Литературный редактор зарплата
Кто такой редактор: Обзор профессии
Редактор – человек, который работает с текстами для печатных или электронных изданий, формирует контент-политику и редакционную политику издания, определяет темы материалов.
Привет, я редактор!
“Работает с текстами” — какое широкое определение! Тексты можно вычитывать, писать (этим занимается пишущий редактор), давать в работу авторам, контролировать сроки выполнения работ. Все это делает редактор независимо от своей специализации. Расскажу подробнее.
Какими бывают редакторы
Раньше, до эпохи интернета, редакторы работали в основном в СМИ и книжных издательствах. Сейчас, когда каждый уважающий себя сайт имеет блог или хотя бы раздел новостей, появилась новая специализация — коммерческий редактор.
Редактор в СМИ
Неважно — в электронном или печатном издании. Человек на этой должности придумывает и распределяет между журналистами темы для статей, ищет героев публикаций и экспертов, которые дают комментарии. Делает он это совместно с главным редактором и (или) с авторами СМИ.
Например, в еженедельной газете по понедельникам проводится планерка, где составляется план на ближайшую неделю. Если в течение недели появляются новые темы — редактор или одобряет их и дает в работу журналистам или же отклоняет.
Но это еще не все. Редколлегия придумывает новые рубрики, механизмы продвижения СМИ (совместно с маркетинговым отделом), осуществляет отстройку от конкурентов, участвует в управлении бизнес-процессами издания.
Если в СМИ несколько ведущих рубрик, к каждой из них прикрепляется редактор.
Список требований к редактору рубрики
Затем, когда статья написана, редактор проверяет ее на соответствие теме, раскрытие темы. Ошибки не проверяет — за это отвечает корректор. Если, по мнению редактора, статья не соответствует заданным критериям (автор не справился), статья отправляется на доработку.
Если в штате СМИ немного журналистов, редактор может совмещать свою работу и написание статей. В этом случае он зовется пишущим редактором. Но, как правило, в крупных СМИ на это просто не хватает времени.
Если редактор приглашается в только что созданное СМИ, в его должностные обязанности входит составление контент-стратегии издания, создание рубрик и контент-плана — списка тем на ближайший месяц.
Если речь идет об электронном СМИ, редактор следит также за техническими параметрами. Например, выполнена ли перелинковка — проставлены ли в статье ссылки на другие страницы сайта, есть ли метатеги, в том числе и подписи под фотографиями, выполнено ли форматирование текста. В отдельных случаях редактор отвечает и за коммуникации — отвечает на комментарии читателей на сайте.
Редактор в издательстве
Как правило, редакторы занимаются вычиткой произведений авторов и находятся в тесном взаимодействии с ними и другими специалистами издательства. Есть несколько специализаций:
- литературный редактор. Его задача — привести текст в соответствие с нормами русского языка, поправить стиль, указать на фактические несоответствия (например, на первой странице действие происходит в ноябре, на второй — уже в июне);
- технический редактор следит за тем, чтобы книга (буклет, брошюра, календарь) соответствовала техническим требованиям. Он проверяет оформление текста, приводит текст в соответствие с требованиями типографии, переводит текст в электронный формат;
- выпускающий редактор отвечает за то, чтобы подготовить материалы к печати;
- бильд-редактор отвечает за иллюстрации. Он подбирает картинки и фотографии к материалам, собирает базу фото, следит за их качеством и корректным расположением в тексте, в книжном издательстве — работает над обложкой;
- редактор серий. Например, в крупном издании может быть серия детской литературы, серия детективов, объединенных одной тематикой (иронический детектив от “Эксмо”). В этом случае к разработке серий привлекается отдельный редактор.
Обязанности редактора и разработчика серий в издательстве
Коммерческий редактор
С возникновением эры контент-маркетинга многие компании поняли, что продвигать и продавать свой продукт можно не обязательно в лоб. Сначала нужно “приручить” потенциального клиента, убедить его в своем профессионализме, накормить его полезной информацией, а потом уж на этой волне продавать.
Вот почему, как грибы после дождя, растут корпоративные блоги абсолютно на любую тематику. Свои блоги есть у магазинов одежды, и у производителей медицинского оборудования, и у операторов мобильной связи.
Задача коммерческого редактора — создать полезный блог, который полностью закроет все вопросы целевой аудитории. Для этого нужно в первую очередь составить контент-стратегию: проанализировать продукт компании-заказчика, основные сегменты ЦА, главных конкурентов и их контент. На основе этого анализа подумать, какие темы статей будут интересны для ЦА, как можно с помощью контента отстроиться от конкурентов.
Важный момент: каждая тема в коммерческом блоге должна соответствовать определенной цели. Просто так ничего не пишется: редактор должен постоянно задавать себе вопрос: для чего нужна эта статья, для какой ЦА она написана, чего я хочу добиться в итоге.
И самое главное — как сделать так, чтобы читатели контента становились клиентами компании. Для коммерческого редактора это самая главная цель.
А дальше — все как обычно. Редактор составляет контент-план публикаций, придумывает темы и распределяет их между авторами. Затем вычитывает эти статьи и при необходимости отправляет на доработку.
Если блог серьезный, статьи пишутся с привлечением экспертов: это могут быть партнеры компании или просто знающие люди с хорошей репутацией. Задача редакторов — найти этих экспертов и договориться на публикацию.
Если редактор создает блог с нуля — он подбирает авторов сам. Часто в начале работы коммерческий редактор сам пишет статьи, а когда блог расширяется — начинает привлекать авторов со стороны.
В дальнейшем, если корпоративный блог становится на постоянные рельсы, составляется редакционная политика блога, которой обязаны придерживаться все постоянные и новые авторы.
Кроме написания и редактирования статей, коммерческий редактор отвечает и за другие виды и форматы контента. Например, составляет план электронных рассылок, договаривается с внешними площадками о размещении статей, ищет партнеров для кросс-маркетинга — совместного пиара.
Требования к редактору блога
Главный редактор
Это царь и бог издания, который отвечает за все процессы СМИ, издательства, блога. Он координирует работу сотрудников, раздает ценные указания, следит за показателями эффективности, представляет издание на профильных площадках, участвует в мероприятиях и так далее.
Стандартный перечень требований к должности главного редактора
Профессиональные качества редактора
- Умение работать в команде. Один в поле не воин — редактора всегда окружают соратники. С одной стороны это авторы, дизайнеры, фотографы, контент-менеджеры — все те, кому редактор ставит задачи. С другой это непосредственные заказчики, перед которыми надо отчитываться за проделанную работу. Хороший редактор учитывает интересы обеих сторон. Ну и свои, конечно же.
- Внимательность и дотошность. Не упустить фактического несоответствия в текстах, по два часа подбирать картинки к статье, исправлять ошибки новичка-журналиста — все это часть работы редактора. И это я уже не говорю о составлении стратегии издания, где требуется точный анализ.
- Знание трендов отрасли. Если редактор работает в СМИ — он просто обязан разбираться в политической и экономической ситуациях, социальных настроениях граждан. Если ведет корпоративный блог — будь добр вникнуть в то, о чем ты пишешь, иначе конкуренты поднимут компанию на смех.
- Знание основ маркетинга. Это обязательное требование для коммерческого редактора, ведь главная цель корпоративного блога или СМИ — привлечение прибыли.
- Широкий кругозор. Редактор не обязан демонстрировать знания исключительно по теме. Напротив, обширные познания говорят о том, что человек может генерировать креативные идеи, видеть новое в привычном.
- Знание иностранного языка. Часто требуется для работы с зарубежными источниками. Перевести материал из иностранного блога, списаться с экспертом из Лондона, обсудить проект с иностранными коллегами — все это приходится делать в серьезном издании.
- Абсолютная грамотность и чувство языка. Здесь нюанс: мало просто не допускать ошибок, надо уметь писать в разных стилях, уметь объяснять даже сложные термины простым языком и подстраиваться под ЦА.
- Умение работать в условиях многозадачности. В крупных СМИ, блогах, издательствах обычный редактор — просто винтик в колесе, который выполняет свою работу и не парится. Если же издание новое или сотрудников не хватает, редактор отвечает буквально за все: сам пишет статьи, подгоняет других авторов, ругается с отделом маркетинга и так далее.
- Профессиональное чутье. Хороший редактор чувствует, какая тема зайдет, а какая оставит читателя равнодушным. Понимает, с каким человеком получится интервью, а кто пошлет его куда подальше. Такое чутье вырабатывается годами и в принципе трудно объяснимо. Развить его поможет только опыт, сын ошибок трудных.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы профессии:
- востребованность. Сейчас, с развитием контент-маркетинга, профессия редактор значительно поднялась на рынке должностей. Даже на удаленке можно найти отличные вакансии;
- карьерные перспективы. Хороший редактор может вырасти до главреда, а тот, если хорошо проявит себя, войти в топ-менеджмент издания;
- возможность саморазвития. Редактор постоянно имеет дело с большим количеством информации. Велик шанс находить интересное и полезное для себя и развиваться в профессии;
- работа с интересными людьми. В профессиональном сообществе редакторов практически не бывает косных и скучных людей — с каждым есть о чем поговорить!
Минусы профессии:
- большая ответственность. Как уже говорилось, редактор отвечает за наполнение издания, его продвижение на рынке и получение заказчиком прибыли. Если журнал или блог будут неинтересными — издание потеряет читателей, и это негативно скажется на репутации компании;
- высокая конкуренция. Да, профессия редактора востребована, и многие вкусные вакансии быстро разбираются среди своих да наших.
- обязательно наличие опыта. Об этом подробно расскажу в следующем разделе.
Как стать редактором
С нуля редактором стать нельзя: если вы хотите зарабатывать в интернете этим способом, придется начинать с азов.
- Попробуйте себя в роли копирайтера. Начните с биржи или ищите заказчиков самостоятельно. Пишите тексты, набирайтесь опыта, составляйте портфолио. Если затянет — можете устроиться копирайтером в диджитал-студию, агентство или на постоянку в коммерческую компанию.
- Пройдите курсы редакторов. В последние годы в интернете появилось множество курсов по этой профессии. В первую очередь это “Курс Главреда” редактора всея Руси Максима Ильяхова (это тот, кто придумал инфостиль и редактирует “Тинькофф-Журнал”). Затем “Школа редакторов Бюро Горбунова”. Еще курс “Коммерческий редактор” от “Нетологии”. Все эти курсы обещают мощную практическую прокачку, дальнейшее трудоустройство и понимание сути профессии.
Эти курсы заточены в первую очередь на коммерческих редакторов. Если вас тянет к классике — присмотритесь к курсам от Литературного института. Или вот еще курсы для редакторов СМИ.
- Пробуйте себя в роли редактора в небольшом издании. Учтите, что в сфере текстов придется поработать минимум несколько лет, чтобы претендовать на хорошие должности.
- Вырывайтесь на большой рынок. К этому времени у вас должны быть бережно собранные контакты по сарафанке, какой-никакой вес в профессиональном сообществе и солидное портфолио.
Где искать работу редактором
- По сарафану (просто закидываете удочку старым клиентам, коллегам, партнерам. Вполне вероятно, что кому-то точно требуется редактор).
- На старом добром hh.ru. Вакансии есть, но есть и подозрение, что самое сладкое публикуется на других каналах.
- Например, в “Телеграме”. Подпишитесь на профильные каналы — “Копирайтеры, редакторы”, “Работа в медиа” и мониторьте вакансии каждый день.
Сколько зарабатывает редактор
Открываем портал hh.ru. Забиваем в поиск сначала просто “редактор”. На 28 ноября по Москве найдено 329 вакансий.
Главных редакторов требуется меньше — найдено 34 вакансии.
Заработная плата уже существенно выше
Теперь смотрим по специализациям. Возьмем выпускающего редактора.
Разброс приличный…
Далее — редактор сайта.
“До 70” — может быть и 30, и 40…
И на закуску — бильд-редактор.
Весьма радует!
Заключение
Итак, подводим итоги, что вам нужно знать о профессии редактора:
- Работа сложная, требует профессиональных знаний.
- С нуля войти в профессию не получится: нужен опыт работы.
- Необходимо определиться, ЧТО вы хотите редактировать: статьи для СМИ, для блогов, книги.
- Платят редакторам прилично.
- Работы много, но надо знать рыбные места.
Готовы потратить несколько лет на обучение, наработку опыта и налаживание связей? Тогда вперед — к увлекательной и интересной профессии!
Редактор в издательстве
Кто таков?
Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике.
Я – редактор-издатель. Моя стихия – тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что я работаю большей частью с текстами.
Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.
Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста – это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.
(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)
Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта – это тоже редактирование.
Поэтому, если кто-то говорит: «Петр Иванов редактирует газету», – вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.
Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их – просто не может. Этим занимается целый коллектив.
![]() | ||||
|