Музыкальный руководитель в детском саду это
Кто же такой музыкальный руководитель?
статья на тему
В чём заключается работа музыкального руководителя? Что должен уметь и какими навыками обладать музыкальный руководитель в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_zhe_takoy_muzykalnyy_rukovoditel.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.
Мы вместе с детьми мечтаем, фантазируем, уносимся в мир сказок, в мир музыки. Мы вводим маленького человека в этот мир, воспитываем у него на основе музыки добрые и высокие чувства.
Музыка — становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Слегка быть должен гениальным:
И режиссером, и артистом,
И виртуозным пианистом.
А что ещё? Незаурядным педагогом
Обязан быть наш музыкант.
Педагог-универсал. Не солидно? Кто сказал?
Двадцать стульчиков у стенки — это Ваш Колонный зал.
Тут и «барыня» и Бах, ликование и страх,
И движение, и слово и улыбка на губах!
Мир меняется вокруг музыкальных Ваших рук
Такт, другой, и на паркете расцветает летний луг.
За окошком холод лют, в детском садике уют,
Двадцать «птиц» танцуют польку, машут «крыльями», поют!
Двадцать преданных «пичуг»-это самый ближний круг
Добрых, нежных, как у мамы, терпеливых Ваших рук.
Смастерить костюм лисы, показать полёт осы,
Успокоить недовольных, вытирая им носы,
-Бездна нужных добрых дел! Это Ваших рук удел!
Дай им Бог Любви и Силы, чтобы мир не оскудел!
Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду? Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать. Играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.
Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей! Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души!
Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки. ”
Музыкальные занятия детей в детском саду — это вступление в необычный, удивительный мир музыки. И основная задача моей работы — приобщить ребёнка к этому прекрасному миру, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов, через движение, через театрализованную деятельность осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий, ведь работа музыкального руководителя – это постоянный поиск чего-то нового, интересного, познавательного, обучающего.
С современными детьми нельзя быть музыкальным руководителем «вчерашних знаний». Мир быстро идёт вперёд, и я стараюсь не отставать: интересуюсь всеми проблемами ребёнка, чтобы руководить процессом обучения дошкольников. В чем же счастье моей работы? Оно наступает тогда, когда я вижу, что мои ребята могут станцевать задорный танец, или спеть русскую песню, сыграть весело в оркестре или показать сказку. Я могу увидеть плоды своего труда! Энергия детства неисчерпаема и я стараюсь направлять её в нужное русло.
Музыкальный руководитель – это специалист, осуществляющий развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, формирование их эстетического вкуса, а также определяющий направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В своей профессиональной деятельности, музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное воспитание и эстетическое развитие воспитанников в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду;
- организует и проводит музыкальные занятия, детские праздники, литературно-музыкальные утренники, вечера досуга в соответствии с графиком;
- ведет индивидуальную работу с детьми, выявляет музыкально одаренных детей, проводит индивидуальную работу с ними в группе;
- участвует в организации спортивных досугов и развлечений;
- принимает участие в организации игровой деятельности детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические игры с пением, театрализованные игры, музыкально-ритмические игры;
- консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье;
- 2-3 раза в год проводит уровневую оценку музыкального развития каждого ребенка, используя диагностическую методику по своему выбору.
Музыкальный руководитель должен знать:
- основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»);
- возрастную педагогику, психологию, физиологию, анатомию;
- методики музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей дошкольного возраста;
- музыкальные произведения детского репертуара.
Музыкальный руководитель должен уметь:
- профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте;
- разрабатывать авторскую обоснованную программу музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- творчески использовать передовой опыт музыкального воспитания детей в соответствии с местными условиями; работать в экспериментальном режиме по внедрению новых программ;
- при необходимости активно участвовать в создании и преобразовании образовательной среды, разрабатывать и изготавливать необходимые пособия и дидактические игры, энергично подключая детей к этому процессу;
- применять психолого-педагогические методы и приемы формирования основ художественно-эстетической культуры детей, обрабатывать и анализировать накопленные материалы по музыкальному развитию каждого ребенка, организовывать проведение открытых занятий для своих коллег;
- использовать методы диагностики музыкального воспитания и развития детей, реализуя принципы индивидуального подхода.
К профессионально важным качествам музыкального руководителя относятся:
- творческое мышление;
- музыкальная и педагогическая одаренность;
- развитая моторика рук;
- развитые коммуникативные способности;
- высокая эмоциональная устойчивость — выдержка, самообладание;
- терпеливость, внимательность;
- большой объем оперативной и долговременной памяти;
- умение чувствовать и понимать стили, жанры музыки;
- педагогический такт.
Чем занимается музыкальный руководитель в детском саду
30.08.2016
Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать следующие:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и средствами музыкальной выразительности.
- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты.
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
- Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
- Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
Всё это помогает проявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу получается петь и танцевать, для этого требуется время.
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. На этом этапе своего жизненного пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности — учатся петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.
При систематическом слушании музыки у детей тренируется усидчивость, внимание.
В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, формируется умение правильно дышать, правильно пропевать звуки, слова, предложения, т.е. идет постоянная работа над дикцией. Большое внимание уделяется такому инструменту как голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем.
Дети учатся выразительно, ритмично, красиво танцевать, выражать в танце свои чувства и эмоции, приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Польза танцев, как физической активности, очевидна.
Мы так же работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус, любовь к классической музыке, расширяем кругозор детей. Мы видим в каждом ребенке способности, и помогаем развивать их в дальнейшем.
На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой, физиологическими и психологическими особенностями каждого возраста.
Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей, невосприимчивых к музыке, нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Поэтому хочется пожелать родителям, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми они тоже уделяли внимание музыкальному воспитанию.
Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель – это педагог, который отвечает за творческое, эстетическое развитие своих учеников через музыку. Чаще всего вакансия музыкального руководителя предполагает работу в детских садах, домах и дворцах культуры, хотя теоретически такой специалист может обучать и взрослых. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Краткое описание: кто такой музыкальный руководитель?
Музыкальный руководитель знакомит детей с увлекательным миром музыки, прививает им интерес и любовь к этому виду искусства, развивает их эмоциональный интеллект, способствует их раскрепощению. Под его руководством дети учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Это работа, с одной стороны, творческая, с другой – требующая наличия педагогического таланта.
Особенности профессии
Поскольку чаще всего музыкальные руководители работают с детьми, успешная реализация в этой профессии немыслима без любви к ним и умения общаться с ними. В детских садах такие специалисты нередко отвечают и за физическое развитие воспитанников, поскольку знакомят их с музыкой, помимо прочего, через танцы и гимнастику, подвижные игры. Основные обязанности музыкального руководителя сводятся к следующим:
- Грамотное и профессиональное исполнение музыкальных произведений.
- Доступное объяснение истории создания и смысла музыкальных произведений.
- Диагностика музыкальных способностей учащихся.
- Обучение исполнению музыкальных произведений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
- Проведение различных форм музыкальных занятий с целью обучения детей творчеству.
- Использование игровых приемов, проведение танцевальных уроков, разработка творческих заданий для повышения мотивации и интереса учащихся к предмету.
- Формирование у детей отношения к музыке как к культурной ценности.
Музыкальный руководитель должен уметь найти подход к каждому ребенку, особенно – к детям с проблемами в общении и самовыражении.
Плюсы и минусы профессии музыкальный руководитель
Плюсы
- Интересная творческая профессия.
- Продолжительный отпуск и полный соцпакет.
- Возможность видеть результаты своего труда, радоваться прогрессу детей вместе с ними.
Минусы
- Не очень высокая зарплата, особенно в государственных образовательных учреждениях.
- Большая ответственность за детей во время уроков.
- Необходимость заполнять большое количество документов.
- Необходимость общаться с родителями учащихся и разрешать спорные ситуации с ними.
Важные личные качества
Планировать обучение на музыкального руководителя и последующую работу в этой должности имеет смысл терпеливым людям, которые любят детей, способны быть предельно внимательными и сконцентрированными, не боятся необходимости искать подход к каждому ученику, отличаются хорошей памятью, способностью относиться ко всем подопечным беспристрастно. Также необходимы музыкальные и артистические способности. Не помешают и коммуникативные способности, в том числе, в общении с начальством и родителями воспитанников.
Обучение на музыкального руководителя
Обучение на музыкального руководителя в вузе не обязательно – достаточно среднего специального образования по направлению «Музыкальное образование» (код 53.02.01). Набор проводится на основании среднего балла аттестата, однако дополнительно придется сдать вступительные экзамены на базе колледжа: сольфеджио и исполнение индивидуальной программы. Обучение длится от трех до пяти лет в зависимости от формы посещения занятий, а также от времени поступления в ссуз (после 9-го или 11-го класса).
Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду
Инна Михайловна Козлова
Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду
Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность,которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музыкальный руководитель нужен в основном для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.
Наверное многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь,что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителясложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т. д.
Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическое, оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.
Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т. д.,появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.
По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т. д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?
Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя.Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.
Посмотрите на наших музыкальных руководителей!
Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.
Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т. д.
Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.
Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т. д.
Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо» учреждения.
Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.
Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.
Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.
Это они… да всего не перечислить.
Итак,резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.
Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.
Что же делать? Может быть можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность).
Если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.
Какие? Вот, пожалуй,несколько таких требований:
— уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);
— создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);
— не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;
— оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);
И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.
Берегите музыкального руководителя!
Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!
А. И. Буренина, заведующая кафедрой
дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО
Консультация «Музыкальный руководитель XXI века» Музыкальный руководитель XXI века Кто он, музыкальный руководитель XXI века! Какими качествами личности, профессиональными компетенциями.
Летний музыкальный уголок в детском саду «Веселые звуки» Летний музыкальный уголок в детском саду — «Веселые звуки»В этом году в детском садус цельюразнообразить музыкальную жизнь детей в летний.
Эссе «Музыкальный руководитель: Что это за профессия?» Музыкальный руководитель: Что это за профессия? Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора,.
Музыкальный уголок в детском саду Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств.
Музыкальный уголок в детском саду Музыкальное экспериментирование с различными инструментами всегда привлекает внимание, при чем не только детей. Воспитатели нашего сада.
Педагогическое эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель» Педагогическое эссе «Я педагог» Муниципальное Бюджетное дошкольное Образовательное Учреждение «Чуваштимяшский детский сад «Колосок» Педагогическое.
Эссе «Призвание — музыкальный руководитель» Чудесная профессия Улыбнулась мне в жизни удача. Благодарна за это судьбе. Знаю я: не могло быть иначе В этом мире, на этой земле..
Создание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС до тандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций развития личности, когда содержание образования выступает.
Песня «Музыкальный руководитель — это я!» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мою новую авторскую песню «Музыкальный руководитель — это я!» муз. Анатолий Лепин»Музыкальный.
Эссе «Музыкальный руководитель! Какая удивительная профессия!» «Если в самом нежном возрасте, когда человек так восприимчив ко всему прекрасному разбудить в нем художника, развить слух и дать необходимые.