Редактор на телевидении
Редактор ТВ
Редактор телевидения – сотрудник, отвечающий за организацию работы над созданием программ. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Людям, далёким от телевидения, может показаться, что главный человек в передаче – это её ведущий. Иногда так оно и бывает. Но очень часто можно заметить, что ведущие программы меняются, а она живёт и даже наращивает популярность.
Секрет – в людях, создающих программу, но всегда остающихся за кадром. И одну из главных ролей в коллективе создателей играет редактор, творческий человек с недюжинными организаторскими способностями.
Например, согласно стандартным должностным инструкциям, главный редактор на ТВ и радио – это руководитель, который организует работу по созданию программ, разрабатывает концепцию канала в целом и участвует в разработке конкретных программ, принимает готовые программы, контролирует их качество. В некоторых случаях сам участвует в создании передач.
Главный редактор взаимодействует с органами власти, СМИ и пр. Он же руководит разработкой перспективных планов и сетки вещания, следит за выполнением договоров с авторами и организациями-партнерами.
Шеф-редактор подчиняется главному, организует отбор участников программ, согласовывает с авторами необходимые изменения, контролирует достоверность фактического материала, который в передачах используется. Он же контролирует сроки сдачи материалов и пр.
Однако нет смысла подробно описывать обязанности каждого редактора. Тем более что на каждом канале может быть собственная система работы. Например, на одном канале шеф-редактору канала подчиняются шеф-редакторы редакций (редакции новостей, развлекательных программ и т.п.), которым подчиняются шеф-редакторы каждой отдельной программы. А на другом – иерархия не такая сложная. Даже должности на разных каналах могут называться по-разному.
Впрочем, должность редактора программы можно считать неизменной. Без рядового редактора передачу невозможно подготовить к эфиру. На этой должности обязанности зависят от специфики программы. Например, редактор может заниматься поиском, разработкой и подготовкой новых тем, писать сценарии и т.д. Иными словами, заниматься всем, вплоть до написания титров.
В некоторых вопросах подключаются другие редакторы. Например, если готовится ток-шоу или какая-то другая передача с участием гостей, над ней также работает редактор по гостям. Он занимается поиском героев, ведет переговоры с ними.
Главное в новостных программах главное – актуальная информация. Поэтому новостной программе требуется целый штат рядовых редакторов. Они отслеживают происходящие в мире события по Интернету, выбирают самые интересные, созваниваются с корреспондентами канала в других городах и странах, поручают им съемки сюжета. Затем полученные по спутниковой связи готовые видеосюжеты редактируют, готовят к эфиру.
На любом участке работы хороший редактор – незаменимый член творческой группы.
Рабочее место
Телевизионный редактор может работать на телевизионном канале, в продюсерском центре или ТВ-компании, создающей передачи по заказу телеканалов.
Важные качества
Профессия редактора телевидения предполагает довольно редкое сочетание черт: способность к творчеству, организованность и уверенность в себе, лидерские качества.
Знания и навыки
Телевизионному редактору требуется умение писать, брать интервью. При этом обязательно нужно владеть темой, в которой он работает.
Редактор должен хорошо знать технологию телепроизводства, владеть основами режиссёрского мастерства и тележурналистики, уметь создавать сценарии, монтировать и озвучивать отснятый материал, а также мн. др.
Обучение на редактора ТВ
Чтобы стать редактором телевидения, нужно окончить вуз по специальности «журналистика». В некоторых вузах есть также специализация «телевизионная журналистика»
- Московский государственный университет им. Ломоносова
- Московский государственный институт международных отношений (университете МИД РФ) (МГИМО)
- Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ)
- Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина (ГИТР)
- Высшая национальная школа телевидения и радио
а также региональные вузы, имеющие факультет журналистики.
Редактор телевидения
Профессия телередактор – одна из наиболее востребованных на телевидении. Работа редактора заключается в организации создания программ.
Он ведет переговоры, подбирает гостей и участников шоу, проверяет материалы перед их выходом в эфир и т.д.
Содержание:
История профессии
Деятельность редактора телевидения в общем схожа с работой редактора на радио или в издательстве.
Первые специалисты, проверяющие правильность текстов, существовали еще во времена рукописных книг. С тех пор всегда были люди, следящие за отсутствием ошибок и правильностью содержания литературы.
С развитием телевидения и появлением многочисленных программ стало понятно, что необходим кто-то, кто будет контролировать происходящее на экране.
Особенности профессии
В зависимости от выполняемых функций редакторы на телевидении делятся на главных и шеф-редакторов. Если у первых рабочий график более или менее нормированный, то вторые могут трудиться практически сутками без отдыха.
Телередактор – это один из самых важных людей, без него передача не сможет выйти в эфир.
Редактор занимается каждым выпуском от начала до конца, от начальной заставки до заключительных титров. С таким огромным объёмом работы помогают справиться другие специалисты, к примеру, редактор по гостям подбирает участников шоу, новостные редакторы отслеживают все, что происходит в мире, отбирают самое интересное.
Работа телередактором привлекает многих в первую очередь высоким заработком и возможностью познакомиться с разными интересными и знаменитыми людьми. Но эта должность предполагает высокий уровень стресса, огромную ответственность, большое количество обязанностей. Вакансий немного, поэтому устроиться на работу проблематично.
Обязанности
Телевизионный редактор выполняет очень много обязанностей. Он разрабатывает концепцию телепрограммы, составляет календарный план, участвует в художественном оформлении студии, контролирует работу съемочной команды.
Также телередактор вычитывает и утверждает сценарии, создает эфирные графики, участвует в подборе гостей, просматривает отснятый материал, готовит его к выпуску.
Важно, чтобы каждая передача приносил каналу максимум дохода с минимумом расходов. Продумать, как этого лучше достичь, тоже задача редактора.
Если между приглашёнными участниками передачи возникают конфликты либо при подготовке выпуска появляются трудности, то редактор обязан все уладить.
Важные качества
Телередактор – это творческий человек, уверенный в себе, организованный, способный работать в режиме аврала и решать одновременно несколько задач.
Редактору приходится быть требовательным, иногда даже жестким, но справедливым. Ему нужны лидерские качества, коммуникабельность, обаяние, умение убеждать, трудолюбие, настойчивость, организаторские способности.
Специфика профессии такова, что телевизионному редактору необходимо иметь стойкие моральные принципы.
Навыки и знания
Профессия телередактор требует навыка наладить работу команды, организовать процесс создания программы.
По роду деятельности ему необходимо:
- уметь писать тексты и сценарии;
- готовить репортажи;
- находить интересные темы;
- брать интервью.
Также редактору телевидения необходимо разбираться в работе кинооператора, звукооператора, режиссера, осветителей, уметь монтировать и озвучивать видео, подготавливать материал к эфиру.
ВАЖНО! Необходимы грамотность, высокая скорость печати и хорошая дикция. Редактор должен хорошо разбираться в теме, с которой работает.
Перспективы и карьера
Чаще всего работа телередактором начинается с должности ассистента или корреспондента. Постепенно он может стать шеф-редактором или перейти работать на более крупный канал.
Обучение
Тем, кто хочет стать телередактором, нужно получить диплом журналиста. В некоторых ВУЗах есть специальность «телевизионная журналистика».
Можно выбрать и другое направление, но оно обязательно должно быть связано с телевидением, журналистикой, продюсированием.
Кроме того, существуют специальные курсы редакторов телевидения. Но все же наличие диплома будет преимуществом при приеме на работу.
Мамина карьера
сайт для мам о работе, карьере и любимом деле
Редактор телевидения. Описание профессии
Редактор на телевидении: жизнь за кадром
Мы смотрим новости, переживаем из-за печальных, радуемся хорошим и формируем свое отношение к информации. Сегодня мне хотелось бы рассказать о такой профессии, как редактор телевидения, и приоткрыть завесу того, что называют «четвертая власть». Я встретилась с девушкой Раисой, редактором новостей одного из самых цитируемых каналов в России. И она рассказала, из чего состоит ее профессиональная деятельность.
— Рая, скажи, пожалуйста, как начинается твой день?
— Чаще всего график редактора 7/7 или 3/3. Мое утро всегда начинается с новостей: пока готовлю завтрак и ем – посматриваю телевизор; когда еду на работу – слушаю радио или читаю личную подборку изданий и новостных агентств. До приезда в офис я уже должна быть в курсе важных текущих событий.
Редактор на телевидении: обязанности качества профессионала
—Что входит в твои обязанности?
— Для начала смотрю корпоративный календарь событий, чтобы примерно представлять, каких сюрпризов ждать. Потом снова изучаю новостные ленты, в том числе внутренние. Даю задание оперативному продюсеру: он будет искать экспертов по актуальной теме. Шеф-редактор рассказывает, каким событиям мы уделяем внимание особенно, что даем по желанию. В этот момент распределяются темы между пишущими редакторами. Тут всё готово, всё продумано. А вот если срочная информация, то у тебя есть не больше пары минут – за это время надо написать подводку, закадровый текст и титр. Выпуски новостей идут непрерывно: каждые полчаса – в эфире 30 минут уникального контента. И работать приходится нон-стоп!
— Какими качествами должен обладать редактор новостей на телевидении?
— Думаю, стоит отметить:
- внимательность: ведь всё, что ты делаешь, попадает на экран и это видят миллионы телезрителей; особенно важно быть достоверным, не перепутать имена, фамилии и отчества людей;
- наблюдательность и хорошая память: важно помнить, что и как ты писал о событии час назад, следить за обновлениями, подтверждениями или опровержениями данных;
- хорошая скорость формулировки и набора текста;
- грамотность;
- ответственность: чем больше новостей, тем меньше времени на каждую, но за тебя твой блок никто не сделает.
Процесс выпуска новостей
— А как делаются сами новости?
— Мы получаем информацию о событии от наших корреспондентов, из собственных источников в разных структурах или из информационных агентств. Продюсеры тут же начинают искать героев или близких людей участников данной истории. Оперативно выезжает съемочная группа, герой выходит на прямую связь с нами по телефону или скайпу. Как только есть первые минуты видео с места событий – мы сразу выдаем их в эфир. Для этого даем задание отвечающим за монтаж – они собирают картинку. А мы пока пишем подводку и закадр для ведущего, ищем дополнительную информацию.
— Как в твоей жизни появилась работа редактором на телевидении?
— По образованию я преподаватель русского языка и литературы и даже некоторое время трудилась в школе, потом почти два года пробовала себя в должности маркетолога и ивент-менеджера. Вся моя деятельность была связана с языком, текстами, поэтому, когда меня пригласили на эту работу, я долго не раздумывала.
— Нам, зрителям, людям не посвященным, кажется, что редактор телевизионных программ и редактор новостей делают одно и то же. Так ли это?
— На самом деле это совершенно разные профессии. Редактор тв-программ не пишет тексты, он составляет рейтинг передач, дает эфирное время и делает много другой работы. А редакторы новостей, в первую очередь, занимаются поиском интересной эксклюзивной информации и последующей подготовкой ее к эфиру.
Hard work. Или тяжело в подготовке, не стыдно в эфире
— Что ты считаешь самым тяжелым в работе редактора телевидения?
— Я шла за драйвом, эмоциями, постоянной включенностью в жизнь города, страны, мира – это наркотик. На работе ты привыкаешь выдавать за смену больше 10 выпусков, и каждый из них должен отличаться от предыдущего. Необходимость постоянно быть в напряжении — вот что тяжело. Иногда день заканчивается вовремя, иногда глубокой ночью, а утром все сначала. Кажется, что ты внутри колеса. И не ты его двигаешь, а оно тебя. Ну и, конечно, объем информации. Очень многое нужно учитывать, помнить.
Романтика большого кадра
— Кто выбирает политику канала? Есть ли место романтике в сегодняшней журналистике?
— Направление работы выбирает руководство. Наш канал – один из самых беспристрастных. Если мы узнаём об оплошности или недобросовестности какого-то чиновника (будь это мэр, губернатор или даже федеральный министр), то ему точно не избежать нашего внимания. Вот это и есть настоящая журналистика: власть и сила слова. А что касается романтики, то все, что связано с телевидением еще с советского времени считается чем-то возвышенным, «волшебным», хотя это тот же труд, тяжелый и кропотливый. Здесь интересно жить. Ты всегда в курсе событий, знаешь чуточку больше, чем все остальные.
— Спасибо за подробный и честный рассказ об интересных буднях редактора новостей. Я желаю тебе только запланированных календарных событий и хороших экстренных.
Становитесь журналистами, редакторами телевидения и продюсерами. Благодарю за внимание.
С Вами была Мария Хайман.
Рассказы о других профессиях читайте здесь:
Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда пройдите аудио-курс «Как маме найти любимую работу: 5 простых шагов». Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.
Билет 12. Функции редактора на радио и телевидении
Редакторы связывают действия телевизионной команды воедино и приводят «машину» в движение. На всех уровнях. Редакторская работа на телевидении — не останавливающийся ни на минуту конвейер. Шеф, писатель, оператор, монтажер в одном лице – это редактор TВ сегодня. Не случайно многие из них — в прошлом корреспонденты.
Ключевая роль принадлежит шеф-редакторам. Они ищут идею, думают, как выделить программу из массы других, оторваться от конкурентов. Хорошие мысли тут же подхватывают конкуренты. Мало придумать идею — ее нужно ярко воплотить. И вот на этом моменте судьба нового проекта зависит от шеф-редактора. Редактор отыскал обаятельного ведущего, подготовил интересные вопросы, учел российский менталитет, пригласил выразительных игроков.
РЕДАКТОРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММАХ
· В программах, построенных по принципу диалога с гостем в студии, или авторских передачах, достаточно одного редактора.
· В информационных и новостных программах требуется целый штат. Они отслеживают происходящие в мире события по Интернету. Отбирают наиболее интересные и актуальные. Получают «добро» от ведущего редактора выпуска, а затем связываются по телефонам с собственными корреспондентами в разных концах страны и мира. От них, по спутниковой связи, оперативно получают готовые видеосюжеты. Спешно отснятые материалы, нуждаются в обработке. Редакторы вырезают из озвученного корреспондентом репортажа лишние слова, предложения, учитывая не только смысл сказанного, но и интонации голоса. Затем он монтируется с видеорядом.
· В реалити-шоу у редакторов другие задачи. Они работают с видеооператорами, выбирают необходимые съемки («потоки» — как они их называют), а в прямом эфире подсказывают ведущему, на что обратить внимание.
· В ток-шоу редакторы в большей степени занимаются подбором участников, сценариями программы, придумывают новые темы.
· Уметь принимать решения.
· Определять, достойна новость пойти в эфир, или нет, насколько значим присланный репортаж. Оценивать, как впишется сюжет в канву программы. Вся ответственность лежит на нем.
· Быть руководителем, стратегом и тактиком.
· Иметь опыт работы в журналистике. Тексты должны быть емкими, логично изложенными и понятными всем. Приводимые факты — проверены, убедительны и ярки. Все отслеживает редактор.
· Уметь работать с изображением и звуком. Подготовить «сырую» видеосъемку для монтажера и звукооператора с понятной для них раскадровкой: что показывается и произносится, а что – вырезается. И, в тоже время, соблюсти формат передачи, собрав все в единое целое, найти логические связи при подборке сюжетов. Чувство меры, органичности, правдивости – составляющие мастерства.
Основной его целью является тематическая разработка проблемы, поднимаемой в той или иной передаче, поэтому он следит за тем, чтобы все материалы концентрировались вокруг главной темы, не отвлекали внимание зрителя и слушателя.
Процесс редактирования начинается с составления планов той или иной рубрики, иногда даже с ее названия и концепции. В большинстве случаев редактор сам ищет и подбирает авторов передач как до составления планов, так и после, когда начинается этап сбора материала. Он в технологической схеме подготовки передачи называется подготовительным или редакторским. Большинство современных программ строится на авторском участии, поэтому на радио и ТВ редактору приходится иметь дело с разными категориями авторов: с авторами, выступающими в кадре или у микрофона, и авторами, участвующими в разработке сценариев и сценарных планов.
В сценарном плане редактор утверждает основные направления развития разговора и ограничительные вехи в тематике поднимаемых проблем.
Редактор вместе со сценаристом должен отработать важные компоненты сценария:
-ремарку (описательную часть)
— действие, реализуемое в развитии сюжета или идеи
— синхронные выступления и ЗК.
Редактор-координатор – одна из самых важных должностей в отделах информации, нервный узел работы всего отдела, координирующий деятельность репортеров, операторов, режиссеров, монтажеров.
— отвечает за своевременное наполнение программы устной и видеоинформацией;
— осуществляет телефонную связь с источником информации, отвечает за телефонные звонки
— отвечает за ежедневное пополнение тем будущих сюжетов (архив тем), в случае необходимости перепроверяет точность, достоверность и полноту поступающей информации, + контролирует наличие указаний на ее источники
— контролирует соблюдение плана съемок, подготовки сюжетов, монтажа программы
— контролирует техническое обеспечение съемок (машинами, камерами, кассетами)
Выпускающий редактор осуществляет:
— отбор готовых сюжетов
— сокращает или дополняет их, меняет акценты в содержании
— помогает журналисту писать «обвязки» между материалами
-осуществляет верстку выпуска
— следит за соблюдением ритма (появление в кадре диктора, ведущего, чередование мужских и женских голосов) не только в масштабе выпуска в целом, но и в отдельно взятом сюжете, в ктр ритм создается длиной планов, музыкальным оформлением, темпом речи (ведущего, журналиста).
При определении важности того или иного события редактору приходится учитывать множество хар-к. Важность может:
— определяться протокольным фактором, зависящим от места в политической иерархии его участников
— зависеть от локального фактора: для всего мира, для страны, для отдельного региона
-соотноситься с социально-демографическими хар-ками: важно для мужчин, женщин, пенсионеров, детей
-основываться на ценностной шкале: пример для подражания, на полезности или вреде, на типичности или уникальности.
— диктоваться стратегическим или тактическим фактором
Редактор должен угадывать и выделять те факты, явления, в ктр проявляются общественно – важные проблемы и ктр формируют общественно значимые идеи и мнения. Проверять факты, фамилии, места действия возможных причин происшествия.
Главное в работе редактора — умение принимать решения. От выработки стратегии программы до приведения в литературный вид текста репортера-новичка. Редактор определяет достойна новость пойти в эфир, или нет, насколько значим присланный репортаж, или может полежать на полке до лучших времен, оценивает, как впишется сюжет в канву программы. Вся ответственность лежит на нем. Не смог вовремя добыть видеосъемку о забастовке в Приморье? Репортер в кадре допустил неточность? Не успел хорошо подогнать звук? Кто виноват? Редактор! И никого не волнует, что возникли проблемы со спутниковой связью, что корреспондент прислал совершенно «сырой» материал за пять минут до эфира. Редакторская работа на телевидении — не останавливающийся ни на минуту конвейер. Ставить или не ставить сюжет в передачу думать приходится быстро. Порой, за 15 секунд до начала трансляции. Безо всякого преувеличения.
Впрочем, руководитель, стратег и тактик – для редактора мало. Необходим талант. Без литературного чутья, умения писать не получится работа с материалами корреспондентов. Шеф, писатель, оператор, монтажер в одном лице – это редактор TВ сегодня. Не случайно многие из них — в прошлом корреспонденты. Только после собственных набитых шишек в профессии журналиста можно с полным правом браться за правку материалов других. Тексты должны быть емкими, логично изложенными и понятными всем. Приводимые факты — проверены, убедительны и ярки. Все отслеживает редактор. Особенность редактирования – умение работать с изображением и звуком. Подготовить «сырую» видеосъемку для монтажера и звукооператора с понятной для них раскадровкой: что показывается и произносится, а что – вырезается. И, в тоже время, соблюсти формат передачи, собрав все в единое целое, найти логические связи при подборке сюжетов. Чувство меры, органичности, правдивости – составляющие мастерства. К сожалению, все необходимые способности редко соединяются в одном человеке. Поэтому хорошие редакторы ТВ — на вес золота.
ТВ любит удачливых
Карьерный путь в телередакторы извилист. Спрос на них большой, но вакансии на специализированных сайтах встречаются не часто. Дело в том, что на телевидение редко приходят по заявке работодателя. Здесь царит творческий хаос, а кадры подбираются чаще всего по принципу «кто есть на примете» и личных знакомств. Обычно начинают либо с должности корреспондента, либо с редакторской позиции в небольшой телекомпании. На телевидении все решают случай и смелость. Поэтому если появляется возможность шагнуть дальше, нужно уметь рисковать.
«Редактор — всегда в курсе всего, что происходит у коллег. Я с утра просматриваю новости на трех ведущих каналах: ОРТ, РТР и НТВ. Учитываю, анализирую способы подачи и сразу прикидываю, каким образом та же тема будет выглядеть вечером в нашей программе.
Иногда, за час до эфира, случается важное событие. Тогда все пять сюжетов слетают с эфира и приходится в авральном режиме переверстывать весь выпуск. Вот где пригодятся редактору крепкие нервы и выдержка: срочно искать видеоматериалы, организовывать звонки и т. д. Нестрессустойчивые, слабонервные не выдерживают.
Редактор телевидения — одна из самых востребованных профессий на телевидении. Телевизионный редактор — это не серая мышка с карандашом в руках, сидящая в уголочке и подчёркивающая буквы и словосочетания. Телевизионный редактор — это творец, причём гораздо большей степени, нежели ведущий эфира. Редактор сам придумывает программу и воплощает её в жизнь.
Эта работа очень креативная. В его обязанности входит всё — от идеи до конечных титров (порой и написание авторских текстов). Только у редактора телевидения есть возможность пообщаться с известными, интересными людьми по телефону, за кулисами, на дополнительных съёмках (всё это происходит до эфира). Чаще всего на съёмки в неформальной обстановке (в театре, центре управления полётов, дома, на киноплощадке и т.д.) выезжает редактор с оператором.
Если говорить о документальном кино — то человек за кадром, который пытается «раскусить» героя — это тоже редактор — автор фильма».