Start-365.ru

Работа и Занятость
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Журналист в издательстве

Профессия журналист: вымирающий вид, или что говорят прогнозы

Чем занимается журналист? Чем отличается хороший журналист? Что угрожает журналистике и стоит ли ее выбирать сегодняшним выпускникам?

Интригует, не правда ли? Неужели журналисты станут невостребованными? И как быть, если все-таки чувствуешь призвание к журналистике? Поговорим о требованиях к профессии журналиста, смежных профессиях, уровне зарплат и востребованности журналистов сегодня.

Профессия журналиста

Журналист — это человек, который создает новости. Журналисты формируют информационное поле, в котором мы с вами живем: слушаем утренние шоу по радио, днём читаем статьи и смотрим видеоролики в смартфоне, а вечером смотрим новостные передачи по телевизору.

Благодаря работе журналиста мы узнаем информацию за пределами своего круга общения – какой прогноз погоды на завтра, стоит ли покупать новый гаджет, что происходит в горячих точках планеты, кто стал президентом в нашей или соседней стране. Поэтому, определенно, без труда журналиста в мире наступила бы великая тишина и всеобщее незнание.

Журналистика как профессия известна с древности. И отношение к ней в обществе до сих пор очень неоднозначное. С одной стороны, свободная пресса обличает проблемы общества. «Журналист — это чистильщик улиц, работающий пером», — говорил Наполеон. «Я глубоко убежден, что, если вашей целью является изменение мира, журналистика — это самое действенное и быстрое оружие для этого», — считал Том Споппард, британский драматург. А с другой стороны, пресса никогда не бывает абсолютно свободна. Если не говорить о прямой цензуре, то все равно издания и тв-каналы не могут остаться независимыми. На них влияет мнение заказчика, который финансирует СМИ, или мнение выпускающего редактора, который формирует выпуск. «Авторы газетных колонок — это несостоявшиеся торговцы мелким галантерейным товаром. Родители вынудили их заняться более интеллигентной профессией, но врожденный талант все-таки пробивает себе дорогу», — саркастически говорит Карл Краус (австрийский писатель и публицист).

Какие бывают журналисты и что они делают

Журналист — это общее название для десятков различных профессий. Для создания новостей в журналах и на телевидении работает целая команда:

Корреспондент/репортер работает на передовой: собирает сведения, берет интервью, получает и обрабатывает первичную информацию.
Обозреватель/аналитик создаёт и готовит к выпуску обзоры, статьи, расследования, комментарии, аналитические интервью и т.д.
Корректор — технический специалист, который устраняет ошибки в текстах.
Редактор / главный редактор / выпускающий редактор — специалист, который отвечает за общую концепцию выпуска.
Телерадиоведущий — представляет новости и ведет передачи в эфире.

При выпуске новостей журналистам не обойтись без представителей других творческих профессий: фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик, оператор, звукорежиссер.

Журналист может специализироваться на определенном жанре — на информационной, аналитической или творческой журналистике. А может работать в конкретной теме: политика, экономика и бизнес, спорт, глянец (мода и стиль), наука и техника. Чтобы представить разнообразие тематик, вспомните, что многие российские компании выпускают свои корпоративные газеты и журналы. Поэтому можно писать о еде, путешествиях или новинках кино, а можно о нефтяниках, кредитовании, производстве бумаги или грузовиков.

Что угрожает журналистике

Как вы понимаете, ей грозит далеко не роботизация, потому что написать хороший, вызывающий эмоции текст для человека может только человек. На традиционную печатную журналистику наступает интернет и социальные сети. Пост очевидца событий в twitter, а не статья в газете расскажет читателю о наводнении или флешмобе. Репортеры все меньше ездят в командировки, потому что можно просто посмотреть прямую трансляцию на youtube, которую ведут очевидцы происшествия. Популярные люди могут рассказывать о себе не только в интервью телеканалу, но и просто в своем Instagram. Журналист оказывается только посредником в передаче информации.

Теперь практически каждый человек может стать журналистом в своих социальных сетях. Поэтому самой свободной прессой стали личные блоги, которым читатели доверяют больше, чем авторитетному традиционному изданию.

Что делать профессиональным журналистам в такой обстановке? Меняться и идти в ногу со временем. Вести свои блоги, только лучше и эмоциональнее, чем это делают непрофессиональные авторы. При этом оставаться честным и непредвзятым. Видео и публикации современных онлайн-СМИ профессионалы называют модным словом «контент». Так вот, профессиональный журналист может создавать самый качественный контент, и люди к нему потянутся.

Неудивительно, что человек, с любовью относящийся к делу, всегда найдет возможность для самореализации. Стив Уотсон — журналист, публицист, который создавал бортовые журналы для разных авиакомпаний и всей душой любит печатные издания. Стив открыл Stack — сервис, который ежемесячно отправляет подписчикам новый неизвестный журнал. Каждый журнал Стив отбирает сам, путешествуя по миру. Он сам наслаждается изучением журналов и дарит радость таким же фанатам печатной продукции как он. «Я порой забываю, что в целом дела в индустрии печатных журналов идут, прямо скажем, не очень, — смеется Стив, — в моем уютном независимом углу все цветет и пахнет».

Смежные профессии

Развитие интернета и социальных сетей породило новые профессии, связанные с журналистикой. Компании осознают, что информация — это хороший способ продвижения своих товаров и услуг, а значит, нужны профессиональные писатели, которые умеют говорить с аудиторией на одном языке. Журналисты легко осваивают такие профессии, как:

Копирайтер — специалист, который пишет тексты для рекламы и статьи на сайт компании.
Контент-менеджер — специалист, который продумывает стратегию общения с аудиторией через разные каналы коммуникации (сайт, социальные сети, журнал, youtube и т.д.).
PR-менеджер — специалист по рекламе и связям с общественностью.
Специалист по внутренним коммуникациям — сотрудник, который проводит корпоративные мероприятия, ведет внутренние социальные сети и выпускает журнал.
SMM-менеджер — специалист, который формирует образ компании в глобальном информационном пространстве с помощью создания контента в социальных сетях.
Рерайтер — специалист, который адаптирует готовый текст для сайта или социальных сетей.
Блогер — «сам себе журналист».

Если вы думаете о фундаментальном образовании в журналистике, то присмотритесь и к этим профессиям.

Плюсы и минусы профессии журналиста

+ творческая разнообразная работа
+ новые знакомства и общение
ненормированный график
высокий уровень стресса и часто авральный режим работы

Какими качествами должен обладать хороший журналист

Коммуникабельность
Грамотная письменная и устная речь
Эмоциональный интеллект
Аналитический склад ума
Умение анализировать большие объемы информации
Толерантность
Хороший внешний вид
Энергичность
Креативность

Где учиться

Самими сильными российскими вузам, которые готовят журналистов, считаются:
• МГУ им. М.В. Ломоносова (в Москве)
• НИУ ВШЭ (в Москве)
• МГИМО (в Москве)
• СПбГУ (в Санкт-Петербурге)
• УРФУ (в Екатеринбурге)

Чтобы поступить на журналистику после 11 класса, вам необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку и, во многих вузах, творческий конкурс (ДВИ).

Где работать

• В издательствах
• В средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания
• На фрилансе
• Открыть свое медиа

Оплата труда (диапазон зарплат)

И, что очень важно, востребованность журналистов относительно низкая. Количество вакансий «журналист» на апрель 2019 года на сайте Headhunter.ru — всего 605. Сравните с профессией SMM-менеджера — 3 641 вакансия. И оплата труда SMM-специалиста достигает 150 тыс. рублей, с учетом того, что он может одновременно вести несколько проектов.

Несмотря на это, унывать не стоит. Журналистика дает возможность работать в разных смежных специальностях с высокими зарплатами.

Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом

✔ Завести свой блог, влог и делиться с окружающими событиями и мыслями, которые вас волнуют.
✔ Вести школьные группы в соцсетях и писать статьи на школьный сайт.
✔ Изучить книги и блог Максима Ильяхова, «Писать легко» Ольги Соломатиной, «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга.
✔ Посмотреть интервью и видеоблоги Владимира Познера, Юрия Дудя, Леонида Парфенова, Евгения Савина.
✔ Изучить современные сервисы для журналистов, например, pressfeed.ru.
✔ Много читать. Выбирать литературу разных жанров, отмечая писательские удачи и неудачи.
✔ Выступать перед публикой при любом удобном случае.
✔ Посмотреть фильмы о писателях и журналистах: «Общество мертвых поэтов», «В центре внимания» (18+), «Плутовство», «Дьявол носит Прада» и т.д.

Попробовать себя в роли журналиста можно на SocialСмене этим летом (с 7 по 20 июля)

Удачи вам! Пишите и сокращайте!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Образование.ру

суббота, 26 февраля 2011 г.

Профессии для тех, кто хочет работать в издательстве или СМИ


Профессии для тех, кто хочет работать в издательстве или СМИ Сегодня издательский бизнес, реклама и пиар не могут существовать друг без друга. И даже на сайтах о работе эти направления деятельности стоят рядом, а работники часто переходят из одной специальности в другую, из одной сферы бизнеса в смежную.

Копирайтер

Портрет
Название профессии произошло от английских слов copy — копировать и wright — писать. Поэтому самое важное предназначение копирайтера — переписывание готового материала перед публикацией его на сайте или в издании. Это достаточно ответственное задание — такой сотрудник в ответе за конечный текст, за все факты и данные.

Кроме механического переписывания, копирайтер должен уметь самостоятельно писать пресс-релизы, краткие сообщения, новости компании, рекламные слоганы и лозунги. И при этом — сохранять оригинальный авторский стиль.

Образование
На копирайтера не учит ни один российский вуз. Зато есть высшие учебные заведения, в которых есть предмет или дополнительная специализация «Копирайтинг». Это журналистские факультеты, специальности пиар и реклама. Классика жанра — факультет журналистики или филологии МГУ, а также факультет издательского дела и рекламы университета печати, где готовят редакторов, журналистов и специалистов по рекламе.

В Высшей школе экономики, где тоже учат журналистов, дается дополнительная подготовка по экономике и маркетингу. А в МГИМО и РУДН на журналистике можно овладеть дополнительными языками.

Что надо знать и уметь
Для копирайтера важно иметь хороший послужной портфель реализованных проектов. Но основное требование — идеальная грамотность. Часто актуален английский язык. Сотрудник должен уметь оперативно обрабатывать и писать тексты, быстро проверять информацию.

Еще один важный навык для копирайтера — умение убеждать работодателя — чтобы конечный текст был и интересным, и достоверным, а не просто переписанным материалом.

Место действия
«Копирайтеры, в основном, работают в креативных агентствах. Свой штат таких сотрудников имеют компании, которые имеют постоянный поток креативной информации — выпускают каталоги продукции или собственные издания», — рассказывает Наталья Котлякова, старший консультант по подбору персонала Kelly Services.

Найти работу копирайтер может в разных компаниях. В банках он будет переписывать и адаптировать информацию для клиентов. В сетевых ресторанах — писать новости и меню, придумывать рекламные лозунги. А в рекламном агентстве — адаптировать и сочинять тексты для рекламных роликов, буклетов, сайтов. Копирайтер с опытом работы 3-4 года в международной компании может получать 80-90 тысяч рублей в месяц.

Портрет
Настырность и упрямство — главные качества специалиста по пиару. PR или Public Realtions переводится как «связи с общественностью», и основная обязанность пиарщика — сделать его место работы более узнаваемым, создать позитивный имидж.

PR-менеджер — дружелюбный и компанейский человек или просто таким кажется, потому что это помогает ему налаживать контакты. Его основной функционал — это общение с прессой, публикация материалов о компании и комментариев ее руководства.

Образование
Пиар — достаточно молодое направление в российском образовании, ему нет еще и 20 лет. Понятно, что из-за этого опытных преподавателей очень мало. А при приеме на работу котируются дипломы престижных вузов, где специальность появилась уже давно и чьи выпускники себя зарекомендовали — это факультет журналистики МГУ, где есть специализация «Пиар», а также МГИМО и Высшая школа экономики. Получая базовое журналистское образование, студенты кроме этого изучают специализированные предметы и посещают тренинги.

Читать еще:  Редактор газеты зарплата

Хорошие пиарщики получаются также из экономистов и менеджеров. «В компанию я пришла на практику, работала стажером в нескольких отделах, но больше всего понравилось в пиаре», — говорит Марина, сотрудница международной компании, производящей бытовую технику. Сейчас девушка работает в штате в пиар-отделе.

Что надо знать и уметь
Пиарщик должен сделать так, чтобы все больше потенциальных клиентов или партнеров узнавали о его компании с лучшей стороны. Для этого он пишет новости компании, организует акции и работает со средствами массовой информации. «Некоторые пиарщики занимаются выпуском такой информации на других языках. PR-менеджер может заниматься корпоративным пиаром — работать на улучшение имиджа компании или продуктовым пиаром. Такие пиарщики знают все о новинках и отвечают на вопросы журналистов о характеристиках продукции,» — отмечает Наталья Котлякова из Kelly Services.

Место действия
В каждой крупной российской или западной компании существует должность пиар-менеджера, иногда даже несколько. Больше всего пиарщики требуются тому работодателю, который имеет много конкурентов и активно работает на рынке. Это банки, сырьевые и международные корпорации. По данным Kelly Services, PR-менеджер в таких организациях получает 45-60 тысяч рублей в месяц. А опытный сотрудник — от 120 тысяч рублей. Еще один вариант трудоустройства — работа в PR-агентстве, куда обращаются клиенты, не имеющие у себя таких специалистов.

Портрет
Один из самых опытных сотрудников в издательстве. Его можно назвать менеджером проекта, который полностью за него отвечает — от расчета бюджета до работы с авторами и дизайнерами. Издатель возглавляет и организует команду, в которую входят и творческие работники, и отдел рекламы и маркетинга, и отдел продаж. Он разрабатывает план издания, графики сдачи материалов.

Образование
Издатель должен обладать разностронними знаниями: полиграфия, издательские системы, менеджмент и экономика, редакторское дело. Найти образование, которое соответствовало этим требованиям, нелегко: подходит лишь факультет издательского дела и рекламы Московского государственного университета печати (специальности «Редактирование» или «Книговедение»). Но в большинстве случаев издатели имеют экономическое или менеджерское образование. Например, экономический факультет МГУ или РЭА им. Г.В.Плеханова. Или наоборот — заканчивали филологический, языковой или переводческий факультеты.

Что надо знать и уметь
Умение разбираться в финансовой части проекта, рассчитывать рентабельность изданий, сопоставляя затраты на печать, распространение, зарплату редакции и гонорары авторов с доходами от рекламы — это главное для издателя. На второе место можно поставить навыки управления качеством печатной продукции — издатель контролирует дизайн и процесс редактирования издания, участвует в разработке его концепции и стуктуры.

И, наконец, продвижение продукции — менеджер проекта контактирует с отделом маркетинга и рекламы и руководит процессом раскрутки журнала, книги или конкретного автора.

Место действия
Издателя можно найти в крупном издательском доме, который имеет сразу несколько направлений работы. К примеру, классическая, научно-популярная или детская литература. Каждое из них ведет отдельный менеджер по проекту, который знает именно этот сектор — отслеживает деятельность конкурентов и всегда в курсе новинок. Другое сегмент издательского рынка — это пресса, где издатель выступает в качестве руководителя отдельного издания или линейки газет и журналов, объединенных по тематическому или какому-нибудь другому принципу.

Обычно менеджер-издатель получает не менее 100 тысяч рублей в месяц, плюс бонусы по итогам продаж. Но, как и на всякой руководящей должности, издателю нередко приходится задерживаться на работе допоздна и посещать заседания, конференции, выставки. В общем, нормированного графика здесь быть не может.

Портрет
Сотрудник, обладающий абсолютной грамотностью – как принято говорить в объявлениях работодателей. На деле редактор выполняет сразу несколько функций – занимается правкой, а в некоторых случаях и написанием текстов, работает с авторами и организует их деятельность. Другими словами, эта профессия – синтез творческого и менеджерского составляющих.

Образование
Обычно на должность редактора может претендовать сотрудник с высшим филологическим или журналистским образованием. Его альма матер – филфак или журфак МГУ, редакторский факультет Московского государственного университета печати. В некоторых объявлениях работодатель в требованиях к соискателю указывает обязательное лингвистическое образование – это условие вполне оправдано, если редактору приходится переводить статьи или контролировать их перевод. В этом случае идеально подходит выпускник Московского государственного лингвистического университета или факультета иностранных языков МГУ, РГГУ и педагогических вузов.

Что надо знать и уметь
Редактору необходимо уметь быстро и безошибочно править тексты. Он должен уметь ставить задачи перед авторами – составлять план работы для них, мотивировать, обсуждать материал, рассчитывать гонорары. Часто на редакторе лежит не только литературно-менеджерская, но и частично дизайнерская работа. Например, в газетах и журналах редакторы следят за версткой, подбирают фотографии и иллюстрации. Поэтому базовые знания полиграфических процессов просто необходимы.

Место действия
Самый распространенный вариант работы для редактора – периодические издания (газеты, журналы, корпоративные бюллетени). Здесь редактор – это генератор идей и менеджер по работе с авторами-корреспондентами.

Второй вариант – редактор в издательстве – предполагает более рутинную и скрупулезную работу. Сотрудник правит тексты, контролирует издание книги. В последнее время на рынке труда становится все больше рабочих мест для редакторов в интернете. В их обязанности входит подборка и рерайтинг (переписывание) материалов для сайта, а если это сетевое СМИ то добавляется поиск и размещение новостей.

Обычно зарплата редактора – от 30 тысяч рублей в месяц, чуть меньше получают редакторы в издательствах. Начинающий специалист в Москве может зарабатывать от 15 тысяч рублей на должности младшего редактора.
А также

Образование для дизайнера – отнюдь не самое главное. Работодатель ценит в первую очередь портфолио – подборку работ. Но где же их взять, если опыта нет? Очень просто – можно пойти ассистентом дизайнера в крупную организацию или дизайнером в небольшую компанию на минимальную зарплату. На такие должности работодатель с удовольствием возьмет выпускника факультета дизайна университета печати или любого художественного вуза. Например, Строгановки.

На работе – в издательстве, газете или журнале — придется освоить программы по обработке иллюстраций и верстке, создать несколько буклетов, листовок. Дизайнер с опытом может получать от 50 тысяч рублей.

Человек-праздник – именно так можно охарактеризовать такого работника. Event переводится с английского языка как «событие», а Event-менеджер занимается как раз организацией мероприятий и праздников, а вернее, разработкой их сценариев.

Чаще всего такие сотрудники работают в рекламном или пиар-агенстве, где планируют мероприятия «под ключ». То есть создают план пиар-компании, прописывает основные мероприятия и акции. Event-менеджер готовит и полиграфическую продукцию для своего проекта: вместе с дизайнером он создает буклеты, листовки и плакаты.

Главное требование для такого сотрудника – грамотность, креатив и умение быстро генерировать интересные идеи.

Менеджер по рекламе

Таких сотрудников часто называют менеджерами по продажам рекламных площадей. Их основная обязанность – предлагать клиентам варианты по размещению рекламы в газете, журнале или рекламном каталоге. Это может быть красочный рекламный модуль или рекламная статья. Сейчас без этого не обходится ни одно издание.

Менеджер по рекламе должен обладать пухлой записной книжечкой, заполненной телефонами потенциальных клиентов. Он мастер добиваться своего: вести переговоры в пользу работодателя, продавать как можно больше страниц издания под рекламу.

Такие работники, как правило, не сидят на голых окладах, зарплата менеджера по рекламе состоит из небольшой постоянной части-оклада и процентов с продаж. Хороший продажник может зарабатывать 50 тысяч рублей в месяц и больше.

Куда пойти учиться. Выбираем вуз
Название вуза Вступительные
экзамены Количество
бюджетных
мест Стоимость
обучения
на очном
отделении
Профессия «Копирайтер»

Специальность «Реклама»
Государственный университет — Высшая школа экономики* Рус./общ./ин.яз. 25 201 000 руб/год
Государственный университет управления Рус./общ./ин.яз. 25 210 000 руб/год
Международный институт рекламы Рус./общ./ин.яз. нет 169 200 руб/год
Московская финансово-юридическая академия Рус./общ./ист. нет 98 000 руб/год
Российский государственный гуманитарный университет Рус./общ./ин.яз. 23 133 000 руб/семестр
Российский государственный торгово-экономический университет Рус./мат./общ. 19 100 000 руб/год
Российский новый университет Рус./общ./лит. нет 64 500 руб/год
Российский университет дружбы народов Рус./общ./ин.яз. 5 7 500 у.е/год
Профессия «PR-менеджер»

Специальность «Связи с общественностью»
Академия труда и социальных отношений Рус./общ./ин.яз. нет 98 000 руб/год
Московский городской педагогический университет Рус./общ./ист. 25 81 000 руб/год
Российский государственный гуманитарный университет Рус./общ./ин.яз. 20 140 000 руб/семестр
Российский государственный социальный университет Рус./общ./ист. 15 143 000 руб/год
Российский государственный торгово-экономический университет Рус./общ./ист. 9 80 000 руб/год
Профессия «Издатель»

Специальность «Издательское дело»
Московский государственный университет печати Рус./общ./ист. 5 80 000 руб/год
Московский государственный социально-гуманитарный институт Рус./общ./ист. 12 60 000 руб/год
Профессия «Редактор»

Специальность «Журналист»
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Рус./лит./ин.яз./ творч.конкурс 25 290 000 руб/год
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Факультет журналистики Рус./лит./ин.яз./ творч.конкурс 195 203 000 руб/год
Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой Рус./лит./творч. задание нет 66 500 руб/год
Московский педагогический государственный университет Рус./лит./ин.яз./ творч.конкурс 147 86 000 руб/год
Российский университет дружбы народов Рус./лит./творч. конкурс 23 6 000 у.е./год
Государственный университет — Высшая школа экономики Рус./лит./ин.яз./ творч.конкурс 40 162 000 руб/год
Профессия «Редактор»

Специальность «Филология»
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет Рус./лит./ин.яз. 170 203 000 руб/год
Московский педагогический государственный университет Рус./ист./лит. 147 86 000 руб/год
Российский государственный гуманитарный университет Рус./лит./ин.яз. 15 61 000 руб/семестр
Государственная классическая академия им. Маймонида Рус./лит./ин.яз. 25 90 000 руб/год

* Направление бакалариата «Реклама и связи с общественностью»

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 1362 раза

Библиографическое описание:

Хлопунова О. В., Коробов С. В. Профессия главный редактор: взгляд профессионалов // Филология и лингвистика. — 2017. — №1. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/45/1762/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассматриваются профессиональные компетенции главного редактора. Основной акцент сосредоточен на анализе и интерпретации высказываний журналистов-практиков. Материалом исследования послужили специализированные журнальные издания «Журналистика и медиарынок», «Журналист»

Ключевые слова: главный редактор, профессиональные компетенции, редакционно-издательский процесс, бизнес-задача, менеджер

Главный редактор — одна из ключевых фигур редакционно-издательского процесса. Сегодня в его обязанности входит не только управление редакцией, но и контроль всех этапов формирования нового выпуска издания. Роль главного редактора на современном этапе приобретает совершенно иную окраску, повышаются требования к редактору не только как к специалисту, но и как к личности, человеку, несущему аудитории информацию открытую и достоверную. Поэтому целесообразным будет выделить ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать хороший главный редактор.

Роль главного редактора в издании описана в работах Б. А. Кузнецова, Н. З. Рябининой, В. К. Русиной, М. Н. Ким и других авторов. Но точка зрения практиков в области журналистики на роль редактора, на наш взгляд, малоизученна. Анализ таких суждений позволит расширить представления теоретиков книжного дела о роли главного редактора.

На основе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. Также проведен анализ этих суждений, с целью определить представление практиков о роли главного редактора в редакционно-издательском процессе.

Дмитрий Моргулес, главный редактор газеты «Челябинский обзор»: «Хороший редактор всегда заметит активность молодого журналиста…» [2].

На наш взгляд, достаточно тонкое замечание. Редактор, как руководитель, всегда должен замечать активных работников, которые стремятся преуспеть в своей профессии. При этом мало выделить какого-либо активного и молодого работника, важно направить весь его потенциал в выгодном для редакции направлении, то есть в рамках идейно-творческой концепции, которой соответствует содержание издания. В перспективе редактор может решить две важные задачи: раскроет потенциал молодого журналиста, который потом будет работать в штате редакции и способствует улучшению качественного содержания печатного издания. К тому же новый взгляд молодого, творческого и активного работника СМИ на освещение актуальных тем будет только полезен, если журналистское творчество направить в нужное русло. Таким образом, работа с молодыми журналистами редакции — профессиональная обязанность главного редактора, что в перспективе может улучшить качество публикуемых материалов.

Читать еще:  Редактор текстов для сми факультет журналистики

Алексей Шелепов, арт-директор издательского дома «Алтапресс»: «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты, а тот, кто управляет информацией в комплексе, он её конструктор в рамках издания» [4].

Действительно, одна из важных задач главного редактора — направление журналистского творчества в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности. Работая с информацией, актуальными на данный момент темами, редактор отсеивает «ненужные», «неконцептуальные» темы. То есть, как отметил автор высказывания, редактор управляет информацией в рамках издания. Стоит отметить, что соответствие содержания номеров единой идейно-творческой концепции издания в целом очень важно. В таком случае издание направлено на определенную целевую аудиторию, на которую, собственно, и рассчитаны материалы СМИ, и редактор это заранее учитывает. Но если материал будет разнороден в тематическом отношении, не будет соответствовать концепции издания в целом, то вряд ли такое издание найдет постоянного читателя. Поэтому редактор, составляя композицию каждого номера, формируя тематический план, всегда должен следовать идейно-творческой концепции издания. Это одна из важных его профессиональных обязанностей.

Однако, первая часть высказывания — «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты» «…» — звучит, на наш взгляд, достаточно категорично и не всегда соответствует реалиям редакторских будней. В обязанности редактора входит еще и правка журналистских текстов, контроль их качества. Главный редактор лично отвечает за то, что вышло в печать, поэтому он должен уметь работать с текстами. В любом случае, редактор должен знать, какие материалы будут в номере и обнаруживать ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст.

Главный редактор московской газеты «Мой район» Алексей Синельников: «Главный редактор должен заниматься управлением, продвижением издания и практически не касаться творческого процесса» [3].

Конечно, редактор — прежде всего менеджер предприятия, он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным. Поэтому важно построить правильно систему управления в издательстве. Продвижение издания также является одной из ключевых профессиональных обязанностей редактора, а в кризисные моменты, когда редакция теряет подписчиков и не является рентабельным — важнейшей обязанностью. Направить процесс продвижение в нужную сторону, а также обеспечить управление редакционно-издательским процессом — профессиональные обязанности редактора. Но контроль творческого процесса и даже участие в нем тоже одна из профессиональных компетенций этого специалиста, которая должна применяться на практике. Во-первых, участие в творческом процессе редакции, как отмечалось ранее, помогает контролировать процесс журналистского творчества и направлять его в рамках идейно-творческой концепции издания, а во-вторых, публикации главного редактора в издании нередко являются образцовыми, эталонными и должны заинтересовать читателя с первых строк. Так, В. Х. Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», воплощает в своем издании идею пользы и необходимости журналистского творчества. В то же время, редактор поднимает проблему кризиса печатных изданий. При этом каждому номеру тон задаёт редакторская статья, которая подчеркивает злободневность тематики номера, выделяет основные проблемы журналистской отрасли, причем выражено все это эталонным, отточенным стилем, который не может не заинтересовать читателя.

Главный редактор газеты «Выксунский рабочий» Л. В. Фролова: «Казалось бы, само понятие «творчество» несовместимо с серьезной должностью главного редактора. Но это только на первый, обывательский взгляд. На самом деле, творческий подход к решению современных бизнес-задач — это уже испытанный бизнес-инструмент, который применяют в крупных успешных компаниях» [6].

На наш взгляд, высказывание Л. В. Фроловой соответствует современным реалиям редакторской деятельности. Творческий подход к управленческой деятельности и продвижению издания — основа функционирования редакции в современных условиях. Редактору важно подходить к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий. Так, главный редактор издательского дома «Восточный район» разработал новую концепцию продвижения районной газеты, основанную на создании и продвижении интернет-сайта. Большой успех имел детский видеоконкурс «Любимой мамочке», благодаря которому удалось значительно увеличить число посетителей сайта, расширить целевую аудиторию издания, которая раньше ограничивалась, как правило, пожилыми людьми [1]. Данный пример очередной раз подтверждает, что к решению основных задач редактору необходимо подходить творчески. На наш взгляд, полезно использовать для продвижения издания не только проверенные редактором способы, но и новые, которые могут расширить границы целевой аудитории.

Журналист специализированного журнального издания «Журналист» Светлана Распопова: «Качество работы настоящего редактора — это не только знак высокого профессионализма, это показатель социальной зрелости, рождающий ответственность перед теми, кто работает рядом с ним» [5].

Действительно, редактор как руководитель должен нести ответственность перед подчиненными, быть их наставником — в этом, на наш взгляд, особенности этики главного редактора и взаимоотношений с сотрудниками. Для многих известных журналистов первый редактор — наставник, у которого было личное обязательство перед журналистами. Можно выделить несколько разновидностей социальной ответственности, которых придерживаются хорошие редакторы. Как известно, главный редактор направляет журналистское творчество в соответствии с концепцией издания. И то, какими способами будет получать материал журналист — любыми возможными или правильными — зависит от позиции редактора. То есть, в данном случае можно сказать, что редактор является этическим ментором журналиста. Хороший редактор формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д. К тому же ответственный редактор всегда поддерживает инициативу молодых работников, направляя все желание и энергию в нужном направлении. Таким образом, редактор — не просто начальник, он еще и «ментор», ответственный перед своими «учениками».

Журналист «Эха Москвы» Матвей Ганапольский: «Качество работы коллег определяет только один человек — главный редактор» [5]

Все управленческие, творческие усилия главного редактора всегда направлены на то, чтобы получить качественный продукт — очередной выпуск журнала, газеты. Поэтому редактор должен определять насколько качественно работники редакции выполняют свои обязанности. Редактор проверяет качество работы дизайнеров, журналистов, корректоров и других сотрудников. Соответственно он осуществляет оценку качества работы персонала, всегда указывая на погрешности. В этом, на наш взгляд, выражена специфика работы редактора: он не только менеджер редакции, журналист, идейный вдохновитель, но и тот человек, который контролирует процесс создания очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи его читателю.

Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»: «От редактора требуется то же самое, что и от репортера. Это узнать что сейчас важно, что интересует людей, и чем мы можем удивить» [5].

Безусловно, усилия редактора должны быть направлены на поиск актуальных, злободневных тематик и уникальность подачи материала журналистами. Четкое определение современных тенденций в жизни общества, выбор тематик, которые будут соответствовать идейно-творческой концепции издания, и представление о том, как сделать подачу материала интересным конкретному читателю издания — профессиональная компетенция редактора. Как отметил Серж Шлеман, в этом редактор, действительно, схож с репортером. Однако, это одна из профессиональных компетенций редактора. Не стоит забывать, что у него существует и ряд других не менее важных обязанностей, обозначенных нами ранее.

Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»: «Хороший редактор — особая специальность. Это человек, который умеет слушать и который доверяет корреспонденту» [5].

Еще раз подчеркнем, редактору важно не только исполнять свои должностные обязанности, но и соблюдать ряд этических негласных правил, быть ответственным за своих сотрудников. Как отметил Серж Шлеман, умение выслушать точку зрения корреспондента и относиться к нему с пониманием и доверием — основа взаимоотношений главного редактора с журналистами, потому что редактору приходится руководить работой сотрудников практически каждый день, проверяя их материалы, предлагая новые проблемы для освещения на страницах издания. Может произойти так, что точка зрения редактора не совпадет с мнением журналиста, который уже собрал ряд фактов по определенной теме и провел журналистское расследование. В таком случае редактор должен уметь выслушать и согласиться с журналистом, если тот действительно прав. В другом случае, редактор поймет причину недопонимания и сможет вовремя направить работу корреспондента в нужном направлении.

Итак, в ходе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. В результате анализа этих суждений удалось определить круг профессиональных обязанностей, личных качеств, негласных этических правил главного редактора и основ взаимоотношений этого специалиста с сотрудниками.

Редактор всегда заметит и поддержит инициативу работника издания, в том числе и новичка; направит журналистское творчество в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности; будет знаком с содержанием материалов, предложенных к публикации в очередном номере и обнаружит ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст; является прежде всего менеджером предприятия — он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным; осуществляет контроль творческого процесса, принимает в нем участие; подходит к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий; является этическим ментором журналиста, а также формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д.; является не только менеджером редакции и журналистом, идейным вдохновителем, но и специалистом, который контролирует процесс формирования очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи читателю; прилагает максимум творческих и организационных усилий на поиск актуальных, злободневных тематик и определение возможных способов уникальной подачи материала журналистами; умеет выслушать точку зрения корреспондента и относится к нему с пониманием и доверием.

  1. Горохова, Т. Видеоконкурсы на сайте районки // «Журналистика и медиарынок». 2016. — № 2.
  2. Моргулес, Д. Пять советов молодому журналисту // «Журналистика и медиарынок». — 2016. — № 5. — с. 66–67.
  3. Никитушин, А. Хочешь современным — будь им // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 20–23.
  4. Прохорова, И. Свободный курс Вдадимира Овчинникова // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 16–19.
  5. Распопова, С. Особая специальность // «Журналист»- 2016. — № 7. — с. 70–73
  6. Фролова, Л. Творчество как элемент успеха // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 24–27

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 1362 раза

Библиографическое описание:

Хлопунова О. В., Коробов С. В. Профессия главный редактор: взгляд профессионалов // Филология и лингвистика. — 2017. — №1. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/45/1762/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассматриваются профессиональные компетенции главного редактора. Основной акцент сосредоточен на анализе и интерпретации высказываний журналистов-практиков. Материалом исследования послужили специализированные журнальные издания «Журналистика и медиарынок», «Журналист»

Ключевые слова: главный редактор, профессиональные компетенции, редакционно-издательский процесс, бизнес-задача, менеджер

Главный редактор — одна из ключевых фигур редакционно-издательского процесса. Сегодня в его обязанности входит не только управление редакцией, но и контроль всех этапов формирования нового выпуска издания. Роль главного редактора на современном этапе приобретает совершенно иную окраску, повышаются требования к редактору не только как к специалисту, но и как к личности, человеку, несущему аудитории информацию открытую и достоверную. Поэтому целесообразным будет выделить ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать хороший главный редактор.

Читать еще:  Редактор кто это

Роль главного редактора в издании описана в работах Б. А. Кузнецова, Н. З. Рябининой, В. К. Русиной, М. Н. Ким и других авторов. Но точка зрения практиков в области журналистики на роль редактора, на наш взгляд, малоизученна. Анализ таких суждений позволит расширить представления теоретиков книжного дела о роли главного редактора.

На основе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. Также проведен анализ этих суждений, с целью определить представление практиков о роли главного редактора в редакционно-издательском процессе.

Дмитрий Моргулес, главный редактор газеты «Челябинский обзор»: «Хороший редактор всегда заметит активность молодого журналиста…» [2].

На наш взгляд, достаточно тонкое замечание. Редактор, как руководитель, всегда должен замечать активных работников, которые стремятся преуспеть в своей профессии. При этом мало выделить какого-либо активного и молодого работника, важно направить весь его потенциал в выгодном для редакции направлении, то есть в рамках идейно-творческой концепции, которой соответствует содержание издания. В перспективе редактор может решить две важные задачи: раскроет потенциал молодого журналиста, который потом будет работать в штате редакции и способствует улучшению качественного содержания печатного издания. К тому же новый взгляд молодого, творческого и активного работника СМИ на освещение актуальных тем будет только полезен, если журналистское творчество направить в нужное русло. Таким образом, работа с молодыми журналистами редакции — профессиональная обязанность главного редактора, что в перспективе может улучшить качество публикуемых материалов.

Алексей Шелепов, арт-директор издательского дома «Алтапресс»: «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты, а тот, кто управляет информацией в комплексе, он её конструктор в рамках издания» [4].

Действительно, одна из важных задач главного редактора — направление журналистского творчества в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности. Работая с информацией, актуальными на данный момент темами, редактор отсеивает «ненужные», «неконцептуальные» темы. То есть, как отметил автор высказывания, редактор управляет информацией в рамках издания. Стоит отметить, что соответствие содержания номеров единой идейно-творческой концепции издания в целом очень важно. В таком случае издание направлено на определенную целевую аудиторию, на которую, собственно, и рассчитаны материалы СМИ, и редактор это заранее учитывает. Но если материал будет разнороден в тематическом отношении, не будет соответствовать концепции издания в целом, то вряд ли такое издание найдет постоянного читателя. Поэтому редактор, составляя композицию каждого номера, формируя тематический план, всегда должен следовать идейно-творческой концепции издания. Это одна из важных его профессиональных обязанностей.

Однако, первая часть высказывания — «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты» «…» — звучит, на наш взгляд, достаточно категорично и не всегда соответствует реалиям редакторских будней. В обязанности редактора входит еще и правка журналистских текстов, контроль их качества. Главный редактор лично отвечает за то, что вышло в печать, поэтому он должен уметь работать с текстами. В любом случае, редактор должен знать, какие материалы будут в номере и обнаруживать ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст.

Главный редактор московской газеты «Мой район» Алексей Синельников: «Главный редактор должен заниматься управлением, продвижением издания и практически не касаться творческого процесса» [3].

Конечно, редактор — прежде всего менеджер предприятия, он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным. Поэтому важно построить правильно систему управления в издательстве. Продвижение издания также является одной из ключевых профессиональных обязанностей редактора, а в кризисные моменты, когда редакция теряет подписчиков и не является рентабельным — важнейшей обязанностью. Направить процесс продвижение в нужную сторону, а также обеспечить управление редакционно-издательским процессом — профессиональные обязанности редактора. Но контроль творческого процесса и даже участие в нем тоже одна из профессиональных компетенций этого специалиста, которая должна применяться на практике. Во-первых, участие в творческом процессе редакции, как отмечалось ранее, помогает контролировать процесс журналистского творчества и направлять его в рамках идейно-творческой концепции издания, а во-вторых, публикации главного редактора в издании нередко являются образцовыми, эталонными и должны заинтересовать читателя с первых строк. Так, В. Х. Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», воплощает в своем издании идею пользы и необходимости журналистского творчества. В то же время, редактор поднимает проблему кризиса печатных изданий. При этом каждому номеру тон задаёт редакторская статья, которая подчеркивает злободневность тематики номера, выделяет основные проблемы журналистской отрасли, причем выражено все это эталонным, отточенным стилем, который не может не заинтересовать читателя.

Главный редактор газеты «Выксунский рабочий» Л. В. Фролова: «Казалось бы, само понятие «творчество» несовместимо с серьезной должностью главного редактора. Но это только на первый, обывательский взгляд. На самом деле, творческий подход к решению современных бизнес-задач — это уже испытанный бизнес-инструмент, который применяют в крупных успешных компаниях» [6].

На наш взгляд, высказывание Л. В. Фроловой соответствует современным реалиям редакторской деятельности. Творческий подход к управленческой деятельности и продвижению издания — основа функционирования редакции в современных условиях. Редактору важно подходить к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий. Так, главный редактор издательского дома «Восточный район» разработал новую концепцию продвижения районной газеты, основанную на создании и продвижении интернет-сайта. Большой успех имел детский видеоконкурс «Любимой мамочке», благодаря которому удалось значительно увеличить число посетителей сайта, расширить целевую аудиторию издания, которая раньше ограничивалась, как правило, пожилыми людьми [1]. Данный пример очередной раз подтверждает, что к решению основных задач редактору необходимо подходить творчески. На наш взгляд, полезно использовать для продвижения издания не только проверенные редактором способы, но и новые, которые могут расширить границы целевой аудитории.

Журналист специализированного журнального издания «Журналист» Светлана Распопова: «Качество работы настоящего редактора — это не только знак высокого профессионализма, это показатель социальной зрелости, рождающий ответственность перед теми, кто работает рядом с ним» [5].

Действительно, редактор как руководитель должен нести ответственность перед подчиненными, быть их наставником — в этом, на наш взгляд, особенности этики главного редактора и взаимоотношений с сотрудниками. Для многих известных журналистов первый редактор — наставник, у которого было личное обязательство перед журналистами. Можно выделить несколько разновидностей социальной ответственности, которых придерживаются хорошие редакторы. Как известно, главный редактор направляет журналистское творчество в соответствии с концепцией издания. И то, какими способами будет получать материал журналист — любыми возможными или правильными — зависит от позиции редактора. То есть, в данном случае можно сказать, что редактор является этическим ментором журналиста. Хороший редактор формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д. К тому же ответственный редактор всегда поддерживает инициативу молодых работников, направляя все желание и энергию в нужном направлении. Таким образом, редактор — не просто начальник, он еще и «ментор», ответственный перед своими «учениками».

Журналист «Эха Москвы» Матвей Ганапольский: «Качество работы коллег определяет только один человек — главный редактор» [5]

Все управленческие, творческие усилия главного редактора всегда направлены на то, чтобы получить качественный продукт — очередной выпуск журнала, газеты. Поэтому редактор должен определять насколько качественно работники редакции выполняют свои обязанности. Редактор проверяет качество работы дизайнеров, журналистов, корректоров и других сотрудников. Соответственно он осуществляет оценку качества работы персонала, всегда указывая на погрешности. В этом, на наш взгляд, выражена специфика работы редактора: он не только менеджер редакции, журналист, идейный вдохновитель, но и тот человек, который контролирует процесс создания очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи его читателю.

Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»: «От редактора требуется то же самое, что и от репортера. Это узнать что сейчас важно, что интересует людей, и чем мы можем удивить» [5].

Безусловно, усилия редактора должны быть направлены на поиск актуальных, злободневных тематик и уникальность подачи материала журналистами. Четкое определение современных тенденций в жизни общества, выбор тематик, которые будут соответствовать идейно-творческой концепции издания, и представление о том, как сделать подачу материала интересным конкретному читателю издания — профессиональная компетенция редактора. Как отметил Серж Шлеман, в этом редактор, действительно, схож с репортером. Однако, это одна из профессиональных компетенций редактора. Не стоит забывать, что у него существует и ряд других не менее важных обязанностей, обозначенных нами ранее.

Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»: «Хороший редактор — особая специальность. Это человек, который умеет слушать и который доверяет корреспонденту» [5].

Еще раз подчеркнем, редактору важно не только исполнять свои должностные обязанности, но и соблюдать ряд этических негласных правил, быть ответственным за своих сотрудников. Как отметил Серж Шлеман, умение выслушать точку зрения корреспондента и относиться к нему с пониманием и доверием — основа взаимоотношений главного редактора с журналистами, потому что редактору приходится руководить работой сотрудников практически каждый день, проверяя их материалы, предлагая новые проблемы для освещения на страницах издания. Может произойти так, что точка зрения редактора не совпадет с мнением журналиста, который уже собрал ряд фактов по определенной теме и провел журналистское расследование. В таком случае редактор должен уметь выслушать и согласиться с журналистом, если тот действительно прав. В другом случае, редактор поймет причину недопонимания и сможет вовремя направить работу корреспондента в нужном направлении.

Итак, в ходе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. В результате анализа этих суждений удалось определить круг профессиональных обязанностей, личных качеств, негласных этических правил главного редактора и основ взаимоотношений этого специалиста с сотрудниками.

Редактор всегда заметит и поддержит инициативу работника издания, в том числе и новичка; направит журналистское творчество в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности; будет знаком с содержанием материалов, предложенных к публикации в очередном номере и обнаружит ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст; является прежде всего менеджером предприятия — он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным; осуществляет контроль творческого процесса, принимает в нем участие; подходит к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий; является этическим ментором журналиста, а также формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д.; является не только менеджером редакции и журналистом, идейным вдохновителем, но и специалистом, который контролирует процесс формирования очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи читателю; прилагает максимум творческих и организационных усилий на поиск актуальных, злободневных тематик и определение возможных способов уникальной подачи материала журналистами; умеет выслушать точку зрения корреспондента и относится к нему с пониманием и доверием.

  1. Горохова, Т. Видеоконкурсы на сайте районки // «Журналистика и медиарынок». 2016. — № 2.
  2. Моргулес, Д. Пять советов молодому журналисту // «Журналистика и медиарынок». — 2016. — № 5. — с. 66–67.
  3. Никитушин, А. Хочешь современным — будь им // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 20–23.
  4. Прохорова, И. Свободный курс Вдадимира Овчинникова // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 16–19.
  5. Распопова, С. Особая специальность // «Журналист»- 2016. — № 7. — с. 70–73
  6. Фролова, Л. Творчество как элемент успеха // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 24–27
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×