Start-365.ru

Работа и Занятость
233 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыкальный психолог профессия

Психология музыки. Влияние музыки на людей. Музыкотерапия.

Приветствую! Слышали когда-нибудь о влиянии музыки психологию человека: мозговую активность, мотивацию, работу? Тема сегодняшнего материала «Музыкальная психология, психология музыки и ее влияние на людей«, я расскажу о ее принципах, появлении, восприятии, правильном использовании в качестве музыкотерапии и других интересных вещах, связанных с ней.

Музыка глубоко нас трогает. Она может изменить настроение и атмосферу с одной на другую. Частота сердцебиения, артериальное давление и спортивное мастерство увеличивается с динамическими тонами. Или мы выбираем «мягкий» жанр и расслабляемся. Он ослабляет боль, беспокойство и уменьшает гормоны, отвечающие за стресс, что меняет восприятие мира. В свою очередь, гормоны счастья преобладают, а иммунная система укрепляется.

Отношение к музыкальному творчеству рождается уже в утробе матери. Она работает без слов и обращается к подсознанию, она используется в психотерапии даже у пациентов с деменцией и комой. Музыка — это не просто хорошее развлечение. Ее можно использовать специально для мотивации, улучшения работоспособности, расслабления или бальзама для души, было бы желание.

Музыкальная психология: принципы и влияние.

Музыкальная психология изучает универсальные и дифференциальные законы приема и производства музыки. Она преследует принципы создания влияния на эмоции, мотивацию, когнитивные процессы (усвоение информации, обучение, мышление, творчество), а также интерактивную связь между музыкой, обществом и культурой. Сегодня это рассматривается как часть системы, в которой живем, хотя исторически ее первоначальные импульсы исходили из психологии, философии и образования.

Международное музыкально-психологическое обучение и исследование является больше междисциплинарным, преподается в музыковедении, а реже в психологических университетских институтах. Многочисленные результаты на практике привели к созданию прикладной музыки с разбором и акцентированием на:

  • Музыке в жизни и в рабочем мире;
  • В рекламе;
  • Музыкальной психологии в педагогике;
  • Психологических основах музыкальной терапии (музыкотерапия).

В результате появились классификации, созданные из скрещивания некоторых дисциплин. Подробней о них ниже.

Акустика и психофизика.

  1. Музыкальная акустика: акустика, в которой рассматриваются механизмы генерации звука с помощью инструментов, эффекты воспроизведения и влияние звуковых пространств воспроизведения на звучание (акустика помещений, например, реверберация, как эффект отражения звука, обычно хорошо слышна в помещения санузла с отсутствием ковров, которые бы препятствовали распространению эхо-реверба);
  2. Музыкальная психоакустика: исследует субъективные процессы музыкального восприятия и обработки, посредством чего делается попытка понять абсолютный и сравнительный опыт музыкальных звуковых событий при помощи экспериментальной оценки звучания (например, измерение децибелов, спектральный анализ инструментальных звуков);
  3. Физиологическая акустика: касается функций и механизмов слуха в восприятии индивидуальных (единичных) и комбинированных (смешанных) звуков;
  4. Музыкальная психофизика: она основана на психических и физиологических реакциях организма при восприятии высоты тона, частоты и объемы звука.

Когнитивное музыковедение.

Изучает прием (музыкальное восприятие, признание) и производство (создание, воспроизведение) в перспективе обработки информации мозгом. Относится к моделям распознавательного языка, памяти и знаний и пытается создать формализованные декодирующие модели посредством их адаптации к музыкальному контенту, которые делают теоретическое понимание функционирования и генерации мелодических, гармонических и ритмических структур теоретически понятными.

В последнее время модели подключения (нейронные сети) и методы искусственного интеллекта нашли свой путь в познании музыкального моделирования. Они подвергаются возможности с помощью компьютерного моделирования применять формализованные модели обучения к системно-автономному или обучающему музыкальному обучению.

Физиология.

Исследования вегетативных реакций на музыку взяло свое начало в глубокой древности: Герофил (древнегреческий врач) в 296 году до нашей эры обнаружил связь между музыкальным восприятием и ритмом пульса.

Вегетативные изменения (пульс и частота сердечных сокращений, дыхания, степень перфузии, психо-гальваническая реакция кожи и т.д.) были изучены в связи с эмоциональным восприятием музыки. Углубленный анализ по вопросу связи с электроэнцефалограммой (ЭЭГ) — представил Харрер в 1975 году.

Пешешь пытался с помощью специально рассчитанных корреляционных отношений проанализировать корреляцию двух колебаний в шести частотных полосах ЭЭГ от 1,5 до 31,5 Гц синхронизации областей мозга при прослушивании и воображении музыки.

Исследование показывает, что включив и слушая ее, можно стимулировать многие отделы мозга одновременно, при почти любой деятельности. Инструментальное творчество разной интенсивности воздействует на одни и те же участки, но по-разному, отсюда были выведены модели музыкальной терапии, о них поговорим чуть ниже. Что касается развития мозга, то у музыкантов, придумывающих и играющих музыку больше математических и гуманитарных способностей.

Социальная психология музыки и образование.

Соц. психология музыки: в основном это касается социальных и групповых явлений в музыкальных культурах, способность создавать группы людей, делящихся на так называемые субкультурные общества. Музыка, связанная с психологией развития, акцентируется на:

  • Образовании и индивидуальном развитии музыкальности человека;
  • Исследовании талантов и продвижении по службе;
  • Психологических аспектах музыкального образования;
  • Музыкальных влияниях на развитие личности.

Музыкотерапия (музыкальная терапия).

Музыкальная терапия имеет долгую историю культурного значения при исцелении психологических болезней, однако, как самостоятельная дисциплина, музыкальная терапия установилась только во второй половине 20-го века. Сегодня она обычно понимается как особая форма воздействия на психологию подсознательных отклонений в настроении и, таким образом, становится одним из атрибутов лекарств в клинической психологии.

Существует две формы музыкотерапии: восприимчивая и активная.

Восприимчивая музыкотерапия работает с воспоминаниями о конфликтных и проблемных ситуациях, которые стимулируются прослушиванием эмоционально заряженного контента. Сегодня, в основном, практикуется активная музыкотерапия; ставится сэт из нескольких композиций или живая импровизация, которая влияет на сознание человека таким образом, чтобы он смог передать испытываемые эмоции без слов. Также используется в групповой терапии.

Активная музыкальная терапия (музыкотерапия) часто используется в сочетании с другими видами художественной деятельности, например, движение, танец, живопись и рисунок (в отдельных случаях, например, при занятиях спортом, быстрые жанры мотивируют (см. Как себя мотивировать?), поэтому спортсменов можно часто встретить с наушником в ухе). Вне психотерапевтического поля в более узком смысле элементы музыкальной терапии также используются в специальном образовании, гериатрии и медицине. Например, в клинической медицине прослушивание инструментала тестируется и используется в качестве дополнительной терапевтической меры для снижения тревожных, стрессовых и болевых реакций.

Музыкальная психология: Каково влияние музыки на мозг?

Слух — одна из наших систем раннего предупреждения. Воспринятие звука посылает сигнал в аналитическую область головного мозга, которая оценивает, какой тип эмоциональной реакции активировать: страх, злость, отчаяние, веселость и т.д. (пример: кинофобы при лае собак, услышанный во дворе, в одно мгновение впадают в дикий нервоз). Вот почему мелодия может донести до нашей сущности нефильтрованное с самого начала и работать соответственно глубоко. Только во второй момент сознание начинает собирать звуки в голове, чтобы мы сознательно воспринимали их как безопасное звучание — это психология восприятия музыки.

Музыка в памяти хранится как запахи, в лимбической системе. Подобно тому, как некоторые ароматы сразу напоминают человека или ситуацию, так и она. Вот почему композиция, которую мы знаем, всегда вызывает чувства. У каждого свои воспоминания. Нет защищенного выбора воспоминаний, ведь если мы услышали музыку в эмоциональной ситуации и, услышали ее через 10-20-30 лет, ненавязчиво вы вспомните все до последней детали.

Музыкальная психология: Каково влияние музыки на тело?

Музыка записывается в мозг не только через уши, но и через рецепторы давления на коже. Вибрации звука приводят в движение воду в теле, так что все резонирует. В конце концов, доля воды составляет 75% у новорожденных, 65% у взрослых и у 50% у пожилых людей.

Музыка влияет на сердечный ритм, кровяное давление и частоту дыхания. Согласно исследованию Центрального медицинского страхования, нормальные функции организма человека происходят с 72 уд. в минуту. Музыкальный контент с более чем 72 ударами в минуту (bpm) активирует систему тела, подталкивает вверх, улучшает настроение и повышает производительность. Медленный с менее чем 72 уд / мин, особенно классический, имеет успокаивающий эффект. Гормоны стресса разрушаются, мышцы расслабляются и понижается давление. Если уровень стресса падает, он также оказывает укрепляющее действие на иммунитет.

Влияние музыки на умственные способности.

Самое известное исследование влияния музыки на концентрацию было опубликовано Фрэнсисом Раушером из Университета Висконсина. Их испытуемые могли сосредоточиться лучше всего через 10 минут прослушивания творений Моцарта. «Эффект Моцарта» с тех пор был распространен на других классических мастеров и рок-музыки. Самый важный момент — это не тот тип музыки, который им нравится. Интересно, что классика и рок работают на большую концентрацию. Но если вы хотите усилить подсознательные процессы, то Mozart & Co имеет приоритет.

Психология восприятия музыки: Концентрация звукового фона не должна быть слишком насыщенной инструментами, звуками и резко выделяющимися шумами, и должна содержать как можно меньше текста или вообще без него. Счастливый основной тон, в классическом мажорном, а не минорный, лучше всего активирует соответствующие мозговые области.

То, что появилось в исследованиях в школах, — это возможное увеличение IQ с помощью музыкальных прослушиваний. Деградация клеток мозга у людей в возрасте должна замедляться под влиянием музыки.

Читать еще:  Детский психолог это специалист который

Большим плюсом для умственной деятельности является периодическая музыкальная деятельность. Даже больше, чем пассивное прослушивание, новые взаимодействия образуются в мозге при обучении и игре на муз. инструменте. Интересный факт — музыканты имеют более выраженный мост, то есть связь между правым и левым полушариями, чем не-музыканты .

Как можно использовать музыку в повседневной жизни?

Часто мы выбираем правильную музыку интуитивно для наших целей: бодрая, веселая с утра; House, Drum&Bass для скорости тренеровок, для бега; ненавязчивая инструментальная для сосредоточения, медитативная и расслабляющая помогает расслабиться после стрессового, напряжного дня.

Если мы несбалансированы и слушаем однообразную музыку (одного жанра), мы становимся ее рабами:

  • Агрессивная породить злобу в вашем подсознании;
  • Депрессивные фазы не улучшаются с меланхолической классикой или песнями про любовь, наоборот, вы впадаете в депрессию и апатию еще глубже;
  • Слушая постоянно клубные треки, рискуете стать истощенным за длительным выбросом энергии;
  • В тяжелые будни рекомендуется засыпать под R&B, Trap, Relax композиции для вечернего успокоения.

Методы музыкальной терапии в медицине и терапевтии.

Расслабляющая музыка снижает концентрацию кортизола (гормона стресса) и увеличивает образование болеутоляющих эндорфинов. Пациент меньше боится хирургического вмешательства, а потребность в анестетиках снижается на 50% во время операции. Музыка также успешно используется в реабилитации после инсульта или черепно-головные травмы. С марширующей музыкой или другими активирующими элементами пациент мотивирован и мобилизуется. Упражнения по координации легче. В терапии тиннитуса используется музыка, созданная специально для индивидуального тона в ухе.

Музыкотерапия — идеальная среда, чтобы вернуться в контакт с пролитой травмой. У пациентов с комой она ускоряет регенерацию. Пациенты с деменцией возвращаются к своим старым воспоминаниям через песни с ранних дней, давая им духовную поддержку.

Какое влияние оказывает музыка на ребенка в утробе матери?

Конечно, нежная музыка успокаивает мать и неродившегося ребенка. Но наблюдения констатируют, что главная забота ребенка — это то, что слышать рядом с сердцем. Он знает это, он связывает это с безопасностью в брюшной полости матери и предпочитает этот ритм.

Уже в утробе матери ребенок может привыкнуть к успокаивающим колыбельным, которые имеют такой же эффект после рождения. Исследование показало, что ребенок сразу узнает музыку, которую он слышит в животе, и помнит, пока не услышит снова, первый же год после рождения он не влюбляется и не запоминает ни одно музыкальное произведение, кроме того, которое слышал в утробе.

Статья для педагогов — музыкантов, психологов «Музыкальная психология»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Тот, у кого нет музыки в душе,

кого не тронут сладкие созвучья,

способен на грабёж, измену, хитрость.

Темны, как ночь, души его движенья

И чувства все угрюмы. «.

Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка”.

Я вижу, что это очень серьезно: моя музыка направляет жизнь людей, которых я совсем не знаю. Действительно страшно то, что я обладаю такой огромной силой.”

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение – поведение. Конечно, вряд ли характер человека подвергнется сильным изменениям, если он, скажем, вышел утром из дома, сел в маршрутку, где его слуху любезный водила предоставил «Радио Шансон» на пару остановок, потом он отправился в офис, где тоже послушал пару песенок по радио, и плюс десять минут пути домой все с тем же добрым водилой. Здесь речь идет именно о нас с вами – любителях музыки, о тех, кто не может жить без этих ритмов, у кого большая часть воспринимаемых звуков – это музыка. Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее «представителями», можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Вот, к примеру, слова, относящиеся к субъективной оценке музыки:

И это только те влияния, которые осознаются нашим разумом. При этом, соответственно, мы регулируем свое поведение в зависимости от качества этого влияния. Все это происходит осознанно, при участии мышления и воли. Но существуют влияния, которые проходят именно «мимо» сознания, оседая в глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю всех наших смыслов и мотивов. Конечно, нельзя преувеличивать роль музыки в построении человеческого «Я» и его поведения: существует масса факторов, и внешних, и внутренних, которые оказывают влияние на наш внутренний мир. Но нельзя и отрицать факт ее участия в формировании сознания. Интересно то, что насколько различна музыка, которую мы слушаем, настолько различны степень и качество ее влияния на поведение. Скажем, рок-музыка, метал и все, что к ним относится, стимулирует в человеке развитие таких качеств, как агрессивность, жестокость, деструктивность, стремление к одиночеству; и в то же время может направлять на самоактуализацию, самореализацию, стремление к индивидуализму и выделению в обществе. Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию. Кстати, рок-музыка, также может менять религиозные представления и ценности (особенно в детстве, когда они еще не полностью сформированы). Говоря о влиянии музыки на поведение и характер человека, необходимо отделить собственно музыку и тексты, которые она сопровождает. Дело в том, что тексты песен воздействуют напрямую (в них могут содержаться прямые призывы или контекстный смысл), их значение воспринимается полностью в соответствии с их содержанием. Как же тогда музыка влияет на сознание? Ведь она не может нести прямо то или иное смысловое значение. Проще говоря, у музыки нет чистого смысла. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, наше подсознание строит целую систему абстрактных связей, которые и являются скрытым «смыслом» музыки. Еще один интересный факт, отмеченный психологами, — это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под первый. Музыка – явление в этом плане объективное, независимое, и она не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию. Электронная музыка – самое развитое и прогрессирующее направление на сегодняшний день. Многие консервативные личности считают ее мертвой, пустой. Но это музыка, созданная не компьютером, а лишь посредством его. Это очень спорный и сложный вопрос, какая музыка живее – инструментальная или электронная, поэтому не будем раскрывать его здесь. Возвращаясь к нашей теме, нужно сказать, что большинство молодежи, в том числе российской, отдают предпочтение именно музыке электронной, как самому прогрессивному и современному направлению. Что же привлекает нас в ней? Думаю, каждый, кто по-настоящему интересуется этим течением, сможет ответить для себя на этот вопрос. Это, во-первых, практически неограниченное многообразие, звуков, которые можно создать и использовать в создании музыки. Во-вторых, неограниченные возможности по созданию ритм-рисунков, ломаных или, напротив, стройных и математически точных битов. В-третьих, возможность качественной обработки звука, не говоря уже о применении всевозможных эффектов, благодаря которым электронная музыка так разнообразна и индивидуальна. В-четвертых, доступность и сравнительная простота ПО для создания и обработки музыки (конечно, не профессиональной) (многие утверждают, что и без применения аппаратной части можно заниматься созданием и обработкой музыки профессионально – прим. редакции). Ну, и в последнюю очередь можно сказать о внешней стороне предпочтения – просто электронная музыка сегодня – это модно. Говоря о влиянии, которое оказывает электронная музыка на сознание и поведение (имеются в виду прогрессивные стили и направления – Break Beat, House, D’n’B и др.), необходимо отметить, что она направляет и ориентирует молодежь на тот ритм жизни, в котором нужно жить сегодня, чтобы достичь реальных целей и добиться успеха. Звучит слишком глобально? Тем не менее, современная электронная музыка (в своем большинстве) – это НЕ пропаганда наркотиков и алкоголя (в отличие от Punk, к примеру), НЕ толчок к насилию, НЕ религиозный поток (Metal-проповедник сатанизма) и НЕ руководство к действию и протест против общества (тексты песен многих Punk- и Rock-групп и исполнителей). Электронная музыка – явление современное во всех смыслах. Надо сказать, что это музыка в основном коммерческая, поэтому и несет в себе своеобразный вектор в сторону материальной стороны жизни, жесткости ее рыночных законов, тем самым нацеливая слушателя на адаптацию в таком мире. Сложно однозначно оценить степень и качество влияния Electronic Music на человека, на его поведение и сознание. Одно можно отметить с уверенностью – будущее у этого течения огромное, а настоящее уже говорит само за себя.

Читать еще:  Клинический психолог кто это и чем занимается

Направления музыкальной психологии

Психология музыкально-исполнительской деятельности изучает и дает рекомендации в области адекватной передачи композиторского замысла в конкретном воплощении инструменталиста, дирижера, вокалиста. Здесь во весь свой рост встает проблема сценического артистизма и актерского перевоплощения. Хороший актер, находясь на сцене, произнося свой текст, всегда стремится быть в соответствующем образе, живя на сцене и действуя так, как будто переживания героя становятся его собственными. В отличие от актеров музыканты часто позволяют себе играть, не находясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии. Поэтому здесь возникает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К. С. Станиславский. Сюда же относится и задача собственно психологической подготовки музыканта к выступлению, принципы преодоления им излишнего эстрадного волнения, которое и сегодня причиняет много страданий начинающим свой путь профессиональным музыкантам.

Психология музыкально-творческой деятельности изучает не только законы собственно композиторской деятельности, но и то, как они проявляются и в области восприятия музыки, и в области ее исполнения. Область искусства традиционно считается одной из тех, где полет фантазии, воображения, творческой мысли проявляется особенно ярко, наглядно и конкретно. Секреты композиторского мастерства эту область музыкальной психологии интересуют особо. Изучение биографий великих композиторов, истории создания ими своих произведений через призму современных достижений психологии поможет начинающим свой путь молодым композиторам лучше узнать свои собственные возможности и определить свой стиль в творчестве. Долгое время считалось, что творческий процесс дается от Бога и что он принципиально непостижим. Однако современные методы познания позволяют нам овладевать тайнами творческой деятельности.

Большой проблемой для нынешней музыкальной педагогики является вопрос о раннем различении и развитии музыкальных способностей. Диагностика их в настоящее время в основном идет по линии проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма. И здесь мы имеем разработанные специально тесты, которые позволяют выделить из начинающих обучаться детей таких, которые показывают высокий уровень развития природных задатков. Проверяя музыкальные данные ребенка, мы говорим о его задатках потому, что соответствующие способности в полном смысле этого слова могут проявиться только после какого-то определенного периода обучения. Но для того чтобы стать хорошим музыкантом, оказывается мало иметь только хорошие исходные природные данные. Не меньшее значение, а может быть, и даже большее здесь приобретает наличие особых свойств характера, которые ведут музыканта к успеху на жизненном пути. Помимо чисто музыкальных способностей при выборе музыкальной профессии надо учитывать и склад характера, и особенности мыслительной деятельности. Если вы любите уединение и общение с книгой, вам вряд ли придутся по нраву публичные выступления на сцене. А если вы любите красоваться на людях и производить впечатление успехами своей персоны, вам вряд ли понравится часами просиживать в библиотеке, изучая исторические фолианты. Если человек, даже обладая хорошими музыкальными способностями, пойдет против своего характера, то вряд ли из этого получится что-либо хорошее. Музыкальная психология может помочь человеку найти себя, порекомендовав ему, исходя из его психологических особенностей, соответствующий тип музыкальной деятельности.

Важным разделом музыкальной психологии является психология музыкального обучения и воспитания. Эта ветвь музыкальной психологии тесно связана с музыкальной педагогикой, которая, исходя из рекомендации психологии, находит наиболее точные методы работы с учеником. Например, развитие точных и координированных движений у музыканта-инструменталиста может быть достигнуто только при опоре на знания в области психологии движения. Успех педагога в развитии у своих учеников памяти сильно возрастает после использования специальных знаний по психологии (например, после логической структуризации материала).

Рассматриваемая ветвь музыкальной психологии помогает учителю музыки найти правильный стиль взаимоотношений с учениками, равно как и дирижеру хора и оркестра — с оркестрантами и хористами. Поскольку многие виды музыкальной деятельности являются коллективными, то знание психологических принципов организации коллективной деятельности представляются совершенно необходимыми. Известно много случаев, когда музыканты оркестра в буквальном смысле губили того дирижера, который им не понравился и которому не удалось найти с ними необходимый творческий контакт. Психология управления музыкальным коллективом поэтому становится одной из важных составных частей подготовки дирижеров и оркестрантов.

Важным аспектом музыкальной психологии является психология музыкальной пропаганды и музыкально-критической деятельности.

В задачи музыкальной критики входит не только адекватная эстетическая оценка того или иного музыкального произведения, нахождение в нем исторических связей и параллелей, но и правильное убеждение слушателя в правоте своего квалифицированного мнения, а также в том, что он должен потратить свои духовные силы на восприятие и понимание данного произведения, с тем чтобы стать более развитым в личностном плане. Это невозможно без использования музыковедами знаний в области психологии пропагандистского воздействия, методов структурирования и подачи информационного сообщения в данной конкретной аудитории.

Использование музыки в прикладных целях мы видим в так называемой функциональной музыке, с помощью которой осуществляется эстетическое наполнение повседневного быта, и особенно в сфере производства, где такого рода музыка обеспечивает оптимальный ритм трудовых процессов в целях повышения производительности труда. Использование музыки в трудовых процессах имеет свои закономерности, связанные с особенностями протекания нервно-психических процессов в течение рабочего дня. Подбор музыки соответствующего характера помогает решению производственной проблемы «врабаты- ваемости» в ритм трудового процесса, повышению его производительности, снятию накопившегося утомления.

Использование музыки в оздоровительных и мотивационных задачах изучает музыкальная психотерапия и музыкальный коучинг, которые используют для этого различные виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнение и творчество. Каждый музыкант, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, который способен освободить человека от негативных переживаний и взамен этого наполнить его душу положительными переживаниями, связанными с надеждой на светлое будущее, верой в свои силы и радостью жизни.

Но для счастливой жизни человеку мало быть только здоровым. Для счастья и успеха ему необходимо достижение социально значимых целей и получение общественного признания. На это нацелен музыкальный коучинг, который помогает человеку достигать поставленных целей. Для этого необходимо крепить волю, проявлять настойчивость и учиться мужественно преодолевать разного рода барьеры на пути к поставленной цели. В нашей стране это направление музыкальной деятельности почти не исследовано, оно требует от ученого серьезных знаний как в области психологии, так и в области музыки. Возможности музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека, улучшать его здоровье и психологическое состояние, давать ему возможность проходить через высшие состояния пиковых переживаний, в том смысле, как их понимал А. Маслоу — благодатное поле для музыкально-психологических исследований.

В 2008 г. в России была зарегистрирована Национальная ассоциация музыкальных терапевтов (НАМТ), возглавляемая С. В. Шушарджаном.

В начале 2011 г. была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Ассоциация музыкальных психологов и психотерапевтов» (АМПП), руководимая В. И. Петрушиным.

В 2014 г. появился интернет-ресурс Музыкотерапевт.Ру, возглавляемый Алисой Апрелевой [1] .

Каждая из этих общественных организаций имеет свои направления работы и соответствующее поле исследований.

Социологические исследования в области музыкального искусства связаны с выявлением музыкальных вкусов слушателей в зависимости от их принадлежности к тому или иному региону, от их возраста, уровня образования, пола и других социально-демографических факторов. В одном из таких исследований было установлено, что у слушателей, имеющих более высокий уровень образования, отмечается повышенная тяга к серьезной классической музыке, причем у гуманитариев эта тенденция выражена сильнее [2] .

Социологические исследования в области музыкальных вкусов слушателей необходимы специалистам по по маркетингу, рекламе музыкальной пропаганде для выработки соответствующих рекомендаций. Зная социально-психологические характеристики своей аудитории, такие специалисты смогут более точно ориентироваться в деятельности музыкального просвещения. В самом общем виде цели и задачи музыкального искусства в обществе сводятся к содействию его гуманизации и участию в эстетическом наполнении общественной жизни. Музыкальная психология позволяет специалистам делать это с наибольшим эффектом.

Читать еще:  Детский психолог в ташкенте

Музыкальный психолог профессия

Ссылка на основную публикацию