Start-365.ru

Работа и Занятость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нейропсихолог детский обучение

Нейропсихолог

Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Представитель этой профессии тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами.

Особенности профессии

Работа нейропсихолога помогает клиенту адаптироваться к тем условиям жизни, в которых находится в данный момент. Официально выделяют две отрасли нейропсихологии: взрослая и детская. Вторая является более молодой и развивается очень быстро, пока что не имея официального ответвления. Именно поэтому для детских проблем с психикой в нейропсихологии используются те же методы диагностики, что и для взрослых.

Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:

  • ДЦП;
  • нарушения процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);
  • трудностей в процессе социализации (адаптации к обществу);
  • повышенной утомляемости;
  • замедленного процесса усвоения школьной программы.

Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм. Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики. Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.

Клинический психолог в области нейропсихологии работает и со взрослыми пациентами. Они прибегают к помощи этого специалиста после поражений нервной системы, которая пострадала в результате заболеваний, физических и психологических травм. Важно помнить: этот специалист не является доктором.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • оказание помощи пациентам;
  • работа в хороших условиях;
  • востребованность (если специалист обладает достаточным количеством знаний);
  • возможность сбора информации для научных работ;
  • интересные случаи в практике.

Минусы:

  • ответственность за здоровье и жизнь пациента (от правильно подобранных методов, рекомендуемых для лечения, зависит дальнейшее психическое состояние и поведение пациента);
  • низкая зарплата в государственных учреждениях;
  • трудности в работе с теми пациентами, которые не хотят выполнять программу корректировки психики.

Важные качества

Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения. Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя. Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.

Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.

Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение. Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран.

Обучение на Нейропсихолога

Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.

Место работы

После окончания учебы нейропсихологи устраиваются в государственные учреждения в качестве клинических психологов, а также в нейрохирургические клиники. Часто они выбирают должность педагога-психолога, работают в медико-психологических центрах. Кроме того, представителю этой профессии можно устроиться в частную клинику, где обычно предлагается гибкий график работы и высокий доход.

Оплата труда

Зарплата на 16.03.2020

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.
Читать еще:  Общая характеристика профессии психолог кратко

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей.

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Детская нейропсихология

В ходе изучения курса слушатели приобретают понимание принципов созревания мозга и формирования психической деятельности в онтогенезе, умение учитывать специфику методов нейропсихологического синдромного анализа и методики нейропсихологического обследования детей и подростков.

Учебный план

1. Теоретические и практические предпосылки возникновения нейропсихологии детского возраста. Теория функциональных систем и основные принципы системогенеза П.К.Анохина. Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) А.Р.Лурия.Предмет нейропсихологии детского возраста. Основные понятия нейропсихологии — “функция”, “локализация”, “симптом”, “синдром”, “фактор”, «синдромный анализ»; специфика их применения в нейропсихологии детского возраста. Принцип гетерохронности в морфо- и функциогенезе различных мозговых структур. Внутрисистемная и межсистемная гетерохронность. Принципы опережающего развития, дискретного и синхронного развития разных участков мозга. Роль органических и средовых факторов в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин).

2. Морфогенез мозга. Функциогенез различных мозговых структур.

Показатели морфогенеза. Закономерности морфологического созревания подкорковых отделов и разных областей коры головного мозга, цито- и фиброгенеза, ансамблевой организации коры. Критерии функционального развития мозга. Гипотеза о двух функционально различных системах связей коры больших полушарий (А.Н.Шеповальников). Переход от генерализованных форм активности мозга к регионально-специфическим. Поэтапная смена диффузной формы активности разных отделов анализаторных систем на избирательную. Три функциональных блока мозга. Поэтапное формирование внутриблочной и межблочной структурно-функциональной организации. Межполушарное взаимодействие.

3. Генез психических функций.
Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе. Нарушения слухоречевой сферы. Степень сформированности психических функций и специфика поведения в решении адаптационных задач на разных этапах онтогенеза. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психических функций с созреванием мозга. Нейропсихологическая интерпретация понятий “сензитивный период”, “кризис развития”, “зона ближайшего развития”, “качественная перестройка психических функций”. Специфика нейропсихологических синдромов при анализе нарушений ВПФ в детском возрасте. Симптомы нарушений и симптомы несформированности ВПФ. Особенности проявления локальных поражений мозга у детей. Нарушения слухоречевой сферы при локальных поражениях мозга. Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур головного мозга. Гипотеза о роли правого полушария в речевых процессах (Э.Зайдель, Дж.Леви).

4. Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе. Нарушения перцептивной сферы Нарушение психических функций при эпилепсии. Особенности нарушений перцептивной сферы при поражении правого, левого полушарий и диэнцефальных структур головного мозга. Доминантность правого полушария в перцептивных процессах: специфика проявления в симптомах нарушений восприятия. Проблема пластичности и специализации в онтогенезе. Специфика межполушарного взаимодействия в онтогенезе (Э.Леннеберг, М.Газзанига, М.Кинсборн, Э.Г.Симерницкая). Проблема компенсации в развитии ВПФ при разных вариантах органической патологии: перспективы и ограничения.

5. Пролонгированные нарушения психических функций органического генеза. Долговременные последствия патологии нервной системы в онтогенезе: трудности обучения. Типология различных вариантов нарушений психического развития в онтогенезе.Классификация В.В.Лебединского. Нейропсихологический подход к типологии отклонений. Дислексии, дисграфии, дискалькулии.

6. Синдром дефицита внимания. Отклонения в развитии психических функций в онтогенезе. Понятие “минимальная мозговая дисфункция (ММД)”: методологические проблемы, возникающие в связи с использованием этого понятия. Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагностированной органической патологией мозга: иррегулярность психического развития (ИПР). Поликаузальный характер ИПР: иррегулярность психического развития как следствие компенсации ММД; как следствие влияния средовых факторов. Характеристика проявлений ИПР. Профилактическое и прогностическое значение диагностики ИПР.

Читать еще:  Клинический психолог университеты

7. Нейропсихологический подход к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе.
Нейропсихологический подход к проблеме левшества как психолого-педагогической проблеме. Индивидуальные различия в формировании структурно-функциональной организации мозга и психики. Методологические вопросы нейропсихологического обследования детей и анализа индивидуальных различий в развитии ВПФ в норме. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий в формировании речевой и перцептивной сфер в онтогенезе. Многофакторный характер особенностей формирования психических функций в онтогенезе. Нейропсихологическое описание индивидуальных особенностей мозговой организации в онтогенезе с помощью распределенного (многофакторного) нейропсихологического синдрома развития. Различия в структурно-функциональной организации мозга и психических процессов у правшей и левшей. Специфика проявления нарушений и отклонений в формировании ВПФ у левшей. Левшество как психолого-педагогическая проблема.

8. Методы нейропсихологического исследования психических функций в онтогенезе.
Методы нейропсихологической профилактики и коррекции нарушений психических функций и отклонений в развитии в онтогенезе. Особенности диагностической работы в детском возрасте. Общая характеристика нейропсихологических методов обследования детей. Адаптированные для обследования детей варианты батареи методов А.Р. Лурия (Т.В.Ахутина и др., А.В.Семенович, Л.С.Цветкова). Методика “Лурия-90” (Э.Г.Симерницкая). Методика “Диакор” (Ю.В.Микадзе, Н.К.Корсакова). Зарубежные методы исследования. Батарея тестов для детей Халстед-Рейтана. Батарея Кауфман (К-АВС). Нейропсихологическая батарея тестов для детей (Небраска). Тест Бентона. Гештальт-тест Бендер.

9. Практикум по детской нейропсихологической диагностике.
Целью практикума является обучение студентов нейропсихологической диагностической работе с детьми, обучение различным методикам нейропсихологической диагностики,

10. Практикум по детской нейропсихологической коррекции.
Обучение слушателей нейропсихологическим методам коррекционно-развивающего обучения детей с отклонениями в развитии, а также методам восстановления психических функций. Закрепление знаний о теоретических основах нейропсихологической коррекции и реабилитации.

Нейропсихология детского возраста: диагностика и коррекция

Дистанционная программа повышения квалификации ИПКиП МАПН

Нейропсихология – занимается изучением взаимосвязи психических процессов и мозга.

К сожалению, в современном обществе становится всё больше детей, у которых возникают проблемы в развитии и функционировании того или другого.

Нарушение психических функций у детей при локальных мозговых поражениях носит совсем другой характер, чем у взрослых и отличается в зависимости от возраста.

Преимущество нейропсихологии в том, что используя её методы возможно определять не только актуальное состояние высших психических функций, но и механизм (мишень) их нарушений.

В курсе подробно разобраны теоретические основы детской нейропсихологии, показано и объяснено как проводить диагностику и как выстраивать на её основе коррекционную программу.

Вы научитесь:

  • владеть методами нейропсихологической диагностики детей и подростков;
  • основываясь на полученных данных делать выводы относительно состояния и развития высших психических функций с учётом их мозговой организации;
  • понимать специфику развития детского мозга и психики;
  • с учётом индивидуальных особенностей детей и подростков выстраивать программу обучения или коррекции.

Области применения нейропсихологии:

  • В работе школьного психолога при работе с детьми, имеющими трудности учения;
  • В клинической практике при работе с детьми и подростками имеющими нарушения психического развития;
  • В логопедической работе для уточнения механизмов нарушений речи и более эффективного построения коррекционных программ.
  • В психолого-педагогической деятельности с целью профилактики и коррекции нарушений психологического развития у детей.
  • Для родителей, желающих грамотно помогать детям осваивать школьные навыки, а также понимать особенности развития психических процессов.

Эта программа обучения для:

  • Практикующих психологов
  • Клинических психологов
  • Логопедов
  • Дефектологов
  • Педагогов
  • Всех интересующихся особенностями развития мозга и психики.

Обучение проводится в формате дистанционного образования. Единственное что необходимо для занятий – доступ в интернет и ваше желание получать знания.

Когда у вас есть время, вы просто подключаетесь к интернету и заходите на сайт. А там в удобном формате для вас уже собран весь лекционный материал, практические задания и даже тест на проверку усвоенных знаний. Выполняйте поставленные перед вами задачи, читайте теоретический материал, а если возникнут вопросы – задайте их своему преподавателю. И это всё из любой точки мира.

Как построен курс:

  1. Видео-лекции по темам курса
  2. Видео материалы по коррекционным занятиям с детьми и диагностике
  3. Ответы на вопросы учащихся по почте
  4. Написание контрольного теста

Базовая программа

1 модуль. Методологические основы нейропсихологии детского возраста

  1. Основы и методология нейропсихологии, мозговая организация психических процессов и созревание мозга у детей.
  2. Особенности развития психических функций в детском возрасте.
  3. Теория функциональных систем, принципы динамической организации высших психических функций (ВПФ), особенности развития психических функций.
  4. Межполушарная асимметрия.
Читать еще:  Военный психолог вузы для девушек москва

2 модуль. Нейропсихологическая диагностика норма и патологии в детском возрасте.

  1. Специфика заболеваний и повреждений нервной системы у детей и подростков.
  2. Нарушения речевых функций.
  3. Особенности нарушений восприятий.
  4. Трудности в поведении и их причины (гиперактивность, дефицит внимания, задержки психического развития).
  5. Особенности развития психических функций при аутизме.
  6. Методы и методики нейропсихологической диагностики детей.
  7. Базовые и альтернативные подходы к диагностике высших психических функций.
  8. Синдромы несформированности и дефицитарности в детском возрасте.
  9. Вопросы нормативов и количественная обработка результатов. Принципы написания заключений.

3 модуль. Нейропсихологическая коррекция детей и подростков

  1. Принципы и формы развивающей работы на базе нейропсихологического подхода.
  2. Методы развития двигательных функций у дошкольников.
  3. Развитие и формирование регуляторных систем.
  4. Методы развития когнитивных функций.
  5. Раннее обучение – польза или вред?
  6. Основы формирующего и коррекционного обучения детей и подростков.
  7. Отечественные и зарубежные подходы к коррекции нарушений психических функций у детей.
  8. Принципы и формы коррекционно-развивающего обучения.
  9. Основы здоровьесберегающих технологий обучения.
  10. Нейропсихологические методы двигательной коррекции, методы когнитивной коррекции и формирующего обучения.
  11. Методы восстановительного обучения при нарушениях функций чтения, счёта и письма у детей и подростков.

После прохождения программы и написания аттестационной работы Вы получите: Удостоверение о повышении квалификации на 120 часов

Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования и дают право вести психологическую практику в актуальных областях психологии.

Нейропсихолог детский обучение

Руководитель программы. Доктор психологических наук, профессор Ахутина Татьяна Васильевна.

Цель программы. Профессиональная теоретическая и практическая подготовка к проведению нейропсихологической диагностики и коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике трудностей обучения детей с парциальными отклонениями в развитии ВПФ (включая детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ).

Преподаватели. Обучение проводят проф. Т.В. Ахутина и Е.Ю. Матвеева (Обухова), квалифицированный специалист в области детской нейропсихологии, канд. психологических наук

Слушатели программы. Программа ориентирована на лиц, имеющих высшее психологическое, педагогическое и медицинское образование, заинтересованных в получении знаний и практических навыков в области детской нейропсихологии, а также специалистов — нейропсихологов, желающих повысить свою профессиональную квалификацию.

Выдаваемый документ. Удостоверение о повышении квалификации в МГУ по программе «Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции».

Срок обучения. Объем программы – 72 акад. часа. Продолжительность обучения – 4,5 месяцев.

Форма обучения. Вечерняя.

Режим занятий. 1 раз в неделю по 4 акад. часа в день: вторник/среда 18:30-21:30. Начало занятий 1 потока с 15/16 сентября, 2 потока с 18 февраля.

Оплата. Стоимость обучения в 2019/2020 учебном году составляет 40 000 рублей. Оплата обучения производится строго в соответствии с указанной стоимостью без взимания какой-либо дополнительной оплаты со слушателей за образовательные услуги, не предусмотренные договором с МГУ.

Условия приема. По результатам собеседования. Предварительная запись на собеседование в течение года по адресу: obukhova1@yandex.ru.

Приём документов. Факультет психологии МГУ: ул. Б. Никитская, д. 2, комн. 2.3.03. Тел. 8-495-629-48-09.

Перечень документов.

  • Паспорти его ксерокопия.
  • Диплом о высшем образовании и его ксерокопия.
  • Фотография на пропуск (чёрно-белая или цветная, 3 х 4 или 3,5 х 4,5).

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Лекции

Практические занятияПринципы нейропсихологии Выготского — Лурии

3Становление в онтогенезе структурно-функциональной организации мозга

3Формирование функций серийной организации движений

4Формирование функций программирования и контроля деятельности

4Формирование функций переработки кинестетической информации

4Формирование функций переработки зрительной информации

4Формирование функций переработки зрительно-пространственной информации

4Нейропсихологические основы коррекционно — развивающего обучения

4Методы развития функций программирования и контроля

4Методы развития слухового восприятия и памяти

4Методы развития зрительно-вербальных функций

4Методы развития зрительно-пространственных функций

4Общие вопросы организации коррекционно — развивающего обучения

Всего

Итоговая аттестация: экзамен по программе обучения.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×