Шеф редактор программы
Профессия – шеф-редактор
Связующее звено между руководством СМИ и творческим коллективом
В какой-то степени шеф-редактор — это связующее звено между руководством СМИ и творческим коллективом. С одной стороны, он — руководитель, с другой — подчиненный. Шеф-редактор в большинстве случаев второе лицо в редакции, он должен быть амбициозным, но дипломатичным, уметь находить общий язык как с главным редактором издания, так и с рядовыми сотрудниками.
Общее описание
Дать какую-либо общую дефиницию этой профессии трудно. Так, на телевидении шеф-редактор часто следит за выпуском, раздает задания корреспондентам или главам отделов, координирует их работу, связывается при необходимости с нужными людьми, то есть фактически занимается тем же, чем выпускающий редактор в печатных СМИ. При этом существует деление: шеф-редактор новостных, информационных или развлекательных программ.
В печатных СМИ, как правило, шеф-редакторы имеют обязанности либо выпускающего редактора (см. справку о профессии), либо, что более вероятно, заместителя главного редактора. В интернет-изданиях шеф-редакторы могут выполнять функционал как замглавного, так и просто редактора.
Итак, шеф-редактор – это сотрудник, занимающий вторую ступень в редакционной иерархии. Он должен обладать, с одной стороны, выдающимися лидерскими качествами, которые необходимы для утверждения его авторитета в рабочем коллективе, а с другой – уметь быть на вторых ролях, поскольку первое лицо в редакции – это главный редактор. Шеф-редактор может курировать одно либо несколько направлений деятельности СМИ, не забывая при этом и о своих журналистских обязанностях.
Образование
Шеф-редакторами могут быть как люди с журналистским, филологическим образованием, так и получившие диплом другого профиля, к примеру, экономиста или переводчика. Однако образование в этой профессии лучше всего иметь гуманитарное. В идеале шеф-редактору хорошо бы иметь два диплома: журналиста и профильный для издания, в котором он работает. Однако солидный опыт работы в средствах массовой информации, самообразование или специализированные курсы вполне могут восполнить отсутствие/недостаток знаний и навыков в какой-либо узкой области.
Традиционно лучшим вузом в России, где готовят журналистов, считается МГУ им. М. В. Ломоносова. Также высоко котируются выпускники МГИМО, Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ, бывший Институт иностранных языков им. Мориса Тореза), РУДН . Специальность «издательское дело и редактирование» есть в Московском государственном университете печати (МГУП) и в Московском государственном социально-гуманитарном институте (МГСГИ). Такой специальности, как «шеф-редактор», в перечисленных вузах нет, поскольку данную позицию нельзя занять сразу после получения диплома о высшем образовании, до нее нужно дорасти.
Что касается управленческих навыков, то существуют специальные менеджерские курсы. Однако два-три месяца или даже полгода обучения на них не смогут сделать из человека грамотного управленца – подобные компетенции приходят исключительно с опытом.
Смежные карьеры
Начинать свой путь шеф-редактору приходится с первых ступенек карьерной лестницы. Цепочка может выглядеть так: корреспондент – редактор отдела – выпускающий редактор – шеф-редактор. Это традиционный путь. В зависимости от штата издания или телекомпании какие-то звенья цепочки могут выпасть. Однако это не означает, что путь намного сократится. Должность шеф-редактора – одна из высших ступенек в СМИ.
Конечно, стать шеф-редактором в небольшом СМИ гораздо проще, чем в крупном и известном. Но и разница в уровне компетенции, например, шеф-редактора ИД «Коммерсант» и шеф-редактора районной газеты велика.
Функциональные обязанности
Должностные обязанности шеф-редактора обусловлены не только видом СМИ (телевидение, радио, газета, интернет-портал), но и другими факторами, например его масштабом. Небольшие издания не могут себе позволить держать в штате одновременно и главного, и шеф-редактора. Поэтому, как правило, функции и того, и другого выполняет один человек. В крупных СМИ шеф-редактор курирует какое-либо направление. Например, на телевидении шеф-редактор может возглавлять одну из программ (общественно-политическую, развлекательную, спортивную и так далее), часть программы (заниматься социальными репортажами в рамках новостей и тому подобным), несколько программ (информационное вещание, развлекательное вещание). В этом случае шеф-редакторов несколько, у каждого из них есть свои подчиненные, но один начальник в лице главного редактора или генерального директора канала.
Шеф-редактор, с одной стороны, участвует в формировании политики СМИ, вносит свои предложения по концепции, решению проблем и так далее. С другой стороны, он должен много общаться с коллективом, формулировать цели и задачи, контролировать их выполнение, а также доносить до корреспондентов и редакторов идеи вышестоящего руководства. Шеф-редактор задает направление работы своего подразделения, распределяет между корреспондентами темы, помогает находить экспертов, определяет очередность работы сотрудников (водителей, операторов групп и так далее) и следит за процессом подготовки информации в целом. Он же готовит отчеты о проделанной работе для главного редактора.
Навыки
Шеф-редактору в солидном издании необходимо обладать полным спектром журналистских и управленческих навыков. Он должен уметь писать и редактировать тексты, знать все нюансы того направления в редакции, которое он курирует, к примеру, тонкости производства телесюжетов, начиная от поиска тем, поддержания отношений с ньюсмейкерами и заканчивая монтажом материалов и студийной записью.
Шеф-редактор должен обладать связями с чиновниками, журналистами, в деловом мире, и пониманием, в какой момент можно потянуть за ту или иную ниточку, чтобы появилась нужная информация или запустился определенный процесс.
Он должен владеть в совершенстве английским языком и навыками делового общения, великолепно ориентироваться в реалиях современного общественного процесса, знать специфику и тенденции той отрасли, которую курирует.
Кроме этого, данный специалист должен обладать большой дипломатичностью, поскольку ему необходимо строить взаимовыгодные отношения не только с «людьми со стороны», но и с главным редактором и остальными членами коллектива. Он должен быть амбициозен и честолюбив, уметь вести за собой и в то же время исполнять указания главного редактора.
Плюсы и минусы в профессии
Плюсы профессии очевидны – это высокие статус, уровень дохода, возможность принимать важные решения и влиять на стратегическую политику издания. К минусам можно отнести большую нагрузку, в том числе психологическую, и высокий уровень ответственности не только за собственные рабочие показатели, но и за эффективность труда своих сотрудников.
Оплата труда
Заработная плата шеф-редактора в издании со штатом в пять человек и в крупном СМИ существенно различается. В то время как доход первого может выражаться более чем скромной, по московским меркам, суммой в 30 000 рублей, второй может зарабатывать до 20 000 евро и больше. Разумеется, многое зависит не столько от размера издания, сколько от самого человека, его навыков, знаний, харизмы и, главное, опыта работы. Не малую роль, конечно, играет и известность тех изданий, в которых кандидат работал, успешность возглавляемых им проектов и так далее. Работодатели готовы платить людям из тех СМИ, названия которых у всех на слуху.
Перспективы
В перспективе шеф-редактор может занять должность руководителя редакции. С одной стороны, сесть в кресло главного редактора человеку, уже достигшему высокой позиции, проще, тем более что конкуренции здесь меньше. С другой стороны, она намного жестче, чем на стартовых должностях. Поэтому шеф-редактор должен быть не столько безупречен в своем деле, сколько обладать честолюбием и целеустремленностью в борьбе за желаемую позицию.
Вакансии главных редакторов открыто на рынке появляются довольно редко, особенно если речь идет не о новых проектах, а о уже существующих на рынке. Поэтому поиск новой работы, скорее всего, придется осуществлять посредством наработанной социальной сети.
Шеф-редактор телерадиовещания
Вы можете скачать должностную инструкцию шефа-редактора телерадиовещания бесплатно. Должностные обязанности шефа-редактора телерадиовещания
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное
утверждать должностную инструкцию)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ШЕФА-РЕДАКТОРА ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
I. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности шефа-редактора телерадиовещания __________________________________________________ (далее – «предприятие»).
1.2. Шеф-редактор телерадиовещания относится к категории руководителей.
1.3. Лицо, назначаемое на должность шефа-редактора телерадиовещания должно иметь высшее профессиональное образование и стаж журналистской или
редакторской работы не менее 5 лет.
1.4. Назначение на должность шефа-редактора телерадиовещания и освобождение от неё осуществляется на основании приказа руководителя предприятия.
1.5. Если шеф-редактор отсутствует то временно его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.
1.6. Шеф-редактор телерадиовещания должен знать:
— важнейшие научные, культурные, экономические и общественно-политические события в стране и за рубежом;
— технические средства и технологию создания телевизионных и радиопрограмм;
— законодательство РФ о средствах массовой
— нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню телерадиопрограмм;
— основы авторского права;
— основы законодательства о труде;
— основы экономики, организации труда и управления;
— правила и нормы охраны труда;
— этику делового общения;
— передовой отечественный и зарубежный опыт организации телерадиовещания.
II. Должностные обязанности
Шеф-редактор телерадиовещания исполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Взаимодействие с органами государственной власти, средствами массовой информации, отечественными и зарубежными организациями, ведение переговоров о создании совместных программ, организации телемостов, прямых трансляций, осуществление их подготовки и проведение.
2.2. Организация отбора участников телевизионных и радиопрограмм.
2.3. Осуществление в соответствии с календарно-тематическим планом вещания создание наиболее сложных и ответственных телевизионных и радиопрограмм.
2.4. Участие в формировании концепции вещания, разработке перспективных и текущих календарно-тематических и производственных планов.
2.5. Разработка оригинальных направлений для вновь создаваемых рубрик и циклов передач.
2.6. Организация работы по повышению квалификации редакторского персонала.
2.7. Рецензирование программ, прошедших в эфире.
2.8. Оформление необходимой документации для заключения договоров с авторами и участниками программ, контроль их выполнение.
2.9. Формирование творческих групп, расширение и обновление авторского актива.
2.10. Заказ штатным и нештатным авторам информационные, публицистические и литературные материалы, оказание им помощи во овладении спецификой телерадиовещания, консультация по вопросам структуры и содержания материала, отбору иллюстраций, составу участников передач.
2.11. Систематизация и пополнение базы данных по тематическим направлениям.
2.12. Организация обратной связи с телевизионной и радиоаудиторией по рубрикам и циклам передач.
2.13. Подготовка и сдача в установленные сроки микрофонные материалы.
2.14. Осуществление подготовки заключений о качестве представляемых материалов, согласовании с авторами необходимых сокращений, дополнений, изменений, контроль за достоверностью приводимых фактических данных.
2.15. Обеспечение своевременной сдачи сценарных материалов съемочной группе (творческой бригаде).
2.16. Участие в работе съемочной группы (творческой бригады) на всех стадиях производства и сдачи готовых программ.
2.17. Участие, при необходимости, в прямом эфире.
2.18. Координация работы редакторов, составление и распределение задания между ними, обеспечение равномерной их загрузку.
2.19. Выдача оперативных поручений редакторам в ходе подготовки программ, контроль их выполнение.
2.20. Работа с ведущими телевизионных и радиопрограмм, редактирование их текстов.
2.21.Осуществление подбора и проведение анализа информационных, публицистических, художественных и других материалов с целью их использования при подготовке программ.
III. Права
Шеф-редактор телерадиовещания имеет право:
3.1. Обращаться к руководству предприятия:
— с предложениями по вопросам своей деятельности;
— c требованиями оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.3. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
IV. Ответственность
Шеф-редактор телерадиовещания несет ответственность:
4.1. В случае причинения материального ущерба в пределах, которые определены гражданским и трудовым законодательством РФ.
4.2. В случае совершения в процессе осуществления своей деятельности правонарушений в пределах, которые определены уголовным, административным и гражданским законодательством РФ.
4.3. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией, в пределах, определённых трудовым законодательством РФ.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
Шеф редактор программы
Шеф-редактор — правая рука главного редактора. Он участвует в формировании концепции издания и координирует работу редакционного коллектива.
Во время отсутствия главного редактора выполняет его обязанности: ищет новых авторов, выбирает темы для номера, утверждает иллюстрации, контролирует редакторов, корреспондентов, корректоров и верстальщиков.
Обязанности этого специалиста обусловлены видом СМИ (телевидение, радио, печать, интернет) и масштабами издания. В небольших изданиях обычно функции шеф-редактора и главного редактора выполняет один человек. А в крупных СМИ шеф-редактор отвечает за одно тематическое направление (например, организация информационного вещания или создание социальных репортажей).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | Шеф-редактор должен обладать большим профессиональным опытом в области СМИ. Вчерашнего выпускника вуза на эту позицию никто не возьмет. Вам необходимо будет пройти сложный путь. И начинается он с работы корреспондентом. Заработная плата шеф-редактора зависит от размера издания. Разница в оплате очень велика. Один может получать 20-30 тыс. рублей в месяц, а другой — 100 тыс. и больше. Шеф редактор программыПРОДЮСЕР КОМПАНИИ ИЮНЬ 2020 Василий РАкша ФИНАЛ МАСТЕРСКОЙ:продюсерское портфолио (пакет документов для презентации руководителям федеральных каналов); КРЕАТИВНЫЙ ПРОДЮСЕР ДИРЕКТОР ДИРЕКЦИИ СПЕЦПРОЕКТОВ КРЕАТИВНЫЙ ПРОДЮСЕР 3-НЕДЕЛЬНЫЙ ИНТЕНСИВ мастерская ПРОДЮСЕРА Юрий Аксюта Артем шейнин наталья никонова 59 500 рублей ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯСРОКИ ПРОГРАММЫ Понедельник — Пятница СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ Июнь 2020 г. Практико-ориентированная программа для будущих креативных продюсеров, шеф-редакторов, гостевых продюсеров. Рассчитана как на продюсеров и редакторов с опытом работы на телевидении для повышения мастерства и усовершенствования практических навыков, так и для профессионалов в других отраслях без опыта работы на телевидении. регистрация на ПРОГРАММУ МАСТЕРСКАЯ продюсирования А еще у нас есть скидки! создай свой телепроект и получи признание телеиндустрии елена афанасьева старт программы июнь 2020 г.ДМИТРИЙ Борисов Отзывы наших студентов: Примите участие в творческом конкурсе и получите 50% скидку ! Или воспользуйтесь промокодом на 10% СКИДКУ от выпускника Школы. Ищите наших выпускников в официальных аккаунтах Школы Первого ПИТЧИНГ (презентация) своего разработанного проекта перед руководством канала и представителями компаний-производителей. АВТОРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ: СОЗДАЙ СВОЙ ПРОЕКТ По завершению слушатель в зависимости от своего опыта может претендовать на позицию автора проекта, креативного продюсера или шеф-редактора телепроекта, а выпускник без опыта – на место младшего редактора на телевидении. В рамках программы освоим креативные компетенции, получим менеджерские качества, специфические для телевидения навыки, лучше узнаем аудиторию, для которой делаем проекты, отработаем навыки работы в прямом эфире, с vip-гостями, зрителями и съемочной группой. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДИРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ЛЕКТОРЫ И КУРАТОРЫ НАТАЛЬЯ КАРГОПОЛЬЦЕВА АЛИНА СТАРОКОРОВА Постигать азы работы в кадре мне было не интересно — последние девять лет работы, пусть и на региональном ТВ, это и были сплошные прямые эфиры. Гораздо любопытнее было заглянуть за телекулисы главного канала страны. И, надо сказать, все два месяца обучения в Школе Первого дали ответы на каждый из тысячи вопросов. Устами талантливых преподавателей, через практические задачи и встречи в формате мозгового штурма. ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВА 2,5 месяца я практически жила в Останкино между АСК-1 и АСК-3. С работы на учёбу, с учёбы: до метро, метро, последняя электричка, такси до дома, 2 часа на «в себя прийти» и . будильник в 6 утра, снова электричка. Готова представиться, товарищи — Исполнительный продюсер телекино и сериалов. Смету по заявке без сценария-легко/DreamCast-с закрытыми глазами — любимое занятие. ЮЛИЯ ЛИПАТОВА Когда я спонтанно собралась в Москву в Школу Первого канала, мной руководило желание чего — то нового. Что я получила? Это открывшиеся перспективы, Останкино, работу на Первом канале, а теперь еще и будущего мужа. Я обожаю эту жизнь за прекрасные моменты и встречи с удивительными людьми.Сейчас я стою перед неким трамплином. Чем дальше, тем интереснее. Трудолюбие — залог успеха. Спасибо Школе Первого за все возможности и перспективы! типология современных телевизионных шоу: тематика, стилистика, структура; поколенческие особенности аудитории медиа; Adblock detector |