Start-365.ru

Работа и Занятость
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нейропсихолог что лечит

Нейропсихолог — все о врачебной специальности

Нейропсихолог – это врач, который корректирует работу человеческой психики. Результатами его деятельности является восстановление речевых навыков, нормализация восприятия и мышления. Такой специалист тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами, что способствует улучшению процесса восстановления.

У современных детей отмечается возрастание различных патологий, поэтому появилась необходимость в образовании детской нейропсихологии. Она направлена на сравнение и изучение развития психических функций при различных видах заболеваний, соотнося их с нормой. Основными причинами развития патологий являются родовые травмы, сбои в процессе формирования эмбриона, различные врожденные отклонения.

Очень важно вовремя обнаружить проблему и начать с ней работать, так как детский возраст является пластичным, и многие патологические проявления поддаются коррекции.

Диагностируется заболевание при обращении к специалисту, который изучает историю болезни, выслушивает жалобы, общается с родителями (уточняется течение родов и наличие врожденных пороков или отклонений). Могут быть назначены аппаратные исследования или проведение генетического анализа для установления наследственных мутаций гена.

Методики коррекции подбираются в индивидуальном порядке.

Основные обязанности

Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.

Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:

  • личностной характеристики;
  • поведенческих особенностей;
  • произвольных действий и движений;
  • процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).

К научным методам относятся:

  • Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
  • Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.

Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.

Заболевания в разделе нейропсихологии

Нейропсихолог часто занимается с детьми, у которых выявлены следующие нарушения:

  • ДЦП;
  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания;
  • задержки в речевом развитии;
  • медлительность и несамостоятельность;
  • затруднения в адаптации в обществе;
  • нежелание учиться и заниматься;
  • повышенная утомляемость;
  • замедленное усвоение школьной программы.

Скорректировать отклонения можно только детям до 12 лет: в этот период функциональные нарушения лучше всего поддаются исправлению.

Врач помогает детям, у которых наблюдаются ограниченные умственные способности. Такие патологии могут быть врожденными или приобретенными после перенесения травм. В последнем случае такие патологические явления могут встречаться у взрослых людей.

Нейропсихолог подбирает и разрабатывает индивидуальную программу для ребенка. Она носит обучающий характер. Это могут быть различные задания, направленные на улучшения речи, памяти, мышления.

Со взрослыми клинический психолог в области нейропсихологии работает после перенесения тяжелых заболеваний, физических или психических травм.

Когда обращаются к нейропсихологу

Следует рассмотреть основные признаки, которые сигнализируют о наличии проблемы, решить которую поможет нейропсихолог.

Если у вашего малыша имеется хотя бы одна из проблем, описанных ниже, то необходимо обратиться в клинику и получить соответствующую консультацию:

  • плохое запоминание и воспроизведение устной или письменной речи;
  • непонимание окружающих;
  • нарушение мелкой и крупной моторики;
  • непонимание правильного оформления грамматического построения речи;
  • быстрая утомляемость;
  • трудности в самоорганизации и проблемы с опрятностью;
  • пропуск букв или слов в устной или письменной речи;
  • нестабильность эмоционального фона;
  • низкая концентрация внимания и усидчивость.

Врач-нейропсихолог проведет специальное тестирование в форме игры, задаст вопросы ребенку и разработает индивидуальную программу.

Диагностика заболеваний

При обращении в больницу, внешнего осмотра и беседы может быть недостаточно. Основная обязанность врача заключается в установлении причины отклонения, поэтому может потребоваться проведение лабораторных и инструментальных исследований: сдается анализ крови, назначается УЗИ, КТ или МРТ, рентген.

Специалист может назначить лечение в комплексе с прохождением курса восстановления или коррекции.

Методика проверки у нейропсихолога включает в себя исследование:

  • двигательной функции;
  • письма, счета и чтения;
  • способности распознавать предметы;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых навыков;
  • доминирующего полушария – леворукость или праворукость.

Обследование проходит в форме упражнений, врач располагает ребенка к выполнению необходимых действий. После проверки подбираются соответствующие упражнения. Это делает процесс восстановления более эффективным.

Лечение патологий

Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.

Занятия направлены на:

  • Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
  • Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
  • Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.

Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.

Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.

Нейропсихолог: кто это и что лечит?

Нейропсихолог для взрослых является не менее востребованным специалистом, чем для детей. Бывают ситуации, когда нужно обращаться к нейропсихологу обязательно — после перенесенных тяжелых заболеваний, связанных с нарушением функции головного мозга, например, при поражении левого полушария у правшей, вследствие которого возникают нарушения речи.

Нейропсихология является одним из современных коррекционных направлений, изучающих нейропсихологические синдромы, развитие которых связано с локальными поражениями мозга. Современные методики клинической нейропсихологии способствуют улучшению соматического и психологического состояния человека, устранению усталости, быстрейшему восстановлению после перенесенных болезней, стрессов, умственного и нервного перенапряжения.

Если вам нужен хороший нейропсихолог в Москве – обращайтесь в Юсуповскую больницу. Это современный медицинский центр, где работают высококвалифицированные специалисты, применяющие в лечении заболеваний мультидисциплинарный подход, в том числе с привлечением нейропсихологов. Занятия с нейропсихологом, использующим самые передовые методики, позволяет вернуть пациентов к полноценной жизни в короткие сроки.

Сфера деятельности

Нейропсихолог является специалистом, который корректирует нарушенные или неразвитые функции психики, занимается развитием произвольности внимания и саморегуляции. В его компетенции — изучение индивидуальных способностей психики, проведение коррекционной работы, помощь в адаптации к условиям деятельности, в которой находится человек.

Ошибочно думать, что нейропсихолог необходим только маленьким пациентам. Консультация нейропсихолога очень часто необходима и взрослым. Нейропсихолог занимается обследованием психики взрослых людей, выявлением поражения тех или иных функций головного мозга, нарушенных вследствие заболеваний, травм и иных поражений ЦНС. Центр нейропсихологии создан в любой современной клинике, занимающейся комплексным лечением тех или иных патологий. Юсуповская больница в Москве предлагает услуги компетентного нейропсихолога, который подберет индивидуальную коррекционную программу для каждого пациента, нуждающегося в квалифицированной помощи.

Читать еще:  Каким должен быть продавец кассир

Отличия нейропсихолога от психолога

Ввиду того, что и психолог, и нейропсихолог являются коррекционными специалистами, многие ошибочно думают, что сфера их деятельности аналогична. Однако это не соответствует действительности.

Психолог изучает эмоционально-волевую сферу, эмоционально-личностные проблемы: поведенческие трудности, страхи, отсутствие взаимопонимания со взрослыми и сверстниками.

Что делает нейропсихолог? Он занимается изучением мозговой анатомии и физиологии, заболеваний ЦНС и нейропсихологической диагностикой. Кроме того, выявляет проблемы и причины этих проблем у взрослых и детей, глубинные мозговые механизмы тех или иных сложностей в развитии, занимается нейропсихологической коррекцией.

Основы нейропсихологии базируются на решении следующих задач:

нейропсихолог выявляет закономерности функционирования головного мозга в процессе взаимодействия с внешней и внутренней средой;

исследует функции и структуры головного мозга;

анализирует повреждения определенных областей головного мозга.

Отрасли нейропсихологии

Нейропсихология является относительно молодой и стремительно развивающейся отраслью науки, которая имеет свою квалификацию. В зависимости от направления и задач, нейропсихология подразделяется на следующие виды:

Методы нейропсихологии

Методы нейропсихологии подбираются с учетом конкретных задач и направленности диагностических или лечебных мероприятий.

Для того чтобы оценить нейропсихологические синдромы, ассоциация нейропсихологов Москвы рекомендует применять наиболее распространенную и успешную систему – Лурия, которая позволяет диагностировать и описать существенные психические потери при поражениях определенных участков мозга:

документально описывается клинический случай (с описанием истории болезни, результатов инструментальных и лабораторных исследований);

описывается психическое состояние больного с акцентом на особенности его сознания, способности к ориентации в пространстве и времени, критичности и эмоциональном статусе;

исследуется произвольное и пассивное внимание;

изучается эмоциональный фон больного;

исследуются особенности визуального восприятия (с использованием реальных предметов, объектов, букв, цифр, цвета, контурных рисунков);

исследуется тактильное восприятие пациента (он распознает объекты по ощупыванию или прикосновению);

исследуется слуховое восприятие в различных ситуациях;

исследуется двигательная активность, координация движения, способность к воспроизведению определенных поз, копированию движений;

исследуются навыки речи (способность больного к пониманию речи, повторению звуков и слов, созданию логико-грамматических конструкций);

анализируются особенности письма;

исследуется чтение, память, система счета, интеллектуальные процессы.

За последние годы в «копилку» методов нейропсихологии добавились инновационные разработки, основанные на модернизации известных методик и внедрении в практику передовых инструментальных исследований.

Нейропсихологические исследования направлены не только на выявление нарушения деятельности мозга, но и на распознавание его патогенетических механизмов.

Упражнения нейропсихолога

Нейропсихологическая коррекция – это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на изменение структуры нарушенных функций головного мозга и создание компенсирующих средств, позволяющих пациенту в дальнейшем контролировать свое поведение и самостоятельно обучаться.

Занятия с нейропсихологом необходимы детям со следующей патологией психического развития:

Ранним детским аутизмом;

Общим нарушением развития;

Алалией (отсутствием или недоразвитием речи у детей при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе);

Дизартрией (расстройством произносительной организации речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата);

Дисграфией (нарушением процесса письма, которые проявляются в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированной высшей психической деятельностью, которая участвует в процессе письма);

Дислексией (неспособностью к овладению чтением).

Логопед-нейропсихолог работает с детьми и взрослыми пациентами, у которых нарушена речевая функция. Нейропсихологи в Москве оказывают помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, страдающим детским церебральным параличом. Упражнения нейропсихолога помогают детям, которые испытывают сложности в обучении в силу психологических причин, при общем физическом недоразвитии, стрессовых ситуациях и школьной дезадаптации.

Когнитивно-поведенческая терапия в лечении хронической боли

Когнитивно-поведенческая психотерапия – психосоциальный терапевтический метод. Он направлен на осознание пациентом особенностей текущего состояния, определение наиболее значимых целей по изменению самочувствия, формирование психотерапевтической программы с помощью нейропсихологов. Основные воздействия при психотерапии пациентов направлены на их познавательные процессы — «реалистичное и нереалистичное познание» или «рациональные и иррациональные установки».

В процессе занятий нейропсихологи приучают пациента к самонаблюдению и осознанию мыслей, которые автоматически возникают у человека в ответ на внешние события, обучают искать доказательства своих оценок и видеть в собственных мыслях не факты, а гипотезы. Нейропсихологи знакомят пациента с техниками исправления ошибочных суждений, с новыми способами формулировки проблем, помогают расширить привычные правила поведения.

В процессе рационально-эмоциональной психотерапии выявляют иррациональные установки пациента и проводят их коррекцию. Методики, которые применяют нейропсихологии, помогают пациенту приобрести новый, противоречащий его неадаптивным убеждениям, опыт. Новые варианты мышления и поведения пациенты закрепляют в процессе специальных тренировок (ролевых игр) и в повседневной жизни.

Нейропсихологи, которые применяют метод когнитивно-поведенческой терапии, применяют следующие техники саморегуляции:

работу с «управляемым» воображением;

биологическую обратную связь.

Одновременно с обучением пациента этим методам нейропсихологи Юсуповской больницы развивают у них навыки самонаблюдения, поскольку произвольный самоконтроль возможен только при ясном осознании характера воспринимаемой информации. Занятия ауторелаксацией восстанавливают динамическое равновесие механизмов гомеостаза и приводят к нормализации вегетативно-висцеральных и нейроэндокринных нарушений, изменений тонуса мышц, которые возникают вследствие стресса.

Ауторелаксация уменьшает уровень тревожности пациента и повышает его устойчивость к стрессовым воздействиям. К релаксационным техникам, которые обеспечивают мышечное и эмоциональное расслабление относят функциональную релаксацию, аутогенную тренировку, специальные дыхательные упражнения, прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону.

Большинство релаксационных техник нейропсихологии сочетают с введением пациента в гипнотическое состояние, которое сопровождается концентрацией внимания на определенных стимулах. Расслабление и достижение гипнотического состояния достигается с помощью внушения или самовнушения, а гипнотическое состояние облегчает беспрепятственное усвоение мыслей и убеждений, которые в другом состоянии пациент подверг бы анализу и критике.

В начале сеанса самовнушение используют для индукции мышечного и эмоционального расслабления, а затем для формирования определенных убеждений, которые снижают значимость болезненных проявлений, повышают уверенность в собственных возможностях справиться с заболеванием и создают настрой на поведение, которое способствует выздоровлению.

Мышечной релаксации достигают с помощью техники медитации. Она представляет собой более активный процесс, который направлен на устранение посторонних мыслей путем концентрации умственных способностей на одном объекте в течение длительного периода. Объектом медитации может служить собственное дыхание, любой звук или предмет.

Некоторые приемы достижения мышечной и эмоциональной релаксации включают использование «управляемого воображения». Работа с воображением проводится с целью отвлечения внимания пациента от болевых ощущений. Применение биологической обратной связи – один из способов быстрого обучения пациента произвольному влиянию на параметры физиологических процессов в организме. При лечении хронической боли нейропсихологии используют две разновидности биологической обратной связи: электромиографическую и тепловую. Электромиографическую биологическую обратную связь используют для уменьшения напряжения мышц с помощью определенных поз и техник у пациентов, которые страдают головной болью напряжения и другими заболеваниями, сопровождающимися напряжением мышц. Тепловую биологическую обратную связь используют у пациентов, которые страдают следующими заболеваниями:

Читать еще:  Нейропсихолог обучение москва

рефлекторной симпатической дистрофией.

С помощью этой методики пациентов обучают, как можно повысить периферическую температуру, согреть конечности и улучшить кровоток.

Гештальт-терапия

Лучшие нейропсихологи Москвы для лечения пациентов широко применяют метод гештальт-терапии. Суть метода заключается в следующем: не объяснять пациенту, но дать ему самому возможность быть неразрывным, целостным, присутствующим сейчас и здесь, понимать и уважать себя. Первая часть названия метода означает «целостный образ». Что делает нейропсихолог, который применяет метод гештальт-терапии? Он изучает опыт пациента контактировать с собой, со средой, окружающей его, и с другими людьми.

Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании следующего:

как человек контактирует;

как он может прервать этот опыт;

как клиент замечает или игнорирует свои потребности и желания.

Любые техники лишь являются способами реализации сути гештальт-терапии, ее фундаментального подхода. Нейропсихологи, владеющие методом гештальт-терапии, используют следующие базовые техники:

Экспериментирование. В ходе терапии нейропсихолог предлагает клиенту не просто рассказать о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа «здесь и теперь»;

Работу со сновидениями. Сон рассматривается как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое «экзистенциальное послание», с которым спящий обращается к самому себе;

Нейропсихологи используют целостный подход к опыту пациента. Гештальт-терапевт принимает в расчет телесные и эмоциональные проявления наравне с когнитивными процессами и другими феноменами пациента.

Эмоции – частные проявления опыта человека. При патологических процессах они могут быть закрыты или нарушены. Эмоции нельзя рассматривать по отдельности, если целью работы является восстановление целостности.

Для того чтобы получить консультацию нейропсихолога в Москве, обращайтесь в Юсуповскую больницу. Вы можете записаться на прием, позвонив в любое время суток по телефону контакт-центра.

Нейрокоучинг и нейропсихология

Нейрокоучинг является направлением, которое позволяет изучать механизм связей между мозгом, сознанием и поведением. Это теория обучения выстроена на основе структуры и функций головного мозга. Данный тренерский подход дает возможность раскрыть потенциал человека.

Нейрокоучинг — это мощный инструмент, помогающий снизить тревожность, депрессию, стресс и решить психологические проблемы в сфере личностного развития.

Нейро-коучинг в нейропсихологии позволяет достичь следующих результатов:

овладение лучшим контролем над эмоциями и достижение большей удовлетворенности жизнью;

более эффективное разрешение конфликтов и легкое общение в социуме;

смягчение опасений, страхов, сомнений и нерешительности;

снижение напряженности и усталости;

усиление сочувствия, доверия, сотрудничества с окружающими;

повышение самооценки, уверенности в себе, оптимизма;

установление или восстановление взаимоотношений;

вовлеченность в полезную активность на работе, в сфере образования, в доме;

снижение негативного влияния эмоциональных, когнитивных и поведенческих нарушений.

В отличие от коучинга, нейрокоучинг акцентируется на индивидуальных особенностях пациента, его психофизиологических особенностях развития, особенностях развития головного мозга и жизненной позиции в социуме.

Записаться на консультацию нейропсихолога, узнать стоимость консультации и задать все интересующие вопросы можно по телефону Юсуповской больницы либо у врача-координатора на нашем сайте.

Кто такой нейропсихолог?

Кто такой нейропсихолог?

«Кто такой нейропсихолог, и в чем заключается суть его работы?»
задаются этим вопросом родители, уже не раз сталкиваясь с рекомендациями нейропсихологической коррекции со стороны врачей, учителей и мам других детей.

Нейропсихология — это практическое направление психологии , возникшее ещё в середине 20 века, первооткрывателем которой был Александр Романович Лурия, советский ученый, врач, психолог, педагог, который занимался изучением и восстановлением больных, получивших травмы головного мозга. Разумеется, со временем нейропсихология развивалась и теоретически, и практически, но по-прежнему в ее основе лежат принципы работы головного мозга, открытые А.Р. Лурия.

Сейчас выделяют:

  1. детскую сенсомоторную коррекцию (например, по программе А.В.Семенович),
  2. сенсорную интеграцию (для самых маленьких детей, неговорящих или с расстройством аутистического спектра),
  3. взрослую нейропсихологическую коррекцию (например, восстановление моторики, речи и других высших психических функций после инсульта).

Суть метода нейропсихологической коррекции заключается в активизации сразу нескольких мозговых структур, что впоследствии при регулярных занятиях ведёт к образованию новых нейронных связей.

А, как известно, результат любой нашей деятельности, будь то процесс запоминания, концентрация внимания, контроль эмоций или развитие речи — это сложный процесс взаимодействия нейронов между собой.

Нейропсихолог — это клинический психолог (или психолог, впоследствии повысивший свою квалификацию до клинического психолога), знающий особенности развития детского мозга, владеющий методом сенсомоторной коррекции, специалист, который может грамотно провести нейропсихологическую диагностику, выделив дефицитарные зоны, требующие «подпитки», и составить индивидуальную программу занятий для каждого отдельного случая.

Кому нужно заниматься с нейропсихологом?

В данной статье освещаются проблемы детской нейропсихологии, поэтому случаи с коррекцией взрослых мы опустим, несмотря на их актуальность.
Итак, если ваш ребенок:

  • не говорит (ещё не сформирована простая фразовая речь в 3 года);
  • регулярно устраивает «истерики», имеет повышенную эмоциональную возбудимость;
  • в младшем школьном возрасте имеет выраженные трудности чтения, письма (дислексия, дисграфия, пропускает, путает буквы при письме, меняет слоги местами и т.д);
  • получил «приговор» об аутизме, СДВГ ;
  • не обладает развитой мелкой и крупной моторикой, неуклюж;
  • забывчив, невнимателен, «витает в облаках»;
  • плохо спит, быстро утомляется;
  • испытывает трудности планирования собственной деятельности, сниженную мотивацию (в школьном возрасте) –

тогда имеет смысл обратиться к нейропсихологу за консультацией.

Иногда за вышеперечисленными проблемами могут стоять серьезные неврологические нарушения, поэтому пренебрегать медицинской помощью нельзя.

Сколько длится занятие с нейропсихологом?

Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов «выкладываться» более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в центре «Счастливый человек» одно занятие длится 50 минут.

На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса. Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг. Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.

Читать еще:  Зоопсихолог спб собаки

Как часто надо заниматься?

В среднем, необходимо посещать психолога 2-3 раза в неделю, а дома ежедневно повторять упражнения. Пример, как проходит занятие у нейропсихолога, можно посмотреть в видеогалерее сайта .

Какова длительность курса?

Программа курса занимает от полугода, иногда требуется около 1 года. Все зависит от трудностей конкретного ребенка и регулярности выполнения «домашней работы». Очень не рекомендуется бросать занятия спустя 1-2 месяца после начала. Процесс уже запущен, чревато его резко прекращать.

Однако возможен экспресс-вариант, когда занятия проводятся каждый день, и тогда результат появляется гораздо быстрей. Но такие занятия возможны только в летний период.

Если ребенок ходит к нейропсихологу

При посещении нейропсихолога (продолжая аналогию с тренировкой мышц пресса) нужно придерживаться «диеты»: ребенок должен получать хорошее сбалансированное питание, соблюдать режим сна-бодрствования, также он должен отдыхать. К сожалению, это понимают не все родители, стараясь занять ребенка как можно большим количеством дополнительных занятий: английский, музыкалка, танцы, гимнастика, робототехника, бокс.

Это все очень хорошо, но в меру: необходимо давать ребенку отдыхать. У него должен быть хотя бы один день в неделю, когда он будет свободен: поиграть, во что он хочет, пообщаться с ребятами во дворе, побегать и «побеситься» вдоволь, посмотреть мультики, словом, разгрузиться.

Зачастую процесс коррекции необходимо сочетать с медикаментозным лечением у невролога, а также с курсом массажа , БОС — терапией . С детьми дошкольного возраста обязательно нужно проводить развивающие занятия .

Центр «Счастливый человек» собрал команду квалифицированных специалистов, осуществляющих комплексный подход, который всегда работает намного лучше и быстрее, чем если бы один специалист долго-долго работал с ребенком, не учитывая всех возможностей коррекции и развития. Поэтому если есть необходимость подключить нескольких специалистов к процессу коррекции, это имеет смысл, ведь тогда мы будем «бить четко по мишени». Нет ничего важнее здоровья, тем более самых близких людей.

В центре «Счастливый человек» первая консультация любого специалиста бесплатная. Здоровья вам и вашим деткам!

Детский нейропсихолог – что лечит и в чем состоит суть лечения

Детский нейропсихолог – что он лечит? Этим вопросом задаются многие. Конечно приставка “нейро” о многомо говорит, но не дает четкой картины. Давайте разберемся.

Детский нейропсихолог – это специалист, осуществляющий работу с детьми, направленную на изучение, формирование и коррекцию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, двигательной активности), опираясь на знания механизмов, посредством которых развивается и функционирует детская нервная система. Он создает условия, в которых ребенок оперативно усваивает информацию.

Сфера изучения детской нейропсихологии

Специалист данного направления диагностирует и лечит такие нарушения:

* затрудненное понимание и воспроизведение данных;

* трудности в обучении, плохой почерк, ошибки;

* отсутствие мотивации к учебе;

* сложное обучение письму, чтению, основам математики;

* неопрятность, зависимость от помощи взрослых;

* пониженная или повышенная активность, отсутствие усидчивости;

* невнимательность, неспособность к сосредоточению;

* тревожность и раздражительность;

* эмоциональные нарушения (вспыльчивость, ранимость и т.д.);

* повышенный или сниженный тонус мышц;

* отставание в развитии моторики;

* проблемы с координацией движений (частые падения, неловкость).

Главные патологии, с которыми работают нейропсихологи

У детей могут наблюдаться нарушения сенсорики и двигательной активности. Дети с патологиями подкорковых образований быстро устают во время какой-либо деятельности. Им трудно концентрироваться, они часто отвлекаются, с трудом запоминают материал. Нередко встречаются проблемы с мышечным тонусом.

Нейропсихологический синдром характеризуется сочетанием ряда сбоев в высших психических функциях, связанных с локальными поражениями головного мозга.

Дисгенетический синдром вызывается нарушениями подкорковых и стволовых образований.

Для стволовых нарушений характерна некорректная работа эндокринной системы, слабая сопротивляемость заболеваниям. Дети страдают диатезом, энурезом, энкопрезом, у них наблюдаются расстройства сна и проблемы с речью. С первых дней жизни они развиваются с нарушениями моторики.

При подкорковых нарушениях нет очевидных проблем с интеллектуальным развитием, малыши нормально осваивают речь. Однако они могут страдать головными болями, быстрой утомляемостью, слабостью, нарушениями координации движения, приводящими к повышенному травматизму. Они с трудом фокусируются на чем-либо, скоро забывают пройденный материал, их внимание быстро рассеивается, а почерк зачастую неразборчив.

Нарушение работы височных отделов сопровождается плохой слухоречевой памятью, дети путают слова, звуки, буквы, им трудно повторить услышанное.

При недостаточности затылочных отделов ребенок может проявлять зеркальность, путать «право» и «лево», демонстрировать затрудненное различение пространственных факторов. Когда он пишет, то часто отклоняется от строчки, меняет наклон букв.

С неполноценностью лобных отделов связано упрощение письма, чтения, устной речи, сложности с запоминанием правил. Такие дети пропускают предлоги, окончания слов, имеют скудный словарный запас.

Перед детским нейропсихологом ставится задача правильной диагностики и определения тактики коррекции нарушений.

Оптимальный возраст для корректирования мозговых функций

Специалисты работают с детьми в возрастном диапазоне от трех до двенадцати лет. Наиболее результативными являются занятия с пациентами от пяти лет. В это время мозг является вполне сформированным для освоения навыков и довольно пластичным, чтобы поддаваться коррекции.

Нейропсихологическая диагностика

Специалист проводит диагностику в просторной, хорошо освещенной комнате без посторонних лиц и отвлекающих факторов, общаясь с ребенком в доброжелательной манере, используя понятный ему простой язык. Беседа сопровождается элементами игры, использованием тестов, упражнений. С дошкольниками она продолжается до получаса, с учениками начальной школы – от 40 до 50 минут, и с детьми старше 10 лет – до полутора часов.

При этом исследуются двигательные и речевые функции пациента, навыки письма, чтения, счета, работа органов чувств, интеллектуальное развитие, память, межполушарная асимметрия (ведущая правая или левая рука).

Суть лечения

Нейропсихологи не назначают лечебных препаратов. Их инструментом является нейрокоррекция:

* двигательная (физические упражнения);

* когнитивная (интеллектуальные задания).

Совокупная коррекционная деятельность способствует улучшению моторных навыков и работы памяти, повышению успеваемости ребенка, воспитанию его внимательности и усидчивости.

Чтобы эффективно развивать нуждающиеся в этом участки детского головного мозга, улучшая их функционирование, специалист должен иметь соответствующую квалификацию и практический опыт. Обладая необходимыми знаниями, нейропсихолог может направить в нужное русло психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Вот мы и ответили на вопрос – что лечит детский нейропсихолог. Надеемся Вы получили ответ на интересующий Вас вопрос. До скорых встреч.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию