Start-365.ru

Работа и Занятость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Универсальный журналист это

Универсальный журналист для конвергентной журналистики.

Понятию «универсальный журналист», которое стало особенно популярным с развитием процесса конвергенции СМИ, дают разные определения, например, в словаре Э.П. Кессарийского находим следующие толкование термина: универсальный журналист – это «тот, кто обладает отточенным пером, разбирается в основах верстки, может раздобыть рекламу. Ему доверяют роль дежурного редактора, он не бросит коллег в беде. Он всеобъемлющ». Сегодня под универсальным журналистом все чаще понимается журналист, способный готовить материалы для разных СМИ. Раньше те функции, с которыми теперь справляется один человек, выполняли несколько журналистов, прошедших обучение по разным специализациям, таким как: газетная журналистика, интернет-журналистика или радио/ТВ-журналистика». Примером такого журналиста-универсала или журналиста, умеющего готовить материалы для разных СМИ, может служить Престон Менденхолл, международный корреспондент NBC News, который в мае 2001 г., вооружившись диктофоном, цифровой видеокамерой, фотоаппаратом, ноутбуком и спутниковым телефоном, отправился в Афганистан. Двухнедельная командировка обошлась NBC News приблизительно в 6 тыс. долл. США, включая услуги местного гида. 6 тыс. долл. − это приблизительно одна десятая стоимости обычной группы журналистов из четырех человек: видеооператора, корреспондента, режиссера и звукорежиссера.

А что на практике?

Антон Глебов, редактор интернет-проекта www.sovsport.ru, полагает, что «универсализма вполне можно достичь, хотя это очень сложно, но к этому надо стремиться». От сотрудников интернет-отдела он требует универсализма: «каждый из журналистов отдела может справиться с работой, которую обычно не выполняет. Например, корреспондент, пишущий новости, может заняться статистикой, бильд-редактор в состоянии написать новость, а статистик без труда сделает фотографию». А. Глебов отмечает, что «возможно, сейчас трудно себе представить журналиста-универсала, но лет через десять таких журналистов, скорее всего, будет очень много и студентов на первом курсе журфака будут этому обучать».

Западные журналисты-практики более оптимистично настроены в плане освоения кроссмедийной журналистики. Например, практически все из 75 журналистов и редакторов двух датских региональных газет – «Норджуске» (Nordjyske) и «Фюне стифтстиденде» (Fyens Stiftstidende) уверены, что «журналист должен уметь быстро написать материал для радио или интернет-сайта, найти нужный формат подачи материала для разных медиаплатформ».

Некоторые журналисты тоже считают, что современный журналист должен иметь навыки подготовки материалов для разных медиаплатформ, желательно, чтобы газетчик знал азы фотожурналистики, азы видеосъемки, но при этом сохранял ключевую специализацию и в ней был профессионалом. Как отмечает Павел Сухов, главный редактор GZT.RU, «пишущий журналист должен уметь снять видео, положить его на сервер, а дальше другой человек должен его обработать. У журналиста должна быть ключевая компетенция. Невозможно одновременно содержательно комментировать событие, снимать себя на фоне происходящего события и монтировать запись». Так же считает и Марк Веббер, заместитель редактора сайта «Сан онлайн» (Тhe Sun Online), который говорит, что журналист не обязательно должен «держать в одной руке ручку, а в другой камеру – это различные специализации, и в каждой есть свои специалисты». Необходимость наличия новых навыков у журналистов сегодня ощущают в некоторых российских медикомпаниях, где постепенно внедряются различные тренинговые программы. Такие программы сегодня есть в агентстве РИА «Новости», медиа-холдинге «Алта-пресс», в «НГ», «АиФ», «Коммерсанте», «Советском спорте». В «АиФ» проводятся тренинги по фотожурналистике, по созданию видеоконтента для сотрудников из интернет-отдела и для всех желающих из газеты, бизнес-тренинги, основная цель которых научить журналистов продавать контент. В «Коммерсанте» тоже действуют различные тренинги на уровне отделов. В РИА «Новости» все сотрудники компании проходят целый курс из семинаров, лекций и практических занятий по принципам и основам мультимедийного вещания. В «Советском спорте» журналистов обучали тому, как ставить материалы на сайт, определять статус новости, место и время ее публикации, прописывать теги.

Журналисты зарубежных медиакомпаний проходят обучение как в своей редакции, так и нередко в других организациях. Например, журналисты из «Манчестер Ивнинг Ньюс» (Manchester Evening News), которые повышают свою квалификацию в Центре мультимедийной интернет-журналистики и конвергенции при Университете Южной Каролины.

Профессия журналист: вымирающий вид, или что говорят прогнозы

Чем занимается журналист? Чем отличается хороший журналист? Что угрожает журналистике и стоит ли ее выбирать сегодняшним выпускникам?

Интригует, не правда ли? Неужели журналисты станут невостребованными? И как быть, если все-таки чувствуешь призвание к журналистике? Поговорим о требованиях к профессии журналиста, смежных профессиях, уровне зарплат и востребованности журналистов сегодня.

Профессия журналиста

Журналист — это человек, который создает новости. Журналисты формируют информационное поле, в котором мы с вами живем: слушаем утренние шоу по радио, днём читаем статьи и смотрим видеоролики в смартфоне, а вечером смотрим новостные передачи по телевизору.

Благодаря работе журналиста мы узнаем информацию за пределами своего круга общения – какой прогноз погоды на завтра, стоит ли покупать новый гаджет, что происходит в горячих точках планеты, кто стал президентом в нашей или соседней стране. Поэтому, определенно, без труда журналиста в мире наступила бы великая тишина и всеобщее незнание.

Журналистика как профессия известна с древности. И отношение к ней в обществе до сих пор очень неоднозначное. С одной стороны, свободная пресса обличает проблемы общества. «Журналист — это чистильщик улиц, работающий пером», — говорил Наполеон. «Я глубоко убежден, что, если вашей целью является изменение мира, журналистика — это самое действенное и быстрое оружие для этого», — считал Том Споппард, британский драматург. А с другой стороны, пресса никогда не бывает абсолютно свободна. Если не говорить о прямой цензуре, то все равно издания и тв-каналы не могут остаться независимыми. На них влияет мнение заказчика, который финансирует СМИ, или мнение выпускающего редактора, который формирует выпуск. «Авторы газетных колонок — это несостоявшиеся торговцы мелким галантерейным товаром. Родители вынудили их заняться более интеллигентной профессией, но врожденный талант все-таки пробивает себе дорогу», — саркастически говорит Карл Краус (австрийский писатель и публицист).

Какие бывают журналисты и что они делают

Журналист — это общее название для десятков различных профессий. Для создания новостей в журналах и на телевидении работает целая команда:

Корреспондент/репортер работает на передовой: собирает сведения, берет интервью, получает и обрабатывает первичную информацию.
Обозреватель/аналитик создаёт и готовит к выпуску обзоры, статьи, расследования, комментарии, аналитические интервью и т.д.
Корректор — технический специалист, который устраняет ошибки в текстах.
Редактор / главный редактор / выпускающий редактор — специалист, который отвечает за общую концепцию выпуска.
Телерадиоведущий — представляет новости и ведет передачи в эфире.

При выпуске новостей журналистам не обойтись без представителей других творческих профессий: фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик, оператор, звукорежиссер.

Журналист может специализироваться на определенном жанре — на информационной, аналитической или творческой журналистике. А может работать в конкретной теме: политика, экономика и бизнес, спорт, глянец (мода и стиль), наука и техника. Чтобы представить разнообразие тематик, вспомните, что многие российские компании выпускают свои корпоративные газеты и журналы. Поэтому можно писать о еде, путешествиях или новинках кино, а можно о нефтяниках, кредитовании, производстве бумаги или грузовиков.

Что угрожает журналистике

Как вы понимаете, ей грозит далеко не роботизация, потому что написать хороший, вызывающий эмоции текст для человека может только человек. На традиционную печатную журналистику наступает интернет и социальные сети. Пост очевидца событий в twitter, а не статья в газете расскажет читателю о наводнении или флешмобе. Репортеры все меньше ездят в командировки, потому что можно просто посмотреть прямую трансляцию на youtube, которую ведут очевидцы происшествия. Популярные люди могут рассказывать о себе не только в интервью телеканалу, но и просто в своем Instagram. Журналист оказывается только посредником в передаче информации.

Читать еще:  Шеф редактор сайта

Теперь практически каждый человек может стать журналистом в своих социальных сетях. Поэтому самой свободной прессой стали личные блоги, которым читатели доверяют больше, чем авторитетному традиционному изданию.

Что делать профессиональным журналистам в такой обстановке? Меняться и идти в ногу со временем. Вести свои блоги, только лучше и эмоциональнее, чем это делают непрофессиональные авторы. При этом оставаться честным и непредвзятым. Видео и публикации современных онлайн-СМИ профессионалы называют модным словом «контент». Так вот, профессиональный журналист может создавать самый качественный контент, и люди к нему потянутся.

Неудивительно, что человек, с любовью относящийся к делу, всегда найдет возможность для самореализации. Стив Уотсон — журналист, публицист, который создавал бортовые журналы для разных авиакомпаний и всей душой любит печатные издания. Стив открыл Stack — сервис, который ежемесячно отправляет подписчикам новый неизвестный журнал. Каждый журнал Стив отбирает сам, путешествуя по миру. Он сам наслаждается изучением журналов и дарит радость таким же фанатам печатной продукции как он. «Я порой забываю, что в целом дела в индустрии печатных журналов идут, прямо скажем, не очень, — смеется Стив, — в моем уютном независимом углу все цветет и пахнет».

Смежные профессии

Развитие интернета и социальных сетей породило новые профессии, связанные с журналистикой. Компании осознают, что информация — это хороший способ продвижения своих товаров и услуг, а значит, нужны профессиональные писатели, которые умеют говорить с аудиторией на одном языке. Журналисты легко осваивают такие профессии, как:

Копирайтер — специалист, который пишет тексты для рекламы и статьи на сайт компании.
Контент-менеджер — специалист, который продумывает стратегию общения с аудиторией через разные каналы коммуникации (сайт, социальные сети, журнал, youtube и т.д.).
PR-менеджер — специалист по рекламе и связям с общественностью.
Специалист по внутренним коммуникациям — сотрудник, который проводит корпоративные мероприятия, ведет внутренние социальные сети и выпускает журнал.
SMM-менеджер — специалист, который формирует образ компании в глобальном информационном пространстве с помощью создания контента в социальных сетях.
Рерайтер — специалист, который адаптирует готовый текст для сайта или социальных сетей.
Блогер — «сам себе журналист».

Если вы думаете о фундаментальном образовании в журналистике, то присмотритесь и к этим профессиям.

Плюсы и минусы профессии журналиста

+ творческая разнообразная работа
+ новые знакомства и общение
ненормированный график
высокий уровень стресса и часто авральный режим работы

Какими качествами должен обладать хороший журналист

Коммуникабельность
Грамотная письменная и устная речь
Эмоциональный интеллект
Аналитический склад ума
Умение анализировать большие объемы информации
Толерантность
Хороший внешний вид
Энергичность
Креативность

Где учиться

Самими сильными российскими вузам, которые готовят журналистов, считаются:
• МГУ им. М.В. Ломоносова (в Москве)
• НИУ ВШЭ (в Москве)
• МГИМО (в Москве)
• СПбГУ (в Санкт-Петербурге)
• УРФУ (в Екатеринбурге)

Чтобы поступить на журналистику после 11 класса, вам необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку и, во многих вузах, творческий конкурс (ДВИ).

Где работать

• В издательствах
• В средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания
• На фрилансе
• Открыть свое медиа

Оплата труда (диапазон зарплат)

И, что очень важно, востребованность журналистов относительно низкая. Количество вакансий «журналист» на апрель 2019 года на сайте Headhunter.ru — всего 605. Сравните с профессией SMM-менеджера — 3 641 вакансия. И оплата труда SMM-специалиста достигает 150 тыс. рублей, с учетом того, что он может одновременно вести несколько проектов.

Несмотря на это, унывать не стоит. Журналистика дает возможность работать в разных смежных специальностях с высокими зарплатами.

Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом

✔ Завести свой блог, влог и делиться с окружающими событиями и мыслями, которые вас волнуют.
✔ Вести школьные группы в соцсетях и писать статьи на школьный сайт.
✔ Изучить книги и блог Максима Ильяхова, «Писать легко» Ольги Соломатиной, «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга.
✔ Посмотреть интервью и видеоблоги Владимира Познера, Юрия Дудя, Леонида Парфенова, Евгения Савина.
✔ Изучить современные сервисы для журналистов, например, pressfeed.ru.
✔ Много читать. Выбирать литературу разных жанров, отмечая писательские удачи и неудачи.
✔ Выступать перед публикой при любом удобном случае.
✔ Посмотреть фильмы о писателях и журналистах: «Общество мертвых поэтов», «В центре внимания» (18+), «Плутовство», «Дьявол носит Прада» и т.д.

Попробовать себя в роли журналиста можно на SocialСмене этим летом (с 7 по 20 июля)

Удачи вам! Пишите и сокращайте!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Что такое «универсальная журналистика»

Универсальная журналистика это особый вид профессиональной деятельности по производству системы журналистских материалов, созданных в условиях слияния ранее разобщенных СМИ и предназначенных для передачи по различным каналам связи (телевидение, радиовещание, печатные, мобильные и интернет- издания), объединенным на интегрированном медиарынке сетевым обслуживанием, программными продуктами и мультимедийными услугами.

Переход от постиндустриального общества к ин- формационному идет на основе внедрения новейших достижений ин- формационных и телекоммуникационных технологий. Интерактивные СМИ предоставляют все больше каналов распространения информации, что вносит серьезные изменения в традиционную систему СМИ. Теперь газеты, радио, телевидение и Интернет встречаются на одном поле — в мультимедийной среде. Происходит сближение разных по природе

средств массовой информации. Данные тенденции были исследованы еще в 1970-е годы и раскрыты как принципы совокупного использования методологических аспектов системного подхода к журналистике и системе средств массовой информации на основе общих для печати, радио и телевидения функций.

Жанры универсальной журналистики обладают особыми жанроформирующими признаками, это:

1. Мультимедийность (наличие и количество медийных платформ, их формы и вариации: текст, звук, видео, фото, анимация, графика, инфографика).

2. Гипертекстуальность (наличие в произведении гиперссылок на материалы по данной теме, на дополнительную информацию, на источники, на комментарии и т.п.).

3. Интерактивность (возможность просмотра материала, оценка, варианты взаимодействия представителей аудитории с автором (от- править письмо, опрос) и между собой (отправить другу, «поделиться» в социальных сетях). Комментарии пользователей к материалу могут содержать и личное мнение, и дополнительную информацию по теме).

Функционирование конвергентных СМИ в современном медиапространстве способствовало появлению универсальной (конвергентной) журналистики, что, безусловно, сформировало новые требования к профессиональным и личностным качествам медиаспециалиста, суть которых выражается в способности журналиста к эффективной профессиональной деятельности в условиях редакции конвергентного типа.

Читать еще:  Внештатный журналист москва

Каковы лингвистические особенности текстов для печатных СМИ, для ТВ, для радио, интернет-текста?

Печатный текстдолжен обладать следующими основными свойствами:

* содержательный и интересный лидер-абзац;

* высокая аналитичность и комментированность информации;

* максимальная выразительность и информативность текста;

1. Лексика — нейтральная, с вкраплениями из других стилей. Активно употребляются газетизмы, газетная профессиональная лексика, заимствованные слова и интернационализмы. Также для газетных жанров характерны термины, неологизмы, профессионализмы, просторе- чия, которые допускаются в определенных стилистических целях. Не следует употреблять многозначные слова.

2. Фразеология — нейтральная, с оттенком официальности. Исполь- зуется и оценочная фразеология, как с положительной, так и с отри- цательной оценкой. Это связано с необходимостью выразить мысль броско, экспрессивно. Речевой выразительности можно достигнуть, используя обновленные фразеологизмы (например: «Мал Люксем- бург, да дорог»). Для периодической печати важна не только инфор- мативность, но и экспрессивность, поэтому не бойтесь использовать необычные лексические сочетания, художественно-изобразительные средства (метафора, олицетворение), экспрессивные определения (эпитеты). Нужно избегать речевых штампов, повторений одних тех же слов, оборотов, конструкций.

3. Морфология. Для экспрессии используются собирательные существительные (Как помочь студенту?), формы множественного числа существительных приобретают значение обобщенной совокупности (наши отцы, деды, матери). Экспрессию также помогут выразить формы превосходной степени сравнения прилагательных и наречий, прилагательные-колоротивы. Не следует употреблять наречия для обозначения шкалы ценностей (фактически новый, очень красивый), глаголы в сослагательном наклонении. Используйте настоящее время (настоящее репортажное), чтобы читатель мог ярче представить дей- ствие, а также оттенки настоящего времени (настоящее прошедшее и ближайшее будущее).

4. Используйте средства поэтического синтаксиса (антитезы, ин- версии, параллелизм), однородные члены предложения, обособления, вопросительные и восклицательные предложения. Однако наличие этих выразительных средств не говорит о том, что предложения долж- ны быть длинными и громоздкими. Используйте простые осложнен-

Телевидение

1. Лексика — нейтральная, межстилевая, с вкраплениями из других стилей. Терминология должна быть понятна каждому зрителю, соответствовать теме материала. Неологизмы нужно использовать крайне осторожно или не употреблять вообще, так как подобные слова понятны узкому кругу лиц, а телевизионный текст рассчитан на массового потребителя информации (исключением могут быть специализирован- ные программы). Телевизионная лексика не терпит канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии. Использование профессионализмов, диалектизмов и т.д. должно быть строго мотивировано тематикой сюжета.

2. Морфология. Существительные (собственные — вызывают доверие телезрителя, так как конкретизируют текст). Нежелательно использовать отглагольные существительные. Прилагательные (качественные) использовать с осторожностью. Большое количество прилагательных в телевизионном тексте не требуется, так как видеоряд наглядно отображает событие.

3. Синтаксис. Телевизионная речь требует четкости и краткости, следовательно, необходимы двусоставные распространенные предложения, но без обособленных определений и обстоятельств, выраженных причастными и деепричастными оборотами, длинных рядов однородных членов. Употребление сложных предложений возможно, но нежелательно. Если автор прибегает к их использованию, они должны быть максимально короткими и негромоздкими, легко восприниматься на слух.

Имена нужно приводить в полной форме (имена и фамилии нужно упоминать в сюжете дважды, если это важная деталь); должности или профессиональная принадлежность персонажей приводятся в краткой (но принятой) форме; числительные округляются (за исключением случаев, где нужны точные данные); аббревиатуры, которые могут быть непонятны читателю, следует расшифровывать.

Текст должен содержать повтор наиболее важной информации, так как внимание аудитории «включается» в зависимости от того, что ее интересует. Так, например, телезрители могут не прислушиваться к новостям, пока не услышат имя какой-то известной личности. Тогда сразу появляются вопросы «Что случилось?», «При каких обстоятельствах?», поэтому повторите ключевые моменты еще раз.

Правильный хронометраж сюжета. Рассчитывая объем текста, нужно помнить правило — не бывает новости, которую нельзя было бы изложить за 30 секунд. Следует тщательно отбирать информацию. Добротный хронометраж информационного материала —2,5 или 3 минуты.

Некоторые специфические черты, обусловленные природой данного вида связи, следует учитывать при разработке текста для радио:

* одновременность — радиосвязь позволяет мгновенно переда- вать информацию на неограниченные расстояния, причем по- лучение сигнала происходит в момент передачи;

* отсутствие визуального ряда;

* акустичность — использование звучащего слова в качестве основного средства воздействия. При этом информация может быть не только смысловой, но и несмысловой — это индивидуальные особенности голоса, интонационные оттенки речи, грамотность.

основная задача радиожурналиста — создание полноценных образов, способных погрузить слушателя в ситуацию. Необходимо использовать в тексте яркие и полные описания, способные воссоздать картину в со- знании аудитории.

Акустичность — главная особенность радио. Средством воздействия радиожурналиста служит слово, поэтому стоит уделять особое внимание подбору каждого элемента текста в отдельности. Не стоит использовать в речи причастные и деепричастные обороты. Следует отказаться от длинных, перегруженных информацией предложений, заменив их более короткими.

Предпочтительнее не использовать в материале прямое цитирование. Обязательно указывайте источник информации, если она не была получена в ходе самостоятельного журналистского расследования.

Таким образом, можно выделить критерии текста для радио:

* простые синтаксические конструкции;

* хорошее восприятие на слух;

Для интернет-текстов характерны свои особенности, например: правильно строить заголовок необходимо из слов, имеющих прямое значение, несущих основную смысловую нагрузку.

Имеет свои особенности и лексика интернет-текста. Во-первых, это большое количество слов, свойственных разговорной речи.

Во-вторых, значительное количество заимствований, в основном из английского языка; в-третьих, широкий диапазон терминов, в том числе технических.

При использовании заимствований, терминов, аббревиатур даются пояснения или в тексте, или в низу страницы.

Не включаются в текст слова-связки: «как известно», «напомним, что», «как уже было сказано». Это лишние словосочетания, они не несут никакой смысловой нагрузки и загружают текст.

Характерная особенность морфологии интернет-текста — активное употребление собственных имен существительных, множественного числа имен существительных; используются глаголы совершенного и несовершенного вида в прошедшем времени. Глаголы в повелитель- ном наклонении вместо 2-го лица множественного числа употребля- ются в переносном значении в форме 1-го лица множественного числа (так называемое инклюзивное значение).

На уровне синтаксиса язык Интернета испытывает сильное влияние разговорной речи. Это могут быть в большом количестве простые, неполные, эллиптические, парцелированные, вопросительные и восклицательные предложения. Сложные предложения чередуются с простыми.

Сплошной текст необходимо разбивать на абзацы, состоящие из нескольких предложений. Один абзац отделяется от другого пустой строкой. Очень важно, чтобы в каждом абзаце содержалась одна законченная мысль, это упрощает понимание текста.

Концепция журналиста-универсала

С развитием процесса конвергенции СМИ очень популярной стала концепция газетчика-универсала. Сам термин «универсальный журналист» имеет различные толкования, он оброс разными синонимами. Под универсальным журналистом чаще понимается журналист, способный готовить материалы для разных СМИ, разных медиаплатформ. Данное толкование появилось уже достаточно давно. Еще в 1950—60 гг. прошлого века на вопрос, «какого принципа, по Вашему мнению, следует придерживаться при подготовке работников для разных средств информации (печать, ТВ, РВ, информационные агентства, сетевые СМИ, реклама, пабликрилейшнз)» [1] ,37,5% опрошенных — среди них выпускники факультета журналистики МГУ — отвечали: «готовить журналистов-универсалов для работы в любом средстве информации» [2] .

Многие споры о профессиональных компетенциях журналиста в условиях развития информационных технологий сводятся к вопросу о том, должен ли современный журналист уметь одинаково хорошо готовить текстовые, видео-, аудиоматериалы, уметь мыслить мультимедийно, т.е. понимать, какая медиаплатформа предпочтительнее для распространения того или иного контента, как лучше представить информацию: в виде текстового материала или, например, сделать видео-слайд-шоу.

Читать еще:  Бренд маркетолог обязанности

Зарубежные эксперты очень редко используют термин «универсальный журналист» (universal journalist) — гораздо чаще встречается понятие «cross-media trained journalist» 1 — кроссмедийный журналист, т.е. журналист, умеющий готовить материалы для разных СМИ, разных медиаплатформ, а также понятие «multi-skilling journalist» [3] [4] — мультимедийный журналист. Исследователи проекта «Европейская мультимедийная новостная среда» дают ему такое определение: «люди, владеющие более чем одной журналисткой специализацией. Раньше те функции, с которыми теперь справляется один человек, выполняли несколько журналистов, прошедших обучение по разным специализациям, таким как газетная журналистика, интернет-журналистика или радио/Т В-журналистика» [5] .

Испанские эксперты Дэвид Доминго, Рамон Салаверриа и другие под понятием «multiskilling» подразумевают: не только «media multiskilling» [6] (т.е. умение производить контент для разных медиа), но и «Issue multiskilling» [5] (т.е. умение освещать разные темы).

Также можно встретить термины «do-it-all journalists» [8] — журналисты на все руки и «all-in-one journalists» [5] — универсальные журналисты, журналисты-универсалы. «Они также готовят материалы для разных медиаплатформ. Большинство могут работать с телевизионными камерами, цифровыми камерами и звуковым оборудованием. Они знают, что лучше представить как видеоматериал, а что передать посредством аудиоматериала» [8] .

Для обозначения журналистов, умеющих готовить материалы для разных медиа, часто используется также термин «back-pack- journalist» 1 — рюкзачный журналист. В рюкзаке у такого журналиста обычно есть лэптоп, профессиональный диктофон, цифровая камера с запасными батареями, мобильный телефон, тетради и ручки. «Рюкзачные журналисты — специально подготовленные люди из среды квалифицированных журналистов. Очень часто они делают эксклюзивный контент для сайта. Снимают видео, пишут статьи, делают фотоматериалы и сами все это редактируют с помощью простого в использовании оборудования» [11] [5] . Потом рюкзачный журналист отсылает контент в редакцию посредством широкополосной передачи данных или используя другие способы передачи информации: через спутниковую связь или волоконно-оптический кабель.

Рюкзачный журналист — это тот же журналист на все руки, универсал, кроссмедийный или мультимедийный журналист, но специфика его в том, что он обычно едет в определенное место, возможно в место военных действий, и оттуда пересылает свои материалы. Рюкзачный журналист может проникнуть в точки, куда нельзя пройти большой съемочной группе. В Ираке, например, рюкзачные журналисты работали в непосредственной близости от зоны военных действий.

Примером такого рюкзачного журналиста может служить Престон Менденхолл (Preston Mendenhall), международный корреспондент MSNBC.com, который в мае 2001 г., вооружившись диктофоном, цифровой видеокамерой, фотоаппаратом, ноутбуком и спутниковым телефоном, отправился в Афганистан. Двухнедельная командировка обошлась MSNBC.com приблизительно в 6000$, включая услуги местного гида. 6000$ составляло тогда приблизительно одну десятую стоимости обычной группы журналистов из четырех человек: видеооператора, корреспондента, режиссера и звукорежиссера.

Среди других известных журналистов-универсалов называют Чарли Мейерсона (Charlie Meyerson) — собкора «Чикаготрибьюн.ком» (chica- gotribune.com), Адриана Филипса (Adrian Phillips) — мультимедийного репортера на TBO.com. и др.

Чарли Мейерсон был радиожурналистом, прежде чем получил эту должность. Став собкором «Чикаготрибьюн.ком», он занимался обновлением текстовых новостей на сайте, готовил утреннюю ежедневную рассылку новостей по почте, выходил утром в эфир на радио, а также проводил тренинги для коллег по радиовещанию.

В 2005 г. журналистами компании «Ганнет» был создан еще один термин — «мобильные журналисты» (mobile Journalists, mojo) [13] . Мобильные журналисты — это штатные репортеры или фрилансеры, часто у них нет своего рабочего места в ньюзруме и они готовят материалы вне редакции. Специфика мобильных журналистов в том, что «посредством современных смартфонов они могут скомпоновать мультимедийный материал в полевых условиях, дополнить фотографиями, аудиоматериалами и загрузить на сайт» 1 . Практически все рюкзачные, мультимедийные (или кроссмедийные, универсальные), мобильные журналисты ранее имели опыт работы в разных СМИ.

Есть мнение, что журналисты-универсалы могут вытеснить обычных, но «ряд исследователей уверены, что пройдет много времени, прежде чем они будут играть главные роли в медиакомпании, если вообще такое время наступит» [14] [15] .

Существует и другое мнение. Некоторые эксперты говорят о том, что «времена backpack-журналистов прошли» [16] . Так, например, считает ветеран конвергентной журналистики Эндрю Девигал (Andrew DeVigal), бывший мультимедийный редактор «Нью-Йорк Таймс» и директор по дизайну «Чикаго Трибьюн». Он уверен сегодня, что, «когда человек хочет все делать сам, что-нибудь всегда страдает» [2] .

Журналисты на все руки — это скорее исключение, чем общая практика [18] . Многое, конечно, зависит и от того, в какой медиакомпании работает журналист. Например, 2015 г. был объявлен для ИД «Комсомольская правда» — лидера среди российских медиакомпаний в освоении новых технологий — годом электронных медиа: радио и Интернета. Это означает, что журналист должен быть мультимедийным и работать на все платформы, иначе он будет неэффективен. Тем не менее в создании мультимедийных проектов, например лонгридов, участвуют разные специалисты: пишущие журналисты, профессиональные фотокорреспонденты, специалисты по дизайну, монтажеры.

Вопрос о профессиональных компетенциях журналиста-газетчика остается сегодня открытым. Существуют три основные точки зрения, которые высказывают российские и зарубежные журналисты-практики по рассматриваемому вопросу (табл. 5.1).

Профессиональные компетенции современного журналиста

1. Современный журналист — универсал. Газетчик должен одинаково хорошо уметь готовить контент для разных СМИ, понимать, какая медиаплатформа наиболее предпочтительна для распространения того или иного материала

По мнению Антона Глебова, с 2007 по 2010 г. — редактор интернет-проекта www.sovsport.ru, «универсализма вполне можно достичь, хотя это очень сложно, но к этому надо стремиться» 1 . От сотрудников интернет-отдела он требовал универсализма: «каждый из журналистов отдела может справиться с работой, которую обычно не выполняет. Например, корреспондент, пишущий новости, может заняться статистикой, бильд-редактор в состоянии написать новость, а статистик без труда сделает фотографию» [19] [2] .

По его мнению, «возможно, сейчас трудно себе представить журналиста-универсала, но лет через десять таких журналистов, скорее всего, будет очень много и студентов на первом курсе журфака будут этому обучать» [2]

2. Современный журналист должен иметь навыки подготовки материалов для разных медиаплатформ; желательно, чтобы газетчик знал азы фотожурналистики, азы видеосъемки, но при этом сохранял ключевую специализацию и в ней был профессионалом

Как отмечает Павел Сухов, с 2009 по 2011 г. — главный редактор интернет-версии газеты «Газета», «пишущий журналист должен уметь снять видео, положить его на сервер, а дальше другой человек должен его обработать. У журналиста должна быть ключевая компетенция. Невозможно одновременно содержательно комментировать событие, снимать себя на фоне происходящего события и монтировать запись» [22]

3. Современный журналист-газетчик должен уметь писать, грамотно излагать свои мысли. Наличие каких-то дополнительных навыков (например, умение создавать и обрабатывать фото- и видеоматериалы, понимать, какая медиаплатформа предпочтительнее для распространения того или иного материала) совсем не обязательно

Александр Алиев, с 2008 по 2011г. — директор интернет-проекта «Известия», отмечает, что «много работал со студентами журфаков — главная проблема — не умеют писать, не умеют выражать свои мысли» [23] . Интересно отметить, что «самые распространенные критические высказывания, которые раздавались в адрес выпускников первых лет существования факультетов и отделений журналистики, звучали именно так: “не умеют писать”» [24]

Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. С. 41-43.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×