактор – организатор всего творческого процесса по подготовке передачи. Здесь редактирование начинается с разработки замысла, включает в себя подбор авторов и участников-исполнителей этого замысла и завершается корректировкой сценария во время прямого эфира либо его фиксированного варианта во время монтажа отснятого (записанного) материала. Редактор не просто принимает участие в работе над передачей на всех ее этапах от заявки до выдачи в эфир, но в большинстве случаев играет при этом руководящую роль либо выступает своеобразным арбитром в творческих спорах других участников бригады, работающих над программой.

В тех случаях, когда журналисту доверяют подготовку собственных материалов, первой ступенькой творческой карьеры становится должность корреспондента. Корреспондент, специализирующийся на подготовке новостей, называется репортером. Действительно, во многих газетах, особенно на Западе, репортеры – люди “безымянные”. Как пчелы носят в улей свои взятки, так газетные репортеры передают в редакции то, что удалось узнать, а уже другие – литературные сотрудники – обрабатывают сообщения, группируют их по рубрикам, так или иначе готовят к публикации.

Еще сложней работа телевизионного репортера, ибо ему нужно зафиксировать само событие, а, стало быть, вовремя оказаться в нужной точке, успеть развернуть аппаратуру, обеспечить качественные изображение и звук, а затем смонтировать пленку предельно лаконично, точно, убедительно.

В отличие от репортера, корреспондент, работающий в отраслевом отделе (соответствующем подразделении, редакции радио или телевидения), готовит более объемные материалы. В арсенале таких корреспондентов и жанры информационной публицистики: развернутые заметки (комментированная информация), отчеты, корреспонденции, репортажи; и жанры аналитической публицистики: проблемные и передовые статьи, аналитические обзоры, проблемные интервью; и даже художественные жанры: очерки, фельетоны, эссе.

Важными разновидностями профессии корреспондента являются собственный и специальный корреспонденты (собкор и спецкор). Собственный корреспондент живет и работает в той или иной местности, удаленной от редакции, и, соответственно, готовит все материалы из данного региона. Эта должность требует высокойквалификации, жанрово-тематического универсализма, а кроме того, строгой самодисциплины, организованности, ибо собкор трудится вдалеке от редакционного коллектива, от руководства редакции, он сам отвечает за режим работы и ее результативность.

Для журналиста-международника, работающего в зарубежном корпункте, важно в совершенстве владеть языком страны пребывания, знать ее специфику. Так же и собкор внутри страны должен хорошо знать особенности, что называется, “подноготную” того региона, за который он отвечает.

И, наконец, высший уровень корреспондентской квалификации – работа специального корреспондента. Спецкор – это не просто журналист, специализирующийся на той или иной тематике. Пожалуй, в этом случае уместно говорить о проблематике, ибо любой материал, подготовленный спецкором и соответствующий жанру специального репортажа, отмечен глубоким проникновением в суть актуальной проблемы.

Иногда в редакциях газет, в информационных агентствах работают журналисты, чье призвание – находить интересных людей или получить доступ к VIP – очень важным персонам – и брать у них интервью. А уж на ТВ и радио интервьюер – весьма распространенная профессия.

Опытные, квалифицированные журналисты, обладающие способностью к аналитическому мышлению, в конце концов становятся комментаторами и обозревателями. В первом случае речь идет об анализе тех или иных явлений общественной жизни. Так важно объяснить аудитории процессы, происходящие в области политики, экономики, образования и науки, культуры и спорта, обнаружить здесь причинно-следственные связи, растолковать особенности нового законодательства.

Во втором случае журналист группирует события и факты одного рода с определенной авторской целью, рассматривает их во взаимодействии, отыскивает в единичном – общее. Обозрение отличается широтой использованного материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие.

Радио, и особенно телевидение, в качестве самой заметной и очень ответственной выдвинули профессию ведущего. Прежде всего, это ведущие информационных программ. Профессия ведущего имеет широкий, по преимуществу жанровый спектр. Здесь и ведущие дискуссионных передач, всевозможных “круглых столов”, студийных пресс-конференций, и ведущие еще более многочисленных телеигр.

В принципе, тележурналистами называются представители всех творческих профессий, занятых при подготовке программ – режиссеры и операторы, звукорежиссеры и микрооператоры, осветители и дикторы.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 81 ; Нарушение авторских прав

Виды журналистских специализаций и профилизаций.

— По средствам информации:

  • Тележурналист.
  • Радиожурналист.
  • Журналист печатных средств массовой информации.

— По тематической направленности:

Здесь, по большому счету, множество вариантов: политика, экономика, культура, общество, компьютеры и высокие технологии, медицина, спорт, потребительская сфера, автопром и т.д.

— по жанровой направленности:

Не думаю, что стоит составлять типологию, просто перечислю (надеюсь никого не забыла): хроникер, обозреватель, репортер, очеркист, фельетонист, памфлетист, портретист, эссеист, пародист, аналитик, публицист, расследователь, ведущий-модератор, интервьюер и т.д.

— по должностным и функциональным признакам:

Процитирую закон «О СМИ», который говорит, что под журналистом «понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию».

Сейчас попробую выстроить список:

— заместитель (ли) редактора.

— фотокорреспонденты и т.д.

— менеджер рекламного отдела.

И похоже даже могу составить типологию:

  • редакторская деятельность,
  • организаторская,
  • авторская.

Личность журналиста.

Мир личности журналиста:

  • Склонности, способности, социально-мировоззренческая позиция.
  • Личные черты и возможности.
  • Знания.
  • Навыки и опыт.
  • Ответственность.

1. Склонностиявляются как бы «запускающим механизмом» при форми­ровании журналиста. Будучи характеристикой стремления, внутренней расположенности к сфере деятельности, они обладают определенной си­лой и мотивацией. Сила склонности может быть расположена в диапазо­не от поверхностного, обусловленного какими-то внешними причинами желания оказаться «внутри» мира журналистики, до страстного стремле­ния, заставляющего преодолевать все возникающие на пути к овладению профессией препятствия, притом не только внешние, но и внутренние, вплоть до восполнения «недоданного» природой.

Конечно, хорошо, если склонности «подтверждены» и способностями и соответствующими лич­ностными качествами, но и при нехватке природных задатков склонность может максимально купировать эти недостатки работой над собой. При этом чрезвычайно важную роль играют мотивации, внутренние «объясне­ния» склонностей.

Условно можно выделить две группы мотивов:

— «для себя». Проявляется в стремлении реализовать свои творческие спо­собности, найти способ самореализации (в пополнении знаний о жизни, ведении расследований явлений действительности, в попытке самоутверждения, стремление к материальному благополучию и т.д.). Они должны быть подтверждены мотивами —

— «для об­щества». Мотивы служения обществу должны быть доминирующими. Отсюда — прямая связь между мотивами и объектив­ной ролью журналистики в обществе и способами ее реализации.

— стремление к максимально эффективной работе в массово-информа­ционной сфере;

— желание принести реальную пользу;

— забота о реализации представляемой журналистом соци­альной позиции,

— соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь;

— нацеленность на решение социаль­ных проблем, как бы остры и «неподъемны» они ни были, и т.д.

2. Способности— это особенности личности, которые являются субъек­тивными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого). Осо­бенно благоприятна ситуация, когда векторы склонностей и способнос­тей однонаправлены.

Способности бывают разного «ранга»:

— талант – способности, которые помогают созданию та­ких «продуктов» деятельности, которые отличаются новизной, ориги­нальностью, совершенством и эффективностью.

Но все способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенство­вания и шлифовки.

3. Социально-мировоззренческая, общественно-политическая позиция, система установок и ориента­ции. Это своего рода «стержень» личности, «направляющая» при реали­зации его склонностей и способностей. Именно социально-мировоз­зренческая позиция определяет содержательный смысл деятельности, характер понимания журналистом действительности, его представление о «желаемом будущем», путях движения к нему и средствах достижения идеала. Журналист прежде всего должен «занять позицию» — вырабо­тать (и постоянно в процессе жизни «подрабатывать» или «перерабаты­вать») системы как ближних, так и перспективных ориентиров.

Позиция эта может быть самой разной как в мировоззренческих ком­понентах (материалистическая и идеалистическая, субъективистская и объективистская, марксистская и немарксистская, атеистическая и рели­гиозная, экзистенциалистская и позитивистская и т.д.), так и в социаль­но-политических составляющих, диапазон которых — от «ультраправых» до «ультралевых». Разумеется, ответственность журналиста за выбор вы­сока. Социально-мировоззренческая устойчивость проявляется как прин­ципиальность журналиста, реализуемая открыто или латентно, «в подтек­сте». При этом принципиальность, как известно, вовсе не равнозначна догматизму, хотя и исключает бесхребетное приспособленчество. Следо­вание реалиям жизни, гибкость, умение пойти на компромисс — все это не исключает принципиальности, наоборот, принципиальность не исключа­ет и толерантности (терпимости) по отношению к коллегам-противникам, и умения вносить изменения в свою позицию по мере изменений, проис­ходящих в действительности.

Таким образом, выработка твердой позиции требует неустанной рабо­ты над собой: «ядро» личности профессионала состоит не из раз и на­всегда сложившихся качеств — они должны постоянно развиваться.

Личностные свойства и возможности журналиста. Интеллектуаль­ные качества занимают, пожалуй, ведущее место среди других его качеств, хотя и не менее важных. Интеллект (лат. intellectus «понимание, рассудок, разум») — система мыслительных способностей человека, уровень его ум­ственного развития. Поскольку главное для журналиста — разбираться в явлениях жизни, ум, ясность мысли, способность к рациональному пости­жению действительности оказываются ключевыми в его личностных каче­ствах. Конечно, для интеллекта важно накопление знаний, но главное – интеллектуальная активность, сообразительность, смелость мысли, умение оперировать знаниями, «прикладывать» их к жизни, чтобы верно понимать и оценивать ее явления, вырабатывать представление о «необходимом» и «желаемом будущем», определять пути движения к нему. При этом для журналиста важно умение искать и находить нужные сведения, опреде­лять их «приложимость» к рассматриваемым явлениям, проводить «интел­лектуальные операции» быстро, целостно, с учетом особенностей иных су­ществующих подходов.

— быть осмотрительным в суждениях,

— открытым для поправок и дополнений,

— уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей,

— владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики.

— владеть образным мыш­лением и видением явлений действительности.

Эмоционально-психологический и волевой склад личности. Характерной чертой журналиста является «любопытство», обращенность психики вовне (жур­налист — экстраверт, а не интраверт), стремление расследовать события и факты. Желание докопаться до истины требует мужества — и не столько мужества мысли, сколько отсутствия боязни возможных преследований, угроз, опасностей в ходе поиска и после публикации информации.

Наряду с мужеством профессия журналиста требует (и в этом нет противоречия) наличия таких черт, как доброта, отзывчивость, чуткость, низкий «болевой порог», умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя и антигероя, памятуя, что «чистых» злодеев и анге­лов не бывает. Очень важны:

— стремление понять даже противника,

— умение работать в трудных условиях,

— психологическая устойчивость в ходе «информационных столкновений» в полемике, дискуссиях, часто конфликтных и острых.

Физические данные:

  • выносливость,
  • работоспособность,
  • готовностью переносить лишения («трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете») и т.д.

Образование и мотивации.

Система знаний, необходимых в профессиональной деятельности журналиста, с трудом поддается описанию, тем более составлению каких-либо перечней. Принципиально же важно выделить три области:

1. Такая «обширность познаний» в самых разных облас­тях, которая обычно называется энциклопедизмом. Высокая общая куль­тура журналиста — это требование, предъявляемое специалисту профес­сией, а не просто свидетельство его интеллигентности. В любой жизненной ситуации журналист должен разбираться как в целостном, и потому обладающем многими гранями явлении, а следовательно, и система знаний должна быть такой, чтобы можно было понять каждую из них в отдельности и в системных связях и зависимостях.

2. Профессионально-журналистское знание. Обязательная специализированная подготовка — подготовка системная, включающая знания по теории, истории, социологии журналистики. Только серьезная профессиональная подготовка способна противостоять поверхностности, к которой толкают условия работы в журна­листике, и односторонности, когда в журналистику приходят люди с нежур­налистским образованием. Самой жизнью вызвана необходимость в расши­рении базового университетского, а также послеуниверситетского образования, различных форм повышения квалификации и т.д. При этом в журналистике работает все больше специалистов, получивших ученую сте­пень, — кандидатов и докторов наук.

3. Специальные знания, связанных с той областью жизни, которой непосредственно занимается журналист как узкий специ­алист.

10. ФИГУРА ЖУРНАЛИСТА В МАССОВО КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ. СОЦИАЛЬНАЯ, ГРАЖДАНСКАЯ, ЮРИДИЧЕСКАЯ, ЭТИЧЕСКАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА. НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ. МОТИВАЦИЯ.

Ответственность — это проявление (осознание, принятие и мера выполнения) профессионального долга, способность соотносить свою позицию, деятельность и ее результаты с необходимостью.

Ме­ра ответственности журналиста перед собой, редакцией, корпорацией журналистов, всем обществом, описываемая системой деонтологических принципов и норм. Деонтология(греч. deon «должное» + logos «учение») — система представлений, характеризующая профессиональный долг жур­налиста по всему спектру его свойств, проявляющихся в творческой деятельности. Само вступление в журналистский корпус предполагает, что он принимает на себя широчайший круг обязанностей.

Основой при этом является сознание своего долга перед обществом за максимально эффективное участие в информационном «обслуживании» аудитории, основанном на всей системе требований к современным СМИ.

Деонтологической нормой поэтому является ясное самосознаниежурналиста, что проявляется в самокритичной оценке всех «составляю­щих» его личности как профессионала, направленной на всестороннее самосовершенствование, начиная со склонностей и способностей и кон­чая формированием своего личностно-профессионального имиджа, в том числе и, манеры оде­ваться, говорить, общаться с окружающими и т.д.

Главное же — принципиальное — требование деонтологии касается формирования такойсоциальной позиции и такой ее реализации, чтобы творческая деятельность способствовала социальному прогрессу в рам­ках гуманистической направленности и достижению на этой базе соци­ального согласия.

Ответственность проявляется в трех средах: гражданской, этической, правовой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

Профессия Журналист: плюсы и минусы, качества, образование и заработки

Журналистика как профессия появилась в XVII веке, хотя важные сообщения древние люди фиксировали на глиняных дощечках, папирусе, бересте и передавали друг другу (то есть информировали или дезинформировали) с незапамятных времен. Деятельность эта всегда была и остается важным инструментом воздействия на людей. Не зря средства массовой информации называют «четвертой властью» после законодательной, исполнительной, судебной.

Краткое содержание статьи

Суть профессии

СМИ не только информируют население о происходящих событиях, они генерируют общественное мнение, нередко манипулируют сознанием читателей и зрителей и в итоге могут руководить поступками большого количества людей. Несмотря на постоянные разговоры о необходимости обеспечить независимость прессы и телевидения, на практике добиться этого невозможно. Всегда будут силы, стремящиеся влиять на журналистику и корреспондентов ради своих корпоративных или личных интересов.

Пресса призвана вскрывать проблемы общества, указывать на недостатки, способствовать изменению мира к лучшему. Проблема в том, что люди, от которых зависит существование того или иного средства массовой информации, по-разному понимают суть проблем и способы исправления недостатков.

А влиять на поборников «свободы слова» очень легко. Можно просто ввести цензуру, как это было, например, в СССР, и ни одна крамольная мысль не будет растиражирована. А можно подавить свободомыслие деньгами, как это делается в мире капитала: издания финансируются заказчиками, которые диктуют редакционную политику.

Когда говорят о свободной или независимой прессе, речь идет лишь о том, в какой степени СМИ противостоят давлению власть (или деньги) имущих, критикуют ее действия, оберегая общество от навязывания чужой воли.

Поэтому журналисту, среди других важных качеств, надо обладать глубокими убеждениями, желательно прогрессивными и гуманистическими, чтобы работать в том СМИ, которое отвечает интересам большинства населения.

Журналистская этика

В свое время журналисты и издатели разработали профессиональный «кодекс чести», придерживаться которого стремятся честные представители профессии. Вот некоторые из правил.

  • Давать правдивую, объективную, точную информацию.
  • Учитывать только факты, каждое свое заявление подкреплять доказательствами.
  • Добывать информацию честным путем.
  • Отвечать за свои слова; писать опровержение, если допустил ошибку.
  • Не использовать служебное положение в своих интересах, не разглашать источники информации.

Соблюдать эти правила требует не закон, а совесть журналиста и профессиональное сообщество. Ну и общественный контроль, конечно, имеет значение.

Кто такие журналисты

Журналисты работают с информацией: ищут, сортируют, обрабатывают, распространяют. И среди них существует разделение труда.

  • Корреспонденты встречаются с людьми, собирают данные, берут интервью, компонуют материал, записывают.
  • Обозреватели анализируют события, делают обзоры, проводят расследования, пишут экспертные статьи.
  • Редакторы отвечают за выпуск.
  • Главный редактор – за все издание.
  • Корректор работает над исправлением ошибок в текстах.
  • Верстальщик распределяет материалы по газетным полосам.
  • Телерадиоведущий ведет передачи в эфире.
  • Оператор снимает новости и передачи.
  • Фотокорреспондент обеспечивает издание качественными снимками.
  • Дизайнер соединяет текст с элементами дизайна.

Есть в журналистике и другие ответвления.

Типы журналистов

Печатных, интернет-изданий и телеканалов так много, что градация по специализации необходима. Существуют информационная, аналитическая, творческая журналистика. А можно распределить корреспондентов по основной тематике: новости, политика, экономика, культура, спорт, мода, религия, еда и т.д.

  • Политический журналист сосредоточен на показе событий, происходящих во властных структурах, выявлении связи между ними, раскрытии сути явлений в стране и за рубежом.
  • Спортивный отлично разбирается в видах спорта и связанных с ними событиях, знает игроков, тренеров, политику в сфере спорта, сам является ярым болельщиком.
  • Журналист в сфере культуры обязательно должен быть в теме, чтобы взахлеб рассказывать о музыке, театре, балете и зажигать слушателей и зрителей своей любовью к искусству.
  • Социальный ставит в центр своих материалов конкретного человека, как правило, нуждающегося в помощи. Раньше сказали бы: «маленького человека». И часто помогает воспрянуть духом, подняться со дна жизни, социализироваться.
  • Военный журналист – всегда герой. Привозит из «горячих точек» репортажи, порой написанные под пулями.
  • «Чокнутые» или гонзо-журналисты пишут о собственных впечатлениях от увиденного (и даже выдуманного). В данном случае речь не идет о правдивости, аргументированности, непредвзятости. Скорее, наоборот, ничего из перечисленного в опусах гонзо-журналистов нет.

Деление журналистов на виды и типы условное. Большинство – универсалы.

Как и где выучиться на журналиста

Стать настоящим журналистом можно только на практике. Когда пишешь – оттачиваешь слог, учишься видеть главное в куче сведений и интересное в обычном. Журналистикой овладевают не в студенческих аудиториях. Конечно, профильное образование нужно. Но на факультеты журналистики преимущественно принимают тех, кто уже пишет. Поэтому для абитуриентов всегда устраивают творческий конкурс. Нужны публикации в газетах или видео вышедших в эфир программ. Не обязательна, но желательна рекомендация редакции, где публиковались материалы.

Факультеты журналистики сейчас есть в 153 российских вузах. Лучшие из них: МГУ, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, МГИМО, Российский государственный гуманитарный университет, РУДН, Санкт-Петербургский госуниверситет, Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Национальный исследовательский Томский государственный университет и другие.

Специальность «Журналистика» занимает третье место в рейтинге специальностей.

Искать работу после вуза можно в издательствах, газетах, журналах, на радио и телевидении, в интернет-изданиях. А можно трудиться удаленно или вовсе открыть свое медиа.

Какими качествами должен обладать журналист и почему

Чтобы стать лидером мнений, быть востребованным на рынке труда и в обществе, мало получить профильное образование.

Хорошему журналисту присущи:

  • интеллектуальные способности выше среднего;
  • широкий кругозор;
  • стопроцентная грамотность;
  • умение искать, препарировать и фильтровать большие объемы информации;
  • литературные способности,
  • коммуникабельность;
  • умение кратко и нетривиально излагать мысли;
  • эмоциональность;
  • толерантность;
  • знание психологии;
  • стрессоустойчивость;
  • любопытство;
  • энергичность;
  • трудолюбие;
  • стремление к новому.

Хороший журналист всегда сможет красиво и доходчиво преподнести материал. Для этого надо писать легко, ярко, динамично. Важно замечать мельчайшие детали события, докапываться до сути.

Хороший журналист умеет производить впечатление, поскольку является неординарной, креативной, притягательной личностью, от общения с которой не бегут, а, напротив, мечтают «излить душу».

Плюсы профессии журналиста

К преимуществам профессии можно отнести:

  • выполнение важной для общества работы, причастность к увековечению современной истории;
  • общение с интересными и влиятельными людьми;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность путешествовать, посещать интересные мероприятия;
  • реализацию творческого потенциала;
  • отсутствие рутины и однообразия.

Минусы профессии журналиста

  • Переутомление и стрессы, эмоциональное выгорание.
  • Ненормированный рабочий день. Внезапные командировки. Отсутствие праздников и выходных.
  • Необходимость общаться с неадекватными людьми.
  • Неодобрительное отношение со стороны тех, кому приходится задавать «неудобные» или провокационные вопросы.
  • Возможно появление психологических проблем, депрессия.
  • Высокая степень ответственности.

Журналистика раскрывает перед человеком много возможностей, но требует самоотдачи. Выбирая профессию, стоит учитывать не только ее плюсы, но и минусы.

Сколько зарабатывают журналисты в России

Зарплата журналиста состоит из двух частей: оклада (как правило, небольшого) и гонорара (построчной оплаты опубликованных материалов). В этой профессии, как нигде, справедлива поговорка: «Как потопаешь, так и полопаешь».

Приведем цифры 2019 года.

Средняя зарплата корреспондента составила 24 тыс. руб. в месяц. В Москве – 45 тыс., Владивостоке – 42 тыс., Казани – 40 тыс., Санкт-Петербурге – 35,5 тыс., Красноярске – 30,5 тыс., Нижнем Новгороде – 25 тыс. Средняя зарплата по стране в прошлом году была 44 тыс. руб. (по всем отраслям).

Зарплата журналиста зависит от места работы, специализации и личных качеств.

В целом по стране заработки медийных лиц составляют 20-70 тыс. руб.

В федеральных и региональных изданиях оплата труда значительно выше, чем в районных (городских) газетах. Мастера пера, в зависимости от опыта работы, таланта, уровня СМИ получают гонорары с пятью, а то и шестью нулями. Больше других зарабатывают журналисты на Центральном телевидении, Всесоюзном радио и в крупных столичных компаниях.

В интернет-изданиях заработки ниже, чем в электронных и печатных СМИ – 25-30 тыс. руб.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Кто такой главный редактор
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. A) Антропогенные факторы
  2. A) экологические факторы
  3. Абиотические экологические факторы.
  4. Антропические (антропогенные) факторы. Человек как геологический, космический и эволюционный фактор
  5. Ассортимент товаров и факторы формирующие ассортимент
  6. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте работников, обслуживающих станционное оборудование связи
  7. Аэробные возможности организма, факторы, их определяющие.
  8. Базовые определения развития, формы, области, факторы и закономерности психического развития.
  9. Бактериальный шок: 1) определение, этиология, клинические проявления 2) наиболее характерные входные ворота 3) факторы прорыва 4) патологическая анатомия 5) причины смерти.
  10. Билет 11. Исторические причины и факторы возникновения массового общества. Типология массовых общностей: толпа, масса, публика