Start-365.ru

Работа и Занятость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить лидера

Как распознать неформального лидера и общаться с ним: советы руководителю

В идеале начальник и лидер — один и тот же человек. Но на практике это далеко не всегда так. Узнайте, как выявить такого сотрудника в коллективе и выстроить с ним правильные взаимоотношения.

Журналист-копирайтер агентства системных интернет-решений Wezom.

Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

Ещё Рузвельт говорил: «Лидер ведёт за собой, а босс управляет». Попробуем разобраться, так ли это, и понять, кто такой неформальный лидер (НЛ), как его вычислить, какими бывают неформальные лидеры и как с ними сотрудничать.

Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

Кто такой неформальный лидер

Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив — это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

Для начала определите, кто это.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ — социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком спора. Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором — вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное — распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

6 типов неформальных лидеров

Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

1. Инноватор

Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой — быстро опускает руки, как любой творческий человек.

Как это использовать

  • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
  • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
  • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

2. Координатор

Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

Как это использовать

  • Поручайте деловому лидеру организаторскую работу — он будет с радостью её выполнять.
  • Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
  • Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.

3. Серый кардинал

Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

Как это использовать

  • Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
  • Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на принятие решений самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
  • Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
  • Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.

4. Революционер

Бунтарь и критикан. Тот, кто стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.

Как это использовать

  • Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
  • Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
  • Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
  • Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один — вводить штрафы или уволить бунтаря.

5. Весельчак

О таких говорят «душа компании». Коллектив идёт за ним, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.

Как это использовать

  • Сотрудничайте на равных. Ведь в глазах подчинённых он свой.
  • Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
  • Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
  • Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса — его конёк.

6. Кризис-менеджер

Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

Как это использовать

  • Дайте проявить себя в стрессовых ситуациях. Скажите прямо: «Сейчас ты главный!»
  • По результатам оцените работу кризис-менеджера и поблагодарите при остальных членах коллектива.
  • Поощрение — это важный фактор для НЛ. Но хвалить нужно, когда действительно есть за что.

В заключение

Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника — управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

У вас есть лидерские качества?

Когда человек годами работает на кого-то, рано или поздно в его жизни наступает момент, когда он задумывается о том, чтобы самому стать начальником. Однако, далеко не все люди по своей природе способны управлять, организовывать и командовать. Да, мы поддерживаем мнение, что всему и всегда можно научиться, если есть к этому стремление. Но вот способность быть начальником, шефом, отчасти закладывается в нашем характере и способностях с рождения. Тем людям, которые обладают этими качествами, гораздо проще справиться с ролью босса. Вопрос в том, как определить наличие этих самых способностей? Есть ли в вас лидер?

Предлагаем вам несколько способов, как можно определить, сможете ли вы быть шефом для других людей, с точки зрения психологии. Существуют разные мнения по поводу правдивости таких методов, и можно по-разному к ним относиться. Тем не менее, они имеют место быть. Почему бы не проверить себя?

Как проверить свои лидерские качества

Исследование своего почерка

Психологи утверждают, что в нашем почерке отображается наличие или отсутствие в нас лидерских качеств и организаторских способностей. Возьмите листок бумаги и напишите на нем несколько любых предложений. Согласно графологии, можно определить, заложен ли в вас природой лидерский потенциал, просто глядя на написанные слова.

Признаки природного лидерства:

  1. ваш почерк достаточно крупный, а заглавные буквы особенно отличаются большим размером на фоне строчных;
  2. при написании вы активно используете всё пространство листка, не оставляя пустых участков;
  3. ваш почерк может быть с виду довольно аккуратен и понятен, но он всё равно не похож на каллиграфический почерк примерного ученика. Ваш почерк скорее можно охарактеризовать как «эмоциональный», «спешащий»;
  4. нажим ручки или карандаша при написании довольно сильный;
  5. пробелы между словами небольшие, однако, слова не сливаются в единый поток и текст остается читабельным;
  6. вы часто делаете переносы части слова с одной строчки на следующую, чтобы эффективно использовать всё пространство страницы.
Читать еще:  Как определить данное и новое

Признаки отсутствия лидерских качеств:

  1. ваш почерк маленького размера, и все буквы практически одинаковой высоты. Заглавные буквы еле заметно больше строчных;
  2. вы склонны оставлять пустые пространства на листке. Например, начинаете писать следующий абзац, оставив большой пробел после предыдущего, или оставляете широкие поля по краям бумаги;
  3. ваш почерк такой, каким нас учили писать в школе: правильный, округлый, образцовый, каждая буковка старательно выведена, а строчки идеально ровны;
  4. при написании вы надавливаете на ручку ровно настолько, чтобы она могла писать, и не более того. С обратной стороны листка, как правило, не остается «вдавливаний»;
  5. вы делаете большие расстояния между словами и строчками;
  6. если вы понимаете, что слово на текущей строке может поместиться только наполовину, вы скорее всё слово перенесете на следующую строку, чем будете делать перенос.

А теперь под написанным текстом поставьте свою подпись. По ней тоже можно определить, лидер ли вы по жизни или нет. Если подпись крупная, размашистая, имеются угловатые элементы, а окончание подписи устремляется вверх, то способность управлять и вести за собой у вас есть. Соответственно, если вашей подписи не свойственны перечисленные характеристики, то по натуре вы скорее ведомый, чем ведущий.

Геометрический тест

С чем только психологи не связывают наличие в человеке истинного лидера. Даже с тем, какие геометрические фигуры ему больше нравятся. Не будем вдаваться в подробности, почему именно эти фигуры с точки зрения психологии соответствуют определенным качествам в человеке – ведь это совершенно отдельная тема. Если пояснить в целом, то подсознательно мы больше симпатизируем одним образам, линиям и переходам, чем другим, и это может определить наш внутренний мир и качества. Не старайтесь объяснить самому себе, почему вам нравится та или иная фигура, ведь всё это должно происходить неосознанно. В этом и заключается суть психологического теста.

Представьте, что перед вами находится четыре геометрические фигуры – круг, квадрат, зигзаг и треугольник. Можете даже схематично нарисовать их на бумаге и внимательно их рассмотреть. Какая фигура кажется вам наиболее приятной внешне?

1. Круг. Если вы выбрали круг, то вы обладаете немалой долей коммуникабельности, дружелюбия и благосклонности к окружающим вас людям. Вы бодро смотрите в будущее и уверены в том, что по жизни вас ожидает только хорошее. В целом, вы можете стать руководителем, но тот момент, что все свои взаимоотношения с окружающими людьми вы склонны строить на доверии и дружбе, может помешать вам достичь успеха. Увидеть истинное лицо некоторых злонамеренных личностей вы не всегда можете, и поэтому играть в большой бизнес у вас вряд ли получится.

2. Квадрат. Если вы симпатизируете квадрату, то вы человек рассудительный, рациональный и даже в чем-то консервативный. Такие люди, как правило, редко стремятся к завоеванию лидерских позиций. Из них получаются отличные специалисты в сферах, требующих внимательности и точности – бухгалтерии, финансах, составлении документации.

3. Зигзаг. Человек-зигзаг – натура творческая, креативная и амбициозная. Обычно для «зигзагов» не так важно, занимают ли они кресло начальника, как то, занимаются ли они любимым делом в принципе. Любая деятельность, связанная с поиском новых идей и нестандартным воплощением их в жизнь, таким людям по плечу. А если уж выдастся возможность руководить коллективом, люди-зигзаги с этим тоже отлично справятся.

4. Треугольник. И наконец, выбравшие треугольник – это люди, которым присущи лидерские качества более всех выше перечисленных. Всё, что необходимо успешному топ-менеджеру – организованность, инициативность, уверенность в себе, ответственность и многое другое – в таких людях сочетается в идеальной пропорции. Если вы не задумываясь выбрали именно треугольник, поздравляем, вы – прирожденный лидер!

Ваши планы на будущее

Умение планировать свою деятельность и прогнозировать возможные результаты – это важные качества, которыми должен обладать каждый руководитель. Практически все HR-специалисты, проводя собеседование, задают вопросы, касающиеся того, каким и где видит себя соискатель через год/пять/десять лет. И, как правило, те, кто адекватно и уверенно отвечают на эти вопросы, имеют больше шансов получить желаемую должность. Проверьте себя:

1) Если вы способны представить в подробностях свою профессиональную деятельность (как, где, чем и с кем вы будете заниматься) не более, чем на три месяца вперед, то лидерские качества у вас на минимуме. Однако, вы можете быть хорошим исполнителем.

2) Если вы можете четко расписать свою деятельность на ближайший год, составить оптимальный план работы для себя и своих подчиненных, то вы имеете все шансы стать менеджером низшего звена.

3) Если же вы имеете план деятельности на довольно долгий период времени – 5 и более лет – то ваше место, несомненно, в кресле руководителя отдела, а со временем, возможно, и на еще более высоких позициях.

Мы привели несколько тестов, которые помогут вам выявить ваши лидерские задатки и способности к эффективному управлению. Пройти тесты подобного рода, пожалуй, будет интересно всем. Однако, не стоит полагаться только лишь на полученный результат. Если вы выявили, что лидерских качеств не имеете, но тем не менее, успешно управляете коллективом, отделом или даже целой организацией, не спешите с выводами, что вы плохой руководитель. Ведь тесты тестами, а себя настоящего человек показывает только в процессе непосредственной деятельности.

BOSSHUNT

Как отвечать на вопрос про лидерство на интервью?

Сейчас проведение поведенческого собеседования очень распространено среди компаний во всех отраслях, особенно в компаниях из списка Fortune 500. На таком собеседовании задают вопросы, чтобы кандидат смог продемонстрировать компетенции, соответствующие для этой позиции, которые ему помогли в прошлом. Например, «Расскажите мне о времени…» — типичный вопрос, который вы услышите на поведенческом собеседовании. Лидерские способности — одни из самых главных компетенций, которыми должен обладать кандидат.

Многие считают, что лидерские способности необходимо иметь тем, кто претендует только на руководящие должности. И они сильно заблуждаются. Большинство компаний ищут людей с лидерскими качествами даже на низкие позиции. Я рекомендую, чтобы каждый соискатель подготовил по крайней мере один пример использования им лидерских способностей и уверенно чувствовал себя на интервью, говоря о ситуациях, когда ему приходилось демонстрировать свои лидерские компетенции.

Что имеется в виду под «лидерством»?

Дело в том, что для разных людей термин «лидерство» имеет разное значение. Что такое «лидерские навыки»? В словаре вы найдете, что «лидерство» — это вести за собой людей или организацию. Однако настоящее лидерство не заключается только в управлении людьми или проектами. Существует бесчисленное количество книг и статей о лидерстве и огромное количество дефиниций. Лидер – определяется сочетанием ориентации на человека и устремленности к результату. Вот несколько компетенций, которые обычно, относят к «лидерским навыкам»: уметь правильно оценить ситуацию, принимать трудные решения, мотивировать и развивать других, обеспечивать эффективность команды, определять потребности своих людей и заботиться об их удовлетворении, активно участвовать в работе команды.

Компетенционные вопросы про лидерство

Когда дело доходит до собеседования, большинство HR-менеджеров ищут кандидатов, обладающих лидерскими навыками, которые требуются для того, чтобы управлять командой, отделом или организацией. Вот наиболее популярные компетенционные вопросы про лидерские способности:

  • Расскажите мне о времени, когда вы демонстрировали свои лидерские способности.
  • Расскажите мне о времени, когда вы взяли на себя ведущую роль в сложном проекте.
  • Когда вы эффективно делегировали обязанности?
  • Опишите время, когда вы подавали личный пример другим.
  • Кого вы коучили или были ментором (наставником), чтобы добиться успеха?
  • Когда и кому вы в последний раз давали обратную связь?
  • Как вы помогаете вашей команде добиваться успеха?

Есть много и других вариантов вопросов на тему лидерства. Прежде чем двигаться дальше, напомню вам, что такое поведенческое собеседование. На поведенческом собеседовании просят кандидата привести примеры использования им того или иного навыка в прошлом (вопросы обычно начинаются с «Расскажите мне о времени….» или «Опишите мне время, когда….»). Работодатели считают, что то, как вы работали в прошлом является лучшим способом предсказать, как вы будете работать в будущем.

Читать еще:  Как определиться с выбором вуза

Почему интервьюеры спрашивают про лидерские навыки?

Цель интервьюера — выяснить обладает ли кандидат лидерскими навыками. Для большинства позиций высшего звена, как и для любой должности, которая предусматривает наличие подчиненных, очень важно продемонстрировать свою готовность взять на себя ведущую роль. Лучший способ — это сделать — это рассказать о своем прошлом опыте, когда вы достигли результата исключительно за счет своих лидерских качеств.

Что касается других позиций (должности начального уровня, без подчиненных), то компании спрашивают про лидерство, потому что они хотят нанять человека с лидерскими качествами — того, кто будет расти и развиваться вместе с компанией.

Большинство компаний хочет взять на работу лучших из лучших. Интервьюер должен знать, есть ли у вас лидерские компетенции, которые помогут развитию организации. На многих собеседованиях вы будете конкурировать с квалифицированными кандидатами. Однако, чтобы получить работу в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, вы должны быть больше, чем квалифицированный. Вы должны показать себя лидером.

Как отвечать на компетенционные вопросы про лидерство?

Такой тип вопроса может показаться сложным, ведь большинство кандидатов не владеют навыками продажи себя работодателям. Для этого от вас потребуется немного подготовки. Если вы не сможете рассказать о своих лидерских способностях, то есть риск получить отказ. Поэтому, очень важно заранее подготовить истории о своих лидерских компетенциях для собеседования, используя технику STAR.

Задача не в том, чтобы выучить свои истории слово в слово. Техника STAR позволит вам структурировать свой ответ, используя маркированный список для подчеркивания каждого ключевого аспекта вашей истории.

Разберем на примере ответа на вопрос — «Расскажите мне о времени, когда вам пришлось вести и мотивировать людей».

Вот краткий обзор по применению техники STAR для демонстрации своих лидерских способностей.

S/T (Situation — ситуация/Task — задача)

— Кратко опишите задачу или ситуацию. Предоставьте интервьюерам лишь необходимую информацию для понимания контекста.

Пример использования маркированного списка для описания ситуации/задачи:

  • Когда я работал в компании «Х», у нас проводились массовые сокращения.
    В отделе осталась команда из пяти человек, на которую переложили обязанности двух ушедших команд.
  • В результате сотрудники были перегружены работой, что привело к недовольству и снижению эффективности работы.
  • В то же время, из-за того, что необходимо было выполнять несколько задач одновременно в ограниченные промежутки времени, сотрудники допускали много ошибок.
  • Моя главная цель, как менеджера заключалась в том, чтобы вернуть производительность на прежний уровень.

Плюсы такого ответа: С помощью маркированного списка кандидат быстро обрисовал ситуацию, с которой он столкнулся. Он должен был мотивировать команду из пяти человек, которая находилась в стрессовых условиях, негативе и была завалена работой. Эта ситуация, естественно, требует наличие сильных лидерских качеств.

Совет: Не поддавайтесь соблазну увязнуть в деталях. Вам не надо рассказывать интервьюеру про причины сокращений, как отреагировали на это члены команды или какие именно ошибки были сделаны.

A (Action — действие)

— Сообщите об основных действиях, которые вы предприняли. Рассказывая историю про использование лидерских навыков, убедитесь, что вы точно передаете шаги, которые вы сделали, как лидер. Какие действия были предприняты и почему? Как ваши действия демонстрируют лидерство?

Пример использования маркированного списка для описания действий:

  • Я запланировал встречу со всей командой, чтобы выработать общую стратегию.
  • Я поблагодарил всех за их напряженную работу в трудные для компании времена.
  • Я попросил их о помощи в определении дальнейших действий для всех нас, чтобы работать более эффективно — включая меня самого.
  • Я дал понять, что на этой встрече мы проведем мозговой штурм, чтобы придумать варианты — приветствуются любые предложения и ни одна из идей не будет подвергнута критике. Мы потратили час на то, чтобы записать все идеи на доске, а затем проголосовали за пять самых удачных из них.
  • Затем я поручил каждому сотруднику узнать, как можно больше информации о том, как мы можем реализовать эти идеи на практике.

Плюсы такого ответа: Кандидат расписал по шагам свою лидерскую стратегию. Он дал возможность каждому члену команды придумать решение их проблем, он был открыт для конструктивной обратной связи, и он дал почувствовать сотрудникам, что их ценят и слышат.

Совет: Помните, что управление командой не делает из вас настоящего лидера. Важно выбрать ту историю, которая бы демонстрировала истинное лидерствомотивировать людей, или проявлять инициативу в сложных условиях.

R (Results — результаты)

— История, рассказанная по технике STAR, включает в себя happy end. Подведите итог, описав положительные результаты ваших действий. Результаты в количественном выражении особенно впечатлят интервьюера (увеличил продажи на 32%), но и истории без упоминания цифр тоже будут иметь успех (мой клиент был очень рад и рекомендовал меня своим партнерам, начальству понравился мой креативный подход и меня повысили).

Пример использования маркированного списка для описания результатов:

  • Во-первых, команда очень положительно отнеслась к такому подходу. Им понравилось, что к ним обратились за помощью в решении проблемы. Как только узнали, что их голос будет услышан, они, вместо того, чтобы жаловаться, направили всю свою энергию в нужное русло.
  • Сразу же мы придумали две идеи, которые могут быть быстро реализованы и сэкономить нам много времени.
    Первая идея состояла в том, чтобы ликвидировать еженедельный отчет. Это освободило до 8 часов в неделю — включая 2 часа моего времени и 3 часа моему главному бухгалтеру.
  • Вторая идея заключалась в том, чтобы обучить нашего ассистента для того, чтобы переложить на нее часть обязанностей наших менеджеров.
  • Также мы решили каждый месяц устраивать мозговой штурм для выработки новых идей.
  • Теперь мы стали работать намного эффективнее, а наш боевой дух повысился.
  • Мой руководитель даже попросил меня помочь ему использовать этот подход и на другие отделы в нашем подразделении.

Плюсы такого ответа: Это история со счастливым концом. Кандидат перечислил несколько положительных результатов:

  • повысил моральный дух команды
  • увеличил эффективность работы и сэкономил более 8 часов в неделю
  • впечатлил руководителя настолько, что он захотел, чтобы его подходу последовали другие отделы.

Совет: Хорошо, когда можно привести конкретные цифры (освободил более 8 часов в неделю), но и без упоминания цифр результаты в этом примере также впечатляют. Тот факт, что руководитель взял идею для других отделов, показывает, что это был настоящий успех.

Советы, как отвечать на компетенционные вопросы про лидерство:

Приведите яркий пример: Выберите историю, которая действительно показывает ваши лидерские навыки. Не используйте готовые шаблоны-клише, например: «Я был лидером проектной группы и нам удалось добиться результата в короткие сроки».
Адаптируйте свою историю под требования вакансии. Внимательно просмотрите описание вакансии и определите тип лидерских навыков, который требуется для этой позиции. Зачастую в вакансии перечислены желаемые лидерские способности. Например, для одной должности необходимо уметь управлять большой командой, а для другой — уметь проявлять инициативу.
Старайтесь приводить факты, а не говорить в общих чертах что-то вроде: «Я считаю себя прирожденным лидером и на протяжении многих лет я искал возможности для демонстрации своих лидерских способностей». Такой ответ имеет общий характер и не демонстрирует ваши лидерские навыки.
Рассказывайте, что конкретно вы сделали. Самые лучшие истории — это те, в которых присутствует достаточно деталей, чтобы они звучали правдоподобно и надолго запомнились. Расскажите, как вы повели себя в конкретной ситуации и какого результата смогли добиться.
Краткость. В то же время, вы должны приложить усилия для того, что история была краткой. Может возникнуть соблазн уйти в сторону, особенно если вы заранее не подготовили примеры. Использование техники STAR поможет вам не потерять фокус.
Помните: Не пытайтесь заучивать свои истории слово в слово. Главное — создайте структуру, включающую наиболее важные аспекты вашего опыта.

Тренируйтесь. Как только вы составили историю, используя технику STAR, пришло время тренироваться. Пожалуйста, не пропускайте этот шаг. Я знаю, что тренировать ответы на вопросы для собеседования не самое увлекательное занятие. Тем не менее, подготовка имеет большое значение. Научные исследования постоянно показывают, что кандидаты, которые тренируются, обходят неподготовленных кандидатов и получают лучшие предложения о работе. Я также это замечаю по работе со своими клиентами. Тренировка увеличивает ваши шансы на получение работы. Если у вас возникают сложности в составлении ответов на вопросы, и вы не уверены в том, что все делаете верно, пройдите курс «Мастер интервью».

Читать еще:  Как определить сферу деятельности для себя

Выявление лидеров в коллективе

Как выявить лидеров в коллективе? Психологические тесты на выявление лидерских качеств. Эти тесты и игровые задания помогут выявить лидеров в классном коллективе, лидеров в лагере, а также определить ценностные ориентации участников коллектива.

Тестовые и игровые задания на выявление лидеров, определённых ценностных ориентиров

Тест на социальную заинтересованность

На листках бумаги необходимо изобразить треугольники (по одному на листе). Вершинами треугольников являются кружки, обозначающие других людей (например, «Р» — родители, «П» — педагог, «Д» — друзья и т. д.). Дети должны разместить кружок, обозначенный как «Я», относительно каждого из треугольников. Если кружок размещен внутри треугольника, значит, ребенок воспринимает себя частью этой группы («Р», «П», «Д» и т. д.), если вне — то отдельно (см. рис.).

Тест на идентификацию

Ребенку необходимо нарисовать в любом месте листа два кружка: «Я» и близкий человек (мама, папа, бабушка, дедушка, друг и т. д.).

Чем ближе кружки друг к другу, тем больше ребенок идентифицирует (соотносит) себя с другим человеком (рис.).

Тест «Кто Вы?»

(выявление личностных качеств)

Ребенку предлагается выбрать ту фигуру, которая ему больше понравится (рис.).

Квадрат — трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата — распланированная предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник — символизирует людей, не удовлетворенных тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятых поисками более подходящего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник — символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека). Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

Тест «Несуществующее животное»

(оценка личностных качеств)

Материал: лист бумаги (белый) формата А4; резинка; простой мягкий карандаш (ручкой и фломастером рисовать нельзя).

Нужно придумать и нарисовать несуществующее животное, назвать его несуществующим именем.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части указывает на неуверенность в себе, низкую самооценку, подавленность, нерешительность, отсутствие попыток самоутвердиться.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали)

Голова, повернутая вправо, означает, что человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова, повернутая влево, характеризует человека, склонного к размышлению, нередко может означать нерешительность, страх, боязнь перед активным действием.

Голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Увеличенный размер головы (по отношению к фигуре в целом) означает защиту или агрессию (определяется в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный.

Глаза означают страх.

Ресницы — большая заинтересованность в восхищении окружающих (внешней красотой и манерой одеваться).

Уши — для человека очень важно мнение окружающих о себе.

«Рот». Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ — чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерненный, трактуется как легкая подверженность страхам и опасениям, недоверие. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: ребенок огрызается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков рот округлой формы означает боязливость и тревогу.

Перья — тенденция к самоукрашению или самооправданию и демонстративному поведению.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, акцент на свою половую принадлежность.

Несущая (опорная) часть фигуры — ноги, лапы, постаменты. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо либо не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональные или украшающие.

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря — это энергия, уверенность в себе, увлеченность своей деятельностью, участие как можно в большем количестве мероприятий.

Перья, бантик, завитушки, цветки — демонстративность, стремление обращать на себя внимания, манерность.

Хвосты, направленные влево, выражают отношение к собственным действиям, поступкам, направленные вправо — к решениями, размышлениям. Хвост направлен вверх — уверенность, положительно бодрое отношение к себе; вниз (падающий хвост) — недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих:

• агрессивная зашита — рисунок выполнен в острых углах;

• страх или тревога — затемнение контурной линии;.

• опасение или подозрительность — щиты, заслоны. Направлены вверх — против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших; направлены вниз — против насмешек в целом, боязнь осуждения; боковые — готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях, защита своих мнений, убеждений.

Общая энергия. Оценивается по количеству изображенных деталей. Чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии. Слабая, паутинообразная линия нажима говорит об астении; жирная с нажимом — о беспокойстве; резко продавленные линии, видимые с обратной стороны бумаги, выдают тревожность. Обратите внимание, какая деталь, какой символ выполнен тем или иным образом, т. е. к чему привязана тревожность.

Тематически всех животных можно разделить на угрожающих, тех, которым угрожают, и нейтральных. Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире; рисуемое животное представляет самого рисующего. Уподобление животного человеку — постановка животного в положение прямохождения (две лапы вместо четырех и т. д.), одевание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап — на руки выдают эмоциональную незрелость, инфантилизм.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, — тенденция к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, нежелание тестироваться.

Вмонтирование механических частей в живую часть животного (постановка на постамент, танковые и транспортные гусеницы, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, в тело — проводов, рукояток и клавиш, антенн и т. д.), как правило, характерно для больных шизофренией.

Творческие возможности выражаются обычно через большое количество сочетающихся в фигуре элементов. Отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

Название животного. Логическое соединение смысловых частей («Летающий заяц») — рациональность. Словообразование, имитирующее книжно-научный стиль, например использование латинских суффиксов или окончаний («Реболемпус»), говорит о стремлении демонстрировать свой разум, эрудицию. Названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («Гряктер») — легкомыслие. Юмористические названия («Пузыриес») — ироническое отношение к окружающему. Имеющиеся в названии повторяющие элементы «Тру- тру» — склонность к инфантилизму. Непомерно длинные названия — склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×