Start-365.ru

Работа и Занятость
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научный редактор и издатель

Профессия редактор

Рад встрече с вами, уважаемые гости моего ресурса! Сегодня мы поговорим о направлении деятельности, которым можно заниматься в интернете и иметь с этого доход. Профессия редактора текстов является достаточно востребованной и высокооплачиваемой, посему способна стать основным источником дохода. Но чтобы ее освоить, необходимо немало потрудиться над самосовершенствованием, прочесть множество книг и, в идеале, получить соответствующее образование и опыт. Впрочем, приличные деньги за «просто так» нигде не платят, поэтому имеет смысл поработать над собой и освоить эту профессию на высоком уровне. Впоследствии можно фрилансить, работать удаленно или в офисе — словом, выбирать максимально комфортную для себя форму деятельности.

Основные направления профессиональной деятельности

Редактор в широком смысле этого слова — это человек, занимающийся редактурой (изменением, приведением к оптимальному виду) любого материала: текстового, визуального, графического и так далее. Ему поставляют некий образец, который он должен осмыслить, откорректировать и подготовить к сдаче.

В связи с этим можно выделить несколько направлений редакторской деятельности:

  • Литературная. Большинство людей воспринимает эту профессию именно как литературную редактуру. Суть деятельности заключается в правке рукописей, предоставленных в издательство авторами.
  • Художественная. В данном случае редактор отвечает за художественное оформление издания и размещение текста.
  • Техническая. Редактор может отвечать за связь между издательством и типографией, за корректную реализацию проекта в печати.
  • Научная. Основная задача научного редактора — проверять истинность научных сведений и консультировать авторов в узкоспециальных вопросах.

Редактор — весьма многогранная специальность. По сути, редактор — это должность, предполагающая выполнение различных обязанностей, перечень которых определяется соответствующей инструкцией. В зависимости от того, какую конкретно должность занимает специалист, дифференцируется сфера его обязанностей. Обычный сотрудник редакционного отдела, например, занимается преимущественно правкой текста: проверкой фактуры, исправлением речевых недочетов, сокращением материала. А вот руководитель отдела уже окончательно визирует материал и допускает его к публикации.

В данной публикации я сделаю упор на деятельности редакторов, работающих с печатным словом во всех его проявлениях, в том числе, и в интернете.

Где востребованы редакторы?

Штатные редакторы востребованы преимущественно в издательствах и рекламных агентствах. При всевозможных СМИ (печатных, радио, телевизионных) действуют отделы, которые так и называются — редакциями. При них могут трудиться сотни штатных и внештатных авторов (писателей, журналистов, копирайтеров) и десятки редакторов всех уровней. Выше находятся «выпускающие» — редакторы, выпускающие передачи в эфир или издания в печать.

Над ними стоит главный редактор (главред), который управляет работой отдела и принимает окончательные решения по всем стратегическим вопросам. Он может давать задания репортерам и допускать материалы в печать, а может доверить это своему заместителю, сосредоточившись на решении более глобальных задач, касающихся политики издания.

Счет сайтов в интернете идет на миллионы, и количество их увеличивается с каждым днем. Над их созданием и наполнением трудится масса специалистов (дизайнеры, оптимизаторы, верстальщики и так далее). Среди них есть и контент-менеджеры, отвечающие за качество и размещение контента. По сути, они осуществляют деятельность редакторов в интернете: заказывают тексты у копирайтеров, проверяют их на качество и соответствие ТЗ, вносят необходимые правки (или отправляют на доработку), размещают контент на сайте.

В современных условиях продвинуть ресурс в одиночку практически невозможно — и владельцы сайтов это понимают. Поэтому они обращаются в веб-студии либо привлекают фрилансеров различных специализаций, а самые амбициозные набирают специалистов в штат на зарплату. Причем не обязательно персонал дислоцируется в офисе — бывает, что все специалисты трудятся на удаленке, в том числе, редакторы и контент-менеджеры.

Различие между редактором и корректором

На первый взгляд деятельность редактора и корректора схожа: они оба работают с текстами. Однако сфера обязанностей первого гораздо шире. Редактор приводит текст в «удобоваримый» вид, проверяет истинность фактуры, соответствие публикации политике издания, убирает логические противоречия и повторы, правит стилистику — словом делает материал вкусным и готовым к употреблению. Вопреки распространенному заблуждению, идеальная грамотность — не главное профессиональное качество этого специалиста. А вот умение взаимодействовать с автором обязательно.

Корректор, вопреки распространенному заблуждению, стилистику не правит: его дело — убрать грамматические ошибки, в крайнем случае — оставшиеся после редактуры шероховатости (например, тавтологию). Вот корректор должен быть непогрешимо грамотным и иметь склонность к монотонной работе без потери внимательности. Творчество и общение — не его стезя.

При работе в интернете (особенно на небольших ресурсах) зачастую наблюдается слияние профессий редактора и корректора — обязанности обоих выполняет контент-менеджер.

Основные профессиональные качества

Сначала остановимся на общечеловеческих качествах, которыми должен обладать редактор:

  • высокий уровень самоорганизации и ответственности;
  • умение решать несколько задач одновременно;
  • развитые организаторские способности;
  • склонность к критическому мышлению;
  • высокая работоспособность;
  • коммуникабельность и стрессоустойчивость;
  • любовь к чтению;
  • высокий уровень эрудиции;
  • грамотность и хорошее чувство текста;
  • развитое творческое мышление;
  • умение работать с большими объемами информации;
  • стремление к самосовершенствованию.

Среди специальных навыков хорошего редактора нужно отметить:

  • знание нюансов профессиональной деятельности и должностных обязанностей;
  • хорошее владение компьютером и специальными программами;
  • знание специфической области (в соответствии с тематикой издания или веб-ресурса).

Плюсы и минусы профессии

В редакторской деятельности можно найти множество положительных моментов:

  • интересная творческая работа;
  • общение с образованными интересными людьми;
  • возможность самостоятельно планировать время;
  • необозримые карьерные перспективы;
  • широкий выбор направлений деятельности.

Но плюсов без минусов не бывает. Среди редакторов царит жесткая конкуренция: чтобы найти достойную работу, нужно быть действительно профессионалом высокой квалификации. Но для «раскачки» существует масса промежуточных вариантов, где можно наработать мастерство и получить хоть какие-то деньги (например, можно заниматься веб-райтингом и корректурой).

Редактура — работа очень ответственная, следовательно — чреватая стрессами: это ненормированный рабочий день, опасение за то, что исполнители не справятся с задачей, атмосфера «дедлайна» и так далее. В наибольшей опасности находятся зрение, состояние позвоночника и нервная система, но какая работа с людьми и компьютером не чревата такими проблемами?

Как стать редактором

Для начала следует определиться, подходит ли этот вид деятельности именно вам. Готовы ли вы постоянно работать с текстами и взаимодействовать с людьми? Не надоедят ли вам лица, голоса и буквы буквально через несколько месяцев? Если вы любите читать и создавать собственные тексты, не имеете ярко выраженных проблем с коммуникацией и правилами грамматики, можно попробовать себя на этой стезе.

Еще на этапе школы можно попробовать писать статьи в школьную газету или записаться в кружок журналистики. Целевое профессиональное образование можно получить во время обучения по специальности «Издательское дело и редактирование». Подойдут и другие смежные направления: филология, журналистика, литературное творчество, медиакоммуникации, реклама, иностранные языки и так далее.

Многие успешные ныне редакторы пришли в профессию и вовсе без профильного образования, с других направлений, иногда далеких от филологии в принципе. Зачастую ими работают специалисты в соответствующих областях: врачи в медицинских изданиях, юристы — в юридических и так далее. Как говорилось выше, редактор работает преимущественно с фактурой и стилистикой, а с ошибками может справиться и корректор.

В интернете все обстоит гораздо проще: редакторами сайтов становятся преимущественно копирайтеры, решившие перейти на иной уровень. Кстати, многие возвращаются к написанию текстов: для многих гораздо проще создавать собственные тексты, нежели править чужие.

Где искать работу

Как говорилось выше, хорошие специалисты востребованы в редакциях СМИ, издательствах, рекламных агентствах и так далее. Но для устройства на такую работу требуется либо профильное образование, либо опыт работы в этой сфере (в идеале и то, и другое). Опыт можно нарабатывать во время занятий журналистской деятельностью, литературным творчеством или корректурой.

Если вы намерены стать редактором сайта, сначала рекомендуется попробовать себя в копирайтинге, а потом, по мере роста мастерства, переходить к поискам соответствующих заказов на биржах фриланса типа Kwork , Weblancer , Freelance и так далее. Следует быть готовым к тому, что помимо исполнения прямых обязанностей, возможно, придется заниматься и корректурой. Многие заказчики вообще не видят различий между этими сферами деятельности, что нужно учитывать при рассмотрении предложений.

При наработке практики и безукоризненном выполнении заданий будет расти клиентская база. Удовлетворенные работой заказчики наверняка будут рекомендовать вас знакомым, и вы получите возможность выбирать приоритетные направления.

Перспективы и заработок

При работе в издательстве или редакции СМИ вершиной карьерного роста является получение должности главреда, то есть, руководителя редакции. Менеджер такого уровня практически не работает с текстами: он управляет работой всего отдела или издательства в целом, осуществляет координационную деятельность, отвечает за политику и принимает стратегические решения.

Если говорить об удаленной работе, карьерные перспективы не столь ярко выражены, но они тоже имеются:

  • Менеджер сайта. Со временем можно стать руководителем крупного портала, правда, конкуренция в этой сфере очень и очень высока. Зато и зарплата на топовых ресурсах далеко превышает 1 000 долларов. Имеются и дополнительные бонусы, связанные с взаимодействием с заказчиком или владельцем ресурса. Например, редактор туристического портала может путешествовать за счет заказчика, сайта бьюти-индустрии — получить бесплатный доступ к дорогостоящим процедурам или косметическим средствам. Но это при условии, что специалиста действительно ценят и берегут как зеницу ока.
  • Редактор СМИ. Любое современное печатное СМИ имеет представительство в интернете. Если печатное издание имеет ограниченный формат, то в интернете большинство рамок снимается. Это значит, что в онлайн-вариантах публикуются статьи в более развернутом виде, статей больше, да и читательская аудитория обычно шире. Для онлайн-издания существует отдельная редакция, которую возглавляет свой главред. Размер ежемесячного вознаграждения в солидных изданиях равен нескольким тысячам долларов, в небольших местных газетках — на порядок меньше.
  • Литературный редактор. При наличии какого-никакого писательского дарования и чувства стиля можно заниматься редактурой написанных другими произведений. Таких специалистов зачастую называют «литературными неграми», но зарабатывают они весьма достойно. Дело в том, что многие небедные люди стремятся попробовать себя на литературной стезе: пишут мемуары, детективы, любовные романы и так далее. Зачастую литературные таланты таких «писателей» ниже всякой критики и напоминают неудобоваримую кашу из слов. Порой редакторы попросту переписывают подобные «произведения», приводя их во вполне удобоваримый вид с сохранением основной линии, пригодной для издания. И за это получают соответствующее вознаграждение, позволяющее очень неплохо жить. Оплата идет за страницу авторского текста, по взаимной договоренности.
Читать еще:  Сколько получает редактор в издательстве

Зарплата толкового редактора с минимальным опытом на более-менее приличном ресурсе составляет примерно 400-500 долларов в месяц. Неплохо для начала карьеры, не правда ли?

Советы начинающим

Если после прочтения этой публикации ваше желание освоить профессию редактора осталось непоколебимым, позвольте дать вам несколько советов:

  • Побольше читайте. Во время чтения развивается вкус, чувство языка и даже грамотность. Причем читать нужно не только профессиональную литературу, но и художественную. Наибольший эффект приносит чтение лучших образцов современной литературы и классики — и полезно, и удовольствие получите. Впрочем, если чтение не приносит вам удовольствия, лучше подыскать другое направление для профессионального развития.
  • Любую работу выполняйте на «отлично». Вначале вам придется браться за любую работу, даже самую низкооплачиваемую — для получения хотя бы минимального дохода и наработки бесценного опыта. Если вы будете рассуждать «за такие деньги — и так сойдет», так и будете сидеть на мизерных профитах от случайных заказов. Взялись за работу — выполните ее на «отлично»: сначала вы работаете на репутацию, потом она на вас. В конце концов, за вами будут охотиться потенциальные работодатели совсем с другим бюджетом.
  • Не бойтесь стучаться в любые двери. Редакторы крупных интернет-порталов, издательств художественной литературы, СМИ когда-то были простыми журналистами, копирайтерами, а иногда — и корректорами. Единственное, что их отличало от коллег — это здоровая амбициозность и стремление к самосовершенствованию. Так что если считаете, что уже подросли до уровня редактора и желаете попробовать себя на новом поприще, рассылайте резюме, откликайтесь на вакансии и всеми силами рекламируйте собственные услуги. Получается только у тех, кто пробует и стремится!

Редактор — работа сложная и многогранная, но творческая и очень интересная. При серьезном подходе она способна стать делом всей жизни и весьма полноводным источником дохода как при официальном трудоустройстве, так и во фрилансе.

Научный редактор и издатель

Сталкиваясь с необходимостью проверить информацию, мы часто прибегаем к различным словарям и энциклопедиям, которые становятся «последней инстанцией» в попытках узнать истину. Порой мы даже не задумываемся о том, что эти источники, как и все в нашем мире, созданы человеком, которому свойственно совершать ошибки. Однако недаром научная и справочная литература считается самой точной. Ведь буквально каждое слово в ней проверено внимательными работниками – научными редакторами.
О профессиональном становлении, специфике работы и магии редактирования расскажет Ирина Гудова – научный редактор издательства «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки».

– Ира, кем ты хотела стать в детстве?
– В детстве мечтала стать ученым. К сожалению, это мне не удалось, но нельзя сказать, что я полностью отдалилась от этого. Я нахожусь в среде, непосредственно связанной с наукой, каждый день имею дело с научными знаниями и помогаю донести их до людей. В каком-то смысле это даже интересней, что узкоспециализированная работа ученого – у научного редактора максимально широкий кругозор, ведь он имеет дело со многими сферами знания.

– Как начиналось знакомство с профессией? Где ты училась и почему в свое время выбрала свою специальность?
– В старших классах у меня была мечта – стать журналистом. Поэтому я встала на классический путь к достижению этой цели: ходила в кружок, писала заметки в городскую газету, и, в конце концов, поступила в Институт журналистики БГУ.
Мои баллы по ЦТ были высокими, однако все равно было страшно не пройти на бюджет. Среди не самых популярных специальностей затерялась «Литературная работа. Редактирование». Так я и сделала свой судьбоносный выбор – из-за нерешительности и опасений.
Правда, тогда редактирование не воспринималось как серьезная заявка на будущую профессию, а казалось просто приятным бонусом и еще одной строчкой в синей корочке. Но постепенно практические занятия в институте меня настолько увлекли, что я просто влюбилась в редакторское дело.
Поиск ошибок для меня сродни интерактивному детективу – проследить сюжет, логику текста, обнаружить и обезвредить на первый взгляд незаметную ошибку… Своеобразный азарт. В конце концов, это особое удовольствие – перечитывать текст, в котором не осталось больше шероховатостей.

– Расскажи про издательство, в котором ты сейчас работаешь.
– Я работаю в издательстве Белорусская энциклопедия имени ­Петруся Бровки. Наше издательство специализируется на выпуске универсальных, региональных и отраслевых энциклопедий, различного рода справочников и словарей, учебной, детской и научно-популярной литературы. Кроме того, выпускаются элитные издания, книги-фотоальбомы представительского класса.
Миссия нашего издательства – продвижение современных знаний и достижений, сохранение уникальных исторических традиций и культурных ценностей нашей страны путем предоставления достоверной, регулярно обновляемой информации.
В скором будущем в издательстве планируется серьезный проект: выпуск электронной энциклопедии. Это абсолютно новый формат для нашей страны, если не считать белорусский сегмент Википедии. Подобные национальные электронные энциклопедии есть во многих странах. Для осуществления этого проекта всем сотрудникам нужно будет освоить работу в новом, непривычном формате. Получится полезный и интересный ресурс, которого не хватает в Беларуси. И работа над ним обещает быть увлекательной.
Структурно издательство состоит из пяти отделов. Четыре из них – отраслевые: редакторы в них готовят материалы, например, по истории, естественным наукам и т.д. Отдел, в котором работаю я, называется «Редакция научного и литературного контроля».

– Как тебя встретили коллеги?
– Я попала в издательство по распределению. Однако перед трудоустройством все равно проходила тестовое задание. Также руководство издательства опрашивало моих бывших коллег, с которыми я работала во время производственной практики, чтобы узнать о моем профессиональном опыте.
Кроме того, в Белорусской энциклопедии я проходила преддипломную практику. Длилась она два месяца – достаточно долго, чтобы понять, смогу ли я работать в таком издательстве и подходит ли мне эта работа.
С чем мне точно повезло, так это с коллективом. Здесь трудятся очень дружелюбные и приятные люди, которые отвечали на любые мои вопросы. Коллеги отнеслись ко мне с понимаем, ведь первое время на новом месте очень волнуешься и стараешься понять то, что другие делают уже «на автомате».
Сначала мне не доверяли серьезные задания. Это значит, что даже человек с высшим профильным образованием не может с ходу влиться в отложенный механизм работы научного издательства. Чтобы «включиться» в рабочий процесс, первое время я просто вносила правки, сделанные до меня другими редакторами. Зато очень быстро выучила правильную структуру, запомнила сокращения, поняла специфику такого рода текстов.
Когда я пришла в свой первый официальный рабочий день, я уже не чувствовала себя безоружной и беспомощной. Хотя, отработав уже полгода, я все равно постоянно советуюсь коллегами.

– Какие основные требования предъявляются к научному редактору?
– Требований немного, но все они очень серьезные. Во-первых, это соответствующее образование. Во-вторых – опыт работы в редакционно-издательской области.
Также важен энтузиазм, ведь без него очень сложно каждый день выполнять местами монотонные обязанности. И, конечно же, нельзя забыть про трезвый взгляд и понимание реального объема работы.

– В чем заключается специфика работы научного редактора?
– Работа научного редактора – это очень, очень ответственно. Ведь даже ошибка в газете – это неприятность, а ошибка в энциклопедии или, тем более, в словаре может оказаться катастрофой.
Нужно совмещать в себе разные профессиональные качества, стать «многоруким Шивой редактирования». Ведь литературный и научный контроль – это два очень разных процесса, выполнять которые нужно исключительно по очереди. И выполнять качественно.
Научный редактор должен проверять каждую статью на предмет соответствия минимальным критериям. Для поддержания качества материала научному редактору следует обращать внимание на основные характеристики поступающих статей. К примеру, они должны быть написаны понятным языком без чересчур сложных оборотов, содержать новые знания, соответствовать различным издательским нормам и т.д.

Читать еще:  Редакторское дело обучение

– Как проходит твой рабочий день?
– Каждый день меня ждет работа одного плана: вычитка корректорская, научный и литературный контроль, сверка внесенных правок… Сменяются только проекты, над которыми работаешь.
Работа идет размеренно, статья за статьей, но иногда приходится отложить все запланированные дела и заняться срочным проектом.
И, конечно же, есть законный обеденный час.

– Работа научного редактора в большей степени командная или чаще всего приходится работать в одиночку?
– Любое издательство – это слаженный механизм. Особенно это касается издательства, работающего над проектами энциклопедическими. Каждый этап крайне важен и не терпит халатности.
Все начинается с отраслевых отделов: редакторы работают с авторами либо пишут статьи на основе уже изданных материалов. Отдел, в котором работаю я, – литературного и научного контроля, – последняя инстанция. Здесь статьи «шлифуются»: выполняется литературное редактирование и дополнительно проверяются все факты. Важна каждая деталь. Кроме того, важно отследить, чтобы сохранялась строгая структура энциклопедического материала, последовательность изложения, соблюдались условные сокращения, не было отступлений от академического стиля и еще множество других аспектов, которые необходимо учитывать.
Сложные вопросы и спорные моменты в нашем кабинете решаются всегда сообща. Даже самые опытные и квалифицированные специалисты не пренебрегают возможностью проконсультироваться с коллегами. В крайних случаях мы обращаемся к сторонним специалистам, например, из института языкознания.

– Кто еще помогает научным редакторам в работе?
– В теории научные редакторы регулярно взаимодействуют с тремя или четырьмя группами лиц: издателем, авторами, рецензентами, в некоторых издательствах практикуется непосредственное взаимодействие с издательской группой, которая занимается вопросами выпуска того или иного издания. Издательская группа согласовывает статьи с научным редактором, а также взаимодействует с редактором по всем вопросам касательно всех статей на всех стадиях издательского процесса. Представитель издательской группы также может работать напрямую с авторами и рецензентами.

– Сколько времени требуется научному редактору для исполнения своих обязанностей?
– Количество времени, необходимое научному редактору для работы, напрямую зависит от журнала или издательства. В начале своей карьеры редактору, скорее всего, необходимо будет тратить больше времени на оптимизацию издательского цикла и взаимодействие с авторами.
Со временем исполнение обязанностей будет проходить все быстрее и быстрее. Однако это напрямую зависит от количества редакторов в структуре издательства.
Еще одним аспектом работы редактора является общение с коллегами. Кроме этого, необходимо вести переписку по электронной почте с публикующимися авторами и потенциальными авторами, отвечать на различного рода вопросы. Количество времени, требуемое для такого объема работы, очень сложно оценить. Оно зависит от характера работы и от требований издательства.
Еще одним фактором является наличие или отсутствие административного редактора, отвечающего за работу с корреспонденцией, либо менеджера, который руководит издательским процессом и электронной подачей статей.

На рабочем месте

– Расскажи про трудности, которые встречаются в работе научного редактора.
– Во-первых, быть научным редактором – это огромная ответственность.
Во-вторых, нужно постоянно концентрироваться. Ведь невозможно быть специалистом в абсолютно всех сферах, однако научному редактору приходится работать с текстами самых разных отраслей научного знания. К примеру, сначала прочитать тексты по генетике и математическому анализу, а затем по истории и географии.
В-третьих, важно абстрагироваться от сложных терминов и видеть общую картину: как текст построен, как согласованы предложения, как развивается мысль… Даже для редактора, который имеет за спиной множество энциклопедических текстов, нет гарантий, что новый материал не окажется похож на магическое заклинание.

– Какие трудовые обязанности тебе нравится выполнять больше всего?
– Так и хочется сказать, что самая любимая часть рабочего процесса – точить карандаши. Но есть и другие увлекательные обязанности. К примеру, – литературная правка текста.
Литературная правка текста включает в себя как корректорскую вычитку, так и работу со стилем. Это настоящее искусство, ведь чтобы исправить, допустим, лексическую ошибку или нарушение нормы словоупотребления, нужно ее знать, иначе она останется незамеченной.
При этом очень важно сохранить стиль текста, что невозможно без определенного чутья. По-своему интересен процесс совершенствования композиции, во время которого нужно следить за последовательностью изложения, разбивая текст на смысловые фрагменты. В некоторых случаях приходится переделывать или сокращать текст (устранять повторы, лишние подробности), что тоже является своеобразным мастерством, который можно освоить только на практике.
Отдельного внимания заслуживает проверка фактического материала, который представлен в тексте в виде цитат, терминов, названий, дат, имен и цифр и т.д. Наверное, этот этап для меня самый утомительный, ведь если текст содержит в себе большое количество фактического материала, работа по его проверке зачастую превращается в рутину, чего нельзя сказать про вышеперечисленные этапы.
Еще в институте на практических занятиях по методике литературного редактирования мы с одногруппниками наперебой «сражались» с всевозможными казусами текста, отыскивали ловко спрятанные преподавателями недочеты стиля, наперебой предлагали разные варианты правок… Это действительно очень увлекает.

– Кому, на твой взгляд, подойдет профессия научного редактора?
– Это профессия для внимательных, усидчивых, способных загореться в поисках маленькой детали людей, которым интересно схватить карту и с линейкой проверять, правильное ли расстояние указано в статье. Как привило, научными редакторами становятся люди, которые неравнодушны к языкам и отлично владеют ими.
Широкий кругозор также очень помогает в такой профессии, знания помогают выявить фактические ошибки. В отраслевых редакциях работают, в основном, не филологи, а люди с профильным образованием: например, историки, искусствоведы.

– Как влияет такой огромный объем знаний, в который необходимо погружаться каждый день?
– Самый большой плюс этой профессии – волей-неволей очень сильно «прокачиваешься» интеллектуально. Пропуская через себя тонны энциклопедической информации, невозможно не оставлять для себя ни капли.
Конечно, в профессиональном плане мне предстоит еще длинный путь, ведь научное редактирование – это действительно специфическое и сложное направление в редакторском деле, в котором много трудностей.

– Как тебе кажется, что самое главное в твоей профессии?
– Можно сказать, что работа научного редактора стоит на трех китах: первый – внимательность, второй – скрупулезность, третий – придирчивость. Вдруг кто-то допустил серьезную ошибку? Лучше лишний раз открыть словарь и убедиться в правильности написания инициалов, сверить название по карте или полистать том старой энциклопедии.

Вера ЖИДОЛОВИЧ
Фото из архива Ирины ГУДОВОЙ

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.

ДЕКЛАРАЦИЯ АССОЦИАЦИИ НАУЧНЫХ РЕДАКТОРОВ И ИЗДАТЕЛЕЙ «ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ»

принята на Общем собрании АНРИ, прошедшем в рамках 5-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня-2016: решение проблем издательской этики, рецензирования и подготовки публикаций», г. Москва, 20 мая 2016 г.

(редакция 2016 г.)

1. Настоящая Декларация разработана Ассоциацией научных редакторов и издателей (АНРИ) в качестве свода этических принципов, регулирующих поведение редакций, редакторов, рецензентов, издателей и авторов в сфере научных публикаций. Текст Декларации предназначен для использования в качестве целостного документа, и каждое его отдельное положение должно применяться с учетом всех других применимых положений.

2. Лица, вовлеченные в научный и публикационный процесс, стремятся следовать принципам Декларации, а также рекомендациям Комитета по этике публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE)) и других международных объединений редакторов и издателей.

3. АНРИ видит свою цель в формировании в научном сообществе четкого представления о публикационной этике, открытого и безоговорочного осуждения неэтичного поведения и полного отказа от любых видов сотрудничества, ведущего к продуцированию «мусорных» публикаций, препятствующего развитию науки в целом.

Основные принципы:

4. Этические нормы редакции. Редакционная команда журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.

5. Ответственность за соблюдение этических норм. Исследователи, авторы, редакторы, рецензенты и издатели несут этические обязательства в отношении публикации и распространения результатов научного исследования.

6. Нормы общения с авторами. Взаимодействие с авторами основывается на принципах справедливости, вежливости, объективности, честности и прозрачности.

7. Наличие института рецензирования. Все содержание журнала, кроме рекламных и редакционных материалов, четко обозначенных как таковые, проходит обязательное рецензирование независимыми экспертами (открытое, слепое, двойное слепое). Предпочтительным является двойное слепое рецензирование.

8. Доступ к публикациям. Журналы гарантируют доступ к публикациям, обеспечивая хранение материалов в ведущих библиотеках и репозиториях научной информации страны.

9. Информационная открытость. На странице издания в Интернете публикуются положения о публикационной этике и рецензировании, чётко сформулирована политика журнала, правила подачи рукописей, инструкции для авторов и информация о доступности материалов (свободный доступ или по подписке). Обязательно указываются ISSN, адрес издательства.

Читать еще:  Редактор текстов для сми факультет журналистики

10. Информация о платных услугах. Вся информация о платных услугах, если таковые в той или иной форме имеются, внятно прописывается и доступна на сайте журнала, утверждена главным редактором. Если журнал не предоставляет платных услуг, это также указывается на сайте издания.

11. Соблюдение этических критериев авторства.

1. Автором является только человек, в значительной степени участвовавший в написании работы, в разработке ее концепции, в научном дизайне, сборе материала, анализе и интерпретации; 2. Обязательным является согласие всех авторов на публикацию. Все соавторы должны соответствовать этим критериям.

12. Согласование окончательного текста статьи с автором. Публикация статьи под именем автора подразумевает возникновение авторских прав. Публикация не согласованного с автором текста, равно как и внесение посторонних лиц в число соавторов, является нарушением авторского права.

13. Сроки принятия решений редакцией. Принятие редакторских решений осуществляется в ограниченные сроки и излагается в четкой и конструктивной форме на сайте издания в инструкции для авторов.

14. Взаимодействие с научными и профессиональными объединениями. Редакции стремятся к взаимодействию с профессиональными научными ассоциациями и отраслевыми сообществами с целью обеспечения высокого качества работы учёных.

15. Предотвращение и исправление нарушений этики. Долг научных редакторов предотвращать ситуации, когда авторы, рецензенты или иные субъекты, включенные в процесс производства научных текстов, осуществляют неэтичное поведение, а также обеспечивать изъятие недобросовестных публикаций из научного пространства, сотрудничать с советом по этике и научными ассоциациями.

16. Конфликт интересов. Редакторы призывают авторов раскрывать отношения с промышленными и финансовыми организациями, способные привести к конфликту интересов. Все источники финансирования должны быть указаны авторами в теле статьи.

АНРИ признает неэтичным поведением в сфере научных публикаций следующее:

17. Требование к авторам самостоятельно предоставлять рецензии на собственные статьи, а также договорное и псевдорецензирование. Данная практика подразумевает отсутствие рецензирования в журнале.

18. Предложение агентских услуг. Оказание таких услуг авторам как «публикация под ключ», переписка с редакцией от лица автора, доработка агентом статей по рекомендациям рецензента, подготовка платных рецензий.

19. Продажа соавторства, подарочное соавторство, изменение состава авторов. Указание в числе авторов лиц, не внесших интеллектуальный вклад в исследование, является нарушением авторских прав и норм этики, поскольку
не только вводит в заблуждение читателей, но и расценивается как мошенничество.

20. Публикация материалов заочных «научных» конференций. Поскольку практика таких конференций напрямую связана с махинациями и мошенничеством в сфере науки, публикация материалов этих конференций расценивается как неэтичная, содействующая распространению псевдонаучных текстов.

21. Передача текстов статей в другие журналы без согласования с авторами. Публикация статьи в журнале, который не был согласован с автором, является нарушением интересов автора.

22. Передача материалов авторов третьим лицам. Передача присланных в редакцию материалов статей третьим лицам, кроме рецензентов и сотрудников редакции, является нарушением авторских прав и принципа конфиденциальности редакционных процессов.

23. Манипуляции с цитированием. Искусственное увеличение наукометрических индексов, избыточное самоцитирование и дружественное цитирование, нерелевантные ссылки вводят в заблуждение читателей и интерпретируются как мошенничество.

24. Плагиат, фальсификации и фабрикации. Редакция добросовестно работает с текстами статей, предотвращая на страницах своих изданий появление недобросовестных научных публикаций, содержащих плагиат, фальсификацию и фабрикацию данных.

Совет по этике

Координационным и консультационным органом в рамках настоящей Декларации признается Совет по этике, сформированный при Ассоциации научных редакторов и издателей.

Декларация разработана Советом по этике АНРИ:

Кулешова А.В., Кочетков Д.М., Абрамов Е.Г., Абалкина А.А., Беляева Д.А., Касьян А.С., Малешин Д.Я., Носов Д.М., Репецкая А.Л., Ростовцев А.А., Филиппов Ю.И., Шишлакова О.С.

В разработке принимала участие президент АНРИ Кириллова О.В.

Издательство «Эко-Вектор»
Серия «Библиотека научного редактора и издателя»

  • Главное 2020
  • Все книги
  • Билингвы и книги на иностранных языках
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Билингвы и книги на иностранных языках»
    • Все книги жанра
    • Билингвы
    • Литература на иностранном языке
    • Литература на иностранном языке для детей
  • Книги для детей
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Книги для детей»
    • Все книги жанра
    • Детская художественная литература
    • Детский досуг
    • Первые книги малыша. Развитие ребенка
    • Познавательная литература для детей
  • Книги с автографом
  • Комиксы, Манга, Артбуки
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Комиксы, Манга, Артбуки»
    • Все книги жанра
    • Артбуки. Игровые миры. Вселенные
    • Комиксы
    • Комиксы для детей
    • Манга
    • Манга для детей
    • Новеллизации
    • Образовательные комиксы
  • Молодежная литература
  • Нехудожественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
    • Все книги жанра
    • Государство и право. Юриспруденция
    • Домашние ремесла. Рукоделие
    • Домоводство
    • Естественные науки
    • Информационные технологии
    • История. Исторические науки
    • Книги для родителей
    • Коллекционирование
    • Красота. Этикет
    • Кулинария
    • Культура. Искусство
    • Медицина и здоровье
    • Охота. Рыбалка. Собирательство
    • Психология
    • Публицистика
    • Развлечения. Праздники
    • Растениеводство
    • Ремонт. Строительство. Интерьер
    • Секс. Камасутра
    • Технические науки
    • Туризм. Путеводители. Транспорт
    • Универсальные энциклопедии
    • Уход за животными
    • Филологические науки
    • Философские науки. Социология
    • Фитнес. Спорт. Самооборона
    • Эзотерика. Парапсихология
    • Экономика. Бизнес
  • Периодические издания
  • Религия
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Религия»
    • Все книги жанра
    • Ислам
    • Религии мира
    • Религиоведение
    • Христианство
  • Учебная, методическая литература и словари
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
    • Все книги жанра
    • Вспомогательные материалы для студентов
    • Демонстрационные материалы
    • Дополнительное образование для детей
    • Дошкольное обучение
    • Иностранные языки: грамматика и учебники
    • Книги для школы
    • Педагогика
    • Подготовка в вуз
    • Пособия для детей с ограниченными возможностями
    • Словари и разговорники
  • Художественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Художественная литература»
    • Все книги жанра
    • Афоризмы
    • Басни
    • Детективы
    • Драматургия
    • Историческая проза
    • Классическая проза
    • Отечественный боевик
    • Поэзия
    • Приключения
    • Сентиментальная проза
    • Современная проза
    • Фантастика
    • Фэнтези
    • Эпос и фольклор
  • Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
  • Все канцтовары
  • Аксессуары для книг
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
    • Все товары раздела
    • Закладки для книг
  • Глобусы
  • Обложки для документов
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Обложки для документов»
    • Все товары раздела
    • Другие обложки
    • Конверты для путешествий
    • Обложки для автодокументов
    • Обложки для зачетных книжек
    • Обложки для паспортов
    • Обложки для проездных билетов
    • Обложки для пропусков и удостоверений
    • Обложки для студенческих билетов
  • Офисная канцелярия
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Офисная канцелярия»
    • Все товары раздела
    • Бумажная продукция для офиса
    • Мелко-офисная канцелярия
    • Офисные принадлежности
  • Папки, скоросшиватели, разделители
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Папки, скоросшиватели, разделители»
    • Все товары раздела
    • Папки из картона
    • Папки из пластика
    • Папки из текстиля
    • Папки-портфели (с пластиковыми отделениями)
  • Письменные принадлежности
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
    • Все товары раздела
    • Карандаши черногрифельные
    • Ручки
  • Принадлежности для черчения
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Принадлежности для черчения»
    • Все товары раздела
    • Другие виды чертежных принадлежностей
    • Линейки
    • Наборы для черчения, готовальни
    • Транспортиры
    • Треугольники
    • Тубусы
    • Циркули
    • Шаблоны, трафареты, лекала
  • Рисование
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Рисование»
    • Все товары раздела
    • Карандаши цветные
    • Кисти
    • Краски
    • Мелки
    • Наборы для рисования
    • Палитры, стаканы-непроливайки
    • Тушь, перья
    • Уголь художественный. Пастель
    • Фломастеры
    • Холсты
  • Товары для школы
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Товары для школы»
    • Все товары раздела
    • Веера, счетный материал, счетные палочки
    • Другие виды школьной канцелярии
    • Канцелярские наборы
    • Ластики
    • Мешки для обуви
    • Ножницы школьные
    • Обложки для тетрадей и книг
    • Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
    • Пеналы
    • Подставки для книг
    • Рюкзаки, портфели
    • Точилки
    • Фартуки
    • Школьная бумажно-беловая продукция
  • Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
  • Все сувениры
  • Календари
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Календари»
    • Все товары раздела
    • Календари на магните
    • Квартальные календари
    • Настенные календари
    • Настольные календари
  • Сувенирная продукция
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
    • Все товары раздела
    • Альбомы, рамки для фотографий
    • Воздушные шары
    • Детские сувениры
    • Значки
    • Конверты для денег
    • Магниты
    • Новогодние сувениры
    • Открытки
    • Подарочная упаковка
    • Подарочные пакеты
    • Подарочные сертификаты
    • Постеры
    • Праздничные акссесуары
    • Таблички и статусы для рабочего стола
    • Шкатулки
    • Другое
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.

  • Перейти к отложенным
  • Убрать из отложенных

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector