Start-365.ru

Работа и Занятость
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Руководитель хора в церкви

Регент

Регент (лат. Regens — правящий) — руководитель церковного хора. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка и религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В православных храмах церковные службы сопровождаются пением. Регент — это человек, который управляет церковным хором. Подбирает певчих, выбирает какие аранжировки песнопений исполняются хором.

Главная задача регента — гармоничное звучание певчих во время службы. Музыка помогает молиться в храме, настраивает и успокаивает. Во время службы регент задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору петь слаженно, красиво, в соответствии с моментом богослужения.

Особенности профессии.

Регент дирижирует и поет, у него хороший музыкальный слух, он знает построение службы и порядок исполнения музыкальных произведений. Обязательное условие — быть православным христианином. Для работы регент должен получить благословение настоятеля.

Важно настраивать певцов на молитвенное пение, поддерживать, ведь служба идет от нескольких минут до 8 часов. В задачи регента входит правильное распределение голосов, репетиции. Иногда в хоре складываются сложные отношения и тут пригодится способность вовремя заметить и погасить конфликты. Для развития хора нужно организовать обучение начинающих певцов.

Плюсы и минусы профессии.

Плюсы

Это востребованная профессия, регентов не хватает, особенно в районных центрах России. В каждом храме есть регент, иногда несколько, если службы идут постоянно.

Регент — уважаемый человек в храме.

В иерархии церковной службы занимает место после священнослужителей.

Служа Богу, добиваясь гармоничного пения, регент может испытывать очень сильные эмоции, радость и удовлетворение.

Минусы

У регента ненормированный рабочий день.

Зарплата может быть низкой.

Важные качества

У руководителя церковного хора 3 важных качества: крепкая нервная система, уверенность в себе и умение быстро реагировать на внешние раздражители. Богослужение идет в быстром темпе, задача регента сконцентрироваться на действиях священнослужителей. Православные службы могут идти от нескольких минут до нескольких часов, все это время регент должен быть предельно сконцентрирован.

Профессиональные навыки и знания

  • Музыкальное образование
  • Умение петь
  • Знание правил православных богослужений
  • Чтение на церковно-славянском языке
  • Управление хором
  • Подбор репертуара
  • Обучение начинающих певцов
  • Умение настроить коллектив на продуктивную работу.

Обучение на регента

Для регентования мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Требуется понимание православия, знание Священных Писаний и вовлеченность в церковную жизнь. Для поступления требуется музыкальное образование.

Обучение состоит из двух составляющих: духовной и музыкальной.

Духовная — изучение Библии и правил построения церковных служб, истории Церкви. Музыкальная — изучение мелодий православных песнопений, постановка рук, умение слышать звучание хора со стороны, задавать тон для разных голосов.

Руководитель хора в церкви

Урожай с молитвой

Находясь за богослужением, на чём чаще всего мы останавливаем своё внимание? На убранстве храма, на священнослужителях, на бабушке за свечным ящиком, новых прихожанах или на церковном хоре… Где только не блуждают наши мысли, если мы не сосредоточены на молитве…

Однако церковный хор, действительно, трудно не заметить за богослужением, во многом от него и зависит молитва прихожан. Еще труднее не заметить самого главного человека в хоре – его руководителя, т.е регента.

Регент (от лат. regens, » правящий») – церковнослужитель, руководящий церковным хором.

Руководитель церковного хора подбирает голоса для хора, обучает хор, руководит им при богослужении. Название возникло в петербургской Придворной певческой капелле. Регентами именовали её опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах придворного ведомства.

Регентская деятельность имеет определённый духовный статус, в монастырях он определяется достаточно конкретно – послушание. В приходских храмах регент выступает как церковнослужитель. Безусловно, такой человек несёт непосредственную ответственность за проведение богослужения, равно как и священник. Какими же качествами должен обладать регент?

Во-первых, он должен обладать всеми профессиональными музыкальными навыками, присущими любому хоровому дирижёру;

Во-вторых, необходимо знать церковный устав, быть достаточно просвещённым в различных богословских вопросах;

В – третьих, быть руководителем, воспитателем для своих певцов и миссионером для прихожан, ведь, в конечном итоге, хор с помощью пения несёт слово Божие для каждого из присутствующих за богослужением.

Кроме того, регент, т.е. руководитель церковного хора, должен и сам « быть с церковью », должен быть христианином. Это тоже очень важно. Ни качество музыкального образования, ни даже серьёзность познания в церковном уставе не донесут слова молитвы до сердца прихожан, если сам руководитель не написал их раньше в своём сердце и не научил певчих правильно их понимать.

Не правда ли, как оказалось, профессия-то непростая! А со стороны – машет человек руками, а люди поют себе по ноткам заранее выученный текст.

До революции к церковному пению относились очень серьёзно, отмечая его высокое воспитательное значение. Регентов готовило два крупных специализированных заведения: Придворная певческая капелла Петербурга и Московское синодальное училище церковного пения. Деятельность этих заведений курировалась на высочайшем уровне.

Проводились всероссийские съезды регентов, на которых обсуждали состояние церковного пения в России и дальнейшие пути его развития. Целая плеяда регентов-композиторов, таких как Архангельский, Кастальский, Чесноков и др. заложили прочный фундамент не только русской духовной музыки, но и, как оказалось в дальнейшем, вообще русского хорового творчества.

После многолетнего перерыва лишь в конце ХХ века вернулось понимание этого слова и его значения. Сейчас эту профессию можно получить в различных духовных школах, а нередко регентами становятся и светские дирижёры непосредственно на практике, овладевая всеми премудростями этого дела. Постепенно намечаются положительные тенденции, несмотря на то, что преемственность поколений была нарушена. Большой вклад в возрождение регентского дела, безусловно, внесла и продолжает вносить Троице-Сергиева Лавра. Здесь почти 50 лет руководил хором Архимандрит Матфей (Мормыль) – великий регент современности. Его вклад в дело возрождения русских церковно-певческих традиций трудно переоценить.

Грамотный молодой регент, несомненно, не раз обратится к опыту отца Матфея и других заслуженных регентов современности. Ведь сейчас к обычным задачам регентства прибавилось немало иных. Например, возникло много новых духовно-музыкальных течений. Одни – в духе древних распевов, другие – совершенно современные, третьи – совсем уж авторские. Как подобрать репертуар среди такого разнообразия?

Не менее разнообразен и контингент певцов в сегодняшних хорах. Это грамотные профессиональные певцы, никогда не посещавшие храма, и уже воспитанные в храмовой среде, но нередко не имеющие музыкального образования молодые и не очень кадры.

Кого взять в хор в первую очередь, а кому отказать, какие приоритеты расставить в хоре, как сплотить в коллективе воцерковлённых и ещё чуждых церкви людей – всё это также задачи регента.

Читать еще:  Руководитель отдела гипермаркета

А при этом хотелось бы и своего молитвенного духа не утратить, ведь, по мнению многих регентов, самое трудное в этой профессии – это не забывать молиться за молитвой.

Быть регентом – это особое служение Богу, но такое же серьезное и вдумчивое, как у монаха или священника, а значит – такое же ответственное.

Юбилейный год дал большой импульс к ускорению темпов преображения монастыря, реставрации храмов, построек обители

Один из самых почитаемых на Руси образов Пресвятой Богородицы – Матерь Божья « Боголюбская »

Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности, и политической независимости

Возвышаясь на холме, спокойно и величаво стоит Крестовоздвиженский храм Дашково-Песоченского района Рязани

По многочисленным молитвам за Ирину, роды прошли скоротечно и благополучно

Написать на тему игрушек, а точнее, кукол, меня надоумил случай из практики консультирующего психолога

исповедоваться в одном храме вечером, а причащаться утром в другом

Конечно, мы приближаемся не к построению рая на земле, а к царству антихриста

17 июля – день памяти Царственных новомучеников Российских

у нас состоялся уже 5-й лагерь, но мы уже поехали помогать в Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь

В этом году Патриаршей премии были удостоены три писателя: Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень

Его картины «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке» известны каждому русскому человеку еще со школьной скамьи

Где только не блуждают наши мысли, если мы не сосредоточены на молитве

В середине лета на огороде и в саду наступает время борьбы, борьбы за урожай с превратностями погоды, вредителями, засухой

Руководитель хора в церкви

«Ты послушай, как поют! Словно ангелы с небес спустились!» А я и слушаю. Льется с высоты, заполняя весь храм, Херувимская… Хор саратовского храма Покрова Божией Матери сегодня по праву считается одним из лучших в епархии. В конце прошлого года регентом хора стал Михаил Толчин.

Он как сейчас помнит свою первую службу в Покровском храме — это был праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

— За себя не боялся, но все-таки переживал: как хор меня примет? — вспоминает Михаил. За его плечами — высшее профессиональное музыкальное образование (дирижерско-хоровое отделение Саратовской консерватории), немалый и певческий, и регентский опыт. Петь в церковном хоре он начал еще в родном Новороссийске, в кафедральном соборе. Потом приехал в Саратов, поступил в консерваторию. Как сам признается, никогда не думал, что будет регентом — учился-то в светском заведении, видел себя руководителем большого хорового коллектива. Но вот что примечательно: в качестве дипломной работы Михаил выбрал произведение Римского-Корсакова «Сказ об Алексее, Божием человеке»… Параллельно учебе в консерватории развивалась и его православная певческо-регентская профессиональная биография. Пел в хоре храма во имя Серафима Саровского, через некоторое время его поставили там регентом. Потом перешел в храм Рождества Пресвятой Богородицы, затем пел в Архиерейском мужском хоре. После этого пригласили регентом хора в Покровский храм.

Если говорить точнее, то сегодня Михаил является регентом двух хоров храма: правый хор поет в дни церковных праздников, левый — в будни. Оба хора вместе — это 40 человек. В основном студенты областного училища искусств, консерватории, возраст достаточно молодой. Встречаются среди хористов и представители старшего поколения: как правило, это вокалисты из оперного театра. И неизвестно что сложнее: работать с молодежью, пока еще только получающей профессиональные азы, или со сформировавшимися профессионалами с устоявшейся манерой пения, тем более что концертное исполнение отличается от церковного.

— Переучиваться всегда сложнее, чем учиться, что называется, с чистого листа,— считает собеседник,— молодой ты или маститый, есть опыт или нет — хор должен петь как один человек. Вот именно такого звучания я и добиваюсь.

Я попросила Михаила конкретизировать, каким же всё-таки по его мнению должно быть в идеале пение церковного хора: по звуку, по динамике исполнения. Ведь общеизвестно, что традиция церковного пения разнится не только по городам, но даже по отдельным храмам. Где-то она ближе к концертно-академической, а, например, в Воронежской области мне довелось на литургии услышать непривычное для нашего слуха практически народное пение так называемым «белым» голосом.

— Для меня идеал церковного пения — это простота звучания,— говорит регент.— Песнопения недопустимо «украшать» вольной фразировкой, замедлениями темпа, излишней динамикой. Экспрессия, безусловно, должна присутствовать — но она должна быть внутренняя, сдержанная. Я от музыкантов хора требую исполнительской сосредоточенности и погруженности в музыкальный материал. Ну, а самое главное — я стараюсь добиться от хора молитвенности в песнопениях.

Сегодня даже не верится, что еще меньше года назад перед регентом Михаилом стояли отнюдь не задачи творческого плана. Потому что в первую очередь новому регенту пришлось привнести во вполне сформировавшийся хоровой коллектив свое видение дисциплины рабочего процесса. Его девиз: «Чтобы в хоре был порядок». Педантичный и пунктуальный сам, он не терпит недисциплинированности, необязательности. Музыканты — люди творческие, в рамки дисциплины их поставить трудно… Но уже через месяц после начала работы такое явление, как случаи опоздания на спевку, кануло в лету. Интересуюсь, что за репрессивные методы применялись — может, штрафы?

— Нет, до штрафов дело не дошло,— улыбается Михаил.— А вот предупреждения были. Оказалось, таких мер вполне достаточно. Но главное не это. Сейчас я вижу: людям интересно работать. Поначалу, помню, на спевке (а она должна длиться два часа) просили: а давайте без перерыва, в полтора часа управимся — и по домам быстрее! Ну, а теперь наоборот: просят — может, отдохнем, а потом еще позанимаемся. Никто домой пораньше уже не торопится.

Строг регент и в отношении внешнего вида своих подчиненных, неукоснительно добиваясь того, чтобы прекрасная половина хора приходила на работу только в юбках и с покрытой головой. Все разговоры новеньких хористок на тему «да нас и не видно, в чем мы там поем» Михаил прекращает на корню:

— Видно, не видно — суть-то не в этом. Я всегда в таких случаях говорю: в храм вы не ко мне приходите, а к Богу. Да и для прихожан вы уже «люди храма», так что будьте добры соответствовать! Как правило, второй раз к этой теме возвращаться не приходится. И знаете, я заметил: чем дольше человек в хоре, тем меньше в нем этой «светскости» становится. Он и внешне, и внутренне меняется. Многие приходят к вере, принимают крещение. Такие случаи есть и среди наших хористов.

Основа репертуара хора — русская церковная классика (Чесноков, Бортнянский, Калинников), монастырские напевы… Где достать ноты? Сегодня эта проблема не стоит так остро, как несколько лет назад. Регенты обмениваются музыкальной литературой между собой, с недавнего времени нотные сборники поступают на епархиальный склад. С благодарностью говорят саратовские регенты и о Владыке Лонгине, который заботится о пополнении нотных библиотек епархии.

— Я хорошо помню времена, когда такого количества и разнообразия репертуара церковной хоровой музыки просто не было,— рассказывает Михаил,— а значит, и у регентов было гораздо меньше возможностей. Ведь служба — это не просто круг определенных песнопений. Регент должен подобрать их так, чтобы они и друг к другу, и к характеру службы подходили. Праздничная литургия требует более торжественного музыкального оформления, постовая служба — аскетичности и углубленности тональных и гармонических средств выражения.

Может быть, для кого-то это окажется новостью, но музыку для церковных служб (не путать со светскими музыкальными произведениями на церковные сюжеты!) пишут и современные композиторы. Мне было интересно, как относится к современной церковной музыке собеседник. Оказалось, со своим «теоретическим» вопросом я опоздала: в практике регента Михаила Толчина уже есть опыт включения «Стихиры на освящение воды» нашего современника — московского композитора Печенкина — в крещенскую службу. Это произведение написано в традиционной манере, и вряд ли рядовые прихожане смогли выделить его из череды остальных. Те же, кто хорошо знает церковную музыку, это репертуарное приобретение хора оценили с самой положительной стороны. Если же говорить о веяниях современности в целом, то уверена: больше всего достижениям технического прогресса радуются именно регенты. Сегодня, когда есть компьютер и ксерокс, даже страшно вспомнить, как регенты прежних времен готовились к службе без этих незаменимых помощников. Ведь надо было не только переписать, но и размножить в достаточном количестве все нотные партии. Одна толстая папка с нотами — на пюпитре у регента, и еще как минимум по такой же папке нужно приготовить на хористов по партиям: бас, альт, тенор, сопрано… Как рассказал Михаил, к каждой службе сегодня он готовит как минимум девять комплектов, а для спевок их требуется еще больше.

Покровский храм — единственный, пожалуй, в Саратове, где хор поет не внизу, на клиросе, а на специальном высоком балконе на противоположной от алтаря стене — хорах. Такое местосторасположение невидимых прихожанам хористов только усиливает эффект поистине ангельского пения, льющегося с небес. Храмовая акустика творит чудеса: как рассказал Михаил, при пении на хорах «скрадываются» все исполнительские погрешности, звучание получается удивительно чистым и благородным. Кстати, именно по этой причине спевки на хорах проводить не рекомендуется, ведь во время рабочего процесса регент должен услышать и убрать все «грязные» ноты. О нотах: не сразу, но Михаилу удалось уйти от светской практики пения стихир, тропарей и ирмосов по нотам. Сегодня все хористы в Покровском знают церковные гласы наизусть.

Как я уже говорила, в хоре много студентов. Понятно, что, получив диплом, кто-то хор покидает. Становится ли это проблемой для регента?

— Да, поначалу это тормозило процесс, надо было спешно искать замену,— вспоминает Михаил.— Но сегодня такой проблемы, в общем-то, уже и нет. Бывшие студенты разъезжаются из Саратова, уходят в декрет, и это естественный процесс. Но их место недолго остается вакантным: претенденты на него сами к нам обращаются, и я уже выбираю — подходят они нам или нет. При этом для меня одинаково равны как профессиональные качества — хороший голос, умение читать хоровую партию с листа, так и человеческие — ответственность, коллективизм, доброжелательность.

Лето — пора каникул и отпусков, и церковные хоры не исключение. Что же делать, чтобы качество звучания хора не страдало? У регента Покровского храма всё под контролем: графики летних отпусков обязательно согласовываются заранее, а с 15 августа хор приступает к работе в полном составе: впереди ответственные службы в праздники Преображения и Успения.

…Хористы уже собрались на спевку, наш разговор с Михаилом пора было заканчивать. Напоследок я задала традиционный вопрос о профессиональных планах.

— В этом году хотелось бы выступить на концертной площадке,— поделился задуманным Михаил.— Еще полгода назад говорить об этом было бы преждевременно. Но сейчас, когда хор, по признанию специалистов, вышел на новый уровень исполнительства, очень бы хотелось показать широкому слушателю и наш коллектив, и красоту церковной музыки.

Руководитель церковного хора — просто это или…очень просто?!

Здравствуйте, мои дорогие подписчики, читатели, друзья, единомышленники и все, кто забрёл сейчас на страничку anfir70.ru.

Рада приветствовать вас на своём обучающем блоге по церковному пению для не имеющих музыкального образования и поговорить сегодня хочу вот о чём. Я являюсь руководителем церковного хора в Храме Успения Божией Матери села Атаманово и руковожу клиросом на приходе Святаго великомученика и исцелителя Пантелеимона, что находится по соседству в селе Безруково.

Мне данное «руководство» даётся очень просто. Я знаю устав, у меня отличные музыкальные данные, хорошее музыкальное образование(не просто музыкальное, а музыкально — духовное) и обширный опыт пения на клиросе различных приходов с певчими разного уровня. Это и многое другое позволяет мне удержать на плаву любой клирос в достойных параметрах на богослужении.

Руководитель церковного хора — просто ли это? Однозначно и не скажешь. С одной стороны, просто, а с другой… Хорошо, вот рассмотрим такую ситуацию:

К примеру вы регент, и регент хороший. Знаете гласы, песнопения, умеете задавать тон и задаёте в тоне со священником(диаконом), умеете показать любому певцу как спеть наглядно голосом, а не просто объяснить ему как это сделать. И приходит к вам в хор певчий или певчая, которая не подчиняется никаким вашим требованиям.

Поёт так, как научен(на), не подчиняется и своевольничает, оканчивает произведение раньше времени или вступает позже всех. Встречались вам такие? Если вы регент со стажем, то наверняка встречались. И что с ними делать? Выгнать? Ну это слишком просто.

Нет человека — нет проблемы. А что если попробовать эту проблему решить? Решить, начав заниматься, требовать то, что ты видишь и всё — таки расположить человека в свою пользу. А если этот певчий(ая) является твоим бывшим преподавателем, как тут быть? Преподавателя ведь не переучишь. Да и благоговение что ли, трепет перед наставником всё же присутствует.

У меня такое было, это был не мой непосредственный преподаватель, но когда я училась, он преподавал у моих же сокурсниц индивидуальные предметы. Вот с ним я никак не могла договориться, это было что то невообразимое. Видимо он со своей преподавательской высоты никак не хотел замечать меня, считая по прежнему неопытной студенткой.

И хотя со времени моего студенчества прошло несколько лет, его мнение так и не поменялось в отношении меня. Пели в хорах под моим руководством в разное время другие преподаватели, но они относились ко мне как к руководителю, выполняя все требования, которые я предъявляла как регент к певчим и как дирижёр к хору.

Руководить хором в церкви — это и просто и очень просто. Потому что главное знать и верить, что ты делаешь богоугодное дело и делаешь(во всяком случае стараешься очень) делать его правильно. И то, что какой — либо человек не подчиняется твоим требованиям, это беда самого человека, а не тебя как регента.

Я заметила одну вещь: чем профессиональне и опытнее певчий(он же преподаватель), тем меньше у него(её) опломба и гордыни. Такой певчий очень дисциплинирован, никогда не выпячивает свои профессиональные навыки напоказ, пытаясь обналичить перед всеми свою значимость и твою якобы никчёмность.

А те, кто вечно себя выставляют напоказ, любят встревать на репетициях(спевках), указывая тебе на что — либо и пытаясь поучать. И именно те, кто не достигли в музыке высот, но мнят себя очень высоко.

Случай с тем преподавателем так и остался не разрешённым у меня. Я уже не помню точно, как было. То ли я ушла(меня пригласили служить на другой приход), то ли он перестал ходить и я пела потом без него, но договориться мы так и не смогли тогда.

Одна из моих подписчиц как то написала мне на почту о такой же вот проблеме. О том, что певчие все чуть ли не с консерваторским образованием, а у неё что то минимальное(то ли регентские курсы, то ли регентское или музыкальное училище). Так вот эти певчие совершенно не подчинялись её требованиям, считая её ниже по уровню образования.

Я ответила ей следующее: ты всё равно умнее их уже только в том, что знаешь богослужебный устав, логику и смысл песнопения. И это совсем не то, как интерпретирует церковное песнопение светский музыкант. Ни один мирянин не добьётся у хора такого легато, синхронности и аккуратности в пении, такой ангельской чистоты в звучании, какой может достичь регент с молитвой в сердце и устах.

Я не имею здесь чистоту интонирования, хотя она имеет место быть. Я говорю о чистоте звучания души в звуке песнопения. Об этом я как то упоминала. Когда я молилась под интонационно — фальшивое, но чистое — молитвенное пение монахинь; и буквально»плевалась» под интонационно — чистый, но пронзительно — кричащий и спешащий звук профессиональных певчих — музыкантов.

Вернёмся к нашей подписчице, которая не может совладать со своими певчими музыкантами. Ещё я пожелала ей всё — таки быть твёрдой и отстаивать свою точку зрения. Не напором и руганью, но мягко и в то же время настойчиво, подкрепляя свои знания материалом из книг о пении церковном. Ведь если хор не уважает тебя как руководителя и как регента, то сложно управлять таким коллективом, так как они все будут игнорировать твоё руководство.

Ведь они всего лишь певчие и не смогут провести богослужение так как она. Предвижу ваш вопрос, о том, если певчий выучит устав. Да, хорошо, выучит он выучит, а дальше то что? Я знала несколько таких певчих, которые изучили устав самостоятельно, кое как запомнили гласы и вот теперь регентуют на приходах.

Печальное зрелище, я вам скажу. Ни один регент, у которого нет за плечами хотя бы регентских курсов, не устроил меня на своей должности по той простой причине, что как музыкант, он(она) может и добился(лась) каких либо успехов, но вот как регент…

У меня просто есть с чем сравнивать. Я пела под руководством регента — псаломщика, поступившей в духовное училище без муз.образования и окончившей его. И ещё я пела под руководством регентов — музыкантов — самоучек, схвативших верхушечные знания по церковному пению и уставу и совершенно небрежно проводящих богослужения.

Иногда доходило до смешного, она не могла задать толком тон к песнопению, но орала на хор так(кстати, по уровню пения был очень сильный хор), что хотелось убежать и закрыть глаза и уши. Ей, наверное, сложно было руководить хором и она всю свою немощь вымещала на певчих.

И в заключение своих размышлений скажу так. Руководить хором просто и очень просто одновременно. Человеческий фактор он и здесь присутствует. Но если ты любишь своё дело, ты будешь его знать и уметь делать. А если ты знаток и профессионал своей деятельности, то никаких вопросов у певчих в отношении тебя как регента не возникнет никогда.

И всё у тебя будет получаться просто и легко. А то, что не будет получаться, так на это просто никто не обратит внимание. Ведь остальные твои качества души просто затмят некоторые недочёты в музыкальном профессионализме.

С твоим мнением будут не просто считаться, у тебя будут спрашивать совета музыканты — профессионалы с консерваторским образованием, потому что ты не позволишь никому усомниться в твоём профессионализме как регента, как певчего, как музыканта и как человека, знающего и понимающего богослужебный устав и всю суть православного церковного богослужения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector