Start-365.ru

Работа и Занятость
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить крупное среднее или малое предприятие

Малые предприятия в 2020 году — какие компании попадают в эту категорию

Разберемся, какие организации и ИП в 2020 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии малого бизнеса

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2020 году, следует подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 01.08.2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому в виде таблицы.

Таблица 1. Показатели дохода и численности сотрудников.

Критерии малого предпринимательства

Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале. Дополним критерии малого предприятия 2020.

Таблица 2. Доли в капитале.

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2020 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ № 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Федеральная налоговая служба разъяснила, что такое малый и средний бизнес: критерии отнесения 2020 содержатся в письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 01.08.2016 создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности:

  • сведений о доходах (оборот малого бизнеса в год);
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Чтобы попасть в реестр, руководителям компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП получите на специальной странице сайта ФНС. Чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или Ф.И.О. ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем бизнесе нет в реестре или они некорректны, еще раз проверьте, соответствует ли ваша компания критериям (как определить размер предприятия микро/малое/среднее, смотрите в таблицах), подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2020 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2020 пользуются определенными льготами:

  • они вправе не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать приказ. Приказ разрешается оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право;
  • могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ № 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия вправе даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
  • освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
  • вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
  • субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 № 158);
  • имеют преференции в системе госзакупок;
  • микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 № 585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки малых предприятий 2020

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 01.01.2016 до 31.12.2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ № 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ № 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы Федеральным законом , он опубликован на официальном портале правовой документации. Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.

Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики;
  • и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Читать еще:  Сангвиник холерик флегматик меланхолик как определить

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Организацию не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 209).

Вклады теперь застрахованы

С 01.01.2019 правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но чтобы потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов МСП. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 № 322-ФЗ.

Малые и средние предприятия

Малые и средние предприятия — это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, перечисленным в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Определено три критерия для отнесения предприятий к малому или среднему бизнесу: состав учредителей, объем выручки и численный состав сотрудников.

Относительно состава учредителей в законе говорится о том, что доля участия государства, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать 25%. Исключение сделано для активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать также 25%.

Причем эти ограничения не распространяются на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности, таких как программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям, созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.

По среднесписочной численности сотрудников предприятия делятся на три категории: 101-250 человек – среднее предприятие, 15-100 – малое предприятие, до 15 – микропредприятие.

Третий критерий признания предприятия относящимся к малому и среднему бизнесу – объем выручки или балансовая стоимость активов – в зависимости от того, что больше. Закон предписывает правительству не реже одного раза в пять лет устанавливать предельные значения. На сегодняшний день они таковы:

— средние предприятия – 2 млрд рублей;

— малые предприятия — 800 млн рублей;

— микропредприятия — 120 млн рублей.

Банки, как правило, сегментируют предприятия по размеру годовой выручки и могут устанавливать свои собственные диапазоны границ величины бизнеса клиента.

Отнесение организации к категории малого или среднего предпринимательства позволяет получить ряд льгот, а также дает право на участие в программах поддержки малого бизнеса.

Как определить крупное среднее или малое предприятие

Дата публикации 13.02.2020

Организации и предприниматели, которые относятся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, имеют ряд преимуществ перед более крупными участниками бизнес-сообщества. Так, законом для них предусмотрены меры государственной поддержки и некоторые льготы.

Разберемся, кто считается субъектом малого и среднего предпринимательства и на какие льготы от государства можно в связи с этим рассчитывать.

Кто может быть субъектом малого и среднего предпринимательства

Субъектом малого и среднего предпринимательства может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, отнесенные к микропредприятиям, средним предприятиям и малым предприятиям в соответствии с условиями, предусмотренными законом. Кроме того, обязательным условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является включение организации или ИП в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») (далее – Закон № 209-ФЗ).

Исходя из норм Закона № 209-ФЗ (ч. 1. ст. 4), к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены:

  • индивидуальные предприниматели;
  • хозяйственные общества, товарищества, партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • акционерные общества (при соблюдении дополнительных требований к долям участия акционеров в уставном капитале).

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ. В этих целях учитываются:

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
  • объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);
  • структура уставного или складочного капитала (для организаций).

Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны. Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ).

Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

Среднесписочная численность работниковОбъем доходаСтруктура уставного (складочного) капитала
Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерствДля акционерных обществ
Микропредприятиене более 15 человек120 млн рублейНе более 25 % капитала принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % капитала принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % голосующих акций принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы).

Малое предприятиене более 100 человек800 млрд рублей
Среднее предприятиене более 250 человек2 млрд рублей

Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:

  • организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25 %.

Какие льготы предусмотрены для малых и средних предприятий

Отнесение к категории субъектов малого и среднего предпринимательства дает возможность воспользоваться рядом льгот и мер государственной поддержки. Рассмотрим, какие преимущества есть у таких предпринимателей.

Упрощенный кадровый документооборот

С 01.01.2017 работодатели-микропредприятия освобождены от обязанности издавать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Это означает, что они могут не оформлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и т.д. Такое правило закреплено в ст. 309.2 ТК РФ. Все сведения, которые обычно включаются в локальные акты, должны быть прописаны в трудовом договоре с работником. Специально для этого была разработана типовая форма трудового договора, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. Отказавшийся полностью или частично от использования локальных нормативных актов работодатель должен заключать трудовые договоры на основе этой формы.

Возможность заключать срочные трудовые договоры

Трудовым кодексом (ч. 1 и ч. 2 ст. 59 ТК РФ) предусмотрен ограниченный ряд случаев, когда работодатель может заключить с работником срочный трудовой договор. Например, заключение срочного трудового договора допускается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, на время выполнения временных работ сроком до 2 месяцев, для выполнения сезонных работ и т.д. Во всех остальных случаях трудовой договор должен быть бессрочным. Эти правила не распространяются на субъектов малого и среднего предпринимательства. Они вправе заключить срочный трудовой договор в любое время даже при отсутствии перечисленных в ст. 59 ТК РФ условий только на основании соглашения с работником. Сделать это вправе те организации и предприниматели, общее количество работников у которых не превышает 35 человек (а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек) (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Мораторий на плановые проверки

До конца 2020 года действует запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Льгота распространяется на все организации и ИП, отнесенные к малым предпринимателям, за исключением:

  • плановых проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода;
  • плановых проверок организаций и ИП, которые ведут деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, социальной сфере и др. (с утвержденным перечнем проверок можно ознакомиться в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944);
  • проверок в отношении организаций и ИП, которые в течение трех предыдущих лет в результате проверки привлекались к административной ответственности за грубые нарушения либо были подвергнуты наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности, либо в их отношении было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии;
  • плановых проверок, проводимых в рамках надзора в области обеспечения радиационной безопасности, контроля за обеспечением защиты государственной тайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, в области использования атомной энергии и государственного пробирного надзора.

Смягчение наказания за нарушения

При соблюдении ряда условий, штраф, выявленный в ходе проверки субъекта малого или среднего предпринимательства, должен быть заменен на наказание в виде предупреждения (ст. 4.1.1 КоАП РФ). Это возможно, если (ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ):

  • нарушение было совершено впервые;
  • не причинен вред (либо отсутствовала угроза его причинения) жизни здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства;
  • нарушение не повлекло угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • отсутствует имущественный ущерб.

Замена штрафа на предупреждение может быть осуществлена как в момент его вынесения уполномоченным лицом (рекомендуем напомнить ему о такой возможности), либо в суде при оспаривании вынесенного уполномоченным лицом постановления о привлечении к административной ответственности.

Из этого правила есть исключения. Так, штраф нельзя заменить на предупреждение в случае совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 13.15, 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Как попасть в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Для включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не нужно предпринимать каких-либо действий. Реестр формируется налоговой инспекцией ежегодно автоматически на основании сведений налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам) за предшествующий календарный год. Кроме того, при формировании реестра используются сведений из ЕГРЮИ и ЕГРИП, сведения, поступившие в ФНС от других организаций в порядке информационного взаимодействия.

Таким образом, чтобы попасть в реестр, организации или ИП не нужно представлять в налоговую какие-либо дополнительные документы. При этом если организация или ИП уже включены в реестр, они могут дополнить содержащиеся в нем сведения. В частности, в реестр можно добавить информацию:

  • о производимой продукции с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной или высокотехнологичной продукции;
  • о включении организации или ИП в реестры (перечни) участников программ партнерства между лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках;
  • о наличии в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках.

Эти сведения направляются в налоговую инспекцию в электронной форме через официальный сайт ФНС России. Документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Найти сведения об организации или ИП в реестре можно на официальном сайте реестра. Для поиска понадобится один из следующих реквизитов: ИНН, ОГРН, ОГРНИП, наименование организации, ФИО ИП.

Если организация или ИП отсутствуют в реестре или имеющиеся в нем данные некорректны, можно сообщить об этом через специальную форму на сайте реестра. Для этого понадобится ИНН или ОГРН/ОГРНИП.

Малое предприятие — критерии отнесения в 2019 — 2020 годах

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Новое постановление в законодательстве для отнесения организации к малому бизнесу

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015–2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн руб.

В связи со вступлением в действие постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишились статуса малого и, соответственно, не вправе пользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

О критериях для микро-, малых и средних предприятий вы можете узнать в материале по ссылке.

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2019 — 2020 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:

Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector