Кто такой нейропсихолог и чем он занимается
Нейропсихолог: кто это и что лечит?
Нейропсихолог для взрослых является не менее востребованным специалистом, чем для детей. Бывают ситуации, когда нужно обращаться к нейропсихологу обязательно — после перенесенных тяжелых заболеваний, связанных с нарушением функции головного мозга, например, при поражении левого полушария у правшей, вследствие которого возникают нарушения речи.
Нейропсихология является одним из современных коррекционных направлений, изучающих нейропсихологические синдромы, развитие которых связано с локальными поражениями мозга. Современные методики клинической нейропсихологии способствуют улучшению соматического и психологического состояния человека, устранению усталости, быстрейшему восстановлению после перенесенных болезней, стрессов, умственного и нервного перенапряжения.
Если вам нужен хороший нейропсихолог в Москве – обращайтесь в Юсуповскую больницу. Это современный медицинский центр, где работают высококвалифицированные специалисты, применяющие в лечении заболеваний мультидисциплинарный подход, в том числе с привлечением нейропсихологов. Занятия с нейропсихологом, использующим самые передовые методики, позволяет вернуть пациентов к полноценной жизни в короткие сроки.
Сфера деятельности
Нейропсихолог является специалистом, который корректирует нарушенные или неразвитые функции психики, занимается развитием произвольности внимания и саморегуляции. В его компетенции — изучение индивидуальных способностей психики, проведение коррекционной работы, помощь в адаптации к условиям деятельности, в которой находится человек.
Ошибочно думать, что нейропсихолог необходим только маленьким пациентам. Консультация нейропсихолога очень часто необходима и взрослым. Нейропсихолог занимается обследованием психики взрослых людей, выявлением поражения тех или иных функций головного мозга, нарушенных вследствие заболеваний, травм и иных поражений ЦНС. Центр нейропсихологии создан в любой современной клинике, занимающейся комплексным лечением тех или иных патологий. Юсуповская больница в Москве предлагает услуги компетентного нейропсихолога, который подберет индивидуальную коррекционную программу для каждого пациента, нуждающегося в квалифицированной помощи.
Отличия нейропсихолога от психолога
Ввиду того, что и психолог, и нейропсихолог являются коррекционными специалистами, многие ошибочно думают, что сфера их деятельности аналогична. Однако это не соответствует действительности.
Психолог изучает эмоционально-волевую сферу, эмоционально-личностные проблемы: поведенческие трудности, страхи, отсутствие взаимопонимания со взрослыми и сверстниками.
Что делает нейропсихолог? Он занимается изучением мозговой анатомии и физиологии, заболеваний ЦНС и нейропсихологической диагностикой. Кроме того, выявляет проблемы и причины этих проблем у взрослых и детей, глубинные мозговые механизмы тех или иных сложностей в развитии, занимается нейропсихологической коррекцией.
Основы нейропсихологии базируются на решении следующих задач:
нейропсихолог выявляет закономерности функционирования головного мозга в процессе взаимодействия с внешней и внутренней средой;
исследует функции и структуры головного мозга;
анализирует повреждения определенных областей головного мозга.
Отрасли нейропсихологии
Нейропсихология является относительно молодой и стремительно развивающейся отраслью науки, которая имеет свою квалификацию. В зависимости от направления и задач, нейропсихология подразделяется на следующие виды:
Методы нейропсихологии
Методы нейропсихологии подбираются с учетом конкретных задач и направленности диагностических или лечебных мероприятий.
Для того чтобы оценить нейропсихологические синдромы, ассоциация нейропсихологов Москвы рекомендует применять наиболее распространенную и успешную систему – Лурия, которая позволяет диагностировать и описать существенные психические потери при поражениях определенных участков мозга:
документально описывается клинический случай (с описанием истории болезни, результатов инструментальных и лабораторных исследований);
описывается психическое состояние больного с акцентом на особенности его сознания, способности к ориентации в пространстве и времени, критичности и эмоциональном статусе;
исследуется произвольное и пассивное внимание;
изучается эмоциональный фон больного;
исследуются особенности визуального восприятия (с использованием реальных предметов, объектов, букв, цифр, цвета, контурных рисунков);
исследуется тактильное восприятие пациента (он распознает объекты по ощупыванию или прикосновению);
исследуется слуховое восприятие в различных ситуациях;
исследуется двигательная активность, координация движения, способность к воспроизведению определенных поз, копированию движений;
исследуются навыки речи (способность больного к пониманию речи, повторению звуков и слов, созданию логико-грамматических конструкций);
анализируются особенности письма;
исследуется чтение, память, система счета, интеллектуальные процессы.
За последние годы в «копилку» методов нейропсихологии добавились инновационные разработки, основанные на модернизации известных методик и внедрении в практику передовых инструментальных исследований.
Нейропсихологические исследования направлены не только на выявление нарушения деятельности мозга, но и на распознавание его патогенетических механизмов.
Упражнения нейропсихолога
Нейропсихологическая коррекция – это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на изменение структуры нарушенных функций головного мозга и создание компенсирующих средств, позволяющих пациенту в дальнейшем контролировать свое поведение и самостоятельно обучаться.
Занятия с нейропсихологом необходимы детям со следующей патологией психического развития:
Ранним детским аутизмом;
Общим нарушением развития;
Алалией (отсутствием или недоразвитием речи у детей при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе);
Дизартрией (расстройством произносительной организации речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата);
Дисграфией (нарушением процесса письма, которые проявляются в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированной высшей психической деятельностью, которая участвует в процессе письма);
Дислексией (неспособностью к овладению чтением).
Логопед-нейропсихолог работает с детьми и взрослыми пациентами, у которых нарушена речевая функция. Нейропсихологи в Москве оказывают помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, страдающим детским церебральным параличом. Упражнения нейропсихолога помогают детям, которые испытывают сложности в обучении в силу психологических причин, при общем физическом недоразвитии, стрессовых ситуациях и школьной дезадаптации.
Когнитивно-поведенческая терапия в лечении хронической боли
Когнитивно-поведенческая психотерапия – психосоциальный терапевтический метод. Он направлен на осознание пациентом особенностей текущего состояния, определение наиболее значимых целей по изменению самочувствия, формирование психотерапевтической программы с помощью нейропсихологов. Основные воздействия при психотерапии пациентов направлены на их познавательные процессы — «реалистичное и нереалистичное познание» или «рациональные и иррациональные установки».
В процессе занятий нейропсихологи приучают пациента к самонаблюдению и осознанию мыслей, которые автоматически возникают у человека в ответ на внешние события, обучают искать доказательства своих оценок и видеть в собственных мыслях не факты, а гипотезы. Нейропсихологи знакомят пациента с техниками исправления ошибочных суждений, с новыми способами формулировки проблем, помогают расширить привычные правила поведения.
В процессе рационально-эмоциональной психотерапии выявляют иррациональные установки пациента и проводят их коррекцию. Методики, которые применяют нейропсихологии, помогают пациенту приобрести новый, противоречащий его неадаптивным убеждениям, опыт. Новые варианты мышления и поведения пациенты закрепляют в процессе специальных тренировок (ролевых игр) и в повседневной жизни.
Нейропсихологи, которые применяют метод когнитивно-поведенческой терапии, применяют следующие техники саморегуляции:
работу с «управляемым» воображением;
биологическую обратную связь.
Одновременно с обучением пациента этим методам нейропсихологи Юсуповской больницы развивают у них навыки самонаблюдения, поскольку произвольный самоконтроль возможен только при ясном осознании характера воспринимаемой информации. Занятия ауторелаксацией восстанавливают динамическое равновесие механизмов гомеостаза и приводят к нормализации вегетативно-висцеральных и нейроэндокринных нарушений, изменений тонуса мышц, которые возникают вследствие стресса.
Ауторелаксация уменьшает уровень тревожности пациента и повышает его устойчивость к стрессовым воздействиям. К релаксационным техникам, которые обеспечивают мышечное и эмоциональное расслабление относят функциональную релаксацию, аутогенную тренировку, специальные дыхательные упражнения, прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону.
Большинство релаксационных техник нейропсихологии сочетают с введением пациента в гипнотическое состояние, которое сопровождается концентрацией внимания на определенных стимулах. Расслабление и достижение гипнотического состояния достигается с помощью внушения или самовнушения, а гипнотическое состояние облегчает беспрепятственное усвоение мыслей и убеждений, которые в другом состоянии пациент подверг бы анализу и критике.
В начале сеанса самовнушение используют для индукции мышечного и эмоционального расслабления, а затем для формирования определенных убеждений, которые снижают значимость болезненных проявлений, повышают уверенность в собственных возможностях справиться с заболеванием и создают настрой на поведение, которое способствует выздоровлению.
Мышечной релаксации достигают с помощью техники медитации. Она представляет собой более активный процесс, который направлен на устранение посторонних мыслей путем концентрации умственных способностей на одном объекте в течение длительного периода. Объектом медитации может служить собственное дыхание, любой звук или предмет.
Некоторые приемы достижения мышечной и эмоциональной релаксации включают использование «управляемого воображения». Работа с воображением проводится с целью отвлечения внимания пациента от болевых ощущений. Применение биологической обратной связи – один из способов быстрого обучения пациента произвольному влиянию на параметры физиологических процессов в организме. При лечении хронической боли нейропсихологии используют две разновидности биологической обратной связи: электромиографическую и тепловую. Электромиографическую биологическую обратную связь используют для уменьшения напряжения мышц с помощью определенных поз и техник у пациентов, которые страдают головной болью напряжения и другими заболеваниями, сопровождающимися напряжением мышц. Тепловую биологическую обратную связь используют у пациентов, которые страдают следующими заболеваниями:
рефлекторной симпатической дистрофией.
С помощью этой методики пациентов обучают, как можно повысить периферическую температуру, согреть конечности и улучшить кровоток.
Гештальт-терапия
Лучшие нейропсихологи Москвы для лечения пациентов широко применяют метод гештальт-терапии. Суть метода заключается в следующем: не объяснять пациенту, но дать ему самому возможность быть неразрывным, целостным, присутствующим сейчас и здесь, понимать и уважать себя. Первая часть названия метода означает «целостный образ». Что делает нейропсихолог, который применяет метод гештальт-терапии? Он изучает опыт пациента контактировать с собой, со средой, окружающей его, и с другими людьми.
Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании следующего:
как человек контактирует;
как он может прервать этот опыт;
как клиент замечает или игнорирует свои потребности и желания.
Любые техники лишь являются способами реализации сути гештальт-терапии, ее фундаментального подхода. Нейропсихологи, владеющие методом гештальт-терапии, используют следующие базовые техники:
Экспериментирование. В ходе терапии нейропсихолог предлагает клиенту не просто рассказать о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа «здесь и теперь»;
Работу со сновидениями. Сон рассматривается как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое «экзистенциальное послание», с которым спящий обращается к самому себе;
Нейропсихологи используют целостный подход к опыту пациента. Гештальт-терапевт принимает в расчет телесные и эмоциональные проявления наравне с когнитивными процессами и другими феноменами пациента.
Эмоции – частные проявления опыта человека. При патологических процессах они могут быть закрыты или нарушены. Эмоции нельзя рассматривать по отдельности, если целью работы является восстановление целостности.
Для того чтобы получить консультацию нейропсихолога в Москве, обращайтесь в Юсуповскую больницу. Вы можете записаться на прием, позвонив в любое время суток по телефону контакт-центра.
Нейрокоучинг и нейропсихология
Нейрокоучинг является направлением, которое позволяет изучать механизм связей между мозгом, сознанием и поведением. Это теория обучения выстроена на основе структуры и функций головного мозга. Данный тренерский подход дает возможность раскрыть потенциал человека.
Нейрокоучинг — это мощный инструмент, помогающий снизить тревожность, депрессию, стресс и решить психологические проблемы в сфере личностного развития.
Нейро-коучинг в нейропсихологии позволяет достичь следующих результатов:
овладение лучшим контролем над эмоциями и достижение большей удовлетворенности жизнью;
более эффективное разрешение конфликтов и легкое общение в социуме;
смягчение опасений, страхов, сомнений и нерешительности;
снижение напряженности и усталости;
усиление сочувствия, доверия, сотрудничества с окружающими;
повышение самооценки, уверенности в себе, оптимизма;
установление или восстановление взаимоотношений;
вовлеченность в полезную активность на работе, в сфере образования, в доме;
снижение негативного влияния эмоциональных, когнитивных и поведенческих нарушений.
В отличие от коучинга, нейрокоучинг акцентируется на индивидуальных особенностях пациента, его психофизиологических особенностях развития, особенностях развития головного мозга и жизненной позиции в социуме.
Записаться на консультацию нейропсихолога, узнать стоимость консультации и задать все интересующие вопросы можно по телефону Юсуповской больницы либо у врача-координатора на нашем сайте.
Нейропсихолог — все о врачебной специальности
Нейропсихолог – это врач, который корректирует работу человеческой психики. Результатами его деятельности является восстановление речевых навыков, нормализация восприятия и мышления. Такой специалист тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами, что способствует улучшению процесса восстановления.
У современных детей отмечается возрастание различных патологий, поэтому появилась необходимость в образовании детской нейропсихологии. Она направлена на сравнение и изучение развития психических функций при различных видах заболеваний, соотнося их с нормой. Основными причинами развития патологий являются родовые травмы, сбои в процессе формирования эмбриона, различные врожденные отклонения.
Очень важно вовремя обнаружить проблему и начать с ней работать, так как детский возраст является пластичным, и многие патологические проявления поддаются коррекции.
Диагностируется заболевание при обращении к специалисту, который изучает историю болезни, выслушивает жалобы, общается с родителями (уточняется течение родов и наличие врожденных пороков или отклонений). Могут быть назначены аппаратные исследования или проведение генетического анализа для установления наследственных мутаций гена.
Методики коррекции подбираются в индивидуальном порядке.
Основные обязанности
Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.
Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:
- личностной характеристики;
- поведенческих особенностей;
- произвольных действий и движений;
- процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).
К научным методам относятся:
- Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
- Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.
Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.
Заболевания в разделе нейропсихологии
Нейропсихолог часто занимается с детьми, у которых выявлены следующие нарушения:
- ДЦП;
- гиперактивность;
- синдром дефицита внимания;
- задержки в речевом развитии;
- медлительность и несамостоятельность;
- затруднения в адаптации в обществе;
- нежелание учиться и заниматься;
- повышенная утомляемость;
- замедленное усвоение школьной программы.
Скорректировать отклонения можно только детям до 12 лет: в этот период функциональные нарушения лучше всего поддаются исправлению.
Врач помогает детям, у которых наблюдаются ограниченные умственные способности. Такие патологии могут быть врожденными или приобретенными после перенесения травм. В последнем случае такие патологические явления могут встречаться у взрослых людей.
Нейропсихолог подбирает и разрабатывает индивидуальную программу для ребенка. Она носит обучающий характер. Это могут быть различные задания, направленные на улучшения речи, памяти, мышления.
Со взрослыми клинический психолог в области нейропсихологии работает после перенесения тяжелых заболеваний, физических или психических травм.
Когда обращаются к нейропсихологу
Следует рассмотреть основные признаки, которые сигнализируют о наличии проблемы, решить которую поможет нейропсихолог.
Если у вашего малыша имеется хотя бы одна из проблем, описанных ниже, то необходимо обратиться в клинику и получить соответствующую консультацию:
- плохое запоминание и воспроизведение устной или письменной речи;
- непонимание окружающих;
- нарушение мелкой и крупной моторики;
- непонимание правильного оформления грамматического построения речи;
- быстрая утомляемость;
- трудности в самоорганизации и проблемы с опрятностью;
- пропуск букв или слов в устной или письменной речи;
- нестабильность эмоционального фона;
- низкая концентрация внимания и усидчивость.
Врач-нейропсихолог проведет специальное тестирование в форме игры, задаст вопросы ребенку и разработает индивидуальную программу.
Диагностика заболеваний
При обращении в больницу, внешнего осмотра и беседы может быть недостаточно. Основная обязанность врача заключается в установлении причины отклонения, поэтому может потребоваться проведение лабораторных и инструментальных исследований: сдается анализ крови, назначается УЗИ, КТ или МРТ, рентген.
Специалист может назначить лечение в комплексе с прохождением курса восстановления или коррекции.
Методика проверки у нейропсихолога включает в себя исследование:
- двигательной функции;
- письма, счета и чтения;
- способности распознавать предметы;
- уровня интеллектуального развития;
- памяти;
- речевых навыков;
- доминирующего полушария – леворукость или праворукость.
Обследование проходит в форме упражнений, врач располагает ребенка к выполнению необходимых действий. После проверки подбираются соответствующие упражнения. Это делает процесс восстановления более эффективным.
Лечение патологий
Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.
Занятия направлены на:
- Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
- Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
- Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.
Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.
Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.
Логопедия и нейропсихология
личный блог Вероники Мазиной
Кто такой нейропсихолог и какова сфера его деятельности?
Posted on Ноябрь 6, 2016 by nika.mazina in Все // 0 Comments
Кто такой нейропсихолог? Это врач, психолог или педагог? С кем он занимается? В каких случаях к нему обращаться? Где он работает — в образовании или здравоохранении? Что такое нейропсихологическая диагностика? Что такое нейропсихологические занятия?
Нейропсихология — направление клинической психологии. Различают детскую и взрослую нейропсихологию. Мы будем говорить о детской нейропсихологии.
Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребёнка и созревания нервной системы, а так же изучением специфики расстройств психичемких функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте. (МикадзеЮ.В. 2013 )
Нейропсихолог исследует психические функции в их взаимосвязи с работой мозга:
— с помощью специальных заданий и проб выявляет первопричину (механизм) различных отклонений в развитии внимания, памяти, восприятия, саморегуляции поведения,
— определяет сильные стороны в развитии психических функций;
— выявляет ведущий тип полушарной обработки информации;
— разрабатывает стратегию работы с «левшами», основываясь на закономерностях работы мозга
— определяет ведущего специалиста для преодоления проблем поведения и обучения (психолог, логопед, олигофренопедагог, психиатр, невролог).
Основное направление работы детского нейропсихолога – помощь детям и подросткам с трудностями развития и обучения.
Родители дошкольников часто обращаются с вопросами школьной готовности, определения ведущей руки, речевого развития. Именно в этом возрасте важно выявить трудности развития и успеть максимально преодолеть предпосылки школьной не успешности.
Школьникам нейропсихолог помогает разобраться со школьными проблемами, выявить первопричины и эффективно их преодолеть или скорректировать. Такие дети зачастую интеллектуально развиты, но тяжело осваивают какой-то конкретный предмет — письмо, чтение, математику. Распространённая проблема – специфические трудности овладения навыками письменной речи, которые привели к дисграфии, дизорфографии или дислексии. Трудности обучения могут быть и более общие, например, дефицит внимания, самоконтроля, низкая мотивация и быстрая утомляемость, которые препятствуют раскрытию потенциала ребёнка и реализации его интеллектуальных способностей.
На диагностической консультации специалист выявляет индивидуальные особенности, даёт рекомендации по построению плана преодоления трудностей с учётом сильных и слабых сторон. Детский нейропсихолог даёт научно обоснованные рекомендации родителям, педагогам в том, как им вести себя с ребёнком, у которого имеются трудности в обучении.
Нейропсихолог также проводит занятия, направленные на преодоление проблем обучения или коррекцию сформировавшихся дефектов с применением методов сенсомоторной и когнитивной коррекции.
Нейропсихологические занятия.
Занятия с нейропсихологом относятся к коррекционно-развивающим занятиям и необходимы детям с трудностями в обучении из-за отставания в развитии отдельных психических функций, а также из-за общей психофизической ослабленности. Такие занятия нужны и тем учащимся, которые успевают в школе, но достигают этого в ущерб своему здоровью.
На занятиях вместе с ребёнком создаётся арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена.
Нейропсихологические занятия начинаются со специальных двигательных упражнений, которые запускают механизмы активизации и саморегуляции нервной системы. Это комплекс физических упражнений, сочетающий в себе определенным образом подобранные дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных мозговых структур, отвечающих за работоспособность и формирование сенсорного и моторного обеспечения всех психических функций. На этом этапе ведущим является «Метод замещающего онтогегеза» А.В.Семенович.
Постепенно в занятия вводятся логопедические или иные формы психолого-педагогического сопровождения развития речи, письма, пространственных представлений, памяти… Начало направленной коррекции познавательных процессов зависит от исходного статуса ребёнка.
Наиболее труднодостижимым, но самым ценным результатом, на который ориентированы нейропсихологические занятия, является формирование у ребёнка произвольной саморегуляции, то есть самоконтроля. Это происходит в процессе качественного и осознанного выполнения специальных двигательных упражнений, а также в результате игр и заданий с интеллектуальной и речевой нагрузкой.
Образование нейропсихолога.
Нейропсихолог — это чаще всего клинический психолог по базовому образованию, который выбрал специализацию в области нейропсихологии. Но логопеды, олигофренопедагоги, педагоги-психологи и другие специалисты с высшим дефектологическим или психологическим образованием тоже могут получить нейропсихологическое образование, пройдя соответствующую подготовку в ВУЗе. Обращаю внимание, что это не просто повышение квалификации посредством посещения курсов. Это вузовская подготовка с теоретическими и практическими занятиями, по завершении которых и в результате успешно пройденных экзаменов, выдаётся сертификат, дающий право на профессиональную деятельность в указанной области. Если Вы выбираете специалиста для занятий со своим ребёнком, то не постесняйтесь узнать о его образовании и посмотреть документы.
Где найти нейропсихолога?
Нейропсихологи работают как в системе здравоохранения, так и в системе образования на ставках клинического психолога или указанных выше специалистов, но имея дополнительную профессиональную подготовку, которую они применяют в своей профессиональной деятельности.
Узнать о моём профессиональном образовании и записаться на приём можно на соответствующей странице сайта.
Нейропсихолог
Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Представитель этой профессии тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами.
Особенности профессии
Работа нейропсихолога помогает клиенту адаптироваться к тем условиям жизни, в которых находится в данный момент. Официально выделяют две отрасли нейропсихологии: взрослая и детская. Вторая является более молодой и развивается очень быстро, пока что не имея официального ответвления. Именно поэтому для детских проблем с психикой в нейропсихологии используются те же методы диагностики, что и для взрослых.
Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:
- ДЦП;
- нарушения процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);
- трудностей в процессе социализации (адаптации к обществу);
- повышенной утомляемости;
- замедленного процесса усвоения школьной программы.
Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм. Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики. Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.
Клинический психолог в области нейропсихологии работает и со взрослыми пациентами. Они прибегают к помощи этого специалиста после поражений нервной системы, которая пострадала в результате заболеваний, физических и психологических травм. Важно помнить: этот специалист не является доктором.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- оказание помощи пациентам;
- работа в хороших условиях;
- востребованность (если специалист обладает достаточным количеством знаний);
- возможность сбора информации для научных работ;
- интересные случаи в практике.
Минусы:
- ответственность за здоровье и жизнь пациента (от правильно подобранных методов, рекомендуемых для лечения, зависит дальнейшее психическое состояние и поведение пациента);
- низкая зарплата в государственных учреждениях;
- трудности в работе с теми пациентами, которые не хотят выполнять программу корректировки психики.
Важные качества
Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения. Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя. Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.
Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.
Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение. Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран.
Обучение на Нейропсихолога
Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.
Место работы
После окончания учебы нейропсихологи устраиваются в государственные учреждения в качестве клинических психологов, а также в нейрохирургические клиники. Часто они выбирают должность педагога-психолога, работают в медико-психологических центрах. Кроме того, представителю этой профессии можно устроиться в частную клинику, где обычно предлагается гибкий график работы и высокий доход.
Оплата труда
Зарплата на 16.03.2020
Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.
Карьера
Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.
Профессиональные знания
Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:
- психофизиология;
- клиническая и возрастная анатомия;
- гигиена и физиология;
- психотерапия;
- неврология;
- физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
- психиатрия;
- физиология ЦНС.
Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей.
Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.
Известные люди этой профессии
Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.
Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.
Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.