Start-365.ru

Работа и Занятость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главный редактор журналист

Редакция

Любовь Петрова

Генеральный директор «Медиагруппы «Журналист», главный редактор журнала «Журналист»

Закончила филологический факультет Удмуртского государственного университета, редакторские курсы повышения квалификации при Московском полиграфическом институте. В журнале с 2000 года, работала заместителем главного редактора «Журналиста». Вела и редактировала раздел «Идеи газетного бизнеса», отдел печатных СМИ и новых медиа. Ранее работала редактором и директором по рекламе в ИД «Экономическая газета».

Александр Никитушин

Редактор раздела «Печатные СМИ»

Родился в 1983 году в городе Химки. Окончил Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) по специальности «Мосты и транспортные тоннели». Инженером путей сообщения не проработал ни дня. Вместо этого в 2004 году всерьез (и как оказалось, надолго) занялся журналисткой деятельностью. Работал корреспондентом в газетах «За рулем — Регион», «Химкинские новости», «Ваши 6 соток», «Ежедневные новости. Подмосковье», главным редактором журнала «Юность Подмосковья»; выпускающим редактором газеты «Химки Live». На сегодняшний день – главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса» (русскоязычной онлайн-версии World News Publishing Focus).

Камилла Нигматуллина

Редактор раздела «Образование»

Родилась в 1984 году в Ленинграде. Окончила журфак СПбГУ, писала для городских изданий «Невское время» и «Шанс». Закончила аспирантуру, немного поработала пиарщиком в Законодательном собрании Ленинградской области, но всё-таки вернулась на факультет. Помимо преподавания, занималась цифровыми проектами — порталом «Первая линия», сайтом «Журналисты против террора» и другими. В журнале с 2016 года в качестве эксперта по новым медиа. Сейчас занимается разделом «Образование», а также разрабатывает образовательные тренинги для сотрудников медиа.

Екатерина Балеевская

Родилась в Москве. Закончила факультет графических искусств Московского государственного университета печати по специальности художник-график. Занимается дизайном СМИ с 2006 года, работала графическим дизайнером, редактором инфографики, фоторедактором, арт-директором в газете «Мой район», газете «Труд», журнале «Идея икс», журнале «Смена» и других. В «Журналисте» с 2017 года.

Надежда Ажгихина

Редактор раздела «Профессия»

Окончила журфак МГУ. Кандидат филологических наук. Работала в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Независимой газете», Союзе журналистов России. Вице-президент Европейской федерации журналистов. Эксперт международных программ по проблемам диалога культур, свободы слова и гендерного равенства. Член Союза российских писателей. Преподаватель МГУ. Автор книг и сценариев. В «Журналисте» публикуется с 1982 года.

Наталья Налитова

Digital-редактор

Окончила Высшую школу печати и медиаиндустрии Московского Политеха. Писала для сайта телеканала о путешествиях «Моя планета». В издании с 2018 года. Сейчас занимается социальными сетями и сайтом, курирует Клуб молодого журналиста, организует образовательные тренинги.

Как стать редактором

Кто такой редактор? В чем его основная обязанность? Должен ли редактор писать тексты сам? Как стать редактором? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Классический случай

Чтобы во всех деталях показать работу редактора, рассмотрим его работу в деловом ежедневном издании — газете. Именно в ежедневной газете работа редактора практически не изменилась с советских времен и этот опыт будет наиболее интересен начинающим редакторам, которые методом проб и ошибок находят свой путь в профессии.

Редактор в роли менеджера

Редактор — это на 50% менеджер и на 50% журналист. Основная задача редактора состоит в том, чтобы спланировать написание статей на свою полосу. Планирование может осуществляться как самостоятельно, когда редактор отслеживает общедоступные новости и тенденции, так и вместе с журналистом, который «ведет» свою тему.

Чтобы планировать, редактор должен быть в курсе всех тем, за которые он отвечает. Для этого он читает ленты новостей, делает заметки и ведет свой редакционный календарь. Например, прошла новость, что через месяц произойдет определенное событие и редактор делает пометку дать задание соответствующему журналисту начать работать над статьей за несколько дней до предстоящего события.

Одновременно с редакционным календарем редактор каждый день формирует свой редакционный портфель. В него входят черновики статей, а также статьи, которые по той или иной причине не были опубликованы. Эти материалы дорабатываются и используются при необходимости, например, тогда, когда текущих новостных поводов не хватает для того, чтобы заполнить полосу и выполнить план.

Редактор старается общаться с редакторами из других отделов, так как часто информация, которая является вторичной для одного отдела, может стать настоящей «бомбой» для другого. В некоторых изданиях подобное общение не всегда продуктивно, так как редакторы часто соревнуются чей отдел лучше и «зажимают» потенциально интересные новости.

Редактор как наставник

Чтобы стать настоящим профессионалом, редактор должен тесно работать с журналистами, обсуждать с ними темы статей и ставить им план. Например, каждый журналист отдела должен до полудня прислать редактору список тем статей, которые он, теоретически, может написать в течение дня. Редактор собирает темы со всех журналистов и решает, либо единолично, либо на редакционном совете, какие темы наиболее интересны для читателей и именно они и превращаются в статьи.

Если у редактора в отделе работает начинающий журналист или журналист, который пока еще только разбирается в новой теме, то редактор принимает непосредственное участие при подготовке статьи. Редактор с журналистом обсуждают план статьи, прорабатывают ее план и сюжет, анализируют, каких экспертов нужно привлечь для получения комментариев. В процессе написания статьи журналист может неоднократно обращаться за помощью к редактору, так как иногда кажущиеся затруднения и нестыковки при написании статьи могут обернуться тем, что тема не будет раскрыта и, как следствие, статья не будет опубликована.

Опытный журналист, как правило, хорошо знает тему (или рынок) и ему не составляет труда прислать редактору темы своих статей. В некоторых случая журналист настолько хорошо знает свое издание, что не ждет решения редактора или редакционного совета и приступает к написанию статьи до ее утверждения. В большинстве случаев он оказывается прав, если же ошибается, то без труда переключается на новую статью, а недописанный материал откладывает в своей журналистский портфель.

Профессиональный редактор старается не допустить ситуации, когда ему приходится переписывать статью журналиста. Если такая ситуация возникает, то это значит, что редактор плохо сработал как менеджер и как наставник. Редактор должен предвидеть сложности, которые возникают у журналиста, и помогать ему в процессе планирования и написания статьи.

Если редактор все же вносит значительные изменения в материал, то он сохраняет авторство за журналистом, не указывая себя в выходных данных статьи. Как правило, журналист самостоятельно анализирует свои ошибки и, при желании, может попросить редактора объяснить ему как их избежать в будущем. Журналист, который не работает над собой является балластом для издания и может быть уволен.

Редактор в роли журналиста

Хороший редактор не только управляет журналистами и редактирует их статьи. Он много пишет сам. Как правило, у редактора есть свои тема или рынок, за освещение которых он отвечает в своем издании.

Читать еще:  Внештатный журналист москва

Навык письма помогает редактору быть в форме и, что немаловажно, таким образом редактор формирует свой редакционный портфель. Когда в отделе работает пять журналистов, а статьи сегодня сдают, скажем, трое, то на полосе или в ленте образуется дыра. И закрывать эту дыру должен редактор.

Главному редактору не важно, кто напишет сегодня статьи в номер — журналисты или сам редактор. Главному редактору важно, чтобы статьи были написаны в необходимом объеме. Бывали случаи, когда редактор писал половину материалов, необходимых для выхода газеты, так как журналисты не справлялись со своими обязанностями. Если редактор растеряет свой журналистский навык и не будет уметь писать качественно и быстро, то очень вероятно, что после сдачи номера его ждет неприятный разговор с главным редактором. А, может, что и похуже.

Как стать редактором

Как правило, хорошие редакторы вырастают из наиболее ответственных и расторопных журналистов. В редакции часто возникают ситуации, когда журналисты заменяют редактора на планерках. В эти моменты главный редактор имеет возможность получше узнать журналиста, присмотреться к его стилю работы. Четкое понимание редакционного процесса, ответственность, даже самоотверженность, а также стрессоустойчивость и находчивость — вот качества, которыми должен обладать будущий хороший редактор.

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 1358 раз

Библиографическое описание:

Хлопунова О. В., Коробов С. В. Профессия главный редактор: взгляд профессионалов // Филология и лингвистика. — 2017. — №1. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/45/1762/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассматриваются профессиональные компетенции главного редактора. Основной акцент сосредоточен на анализе и интерпретации высказываний журналистов-практиков. Материалом исследования послужили специализированные журнальные издания «Журналистика и медиарынок», «Журналист»

Ключевые слова: главный редактор, профессиональные компетенции, редакционно-издательский процесс, бизнес-задача, менеджер

Главный редактор — одна из ключевых фигур редакционно-издательского процесса. Сегодня в его обязанности входит не только управление редакцией, но и контроль всех этапов формирования нового выпуска издания. Роль главного редактора на современном этапе приобретает совершенно иную окраску, повышаются требования к редактору не только как к специалисту, но и как к личности, человеку, несущему аудитории информацию открытую и достоверную. Поэтому целесообразным будет выделить ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать хороший главный редактор.

Роль главного редактора в издании описана в работах Б. А. Кузнецова, Н. З. Рябининой, В. К. Русиной, М. Н. Ким и других авторов. Но точка зрения практиков в области журналистики на роль редактора, на наш взгляд, малоизученна. Анализ таких суждений позволит расширить представления теоретиков книжного дела о роли главного редактора.

На основе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. Также проведен анализ этих суждений, с целью определить представление практиков о роли главного редактора в редакционно-издательском процессе.

Дмитрий Моргулес, главный редактор газеты «Челябинский обзор»: «Хороший редактор всегда заметит активность молодого журналиста…» [2].

На наш взгляд, достаточно тонкое замечание. Редактор, как руководитель, всегда должен замечать активных работников, которые стремятся преуспеть в своей профессии. При этом мало выделить какого-либо активного и молодого работника, важно направить весь его потенциал в выгодном для редакции направлении, то есть в рамках идейно-творческой концепции, которой соответствует содержание издания. В перспективе редактор может решить две важные задачи: раскроет потенциал молодого журналиста, который потом будет работать в штате редакции и способствует улучшению качественного содержания печатного издания. К тому же новый взгляд молодого, творческого и активного работника СМИ на освещение актуальных тем будет только полезен, если журналистское творчество направить в нужное русло. Таким образом, работа с молодыми журналистами редакции — профессиональная обязанность главного редактора, что в перспективе может улучшить качество публикуемых материалов.

Алексей Шелепов, арт-директор издательского дома «Алтапресс»: «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты, а тот, кто управляет информацией в комплексе, он её конструктор в рамках издания» [4].

Действительно, одна из важных задач главного редактора — направление журналистского творчества в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности. Работая с информацией, актуальными на данный момент темами, редактор отсеивает «ненужные», «неконцептуальные» темы. То есть, как отметил автор высказывания, редактор управляет информацией в рамках издания. Стоит отметить, что соответствие содержания номеров единой идейно-творческой концепции издания в целом очень важно. В таком случае издание направлено на определенную целевую аудиторию, на которую, собственно, и рассчитаны материалы СМИ, и редактор это заранее учитывает. Но если материал будет разнороден в тематическом отношении, не будет соответствовать концепции издания в целом, то вряд ли такое издание найдет постоянного читателя. Поэтому редактор, составляя композицию каждого номера, формируя тематический план, всегда должен следовать идейно-творческой концепции издания. Это одна из важных его профессиональных обязанностей.

Однако, первая часть высказывания — «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты» «…» — звучит, на наш взгляд, достаточно категорично и не всегда соответствует реалиям редакторских будней. В обязанности редактора входит еще и правка журналистских текстов, контроль их качества. Главный редактор лично отвечает за то, что вышло в печать, поэтому он должен уметь работать с текстами. В любом случае, редактор должен знать, какие материалы будут в номере и обнаруживать ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст.

Главный редактор московской газеты «Мой район» Алексей Синельников: «Главный редактор должен заниматься управлением, продвижением издания и практически не касаться творческого процесса» [3].

Конечно, редактор — прежде всего менеджер предприятия, он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным. Поэтому важно построить правильно систему управления в издательстве. Продвижение издания также является одной из ключевых профессиональных обязанностей редактора, а в кризисные моменты, когда редакция теряет подписчиков и не является рентабельным — важнейшей обязанностью. Направить процесс продвижение в нужную сторону, а также обеспечить управление редакционно-издательским процессом — профессиональные обязанности редактора. Но контроль творческого процесса и даже участие в нем тоже одна из профессиональных компетенций этого специалиста, которая должна применяться на практике. Во-первых, участие в творческом процессе редакции, как отмечалось ранее, помогает контролировать процесс журналистского творчества и направлять его в рамках идейно-творческой концепции издания, а во-вторых, публикации главного редактора в издании нередко являются образцовыми, эталонными и должны заинтересовать читателя с первых строк. Так, В. Х. Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», воплощает в своем издании идею пользы и необходимости журналистского творчества. В то же время, редактор поднимает проблему кризиса печатных изданий. При этом каждому номеру тон задаёт редакторская статья, которая подчеркивает злободневность тематики номера, выделяет основные проблемы журналистской отрасли, причем выражено все это эталонным, отточенным стилем, который не может не заинтересовать читателя.

Читать еще:  Главный редактор журналиста срочно напишите статью

Главный редактор газеты «Выксунский рабочий» Л. В. Фролова: «Казалось бы, само понятие «творчество» несовместимо с серьезной должностью главного редактора. Но это только на первый, обывательский взгляд. На самом деле, творческий подход к решению современных бизнес-задач — это уже испытанный бизнес-инструмент, который применяют в крупных успешных компаниях» [6].

На наш взгляд, высказывание Л. В. Фроловой соответствует современным реалиям редакторской деятельности. Творческий подход к управленческой деятельности и продвижению издания — основа функционирования редакции в современных условиях. Редактору важно подходить к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий. Так, главный редактор издательского дома «Восточный район» разработал новую концепцию продвижения районной газеты, основанную на создании и продвижении интернет-сайта. Большой успех имел детский видеоконкурс «Любимой мамочке», благодаря которому удалось значительно увеличить число посетителей сайта, расширить целевую аудиторию издания, которая раньше ограничивалась, как правило, пожилыми людьми [1]. Данный пример очередной раз подтверждает, что к решению основных задач редактору необходимо подходить творчески. На наш взгляд, полезно использовать для продвижения издания не только проверенные редактором способы, но и новые, которые могут расширить границы целевой аудитории.

Журналист специализированного журнального издания «Журналист» Светлана Распопова: «Качество работы настоящего редактора — это не только знак высокого профессионализма, это показатель социальной зрелости, рождающий ответственность перед теми, кто работает рядом с ним» [5].

Действительно, редактор как руководитель должен нести ответственность перед подчиненными, быть их наставником — в этом, на наш взгляд, особенности этики главного редактора и взаимоотношений с сотрудниками. Для многих известных журналистов первый редактор — наставник, у которого было личное обязательство перед журналистами. Можно выделить несколько разновидностей социальной ответственности, которых придерживаются хорошие редакторы. Как известно, главный редактор направляет журналистское творчество в соответствии с концепцией издания. И то, какими способами будет получать материал журналист — любыми возможными или правильными — зависит от позиции редактора. То есть, в данном случае можно сказать, что редактор является этическим ментором журналиста. Хороший редактор формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д. К тому же ответственный редактор всегда поддерживает инициативу молодых работников, направляя все желание и энергию в нужном направлении. Таким образом, редактор — не просто начальник, он еще и «ментор», ответственный перед своими «учениками».

Журналист «Эха Москвы» Матвей Ганапольский: «Качество работы коллег определяет только один человек — главный редактор» [5]

Все управленческие, творческие усилия главного редактора всегда направлены на то, чтобы получить качественный продукт — очередной выпуск журнала, газеты. Поэтому редактор должен определять насколько качественно работники редакции выполняют свои обязанности. Редактор проверяет качество работы дизайнеров, журналистов, корректоров и других сотрудников. Соответственно он осуществляет оценку качества работы персонала, всегда указывая на погрешности. В этом, на наш взгляд, выражена специфика работы редактора: он не только менеджер редакции, журналист, идейный вдохновитель, но и тот человек, который контролирует процесс создания очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи его читателю.

Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»: «От редактора требуется то же самое, что и от репортера. Это узнать что сейчас важно, что интересует людей, и чем мы можем удивить» [5].

Безусловно, усилия редактора должны быть направлены на поиск актуальных, злободневных тематик и уникальность подачи материала журналистами. Четкое определение современных тенденций в жизни общества, выбор тематик, которые будут соответствовать идейно-творческой концепции издания, и представление о том, как сделать подачу материала интересным конкретному читателю издания — профессиональная компетенция редактора. Как отметил Серж Шлеман, в этом редактор, действительно, схож с репортером. Однако, это одна из профессиональных компетенций редактора. Не стоит забывать, что у него существует и ряд других не менее важных обязанностей, обозначенных нами ранее.

Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»: «Хороший редактор — особая специальность. Это человек, который умеет слушать и который доверяет корреспонденту» [5].

Еще раз подчеркнем, редактору важно не только исполнять свои должностные обязанности, но и соблюдать ряд этических негласных правил, быть ответственным за своих сотрудников. Как отметил Серж Шлеман, умение выслушать точку зрения корреспондента и относиться к нему с пониманием и доверием — основа взаимоотношений главного редактора с журналистами, потому что редактору приходится руководить работой сотрудников практически каждый день, проверяя их материалы, предлагая новые проблемы для освещения на страницах издания. Может произойти так, что точка зрения редактора не совпадет с мнением журналиста, который уже собрал ряд фактов по определенной теме и провел журналистское расследование. В таком случае редактор должен уметь выслушать и согласиться с журналистом, если тот действительно прав. В другом случае, редактор поймет причину недопонимания и сможет вовремя направить работу корреспондента в нужном направлении.

Итак, в ходе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. В результате анализа этих суждений удалось определить круг профессиональных обязанностей, личных качеств, негласных этических правил главного редактора и основ взаимоотношений этого специалиста с сотрудниками.

Редактор всегда заметит и поддержит инициативу работника издания, в том числе и новичка; направит журналистское творчество в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности; будет знаком с содержанием материалов, предложенных к публикации в очередном номере и обнаружит ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст; является прежде всего менеджером предприятия — он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным; осуществляет контроль творческого процесса, принимает в нем участие; подходит к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий; является этическим ментором журналиста, а также формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д.; является не только менеджером редакции и журналистом, идейным вдохновителем, но и специалистом, который контролирует процесс формирования очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи читателю; прилагает максимум творческих и организационных усилий на поиск актуальных, злободневных тематик и определение возможных способов уникальной подачи материала журналистами; умеет выслушать точку зрения корреспондента и относится к нему с пониманием и доверием.

  1. Горохова, Т. Видеоконкурсы на сайте районки // «Журналистика и медиарынок». 2016. — № 2.
  2. Моргулес, Д. Пять советов молодому журналисту // «Журналистика и медиарынок». — 2016. — № 5. — с. 66–67.
  3. Никитушин, А. Хочешь современным — будь им // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 20–23.
  4. Прохорова, И. Свободный курс Вдадимира Овчинникова // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 16–19.
  5. Распопова, С. Особая специальность // «Журналист»- 2016. — № 7. — с. 70–73
  6. Фролова, Л. Творчество как элемент успеха // «Журналист». — 2016. — № 7. — с. 24–27
Читать еще:  Функции главного редактора

Главный редактор журналист

Журналисты и медиаменеджеры о политической журналистике: ранена, но не убита

«Фонтанка» поговорила с теми, кто делает медиа, о настоящем и прошлом политической журналистики.

В понедельник, 20 мая, стало известно об увольнении специального корреспондента «Коммерсанта» Ивана Сафронова и заместителя редактора отдела политики Максима Иванова. Они заявили, что руководство издательского дома попросило их написать заявление из-за публикации текста об ожидаемом уходе Валентины Матвиенко из Совета Федерации. Вслед за ними заявления в знак солидарности написал весь отдел политики, а журналисты «Коммерсанта» сообщили о том, что их читатели неопределенное время не будут получать политических новостей.

Официальную причину увольнения авторов текста о возможной смене Валентины Матвиенко на Сергея Нарышкина на посту в Совете Федерации глава совета директоров «Коммерсанта» Иван Стрешинский объяснил так: как пишет The Bell, ему сообщили о том, что заметка об уходе Матвиенко из СФ — заказная, а журналисты после этого отказались назвать руководству газеты свои источники. До этого генеральный директор и главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин заявлял, что журналисты нарушили профессиональные стандарты, но не подтверждал, что речь идет о статье, где фигурирует Валентина Матвиенко. Представители владельца ИД Алишера Усманова заявили СМИ, что он узнал из прессы об увольнении журналистов. В телеграм-каналах со ссылкой на источники в Совфеде распространили информацию о том, что и сама Матвиенко о ситуации в «Коммерсанте» не знала.

«Фонтанка» поговорила с главными редакторами, журналистами и издателями СМИ о том, что происходит с политической журналистикой в России.

Главный редактор портала «Медиазона» Сергей Смирнов:

– Мне кажется, что политической журналистики в России не осталось. Источникам во власти строго запрещено работать с медиа, тем более – независимыми. Да и вообще: если в стране нет политики, то откуда взяться политической журналистике?

Генеральный директор и учредитель проекта Meduza Галина Тимченко:

– Мне как читателю, мне как владельцу и мне как медиаменеджеру кажется, что мы очень склонны драматизировать то, чего драматизировать не следует, и нагружать смыслами то, что в этом не нуждается. Потому что то, что политическая журналистика жива, – это абсолютно очевидно. Для этого достаточно зайти и почитать материалы в очень многих изданиях – от «Фонтанки» до «Новой», от Republic до «Медузы», от Проекта Баданина до The Bell Осетинской. (Смотря, конечно, что еще называть политикой.)

Проблема не в том, что у нас нет политической журналистики (у нас она есть), проблема в том, что все наши чиновники теперь руководствуются принципом «собака лает – караван идет». Ощущение, что журналисты кричат в пустоту. Это не совсем так, но за последний год создалось такое ощущение. Но то, что власть не реагирует, – это проблема общества, но не журналистики. Задача журналистики – раскопать, сложить, проанализировать и представить в удобоваримом формате, чтобы все всё поняли. А то, что дальше ничего не происходит, это вина других институтов.

Главный редактор интернет-издания The Insider Роман Доброхотов:

– Большие издания – типа Forbes, «Газеты.ру», РБК, «Коммерсанта», «Ведомостей» – они давно потеряли свою остроту. Поэтому, когда говорят, что ушел уникальный журналистский коллектив, у меня возникает вопрос: что эти люди делали там последнее время? «Двойная сплошная» уже давно максимально ужала свободу слова. Мы помним прекрасно историю про «Коммерсант-ФМ», когда после внезапного появления там Алексея Навального поувольняли кучу народа. И все равно грустно, – это новый виток закручивания гаек, и все равно «Коммерсант» – это издание с относительно большой аудиторией и уважаемый бренд. С другой стороны, должна быть какая-то реновация СМИ. Журналисты из «Коммерсанта» перейдут в более независимое издание, где смогут раскрыть свой потенциал. Уверен, что никто без работы не останется.

Журналист «Эха Москвы» Александр Плющев:

– Конечно (политическая журналистика. – Прим. ред.), и была, и осталась, и будет, я надеюсь.

Возможно, она уже не та, что прежде, хотя взамен того, что отваливается (например, РБК), неизменно что-то появляется, скажем, The Bell. Но есть и «Дождь», и «Эхо Москвы», и, со всеми оговорками, «Ведомости». И «Фонтанка», конечно же. Сегодня очевидно был нанесен удар по политической «журналистике источников», если так можно выразиться, но я уверен, что она не убита.

Журналист, член Совета по правам человека при президенте Екатерина Винокурова:

– Вопрос про «осталась ли в России журналистика» (политическая/деловая/социальная) – такой же вечный, как «Как нам обустроить Россию?»

У российской политической журналистики очень несчастная судьба заложницы разных политических и финансовых кланов, а также вечного баланса на грани журнализма и активизма (ну, или даже назовем это пропагандой).

Была ли антикоммунистическая газета 1996 года «Не дай Бог» (выпускалась отдельными журналистами «Коммерсанта» и «Аргументов и Фактов». – Прим. ред.) журналистикой? Конечно же, нет. Был ли эпизод в книге Елены Трегубовой «Байки кремлевского диггера», где редакция просит ее взять псевдоним для критических статей, чтобы сохранять возможность неформально убеждать в ошибочности курса самого Валентина Юмашева историей именно про журналиста и добычу информации? Скорее, это была история про неформальное влияние на власть. Была ли история про войну Гусинского и Березовского через их медиахолдинги журналистикой? Нет, для политических журналистов это всегда была история личного компромисса.

Сейчас мы видим, как и в 2011 году, идет тренд на поляризацию не только общества, но и журналистского цеха, к журналистике мнений, когда журналист не просто описывает факты, делает политические прогнозы, но и публично отстаивает некую позицию, в пользу которой пишет и журналистские материалы, балансируя на грани журналистики и пропаганды. В этом плане «Коммерсант» как раз всегда был оплотом более консервативного подхода, именно журналистики факта и новостей.

В последние годы набирали вес небольшие, почти нишевые проекты и региональные медиа, что было связано как раз с оттоком ведущих авторов из крупных холдингов. Потом многие политические журналисты завели телеграм-каналы, где обычно публиковали то, что не стало по каким-то причинам заметкой, не вошедшее в тексты и свои оценки политических событий (часто такие оценки звучат квалифицированнее и интереснее, чем комментарии политологов).

Политическая журналистика, конечно же, была, есть и будет. Вопрос, какой она будет и где.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector