Start-365.ru

Работа и Занятость
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Представьте что вы редактор литературного журнала

Методические рекомендации по проведению олимпиады по литературе

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по проведению олимпиады по учебной дисциплине

«Русский язык и литература. Литература»

предметной (цикловой) комиссией Заместитель директора

общих гуманитарных дисциплин по учебной работе

Протокол №____ от « » _______20___ г. _________________ О.В. Першина

Председатель _Яковлева И.И._

« » ____________20___ г. « » ____________20___ г.

Методические рекомендации по проведению олимпиады обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Литература» составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой

по дисциплине ___ Русский язык и литература ___________________

для специальности для всех специальностей первого курса_______________________

Автор: __ преподаватель ГАПОУ МО «Мончегорский политехнический колледж» ________
________ Н.М. Юсупова ______________________________________________________

(Ф.И.О., должность, место работы)

(Ф.И.О., должность, место работы)

(Ф.И.О., должность, место работы)

2. Подготовка участников олимпиады

3. Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ

4. Характеристика структуры и содержания заданий. Примеры заданий с комментариями. Критерии оценки

5. Подведение итогов олимпиады

6. Список литературы и Интернет-ресурсов для использования при подготовке к олимпиаде и составлении заданий

Литература – дисциплина особой значимости. Она направлена прежде всего на получение знаний о «языке» произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, понимания, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, ее воображения и образного мышления.

Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры. Знакомство с литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений человечества о самом себе.

Главная цель изучения литературы в «МонПК» – формирование культуры читательского восприятия и понимания и развитие способностей к интерпретации прочитанного. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла разнообразных литературных произведений. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, формируется художественный вкус.

Достижение основной цели литературного образования в учебном учреждении происходит

путем решения следующих образовательных задач:

— развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; освоение и применение базовых литературоведческих понятий при анализе художественных произведений (или их фрагментов), ориентироваться в основных теоретических понятиях, инструментально применять их, самостоятельно анализируя текст.

— воспитание у читателя способности понимания чужой позиции (то есть ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов) и умения выражать позицию собственную (то есть развитие коммуникативно-эстетических способностей обучающихся через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии).

Олимпиада по литературе должна быть ориентирована на эти задачи и способствовать достижению главной цели литературного образования. Задания и принципы проведения олимпиады должны разрабатываться с учетом сказанного выше.

Основной задачей олимпиады должно быть максимальное вовлечение обучающихся в творческую деятельность.

Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.

2. Подготовка участников олимпиады

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы знания, умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях ФГОС третьего поколения.

Формирование знаний, умений и навыков происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени на протяжении многих лет, поэтому к представленному ниже списку умений и навыков нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список мы включаем следующие умения:

— определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

— пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

— характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

— выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

— определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

— анализировать литературные произведения разных жанров;

— определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

— пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

— выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

— представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

— ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска сети Интернет.

Интервью с главным редактором литературного журнала «Аврора» — Кира Грозная

«Аврора» — литературный журнал с большой историей, который вопреки тяжелым для литературной периодики временам продолжает регулярно выходить в свет. О ближайших планах редакции, а также о роли толстых журналов, мы побеседовали с главным редактором «Авроры» Кирой Грозной.

Читать еще:  Литературный редактор обязанности

Кира, расскажите, пожалуйста, о нынешней деятельности журнала? На что вы сейчас ориентируетесь? Какие направления считаете перспективными?

– Мы, конечно же, ориентируемся на хорошую, качественную литературу. В планах у нас – сохранение журнала, мы хотим, чтобы он был читаемым, чтобы расширилась аудитория и сеть распространения. Сейчас «Аврора» распространяется через книжные магазины «Буквоед» и «Первая полоса», но поскольку тираж у журнала небольшой и составляет 1000 экземпляров (не все из которых попадают в магазин), о больших продажах говорить не приходится. Поэтому мы хотели бы в ближайшее время провести кампанию по раскрутке журнала.

В доперестроечные времена толстые литературные журналы читала вся интеллектуальная элита страны. Кто сегодня помимо авторов, мечтающих издать книгу или опубликоваться, составляет читательскую аудиторию «Авроры»?

– Во-первых, нужно сказать о наших постоянных читателях: «Аврору» любят и читают люди, которые читали ее в молодости, поскольку в 1969 году журнал замышлялся как молодёжный. Соответственно, сейчас им по шестьдесят-семьдесят лет, это наши подписчики по всей стране. На западе тоже есть подписчики «Авроры», их немного.

Во-вторых, молодежь тоже нас читает. Конечно, многое зависит от распространения, его масштабов. Сейчас мы добиваемся, чтобы электронная версия каждого выпуска «Авроры» размещалась в «Журнальном зале» (это такой сайт, или скорее клуб, где в наши дни обитают почти все толстые журналы), поэтому читательская аудитория может увеличиться.

Знак качества

Литературные журналы испокон веку были проводником известности для начинающих писателей. Сегодня влияние толстых журналов на литературный процесс сократилось, однако авторы по-прежнему хотят в них публиковаться? Почему? Это дань традиции?

– Это больше, чем просто традиция. Только в толстых журналах сохранился единственный достойный отборочный критерий – профессиональная редакция. Публикация в толстом литературно-художественном журнале – знак качества, признание литературных способностей автора. Это честь. Для меня публикация в «Звезде» стала подлинным счастьем. На радостях я даже забыла о гонораре, так и не получила его – редактор «Звезды» мне напомнил через год. Что, кстати, отличает наше поколение от предыдущего, которое без гонорара просто не привыкло публиковаться. Не потому что они жадные, а потому что, по их мнению, это неправильно. Нынешнее поколение авторов привыкло к другому: всем известно, что сейчас за деньги можно издать книгу любого качества, в том числе очень сомнительного. Но есть журналы, в которые тексты этих людей ни за какие деньги не попадут.

Главный редактор литературного журнала «Аврора» Кира Грозная: «Публикация в толстом журнале – это знак качества»

Скверный самотек

По сравнению с доперестроечными временами число входящих рукописей сократилось или увеличилось?

– Самотека, то есть рукописей, пришедших в редакцию по инициативе авторов, очень много, но приличных произведений там фактически нет или их на удивление мало. Редактору сложно из этого потока выудить действительно талантливый текст. В основном самотек представляют авторы, имевшие опыт публикации на литературных порталах и получившие на свои сомнительные тексты сотню хвалебных отзывов. Такие авторы и присылают вещи соответствующего качества – небрежно сделанные, написанные кондовым языком… Да, действительно, велика вероятность, что среди них мы пропустим какую-нибудь жемчужину, и, безусловно, есть авторы, которых мы недооценили, или которым не смогли уделить внимание. Но иногда это происходит – из-за огромной занятости немногочисленных сотрудников редакции, которые попросту не в состоянии просмотреть все присланные рукописи.

Как тогда можно стать автором журнала «Аврора»?

– Конечно, легче попасть в число авторов тем, за кого поручились знакомые, известные в литературных кругах люди. И мы просили бы молодых авторов не обижаться на нас за это, поскольку обидеть мы никого не хотим, просто нужно понять, что самостоятельно отыскивать талантливых авторов довольно проблематично, особенно когда на нас лежит не только ведение литературной части, а еще техническое обеспечение работы журнала, решение хозяйственных и финансовых задач, оформление документации на получение грантов, от которых зависит наше существование. Мы вообще всеми силами стараемся выжить и надеемся, что это удастся сделать.

Помогите, пожалуйста. Представьте, что вы выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от

различных авторов стихотворений одно-два — не более(поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление/служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов):

ваше выступление/служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов

Другие вопросы из категории

Читайте также

Особенностью героя в повести «Детство» является то, что он думает о постоянном проявлении своих чувств и часто бывает по выражению И.Смольникова, «беспощадным к самому себе». Подумайте, всегда ли критически оцениваете свои поступки и чувства. Бываете ли вы при этом «беспощадными» к самим себе? Расскажите об одном из таких случаев. Чем больше интересует Толстого-поступок или его нравственный смысл?
ПОМОГИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА.

Читать еще:  Журналист после 9 класса

Новогоднюю тематику, используя знания по живописи,архитектуре»

2.Какие слова подбирает Н.А Заболоцкий для описания лебедей в зоопарке?Выделите среди них эпитеты.Что сближает два образа-Пушкина «Царевна лебедь» и Заболоцкого?Какие чувства вызывает у автора лебедь,а какие город?Как вы думаете в чем идея этого стихотворения?

3.Объясните смысл названия стихотворения Рубцова «Тихая моя родина».Как вы понимаете эпитет тихий?Какие чувства вызывает у шероя поездка на родину?На что он обращает внимание?

Знаю,задания большие,но помогите пожалуйста!Сделайте хоть одно!Прошу!Это очень срочно!

Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Анализ 1-2 главы «Сержант гвардии», «Вожатый».

1. Какое значение имеет имя главного героя?

2. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

3. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

4. С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой?

5. Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.

6. Как реагирует бродяга на «барский подарок»?

7. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

8. Что такое милосердие?

9. Почему Гринева застал буран в степи?

10. Каково символическое значение бурана?

11. Какое значение имеет сон Гринева?

Анализ 3 главы «Крепость»

1. Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович?

2. Каким впервые предстает перед Гриневым (и читателем) комендант крепости, капитан Миронов?

3. Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости?

4. Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?

5. Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»?

6. Дайте комментарий к эпиграфам главы.

Анализ главы 4 «Поединок»

1. Кто и почему распоряжается в крепости?

2. Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье?

3. Чем занимается Гринев в крепости?

4. Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним?

От главного редактора

Слово главного редактора к 7-му выпуску печатного журнала. Этажи №3 (7) сентябрь 2017

Дорогие читатели журнала «Этажи»!

Начиная с этого номера, в журнале появилась колонка «От главного редактора», в которой я, главный редактор журнала Ирина Терра, буду рассказывать о наших нововведениях, изменениях, важных событиях журнала и, конечно, о текстах, вошедших в номер. «Этажи» — журнал молодой, а потому «гибкий», мы прислушиваемся к критике и пожеланиям наших читателей. Недавно мы провели опрос на нашей странице в ФБ — нужно ли после текстов давать краткую литературную биографию автора, насколько эта информация важна при прочтении. Выяснилось, что большинству читателей важно и интересно узнать про автора — кто, откуда, где публиковался, какие вышли книги. Поэтому в этом номере вы сможете увидеть «био» наших авторов (напомню, что до этого мы размещали «био» только в публикациях на сайте).

Недавно в «Этажах» появилась новая рубрика «Главный жанр». Мы открыли ее, чтобы рассказывать о людях, чья жизнь настолько интересна и наполнена событиями, поступками, яркими впечатлениями, что сама по себе она становится произведением искусства. Можно сказать про такую жизнь, что она прожита «на полную катушку», когда у человека его собственная жизнь становится главным жанром. Нашей первой героиней «Главного жанра» стала незаурядная и отважная женщина, писатель, художник, путешественник, режиссер, мультимедийный художник, работающий в жанре зрелищного перформанса на дрейфующем морском льду — Галя Моррелл. Она ходит в экстремальные экспедиции по северным морям, танцует босиком на снегу, передвигается на собачьей упряжке, понимает язык айсбергов, любит спать в изумрудном мху на арктических скалах и умеет варить суп из кишок белого медведя, только что съевшего кита. И это не эпатаж: через свои проекты Галя пытается сохранить наследие Арктики, которое очень скоро может исчезнуть с лица Земли. Интервью, специально подготовленное для «Этажей» нашим корреспондентом в Нью-Йорке Ольгой Смагаринской, можно прочитать на странице 104.
Еще одна новая рубрика — «Книжные новинки» — представляет читателям текстовые фрагменты новых книг, выходящих в издательствах «Эксмо» и «АСТ: редакция Елены Шубиной», с которыми журнал «Этажи» сотрудничает. На странице 120 опубликовано начало повести Л.С. Петрушевской «Странствия по поводу смерти» из её новой одноименной книги.

Наша постоянная рубрика «Музыкальная гостиная» не перестает удивлять и радовать интересными, «громкими» именами. Мы уже печатали в мартовском номере «Этажей» (№1 (5) март 2017) интервью с пианистом Люкой Дебаргом. В прошлый раз наш музыкальный редактор Ирэна Орлова встречалась с известным пианистом в Вашингтоне, и результатом этой встречи стало интервью «Музыка — это пространство между нотами». В этот раз Ирэна встретилась с Люкой в Торонто, перед концертом, который пианист играл с оркестром под управлением Андрея Борейко. Вашему вниманию предлагается их беседа-интервью «Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу…» на странице 90.

Читать еще:  Кто такой редактор книги

В этом же номере в «Музыкальной гостиной» (стр. 95) вы сможете прочитать эссе Людмилы Григорьевны Ковнацкой о выдающемся советском и американском музыковеде Генрихе Орлове, скончавшемся 10 лет назад, в сентябре 2007-го.

Рубрику «Литературная кухня» представляют в этот раз избранные фрагменты из книги «Вот жизнь моя. Фейсбучный роман» Сергея Ивановича Чупринина — критика, литературоведа, главного редактора литературного журнала «Знамя» (стр. 72). Из этого материала вы узнаете, каким было «Знамя» в преддверии перестройки — с престижными «вертушками»-телефонами, соединяющими напрямую с помощниками первых лиц государства, гонорарами, на которые можно было «шубу построить», миллионными тиражами. Как менялось отношение к литературным журналам на протяжении последних лет, почему журнал «Флажок» — глянцевый, тонкий и с иллюстрациями — так и не стал приложением журнала «Знамя». Признаюсь, что читать эти заметки мне было невероятно интересно, а в прообразе задуманного Сергеем Ивановичем «Флажка» я узнала наши «Этажи».

Рубрика «Exegi Monumentum» посвящена поэту, переводчику, прозаику и литературному критику Кириллу Владимировичу Ковальджи, ушедшему от нас 10 апреля 2017 года в возрасте 87-ми лет. Мы печатаем его подборку стихотворений «Московское пространство» (стр. 60), опубликованную на сайте год назад, когда Кирилл Владимирович был еще жив. А на странице 63 опубликован рассказ-эссе Вадима Ольшевского «Как я выиграл в шахматы у Кирилла Ковальджи». Вадим — сын поэта Рудольфа Ольшевского и филолога Ады Ольшевской — часто отдыхал с родителями в доме творчества писателей в Гагре. Он вспоминает свои детские впечатления о встречах с известными поэтами и писателями — Искандером, Поженяном, Ковальджи.

Как и прежде, мы приглашаем в каждый номер журнала художника для иллюстрирования прозаических текстов. В этом номере иллюстрации к рассказам сделала художник-иллюстратор из Москвы Мария Буранова. Однако три эссе Виктора Шендеровича опубликованы вместе с акварельными рисунками Ирины Литманович, потому что эти тексты и иллюстрации уже неразделимы и предоставлены нам авторами из их совместной книги «22-й троллейбус и другие этюды». В дизайне обложек для журнала, ставших нашей гордостью и визитной карточкой, используются рисунки Тани Кноссен-Полищук.

11 августа состоялась презентация литературно-художественного журнала «Этажи» в Санкт-Петербурге в магазине «Буквоед». И это мероприятие совпало с Днем рождения журнала. Ровно два года назад, в августе, журнал «Этажи» начал свою работу — на сайте появились первые публикации, на страницы в соцсетях начали подписываться читатели, а уже в декабре 2015-го вышел первый номер печатного журнала. За это время число подписчиков выросло до 10 тысяч только в ФБ, приятно удивляет количество прочтений публикаций на сайте (например, рассказ Алены Жуковой «Страшная Маша» набрал на сегодняшний день около 270 тысяч просмотров). Это, несомненно, успех для автора и для журнала. И вот сейчас вы видите перед собой уже седьмой печатный выпуск «Этажей».


На презентации прочитали стихи и прозу авторы журнала: Татьяна Вольтская, Ольга Аникина, Наталья Дзе, Вадим Смоляк, Марина Немарская, Светлана Волкова, Григорий Беневич, Ольга Попова.

Моя искренняя благодарность — Наталье Дзе за помощь в организации мероприятия, Олегу Ильдюкову (художнику пятого выпуска) за фотографии и решение всех вопросов с фото- и видео-съемкой, фотографам Галине Кожемяченко, Марине Морхат, видеооператорам Славе Каштановой, Владиславу Морхату, и, конечно же, книжному магазину «Буквоед», предоставившему нам зал в самом центре города.
По прошествии этих двух лет, хочу сказать только одно: журнал состоялся благодаря друзьям и неравнодушным людям, которые помогают журналу по всему миру (пристраивают его в магазины, пишут специально для журнала увлекательные интервью и репортажи, приглашают в гости для презентаций, редактируют тексты). Журнал, который не имеет никакого финансирования — ни от государства, ни от частного лица, — может выжить только благодаря активной команде заинтересованных в литературе людей, готовых помогать журналу (увы) бесплатно. Но мы не просто выживаем — мы весело живем, строим по кирпичику наши «Этажи» и достигли уже некоторых высот, мы свободны и ни от кого не зависим — а это уже роскошь!

Спасибо всей нашей редакционной команде, художникам и друзьям, без которых ничего бы не построилось!

Главный редактор Ирина Терра

Ирина Терра — журналист, интервьюер. Живет в Москве. Интервью публиковались в еженедельнике «Литературная Россия», журнале «Дети Ра», на сайте «Нового мира», «Московского комсомольца», «Здоровые дети» и др. Лауреат еженедельника «Литературная Россия» за 2014 год в номинации — за свежий нетривиальный подход к интервью. Лауреат Волошинского конкурса 2015 в номинации «кинопоэзия», шорт-лист в номинации «журналистика». Член Союза журналистов России. Главный редактор литературно-художественного журнала «Этажи».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector