Руководитель полетов аэродрома
Руководитель полетов
Руководитель полетов лично осматривает и дает заключение о готовности аэродрома к приему и выпуску самолетов: указывая состояние взлетно-посадочной полосы, радиотехнических и других средств связи, готовность экипажей воздушных судов к полетам. В результате чего он принимает решение о начале и прекращении вылета и прилета воздушных судов. В случае необходимости устанавливает ограничения и запреты на полеты. Профессия подходит тем, кого интересует ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Но взлететь самолету в небо и совершить безопасный полет помогают сотни работников самых прозаических профессий. Среди специалистов наземной службы аэропортов особую роль играет руководитель полетов, который обеспечивает своевременность, регулярность, безопасность и экономичность полетов воздушных судов. Другими словами, руководитель полетов организует воздушное движение и управляет им: от готовности самолетов к взлету и до их посадки в аэропорту назначения.
Из диспетчерского пункта он осуществляет непосредственный контроль за движением воздушных судов. С помощью специальных технических устройств руководитель полетов наблюдает за обстановкой в воздухе, анализирует и прогнозирует ее развитие. Используя авиационную радиосвязь, он находится на постоянной связи с экипажами:
- сообщая информацию о метеоусловиях, орнитологической обстановке, о высоте и курсе полета;
- контролируя траекторию движения самолетов;
- получая доклады от экипажей о ходе выполнения полетов;
- оказывая помощь экипажам в критических ситуациях.
- Руководитель полетов имеет в своем распоряжении временной график запланированных полетов, который составляется авиакомпанией и заполняется пилотом. В нем отражена вся информация, необходимая для эффективного управления полетами:
- скорость самолетов и рекомендуемая высота полетов;
- расчетное время вылета и прибытия в аэропорт назначения;
- запас топлива и т.п.
Особенности профессии
Функциональные обязанности руководителя полетов в гражданской авиации и на военных аэродромах различаются. В рамках данной статьи рассматривается деятельность руководителя полетов в аэропортах гражданской авиации. Работа этого специалиста в военном ведомстве определяется более конкретными задачами в зависимости от поставленного задания.
В круг обязанностей руководителя полетов, кроме постоянного взаимодействия с экипажами самолетов авиакомпании, входит также:
- взаимодействие с руководителями полетов смежных диспетчерских центров управления воздушным движением, органами управления полетами на запасных аэродромах;
- координация работы различных служб обеспечения полетов: аэродромной, планово-диспетчерской, штурманской, радиотехнического оборудования и связи, электросветотехнического обеспечения, метеорологической;
- контроль соблюдения правил использования воздушного пространства;
- в случае нестандартных ситуаций принятие решения о направлении воздушных судов на запасные аэродромы;
- взаимодействие с предыдущей дежурной сменой с получением информации о воздушной метеорологической обстановке и недостатках при управлении воздушным движением;
Руководитель полетов на аэродроме
1.3.2. Руководитель полетов на аэродроме . Осуществляет контроль за выполнением работ налетном поле аэродрома, обеспечивая безопасность полетов воздушных судов.
Контролирует готовность ВПП к приему и выпуску воздушных судов.
Контролирует освобождение летной полосы от технических средств не позднее чем за 5 мин до расчетного (уточненного) времени посадки, а также перед взлетом воздушных судов.
Запрещает выполнение работ на ВПП в случаях отсутствия или потери связи между диспетчером СДП и аэродромной службой.
Запрещает выезд на ВПП техническим средствам, оборудование которых не соответствует требованиям настоящего Руководства, а также без сопровождения спецмашиной ответственного лица службы, проводящей работы на территории летного поля.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Смотреть что такое «Руководитель полетов на аэродроме» в других словарях:
РЭГА РФ 94: Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации — Терминология РЭГА РФ 94: Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации: 1.3.1. Аэродромная служба . Осуществляет эксплуатационное содержание летных полей аэродромов в соответствии с действующими стандартами, нормами,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
178-й ракетный полк — 178 рп … Википедия
Случаи аварий истребителей МиГ-31 — 2011 6 сентября МиГ 31 потерпел катастрофу в Пермском крае, в 11 километрах от аэропорта Большое Савино. По словам представителя силовых структурах региона, сгоревший самолет обнаружен возле деревни Булгары. Он сел на пашню, перевернулся и сгорел … Энциклопедия ньюсмейкеров
Случаи аварий с участием истребителей МиГ-31 в 1995-2013 годах — 2013 14 декабря истребитель перехватчик МиГ 31 потерпел крушение в Приморском крае. Самолет, вылетевший с аэродрома Кневичи упал в 26 километрах от авиабазы Центральная Угловая под Владивостоком. Оба летчика катапультировались. 2012 23 апреля в… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Авиакатастрофа польского Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года — 10 апреля 2010 года под Смоленском потерпел крушение самолет президента Польши Леха Качиньского Ту‑154. В крушении погибли 96 человек, в том числе Лех Качиньский, его супруга Мария, члены польского правительства, президент Национального банка… … Энциклопедия ньюсмейкеров
КДП — аэропорта Схипхол в Амстердаме. КДП лондонского аэропорта Лутон. КДП аэропорта … Википедия
Контрольно-диспетчерский пункт — КДП аэропорта Схипхол в Амстердаме. КДП лондонского аэропорта Лутон. КДП аэропорта … Википедия
Авиакатастрофа под Смоленском 10 апреля 2010 года — Обломки Ту 154М недалеко от аэродрома «Смоленск Северный» Об … Википедия
Lockheed Martin F-35 Lightning II — У этого термина существуют и другие значения, см. Lightning. F 35 Lightning II F 35C во время … Википедия
Туполев Ту-160 — [1987] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Справочник диспетчера ОВД (руководителя полетов аэродрома) «Аэродромы. Аэродромное обеспечение полетов при ОВД» (стр. 1 )
![]() | Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
Диспетчера ОВД (руководителя полетов аэродрома)
Аэродромное обеспечение полетов при ОВД»
(Исправленная и дополненная редакция)
Специалистами ФУП «Госкорпорация по ОВД» разработан Справочник диспетчера ОВД (руководителя полетов аэродрома) «Аэродромы. Аэродромное обслуживание полетов при ОВД», в котором содержатся извлечения из действующих документов, требования которых необходимо выполнять в практике и руководителям полетов аэродрома.
Составителями Справочника диспетчера ОВД (руководителя полетов аэродрома) «Аэродромы. Аэродромное обслуживание полетов при ОВД» использовались действующие на 01.05.2000 года нормативные правовые документы (Воздушный кодекс Российской Федерации, НПП ГА-85, НАИ ГА-86, РЭГА-94, НГЭА, приказы и указания МГА СССР, ДВТ Минтранса России, ФАС России, ФСВТ России).
Основная цель составления настоящего Справочника — систематизация документов регламентирующих аэродромное обеспечение полетов при ОВД и облегчение доступа к ним диспетчерского состава, что позволит снизить количество нарушений (ошибок) за счет изучения требований в данной области.
В дальнейшем планируется подготовить к публикации продолжение Справочника: «РТОП И АС при ОВД», «ЭСТОП при ОВД», «Аварийное обеспечение при ОВД» и т. д.
Заявки на необходимое количество экземпляров настоящего Справочника направляйте по адресу: 123182 г. Москва, Волоколамское шоссе, ГосНИИ «Аэронавигация, тел. —
Примечание: для удобства пользования, содержание Справочника логически систематизировано по разделам так, чтобы требования первоисточников (нормативных правовых документов) сгруппировать (аэродромы, требования по оценке их элементов, аэронавигационная информация и т. д.), при этом в них сохранена нумерация статей, пунктов, приложений согласно первоисточникам, поэтому нумерация разделов Справочника и нумерация пунктов, статей, приложений, указанных в конкретном разделе, не совпадают.
Замечания и предложения по содержанию и оформлению Справочника направляйте по адресу: 123182 г. Москва, Волоколамское шоссе, ФУП «Госкорпорация по ОВД», нормативно-правовой отдел, ,
(Извлечения из нормативных правовых актов)
2.1. Аэродромы. Приложение 14 к Конвенции о междунардной
4. Государственная регистрация аэродромов и аэропортов………………………………………………. 11
4.3. ФАС России, 10 марта 1998 года № 1.37-15
«О мерах по исключению планирования полетов гражданских воздушных судов
на аэродромы, не включенные в государственный реестр гражданских
4.4. Руководство по государственной регистрации и допуску к эксплуатации
гражданских аэродромов Российской Федерации…………………………………………………………….11
5. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования………………. 11
5.3. Приказ ФАС России от 24 ноября 1998 года № 000
«Об утверждении и введении в действие перечня запасных аэродромов
6. Обязательная сертификация в гражданской авиации…………………………………………….………12
6.2. МАК. Авиационные правила. Часть 139. Сертификация аэродромов…………………………….…..12
6.3. МТР РФ. Д В Т (от 11 февраля 1994 года № ДВ — 26 / И,
7. Нормы годности эксплуатации аэродромов (извлечения)………………………………………………13
8. Аэродромное обслуживание при ОВД………………………………………………………….……… 13
8.1.1. Взаимодействие служб аэропорта, обеспечивающих полеты……………..…………………..…… .15
8.1.2. . Организация связи при выполнении работ на летном поле…………………………………….… ..17
8.1.3. Требования к аэродромным машинам при работе на летном поле………………………..……… .17
8.1.4. Требования к содержанию зон КРМ и ГРМ РМС……………………………..………………………18
8.1.5. Измерение параметров, контроль и оценка состояния элементов
летного поля аэродромов (вертодромов)………….…………………………………………………. 19
8.1.6. Организация и технологии содержания летных полей аэродромов (вертодромов)
в различные периоды года (5.1. Содержание летного поля в летний период) ………..……….…20
8.1.7. Содержание площадок специального назначения, аэродромного оборудования и устройств….21
8.1.8. Содержание летного поля в зимний период………………………………..………………………..…21
8.1.9. Борьба с гололедными снежно-ледяными образованиями на аэродромах (вертодромах)…. …22
8.1.10. Зимнее содержание грунтовых аэродромов ……………………………………………………………22
8.1.11. Требования к покрытиям аэродромов и эксплуатационная оценка пригодности аэродромов. 24
8.1.12. Схема движения транспорта по летному полю………………………………………………………. 25
8.1.13. Особенности взаимодействия служб аэропорта при выполнении
работ на летном поле сторонними организациями…………………………..………………………26
8.1.14. Требования к контролю за состоянием летного поля и
подготовке его к полетам в условиях выполнения строительных и ремонтных
П Р И Л О Ж Е Н И Я :
1. Приложение: РУКОВОДСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
И ДОПУСКУ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ
2. Приложения к Руководству
— Приложение 2 : Акт технического рейса по проверке готовности аэропорта к обеспечению
— Приложение 3: Акт обследования аэродрома на соответствие требованиям НГЭА ……………………. 36
— Приложение 4: Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности
— Приложение 6: Акт готовности аэропорта к приему…………………….…………………………………..41
3. Приложение: АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА. Часть 139.
4. Приложения к Авиационным правилам:
— Приложение 2: Р Т И Ф И К А Т А……………………………………………..………………50
5. Приложения к РЭГА РФ — 94:
— Приложение 3: Журнал учета состояния летного поля……………. …………………………..…………. 53
— Приложение 4: Рекомендуемые позывные абонентов и фразеология радиопереговоров между
абонентами аэродромной службы и других служб, связанных
— Приложение 5: Перечень машин и механизмов для содержания аэродромов,
подлежащих оборудованию проблесковыми огнями
и радиостанциями внутриаэропортовой связи…. ………………………………………………………. 58
— Приложение 6: Методы и средства оценки состояния элементов летного поля ………………………….59
6. Приложение: Извлечение из Указания МГА от 01.01.2001г.
по эксплуатации аэродромных тормозных тележек АТТ-2………………………………………………….67
7. Приложене: Распоряжение директора ФСВТ России от 4 августа 2000 г. «О введении в действие Локальной калибровочной схемы средств измерения коэффициента сцепления и Методических указаний по калибровке тележки аэродромной тормозной типа АТТ-2 в организациях гражданской авиации» ………………………………………………………………………………………….69
8. Приложение: Перечень основных нормативных правовых документов
регламентирующих эксплуатацию аэродромов (вертодромов) гражданской авиации………………..70
1. Термины и определения
(Том 1. ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ АЭРОДРОМОВ. 1.1. Определения)
Аэродром — определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный для взлёта, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.
Международный аэродром — под международным аэродромом для целей настоящих Правил понимается аэродром, с которого осуществляются полеты воздушных судов в государства, не являющиеся участниками Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства.
Сертификация — установление соответствия аэродрома сертификационным требованиям *.
Сертификационный документ аэродрома — документ, выдаваемый сертификационным органом (сертификат, свидетельство, лицензия и др.), который удостоверяет соответствие аэродрома сертификационным требованиям и дает право его владельцу на эксплуатацию аэродрома с установленными для него ограничениями.
Руководитель полетов
Руководителем полетов принято называть наземного работника авиации в сфере организации и контроля воздушного движения.
Содержание:
История профессии
Потребность в вышеназванных специалистах появилась в то время как только перелеты начали приобретать массовый характер.
Если первый пилот контролирует ситуацию, когда самолет находится в воздухе, то руководитель полетов — это человек, на котором лежит значительная ответственность, начиная от проверки самолета на готовность к взлету, и заканчивая его успешной посадкой в конечном пункте.
Особенности профессии
Профессия руководитель полетов предусматривает значительную степень ответственности. Находясь в диспетчерском пункте, специалист контролирует перемещение самолетов и вертолетов, систематически наблюдая за показаниями специальных приборов, и пребывает на связи с экипажами.
В распоряжении специалиста имеется временной график полетов, где указаны такие данные, как направление и продолжительность полета, количество топлива в баках и пр. Предварительно его составляет авиакомпания, а затем заполняет первый пилот. Руководитель полетов обязан следить за его своевременным выполнением.
Работа руководителем полетов предусматривает как выраженные преимущества, так и недостатки.
К достоинствам следует отнести востребованность профессии на трудовом рынке, а также — высокий уровень заработной платы.
Недостатком является повышенная степень ответственности и значительные эмоциональные нагрузки, что порой не лучшим образом сказываются на общем самочувствии. По этой причине, трудиться в этой сфере под силу не каждому.
Обязанности
Основные обязанности руководителя полетов:
- взаимодействие с коллегами со смежных диспетчерских центров;
- координация деятельности служб, занимающихся обеспечением безопасности полетов;
- на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, специалист оперативно принимает решения относительно перенаправления воздушного судна на запасной аэродром с целью совершения экстренной посадки;
- установка ограничений на взлет/посадку самолета или вертолета с указанием причин;
- проверка предоставленных диспетчерами отчетов;
- пошаговое координирование действий экипажа воздушного судна, что терпит бедствие;
- оперативное информирование о возникновении ЧП соответствующих служб.
Важные качества
Необходимые качества, которыми должен обладать руководитель полетов:
- ответственный подход к выполнению обязанностей;
- собранность;
- стрессоустойчивость;
- быстрота реакции;
- аналитический склад ума;
- отличная память;
- отсутствие проблем со зрением и слухом;
- пунктуальность;
- скрупулезность;
- умение слаженно организовать рабочий процесс при условии дефицита времени;
- хорошая физическая подготовка;
- умение заполнять рабочую документацию;
- коммуникабельность.
Навыки и знания
Руководитель полетов — это специалист, который в идеале знает особенности конструкции и технические параметры вверенных ему самолетов и вертолетов, порядок обеспечения их безопасного движения, ключевые аспекты авиационной метеорологии, а также — профессиональную терминологию на английском языке.
Дополнительно, он обязан знать нормы трудового законодательства и должностную инструкцию, регулирующую его деятельность. Также необходимо уметь читать показания специальных приборов, чтобы с точностью доложить экипажу о погодных условиях.
Вышеназванная профессия также предусматривает навыки коллективной работы, ведь зачастую руководитель полетов контактирует с различными службами.
Перспективы и карьера
Профессия руководитель полетов предусматривает получение должности летного директора, если специалист обладает соответствующей квалификацией.
Продвигаясь вверх по карьерной лестнице, со временем открываются перспективы стать заместителем, а после — главой авиации.
Как правило, специалисты вышеуказанного профиля трудятся на гражданских аэропортах и военных аэродромах.
Обучение
Работа руководителем полетов предусматривает наличие у претендента на должность диплома с указанием специальности «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства».
Дополнительно необходимо иметь свидетельство диспетчера управления воздушным движением уровня квалификации I- II.