Арт директор фото
Арт-директор
H&F продолжает рассказывать о профессиях, которые будут изменяться в будущем (или уже меняются). На этой неделе — арт-директор, или дизайн-директор, работающий в интернете.
Каждые пять лет объём загружаемой в интернет информации увеличивается десятикратно: к 2015 году он вырастет до восьми зеттабайтов. Производители существенной части этой информации, игроки интернет-рынка, постоянно охотятся за потребителями своего эксклюзивного контента.
Учёные давно доказали, что визуализированная информация воспринимается гораздо быстрее и остается в памяти дольше. Визуализацией контента начали заниматься не только профессиональные дизайнеры. В результате появились десятки всевозможных онлайновых сервисов для простых пользователей. Среди самых популярных — Infogr.am и Easel.ly.
Чтобы привлечь нужную аудиторию и визуализировать предлагаемую изданием, рекламным агентством или другим производителем контента информацию, необходим арт-директор — человек, руководящий процессом работы дизайнерской службы.
О профессии
В виде, приближённом к нынешнему, около 7 лет назад
Выпускникам художественных вузов, МГХПА (МГХПУ) им. С. Г. Строганова, МГУП им. И. Федорова, БВШД, просто талантливым людям с образованием или без, разбирающимся в последних тенденциях на рынке.
В среднем от 100 000 до 300 000 рублей.
СМИ, рекламные и коммуникационные агентства, а также любые другие компании и частные лица, нуждающиеся в реализации задуманных проектов.
Должность «арт-директор» появилась вместе с необходимостью руководить творческим коллективом. Главная задача арт-директора — придумать, как продать идею большому количеству людей. В России сегодня насчитывается около 22 тысяч электронных СМИ. Если раньше арт-директор в журнале или газете придумывал макет и отвечал за выбор цветовой гаммы, то теперь ему необходимо разбираться во всех технологических новинках, уметь справляться с компьютером (подробнее см. ниже) и мобильными устройствами.
«Арт-директор современного интернет-издания — профессия, развивающаяся так же динамично и странно, как и сами интернет-издания. Здесь никуда без понимания базовых принципов работы технологий вёрстки (HTML, CSS, Java Script), постоянно эволюционирующих механик взаимодействия с фейсбуком и другими поставщиками трафика, — говорит дизайн-директор издательской группы Look At Media Алексей Быстров. — Ещё вчера, допустим, видео было герметичным и тупым форматом, уже завтра этот формат ничем не будет отличаться от статичных изображений и может быть малой кровью использован по-новому, более интересно.
электронных СМИ
насчитывается
в России сегодня
Но для того, чтобы успеть его внедрить, поймать эту тенденцию нужно было ещё год назад. Есть более технологически свободные платформы, нежели интернет-издание: iPad-журналы, например. Именно там, зачастую сильно заранее, можно опробовать или подглядеть то, что в техническом смысле в интернете будет реально только спустя год. В пример можно привести iPad-журнал POST Gravity, там задолго до W-O-S.ru и Lookatme.ru было использовано разноскоростное пролистывание колонок, использование видео как фона под журнальной типографикой и прочие вещи».
Несмотря на то что арт-директорство связано с визуальным восприятием и креативным воплощением идей, арт-директор — это не художник и не дизайнер. Во время реализации поставленной задачи он задает вопрос «почему?». Например, почему главная страница сайта должна выглядеть именно так, будет ли она удобна и интересна читателю? Дизайнер же занимается техническим воплощением придуманного арт-директором. Поэтому арт-директору не обязательно уметь рисовать, зато ему необходимо уметь находить новые способы борьбы за внимание пользователя.
« Сейчас дизайн на первом месте, а хороший дизайн — это очень важная составляющая продукта. Продукт может быть сырым, но на коротких дистанциях из-за красивой обёртки может привлечь людей », — полагает дизайн-директор направления электронной коммерции в объединённой компании «Афиша Рамблер» Мердан Агаев.
При этом арт-директор должен быть хорошим психологом.
Ему нужно суметь собрать профессиональную команду из людей, которые поладят между собой, вдохновлять их и мотивировать. Для Быстрова самым сложным было научиться давать сотрудникам возможность самореализации — не исправлять их ошибки и не переделывать всё самому, а учить подчинённых доводить работу до идеала.
Кроме этого, важно умение считать деньги. Арт-директор должен быть немного предпринимателем: у него в руках находится весь визуальный ресурс от фоторедакторов до иллюстраторов и дизайнеров. Его задача — в оптимизации процессов, в упаковке всего, что можно автоматизировать и шаблонизировать, в планомерном истреблении рутины и повышении скорости, мотивированности и удовлетворения сотрудников, а также в поддержании максимальной финансовой эффективности.
Арт-директор сайта W-O-S.ru
Как пришёл в профессию
Я учился в Международном банковском институте в Санкт-Петербурге, но ушёл с первого курса. Потом учился на графическом дизайне в СПбГУ, но тоже ушёл с первого курса. Чтобы стать арт-директором для веба в России, получать специальное образование не обязательно, но без опыта работы никак. Я работал дизайнером в «Большом городе», а параллельно писал в меру своих сил околонаучную колонку на «Теориях и практиках». Пришёл познакомиться с зарождавшимся тогда W-O-S: хотел писать туда про науку, а оказалось, что им нужен дизайн, — и так я начал делать web, чему бесконечно рад. До W-O-S поработал журнальным дизайнером ещё и в «Афише», F5 и Interni.
Как строится работа
Арт-директор задаёт тон и настроение продукту, подбирает команду, придумывает общие формальные решения — сетки, макеты, форматы. Изучает, исследует, придумывает, воплощает. У меня рабочий процесс делится на две части. Работа над текущими материалами: вместе с редакцией придумываем, как они должны выглядеть, и вместе с дизайнерами собираем. И вторая часть — бесконечные переделки сайта: у W-O-S уже было два больших редизайна, но уже хочу ещё один.
Приходится очень много говорить, обсуждать
и общаться.
Важно слышать, что нужно редакции, но не забывать и свою линию гнуть. Мне пришлось разобраться в куче технологий за последний год. Оказалось, важно понимать, как пишется код, чтобы успешно общаться с программистами. Необходимо обладать талантом распределять нагрузку, способностью структурировать работу, но не превращать её в унылую фабричную штамповку, вдохновлять коллег. Я этому только учусь. Это очень важно.
Арт-директор в своей работе должен обращать внимание на технологии: контент его сайта потребляют с пары десятков различных устройств с разными характеристиками. Сегодня необходимо понимать, что сайт должен быть как можно более удобным для как можно большего процента своих посетителей.
Где учиться?
Факультетов, выпускающих арт-директоров, нигде нет. Многие арт-директоры в России получили образование, совершенно не связанное с их родом деятельности. Я считаю, что учиться надо в процессе.
Перспективы
Интернет как медиа ещё совсем не придуман — ни у нас, ни в мире вообще, а значит, работы непаханое поле. Можно ещё придумывать и придумывать. Сейчас в Москве арт-директоров хватает, но действительно классных специалистов в области дизайн-директорства не так много. Интернет развивается, растёт интерес к информационным технологиям и интерактивному контенту, в связи с этим растут и требования аудитории к интернет-изданиям. Профессиональный арт-директор современного СМИ в интернете обязан постоянно отслеживать последние тенденции в дизайне и изменения в подходе к работе с информацией.
Арт-директор: кто это, и как им стать?
Арт-директор – менеджер творческой отрасли, руководящий командой специалистов для создания креативных проектов. Область деятельности таких профессионалов обширна, они востребованы в сфере рекламы, дизайна, маркетинга, издательского дела, моды, телевидения, кинематографа, видеоигр и интернет-сайтов.
Кто такой арт-директор?
Профессия арт-директора разнообразна, а функции зависят от конкретной компании. В любом случае это руководящая должность, предполагающая работу над творческими проектами совместно с командой дизайнеров, фотографов, копирайтеров, рекламщиков, декораторов и других специалистов.
«Арт-директор должен быть лидером, тем, кто вдохновляет на идеи и управляет видением дизайнеров, – объясняет Джеймс Фентон (основатель студии дизайна Blimp Creative). – Он обязан распознавать талант в людях вокруг себя и понимать, как получить от них наилучший результат». Дженни Теолин (арт-директор) добавляет: «По-моему мнению, главное различие между работой графическим дизайнером и арт-директором заключается в том, что второй больше имеет дело с людьми, чем с компьютерами. Поскольку я вижу творческую отрасль как индустрию «человека», сотрудничество позволяют создавать захватывающие проекты».
Обязанности арт-директора
Что делает арт-директор? Отвечает за визуальный стиль и образ рекламы, журналов, упаковки продуктов, фильмов, ТВ-передач и многого другого. Он продумывает общий дизайн для проекта и направляют команду на воплощение его в конкретные макеты, декорации, видео и т.д.
Основные обязанности арт-директора:
- Определение визуального представления концепции и общего стиля конечного продукта
- Отбор наиболее подходящих фотографий, рисунков, шрифтов и других элементов дизайна
- Управление командой дизайнеров: графических, веб, UX и т.д., контроль их работы
- Рассмотрение и утверждение дизайнов, арт-работ, айдентики, фотографий и графики, созданных членами команды
- Общение с клиентами для разработки оптимального стиля для проекта и выбора правильного подхода
- Координирование деятельности команды дизайнеров
- Составление бюджета и плана работы
- Представление проектов на утверждение клиентам
Должностные обязанности арт-директора зависят от конкретной компании и отрасли:
- В издательском деле он контролирует верстку страниц каталогов, журналов и газет; подбирает обложки для книг и периодических изданий; следит за оформлением контента на веб-сайтах издательства
- В рекламных и пиар-агентствах гарантирует, что послание клиента и имидж бренда будут корректно переданы потребителям; отвечает за визуальные аспекты в рекламных и медиа-кампаниях; координирует работу дизайнеров, художников, иллюстраторов
- В кинопроизводстве сотрудничает с режиссерами, чтобы определить, какие декорации и реквизит требуются для фильма, выделяя стиль и образ всех предметов в кадре; он нанимает и управляет штатом сет-дизайнеров, чтобы создать итоговую «картинку»
Навыки и качества успешного арт-директора
Какие качества и навыки делают арт-директора успешным? Выбирая эту профессию, вам предстоит работать с людьми, поэтому художественный талант важен, но без «правильного» темперамента и умения находить общий язык с подчиненными и клиентами не обойтись.
«Фундаментальный аспект профессии арт-директора – способность создавать благоприятную творческую среду, – говорит Шоу Боуэн (креативный партнер B&B Studio). – Наличие лидерских качеств, которые позволяют делать это эффективно и последовательно, невероятно важно. Наряду с творческим чутьем и талантом требуется эмоциональный интеллект, сострадание и способность понимать всеобъемлющие цели бизнеса».
Бен Брирс, директор по стратегическому дизайну в Robot Food, уточняет, что должен знать и уметь арт-директор: «Управление временем – это основа успеха. Вы должны понимать, когда и куда инвестировать свою энергию; когда ваше участие необходимо, а когда лучше остаться в стороне; когда сказать «да» и, что более важно, когда сказать «нет»».
Фентон добавляет: «Я считаю, что хороший арт-директор должен быть открыт влиянию, вдохновению и опыту людей вокруг, ценить их таланты, сильные и слабые стороны, сохраняя при этом четкое видение сообщения, которое необходимо донести до читателя, пользователя, зрителя и т.д.».
Качества профессионального арт-директора:
- Коммуникабельность. Требуется умение слушать и выстраивать диалог с клиентами, коллегами и подчиненными, чтобы понимать их идеи и желания относительно проекта
- Креативность. Арт-директор должен предлагать интересные, нестандартные и инновационные концепции для разработки рекламных кампаний, макетов, упаковки, декораций, верстки и т.д.
- Лидерские качества, т.к. в обязанности входит организация и управление сотрудниками, а также их мотивирование. Арт-директор должен не только сформулировать собственное видение стиля проекта, но и донести его до дизайнеров, иллюстраторов, художников, верстальщиков, а затем контролировать выполнение работы
- Изобретательность. Арт-директору приходится адаптировать созданный дизайн по мере появления новых технологий в индустрии
- Организованность. Как сказал Бен Брирс, руководитель творческой команды должен правильно расставлять приоритеты и эффективно управлять собственным временем. На арт-директоре лежит обязанность по соблюдению сроков выполнения работ
Требования к кандидатам на должность арт-директора:
- понимание трендов дизайна, рекламы, корпоративного стиля, а также социальных, экономических и политических тенденций;
- умение выявить потребности заказчика;
- творческий вкус и талант, образное мышление;
- умение проводить анализ рынка;
- наличие опыта ведения и реализации проектов;
- развитые управленческие навыки;
- владение профессиональными дизайн-программами;
- понимание, как составить и донести визуальное и текстовое сообщение, которое точно передает послание заказчика и оказывает ожидаемое влияние за аудиторию.
Зарплата арт-директора
По данным статистики, средняя оплата труда арт-директора составляет 89 820 $ в год. Примерно 10% из всех получают 48 660 $ в год, другие 10% – 166 400 $ в год. Зарплата варьируется не только от опыта работы и профессионализма специалиста, но и от отрасли. Так арт-директора кино- и видео-индустрии в среднем ежегодно зарабатывают по 112 140 $, дизайн-студий – 95 680 $, рекламных и пиар-агентств – 90 730 $, издательского дела – 77 610 $.
Как стать арт-директором?
Для работы арт-директором требуется получить степень Бакалавра или Магистра в сфере дизайна, искусства, моды или фотографии. Многие выпускники начинают карьеру с рядовых должностей в творческой индустрии, например, становятся графическими дизайнерами, художниками, иллюстраторами или фотографами. За 5 лет (усредненный показатель) упорного труда они занимают желанную должность.
О том, как стать арт-директором в мире моды, читайте в статье.
Где учиться на арт-директора?
Университеты Италии славятся сильными факультетами дизайна, искусства и моды. Ведущие творческие вузы страны предлагают широкий выбор программ бакалавриата, магистратуры и мастерских программ. Подготовка ориентирована не только на местных, но и иностранных студентов, поэтому обучение ведется как на итальянском, так и английском языке.
Так, где же учиться на арт-директора?
Если вы хотите получить больше информации об обучении на арт-директора и программах представленных университетов, обращайтесь за бесплатной консультацией к экспертам STUDIES&CAREERS.
В чем заключаются обязанности арт-директора?
Кто такой арт-директор? Под ним следует понимать специалиста, который способен не только проявлять свою креативность. Это еще и эффективный менеджер. Что входит в обязанности арт-директора? Он должен хорошо разбираться в вопросах дизайна, экономики и маркетинга. Специалист обязан отлично знать продукт организации, чтобы уметь сделать его наиболее привлекательным для потенциальных клиентов.
С чем связана проблема поиска профессионалов?
Многие компании на сегодняшний день испытывают проблемы, связанные с поиском такого специалиста. Обычно арт-директоры хорошо разбираются в вопросах дизайна, при этом ничего не понимая в основных механизмах работы компании. Есть и такие специалисты, которые не способны разобраться в достоинствах товаров и услуг компании. В этой ситуации можно заметить ту же самую проблему, которая возникает в процессе подбора интервьюеров: человека наняли, возложили на него надежды, а он просто не способен эффективно работать. Чтобы деятельность компании не пострадала, требуется нанимать профессионалов.
Что должен уметь специалист?
Обязанности арт-директора заключаются в проработке визуальной части рекламы. Он должен сначала генерировать идеи, а затем реализовывать их. Творчества в данной специальности мало. Да и для души поработать сложно. Есть достаточно четкие задачи, которые необходимо решить в самые короткие сроки.
Специалист может работать один. Однако в большинстве случаев ему нужен копирайтер. Также в подчинении арт-директора могут находиться такие специалисты, как дизайнеры, иллюстраторы, фотографы. В сравнительно небольших фирмах, в которых руководство не способно оплатить работу такого количества людей, обязанности арт-директора включают в себя и эти направления.
При каких случаях увеличивается ценность специалиста?
Нет никаких сомнений в том, что арт-директор должен уметь абсолютно все. Необходимо разбираться в вопросах дизайна, проявлять креатив, понимать механизмы маркетинга, менеджмента, экономики. Ко всему прочему он должен быть психологом. И это только минимальные обязанности арт-директора. Если ранее описанных знаний нет, то и ценности для предприятия специалист иметь не будет. На сегодняшний день ценятся и знания графических редакторов.
Важные рекомендации
Следует обратить внимание на некоторые моменты. Они следующие:
- Естественно, на работу требуется брать только профессионала. В обязанности арт-директора входит не только проявление креатива, но и анализ рынка и ценообразования. Он должен разрабатывать презентации, проводить выставки и формировать планы с отчетами.
- Большое значение играет наличие опыта в сфере дизайна и рекламного бизнеса, и чем больше он будет, тем лучше.
- Профессионал должен иметь портфолио, которое он обязан продемонстрировать на собеседовании. Встречаются и такие специалисты, которые, не имея большого опыта, выполнили число задач, характерное для бывалых профессионалов.
- Необходимо знать, что представляет собой арт-директор. Для этого надо навести о нем справки с предыдущих мест работы.
- Кандидат на должность арт-директора должен быть готов к выполнению небольшого задания на собеседовании. Перед ним будет поставлена условная проблема, которую он должен будет решить.
- Особую роль играют заслуги арт-директора, а не его пол.
- Специалисту необходимо быть лидером. Именно он должен принимать решения и вести за собой команду.
Обязанности специалиста в издательском деле
Арт-директор является художественным руководителем и воплотителем проектов. Это общее название, характерное для нескольких аналогичных должностей в самых разных сферах деятельности. Среди них следует выделить рекламу, издательство, кино, телевидение, дизайн и т.п.
В издательстве должностные обязанности арт-директора заключаются в работе над дизайном журналов или газет. Специалист должен сотрудничать с редакторами, выбирать или участвовать в создании требуемых изображений с фотографиями. Обычно руководство над арт-директором осуществляет главный редактор. В достаточно крупных издательских организациях специалист имеет ассистентов. Он осуществляет контроль над деятельностью творческой команды. Соответственно, всю ответственность за нее принимает на себя именно арт-директор.
Что призван делать специалист в ночном клубе?
Обязанности арт-директора ночного клуба заключаются в административных функциях. Он должен организовывать концерты и вечеринки, подбирать репертуары, участвовать в продвижении заведения. Специалист обязан позиционировать ночной клуб, привлекать новых клиентов, организовывать мероприятия развлекательного характера. В его ответственность входит и формирование концепций программ, а также работа с партнерами.
Арт-директор ресторана или кафе
В чем заключаются обязанности арт-директора кафе или ресторана? В первую очередь специалист должен продвигать то заведение, в котором он работает. Естественно, он не обязан составлять рекламные тексты и вести переговоры с представителями рекламных площадок. Этими вопросами обычно занимается PR-менеджер, если он, конечно, имеется. Так что же должен делать арт-директор ресторана? Обязанности его заключаются в разработке общей концепции. Именно этот специалист должен задавать вектор развития предприятия.
Общие обязанности специалиста
Какие гости будут желанными? Каким именно образом будет представлено заведение в газетах и журналах? За счет каких мероприятий можно привлечь максимальное число гостей? Это лишь малая часть тех вопросов, которые должен решать арт-директор клуба. Обязанности эти являются актуальными и для ресторанов, кафе, дизайнерских агентств и т.п. Если упростить вышеописанные вопросы, то получится, что арт-директор осуществляет контроль над проектированием концепций и последующим следованием им. Естественно, специалист будет заниматься и организацией самых разных мероприятий, которые направлены в первую очередь на привлечение гостей. А формат этих торжеств будет основываться на общей концепции. К примеру, для ресторана, специализирующегося на французской кухне, уместно будет провести тематический вечер с дегустацией вин. А для пивных ресторанов превосходным решением будет пивной фестиваль. Основная задача арт-директора заключается в повышении дохода. Самые разнообразные программы и мероприятия являются хорошим инструментом для ее достижения. Как демонстрирует практика, в большинстве случаев функциональные обязанности творческого директора не ограничивается вышеописанными задачами.
К чему обязывает должность в салоне красоты?
Рассмотрим такую должность, как арт-директор салона красоты. Обязанности его заключаются в основном в работе с клиентами. Он также должен решать управленческие задачи относительно деятельности заведения по рекламе и сотрудникам. Как и в любом другом случае, главной целью специалиста является увеличение прибыли салона. А для этого надо сделать так, чтобы потенциальный клиент перешел в разряд постоянного. Чтобы добиться своих целей, арт-директор должен отлично знать обо всех услугах и процедурах, которые предлагаются салоном.
Сложности профессии
Деятельность арт-директора достаточно сложная и разнообразная. Этому нельзя научиться теоретически. Профессионализм можно заработать только с помощью опыта. Кроме того, не во всех городах есть школы, в которых обучают этой профессии. Можно получить только основные знания и навыки в других специальностях. А все остальное будет зависеть непосредственно от человека.
Настоящий профессионал обязан через все пройти самостоятельно. Только в такой ситуации он станет понимать, с кем и с чем ему придется работать. Довольно часто до того, как стать арт-директором, человек выступал на сцене, разбирался в работе со звуком и т.п. Часто эту должность занимают артисты и музыканты, ведущие и художники. Другими словами, творческие люди. Просто их увлечения со временем переросли в категорию профессии.
Дальнейший путь арт-директора
Талантливый арт-директор имеет все для того, чтобы построить свою карьеру, став в итоге директором заведения. А при наличии денег всегда можно открыть свой собственный клуб либо организовать дело. Некоторые арт-директоры постепенно становятся промоутерами. По своей сути это та же самая профессия. Только она не привязана к какому-то заведению. Она предоставляет шанс самостоятельно выбирать возможности и обязанности.
Заключение
В данной статье были рассмотрены основные навыки и знания, которыми должен обладать человек, если он хочет стать арт-директором. Обязанности у специалистов в данной сфере разнообразны. Но если человек обладает творческой натурой, то эта профессия покажется ему интересной.
Арт директор фото
Три ведущих арт-директора поясняют, что представляет собой эта профессия, и предлагают несколько советов, как стать арт-директором самому.
Узнайте, что означает быть арт-директором, какие практические навыки для этого необходимы, и какие качества работодатели ищут в кандидате на эту должность. Арт-директор – профессия с громким названием, которую мечтает получить множество людей, однако в это понятие вкладывается разный смысл в разных организациях.
Профессия арт-директора существует в разнообразных творческих сферах деятельности, включая рекламу, торговлю, книгоиздательство, кино и телевидение, веб-дизайн и видеоигры. Как правило, она подразумевает руководство группой дизайнеров, работающих над творческим проектом, но степень ответственности и независимости может различаться.
Мы попросили трех ведущих арт-директоров поделиться своими размышлениями и опытом в этой роли.
Джеймс Фэнтон
Джеймс Фэнтон – дизайнер и арт-директор из Великобритании. Он основал BlimpCreative, коллектив профессионалов, специализирующихся на цифровом дизайне и копирайтинге для интернета и мобильных устройств.
Чтобы понять, что требуется от арт-директора, следует понимать этот термин не только как роль в команде, но и как творческую дисциплину саму по себе.
Будучи арт-директором, вы должны быть лидером, тем, кто вдохновляет и направляет видение команды дизайнеров. Однако те, кто видят себя лишь большими боссами в дизайне, неизбежно обречены на позорный провал. Вы должны уметь распознать талант в окружающих и научиться наилучшим образом использовать свои возможности. Арт-директор, ставящий себя на ступеньку выше остальных – всего лишь зарвавшийся менеджер.
Вдохновитель и наставник
Конечно, в этой профессии есть и элемент руководства. Вам необходимо уметь критиковать чужую работу, устанавливать сроки, соблюдать рамки бюджета и, к сожалению, время от времени наказывать людей за слишком частые «перекуры» и небрежный дизайн. Но первое и самое главное, что от вас требуется – это вдохновлять, направлять и наставлять тех, кем вы руководите.
Роль арт-директора можно сравнить с ролью шеф-повара, смешивающего ингредиенты, чтобы создать меню из восхитительных блюд. Все дизайнеры добавляют частичку себя, своих вкусов и стиля в работу. Даже в жёстких рамках руководящих указаний есть простор для творчества и оригинальности. Роль арт-директора в том и заключается, чтобы распознать и понять, какую изюминку привносит каждый член команды, а затем аккуратно смешать их так, чтобы они дополняли друг друга и, в конечном счёте, создавали захватывающий и гармоничный чувственный образ.
Рассказчик
Все же необходимо понимать арт-дирекцию не просто как визуальный опыт. Основная роль арт-дирекции в том, чтобы донести до публики предоставляемую информацию.
Арт-директор должен принимать во внимание не только визуальное, но и текстовое содержание, брать на себя роль рассказчика, объединяя слова и образы, создавая структуру и порядок через макет и текст, обеспечивая значимость и выразительность, выражая значение и основную идею, что в результате облегчает понимание аудитории. Вы должны быть посредником между писателями и дизайнерами, понимающим обе дисциплины и тесно сотрудничающим с теми и другими.
Человек широких взглядов
По-моему, хороший арт-директор должен быть открыт влиянию, вдохновению и опыту окружающих, ценить их таланты, принимать их сильные и слабые стороны. В то же время он должен ясно представлять, как донести свою идею до читателя, зрителя или пользователя.
Не существует единственно верной формулы для хорошего арт-директора: эту дисциплину не преподают в колледжах дизайна, нет книг или руководств, которые описывали бы ступени к успеху. Каждый арт-директор проложил собственный путь, имеет собственное определение того, какова его роль и собственный подход к тому, как сделать работу и сделать её хорошо. Одни учатся всему этому от наставников, в то время как другие прокладывают путь к успеху совершенно независимо, через свой личный опыт, пробы и ошибки.
Дженни Теолин
Дженни Теолин выступала в роли арт-директора и старшего арт-директора в нескольких компаниях. В настоящее время она работает креативным директором в Soapbox & Sons . Родом из Швеции, сейчас она живет в Лондоне и является также сотрудником веб-журнала Typetoken и заядлым блоггером.
Кто такой арт-директор? Кажется, простой вопрос, но определить чью-то роль в двух-трёх словах бывает удивительно сложно.
Дизайнер, арт-директор, креативный директор – все эти названия необходимы для создания иерархии внутри агентства, для удобства клиентов, а так же для приёма на работу. А такие определения, как «веб-ниндзя», «пиксельный гуру» или «творческий гений», вносят в наш мир еще большую путаницу.
Во многих компаниях традиционная иерархия сменилась группой творческих эрудитов. Спросите любую команду сегодня, и вы увидите, что они разделяют многие рабочие задачи. Копирайтеры халтурят, а арт-директоры пишут, в том числе и статьи для блогов, книг и журналов. Но уменьшает ли это их достоинство как арт-директора?
Творческая кухня
Работая в сфере брендинга, дизайна и рекламы, я прошла через множество разнообразных агентств, от гигантских корпораций, как Interbrand, до более мелких и дружелюбных творческих агентств, как muirhoward.
Во время работы в последних я создавала и развивала идеи для рекламных кампаний, помогала креативному директору создать новаторскую и убедительную стратегию, идеально подходящую клиенту. Я так же руководила, поддерживала и вдохновляла младших сотрудников, инструктировала фотографов, иллюстраторов, художников и ретушёров, — и делала презентации для клиентов.
Человеческие навыки
Для меня главное различие между работой графического дизайнера и арт-директора в том, что я работала больше с людьми, нежели с компьютерами. И поскольку я предпочитаю рассматривать творческую индустрию с человеческой точки зрения, такое сотрудничество стало ключом к созданию захватывающих проектов.
Каковы недостатки профессии арт-директора? Я бы сказала, самым худшим было то, что я не могла воплощать свои идеи сама, и мне приходилось поручать другим соответствовать моим абсурдно заоблачным стандартам. Однако если вы работаете в хорошем месте с хорошими людьми, это станет наименьшей из ваших неприятностей.
Достоинства? Быть окружённой прекрасными, удивительно талантливыми людьми, несмотря на взлёты и падения, трудных клиентов и/или ужасные задания.
Эд Робинсон
Эд Робинсон — фотограф, арт-директор и графический редактор, основатель визуальной консалтинговой компании OneRedEye Visual Communications.
Обычно, одна из главных задач арт-директора – руководить фотосъемками. Я думаю, для начала я поделюсь своим опытом в этой сфере, затем предложу несколько полезных советов для вашей собственной карьеры арт-директора.
Съёмки в раннем возрасте
В очень раннем возрасте мне повезло быть приглашённым на фотосъёмки, организованные моей бабушкой, Джоан Сисли, выдающегося консультанта по визуальным вопросам. А в 12 я оказался на своих первых съёмках, освещавших музыкальный конкурс в Озёрном крае.
Конечно, в этом возрасте я только помогал, но моим глазам предстал мир куда более творческий, чем я предполагал. Не было сделано ни одного кадра с оркестром в концертном зале – нет, Джоан усадила пианиста на кладбище, виолончелиста в туалетную кабинку, а струнный квартет в гребную шлюпку. Естественно, с того самого момента я был заинтригован и хотел внести свою лепту в каждый снимок.
Карьерная дорожка
С того момента прошло несколько лет ассистентства, изучения композиции, руководства, подготовки, развития творческого мышления и медленного осознания того, что у меня есть талант в продумывании и руководстве съёмками, в то время, для корпоративных статей, носивших более рекламный характер, но нацеленных на СМИ по всему миру.
В настоящее время я так же являюсь креативным директором, фотографом и постановщиком – и все благодаря общим навыкам, которые я накопил и развил за время руководства съёмками.
Моя первая кампания
Мой первый полностью самостоятельный и независимый проект был для проспонсированной British Gas кампании, которая называлась «Выйди за рамки» и предназначалась для обучения людей старшего поколения ведению активного образа жизни.
Именно тогда мне пригодились все мои навыки и предыдущий опыт. По замыслу множество пенсионеров должны были встать кругами на ступенях вокруг центра кадра, но актриса Хонор Блэкман, известная по роли Пусси Галор, стала камнем преткновения, так как большинство пенсионеров не желало слушать молодого арт-директора и было гораздо более заинтересовано знакомством с кинозвездой в центре.
Я принял ключевое решение изменить идею и выбрал одного парня с классным лицом и в соломенной шляпе, выбрал пару больших камней и попросил его и Хонор идти навстречу друг другу по пляжу. Это простое решение принесло мне уважение фотографа, клиента и Хонор. Таким образом, это позволило мне определить обязанности арт-директора.
Руководство для съёмок
Исходя из моего опыта, разные съёмки требуют руководства разного уровня и формы, но вот несколько советов.
- Предварительное планирование. Работайте с клиентом, фотографом и командой, чтобы определить, какой творческий подход лучше соответствует задачам и рамкам бюджета.
- Постановка. Если в команде нет режиссёра-постановщика, арт-директор может взять на себя подбор людей, места и реквизита, необходимых для решения творческой задачи.
- Тесно работайте с фотографом и делитесь идеями о том, как лучше выполнить творческую задачу. Ключ в сотрудничестве и взаимном уважении.
- Всегда держите под строгим контролем конечный продукт и, позволяя фотографу творить, всё же держите съёмки в рамках поставленных задач.
- Создайте хорошие отношения с командой и другими подчинёнными. Будьте дипломатичны, но прямолинейны настолько, насколько это необходимо, чтобы достичь конечной цели.
- Будьте гибкими, так как всё редко проходит точно по заранее намеченному плану.
Есть ли у вас все необходимое, чтобы выделиться из толпы и стать арт-директором?
5 советов, как стать арт-директором
Вот советы Дженни Теолин для тех, кто хочет стать арт-директорм.
1. Составьте убойное портфолио.
Портфолио, которое будет противоречивым, пугать, интриговать и будет действительно крутым. Если вы выпускник или студент последнего курса, вероятно, у вас не так уж много «настоящих работ», поэтому заполните его тем, что обитает сейчас в вашей голове. Сделайте его запоминающимся. 90% портфолио, которые я просматриваю, моментально забываются. Лучше подражайте Магритту, чем проклятым рекламам Guiness.
2. Будьте самолюбивы, но не будьте кретинами.
Вы – новое поколение, возьмите то, что уже было сделано до вас, совершенствуйте и улучшайте это! Предлагайте дикие идеи, и пусть они смешиваются и порождают безумные идеи, которые захватят мир. Почему? Потому что крутая идея – это та идея, которая пугает вас до смерти.
3. Заводите друзей – проявляйте интерес к людям и их работе.
Преследуйте своих кумиров и просите их о встрече. Многие любят поговорить о себе, поэтому попросите их встретиться с вами и дать совет, подкинуть пару идей, которые вы могли бы использовать – и показать свои работы! Однако не удивляйтесь, если ваши кумиры в реальности окажутся старыми ворчливыми пердунами. Если вы с ними встретитесь, прежде всего постарайтесь спровоцировать их, показав, что вы лучше, чем они когда-либо были – в правильной обстановке и с правильными людьми, конечно. Поверьте, они хотят, чтобы им бросили вызов.
4. Следите за самыми популярными блогами и трендами.
Не останавливайтесь на достигнутом и продолжайте двигаться вперёд. Творческий поиск – это одно из преимуществ этой области, поэтому выбирайтесь из своей зоны комфорта и делайте разные вещи по-разному.
5. Покажите себя – с хорошей стороны.
Не стесняйтесь высказываться и пусть вас услышат, но не треплитесь попусту – иначе скорее всего вас ожидает провал.
Что ищут работодатели
Эд Робинсон называет четыре главных качества, которые он искал бы в кандидате на пост нового арт-директора.
1. Приятный характер.
Руководя столькими корпоративными и рекламными съёмками за эти годы, я могу сказать, что эта профессия основана на общении с людьми, поэтому характер и качества личности – один из решающих факторов при выборе арт-директора.
2. Творческие способности
Способность создать что-то по инструкции внешне не имеет ничего общего с творческими способностями.
3. Знания
Предыдущие знания того, какого эффекта можно достичь, используя оборудование фотографа и ретушёра, обязательны.
4. Презентация
Продемонстрируйте хорошее портфолио, которое покажет ваш стиль руководства и то, чего вы хотите добиться.