Start-365.ru

Работа и Занятость
23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Руководитель творческого коллектива это

Профессиональная траектория

Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области

Профессиограмма «Руководитель любительского творческого коллектива»

Профессиональные кластеры / Образование и педагогика. Культура и искусство / Профессиограмма «Руководитель любительского творческого коллектива»

Для руководителя коллектива общественная энергичность, умение побудить людей к активности, требовательность и критичность являются важнейшими качествами. Волевой импульс, эмоционально-волевая воздейственность обеспечивают дирижеру возможность, организуя музыку и музыкантов, руководить исполнением.

Склонность к организаторской деятельности может быть определена как организаторская направленность личности. Это способность к психологической готовности и потребности в организаторской деятельности, удовлетворенность, относительная неутомляемость, стенические эмоции в процессе ее выполнения.

Особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для руководителя качество — гуманизм, т. е. отношение к человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности участника коллектива, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Участники самодеятельных коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Руководитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Руководитель — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Профессионально необходимыми качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности руководителя участники не должны чувствовать и видеть. Еще А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов — испорченная, неуправляемая машина [19, 244). Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на участников, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере руководителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние участников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние руководителя — профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев.

В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам)
необходимо знать:

  • технику дирижирования;
  • основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;
  • методы и способы аранжировки;
  • элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;
  • методику детского музыкального воспитания;
  • работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;
  • читать хоровые партитуры;
  • применять навыки игры на фортепиано;
  • использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;
  • аранжировать произведение для хорового коллектива;
  • проводить уроки музыки.

В области этнохудожественного творчества (фольклорным коллективам)
необходимо знать:

  • теоретические основы драматургии и режиссуры;
  • теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;
  • основы сценарной композиции;
  • теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля;
  • музыкальную грамоту;
  • разновидности фольклорных инструментов;
  • разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;
  • вести репетиционную работу;
  • создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;
  • проводить занятия по овладению исполнительским мастерством, народным поэтическим словом, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору, фольклорному ансамблю;
  • использовать приобретенные певческие навыки и навыки игры на фольклорном музыкальном инструменте.

В области народного инструментального творчества
необходимо знать:

  • народные инструменты и приемы игры на них;
  • основы техники дирижирования;
  • основы инструментоведения и инструментовки;
  • элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу, народное музыкальное творчество;
  • методику обучения игре на народном инструменте;
  • анализировать музыкальное произведение и исполнять его на инструменте;
  • работать с ансамблем народных инструментов, применяя навыки дирижирования;
  • читать партитуры и делать инструментовки и переложения для ансамбля;
  • аккомпанировать различным творческим коллективам и отдельным исполнителям;
  • проводить уроки игры на народном инструменте.

В области хореографического творчества (хореографическим коллективам)
необходимо знать:

  • теоретические основы и практику создания хореографического произведения;
  • принципы развития психофизического и двигательного аппарата;
  • теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, бального, современного танцев;
  • основы историко-бытового танца;
  • историю костюма и основы музыкальных знаний;
  • разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;
  • вести репетиционную работу;
  • проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцам;
  • использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.

В области декоративно-прикладного творчества
необходимо знать:

  • теоретические основы художественной композиции;
  • теорию, практику и методику преподавания рисунка, живописи, работы с материалами;
  • особенности работы с природными материалами;
  • теоретические основы и виды дизайна;
  • теоретические основы этнографии;
  • разработать проект (макет, эскиз) художественной композиции и реализовать его в изделии декоративно-прикладного характера;
  • проводить занятия по рисунку, живописи, технологии работы с материалами;
  • использовать приобретенные навыки и умения по рисованию и живописи в декоративно-прикладном творчестве.

В области подготовки театрализованных представлений
необходимо знать:

  • основные положения теории и практики режиссуры и особенности режиссуры театрализованных представлений и эстрадных программ;
  • систему обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского;
  • основы теории драмы и драматургии, методы создания сценариев;
  • технику сцены и сценографию, принципы художественного оформления театрализованного представления и эстрадной программы;
  • общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкально-театрализованных представлениях;
  • теорию, практику, методику преподавания актерского мастерства, словесного действия, сценической пластики;
  • разработать сценарий театрализованного представления и осуществить его постановку;
  • осуществлять постановку эстрадных номеров и программ;
  • вести репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями;
  • правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

Эту профессию вы можете получить в:

Роль руководителя в творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы продиктовано социально — культурной ситуацией Российского общества и тех негативных процессов, которые мы наблюдаем. У детей проявляется агрессивность, получают распространение болезни и социальная незащищенность детей и подростков, беспризорность и детская преступность. В этих непростых условиях, именно детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения. Поэтому руководитель творческого коллектива, играет важнейшую роль всестороннем и гармоническом развитии личности и воспитании подрастающего поколения.

Содержание работы

Глава 1. Личность и коллектив в системе воспитания.

1.1. Понятие « Детский самодеятельный коллектив». Этапы развития детского самодеятельного коллектива.

1.2. Творчество, как основа развития коллектива и каждого его члена.

1.3. Воспитание и творческое развитие в детском хореографическом коллективе.

Глава 2. . Роль и задачи руководителя творческого коллектива.

2.1. Требования к личности руководителя.

2.2. Какими качествами должен обладать руководитель.

2.3. Функции руководителя.

2.4. Типы (стили) руководства.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Педагогика.doc

Воспитательная работа, есть, прежде всего, работа организатора, говорил Д.С. Макаренко. А чтобы организовать жизнедеятельный и радостный коллектив, нужна, прежде всего, инициативность. Ясли руководитель не будет инициатором всех интересов и полезных дел в коллективе, то не стоит и говорить о его организаторских способностях.

Жалким и беспомощным выглядит тот руководитель, который не умеет привлечь и организовать детей. Чтобы включить их в работу коллектива, важно увлечь их идеями, захватывающими перспективами, вызвать желание заниматься, преодолеть возникшие трудности, то есть уметь мобилизовать детей. Учитывая эти способности руководителя, решается нелегкая задача — формирования коллектива. Руководитель здесь часто выступает во многих ролях. Он психолог и педагог, воспитатель и друг, пример для подражания. Еще известный чешский педагог Я. А. Коменский требовал, чтобы сам воспитатель всегда был для людей вообще, особенно для детей, в одежде — зеркалом простоты, в образе жизни — зеркалом бдительности и прилежания, в поступках — зеркалом разговора и молчания, в частной и общественной жизни — зеркалом благоразумия.

Читать еще:  Руководитель проекта образование

Таким образом, хороший воспитатель-это непременно, обязательно хороший человек! Добрый, великодушный, честный, благородный, щедрый, тактичный. Аккуратность, точность, подтянутость, хорошее настроение, приподнятость. Авторитет руководителя создается его знаниями и поддерживается чутким отношением к участникам. Он должен быть душой коллектива, образцом дисциплинированности, культуры поведения. Руководитель должен четко прислушиваться к желаниям и настроениям участников, разумно и тактично предостерегать их от возможных ошибок. В его работе недолжно быть «мелочей», а возникшие трудности следует преодолевать упорством, волей и настойчивостью.

Перед каждой встречей с коллективом руководителю необходимо не только продумать план урока, но и хорошо к нему подготовиться. Каждое занятие надо сделать ярким и понятным. Интересная форма построения занятий увлекает детей и способствует лучшему усвоению урока. Взаимоотношения с учениками должны быть доброжелательными, равными со всеми. Нельзя более способных и ярких только хвалить. В детях легко воспитывается зазнайство, превосходство. Нельзя менее способным указывать только на их недостатки. Ребенок может потерять веру в себя. У тех и у других могут быть и успехи и недостатки, и эту сторону нужно уметь всегда заметить и отменить, даже самые их незначительные продвижения вперед. Естественно любой руководитель не может не видеть одаренного ученика. В коллективе мы часто проводим необходимые творческие разборы уроков, репетиций и концертов, где каждый высказывает свое мнение. Так создается коллективная точка зрения, которую нельзя не учитывать. Эту линию воспитания нужно проводить тонко и чутко, в этом помогают влияние и авторитет руководителя, которые в свою очередь зависят от увлеченности и творческого отношения к делу; от любви к своей профессии и мастерства; от эрудиции; от требовательности и порядочности, тактичности и выдержанности. О детской художественной самодеятельности чаще всего, говоря в связи с проблемой эстетического и нравственного воспитания. И, как правило, речь ограничивается проблемой репертуара: если дети играют классику «детскую» или «взрослую» («особенно в традиционных» формах), значит, с эстетическим воспитанием всё в порядке. Безусловно, выбор репертуара играет весьма существенную роль, однако он не единственный фактор в эстетическом воспитании. Не менее, а порой и более важное значение имеет методика работы режиссёра, хореографа, музыканта с юными артистами. Профессионализм руководителя, дающий юным актерам возможность почувствовать творческую уверенность, рождает у ребят ощущение собственной состоятельности. Юный актёр в хороших режиссёрских руках, ровно, как и профессиональный, становиться сотворцом спектакля, обретает творческую и личностную свободу.

Конечно, работать с ребятами нужно на материале, соответствующем их театральному и жизненному опыту. Не случайно львиную долю репертуара детских самодеятельных театров составляет обращение к сказкам, создание вариаций на известные жизненные сюжеты, инсценировки детской прозы. И если сами участники театральной самодеятельности не видит, себя со стороны и не могут объективно отнестись к своей работе, то их друзья-зрители от таких «псевдспектаклей» теряют уважение к режиссёрам, актёрам, а часто и к представленной на сцене литературе. Какое же тут эстетическое воспитание!

О полноценном эстетическом воспитании в театральной самодеятельности можно говорить только тогда, когда руководитель коллектива обладает двумя качествами — нравственностью и профессиональной чистоплотностью. И тогда не надо прятаться за тексты классиков. Тогда творческий результат даст результаты. Из-за отсутствия детской драматургии высокого качества многие режиссёры сами создают пьесы для своего театра. Такая тенденция (при условии драматургической одарённости режиссёра) безусловно, положительна, ибо рождает произведения «по правилам игры» детского театра, конкретных исполнителей и условий.

Не секрет, что любительский театр (особенно детский и молодёжный) первым улавливает то, что потом, подхваченное и развитое театром профессиональным, становится «новым словом», новыми эстетическими веяниями. Нужно только искать, думать и очень любить дело, которым занимаешься. Именно так должны жить взрослые, взявшие на себя ответственность за работу с детьми: с любовью к детям, музыке, театру, с уважением к собственной профессии, с верой в будущее.

В заключении хочется еще раз сказать несколько слов о личных качествах руководителя. Ведь он осуществляет воспитание, прежде всего личным примером, поэтому в нем должно быть, говоря словами Чехова, все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысль. Ведь своим внешним видом, своим обаянием, жизненным опытом он беспрерывно влияет на ученика. Поток взаимодействия друг на друга во время урока, экскурсий или прогулки без прерывен. Даже когда ученик уходит домой, он еще долго испытывает на себе влияние личности руководителя. Педагог, который учит любимому делу — это огромная воспитательная сила в духовной жизни ребенка, в его художественно-эстетическом становлении.

Гармоническое развитие коллектива возможно лишь при соблюдении ряда условий, выработанных и обоснованных А.С. Макаренко

1. Дисциплина и режим, без которой невозможно осуществление любого дела, включая творческую деятельность, невозможно результативность.

2. Систематичность т целенаправленность в осуществлении воспитания и обучения, недопустимость их разрыва.

3. Мажорный тон- проявление внутреннего спокойствия, чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах, в силах коллектива и в его будущем.

4. Дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения и каждого члена коллектива. Чувство гордости за коллектив. Недопустимость уединенности личности.

5. Присутствие в коллективе идеи защищенности, поддержки в достижении истины. Чуткий подход друг к другу.

6. Активность коллектива и каждого его члена, но упорядоченная, разумная и полезная.

7. Привычка торможения, сдержанность в движении, в слове, в критике и т.д. ( особая форма торможения – это проявление вежливости).

Выделяют три перспективы:

 Близкая перспектива (т.е. общее стремление к завтрашнему дню)

 Средняя перспектива (заключается в проекте события несколько отодвинутого во времени);

 Далекая перспектива (более широкая, крупномасштабная перспектива, рассчитанная на достижение возвышенной цели).

с присвоением квалификации «Руководитель творческого коллектива

Описание

Программа

Учебный план

Отзывы

Диплом

Тип образования: Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка – отличная возможность сменить сферу деятельности и получить новую квалификацию. Обучение проводится как на базе высшего, так и на базе среднего профессионального образования.

Прохождение переподготовки подтверждается дипломом, который даёт право на работу в выбранном направлении.

Если вы хотите попробовать себя в новом деле, найти занятие по душе или даже призвание – обратите внимание на эту уникальную возможность.

Длительность обучения: 3 месяца (400 часов)

Программа каждого курса предусматривает определённое количество часов на изучение конкретной дисциплины и темы. Также в программу заложены домашние задания, их проверка и обсуждение с преподавателем.

Заявленный срок обучения в месяцах предполагает спокойное погружение в предмет – обучение в свободное от основной деятельности время, по утрам, вечерам или в выходные.

Условия оплаты: предоплата, возможна рассрочка платежей

Оставьте заявку на обучение и если вас интересует возможность рассрочки, обсудите это с нашим менеджером.

Менеджер составит индивидуальный (удобный для вас) график платежей, рассрочка предоставляется Академией (не банком), без комиссий и процентов.

Оплата производится по счёту, в любом удобном банке.

Форма обучения: Заочная, с применением дистанционных образовательных технологий

Дистанционное образование – самый удобный способ обучаться онлайн,
не выходя из дома.

Сразу после зачисления вы получите доступ в систему и сможете учиться в подходящее вам время и в удобном месте. Материалы курса доступны
24 часа в сутки, система работает без выходных.

Читать еще:  Адрес архитектурно строительного университета

Онлайн-обучение не исключает домашних заданий и общения с преподавателями, всё это также выполняется в системе.

Более того, итоговый экзамен вы сдадите дома, а диплом (или удостоверение) получите по почте или с помощью курьерской службы
за 3-5 дней.

Ближайший набор: март 2020, апрель 2020

В виду удобства дистанционного формата обучения, учебные группы набираются достаточно быстро.

Чтобы подать заявку на поступление, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону 8 (499) 490-06-81 в рабочее время, а лучше оставьте ваши контакты в форме получения консультации или записи на курс, закажите обратный звонок.

Наш специалист сам свяжется с вами, проконсультирует по всем вопросам
и расскажет о документах, необходимых для поступления.

Конечно же, все документы подаются онлайн!

Акция ограничена по времени!

Оставьте заявку на обучение прямо сейчас, чтобы получить образование
не только удобно, но и выгодно.

Сомневаетесь? Не готовы приступать к обучению прямо сейчас? Хотите внимательнее изучить программу или отзывы?

Мы готовы зафиксировать выгодную цену для вас!
Для этого обратитесь в академию в период действия акции и сообщите менеджеру, что хотите поступать позднее, но по текущим ценам.

Мы с удовольствием пойдём на встречу вашему стремлению к новым знаниям.

Заявка на обучение/консультацию

Цель программы:

Руководитель творческого коллектива воспитывает художественный вкус участников, развивает их таланты, организовывает занятия и концертную деятельность.

Цель программы – дать слушателю теоретические знания и практические инструменты, необходимые для работы руководителем творческого коллектива.

Слушатели выбирают данный курс, чтобы:

  • реализовать свои организаторские и творческие способности;
  • получить интересную работу с достойной оплатой труда;
  • актуализировать знания по своей специальности.

Основные задачи программы:

1. Основы законодательства, регламентирующего деятельность руководителя творческого коллектива и работу организаций культурно-досугового типа. Охрана труда и требования пожарной безопасности.

2. Дисциплины психолого-педагогического раздела.

  • Принципы работы с одаренными детьми, с детьми с ОВЗ.
  • Организация занятий с учетом возраста, темперамента, способностей, физиологических особенностей, текущего состояния здоровья участников. Подбор репертуара и методических материалов.
  • Привлечение и проведение набора детей и взрослых в творческий коллектив.
  • Проведения отчетных мероприятий: открытых уроков, концертов, мастер-классов.
  • Обеспечения участия коллектива в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

3. Специальные дисциплины.

  • Виды и формы детских творческих коллективов. Организация образовательного процесса.
  • Этапы, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском творческом коллективе. Формы взаимодействия с детьми и их родителями.
  • Принципы формирования репертуара.
  • Методы воспитательной, образовательной, концертно-просветительской работы.

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции Тестирование Практические занятияНормативно-правовая база осуществления культурно-досуговой деятельностиОхрана труда и основы пожарной безопасностиТеория работы с одаренными детьмиПсихологические особенности пожилых и инвалидовВозрастные особенности обучающихся детей

Раздел специальных дисциплин

Организация образовательного процесса. Материально-педагогические условия реализации обучения. Виды и формы детских творческих коллективовЭтапы, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском творческом коллективе. Планирование и оценка деятельности. Режим занятий. Формы взаимодействия с детьми и их родителями (законными представителями)Особенности содержания деятельности детского творческого коллектива по видам (вокально-хоровой, театральный, хореографический, духовой)Особенности формирования репертуарной политики детского творческого коллектива. Особенности образовательной, воспитательной, концертно-просветительской работы

Итоговый междисциплинарный экзамен

Методы обучения

1. Мы разработали образовательную программу так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.

  • Курс сжатый, но качественный. Педагоги отобрали для лекций и вебинаров самую важную информацию, основываясь на требованиях профессиональных стандартов, ФГОС, личном трудовом опыте. Теоретические материалы изложены понятным языком, в концентрированном виде, без «воды» и лирических отступлений не по теме.
  • Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачёты можно в удобное время в пределах учебного графика.
  • Мы помогаем слушателям не бояться тестов, зачётов, экзамена. Например, даём 7 попыток, чтобы сдать итоговый междисциплинарный экзамен. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.

2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.

3. Мы используем несколько видов контента для теоретической подготовки по программам профессиональной переквалификации.

  • Материалы курса – методички, лекции по программе. Тексты учебных материалов загружены в СДО в виде word-файлов. С ними удобно работать: копировать или выделять нужную информацию, скачивать, распечатывать.
  • Библиотека вебинаров. Каждый вебинар посвящен одной теме.

4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».

Результат обучения

  • Вы осваиваете желаемую профессию с достойной оплатой труда.
  • Вы знаете, как организовать творческий коллектив, как руководить им.
  • Вы получаете диплом образца, который подтверждает вашу квалификацию в соответствии с должностью.
  • Руководитель творческого коллектива может работать в домах культуры, досуговых центрах, учреждениях обязательного и дополнительного образования.
  • По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Требования к слушателям

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Роль руководителя в становлении творческого коллектива

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшейее объективной характеристикой. Это обусловлено тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Поэтому педагог уделяет большое внимание творческому развитию студентов как будущих специалистов.

Если перечислить основные требования, предъявляемые к дирижеру, человеку, который посвящает свою жизнь дирижерскому искусству, и те основные пути, по которым должно идти его образование и развитие, то их можно охарактеризовать тремя основными чертами. Наличие их при соответствующем развитии, приобретении знаний и навыков может служить главными условиями воспитания и образования дирижера-хормейстера. Кратко эти условия можно выразить в следующих основных направлениях: первое – музыкальная одаренность и всестороннее музыкальное образование; второе – определенная философско-мировоззренческая идейная убежденность и высокий уровень общей и музыкальной культуры; третье – психологические волевые данные, организаторско-педагогические способность и навыки и соответствующая физическая пригодность.

Более подробно раскроем основной смысл и содержание этих трех сторон:

1.Наличие музыкальных знаний, определенной степени одаренности должно базироваться на наличии музыкального слуха (для дирижеров-хормейстеров также особенностями вокального слуха), хорошей памяти, любви к избранной специальности – в данном случае хоровому искусству – мелодии, гармонии, ритма, темпа и других. Для дирижера-хормейстера особое значение имеет понимание и ощущение пения. «Не может и не должен заниматься музыкой тот, для кого напевность, певучесть не является сильнейшим средством выразительности исполнения… Будущий дирижер должен постигнуть дух песенности, напевности». Эти качества особенно нужны дирижеру хора. Но одних данных мало. Необходимо наличие музыкально-теоретических и практических навыков и знаний, приобретаемых в процессе учебы, а также постоянной работы над расширением и обновлением знаний во всех областях музыки: это в первую очередь быстрая музыкально-слуховая реакция, свободное сольфеджирование, знание гармонии, полифонии, умение не только анализировать, но и самому писать музыку хотя бы в виде задач-упражнений, умение видеть, читать и внутренне слышать партитуру, владеть одним из музыкальных инструментов (лучше всего фортепиано). Словом, дирижер-хормейстер должен обладать такими способностями, знаниями и навыками, которые позволили бы ему осваивать музыкально-технологическое построение партитуры.

Читать еще:  Руководитель отдела таможенного оформления

Высокий уровень общей музыкальной культуры достигается на основе определенных философско-эстетических идейно-мировоззренческих знаний, эрудиции в области истории культуры в целом и музыкальной в частности, знания хоровой литературы, общих сведений в области литературы и смежных искусств, истории развития музыкальной культуры, стилей и форм, отдельных эпох, композиторов и пр. Общекультурные и музыкальные знания позволят правильно и глубоко проанализировать и понять творчество того или иного композитора, и на основе этого в соответствии с законами художественного творчества создать свои дирижерско-исполнительские экспозиции.

Физическая подготовка, психологические волевые данные, организаторско-педагогические способности и навыки – это в общем те средства, с помощью которых дирижер постоянно обращается к коллективу исполнителей как на репетициях, так и в процессе дирижирования на концерте. В понимании сущности третьего раздела первостепенное значение имеет наличие воли. Не случайно эпиграфом мы взяли слова выдающегося советского дирижера А.Пазовского, где он говорит о первостепенной важности для дирижера таких качеств, как «воля и творческая устремленность». Если у дирижера есть, говоря словами Шарля Мюнша, «два средства для общения с музыкантами – выражение лица и жест», то в них, так же как вообще в дирижировании, необходимо участие воли, как одного «из самых существенных факторов» (Н.Малько). Развитие волевых посылов, волевого воздействия на исполнителей – одна из самых сложных сторон воспитания дирижера, раскрывающих его внутреннее состояние, связанное часто с индивидуальными особенностями нервной системы, эмоционально-психологического и физиологического порядка. Знания основ педагогики, психологии и наличие организаторских навыков необходимы дирижеру прежде всего в общении с людьми – участниками хора и оркестра, для организации и воспитания его участников как единого коллектива исполнителей.

И, наконец, психофизиологическая подготовка и техническая натренированность касаются в первую очередь определенной системы движения рук, свободы отдельных ее частей – пальцев, ладоней, кисти, локтя, предплечья, выразительности глаз и всего корпуса, то есть «выражения лица и жеста» — как основных внешних факторов, с помощью которых дирижер обращается с коллективом исполнителей и передает им свои творческо-исполнительские желания.

Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в один исполнительский коллектив с различным уровнем развития голоса и слуха. Руководитель хора привлекает к творческой деятельности робких и неуверенных в себе хористов, дает возможность им раскрыться, самореализоваться. Все эти навыки формируются в репетиционной хоровой работе, в основе которой лежат коллективные занятия, воспитывающие «чувство локтя», общую ответственность за исполнение. И здесь многое зависит от хормейстера, от его умения дать каждому участнику коллектива равноправную возможность полнее проявить себя во имя общей художественной цели, от его умения воспитать у каждого певца желание создавать произведение искусства сообща.

Коллективная основа, коллективный принцип хорового пения пронизывает все стороны учебно-педагогического процесса работы с хором и концертного хорового исполнительства. Исследование творческой деятельности хора показало, что успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Именно во взаимоотношении певца и коллектива, как элемента целого, заключается суть хорового исполнительства. Научить петь каждого индивидуально и одновременно научить его петь в хоре — такова двуединая задача руководителя хора. Чем выше вокально-техническая оснащенность, общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открывается у хорового коллектива в целом.

Хоровой коллектив — понятие сложное, ибо состоит он из разных людей, индивидуально неповторимых, разного воспитания, разной культуры, разного характера и темперамента, подчас разного возраста, не говоря уже о различных вокальных данных и музыкальных способностях. Коллектив — понятие не административное, организационное. Он не создается приказом — он складывается постепенно, иногда годами. Тем более, очень сложно организовать хоровой коллектив, если состав его беспрестанно меняется. Это требует от руководителя терпения и педагогической мудрости. Дисциплина помогает прививать навыки организованного поведения в процессе творчества, вырабатывать способность подчинять личное общественному, пробуждать уважение к труду коллектива. В хоровой дисциплине различают дисциплину внешнюю и внутреннюю. К внешней дисциплине относится отсутствие пропусков, опозданий, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя и т.п. Под внутренней дисциплиной подразумевается собранность внимания, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность их выполнить. Внешняя и внутренняя дисциплина неразрывны и взаимосвязаны между собой. Без внешней дисциплины не может быть внутренней.

Состав хора, стаж его деятельности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо. Вся работа с хором требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора. Социально-педагогический смысл работы с хоровым коллективом – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им духовно-нравственной направленности.

Занимаясь исследованием роли человеческого фактора в творческом коллективе, несложно заметить, что эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если хормейстер пользуется уважением, доверием, а еще лучше – любовью участников хора, он вызывает у них интерес к работе, творчеству. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета – дело довольно трудное. Это требует преданности искусству, целеустремленности, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер должен постоянно подтверждать свое право руководить людьми, влиять на певцов с целью их духовно-нравственного, культурно-эстетического и профессионального совершенствования.

Конечно, руководитель хорового коллектива – это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицательными качествами, со своим характером, темпераментом, складом ума, культурным развитием, интеллигентностью, уровнем музыкальной и хормейстерской подготовки, образного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то – как педагог, кто-то – как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» качеств, необходимых для дирижерской деятельности, едва ли возможна. Тем не менее, стремиться к их развитию и совершенствованию обязан каждый хормейстер, так как ему вверяют свои голоса, свой талант живые, мыслящие и чувствующие люди. А это огромная ответственность.

Одним из условий профессиональной работы педагога-хормейстера является овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности. Умение чутко и тонко варьировать воздействие на воспитанника должно быть психологически обоснованным. Цель этого воздействия – помочь раскрыть творческий потенциал певцов, создать условия для их самореализации и развития. Социальная психология признает, что наряду с коммуникативными способностями педагогов-музыкантов существуют врожденные качества, такие как дар, талант, обаяние. Существует даже термин «факцинация», переводимый как «завораживание». Может быть, этим в какой-то мере объясняется действительно «магическое» воздействие дирижера-хормейстера на управляемый им коллектив.

Высокие художественно-профессиональные требования к себе и хоровому коллективу, организационно-педагогическая воля в создании необходимых условий для работы с коллективом исполнителей должны послужить почвой, на которой пышным и ярким букетом может расцвести высокое искусство дирижера как исполнителя, интерпретатора замечательных хоровых произведений. Каждое новое исполнение хорового произведения под управлением дирижера доставит эстетическое наслаждение самим исполнителям, а перед слушателями раскроет тончайшие сокровенные тайники хорового искусства.

1.Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2006

2.Анисимов А. «Дирижер-хормейстер», 1976 г.

3.Иванов-Радкевич А. «Воспитание дирижера». М., 1973 г

4.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×