Start-365.ru

Работа и Занятость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детский психолог в школе

Что делает психолог в школе?

Почему возникает вопрос о наличии психолога в школе, о его необходимости и значимости?

Несмотря на то, что сейчас психологи есть в каждой школе и детском саду, до сих пор очень многие скептически относятся к его работе в учебном заведении, мол «раньше без психолога жили, и нормально» Разрушаем мифы о психологах

Возможно благодаря этому скепсису у людей формируются расхожие заблуждения о работе психолога, которые мешают понять чем же в действительности занимается психолог в школе и зачем нужен школьный психолог.

Поэтому прежде чем основательно ответить на вопрос — «что делает психолог в школе?» развеем несколько распространённых мифов и человеческих заблуждений о школьных психологах.

Школьный психолог только свои тесты и проводит

Да, действительно психолог в школе довольно часто проводит тесты, но те, кто не вникает в его работу, заблуждаются в том, что исключительно лишь тесты. Диагностика, как одно из направлений работы психолога в школе, стоит далеко не на первом месте в списке всех методов работы психолога в школе. В основном потому, что диагностика — хороший, но всего лишь дополняющий другие методы работы, инструмент. Диагностика ради диагностики бессмысленна, и это понимает каждый психолог работающий в школе. Чем может помочь психолог?

Школьный психолог — это человек «на побегушках»

Психолог в школе работает в соответствии со своими должностными обязанностями. Безусловно в эти обязанности не входят многочисленные подмены заболевших учителей или сопровождение детей в музей на экскурсию. И так ведь да, так случается, что директора школ прибегают к помощи своих психологов и ставят их на замену в связи с производственной необходимостью. Но грамотный школьный психолог всегда извлечёт пользу из данной ситуации, и всегда использует данную возможность, чтобы понаблюдать за взаимодействием ребят в неформальной обстановке во время экскурсии или психологической работы с классом во время замены.

Школьный психолог не растёт профессионально

У каждого школьного психолога есть масса способов и возможностей для повышения своей квалификации, посещая разнообразные конференции, семинары, мастер-классы и прочие мероприятия, где можно пообщаться с другими специалистами, обменяться опытом, получить новые идеи и навыки. Другой вопрос, что не у каждого психолога есть такое желание. Поэтому судить так о всех школьных психологах как минимум не объективно, и в этом вопросе всё очень индивидуально.

Что же на самом деле делает психолог в школе?

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. С этой целью психолог в школе выбирает тот или иной вид деятельности, в основном в комплексе и подбирает форму и тематику работы индивидуально, в соответствии с запросом или проблемой, с которой он столкнулся. Но школьный психолог работает не только по запросу, вместе с тем он выполняет те задачи, которые предусмотрены планом работы на год.

Методы работы психолога в школе. Диагностика и Консультации

Большую часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает диагностике, групповой или индивидуальной. Как вести себя у психолога?

Так например, благодаря современным тестам психолог может определить насколько успешно проходят процесс адаптации первоклассники в начальной школе или пятиклассники в средней школе. В старшем звене с помощью профориентационных диагностических методик психолог помогает подросткам определиться с будущей профессией. Психология юности или Как помочь подростку выбрать профессию?

Самое простое, что обязан сделать школьный психолог по итогам диагностики — это разработать практические рекомендации для всех участников учебно — воспитательного процесса, которые должны помочь учителю, классному руководителю, родителям или самому ребёнку справиться с той или иной психологической трудностью. Памятка родителям подростка

Также полученные результаты диагностики психологу помогают при составлении общей картины исследуемого психического процесса в процентном соотношении. С такими данными психолог обычно выступает на педсоветах или родительских собраниях с целью ознакомления учителей и родителей с полученными результатами диагностики учеников.

Бывает так, что показатели проведённой диагностики не соответствуют норме, и здесь психолог также может оказаться очень даже полезным. В таком случае психолог использует следующий метод своей работы в школе — это психокоррекция.

Коррекционная деятельность школьного психолога

В соответствии с целями и задачами, которые стоят перед психологом, он выбирает на его взгляд самые эффективные коррекционные программы и проводит их в форме групповых или индивидуальных занятий. Типичные психокоррекционные программы рассчитаны на 10 — 15 занятий. Проводятся такие занятия примерно 2 — 3 раза в неделю. Только в таком случае можно рассчитывать на изменение каких — либо психических показателей, их формирование или развитие.

Что ещё делает психолог в школе?

Кроме всего прочего психолог консультирует всех участников учебно — воспитательного процесса. К нему за бесплатной анонимной консультацией можно обратиться с любой проблемой психологического характера, но не ждите от обычного школьного психолога каких — либо глубоких психоаналитических или гипнотических способностей. Такие возможности в консультационной работе есть в арсенале лишь у психоаналитиков, ну или у подготовленных психотерапевтов.

Психологические консультации в школе зачастую имеют разъяснительный характер, с конечной целью обозначить суть проблемы и определить возможные причины её возникновения, а также совместно с психологом подобрать самые эффективные пути и способы разрешения данной проблемы.

Ещё одним важным методом работы школьного психолога является профилактика

Психологическая профилактика включает себя разнообразные формы работы направленные на предупреждение негативных, девиантных, асоциальных моделей поведения детей. Среди родителей также проводятся профилактические беседы, например с целью профилактики насилия в семье и других негативных явлений.

Очень часто школьный психолог помогает в разрешении возникающих конфликтных ситуаций в школе, а с помощью правильно подобранных профилактических мероприятий он умело их предупреждает или учит предупреждать. И тогда можно так сказать, что профилактика мягко перетекает в такой вид работы психолога в школе как просвещение. Как уберечь своего ребёнка от групп смерти?

Просвещение как метод работы школьного психолога

Просветительская деятельность выполняет разъяснительную и информационную функции, а также включает в себя пропаганду, например здорового образа жизни. Тематика просветительской работы психолога колоссальна, от вопросов связанных с воспитанием детей до проблем трудовых мигрантов.

Так что как видим психологу в школе есть чем заняться. Методов работы достаточно для того чтобы оправдать поставленные перед психологом цели и задачи в сопровождении учебно — воспитательного процесса в школе.

Зачем нужен психолог в школе

Школьный психолог – это специалист с высшим педагогическим образованием, очным или заочным, который также имеет подготовку в области детской и подростковой психологии. Детский психолог помогает ребенку преодолеть разные страхи и трудности, пережить возрастные кризисы, корректирует его поведение в коллективе и семье. Также он активно взаимодействует с родителями, которые стремятся лучше понять своего ребенка, помочь ему в сложных жизненных ситуациях и выстроить правильную линию взаимоотношений.

Получить высшее педагогическое образование заочно по направлению «психолог» можно практически во всех гуманитарных вузах нашей страны. Эта профессия популярна и востребована. В штате всех государственных и частных школ обязательно есть психолог, или даже целая психологическая служба с несколькими специалистами разных направленностей.

Школьный психолог и его обязанности

Основная функция психолога в школе или детском саду – обеспечение психологического здоровья детей, выявление и решение проблем в коллективе или у отдельных учеников. Этот сотрудник заботится о том, чтобы детям было комфортно в процессе учебы, помогает преодолеть жизненные трудности.

Главные обязанности сотрудников школьной психологической службы:

  • психологическая диагностика;
  • коррекционная и профилактическая работа;
  • проведение индивидуальных консультаций для учеников, педагогов и родителей;
  • проведение тренингов;
  • посещение педсоветов и родительских собраний;
  • профориентация;
  • ведение документации, отчетности;
  • работа с будущими первоклассниками.

Спектр проблем, с которыми работает школьный психолог, очень обширен. Среди них:

  • агрессивное поведение;
  • закрытость и замкнутость;
  • очень низкая мотивация к учебе, плохая успеваемость;
  • наличие вредных привычек;
  • страхи разного рода;
  • невнимательность и неусидчивость;
  • гиперактивность;
  • неуверенность в себе;
  • психосоматические проблемы.
Читать еще:  Нейропсихолог кто это и что лечит

Приведем несколько примеров, когда дети нуждаются в особом внимании и участии школьного психолога:

  1. Ребенок постоянно обижает одноклассников, срывает уроки, взрослые совсем не являются для него авторитетом.
  2. Ученик часто пропускает школу без уважительной причины.
  3. Один из членов коллектива является изгоем. Дети его игнорируют, издеваются.

В первом и втором случаях чаще всего проводится длительная индивидуальная работа с учеником и родителями. В последнем случае – специалист работает с целым коллективом или группой детей, а также помогает ученику, которого обижают. Методики могут быть самые разные, в зависимости от нюансов каждой отдельной ситуации.

Коррекционная работа психолога может проводиться не только по запросу учителя, администрации школы или родителей, но также и по желанию самого ученика. Подростки, например, могут осознанно попросить помощи школьного психолога в сложной ситуации. Конечно, если этот специалист будет вызывать доверие и симпатию. Для них – это взрослый человек, не являющийся учителем или родителем, с которым можно обсудить волнующие вопросы. Это очень важно, особенно во время переходного возраста. Несколько распространенных проблем, с которыми подростки обращаются к психологу:

  1. «Родители меня не понимают».
  2. «Ко мне относятся как к маленькому ребенку».
  3. «У меня нет друзей».
  4. «Меня игнорируют одноклассники».

В некоторых школах есть социальные педагоги, которые занимаются вопросами неблагополучных семей и трудных подростков. Они работают с детьми на территории школы, а при необходимости – даже посещают подопечных на дому. Исследуют жилищные условия, обстановку в семье, отношения между близкими школьнику людьми. На основе полученных данных – проводится коррекционная работа.

Методы и приемы, которые использует психолог в своей работе чаще всего:

  • индивидуальная или групповая беседа;
  • проведение всевозможных тестирований;
  • проведение коррекционных занятий;

Все сведения, полученные в процессе работы с детьми и взрослыми с помощью бесед и тестов, помогают выявить проблемные группы или классы, а также отдельных учеников, нуждающихся в помощи и регулярных коррекционных занятиях. Результаты исследований дают возможность выстроить дальнейшую работу, спланировать мероприятия.

У психолога обязательно есть расписание и план занятий. Он использует готовые программы, но дополняет их собственными наработками. Каждый конкретный случай индивидуален, и нужно уметь внести коррективы в процессе работы.

Занятия включают в себя разные упражнения – рисунки, ролевые игры и другие задания, способные выявить проблему или решить ее.

Образование детского психолога

Школьный психолог, как правило, имеет высшее психолого-педагогическое образование. Но это может быть и гуманитарное образование с углубленным знанием психологии. В колледжах и техникумах нельзя выучиться на психолога, среднее специальное образование дает возможность только преподавать в начальных классах. Но, окончив среднее учебное заведение, можно облегчить себе поступление в вуз. Также в этом случае появляется возможность работать и одновременно учиться заочно или дистанционно.

Получить высшее заочное образование по специальности «Психолог» можно в таких вузах:

  • Университет Синергия;
  • Московский институт экономики, политики и права;
  • Университет истории культур;
  • Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой;
  • НОУ ВПО Высшая школа психологии;

Психолог должен подтверждать или повышать квалификацию раз в несколько лет. Это можно делать дистанционно или заочно в специальных центрах последипломного образования или при некоторых университетах.

Получить бесплатное заочное образование в области психологии практически невозможно. Бюджетные места обычно есть только на очных факультетах. Но стоимость заочного и дистанционного обучения в разы ниже очной, к тому же студент может параллельно работать, оплачивая свою учебу.

При желании, в сети Интернет можно найти много бесплатных, но очень полезных курсов по психологии. Это актуально для тех, кому не важен официальный документ об окончании курса.

Возможности и карьерный рост

Работа психолога в школе – интересная и творческая, но она также очень тяжелая и ответственная. Важно иметь такие черты личности, как энтузиазм, усидчивость, дисциплинированность, внимательность, умение слушать и слышать человека, беспристрастие, умение ладить с людьми. Добиться роста по карьерной лестнице будет сложно, зато можно стать настоящим профессионалом в своей области, развиваться в выбранном направлении, изучать новые методы работы.

Профессия сегодня востребована и у выпускников психолого-педагогических вузов есть много вариантов для реализации своего профессионального потенциала. Детский психолог может работать не только в государственных школах, но и в частных учебных заведениях, на курсах. Также некоторые специалисты успешно занимаются частной практикой, открывая собственный офис, психологическую службу.

Школьный психолог: зачем он нужен и с чем к нему обращаться

Семь лет назад я работала школьным психологом. Помню, переживала, когда слышала от детей: «Я не пойду к психологу — со мной все нормально» или «Я и так здоров». Хорошо помню и перепуганные глаза мам и пап, когда после родительского собрания просила их зайти ко мне. Тогда складывалось ощущение, что меня путают с психиатром и боятся, что буду выписывать справки с диагнозами.

Радует, что сейчас психолог вызывает меньше тревоги и напряжения. Но для того, чтобы понять, чем занимается психолог в школе, уместно разобраться в таких понятиях, как «психиатр», «психотерапевт», «психолог».

Чем отличаются психолог, психиатр и психотерапевт?

ПСИХИАТР — врач с высшим медицинским образованием. Лечит тяжелые формы психического расстройства — психозы (шизофрения, биполярное расстройство и многое другое). В своей работе использует медикаментозное лечение.

ПСИХОТЕРАПЕВТ — врач с высшим медицинским образованием. Лечит более легкие формы психического расстройства — неврозы (депрессия, страхи, тревога). Помимо медикаментозного лечения использует в своей практике психотерапевтические методы лечения без использования препаратов.

МЕДИЦИНСКИЙ ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием, не обязательно медицинским. Часто работает в больницах и других лечебных заведениях. Занимается диагностикой, консультативной деятельностью и долгосрочной работой с пациентами, используя психологические методы лечения. Не назначает медикаментозное лечение.

ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием. Не имеет отношения к медицине. Работает со здоровыми людьми, которые столкнулись с жизненными трудностями или кризисами. Не назначает медикаментозное лечение. Иногда может работать с больным, который находится под наблюдением психиатра.

Зачем нужен школьный психолог?

Чем именно должен заниматься психолог в школе, часто не понимают не только родители, но и сам педагогический коллектив. Я думаю, каждый школьный психолог сталкивался с ситуацией, когда учитель приводил к нему «непослушного» ученика с ожиданиями, что он в кратчайшие сроки сделает из «хулигана» послушного, спокойного и примерного ученика.

Что же входит в компетенцию школьного психолога:

  • диагностика;
  • просветительская деятельность (объяснять, что такое психология, зачем нужна, чем конкретно занимаются на уроках психологии);
  • рекомендации педагогам касательно формирования учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности ребенка или класса в целом;
  • рекомендации ученикам по результатам тестирования или по их индивидуальному запросу;
  • консультативная работа по запросу школьников;
  • рекомендации родителям;
  • информационная работа — информировать родителей и учителей о психологических особенностях детей разного возраста;
  • профориентационная работа — исследование способностей школьников;
  • тренинговая работа — групповая работа по раскрытию внутреннего потенциала, саморазвитию, пониманию себя.

Есть много обидных стереотипов о психологах в школе, которые часто формируют сами же учителя. Вот некоторые из них:

  • психологи в школах ничем не заняты;
  • ничего не умеют толкового и полезного;
  • если есть проблемные ученики — это ответственность только психолога;
  • школьными психологами работают только молодые девушки после института, а потом уходят в декрет.

Мне очень хочется встать на защиту школьных психологов, которых часто бросают в школу без какой либо поддержки и разъяснения их зоны ответственности.

Иногда молодые специалисты не имеют элементарных методик и прочих материалов для работы.

Даже личный кабинет есть не у всех и считается скорее роскошью, чем необходимостью. Я, например, все два года своей школьной карьеры просидела в музее войны и каждый раз перед 9 мая получала от директора приказ вынести все свои вещи оттуда.

Читать еще:  Медицинский психолог это

Кто несет ответственность за психологическое здоровье школьников?

Но давайте вернемся к тем самым проблемным ученикам и разберем, почему не всегда это зона ответственности только школьного психолога. Начнем с того, что поведение ребенка, которое может быть нестабильным, с проявлениями недопустимых социальных форм, часто — более глубинная проблема, чем просто нежелание вести себя спокойно, послушно, правильно.

У таких детей бывают сложности в семье, с друзьями, внутренние конфликты. Иногда серьезные неврозы появляются после воздействия на такого ребенка извне. На лечение такого ребенка может потребоваться длительное время, и тогда этим должен заниматься психолог, который прошел специальную подготовку. Школьный психолог такой подготовки может не иметь, и это не входит в его обязанности.

С какими вопросами нужно обращаться к детскому психологу

Родителей часто интересует, почему, имея школьного психолога, надо идти к другому специалисту и платить деньги. Очень радует, когда на приеме родители говорят: «Нас к вам направил школьный психолог». Тогда становится понятно, что человек точно понимает, чем он занимается в школе, и свой уровень ответственности.

Бывает, родители сомневаются в уместности своих вопросов. Этого не нужно бояться. Возможно, в процессе общения с психологом у вас возникнут новые вопросы — не менее важные, чем те, которые тревожили вас раньше. Конечно, дети меняются, и запросы родителей, да и самих детей, тоже меняются.

Сейчас очень много родителей обращаются к психологу с такими трудностями:

  • компьютерная зависимость;
  • ребенок (чаще подросток) ничего не хочет, нет интереса в жизни;
  • плохо учится;
  • как ребенку пережить смерть близкого человека;
  • вопросы профориентации;
  • сложные взаимоотношения в семье и со сверстниками;
  • как ребенку пережить развод родителей;
  • энурез/энкопрез;
  • чрезмерная обидчивость ребенка;
  • ребенок плохо ест.

Важно сказать, что нет какого-то определенного списка вопросов и сложностей, с которыми можно приходить к психологу. Все индивидуально. Дети разные, и случаи их тоже разные.

Бывает, родители хотят скорректировать свои отношения с ребенком. Мы встречаемся, допустим, раз в месяц, обсудить некоторые сложности, и ребенка я даже не вижу при этом. Иногда дети приходят домой и рассказывают родителям, чем занимались у психолога. И часто родителям непонятно, что же такого волшебного делает психолог, что ребенку становится легче.

Школьный психолог – школьный враг? Может ли он действительно чем-то помочь

Его боятся и ему не доверяют. К нему отказываются идти. Кто же этот роковой персонаж? Всего лишь школьный психолог!

Чем он занимается-то?

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал. Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”. Беру Макса поговорить, порисовать. И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

  • Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей или если психологу «что-то не понравилось». Если планируется комплекс из нескольких тестов, то хорошим тоном будет предупреждение родителей и взятие с них дополнительного согласия.
  • Развивающее и коррекционное. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, индивидуальные занятия с ребенком (проводятся строго с согласия родителей!).
  • Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится. Только если ситуация действительно экстренная.
  • Просветительская работа. Психолог оформляет стенды, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
  • Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
  • Методическое. Боль души психолога. Обилие обязательных к заполнению бумажек документов делает затруднительной более эффективную работу по основным направлениям.

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы. Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного. А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

  • 1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.
  • 2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами. Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации. Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».
  • 3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».
Читать еще:  Криминальный психолог зарплата

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка. Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями. Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов. При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога. В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

Основные методы работы

  • Наблюдение – главный и основной метод.
  • Диагностические тесты самого разного толка, групповые и индивидуальные.
  • Анкеты самооценки (когда ученик сам оценивает свое настроение, отношение к чему-либо).
  • Беседа – диагностическая или направленная на решение какой-либо задачи.
  • Элементы арт-терапии: рисование, лепка, перформанс, танец.
  • Игровая и сказкотерапия.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить. Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату. На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи». Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать. И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной. Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком. И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование. Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2. И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?». Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать). Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно. Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике». Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией. В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка. Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее. Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector