Start-365.ru

Работа и Занятость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья главного редактора в журнале

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 1362 раза

Библиографическое описание:

Хлопунова О. В., Коробов С. В. Профессия главный редактор: взгляд профессионалов // Филология и лингвистика. — 2017. — №1. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/45/1762/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассматриваются профессиональные компетенции главного редактора. Основной акцент сосредоточен на анализе и интерпретации высказываний журналистов-практиков. Материалом исследования послужили специализированные журнальные издания «Журналистика и медиарынок», «Журналист»

Ключевые слова: главный редактор, профессиональные компетенции, редакционно-издательский процесс, бизнес-задача, менеджер

Главный редактор — одна из ключевых фигур редакционно-издательского процесса. Сегодня в его обязанности входит не только управление редакцией, но и контроль всех этапов формирования нового выпуска издания. Роль главного редактора на современном этапе приобретает совершенно иную окраску, повышаются требования к редактору не только как к специалисту, но и как к личности, человеку, несущему аудитории информацию открытую и достоверную. Поэтому целесообразным будет выделить ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать хороший главный редактор.

Роль главного редактора в издании описана в работах Б. А. Кузнецова, Н. З. Рябининой, В. К. Русиной, М. Н. Ким и других авторов. Но точка зрения практиков в области журналистики на роль редактора, на наш взгляд, малоизученна. Анализ таких суждений позволит расширить представления теоретиков книжного дела о роли главного редактора.

На основе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. Также проведен анализ этих суждений, с целью определить представление практиков о роли главного редактора в редакционно-издательском процессе.

Дмитрий Моргулес, главный редактор газеты «Челябинский обзор»: «Хороший редактор всегда заметит активность молодого журналиста…» [2].

На наш взгляд, достаточно тонкое замечание. Редактор, как руководитель, всегда должен замечать активных работников, которые стремятся преуспеть в своей профессии. При этом мало выделить какого-либо активного и молодого работника, важно направить весь его потенциал в выгодном для редакции направлении, то есть в рамках идейно-творческой концепции, которой соответствует содержание издания. В перспективе редактор может решить две важные задачи: раскроет потенциал молодого журналиста, который потом будет работать в штате редакции и способствует улучшению качественного содержания печатного издания. К тому же новый взгляд молодого, творческого и активного работника СМИ на освещение актуальных тем будет только полезен, если журналистское творчество направить в нужное русло. Таким образом, работа с молодыми журналистами редакции — профессиональная обязанность главного редактора, что в перспективе может улучшить качество публикуемых материалов.

Алексей Шелепов, арт-директор издательского дома «Алтапресс»: «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты, а тот, кто управляет информацией в комплексе, он её конструктор в рамках издания» [4].

Действительно, одна из важных задач главного редактора — направление журналистского творчества в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности. Работая с информацией, актуальными на данный момент темами, редактор отсеивает «ненужные», «неконцептуальные» темы. То есть, как отметил автор высказывания, редактор управляет информацией в рамках издания. Стоит отметить, что соответствие содержания номеров единой идейно-творческой концепции издания в целом очень важно. В таком случае издание направлено на определенную целевую аудиторию, на которую, собственно, и рассчитаны материалы СМИ, и редактор это заранее учитывает. Но если материал будет разнороден в тематическом отношении, не будет соответствовать концепции издания в целом, то вряд ли такое издание найдет постоянного читателя. Поэтому редактор, составляя композицию каждого номера, формируя тематический план, всегда должен следовать идейно-творческой концепции издания. Это одна из важных его профессиональных обязанностей.

Однако, первая часть высказывания — «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты» «…» — звучит, на наш взгляд, достаточно категорично и не всегда соответствует реалиям редакторских будней. В обязанности редактора входит еще и правка журналистских текстов, контроль их качества. Главный редактор лично отвечает за то, что вышло в печать, поэтому он должен уметь работать с текстами. В любом случае, редактор должен знать, какие материалы будут в номере и обнаруживать ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст.

Главный редактор московской газеты «Мой район» Алексей Синельников: «Главный редактор должен заниматься управлением, продвижением издания и практически не касаться творческого процесса» [3].

Конечно, редактор — прежде всего менеджер предприятия, он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным. Поэтому важно построить правильно систему управления в издательстве. Продвижение издания также является одной из ключевых профессиональных обязанностей редактора, а в кризисные моменты, когда редакция теряет подписчиков и не является рентабельным — важнейшей обязанностью. Направить процесс продвижение в нужную сторону, а также обеспечить управление редакционно-издательским процессом — профессиональные обязанности редактора. Но контроль творческого процесса и даже участие в нем тоже одна из профессиональных компетенций этого специалиста, которая должна применяться на практике. Во-первых, участие в творческом процессе редакции, как отмечалось ранее, помогает контролировать процесс журналистского творчества и направлять его в рамках идейно-творческой концепции издания, а во-вторых, публикации главного редактора в издании нередко являются образцовыми, эталонными и должны заинтересовать читателя с первых строк. Так, В. Х. Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», воплощает в своем издании идею пользы и необходимости журналистского творчества. В то же время, редактор поднимает проблему кризиса печатных изданий. При этом каждому номеру тон задаёт редакторская статья, которая подчеркивает злободневность тематики номера, выделяет основные проблемы журналистской отрасли, причем выражено все это эталонным, отточенным стилем, который не может не заинтересовать читателя.

Главный редактор газеты «Выксунский рабочий» Л. В. Фролова: «Казалось бы, само понятие «творчество» несовместимо с серьезной должностью главного редактора. Но это только на первый, обывательский взгляд. На самом деле, творческий подход к решению современных бизнес-задач — это уже испытанный бизнес-инструмент, который применяют в крупных успешных компаниях» [6].

На наш взгляд, высказывание Л. В. Фроловой соответствует современным реалиям редакторской деятельности. Творческий подход к управленческой деятельности и продвижению издания — основа функционирования редакции в современных условиях. Редактору важно подходить к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий. Так, главный редактор издательского дома «Восточный район» разработал новую концепцию продвижения районной газеты, основанную на создании и продвижении интернет-сайта. Большой успех имел детский видеоконкурс «Любимой мамочке», благодаря которому удалось значительно увеличить число посетителей сайта, расширить целевую аудиторию издания, которая раньше ограничивалась, как правило, пожилыми людьми [1]. Данный пример очередной раз подтверждает, что к решению основных задач редактору необходимо подходить творчески. На наш взгляд, полезно использовать для продвижения издания не только проверенные редактором способы, но и новые, которые могут расширить границы целевой аудитории.

Журналист специализированного журнального издания «Журналист» Светлана Распопова: «Качество работы настоящего редактора — это не только знак высокого профессионализма, это показатель социальной зрелости, рождающий ответственность перед теми, кто работает рядом с ним» [5].

Действительно, редактор как руководитель должен нести ответственность перед подчиненными, быть их наставником — в этом, на наш взгляд, особенности этики главного редактора и взаимоотношений с сотрудниками. Для многих известных журналистов первый редактор — наставник, у которого было личное обязательство перед журналистами. Можно выделить несколько разновидностей социальной ответственности, которых придерживаются хорошие редакторы. Как известно, главный редактор направляет журналистское творчество в соответствии с концепцией издания. И то, какими способами будет получать материал журналист — любыми возможными или правильными — зависит от позиции редактора. То есть, в данном случае можно сказать, что редактор является этическим ментором журналиста. Хороший редактор формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д. К тому же ответственный редактор всегда поддерживает инициативу молодых работников, направляя все желание и энергию в нужном направлении. Таким образом, редактор — не просто начальник, он еще и «ментор», ответственный перед своими «учениками».

Читать еще:  Редактор это человек который

Журналист «Эха Москвы» Матвей Ганапольский: «Качество работы коллег определяет только один человек — главный редактор» [5]

Все управленческие, творческие усилия главного редактора всегда направлены на то, чтобы получить качественный продукт — очередной выпуск журнала, газеты. Поэтому редактор должен определять насколько качественно работники редакции выполняют свои обязанности. Редактор проверяет качество работы дизайнеров, журналистов, корректоров и других сотрудников. Соответственно он осуществляет оценку качества работы персонала, всегда указывая на погрешности. В этом, на наш взгляд, выражена специфика работы редактора: он не только менеджер редакции, журналист, идейный вдохновитель, но и тот человек, который контролирует процесс создания очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи его читателю.

Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»: «От редактора требуется то же самое, что и от репортера. Это узнать что сейчас важно, что интересует людей, и чем мы можем удивить» [5].

Безусловно, усилия редактора должны быть направлены на поиск актуальных, злободневных тематик и уникальность подачи материала журналистами. Четкое определение современных тенденций в жизни общества, выбор тематик, которые будут соответствовать идейно-творческой концепции издания, и представление о том, как сделать подачу материала интересным конкретному читателю издания — профессиональная компетенция редактора. Как отметил Серж Шлеман, в этом редактор, действительно, схож с репортером. Однако, это одна из профессиональных компетенций редактора. Не стоит забывать, что у него существует и ряд других не менее важных обязанностей, обозначенных нами ранее.

Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»: «Хороший редактор — особая специальность. Это человек, который умеет слушать и который доверяет корреспонденту» [5].

Еще раз подчеркнем, редактору важно не только исполнять свои должностные обязанности, но и соблюдать ряд этических негласных правил, быть ответственным за своих сотрудников. Как отметил Серж Шлеман, умение выслушать точку зрения корреспондента и относиться к нему с пониманием и доверием — основа взаимоотношений главного редактора с журналистами, потому что редактору приходится руководить работой сотрудников практически каждый день, проверяя их материалы, предлагая новые проблемы для освещения на страницах издания. Может произойти так, что точка зрения редактора не совпадет с мнением журналиста, который уже собрал ряд фактов по определенной теме и провел журналистское расследование. В таком случае редактор должен уметь выслушать и согласиться с журналистом, если тот действительно прав. В другом случае, редактор поймет причину недопонимания и сможет вовремя направить работу корреспондента в нужном направлении.

Итак, в ходе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. В результате анализа этих суждений удалось определить круг профессиональных обязанностей, личных качеств, негласных этических правил главного редактора и основ взаимоотношений этого специалиста с сотрудниками.

Редактор всегда заметит и поддержит инициативу работника издания, в том числе и новичка; направит журналистское творчество в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности; будет знаком с содержанием материалов, предложенных к публикации в очередном номере и обнаружит ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст; является прежде всего менеджером предприятия — он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным; осуществляет контроль творческого процесса, принимает в нем участие; подходит к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий; является этическим ментором журналиста, а также формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д.; является не только менеджером редакции и журналистом, идейным вдохновителем, но и специалистом, который контролирует процесс формирования очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи читателю; прилагает максимум творческих и организационных усилий на поиск актуальных, злободневных тематик и определение возможных способов уникальной подачи материала журналистами; умеет выслушать точку зрения корреспондента и относится к нему с пониманием и доверием.

  1. Горохова, Т. Видеоконкурсы на сайте районки // «Журналистика и медиарынок». 2016. — № 2.
  2. Моргулес, Д. Пять советов молодому журналисту // «Журналистика и медиарынок». — 2016. — № 5. — с. 66–67.
  3. Никитушин, А. Хочешь современным — будь им // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 20–23.
  4. Прохорова, И. Свободный курс Вдадимира Овчинникова // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 16–19.
  5. Распопова, С. Особая специальность // «Журналист»- 2016. — № 7. — с. 70–73
  6. Фролова, Л. Творчество как элемент успеха // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 24–27

Редактор текста: кто это такой и что он делает?

Привет всем читателям блога iklife.ru! Сегодня предлагаю рассмотреть ещё один вариант работы на дому.

Профессия редактор непростая, но интересная, для творческих личностей. Ещё она для целеустремлённых, амбициозных, с организаторскими способностями. В статье разберём, кто такой редактор, как им стать, что делает и сколько зарабатывает специалист. Итак, поехали!

Начну с того, что это одна из самых древних профессий. С развитием книгопечатания появилась потребность в редактировании текста. Возникла необходимость в человеке, который бы следил за грамотностью печатного слова, правильным сложением его в предложения, ясностью и интересом для читателя.

Со временем редактура охватила все сферы стилистической деятельности. Работа в отрасли литературы, средств массовой информации не представляется возможной без участия редактора. Газеты, журналы, книги, статьи на сайтах, прежде чем попасть на глаза читателю, проходят через руки этого специалиста.

Редактор – кто такой и чем занимается

Название профессии берёт свое начало от латинского «redactus», что означает «приведённый в порядок». Что же приводит в порядок редактор? Конечно же, текст. Он отвечает за подготовку его к публикации.

В этот процесс входит:

  • подбор увлекательных и актуальных тем,
  • отслеживание тематического наполнения,
  • корректировка содержания в соответствии с требованиями определённого жанра,
  • правка и доработка готового материала.

Но не только это. Редактор совмещает в себе навыки журналиста, копирайтера и даже корректора. Это ещё и менеджер/управленец, т. к. ему приходится вести дела с авторами, издательствами и другими службами.

Разновидности профессии

Редактор – профессия креативная и многогранная. Всё зависит от того, в каком профиле вы желаете творить, каким редактором хотите стать:

  • литературным (редактором книжного издательства) – отвечать за художественную составляющую текста, его стилистическое оформление, выразительность речи;
  • художественным (бильд-редактором) – заниматься дизайном издания, его эстетическим наполнением;
  • научным – консультировать и редактировать научно-популярные и учебные произведения;
  • техническим – контролировать корректность написания текста, отвечать за технический процесс маршрута: редакция — типография;
  • главным – руководить издательским отделом, контролировать направление деятельности, отвечать за всю работу издательства.

Развитие и популярность интернета сделали возможным всем этим заниматься удалённо и приоткрыли завесу над ещё одной разновидностью профессии – редактора электронного издания/редактора сайтов/контент-редактора.

Функциональные особенности последнего отличаются лишь тем, что вся работа проводится онлайн, а публикации представлены широкой читательской аудитории в электронном виде.

Какие обязанности выполняет редактор

Бытует мнение о том, что основной и единственной обязанностью редактора является правка печатного текста. Глубокое заблуждение, потому как без специального образования, дара к написанию текстов и пониманию стилей речи, без врождённой или приобретённой грамотности, профессионалом не станешь.

Редакторская деятельность – нелёгкий творческий процесс и просто так, как говорится «с улицы», на эту должность не попадёшь, нужно иметь определённые навыки и уметь выполнять определённые обязанности.

Должностные обязанности редактора:

  • Работа с печатным материалом, в первую очередь: соответствие его требованиям жанра и стиля, исправление речевых недочётов и ошибок в тексте, перефразирование некорректных фраз/слов и т. д.
  • Создание основной концепции проекта, куда входит определение общего направления деятельности, тематики, название статей, задания авторам и контроль за сроками исполнения, анализ материала, проверка качества, а при необходимости доработка и правка редактируемых материалов.
  • Помощь в решении разного рода вопросов: художественное, а также техническое оформление материала перед подготовкой его к выходу в свет.
  • Выполнение управленческих задач.
Читать еще:  Редактор кто это

Это далеко не весь спектр обязанностей. Он может быть дополнен, расширен или, наоборот, сокращён в зависимости от штатных особенностей, наличия или отсутствия специалистов, а также концепции редакции/организации/сайта.

Важные профессиональные качества

Кто может стать редактором? Кому подойдёт эта профессия? Какими качествами должен обладать человек, желающий стать профессионалом в этом деле?

Увы и ах, многих придётся расстроить: далеко не каждый, кто уже сейчас видит себя в редакторском кресле, может добиться успеха. Необходимо обладать многими личностными качествами, от которых будет зависеть результат работы.

  • ответственны,
  • внимательны,
  • выносливы,
  • креативны,
  • коммуникабельны,
  • грамотны,
  • эрудированны,
  • эмоционально уравновешенны и стрессоустойчивы,
  • имеете организаторские и ораторские способности,
  • обладаете аналитическим складом ума и хорошей памятью,
  • любите читать,
  • хорошо владеете компьютером,

эта работа для вас. Если же каких-либо из перечисленных качеств у вас нет, не беда, «нет предела совершенству» – их в себе можно развить при желании. Отличным подспорьем будет опыт в журналистике, педагогической деятельности в области филологии, знание языков. И главное – любить то, чем занимаешься.

Целеустремлённый, уверенный в своих способностях профессионал, имея за спиной солидный багаж знаний и навыков, невостребованным не окажется.

Плюсы и минусы профессии

Как в любой другой профессии, в работе редактора есть свои плюсы и минусы.

К позитиву можно отнести:

Выход в свет очередного издания приносит радость и удовлетворение от проделанной работы. Сама работа, будь то статья или книга, влечёт за собой формирование мнения, отношения, вкусов и пристрастий читателей. Во многом это заслуга редактора.

  • Возможность спокойно работать удалённо в уединении с компьютером, авторским материалом и языковым великолепием, быть первым в очереди за шедевром.
  • Постоянное саморазвитие и совершенствование. Работа с образованными, интеллигентными людьми – мощный стимул к самообразованию, познанию и реализации своих возможностей.
  • «Хорошая прибавка к пенсии», как говорил Лёня Голубков из нашумевшей некогда рекламы МММ, т. е. ваше умение писать и редактировать даёт вам отличную возможность подработки.
  • Перспектива карьерного роста.

К минусам, в первую очередь, относятся медицинские противопоказания:

  • ограничения по зрению,
  • заболевания опорно-двигательного аппарата,
  • заболевания нервной системы.
  • многочисленные стрессы в связи с большим объёмом работы в рамках жёсткого дедлайна,
  • высокая ответственность,
  • большая конкуренция.

Профессия высоко востребованная, т. к. редакционные организации, интернет-ресурсы стремительно развиваются. Всё больше новых проектов появляется каждый день, и необходимость в грамотной и своевременной редактуре увеличивается в разы.

Сколько можно зарабатывать

Вопрос, на который сложно ответить однозначно. Гонорар редактора может зависеть от многих составляющих: образования (оно обязательно должно быть высшим филологическим или журналистским, на крайний случай, педагогическим), квалификации, места работы (что очень важно), вашего опыта, сложности выполняемых проектов, сопутствующих навыков (знание иностранных языков, например) и др.

Немаловажный фактор, влияющий на уровень дохода – большая конкуренция. Понятно, что престижное издательство новомодного журнала или редакция книжного издательства более конкурентоспособны и зарплаты там в разы выше, нежели редакция районной периодики или электронного издания.

Если конкретно интересуют цифры, то во Всемирной сети они варьируются от 300 до 1 000 $. Сколько будете зарабатывать вы, зависит только от вас и вашего желания.

Трудоустройство

Как стать удалённым редактором? Как уже было сказано выше, без опыта никто не доверит вам свой проект. Обычно карьера начинается с работы копирайтером, по мере обучения и повышения уровня профессионализма в этой сфере, уже можно рассчитывать на должность редактора.

Устроиться можно так же, как и на любую другую удалённую работу, ищите и отзывайтесь на вакансии на биржах фриланса.

Заключение

Вывод каждый, думаю, сделал для себя сам. Работа, позволяющая совместить приятное с полезным, хобби превратить в источник дохода.

Если вы серьёзно задумались о том, чтобы заняться этой работой, то вот вам напоследок несколько советов от уже состоявшихся профи в этой нише:

  • чтобы «набить руку» в редакторском промысле, не ограничивайте себя чем-то одним, работайте в различных жанрах, ориентируйтесь на свою целевую аудиторию;
  • не оставляйте факты непроверенными;
  • учитесь работать с большим объёмом информации;
  • осваивайте правила правописания (помните: права на ошибку у редактора нет!);
  • изучайте компьютер (освойте необходимые для редактирования программы);
  • развивайте навык скоропечатания;
  • редактору сайта необходимо знать принципы SEO;
  • постоянно совершенствуйтесь, читая познавательную литературу, расширяя кругозор.

“Ох, нелёгкая это работа…” Ну, а кто говорил, что будет легко? Зато как потом будет приятно похвастаться своим умением даже самую скучную статью превратить в шедевр.

На этом всё, друзья. Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Делитесь своими мнениями, соображениями. Жду ваших комментариев. До встречи на страницах блога.

Организационная психология

Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Штроо В. А.1

  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Вступительное слово главного редактора

На сегодняшний день на Западе организационная психология является одной из авторитетных и динамично развивающихся отраслей психологической науки, имеющая все необходимые институциональные и символические атрибуты, главный из которых – четко оформленное и активное профессиональное сообщество организационных психологов. В России же она также начинает развиваться и институционализироваться. Данный процесс возможен только при наличии содержательной профессиональной коммуникации. До сегодняшнего дня отечественные организационные психологи не имели собственной площадки для такой коммуникации, публикации разбросаны по общепсихологическим и непсихологическим журналам и теряются в общем потоке публикаций по более традиционным для отечественной психологической науки отраслям. Хочется верить, что данный журнал станет такой дискуссионной площадкой, поможет обеспечить научную коммуникацию, обмен идеями и результатами исследований, а также будет способствовать внедрению новых научных разработок в практику работы с организациями.

Сегодня традиционный бумажный формат научных журналов уже не всегда отвечает динамичной информационной среде. Современные научные периодические издания стремятся быть представленными в Интернете, а отсутствие их там, скорее всего, приведет к невостребованности и выпадению из профессионального коммуникативного пространства. Создавая данный журнал, мы намеренно выбрали электронную форму его существования, так как она имеет много преимуществ по сравнению с традиционной бумажной.

Благодаря электронной форме снимаются ограничения по объему публикуемых материалов, существенно сокращаются как материальные ресурсы, необходимые для его создания и распространения, так и время доставки номера от редакции до каждого конкретного читателя, на это теперь необходимо лишь мгновение. Доступ ко всем номерам журнала будет постоянный, свободный и бесплатный для любого читателя.

Основные принципы работы журнала

Работа журнала базируется на нескольких основных принципах.

  • Журнал публикует материалы, освещающие современные проблемы организационной психологии, способствует их широкому распространению и развитию данной области знания в целом.
  • Журнал стремится обеспечить бóльшую интеграцию отечественных организационных психологов в мировое профессиональное сообщество. В рамках журнала планируется работа по подготовке и публикации новых переводов наиболее важных, программных статей и глав книг зарубежных специалистов в этой области.
  • Журнал призван обеспечить бóльшую интеграцию и тесное взаимодействие научных и практикующих организационных психологов, способствует внедрению новых научных и прикладных разработок в практику работы с организациями.
    Здесь будут публиковаться как научные статьи, так и статьи, целевой аудиторией которых будут прежде всего психологи-практики, работающие с организациями.
  • Журнал публикует тексты как уже известных и авторитетных, так и молодых авторов. В каждом номере в разделе «Первые шаги» будут публиковаться статьи молодых коллег, только начинающих свою профессиональную деятельность в области организационной психологии. Однако уровень и качество этих публикаций не должны уступать другим текстам, размещаемым в журнале.
  • Журнал соблюдает стандартные издательские требования. Журнал «Организационная психология» – официально зарегистрированное, полнометражное издание, проходящее через полный редакторско-корректорский цикл. В нем публикуются только полноценные, полностью завершенные тексты.

Содержание и рубрики журнала

В журнале будут представлены следующие рубрики.

  1. Исследования в организационной психологии. Статьи, ориентированные на исследователей, описывающие как результаты эмпирических исследований, так и теоретико-методологические работы, в том числе и переводы важных, программных статей, глав книг.
  2. Организационно-психологическая практика. Статьи, целевой аудиторией которых будут психологи-практики, работающие с организациями. Эти статьи будут содержать опыт решения каких-либо задач или проблем, описание частных случаев (кейсов), методических инструментов (методов, методик), используемых для организационной диагностики, и т.д.
  3. Обзоры.
    • Тематические обзоры по отдельным направлениям или проблемам организационной психологии.
    • Обзоры ресурсов Интернета – российских и зарубежных, полезных и интересных для организационных психологов.
  4. Первые шаги. Работы молодых коллег, только начинающих свою профессиональную деятельность в области организационной психологии (студенты, выпускники, аспиранты).
  5. Конференции. Сообщения о прошедших и готовящихся конференциях. Публикация программ конференций и заметок от участников.
  6. Литературный гид. Тематические списки важнейших литературных источников по разным тематическим разделам и проблемным областям организационной психологии (русскоязычные и англоязычные книги и статьи), рекомендации от экспертов о том, что почитать по данной проблематике.

Приглашаем вас принять участие в данном проекте, как в качестве авторов различных материалов, так и рецензентов.

Главный редактор журнала «Организационная психология»
Владимир Штроо

Кто в журнале главный

Как-то раз я принимала участие в «круглом столе», посвященном журналистике. Среди вопросов был такой: кто в издании главный — владелец или редактор? А может, журналист? Так вот — всегда и везде главный тот, у кого деньги. И что из этого получается на деле, сейчас посмотрим.

Владелец: “Я так хочу!”
Владелец, который платит деньги, обеспечивает деятельность издания. Его слово – закон, и он ставит перед сотрудниками те цели, которые ему нравятся. Например, цель может быть такая: «Пишите, что хотите, только бы мне прибыль была, и законы государства не нарушались”. В этом случае пресса выглядит свободной, ибо может писать любую ересь, вплоть до репортажа про совместные ночные пляски членов правительства с темными эльфами из ближайшего леса. Правительство на такую ерунду даже всерьез и не обидится, но читается материал весело. Деньги приносит.
Бывает у владельца и другая цель: «Пишите, как я сказал, выражайте мое драгоценное мнение, а на прибыль мне плевать!» В этом случае издание является убыточным, но приносит пользу владельцу в качестве источника выгодной информации, формирующего общественное мнение в нужном ему направлении. Иногда “своя газета” попросту льстит самолюбию владельца: “Гляньте сюда, вот что у меня есть, я прямо как Мэродок!” Обычно владелец финансирует убыточное издание до завершения какой-то финансовой операции или до очередных выборов. Или пока не наиграется в великого пресс-магната. И потом закрывает свое детище безжалостной рукой, а обиженный коллектив кричит, что владелец «задушил свободную прессу», хотя эта пресса ни разу не была свободной. И никто ее не душил. Ее просто выключили, как воду в кране, чтобы не текла зря. И коллективу надо было бы не возмущаться, а «спасибо» сказать бывшему хозяину за то, что тот некоторое время его кормил, а потом быстро подыскивать себе новое место работы.
Реже обстоятельства складываются так, что владельцу очень дорога его позиция, и он готов долго и методично вкладывать деньги в какой-то особенный, например, суперхудожественный и высокоинтеллектуальный проект, который, в отличие от “желтого и бульварного”, обычно прибыли не приносит, так как непонятно пишет про непонятное. И всему коллективу плевать, понимает ли его читатель, главное, что они сами себя своими статьями радуют. И пока у такого владельца есть средства, издание выходит ему на радость, сотрудникам на пользу, народу на удивление.
Чаще всего владелец выбирает средний путь: он требует, чтобы издание в какой-то мере отражало его мнение и приносило ему прибыль или, хотя бы было самоокупаемым. И его поведение по-человечески совершенно понятно.

Государство как владелец прессы
Ничем не отличается от частного лица: тоже диктует, что и как писать, продвигает свои интересы и платит тем, кто с этим хорошо справляется. Степень объективности и достоверности такая же. Возможностей добыть информацию больше.

Редактор. “Я знаю, как. Дайте мне, и я сделаю”
Редактор — это человек, который знает, как создать журнал, газету или программу, и умеет претворять пожелания хозяина в жизнь. У него есть коллектив авторов, Авторы – это штатные и внештатные журналисты. Они пишут статьи на предложенные редактором темы в определенном русле. Понятно, что для женского еженедельника “Люблю” требуются одни статьи, а для журнала “Riigas Laiks”, рассчитанного на высокоинтеллектуальную публику, совсем другие. Редактор иногда может, в определенных пределах, распоряжаться выделенными ему владельцем фондами и оплачивать из них работу журналистов и прочих работников. Он реализует замысел владельца и от него зависит успех журнала.
Но как только редактор отклоняется от вектора, намеченного владельцами, и начинает создавать издание о чем-то своем, его увольняют. Иногда – после ряда предупреждений. Иногда – сразу: “А нечего тут своевольничать! Не твое!” Главный редактор российского интернет-издания Lenta.ru Галина Тимченко лишилась работы после того, как опубликовала на сайте гиперссылку на интервью, противоречащее политическому направлению издания. Владелец холдинга Александр Маламут ее уволил. Поэтому говорить, что редактор формирует направление издания, радио- или телепрограммы, в высшей степени наивно.
Любой редактор прекрасно понимает правила игры. И “нечаянной” или “случайной” публикацией правил не нарушает. Обычно он выходит за рамки, когда его взгляды сильно отличаются от хозяйских, и ему надо принимать решение – уйти или остаться. И тогда острая публикация на запрещенную тему играет роль пробного шара: если владелец выдержит удар и оставит — отлично, если уволит – так тому и быть. Все равно невмоготу было против себя идти.

Журналист: “Я знаю — что!”
От журналиста во многом зависит качество издания. Но никак не его направленность. Если штатный журналист напишет или скажет что-то, идущее вразрез с линией издания, радио- или телепрограммы, редактор материал не пропустит, его пожурит, потом обругает или даже уволит. А материалы внештатного журналиста, “сверхжелтые”, не в меру острые или не тех людей разоблачающие, просто не напечатают.
Вдаимир Познер, с 1991 года, в течение семи лет, вел на американском телевидении ток-шоу вместе с Филом Донахью. А потом сменился руководитель телеканала. Пришел новый шеф, человек реакционных взглядов (он теперь руководит одиозным правым каналом Fox News). Он сказал, что ведущие должны приглашать на программу меньше либеральных гостей и показывать ему для утверждения сценарии ток-шоу. Познер возразил: «Это же цензура!», а редактор ему ответил: «Мне по …, как это называется! Либо вы соглашаетесь, либо мы не возобновим контракт». На подобных условиях работать Познер не стал. И контракт с Познером не продлили.

Журналистская этика – это не миф
Для редактора и для журналиста этично сохранять лояльность к изданию, где он работает или печатается, или уйти из него. Нельзя работать в газете и публично критиковать ее содержание. Можно конечно тихо ее ненавидеть и ругать про себя, но от подавленной злости портиться здоровье. Поэтому редактор старается работать у такого владельца, позиция которого для него близка. И вот Галина Тимченко набирает в Риге сотрудников для нового издания, и очевидно, точка зрения его владельцев будет во многом соответствовать ее взглядам. Да и журналисты стремятся оказаться в том издании или на том канале, где продвигаются близкие для них идеи.

Насколько «продажно» перо журналиста
Принято говорить, что журналист – это наемник: кто его на работу взял, в интересах того он и пишет. Мол, внутри он думает по-другому, но подчиняется корпоративной этике и идет против своих истинных убеждений. Но это – заблуждение.
Чаще всего журналист, как я уже говорила, выбирает то, к чему “лежит душа”. А если она с самого начала не очень “лежит”, то через годик работы непременно начинает располагаться в нужном направлении, и журналист проникается новыми взглядами, иначе очень тошно жить и работать.
Поэтому все журналисты пишут то, что на самом деле думают. По крайней мере, в момент создания статьи. И они ничуть не более продажны, чем все остальные люди.
Галина Панц-Зайцева

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×