Start-365.ru

Работа и Занятость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Руководитель творческого коллектива

Народное художественное творчество

Основная профессиональная образовательная программа реализуется по следующим видам:

Прием осуществляется на базе основного общего образования.
Срок обучения — 3 года 10 месяцев.
Присваиваемая квалификация — руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель

Область профессиональной деятельности выпускников: руководство любительскими творческими коллективами (постановка народных праздников и обрядов), художественное образование в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе, дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • произведения народного художественного творчества (различных видов и жанров), народные традиции;
  • учреждения социально-культурной сферы независимо от их организационно-правовых форм;
  • региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
  • дома народного творчества;
  • учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения;
  • любительские творческие коллективы;
  • досуговые формирования (объединения).

Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель готовится к следующим видам деятельности:

Художественно-творческая деятельность (в любительских творческих коллективах, постановка народных праздников и обрядов).
Педагогическая деятельность (в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных школах).
— Организационно-управленческая деятельность (руководство любительскими творческими коллективами).

Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Художественно-творческая деятельность.
ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников.
ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.
ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.
ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).
ПК 1.7. Применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач.

Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.
ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе.
ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания.
ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы.

Организационно-управленческая деятельность.
ПК 3.1. Исполнять обязанности руководителя любительского творческого коллектива, досугового формирования (объединения) социально-культурной сферы, принимать управленческие решения.
ПК 3.2. Планировать, организовывать и контролировать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Применять знание принципов организации труда.
ПК 3.4. Использовать правовые знания, соблюдать этические нормы в работе с коллективом исполнителей.
ПК 3.5. Использовать различные способы сбора и распространения информации с целью популяризации и рекламирования возглавляемого коллектива.

Роль руководителя в становлении творческого коллектива

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшейее объективной характеристикой. Это обусловлено тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Поэтому педагог уделяет большое внимание творческому развитию студентов как будущих специалистов.

Если перечислить основные требования, предъявляемые к дирижеру, человеку, который посвящает свою жизнь дирижерскому искусству, и те основные пути, по которым должно идти его образование и развитие, то их можно охарактеризовать тремя основными чертами. Наличие их при соответствующем развитии, приобретении знаний и навыков может служить главными условиями воспитания и образования дирижера-хормейстера. Кратко эти условия можно выразить в следующих основных направлениях: первое – музыкальная одаренность и всестороннее музыкальное образование; второе – определенная философско-мировоззренческая идейная убежденность и высокий уровень общей и музыкальной культуры; третье – психологические волевые данные, организаторско-педагогические способность и навыки и соответствующая физическая пригодность.

Более подробно раскроем основной смысл и содержание этих трех сторон:

1.Наличие музыкальных знаний, определенной степени одаренности должно базироваться на наличии музыкального слуха (для дирижеров-хормейстеров также особенностями вокального слуха), хорошей памяти, любви к избранной специальности – в данном случае хоровому искусству – мелодии, гармонии, ритма, темпа и других. Для дирижера-хормейстера особое значение имеет понимание и ощущение пения. «Не может и не должен заниматься музыкой тот, для кого напевность, певучесть не является сильнейшим средством выразительности исполнения… Будущий дирижер должен постигнуть дух песенности, напевности». Эти качества особенно нужны дирижеру хора. Но одних данных мало. Необходимо наличие музыкально-теоретических и практических навыков и знаний, приобретаемых в процессе учебы, а также постоянной работы над расширением и обновлением знаний во всех областях музыки: это в первую очередь быстрая музыкально-слуховая реакция, свободное сольфеджирование, знание гармонии, полифонии, умение не только анализировать, но и самому писать музыку хотя бы в виде задач-упражнений, умение видеть, читать и внутренне слышать партитуру, владеть одним из музыкальных инструментов (лучше всего фортепиано). Словом, дирижер-хормейстер должен обладать такими способностями, знаниями и навыками, которые позволили бы ему осваивать музыкально-технологическое построение партитуры.

Читать еще:  Айти генеральный директор

Высокий уровень общей музыкальной культуры достигается на основе определенных философско-эстетических идейно-мировоззренческих знаний, эрудиции в области истории культуры в целом и музыкальной в частности, знания хоровой литературы, общих сведений в области литературы и смежных искусств, истории развития музыкальной культуры, стилей и форм, отдельных эпох, композиторов и пр. Общекультурные и музыкальные знания позволят правильно и глубоко проанализировать и понять творчество того или иного композитора, и на основе этого в соответствии с законами художественного творчества создать свои дирижерско-исполнительские экспозиции.

Физическая подготовка, психологические волевые данные, организаторско-педагогические способности и навыки – это в общем те средства, с помощью которых дирижер постоянно обращается к коллективу исполнителей как на репетициях, так и в процессе дирижирования на концерте. В понимании сущности третьего раздела первостепенное значение имеет наличие воли. Не случайно эпиграфом мы взяли слова выдающегося советского дирижера А.Пазовского, где он говорит о первостепенной важности для дирижера таких качеств, как «воля и творческая устремленность». Если у дирижера есть, говоря словами Шарля Мюнша, «два средства для общения с музыкантами – выражение лица и жест», то в них, так же как вообще в дирижировании, необходимо участие воли, как одного «из самых существенных факторов» (Н.Малько). Развитие волевых посылов, волевого воздействия на исполнителей – одна из самых сложных сторон воспитания дирижера, раскрывающих его внутреннее состояние, связанное часто с индивидуальными особенностями нервной системы, эмоционально-психологического и физиологического порядка. Знания основ педагогики, психологии и наличие организаторских навыков необходимы дирижеру прежде всего в общении с людьми – участниками хора и оркестра, для организации и воспитания его участников как единого коллектива исполнителей.

И, наконец, психофизиологическая подготовка и техническая натренированность касаются в первую очередь определенной системы движения рук, свободы отдельных ее частей – пальцев, ладоней, кисти, локтя, предплечья, выразительности глаз и всего корпуса, то есть «выражения лица и жеста» — как основных внешних факторов, с помощью которых дирижер обращается с коллективом исполнителей и передает им свои творческо-исполнительские желания.

Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в один исполнительский коллектив с различным уровнем развития голоса и слуха. Руководитель хора привлекает к творческой деятельности робких и неуверенных в себе хористов, дает возможность им раскрыться, самореализоваться. Все эти навыки формируются в репетиционной хоровой работе, в основе которой лежат коллективные занятия, воспитывающие «чувство локтя», общую ответственность за исполнение. И здесь многое зависит от хормейстера, от его умения дать каждому участнику коллектива равноправную возможность полнее проявить себя во имя общей художественной цели, от его умения воспитать у каждого певца желание создавать произведение искусства сообща.

Коллективная основа, коллективный принцип хорового пения пронизывает все стороны учебно-педагогического процесса работы с хором и концертного хорового исполнительства. Исследование творческой деятельности хора показало, что успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Именно во взаимоотношении певца и коллектива, как элемента целого, заключается суть хорового исполнительства. Научить петь каждого индивидуально и одновременно научить его петь в хоре — такова двуединая задача руководителя хора. Чем выше вокально-техническая оснащенность, общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открывается у хорового коллектива в целом.

Хоровой коллектив — понятие сложное, ибо состоит он из разных людей, индивидуально неповторимых, разного воспитания, разной культуры, разного характера и темперамента, подчас разного возраста, не говоря уже о различных вокальных данных и музыкальных способностях. Коллектив — понятие не административное, организационное. Он не создается приказом — он складывается постепенно, иногда годами. Тем более, очень сложно организовать хоровой коллектив, если состав его беспрестанно меняется. Это требует от руководителя терпения и педагогической мудрости. Дисциплина помогает прививать навыки организованного поведения в процессе творчества, вырабатывать способность подчинять личное общественному, пробуждать уважение к труду коллектива. В хоровой дисциплине различают дисциплину внешнюю и внутреннюю. К внешней дисциплине относится отсутствие пропусков, опозданий, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя и т.п. Под внутренней дисциплиной подразумевается собранность внимания, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность их выполнить. Внешняя и внутренняя дисциплина неразрывны и взаимосвязаны между собой. Без внешней дисциплины не может быть внутренней.

Состав хора, стаж его деятельности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо. Вся работа с хором требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора. Социально-педагогический смысл работы с хоровым коллективом – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им духовно-нравственной направленности.

Читать еще:  Преподаватель это руководитель

Занимаясь исследованием роли человеческого фактора в творческом коллективе, несложно заметить, что эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если хормейстер пользуется уважением, доверием, а еще лучше – любовью участников хора, он вызывает у них интерес к работе, творчеству. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета – дело довольно трудное. Это требует преданности искусству, целеустремленности, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер должен постоянно подтверждать свое право руководить людьми, влиять на певцов с целью их духовно-нравственного, культурно-эстетического и профессионального совершенствования.

Конечно, руководитель хорового коллектива – это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицательными качествами, со своим характером, темпераментом, складом ума, культурным развитием, интеллигентностью, уровнем музыкальной и хормейстерской подготовки, образного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то – как педагог, кто-то – как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» качеств, необходимых для дирижерской деятельности, едва ли возможна. Тем не менее, стремиться к их развитию и совершенствованию обязан каждый хормейстер, так как ему вверяют свои голоса, свой талант живые, мыслящие и чувствующие люди. А это огромная ответственность.

Одним из условий профессиональной работы педагога-хормейстера является овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности. Умение чутко и тонко варьировать воздействие на воспитанника должно быть психологически обоснованным. Цель этого воздействия – помочь раскрыть творческий потенциал певцов, создать условия для их самореализации и развития. Социальная психология признает, что наряду с коммуникативными способностями педагогов-музыкантов существуют врожденные качества, такие как дар, талант, обаяние. Существует даже термин «факцинация», переводимый как «завораживание». Может быть, этим в какой-то мере объясняется действительно «магическое» воздействие дирижера-хормейстера на управляемый им коллектив.

Высокие художественно-профессиональные требования к себе и хоровому коллективу, организационно-педагогическая воля в создании необходимых условий для работы с коллективом исполнителей должны послужить почвой, на которой пышным и ярким букетом может расцвести высокое искусство дирижера как исполнителя, интерпретатора замечательных хоровых произведений. Каждое новое исполнение хорового произведения под управлением дирижера доставит эстетическое наслаждение самим исполнителям, а перед слушателями раскроет тончайшие сокровенные тайники хорового искусства.

1.Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2006

2.Анисимов А. «Дирижер-хормейстер», 1976 г.

3.Иванов-Радкевич А. «Воспитание дирижера». М., 1973 г

4.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с

Художественный руководитель творческого коллектива его профессиональные личностные качества

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Ценности педагогической культуры хранятся и накапливаются в виде рукописей, книг, технических приспособлений, норм народной педагогики и др. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной информационной культуры. Абстрактно-обобщенный способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуально-творческое использование системы знаний.

Следует признать, что эффективность влияния руководителя будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею.

В деятельности педагогов-руководителей важное место занимают такие проявления творческой активности, как педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение, способствующие оригинальному продуктивному решению педагогических задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятельность создают условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных возможностей личности. Руководители заинтересованно относятся к различным способам повышения педагогического мастерства и профессиональной культуры. Нередко они выступают инициаторами создания «школ», проведения семинаров, конференций по актуальным проблемам деятельности. Они охотно делятся личным педагогическим опытом и изучают опыт других; их отличает постоянное стремление совершенствовать собственную педагогическую систему.

Требования к навыкам и умениям руководителя творческого коллектива предусматривают: умение планировать работу коллектива; умение организовать репетиционную и исполнительскую работу; владение специальной терминологией; в работе с коллективом учитывать возрастные и индивидуально-психологические характеристики участников.

Чтобы успешно решать возложенные на коллектив задачи, руководитель должен быть квалифицированным специалистом.

Руководитель должен обладать исполнительскими умениями и навыками на профессиональном уровне, ведь он должен показывать образец исполнения произведения, скажем танца или песни. И чем совершеннее он владеет профессиональными качествами, тем лучше он сможет научить участников.

Руководитель должен уметь заразить своим замыслом, что чрезвычайно важно для обучения и воспитания участников в силу непосредственной эстетически чувственной образности искусства. Он должен быть знатоком истории и теории данного вида искусства, уметь передать свои знания, следить за достижениями в области культуры и искусства и привлекать к ним внимание участников.

Руководителю самодеятельного коллектива мало быть художником, он должен быть педагогом, обладать педагогическими способностями. Педагогически подготовленный руководитель организует процесс передачи участникам знаний, умений и навыков, а главное, создает условия для их самостоятельной активной учебно-воспитательной работы. Его компетентность проявляется не только в его профессии художника, но и педагога.

В настоящее время самодеятельные коллективы нуждаются не только в педагогах-художниках, но и психологах. Знание психологии человека поможет руководителям значительно повысить уровень учебно-воспитательной работы в коллективе.

В структуре необходимых педагогических качеств большое значение придается коммуникативным способностям.

Способность общения проявляется у руководителя в разных ситуациях. Имея опыт, он сразу может оценить сложившуюся ситуацию в коллективе и принять педагогически эффективное решение. По еле заметным эмоциям он чувствует и понимает возникшее у человека затруднение, состояние неуверенности и растерянности или, напротив, переоценки своих возможностей. Для неопытного же руководителя участники мало, чем друг от друга отличаются, он, прежде всего, замечает способных, тех, кто имеет хороший голос, пластичен и т. д. и кто малоспособный.

Читать еще:  Музыкальный руководитель в детском саду обязанности

Руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим тактом. Это означает уважение к личности и индивидуальности каждого участника, чуткость и внимательность к психологическому их состоянию, доверие к ним и веру в их художественные возможности, умение устанавливать и поддерживать ровные отношения и быть выдержанным. Невозможно дать рекомендации, каким образом следует поступать в той или иной ситуации, так как они чрезвычайно многообразны. Но опытный педагог умеет в соответствии с конкретной обстановкой правильно использовать приемы воздействия с учетом психологии человека. С одним — провести разговор с глазу на глаз, с другим — на миру, третьему достаточно одного взгляда, с четвертым нужен большой, обстоятельный разговор и т. д.

Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять триединство деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали, следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого-педагогические и художественно-технологические компоненты.

Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность — с расслабленностью. Правильно организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радость от встречи с искусством, друг с другом.

От компетенции, художественно-педагогической подготовленности и способностей руководителя во многом зависит будущее самодеятельных коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специальным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклонное повышение качества информационно-методической помощи — таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалификации.

Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности самодеятельного коллектива.

Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.

Ориентация на успех в своей профессиональной деятельности должна быть свойственна любому педагогу и любому специалисту — руководителю творческого коллектива. В работе Л.М. Митиной «Управлять или подавлять» анализируются особенности людей, которых называют «самодостаточными». Это люди без «комплекса неполноценности», которые добились положения, уважения, испытывают самоуважение, живут в ладу со своей совестью. Их называют победителями. Оказалось, что общим у этих самых различных людей были основополагающие жизненные установки.

Первая установка — высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность. Если человек не видит ничего из того, что можно в нем оценить, как его смогут ценить другие?

Вторая установка — позитивное отношение к жизни. Люди, умеющие видеть положительные стороны жизни, находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы видим в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышенная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.

Третья установка — вера в добро. Вера в добро — мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свою силу. Разуверившись в добре, мы уступаем злу и становимся перед ним безоружными.

Четвертая установка — умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, даже если в той или иной ситуации мы оказываемся «ни при чем». При этой установке реализуется ответственность за происходящее, присутствует мудрость, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной.

Пятая установка — умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Глава 2. Профессиональные и личностные требования к специалистам учреждений культуры.


2.1. Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры

Мною были собраны и обобщены требования к специалистам учреждений культуры

В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам) необходимо знать:

основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;

методы и способы аранжировки;

элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;

• методику детского музыкального воспитания; необходимо уметь:

работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;

читать хоровые партитуры;

применять навыки игры на фортепиано;

использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;

аранжировать произведение для хорового коллектива;

проводить уроки музыки.

В области этнохудожественного творчества (фольклорным коллективам) необходимо знать:

• теоретические основы драматургии и режиссуры;

• теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;

• основы сценарной композиции;

• теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля;

• разновидности фольклорных инструментов; необходимо уметь:

• разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;

• вести репетиционную работу;

создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;

проводить занятия по овладению исполнительским мастерством, народным поэтическим словом, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору, фольклорному ансамблю;

• использовать приобретенные певческие навыки и навыки игры на фольклорном музыкальном инструменте.

В области народного инструментального творчества необходимо знать:

народные инструменты и приемы игры на них;

основы техники дирижирования;

основы инструментоведения и инструментовки;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×