Start-365.ru

Работа и Занятость
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арт директор клуба

Арт директор

С усложнением экономических и производственных процессов, происходит расширение рынка труда и появление новых современных и необходимых в соответствии с тенденциями времени профессий. Одной из них является должность арт-директора, характеризующаяся креативным подходом, разносторонностью функций и непременной востребованностью в сопровождении бизнес-процессов.

Арт-директор – это художественный руководитель, занимающийся вместе с командой разработкой и осуществлением различных творческих проектов в таких областях, как индустрия развлечений и отдыха, заведения красоты и здоровья, сегмент общественного питания, издательский бизнес, дизайн, рекламное дело и некоторые другие.

Актуальность и современность профессии

В нашей стране подобная профессия стала появляться только с начала 2000-х годов, и сперва круг обязанностей арт-директора оставался размытым – все зависело от конкретной компании и сферы деятельности.

Спорным вопросом было и наличие у сотрудника художественного образования. В настоящее время перечень предъявляемых к руководителю требований более-менее определен и достаточно обширен.

Популярность данной профессии с годами становится только выше, особенно в странах с развитой конкурентоспособной экономикой. Предприятия охотно берут к себе в штат такого сотрудника, предоставляя ему все условия для деятельности в целях повышения прибыльности производства в целом.

Основные функции, которые выполняет арт-директор

Вкратце можно сказать, что основная функция арт-директора – генерация творческих идей и их последующая реализация. В своей работе руководитель также осуществляет технологическую, управленческую, маркетинговую функции.

Арт-директор занимается анализом рекламного рынка выпускаемой продукции или услуги для того, чтобы выяснить, какая стратегия оптимизации продаж необходима конкретной компании. Он принимает непосредственное участие в разработке творческих идей, составляет план организации мероприятий и рекламных акций, контролирует ход выполнения художественных проектов, оформляет необходимую отчетную документацию.

Специалист обязательно должен хорошо знать продукт или услугу, предоставляемые организацией, для того, чтобы сделать его привлекательным для клиентов, с выгодной стороны показать их достоинства.

В целях контроля над проектированием концепции фирмы и ее последующей реализации, арт-директору приходится координировать работу творческого коллектива. В подчинении у него могут находиться дизайнеры, копирайтеры, фотографы, проектировщики, промоутеры и другие творческие профессии. Если фирма небольшая, то практически все эти функции арт-директору приходится выполнять самому.

Должностные обязанности

Полный круг обязанностей арт-директора зависит от сферы деятельности и особенностей компании, в которой он трудится.

В целом, можно обозначить данный перечень следующим образом:

  • разработка и создание концепции художественного или рекламного проекта, продукта, услуги;
  • подбор творческой команды для осуществления проекта и планирование работы художественного или рекламного отдела;
  • анализ результатов проведенных проектов, ведение внутреннего документооборота в соответствии с установленной формой отчетности;
  • взаимодействие с организациями-исполнителями творческих концепций (рекламными компаниями, печатными изданиями и др.);
  • согласование с заказчиками основных целей презентаций и мероприятий;
  • поиск подрядчиков и исполнителей проектов, а также подписание договоров с ними;
  • определение количества и стоимости ресурсов при осуществлении проектов, составление сметы;
  • ответственность за используемые денежные средства и материальную базу при оформлении и проведении художественных и рекламных компаний;
  • сопровождение творческих проектов и контроль за ними;
  • разработка сценариев различных программ, презентаций, рекламных акций и художественных мероприятий, а также их организация и координация деятельности различных производственных отделов при их осуществлении;
  • быстрое реагирование на всевозможные изменения, отклонения, сбои в реализации творческих проектов и умение максимально исправить ситуацию;
  • повышение эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлечения рекламных и художественных средств;
  • участие в разработке рекламных средств, ответственность за визуальное и вербальное восприятие рекламного продукта;
  • обеспечение эффективности проводимых мероприятий исходя из потребительских запросов;
  • работа с претензиями и пожеланиями клиентов, доброжелательное разрешение конфликтных ситуаций;
  • внесение предложений руководству по оптимизации деятельности предприятия, увеличению прибыльности и улучшению качества предоставляемых услуг;
  • наблюдение за динамикой потребностей потребителей, обеспечение конкурентоспособности продукта или услуги.

Именно арт-директор решает, какими способами лучше привлечь максимальное количество гостей на мероприятия или посетителей в развлекательные заведения (например, в салон красоты). От него зависит организация различных проектов, которые будут привлекать клиентов, исходя из основной концепции заведения.

Особенности работы в различных учреждениях

Арт-директор ночного клуба и других развлекательных заведений выполняет, прежде всего, административные функции. Он организовывает концерты, вечеринки, подбирает соответствующий репертуар в целях продвижения своего заведения, то есть, по сути, берет на себя режиссерские функции.

Руководитель непосредственно занимается разработкой концепции мероприятий и при этом взаимодействует с подрядчиками и исполнителями. В его ведении находится позиционирование заведения, привлечение новых клиентов, контроль за проведением развлекательных мероприятий.

В салоне красоты арт-директор осуществляет, в основном, работу с клиентами в целях повышения привлекательности заведения, а также решает управленческие задачи, связанные с взаимодействием сотрудников по поводу рекламных компаний. Его деятельность, прежде всего, отвечает целям повышения числа постоянных клиентов и, соответственно, дохода заведения. При этом специалист должен превосходно ориентироваться в услугах и продуктах, предоставляемых салоном.

Обязанности арт-директора кафе или ресторана заключаются в разработке креативной концепции и активном продвижении заведения, а также осуществлении координаций действий PR-менеджера, дизайнера и др. специалистов по рекламе заведения. Арт-директору следует позаботиться о красивой визуальной подаче символики заведения, эффективном рекламном слогане, который всегда должен быть «на слуху» у потенциальных клиентов. Специалист обязательно должен представить с выгодной стороны «изюминки» заведения, сервис, фирменное меню.

В рекламном агентстве или издательском бизнесе арт-директор руководит художественным отделом, а также подбирает творческую команду исполнителей. Специалист разрабатывает рекламную концепцию, в рамках которой работает творческий коллектив. Он анализирует рынок, отслеживает ведущие тренды, вносит на рассмотрение руководства свежие идеи и предложения рекламного характера, помогает специалистам готовить технические задания, а также составляет отчеты по результатам проектов.

Арт-директор полностью отвечает за качество предоставляемых идей, визуальную концепцию бренда и рекламное позиционирование товарного знака.

Об особенностях работы арт директора в ночном клубе рассказано в следующем видеосюжете:

Требования, которые предъявляются к претенденту на данную должность

Специально ей не учат в учебных заведениях, поскольку руководитель часто совмещает в своей работе знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения других специальностей. В данном случае огромную роль играет опыт, наличие у художественного руководителя успешных осуществленных проектов, собственного портфолио.

Как правило, в прошлом, этот человек состоялся в одной из творческих профессий – художника, дизайнера, ведущего, музыканта. В результате успешного освоения настоящей должности, перед арт-директором открывается перспектива стать директором развлекательного заведения.

Для того, чтобы освоить данную профессию, арт-директор должен соответствовать ряду требований:

  • иметь высшее образование (желательно в одном из художественных направлений), а также опыт работы от 2-х лет в рекламной или дизайнерской сфере с наличием портфолио и рекомендациями с предыдущих мест работы;
  • знать основы компьютерной грамотности, основные графические программы, правила работы с офисной оргтехникой;
  • обладать знанием английского языка;
  • иметь основы экономических, математических и статистических знаний, менеджмента, маркетинга;
  • знать основы налогового, трудового законодательства, порядок заключения и исполнения договоров;
  • иметь представления об основах бухгалтерского учета, делопроизводства и документооборота;
  • знать правила охраны труда, правила и нормы техники безопасности, производственные санитарные и гигиенические условия;
  • представлять динамику потребительских предпочтений, владеть методами и приемами связей с общественностью, психологическими знаниями;
  • знать систему организации развлечений и их влияние на потребителя, правила и технику проведения арт-мероприятий, рекламных компаний и презентаций;
  • иметь знания в области дизайна, искусства, моды, чувство вкуса;
  • владеть навыками делового общения, техники ведения переговоров, культуры речи, этики и этикета;
  • обладать такими качествами, как креативность, настойчивость, работоспособность, тактичность, организованность, коммуникабельность, ответственность, целеустремленность;
  • пол и возраст претендента специально не оговариваются;
  • на собеседовании возможно выполнение тестового творческого задания.

Арт-директор – это, прежде всего, креативный специалист и эффективный менеджер. Какой бы продукт или услугу не производила компания (развлекательное шоу, художественное произведение, модный журнал, косметическое средство и т.д.), данный специалист заботится о том, чтобы художественная концепция проекта находила отклик в симпатиях потребителя, реклама приносила успех, а дизайн вызывал положительные эмоции.

Тому, как стать профессионалом в данной должности, посвящена следующая видео лекция:

Арт-директор ночного клуба: Кому и зачем он нужен?

Все понимают, что сейчас АРТ-ДИРЕКТОР, как и DJ потеряли свою силу в том смысле, в котором это было раньше. По этому поводу на некоторых порталах вышла моя статья, описывающая и рассказывающая. читайте и думайте.

и специально для PROMO DJ полный текст тут..

Сейчас, когда каждое кафе с барной стойкой и висящим стробоскопом позиционирует себя как ночной клуб, профессия арт-директора медленно, но верно обесценивается. А те люди, которые занимают эту высокую и ответственную должность, считают, что не должны заниматься ничем кроме как организацией ночной программы клуба, поиском промо-групп и дешевых диджеев. На самом же деле, профессия арт-директора — это не совсем то, во что превращается это нелегкое занятие сейчас. Конечно, компетенция у арт-директора может быть самой разной в зависимости от уровня и масштаба заведения. Однако в подавляющем большинстве случаев владелец хочет видеть в арт-директоре не только и не столько человека, который сможет спланировать шоу-программу, но и крепкого хозяйственника, который поможет наладить работу клуба таким образом, чтобы он приносил максимальную прибыль. В сегодняшнем материале ClubConcept мы рассмотрим, какие функции должен выполнять арт-директор ночного клуба.

Организация работы персонала. Ночной клуб — обычно довольно большая и затейливая структура, состоящая из официантов, фейс-контроля, менеджеров, барменов, шоуменов и прочих работников ночного фронта. Десятки, а то и сотни человек непрерывно находятся в рабочем процессе, и именно от их работы во многом будет зависеть то, насколько популярным будет клуб. Зачастую вопросы субординации внутри персонала клуба становятся самыми сложными и самыми насущными. Кто над кем стоит? Кто главнее? Кто кому подчиняется? Все это напрямую зависит от того, насколько грамотно арт-директор построит работу клуба. Если проводить сравнения, то клуб – это большой электронный механизм, а арт-директор в нем является батарейкой.

Читать еще:  Руководитель отдела мерчандайзинга

Арт-директор также должен следить за тем, чтобы каждый сотрудник занимался своим делом и не вмешивался в дела других работников. Официантам, барменам, менеджеру, администратору должно быть абсолютно все равно, какая вечеринка проходит в клубе, каким образом она рекламируется и какие фишки придуманы для конкретной вечеринки. Об этом должны судить не они, а гости, пришедшие в клуб. Работа же самого персонала никак не должна меняться в зависимости от того, отмечается ли в этот день в клубе выпускной или приехал Пол Маккартни.

Мотивация персонала. В первую очередь именно арт-директор должен создать из работающего в клубе персонала семью. Каждый член клуба должен быть заинтересован в работе заведения, причем не просто в работе, а в успешной работе. Каждый член персонала должен переживать за клуб, в котором работает. Все, начиная от официантов и заканчивая администратором и менеджерами, должны быть влюблены в клуб настолько, чтобы не смотреть на часы, считая минуты до окончания рабочей смены. В индустрии развлечений практически невозможно построить успешный бизнес, пока у сотрудников нет достаточной мотивации. Видя злых и уставших барменов, посетитель вряд ли захочет пропустить лишний коктейль.

Контроль работы менеджеров. Непосредственно качеством работы официантов и барменов должны заниматься менеджеры клуба. Арт-директор, всего лишь, должен быть уверен, в их способности работать, поскольку это просто необходимо клубу. Естественно, арт-директор должен замечать все, что не доделано до конца. Менеджеры — это зачастую люди, которые мало что понимают в работе клуба. Обычно самыми простыми в управлении становятся менеджеры, которые уже много лет работают в клубе. Если у арт-директора такой менеджер, ему повезло, и он может вздохнуть свободно и заняться более важными делами.

Контроль работы охраны. Охрана — это первые люди, которые встречают гостя на входе, хотя бы поэтому трудно преувеличить их роль в формировании правильного впечатления о клубе у гостей. Именно арт-директор должен подмечать все нюансы работы охранника. Вежливость, манеру поведения, отсутствие панибратства с клиентом. По сути никто кроме арт-директора этого делать не будет, но все претензии по работе охраны будут высказывать именно ему. Именно арт-директор должен установить правила работы охраны, естественно, согласовав их с их руководством, чтобы потом не было недоразумений. Именно к нему должен обращаться начальник охраны со спорными вопросами. Менеджеры и администратор просто не располагают временем для решения этих проблем, у них и так хватает забот по организации работы официантов и барменов.

А вот в работу фейс-контроля хороший арт-директор вмешиваться не имеет права. Даже если у входа мерзнут его лучшие друзья, последнее слово всегда должно оставаться не за ним, а за фейс-контролем, который и определит, кому стоит пройти в клуб, а кому нет. Арт-директор, заинтересованный в правильной работе своего клуба и стремящийся, чтобы его заведение рассматривали серьезно, не должен лезть в работу фейс-контроля. Как бы это ни было обидно знакомым гостям, как бы это ни портило добрые отношения с ними, пользоваться служебным положением в данном случае табу. Фейс-контроль все решит сам. Иначе, зачем он стоит на входе?

Одним словом, арт-директор должен следить за работой каждого в клубе и подмечать то, что ими упущено. И поверьте, даже если вы тысячу раз за ночь обратитесь к менеджеру с просьбой чаще менять пепельницы, она все равно будет грязная, и вам нужно будет тысячу раз одернуть официанта, чтобы он ее поменял. Это правда жизни, и никуда от нее не деться. Кроме вас до этого никому нет дела, но клиенты запомнят именно грязную пепельницу, а не то эксклюзивное феерическое шоу, которые вы притащили с другого континента для выступления в клубе.

Раскрутка клуба. Арт-директор не должен кидаться из стороны в сторону, выискивая выгодные приемы для раскрутки и рекламы заведения. Это скорее работа PR-менеджера. Арт-директор же должен с самого начала определить детальный курс работы клуба, его концепцию. Что это будет за место? Кто в нем будет отдыхать? При каких условиях и в каких разговорах и у каких людей будет всплывать имя вашего клуба? Как и где вы будете рекламировать ваше заведение? Какая музыка будет играть в вашем заведении и будет ли она вообще? Кому из клиентов можно будет предоставить небольшую скидку? Какого ди-джея поставить в какое время? Это вопросы напрямую зависят от вас, и никто не сможет решить их правильно, если вы этим не займетесь.

Также всегда стоит помнить, что любое заведение — это, в первую очередь, коммерческое предприятие. Арт-директор обязан понимать настоящее финансовое положение дел в том месте, которое он курирует, и планировать вечеринки исходя из реальных возможностей клуба. Очень часто бывает так, что арт-директора просят у владельца баснословные суммы на организацию больших вечеринок, обещая, что затраты окупятся в дальнейшем. Здесь уже владельцу стоит напрячься. На самом деле никто, даже самые умудренные опытом профессионалы, никогда не могут гарантировать, что все пройдет хорошо. Долгосрочные инвестиции и вовсе трудно посчитать. А все-таки первая и самая важная задача арт-директора, как уже говорилось в начале этой статьи — повысить прибыль заведения.

Что делает арт-директор?

В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, бывшие арт-директора столичных клубов рассказывают о том, в чем, собственно, заключалась их работа.

«Любое развлекательное мероприятие — абсолютно непредсказуемое явление, случайный генератор надежд и ожиданий гостей и артистов, их настроений, погодных условий, различных технических нюансов, спонсорских и агентских желаний, качества и стойкости декораций, скорости барменов, любезности охраны, перечислять можно до бесконечности. Для того чтобы этот сложный и непредсказуемый организм функционировал и принимал правильные формы — нужен арт-директор. Человек, в голове которого есть план мероприятия: от изначальной задумки до финального конца, который он контролирует и корректирует на каждом этапе, учитывая все нюансы и создавая максимально комфортные условия для гостей в силу своего вкуса, возможностей, амбиций, сил, стрессоустойчивости, а самое главное — профессионализма.

Если бы пару лет назад мне сказали, что в роли арт-директора я буду строить индейские типи и лабиринты, руководить хором и бурлеск кабаре, программировать бегущие строки, вешать всю ночь новогодний дождик, красить сценические конструкции, выводить невменяемых и агрессивных людей c площадки, одевать барменов и официантов, продавать и бесконечно переставлять мебель, придумывать сладкую вату из водки, руководить световиками, составлять графики монтажей/демонтажей с самыми невообразимыми временными рамками, убеждать спонсоров дать денег на неизвестных им артистов и самые безумные проекты, искать иностранных музыкантов за четыре дня до мероприятия, танцевать на столах и прыгать по диванам с Каролин Полачек из Chairlift, слушать в гримерке концерт для трех человек от Арчи Маршалла, он же King Krule, выбирать вино в «Азбуке вкуса» с Р. Стиви Муром, смотреть на звезды в московском планетарии с Ариель Пинком, пить водку всю ночь c Джеймсом Ферраро и дегустировать соленые огурцы на кухне с Дином Блантом, то, наверное, я бы снова не задумываясь согласилась, потому что, несмотря на все безумие и непредсказуемость, это чертовски весело и интересно, хотя каждый раз я говорю себе — это был последний».

«У арт-директора много менеджерских обязанностей, одна из них — это проводить время с музыкантами. У меня много таких историй, расскажу несколько. Например, на вечеринку «Capital Bass» приезжал Лил Силва, парень 19-летний из Лондона. Фстеп, промоутер «Capital Bass», попросил меня посадить этого музыканта в такси. Но после вечеринки парень не хотел ехать в отель, хотел дальше тусить. Я был с моими друзьями, и мы пошли в Plunk, я даже не помню, почему именно туда. Был октябрь, но уже выпал адский снег. И мы идем по сугробам огромным, Лил Силва вообще офигевает, приходим в Plunk, там странная вечеринка какая-то драм-н-бейса, еще мы встречаем наших друзей из «Солянки», и начинается жесткий бухач. А Лил Силва говорит, что он хочет найти себе какую-нибудь подругу. Я начинаю ходить по клубу и спрашивать у каждой, не хочет ли она познакомиться с диджеем, который только что отыграл сет в «Солянке». И в итоге я нахожу какую-то казашку. Все мы идем потом ко мне домой, с этой девушкой тоже. Куча людей. В какой-то момент Лил Силва вырубается на пуфике, а мы все пьем и пьем, но где-то глубоко внутри понимаем, что надо его уже везти в аэропорт. Мы заказываем такси, едем и попадаем в адскую пробку. Фстеп уже звонит в панике. Мы очень пьяны, но едем. Доезжаем до аэропорта Домодедово, но из-за пробки опаздываем. А следующий рейс только из аэропорта Внуково, и мы пьяные едем потом туда. Это было очень тяжело.

Читать еще:  Адрес архитектурно строительного университета

Еще недавно, в феврале, приезжал диджей Ассолт. Он уже отыграл, заметил девушку какую-то в толпе, подошел к ней и протянул сложенную купюру в 5000 рублей, а в ней презерватив. Видимо, у них так в Атланте все делают — деньги протягивают просто, и все. Девушка пошла с ним в гримерку, но он сидел и молчал там. Девушка уехала домой потом. А на следующий день Ассолт сказал, что хочет поехать в мужской клуб. Но мои коллеги были очень уставшими и сказали, что не поедут с ним. Тогда Ассолт нашел в отеле какую-то брошюрку, заказал себе такси и один поехал в какой-то мужской клуб. Один!

Еще очень интересны бытовые райдеры групп. Иногда такое просят! Вот, например, RL Grime, совсем еще юный музыкант, ему лет двадцать, кажется, просил поле для гольфа, Xbox в гримерке и фильм «День независимости» на DVD. Или Egyptian Hip Hop, они просили какое-то вегетарианское пиво, не знаю даже, что это такое. Но самое классное — это райдер «Коррозии металла», просили стриптизерш или «бухую герлу». Вот небольшой кусок из их райдера (орфография сохранена): «Гостиница (простейшие номера с душем) или квартира трешка (6муз+ тех чел ) на 7 рыл, сразу с поезда или с транспорта, + транспорт по городу. Если в домик не менее 2 отдельных комнаты + холл и кухня. Если мы приезжаем на пол дня, можно один большой гостиничный номер или квартира на несколько часов + ОДИН хозяин. С возможностью приготовления еды. Для этого надо мобилизовать хозяйственную герлу, она должна частично заранее приготовить все ингредиенты (химическая еда по типу ДОШЕРАК непреемлема). Если мы едим в следующий город, желательно подрыватца сразу после концерта и фуршета с местной тусовкой».

«Арт-директор преимущественно составляет программу клуба — причем в российских условиях, когда клуб не может работать только как концертная площадка, арт-директорство помимо концертов и дискотек включает в себя и программинг кучи немузыкальных событий: ярмарки, аукционы, детские игротеки, мастер-классы поваров, лекции и еще кучу всего, что может привести в клуб самый разный народ, — и, конечно, корпоративы и заказники, без которых в Москве не может выжить ни одно место. Помимо этого, арт-директор отвечает за то, чтобы этот самый народ действительно дошел до клуба, — то есть контролирует пиар-активность вокруг всех событий. Остальная часть работы сугубо техническая (впрочем, именно она и занимает все свободное время): обсудить технический райдер, назначить саундчек, разбудить звукорежиссера (который на выходных работает практически круглосуточно), заказать дизайн афиш, ответить на сотню писем в день, посчитать билеты и гонорары артистов, накормить артистов, поздравить артистов или дать им плакательную жилетку и объяснить, почему на их концерт пришли две случайные калеки. Фактически арт-директор клуба — это такой профессиональный handshaker, который помогает артистам сделать их концерт от начала до конца, который понимает, как будет звучать и выглядеть их творчество в конкретном месте. Плюс пиарщик, плюс бухгалтер, плюс мистер «можно-водичку-на-сцену» и капитан «нам-очень-нужен-ксилосинт-без-него-не-состоится-концерт», а также фюрер «в-москве-нет-ксилосинтов-вот-рваный-баян».

Вероятно, главный вопрос, который беспокоит общественность, — слушают ли арт-директора присылаемые демозаписи? Лично я исправно слушал всю музыку, которую мне присылали, и со спокойным сердцем давал группам дни под их концерт на основании таких писем. Правда, ни разу не открывал приложенные MP3-файлы и не открывал ни одного оставленного мне CD — подобная корреспонденция сразу дает понять о легкой неадекватности артиста, а сотрудничать с таковыми не хочется. Но если артист присылает имейлом ссылку хоть телефонное видео последнего концерта, и это видео сообщает о том, что вечер в клубе сложится хорошо, — то почему бы ему не дать дату? С другой стороны, если артистом занимается адекватный менеджер, продвигающий артиста, и если этот артист по жанру музыки и публике соотносится с политикой клуба, то такой менеджер, с большой долей вероятности, может не отлавливать арт-директора на рабочем месте, а дожидаться входящего звонка с предложением — все адекватные артисты на виду, в Москве уж точно. Для бесталанного артиста арт-директор — это «жаба на трубе»; для регулярного посетителя клуба — это «санитар леса», а на самом деле мы просто хотим максимально интересно и разнообразно наполнить расписание клуба яркими событиями. Вот и все. Артистам, особенно начинающим, просто стоит уметь работать в самых разных условиях и уметь привлекать свою аудиторию — это всяко полезно, и в случае гастролей по России, и на фестивалях, и в европейских залах. Зритель приходит в клуб не за кристально чистым звуком — его можно и на альбоме послушать, — зритель приходит ради шоу, ради сценической харизмы артиста. А хорошее шоу сложно испортить плохим звуком, погодой за окном или недосоленным борщом.

Но бывают разные истории. Например, официанты «Мастерской» поколениями из уст в уста передают историю, как группа «Сегодня ночью» напилась до такого состояния, что исполнили четыре песни, после чего концерт превратился в запинающийся конферанс в духе «кому не нравится, могут уходить» — к слову, с тех пор Никита Козлов сменил состав, и теперь они работают очень качественно, на минералочке. Самые забавные истории наверняка всегда связаны с ментами — нас, например, один раз накрыли по ошибке. После беспорядков в Бирюлево московские правоохранители стали искать гастарбайтеров по Москве и среди прочих накрыли наших соседей, реконструирующих магазин «Детский мир». По каким-то причинам они на удачу зашли в «Мастерскую», где как раз в этот день проходил концерт датской мод-группы The Movement: гастарбайтеров на нем, разумеется, не было, но полторы сотни приятных джентльменов с татуировками A.C.A.B. показались правоохранителям подозрительными, и они изрядно задержали концерт. После долгих уговоров (это, кстати, тоже входит в обязанности арт-директора) доблестные служители правопорядка позволили его проведение, но с условием присутствия их представителей в «штатском» — эти самые представители в серых «гражданских» фуфайках, конечно, сильно выделялись на фоне ликующих молодчиков в подтяжках, но уже, скорее, веселили их и концерту не мешали. В общем, все закончилось хорошо — как и для гастарбайтеров, которых утренними «икарусами» свезли обратно к месту профессиональной дислокации».

«Многие считают, что арт-директор клуба — это работа мечты, связанная с исключительно приятным и расслабленным времяпрепровождением, свободным графиком и легкими обязанностями. На самом деле это совсем не так. Я с начала нулевых работал как независимый промоутер, потом занимался пиаром в клубах «Апельсин» и «Икра». Поэтому к началу своего арт-директорства считал, что понимаю про клубы все, знаю всю инфраструктуру изнутри, а работа в небольшом China-Town-Café после более крупных площадок не составит для меня особого труда. Это может показаться парадоксом, но работа в маленьком клубе — намного более стрессовый и энергозатратный процесс. И вот почему: в большом клубе больше штат и больше сотрудников. За работу с прессой там отвечает пресс-атташе, за подготовку пресс-релизов — копирайтер, за пребывание музыкантов на площадке и бытовой райдер — концертный администратор. И так далее. В маленьком клубе почти всеми этими вопросами так или иначе должен заниматься арт-директор.

Конкретно в China-Town-Café мы с моей напарницей (сначала Викой Косаревой, а потом Аней Гавриловой) делили концертную сетку примерно пополам, и каждый отвечал за свои мероприятия. В итоге обязанности у каждого были приблизительно такими: формирование концертного расписания с ценами на билеты (здесь надо уточнить, что в клубе в неделю было 9 мероприятий, без этого его экономика не складывалась: по понедельникам и вторникам — интеллектуальные игры, со среды по воскресенье включительно — концерты, по пятницам и субботам — ночные вечеринки); промоподдержка — написание и редактирование пресс-релизов с последующим размещением на сайте клуба, анонсы в СМИ, социальных сетях и аккредитация; составление технического задания для дизайнера по интернет-баннерам и афишам; согласование технических райдеров со звукорежиссером; частичное администрирование концертов и еще тысяча всяких мелочей.

Мой рабочий день выглядел так: утром работа из дома, к окончанию саундчека к 19–20 часам — в клуб, после концерта — снова домой, к компьютеру, и снова работа до глубокой ночи. В какой-то момент я взял за правило включать мобильный телефон после 15 часов дня — музыканты, желающие выступить в клубе, особенно незнакомые, не утруждают себя никакими нормами приличия и могут звонить как в 7 утра, так и в 2 часа ночи. Поэтому утром надо было избавить себя от разрывающегося мобильного телефона, чтобы спокойно посидеть за монитором, разгрести всю почту и написать важные рабочие письма. Музыканты — люди крайне забывчивые, поэтому у меня было обязательное правило: все договоренности резюмировать в переписке. Вообще, работа арт-директора — она не про чистое искусство (хотя культуртрегерская составляющая для меня очень важна, без любви к музыке это не имеет никакого смысла), она в большей степени про цифры. За нужными клубу и востребованными музыкантами нужно буквально гоняться, конкуренция среди площадок очень велика, а с директорами групп обязательно нужно торговаться, потому что они почти всегда выставляют сильно завышенные гонорары. Небольшие площадки почти ничего не зарабатывают с билетов, весь доход идет с барно-ресторанной выручки, 60–70% которой делается именно на мероприятиях. От этих цифр в конечном счете и зависит успех клуба, с ними нужно работать.

Читать еще:  Руководитель креативного отдела

В приличный клуб нужно привлекать приличную аудиторию, никакому пристойному заведению не нужна агрессивная публика и отъявленные маргиналы, которые выпьют чайник чая на пятерых в течение концерта, а потом украдут с подоконников свечи вместе с подсвечниками или разрисуют граффити все заведение, начиная от туалета и заканчивая барной стойкой. Увы, такие прецеденты были неоднократно. Нужно следить и за музыкантами — они постоянно забывают вывесить анонс концерта к себе в группу «ВКонтакте» и разослать приглашения, опаздывают на саундчеки, а еще могут внезапно решить сделать из своего выступления незабываемое шоу с файерами и пиротехникой. В клубах такие вещи в принципе не возможны. Так что нужно быть всегда начеку и быть готовым задушить их очередной прекрасный порыв в зародыше.

Отдельная история — это общение с владельцами заведения. Как правило, их основной бизнес к площадке не имеет никакого отношения, поэтому погружаться в клубно-ресторанную тему и ее актуальные тренды они не имеют никакой возможности. А значит, практически еженедельно арт-директору приходится вооружаться цифрами, апеллировать к резонансу и рейтингам и доказывать правильность выбранной репертуарной политики.

При такой плотности событий и объемах работа превращается в калейдоскоп очень быстро сменяющихся картинок. Так что особых историй, связанных с ней, у меня нет. Чего уж там греха таить — после концертов случались посиделки с друзьями-музыкантами до 7 утра, но позволить себе вести насыщенную рок-н-ролльную жизнь я не мог. Но тем не менее истории случались: с The National за три дня мы посетили кучу питейных заведений, а потом в их гостиничном номере целый вечер играли в игру, которую музыканты назвали «smert-ushanka»: разделились на две команды и кидали на точность бумажки в купленную на Арбате шапку. Меланхолики-построкеры Peace Burial at Sea оказались большими поклонниками футбола и играли с командой «Апельсина» во дворе по соседству от клуба, а на следующий день ходили на «Гражданскую оборону» и очень прониклись. А вообще, всем рекомендую книгу своего коллеги Григория Гольденцвайга «Клуб, которого не было» про «Икру» — это самое лучшее описание будней арт-директора».

Арт-директор: кто это, и как им стать?

Арт-директор – менеджер творческой отрасли, руководящий командой специалистов для создания креативных проектов. Область деятельности таких профессионалов обширна, они востребованы в сфере рекламы, дизайна, маркетинга, издательского дела, моды, телевидения, кинематографа, видеоигр и интернет-сайтов.

Кто такой арт-директор?

Профессия арт-директора разнообразна, а функции зависят от конкретной компании. В любом случае это руководящая должность, предполагающая работу над творческими проектами совместно с командой дизайнеров, фотографов, копирайтеров, рекламщиков, декораторов и других специалистов.

«Арт-директор должен быть лидером, тем, кто вдохновляет на идеи и управляет видением дизайнеров, – объясняет Джеймс Фентон (основатель студии дизайна Blimp Creative). – Он обязан распознавать талант в людях вокруг себя и понимать, как получить от них наилучший результат». Дженни Теолин (арт-директор) добавляет: «По-моему мнению, главное различие между работой графическим дизайнером и арт-директором заключается в том, что второй больше имеет дело с людьми, чем с компьютерами. Поскольку я вижу творческую отрасль как индустрию «человека», сотрудничество позволяют создавать захватывающие проекты».

Обязанности арт-директора

Что делает арт-директор? Отвечает за визуальный стиль и образ рекламы, журналов, упаковки продуктов, фильмов, ТВ-передач и многого другого. Он продумывает общий дизайн для проекта и направляют команду на воплощение его в конкретные макеты, декорации, видео и т.д.

Основные обязанности арт-директора:

  • Определение визуального представления концепции и общего стиля конечного продукта
  • Отбор наиболее подходящих фотографий, рисунков, шрифтов и других элементов дизайна
  • Управление командой дизайнеров: графических, веб, UX и т.д., контроль их работы
  • Рассмотрение и утверждение дизайнов, арт-работ, айдентики, фотографий и графики, созданных членами команды
  • Общение с клиентами для разработки оптимального стиля для проекта и выбора правильного подхода
  • Координирование деятельности команды дизайнеров
  • Составление бюджета и плана работы
  • Представление проектов на утверждение клиентам


Должностные обязанности арт-директора зависят от конкретной компании и отрасли:

  • В издательском деле он контролирует верстку страниц каталогов, журналов и газет; подбирает обложки для книг и периодических изданий; следит за оформлением контента на веб-сайтах издательства
  • В рекламных и пиар-агентствах гарантирует, что послание клиента и имидж бренда будут корректно переданы потребителям; отвечает за визуальные аспекты в рекламных и медиа-кампаниях; координирует работу дизайнеров, художников, иллюстраторов
  • В кинопроизводстве сотрудничает с режиссерами, чтобы определить, какие декорации и реквизит требуются для фильма, выделяя стиль и образ всех предметов в кадре; он нанимает и управляет штатом сет-дизайнеров, чтобы создать итоговую «картинку»

Навыки и качества успешного арт-директора

Какие качества и навыки делают арт-директора успешным? Выбирая эту профессию, вам предстоит работать с людьми, поэтому художественный талант важен, но без «правильного» темперамента и умения находить общий язык с подчиненными и клиентами не обойтись.

«Фундаментальный аспект профессии арт-директора – способность создавать благоприятную творческую среду, – говорит Шоу Боуэн (креативный партнер B&B Studio). – Наличие лидерских качеств, которые позволяют делать это эффективно и последовательно, невероятно важно. Наряду с творческим чутьем и талантом требуется эмоциональный интеллект, сострадание и способность понимать всеобъемлющие цели бизнеса».

Бен Брирс, директор по стратегическому дизайну в Robot Food, уточняет, что должен знать и уметь арт-директор: «Управление временем – это основа успеха. Вы должны понимать, когда и куда инвестировать свою энергию; когда ваше участие необходимо, а когда лучше остаться в стороне; когда сказать «да» и, что более важно, когда сказать «нет»».
Фентон добавляет: «Я считаю, что хороший арт-директор должен быть открыт влиянию, вдохновению и опыту людей вокруг, ценить их таланты, сильные и слабые стороны, сохраняя при этом четкое видение сообщения, которое необходимо донести до читателя, пользователя, зрителя и т.д.».

Качества профессионального арт-директора:

  • Коммуникабельность. Требуется умение слушать и выстраивать диалог с клиентами, коллегами и подчиненными, чтобы понимать их идеи и желания относительно проекта
  • Креативность. Арт-директор должен предлагать интересные, нестандартные и инновационные концепции для разработки рекламных кампаний, макетов, упаковки, декораций, верстки и т.д.
  • Лидерские качества, т.к. в обязанности входит организация и управление сотрудниками, а также их мотивирование. Арт-директор должен не только сформулировать собственное видение стиля проекта, но и донести его до дизайнеров, иллюстраторов, художников, верстальщиков, а затем контролировать выполнение работы
  • Изобретательность. Арт-директору приходится адаптировать созданный дизайн по мере появления новых технологий в индустрии
  • Организованность. Как сказал Бен Брирс, руководитель творческой команды должен правильно расставлять приоритеты и эффективно управлять собственным временем. На арт-директоре лежит обязанность по соблюдению сроков выполнения работ

Требования к кандидатам на должность арт-директора:

  • понимание трендов дизайна, рекламы, корпоративного стиля, а также социальных, экономических и политических тенденций;
  • умение выявить потребности заказчика;
  • творческий вкус и талант, образное мышление;
  • умение проводить анализ рынка;
  • наличие опыта ведения и реализации проектов;
  • развитые управленческие навыки;
  • владение профессиональными дизайн-программами;
  • понимание, как составить и донести визуальное и текстовое сообщение, которое точно передает послание заказчика и оказывает ожидаемое влияние за аудиторию.

Зарплата арт-директора

По данным статистики, средняя оплата труда арт-директора составляет 89 820 $ в год. Примерно 10% из всех получают 48 660 $ в год, другие 10% – 166 400 $ в год. Зарплата варьируется не только от опыта работы и профессионализма специалиста, но и от отрасли. Так арт-директора кино- и видео-индустрии в среднем ежегодно зарабатывают по 112 140 $, дизайн-студий – 95 680 $, рекламных и пиар-агентств – 90 730 $, издательского дела – 77 610 $.

Как стать арт-директором?

Для работы арт-директором требуется получить степень Бакалавра или Магистра в сфере дизайна, искусства, моды или фотографии. Многие выпускники начинают карьеру с рядовых должностей в творческой индустрии, например, становятся графическими дизайнерами, художниками, иллюстраторами или фотографами. За 5 лет (усредненный показатель) упорного труда они занимают желанную должность.
О том, как стать арт-директором в мире моды, читайте в статье.

Где учиться на арт-директора?

Университеты Италии славятся сильными факультетами дизайна, искусства и моды. Ведущие творческие вузы страны предлагают широкий выбор программ бакалавриата, магистратуры и мастерских программ. Подготовка ориентирована не только на местных, но и иностранных студентов, поэтому обучение ведется как на итальянском, так и английском языке.
Так, где же учиться на арт-директора?

Если вы хотите получить больше информации об обучении на арт-директора и программах представленных университетов, обращайтесь за бесплатной консультацией к экспертам STUDIES&CAREERS.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию