Журналист и социальные сети
Блогинг как подвид традиционной журналистики в России
Сегодня человек, ведущий свой блог в Интернете, имеет возможность представлять информацию объективно; самое главное, что это идёт без оглядки на то, какую политику ведёт редакция, и каков формат СМИ выбран. Автор блога выражает собственное мнение, корректируя его в ходе коммуникации с читателями (или подписчиками), а также уточняет некоторые аспекты информации. В ходе этого процесса реализуются субъект-субъектные отношения с ЦА (в отличие от традиционных СМИ, реализующих субъект-объектные отношения).
Отличие блогера от традиционного журналиста в том, что он – не миссионера и не советник по общественным вопросам; он – не основополагающий источник информации. Он – член дискуссии, профессионализм, объективизм и полнота исходящих от него сообщений напрямую зависит от взаимодействия с ЦА [1].
Важной характерной чертой блога являются его открытость и доступность. Любой пользователь, любой желающий может стать свидетелем публикуемого в блоге контента. Из-за этого блоги считаются формой «живого общения» в глобальной сети. Сегодня блогосфера – это важная среда для изучения мнения общества по тем или иным насущны общественно важным вопросам; делается это за счёт личных видеоблогов. В 2001 г. понятие «блог» рассматривалось не только, как существительное, но и как глагол. Вскоре в нашей стране реализует себя первый «макет» современных блогов [2].
Термин «блог» также переводится, как «дневник в Сети» [3]. Но в 2004-2006 гг. он становится настоящим бумом для всей медиасистемы в стране. Некоторые персональные пользователи начали сотрудничать и пробовать себя на этом поприще ещё в 2001 г. (в это самое время на Западе набирает популярность такая платформа для блогов, как «LiveJournal»). А официальный день рождения блогосферы (когда идёт в поисковых системах «Яндекса» и «Google» поиск) считается соответственно 2004 и 2005 гг.
Блогосфера в России становится значимым явлением в общекультурном пространстве, ЦА n-ого количества блогов становится в сотни раз больше, чем ЦА традиционных СМИ: телевидение, печать, радио, а сообщения в блогах стали инструментом влияния на поведение общественности. Платформы блогов очень сильно понизили статусность традиционных СМИ, как единственно достоверного, правильного и авторитетного источника информации [5].
Найденные альтернативы традиционным СМИ берут в фундамент контента не только существующие и распространённые инфоповоды в Сети, но и обращают внимание на такой важный аспект, как пользовательский контент. Примером тому может стать ссылка на сайте РИА с расположенным по ней проектом «Ты – репортёр». Проект был направлен на работу (мониторинг, анализ, хранение и использование) с материалами различных форматов (аудио, фото, видео), которые были отправлены самим пользователем.
В 2006 г. трендом становится такое направление блогинга, как видеоконтент. Родоначальником является видеохостинг YouTube. Именно с этого момента рост популярности контента с пометкой «видео» увеличивается в разы, а используется чуть ли не каждым 5-ым пользователем. Своеобразные материалы с пометкой «видео» вбирали в себя информацию самого различного уровня и длительностью примерно в 3-6 минут. А уже с 2008 г. самые сильные Интернет-СМИ начинают работу с видеоконтентом, подстраиваясь тем самым под современные реалии того времени. В «Ъ» и «Известиях» стали появляться целые мобильные группы профессиональных работников телевидения, которые специализировались на видеоконтенте. Сейчас это существует в видео холдинга «Национальная Медиа Группа» и включает в себя несколько телевизионных каналов и интернет-проектов («Iz.ru», например). Печатные СМИ для своих интернет-площадок используют обычных фото и видеокорреспондентов.
Повышается конкурентоспособность в 2009 г., когда на рынок выходят деловые СМИ. Причины такого явления в том, в то врем рынок на нефть был довольно стабильным, и в ответ на это медиапространство и его рынок отвечают появлением новых изданий. Интернет-площадки» Коммерсант.Ру» и «Ведомости.Ру» подвергаются реструктуризации и превращаются в отдельные проекты (отходят от моделей клонов печатных своих версий) [8].
Развитие российской блогосферы отличается от развития её заграничной сестры. Особливо важную роль в этом играет т.н. «ЖЖ» («Живой Журнал» или ««LiveJournal») за счёт того, что именно туда отправились потоки целевых аудиторий, избрав эту площадку как инструмент для реализации своих проектов. Начали этот процесс тех.специалисты интернет-компаний, затем журналисты и узкого рода представители профессиональных групп. Отсюда и зарождение блогов различных жанров и направленностей: новые читатели, новая живая аудитория, а разговоры и обсуждения, вызываемые авторами блогов, исчезали со страниц печатных СМИ и телеканалов и появлялись на площадке «ЖЖ».
На Западе автор блога ведёт свою площадку на интернет-сайте своей газеты или того СМИ, на которое он работает – и это логично достаточно. Но бывает, что блог ведёт непрофессионал, которые завлёк своим контентом несколько сотен тысяч человек живой аудитории (а про объём потенциальной можно догадываться!). Что он сделает в этом случае? Конечно же, организует собственный сайт, будет зарабатывать, распространяя рекламу товаров и услуг. Этот подход называется конвертацией внимания представителей своей ЦА в денежный эквивалент, в заработок, на который существует непрофессиональный журналист.
Типичный представитель Запада, пользующийся «ЖЖ» — это студент, у него четыре десятка читателей (друзья, например) и разговаривает он с ними посредством чата. Согласитесь, напоминает современный формат социальной сети «ВКонтакте». Но что сделали наши соотечественники? Им принадлежит задумка публикации материала (фото, видео, аудио, текст) в режиме реального времени с перспективой offline-анализа и комментирование его с получением обратной связи от автора. С одной стороны, это да, любопытно и очень комфортно, когда не только твоё близкое окружение, но и иные пользователи, коим так же интересен твой формат «общения», собраны в одном месте, на одной платформе, и нет необходимости путешествовать с одного портала на другой, с одного сайта на другой. А с другой стороны, именно этот формат «общения» и притормозил отделение профессиональных журналистов и появление тем самым самостоятельных блогов журналистов.
Вся активная ЦА сегодня в «ЖЖ». В современном мире к блогерам «стучатся» не только подписчики, представители по интересам и взглядам, но и всё те же профессиональные журналисты. Они не только публикуют материалы из собственного «архива», но и научились использовать блоги как источники профессиональной информации. Сам же «ЖЖ» — это нынешнее современное «новостное медиа» с собственными рейтингами. А блогосфера в целостности гораздо полнее «ЖЖ», блогеров и тех отдельно взятых авторов, которые используют интернет-площадку подобного рода для выражения собственных идей и взглядов.
В 2015 г. сильное влияние на рынок интернет-площадок оказывает социальная сеть «Periscope». Суть социальной сети в трансляции прямых эфиров «с места событий» каждым пользователем. За счёт этих трансляций формируется у представителей ЦА того или иного пользователя желания прямой связи с лидером мнений через всё тот же видеоконтент. Отсюда вытекает новое понятие – «стриминг» — прямой эфир «online». И уже стриминг выступает постоянным инструментом пользователей, а у ЦА появляется новый вид потребности, требования и пожелания.
Сходят на «нет» потребности в тяжёлой аппаратуре, специальных технических средствах, дополнительной обработке. Есть потребность в простом включении телефона и начале транслирования. И этот процесс – фантастически быстр и удобен. Стриминг – развитие соединение сразу же трёх родов: видеоблогинг, вебинар, реалити-шоу. В это время формируются перспективы развития пранков (розыгрышей), фуд-блоггерства, бьюти-блоггерства, в которых яркими участниками становятся знаменитости и медийные личности.
Социальные сети, которые уже позиционируют себя как блог-площадки, продолжают бороться с крупнейшей площадкой YouTube за формат видеоконтента. Аудитория платформы для видеороликов YouTube насчитывает больше миллиарда человек. Это почти треть всех пользователей Интернета. В русскоязычной медиасреде по охвату и влиянию на аудиторию YouTube еще в прошлом году обогнал таких медиагигантов, как «Первый канал», «Россия 1» и НТВ. 2018-й стал годом расцвета платформы онлайн-видео — теперь первенство отмечают не только медиаисследователи, но и ТВ-конкуренты.
Про блогеров снимают полнометражные фильмы, их зовут в качестве экспертов на ток-шоу, создаются отдельные реалити о том, как стать популярным лидером мнения. Но привлечь молодую аудиторию к телевизору такие методы не помогают — молодежь все равно отдает свое предпочтение YouTube. Видеоблогеры в грядущие пару лет останутся самыми независимыми блогерами в плане бюджетов на спецпроекты и интеграции, так как встраиваемая видеореклама в сочетании с огромнейшими охватами обеспечивает их большей свободой выбора в отношении маркетинговых сделок [9].
Очевидно, что крупнейшие социальные сети будут и дальше пытаться сделать на своей базе удобные виртуальные видеостудии на примере You Tube, чтобы облегчить пользователям работу и привлечь их на свою платформу.
Например, Instagram. На данный момент самая известная социальная сеть, которая набирает популярность в качестве лайфстайл-блогплощадки, где люди демонстрируют и продают не конкретные вещи или отзывы, а образы, стили, жизненные модули и даже собственные мысли и навыки. Кроме этого, Instagram стал самой простой для монетизации площадкой для пользователей. Волна создания аккаунтов для «всего» напоминает точь-в-точь волну создания аккаунтов ЖЖ. С тем отличием, что текущее ускорение ритма жизни и изменение тенденций не позволит Инстаграму надолго задержаться на методах массфоловинга, спама, прямой, навязчивой рекламы [10].
Некоторые события остаются незамеченными традиционными СМИ или умалчивают по каким-либо причинам. Блогеры же привлекают к ним внимание, поддерживая участие граждан в жизни социального общества. Этот особый вид журналистики, именно вид, в любом случае является важной частью общественной сферы, которая развивает общественное мнение, создает новую медиаплатформу современного общества. Блогинг внашей стране, да и за рубежом не только отражает, но и формирует совершенно новые интересы и потребности пользователей Интернета.
Список использованной литературы:
1. Берк Джон. Народная журналистика против профессиональной / Форум молодых редакторов. М.: Изд-во Профсоюз, 2006. с. 5.
2. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация / Проблема жанра и типы текста в научном и медийном дискурсе. М.: Изд-во межвуз. сб. нау ч. тр. Вып. 4, с. 165-175
1. Электронные ресурсы:
2. How to green / Феномен YouTube и необычный способ релаксации. — 15.01.2018. — Режим доступа: http://howtogreen.ru/posts/1840-asmr (Дата обращения 08.04.2018)
3. Meduza / Первые штрафы за личные блоги в Интернете. — 27.05.2016. — Режим доступ: https://meduza.io/news/2015/05/27/roskomnadzor-rasskazal-o-pervyh-shtrafah-po-zakonu-o-blogerah (Дата обращения 08.04.2018)
4. Rusability / Facebook analytics. — 03.05.2017. — Режим доступа: https://rusability.ru/internet-marketing/smm/facebook-statistika-za-2017-god-70-samyh-vazhnyh-faktov/ (Дата обращения 08.04.2018)
5. Аналитическая компания Adindex / Статистика социальной сети «Вконтакте». — 06.11.2017. — Режим доступа: https://adindex.ru/search.phtml (Дата обращения — 03.03.2018)
6. Артур Вельф. Удовлетворение социального влечения / Деньги. 2008. № 40(697). — 13.10.2016. — Режим обращения: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?Docs >
7. Бирюкова Л., Гликин М. Власти решили взяться за блогеров / Ведомости. Власть. — 15.07.2013. — Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/14166941/bloger-pod-prismotrom (Дата обращения -03.03.2018)
8. Блог М.Ю. Соколова. — 03.05.10. — Режим доступа: http://m-yu-sokolov.livejournal.com/ (03.01.2018)
9. Блог «Журналист» / Чем отличается блогер от журналиста. — 20.02.2012. — Режим доступа: http://jyrnalist.ru/chem-otlichaetsya-blogger-ot-jurnalista/ (Дата обращения 08.04.2018)
Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Социальные сети и журналистика: связи и взаимодействие.
Социальные сети стали «виртуальной» заменой коммуникации в целом. Журналисты используют социальные сети в своей работе как обязательный инструмент журналистского творчества. Социальные сети для человека являются огромным миром. Тем не менее, стоит понимать, что соц.сети – пустая форма, в которую пользователь добавляет тот или иной тип контента, наиболее интересный ему. Современный журналист должен взаимодействовать с новыми формами получения и подачи информации. Если его аудитория находится в соц.сетях, то он должен освоить новые технологии для взаимодействия с ней.
Жанры современных СМИ: тенденции развития.
В современном СМИ в центр выдвинулись информационные жанры. Срединное положение занимает группа аналитических жанров, а крупномасштабные жанры типа очерка отошли на периферию. Происходит смешение жанров из разных сфер деятельности. К примеру «статья-прогноз» или «социологическое резюме». Это приводит к жанровому взаимообогащению.
Причины изменений: быстрое информирование (гонка за право быть первыми), на поиск информации и ее выпуск меньше времени, популярны легкие для восприятия жанры, мало профессиональных и талантливых журналистов, интерес к простому человеку упал (очерк вымирает), комбинирование (использование в текстах фрагментов различных жанров). В заметке увеличивается авторская позиция, репортаж может быть о проблемной ситуации и с авторской оценкой.
Новостная журналистика: модели подачи в зависимости от типа СМИ.
ПЕЧАТЬ: В новостной журналистике подача играет важную роль. Все ключевые составляющие хорошего новостного текста должны быть соблюдены, иначе его не будут читать. Нужны иллюстрации, фотоснимки, хорошие заголовки и подписи к ним. Результаты различных исследований и изучений изданий и читательских привычек показывают, что продолжать чтение газетного номера нас стимулируют отдельные элементы макета, а именно: заголовок; снимок; подпись к фотографии; лид; тексты с подзаголовками.
РАДИОВЕЩАНИЕ: Практика отечественной и зарубежной радиожурналистики выработала основные принципы организации информационного вещания. Они основаны на осмыслении прошлого, изучении аудитории, наблюдениях за ее реакцией и т.д. на что обращают внимание слушатели, прежде всего, с каких позиций, по каким критериям оценивают они содержание и форму радиоинформации? Наиболее существенными, значимыми для восприятия являются следующие показатели:
объективность; оперативность; компетентность; актуальность; доходчивость тематика содержания; панорамность.
ТВ: Программы новостей – это всегда общественно значимые передачи, рассчитанные на все возрастные группы, все слои общества и категории населения. Ежедневные выпуски новостей помогают людям сориентироваться в том, что происходит в стране и в мире. Задача же журналиста осветить действительность, учитывая средства, определенные природой и спецификой данного коммуникационного канала. Телевидение как СМИ имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, оно задействует несколько каналов восприятия информации – звуковой и визуальный. С другой стороны – телевизионная картинка быстро меняется, информацию уже нельзя вернуть назад. Поэтому необходимо учитывать специфику восприятия зрителем телевизионной информации и приспосабливать её к аудитории.
ИНЕТ: Глобальная сеть вобрала в себя множество важных свойств информационных систем. Кроме того, Интернет – недорогой механизм. Его отличительной чертой является интерактивность – возможность немедленно отреагировать на сообщения. Развитие независимости. Сегодня большинство печатных изданий имеет свой сайт как дополнение к основной деятельности. Как правило, электронная версия газеты или журнала появляется на сайте сразу после верстки, т.е. раньше, чем печатная версия. Свежий номер должен располагаться все время по одному и тому же адресу, а затем переноситься в архив. Обычно в архиве хранится огромное количество материалов, что обеспечивает возможность поиска информации по заданным пользователем условиям.
82. Аналитическая журналистика: характеристика, технология работы, адресат.
Аналитическая журналистика ориентирована на ярко-выраженный прогноз в какой-либо сфере. К материалам подходят рефлексивно, все изложенные факты анализируют. Помогает читателю глубже проникать в общественные явления и ориентироваться в окружающем мире.
Журналисту необходимо, прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста. Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть.
83. Очерковая журналистика: характеристика, приемы, примеры.
Очерк – король художественно-публицистических жанров и один из наиболее трудоемких работ журналиста. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана, действительно очерковой, передающей атмосферу. Сущность очерка – репортаж+исследование
Соцсети для медиа: как работала команда SMM РИА Новости Материал редакции
Бывшие сотрудники ликвидированного агентства рассказывают о своём подходе к работе
РИА Новости ликвидировано: в здании на Зубовском бульваре начала работу новая структура под руководством Дмитрия Киселёва — МИА «Россия сегодня». У РИА было порядка 150 проектов в социальных сетях с совокупной аудиторией в 6,5 миллионов человек. Только у основных аккаунтов в «ВКонтакте», Facebook, Twitter, YouTube, Google Plus, «Одноклассниках», Instagram, Foursquare и LinkedIn было более 3,5 миллионов подписчиков. Это больше, чем у любого другого российского СМИ.
После того, как SMM-команда покинула агентство, мы попросили их рассказать о своей работе.
Анастасия Бацуева и Альберт Усманов, экс-руководители SMM-отдела РИА Новости
Как выбрать 100 новостей из 5 000
До 2012 года в РИА Новости работали с социальными сетями так, как до сих пор делают большинство СМИ — каждый редактор публиковал те новости, которые казались ему важными и так, как ему казалось правильным. И это понимание у разных людей могло сильно расходиться. Наши исследования показали, что такая схема не работает — ни мы, ни пользователи не понимали, чего ждать от наших проектов.
Нам были необходимы позиционирование и стратегия, единое понимание нашей работы. Мы сформулировали его так:
1. Мы представляем одно из самых авторитетных новостных СМИ;
2. Мы должны доносить до людей максимально полную и объективную повестку дня;
3. В социальных сетях мы работаем для массовой аудитории;
4. В нашей работе мы должны опираться на цифры и факты, а не на личное мнение.
При этом нужно понимать, что РИА Новости — это не просто сайт, а огромный медиахолдинг, который выпускал порядка 5 тысяч единиц контента в сутки для сотни целевых групп: это не только тексты на разных языках, но и видео, фото и инфографики. На страницы агентства в социальных сетях попадают максимум 100 из них. На нас лежала миссия отобрать самые важные сообщения и придумать, как правильно подать их аудитории.
На основные страницы агентства отбирались новости из двух вертикалей: General News и General Interest.
General News
Мы рассказывали о том, что может повлиять на вашу жизнь: о ЧП и катастрофах, о ключевых решениях президента и правительства, о падении рубля, о нарушении прав и свобод, о погоде, в конце концов. Практически по пирамиде Маслоу: мы должны удовлетворить вашу потребность в безопасности, желание быть частью общества, сопереживать и уважать друг друга.
General Interest
Мы доступно рассказывали о том, почему важно то или иное событие, экспериментировали с описательными и развлекательными форматами, и очень много спорили о том, какое количество котиков в месяц не разрушает наш имидж как серьёзного новостного канала.
Кроме понимания этих базовых принципов менеджер, который работал на новостной смене, всегда держал под рукой несколько сервисов аналитики и статистики (Chartbeat, Socialbakers, Google Analytics и другие), чтобы понимать, какие материалы сейчас востребованы, и следил за конкурентами.
Ваша френдлента не равна аудитории социальной сети, а мнение ваших друзей может серьёзно расходиться с мнением ваших подписчиков, если вы работаете с крупными сообществами. Это касается и контента, и инструментов.
Порядка 5–10 процентов материалов из тех, что публиковались на наших страницах, писались редакцией по заказу SMM-деска. Мы занимались мониторингом активностей в социальных сетях, искали новости и отслеживали потенциально виральные темы. В результате появлялись как развлекательные заметки, так и крупные общественно-политические темы, которые неделями обсуждались во всех СМИ.
Новости сами по себе — очень востребованный продукт в социальных сетях. Хорошо написанные новости — тем более. Именно поэтому РИА Новости в социальных сетях не пишет новости провокационно, не пишет важные новости смешно (за очень редкими исключениями) и не рисует мемы. И это работает. «Лента.ру»? Она была прекрасна, но это совсем другой продукт.
Ключевыми точками роста для наших сообществ всегда были крупные события: во время ЧП редакторы социальных сетей мобилизуются так же, как и корреспонденты отдела происшествий.
Как освещение ключевых событий влияет на количество подписчиков
Работая с новостями, вы оказываетесь в потоке сообщений, каждое из которых — срочное и важное. Но если вы находитесь в состоянии постоянного форс-мажора, вы не успеете ничего, кроме публикации ссылок. Внедряйте долгосрочное планирование, синхронизируйте его с планами редакции и выделяйте время сотрудникам на более крупные проекты.
Требования к оформлению новостей у РИА Новости были не менее строги, чем к их отбору. СМИ (впрочем, как и не-медиа бренды) не могут позволить себе небрежное отношение к русскому языку — это моментально сказывается на авторитете у читателей. Строгое соблюдение типографики облегчает восприятие текста, а ни одному SMM-менеджеру не стоит надеяться, что читатель будет прикладывать сверхусилия, чтобы прочитать его сообщение.
Однако 90 процентов российских СМИ забывает о грамотности и оформлении текста, переходя с сайта в социальные сети. Приводим слайды из нашего собственного руководства, которое мы использовали в агентстве.
Не доверяйте SMM школьникам. И журналистам
Кадры в SMM — больная тема для рынка. Если вам нужен SMM-менеджер в медиа, проблема становится еще сложнее. Как правило, человек либо понимает механизмы продвижения, либо знает, чем заявления Михаила Дворковича отличаются от заявлений Аркадия. И единицы догадываются, почему нельзя написать «Ставь лайк, если нравится» после новости об итогах референдума в Крыму.
В большинстве СМИ социальные сети отдают на откуп вчерашним школьникам или штатным редакторам. Первый вариант чреват неприятными для компании скандалами. Второй не самый плохой, но от журналиста в SMM требуется больше, чем умение писать внятные тексты.
Чтобы собрать команду в ее последнем составе, мы прочитали тысячи резюме и провели сотни собеседований: пробовали людей из газет и радио, из диджитал-агентств и даже выпускников журфаков. В итоге нам тоже приходилось отпускать менеджера-одиннадцатиклассника сдавать ЕГЭ по математике, но костяк команды составили журналисты с опытом от трех лет. Они уже на месте использовали законы, регулирующие работу СМИ в интернете, учились применять принципы маркетинга, строить гипотезы, наблюдать за потребителем и, в итоге, развивать продукт.
Уже совсем нет ничего необычного в том, что тебе присылают абсолютно пустые письма с резюме; фотографии в нижнем белье в хайресайзах; когда единственный опыт работы человека — «Менеджер департамента посуды»; тестовые задания с ошибками и фразами «как мне показалось» — все мелочи.
Уже не пугает, что на собеседованиях тебе заявляют, что мы должны вести паблики как лента.ру, аргументируя свою позицию тем, что в ВКонтакте тусит молодая аудитория. Зарплата в сто кусков и фраза «вы же меня научите»; люди не приходящие на собеседование или стажировку — ерунда
Сегодня мне прислали письмо с таким заявлением: соискатель с опытом работы в местном СМИ — аля «Моё Лианозово» не станет делать тестовое задание, т.к. считает, что для этого есть испытательный срок, но вообще, он уезжает отдыхать и через пару месяцев, если мы ему позвоним, возможно, он подумает рассмотреть наше предложение о работе.
В SMM-деске РИА Новости работало 8 человек: руководитель, три менеджера с тим-лидером, которые занимались флагманскими проектами и поддержкой крупных брендов агентства, и два, курировавшие специальные и нишевые проекты. Ещё у нас был технический дизайнер, а три редактора закрывали ночные смены, обеспечивая работу 24/7, параллельно занимаясь UGC-проектами.
Как заработать денег и почему трафик — не главное
Сегодня страницы в Facebook есть даже у трубопрокатных заводов. Но только для медиа это действительно огромное поле возможностей. Не стоит углубляться — про UGC, brand awareness и прочие очевидные вещи написан не один диплом на журфаке. C 2012 года мы начали думать о том, как заработать на социальных сетях деньги.
Считая переходы на сайт, мы быстро уперлись в потолок и поняли, что не сообщества генерируют основную долю трафика из социальных сетей. Например, это делают виджеты. Тогда приоритетом для нас стала работа с партнерами. Один из последних крупных проектов — сотрудничество со Сбербанком, которому было продано брендирование обложек в нескольких сообществах РИА Новости в период Олимпийских игр в Сочи.
Здесь необходимо небольшое скучное отступление. Крупным рекламодателям не особо интересно «вовлечение» (engagement): у вас может быть самая лояльная аудитория, но если у вас мало подписчиков и скромный охват, вы вряд ли что-нибудь продадите. Но именно вовлечение в конечном счёте создаёт охват и показывает, что ваш контент нужен читателю.
Поняв, что engagement для нас важнее трафика, мы перестроили работу с текстом.
Сообщение РИА Новости, которое попадается вам на глаза в ленте Facebook, — это не ребус и не рекламное объявление. Это внятная новость, написанная по принципу перевёрнутой пирамиды, из которой вы поймёте суть происходящего и сами решите, хотите ли вы знать больше. Этот контент самодостаточен, читателю удобно с ним взаимодействовать, а значит, нужные нам показатели идут вверх, а трафик при этом сохраняется.
На этом у нас все. И помните, что смысл вашей работы — приносить пользу людям с выгодой для организации.
И прекратите постить котиков на новостных страницах,
Альберт Усманов, Анастасия Бацуева и экс-команда SMM РИА Новости,
Специально для TJournal
Журналист и социальные сети
Поэтому важно, чтобы редакция как производитель контента создавала его с учетом потребностей, удобства и интересов пользователя. К сожалению, чаще происходит прямо противоположное: осваивая новую медиаплатформу, редакции копируют на нее контент, который накопился в их журналистских запасниках.
Разберем эту ошибку на примере редакции среднестатистической газеты. Газета долгие годы выходила в печатном формате и с определенной периодичностью. Затем появился интернет, и вскоре на профессиональных конференциях задают новый тренд: каждая современная газета должна иметь свой сайт! Редакция послушно стала делать сайт. Где она взяла контент для него? Естественно, в газете.
Именно так интернет заполонили электронные версии печатных изданий — сайты, неотличимые от своих прародителей ни по контенту, ни по структуре, ни по внешнему виду. Оказавшись в общей информационной свалке, редакция поневоле задалась очевидными вопросами: «Что такое интернет-продукт? Чем он отличается от печатного издания? Почему сам принцип структурирования, рубрикатор, темы и ритм, с которым мы публикуем материалы в газете, не подходят для сайта?».
И тут на горизонте появляются социальные сети. Где редакция берет контент для них? На своем сайте. Так запускается вторичный цикл копирования контента. А соцсетям уже дышат в спину новые технологические платформы — мессенджеры и мобильные приложения. И редакция, стараясь не отстать от конкурентов, повторяет прежнюю ошибку — кидается осваивать мессенджеры, копируя скопированное со скопированного.
Редакции кажется, что она развивается в ногу со временем — логично и вполне успешно осваивает современные медиаплатформы. На деле ее инерционный подход лишь замедляет узнаваемость и популярность каждой новой электронной версии всё той же прежней газеты. В итоге редакция тратит время и деньги на производство контента, не соответствует ожиданиям новой аудитории.
Каждая новая медиаплатформа предполагает свои модель и режим потребления информации. Человек, который привык пользоваться интернетом с мобильного телефона — совсем не тот человек, который любит сидеть за офисным компьютером с монитором диагональю 19 дюймов. Поэтому важно, чтобы редакция как производитель контента создавала его с учетом потребностей, удобства и интересов пользователя. К сожалению, чаще происходит прямо противоположное: осваивая новую медиаплатформу, редакции копируют на нее контент, который накопился в их журналистских запасниках.
Разберем эту ошибку на примере редакции среднестатистической газеты. Газета долгие годы выходила в печатном формате и с определенной периодичностью. Затем появился интернет, и вскоре на профессиональных конференциях задают новый тренд: каждая современная газета должна иметь свой сайт! Редакция послушно стала делать сайт. Где она взяла контент для него? Естественно, в газете.
Именно так интернет заполонили электронные версии печатных изданий — сайты, неотличимые от своих прародителей ни по контенту, ни по структуре, ни по внешнему виду. Оказавшись в общей информационной свалке, редакция поневоле задалась очевидными вопросами: «Что такое интернет-продукт? Чем он отличается от печатного издания? Почему сам принцип структурирования, рубрикатор, темы и ритм, с которым мы публикуем материалы в газете, не подходят для сайта?».
И тут на горизонте появляются социальные сети. Где редакция берет контент для них? На своем сайте. Так запускается вторичный цикл копирования контента. А соцсетям уже дышат в спину новые технологические платформы — мессенджеры и мобильные приложения. И редакция, стараясь не отстать от конкурентов, повторяет прежнюю ошибку — кидается осваивать мессенджеры, копируя скопированное со скопированного.
Редакции кажется, что она развивается в ногу со временем — логично и вполне успешно осваивает современные медиаплатформы. На деле ее инерционный подход лишь замедляет узнаваемость и популярность каждой новой электронной версии всё той же прежней газеты. В итоге редакция тратит время и деньги на производство контента, который не соответствует ожиданиям новой аудитории.
Хороший пример такого подхода — редакция сайта sports.ru. Она выпустила более 160 мобильных приложений, каждое из которых посвящено определенному виду спорта, а по популярным видам спорта — специализированные приложения для болельщиков разных команд. Почему? Потому что любители бобслея и тенниса — абсолютно разные целевые аудитории, а болельщики «Спартака» и ЦСКА — разные сегменты одной целевой аудитории.
Забавно, что на уровне спортивных болельщиков мы это прекрасно понимаем, но не учитываем, что во всех остальных тематических областях люди точно также разделились по интересам — и эту возможность персонализации нам дали социальные сети. Впервые редакции могут взаимодействовать с каждой отдельной узкой группой своих читателей, создавать для них специализированные ленты новостей и наполнять только тем контентом, который действительно интересует пользователя.
В социальных сетях люди четко сегментированы по интересам. Если вы хотите увеличить свою аудиторию, создав группу в социальной сети, единственный эффективный путь — найти темы, которые волнуют пользователей этой площадки.
Хороший пример такого подхода — редакция сайта sports.ru. Она выпустила более 160 мобильных приложений, каждое из которых посвящено определенному виду спорта, а по популярным видам спорта — специализированные приложения для болельщиков разных команд. Почему? Потому что любители бобслея и тенниса — абсолютно разные целевые аудитории, а болельщики «Спартака» и ЦСКА — разные сегменты одной целевой аудитории.
Забавно, что на уровне спортивных болельщиков мы это прекрасно понимаем, но не учитываем, что во всех остальных тематических областях люди точно также разделились по интересам — и эту возможность персонализации нам дали социальные сети. Впервые редакции могут взаимодействовать с каждой отдельной узкой группой своих читателей, создавать для них специализированные ленты новостей и наполнять только тем контентом, который действительно интересует пользователя.
Как это поможет решить информационные задачи пользователя, когда в Фейсбуке, ВКонтакте, Одноклассниках он наталкивается на группу, которая несёт гордое имя условной газеты «Солнечная правда»?
Сравните такое название с более «социальными»: «Велосипедисты Воронежа», «Домашнее обучение в Перми», «Мебель своими руками». За этими тремя названиями стоит понятный контент и список обсуждаемых вопросов. От названий, унаследованных от газет и телеканалов, такое понимание не рождается.
Такие редакции напоминают ребенка, который раз за разом залезает на табуретку и разыгрывает моноспектакль для уставших и зевающих родителей. Вероятно, редактор «Солнечной правды» просто забыл, что листая ленты соцсетей, он действует как обычный человек: понимает, что в группе «Автомобилисты против мигалок» собираются люди, считающие, что с мигалками не должны ездить все подряд, а в группе «Рукоделие вместе с детьми» мамы обмениваются советами, как заинтересовать детей рукоделием.
Вместо того, чтобы создать социальной сети несколько разных групп, дать им понятные названия, отражающие тематику и интересы пользователей, редакции делают противоположное — открывают одну единственную группу имени себя.
Как это поможет решить информационные задачи пользователя, когда в Фейсбуке, ВКонтакте, Одноклассниках он наталкивается на группу, которая несет гордое имя условной газеты «Солнечная правда»?
Сравните такое название с более «социальными»: «Велосипедисты Воронежа», «Домашнее обучение в Перми», «Мебель своими руками». За этими тремя названиями стоит понятный контент и список обсуждаемых вопросов. От названий, унаследованных от газет и телеканалов, такое понимание не рождается.
Такие редакции напоминают ребенка, который раз за разом залезает на табуретку и разыгрывает моноспектакль для уставших и зевающих родителей. Вероятно, редактор «Солнечной правды» просто забыл, что листая ленты соцсетей, он действует как обычный человек: понимает, что в группе «Автомобилисты против мигалок» собираются люди, считающие, что с мигалками не должны ездить все подряд, а в группе «Рукоделие вместе с детьми» мамы обмениваются советами, как заинтересовать детей рукоделием.
Желая нарастить свою аудиторию, редакция должна создавать контент, который отличается от традиционного «мы покажем и расскажем». Прежде всего, он должен быть дискуссионным, наполненным вопросами и свежими идеями для публичных обсуждений. В свою очередь, масштабность и активность дискуссий в конкретном сообществе будет напрямую зависеть от ядра группы — круга социально активных людей.
Что такое социальная активность в данном контексте? Это погруженность и неравнодушие к какому-либо вопросу. Однако успешным блогером может стать далеко не каждый. Например, детский реаниматолог, даже если находится внутри профессиональной среды, знает, как устроена жизнь обычной больницы, имеет индивидуальное мнение и не боится его высказывать. Но этого мало. Нужно уметь хорошо и информативно подавать свое мнение, обладать живой и образной речью.
Лишь в тех редких случаях, когда все эти качества сочетаются, возникает яркая личность, которая становится центром крупного сообщества. Только тогда люди, которых волнует тема детской реанимации, будут на него подписываться и активно участвовать в дискуссии — так появляется ядро активных пользователей группы. Затем активное ядро обрастет пассивными читателями, которые редко участвуют в дискуссиях, но значительно увеличивают общую массу сообщества. Соответственно, чтобы группа редакции хорошо «выстрелила» в социальных сетях, ее модератор должен искать ярких людей из активного ядра других групп, договариваться с ними и с небольшими комментариями публиковать их высказывания в своей редакционной группе, задача которой — сталкивать разные точки зрения и устраивать новые дискуссии.
Социальные сети — формат, противоположный вещательному. Это пространство обмена информацией, в котором люди с помощью лайков и комментариев выражают свое отношение к происходящему, радуются новостям, сомневаются в них, соглашаются или возражают. В соцсетях представлена вся палитра отношения людей к любому редакционному контенту.
Желая нарастить свою аудиторию, редакция должна создавать контент, который отличается от традиционного «мы покажем и расскажем». Прежде всего, он должен быть дискуссионным, наполненным вопросами и свежими идеями для публичных обсуждений. В свою очередь, масштабность и активность дискуссий в конкретном сообществе будет напрямую зависеть от ядра группы — круга социально активных людей.
Что такое социальная активность в данном контексте? Это погруженность и неравнодушие к какому-либо вопросу. Однако успешным блогером может стать далеко не каждый. Например, детский реаниматолог, даже если находится внутри профессиональной среды, знает, как устроена жизнь обычной больницы, имеет индивидуальное мнение и не боится его высказывать. Но этого мало. Нужно уметь хорошо и информативно подавать свое мнение, обладать живой и образной речью.
Лишь в тех редких случаях, когда все эти качества сочетаются, возникает яркая личность, которая становится центром крупного сообщества. Только тогда люди, которых волнует тема детской реанимации, будут на него подписываться и активно участвовать в дискуссии — так появляется ядро активных пользователей группы. Затем активное ядро обрастет пассивными читателями, которые редко участвуют в дискуссиях, но значительно увеличивают общую массу сообщества. Соответственно, чтобы группа редакции хорошо «выстрелила» в социальных сетях, ее модератор должен искать ярких людей из активного ядра других групп, договариваться с ними и с небольшими комментариями публиковать их высказывания в своей редакционной группе, задача которой — сталкивать разные точки зрения и устраивать новые дискуссии.