Start-365.ru

Работа и Занятость
23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагог валеолог это

Социальный педагог — валеолог.

Валеология наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом валеологии является здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, поддержанию или возвращению этого здоровья.

Одной из наиболее важных задач в системе образования на современном этапе является повышение эффективности социально-педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Социально-экономические реформы, проводимые в Россий сопровождаются углублением социального неравенства детей и подростков, падением духовного и нравственного уровня, значительным усложнением условий обучения и воспитания детей образовательных учреждениях. Нестабильное экономическое положение семьи, неблагоприятные материальные и санитарны условия в образовательных учреждениях и дома, неправильная организация питания — все это приводит к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения. Сейчас здоровыми являются всего 15% детей, половина школьников имеют функциональные отклонения и хронические заболевания. Существует опасная тенденция дальнейшего снижения показателей здоровья молодежи России.

Появление специальности социального педагога расширяем число людей, занимающихся здоровьем школьников. Эффективнее начинают решаться вопросы взаимодействия различных социальных служб, наметилась консолидация всех воспитательным сил по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Активная деятельность социального педагога в этом направления делает более ценной организационно-методическую, правовую и научно-методическую помощь со стороны администрации образовательных и лечебно-профилактических учреждений, органов и законодательной и исполнительной власти муниципального, регионального и федерального уровней, которая способствует сокращению факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков.

Наиболее активно проявляется роль социального педагога по формированию здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях, которые несут ответственность за сохранение здоровья детей и формирование их валеологической куль-туры.

Выделяют несколько основных направлений валеологической деятельности социального педагога в образовательных учреждениях: формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей; внедрение традиций, способствующих здо- ровому образу жизни; отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса; профилактика и коррекция социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании); социально-педагогическая поддержка детей группы риска и детей-инвалидов. Основной валеологической деятельностью социального педагога является создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни детей и подростков. Валеологическая деятельность социального педагога включает оценку состояния здоровья детей и подростков, изучение причин возможных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья детей, выбор и внедрение наиболее эффективных путей их предупреждения.

В сферу деятельности социального педагога могут входить следующие задачи:

— поиск валеологически оптимальных режимов учебно-воспитательной работы:

— внедрение в практику положительного опыта использования здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

— вооружение педагогов образовательного учреждения необходимыми знаниями в области применения здоровьесберегающих технологий;

— пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни и т.д.

В ≪Справочной книге социального педагога≫ (Овчарова Р. В.) сформулированы следующие содержательные аспекты социально-педагогической деятельности социального педагога по охране здоровья:

— социально-педагогическая помощь семье (совместно с психологом и классными руководителями): содействие формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), положительного семейного микроклимата; обучение способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов; гуманизация семейных отношений;

— оптимизация физического воспитания учащихся (совместно с учителями физической культуры): расширение программы физвоспитания; учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся; организация активного отдыха на переменах и после уроков;

— гигиеническое и половое воспитание (совместно с учителями биологии и классными руководителями): расширение знаний учащихся о половозрастных и индивидуальных особенностях организма;

— обучение навыкам доврачебной помощи и профилактике заболеваний; привлечение внимания к проблемам ЗОЖ;

— рациональная организация учебно-воспитательного процесса (совместно с администрацией и педагогами): адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья групп школьников; их психофизических особенностей; изучение условиий обучения (микроклимат, оборудование, питание);

-лечебно-профилактическая работа (совместно с медперсоналом): контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения (освещение, температурный режим, оборудование и др.);

— профилактика отклонений в состоянии здоровья (медосмотры, прививки, физиопроцедуры и др.);

— социально-психологическая поддержка (совместно с психологами): исследование социальной ситуации развития учащихся и уровня средовой адаптации; определение состояния психоэмоционального и социального статуса учащихся; групповая и индивиду-альная работа с учащимися группы риска по преодолению социально-педагогических трудностей; социально-педагогическая реабилитация учащихся группы риска в семье и школе.

Профессия врач Валеолог: кто это и как им стать?

Наша оценка профессии

Востребованность

Зарплата

Легко ли получить профессию?

Престижность

Карьерный рост

Валеология является нераспространенной сферой в медицине, но ее необходимость от этого не умаляется. Специалист в данной области занимается вопросами человеческого здоровья. Чтобы определиться, подойдет ли профессия, следует узнать все ее особенности.

Немного истории

Валеология является молодой наукой, старт ее развития начался в 20 веке. В переводе с латинского языка, дисциплина означает «быть здоровым». Специалист пропагандирует и ведет здоровый образ жизни, изучает потенциал человеческого организма. С 1980-х годов, предмету обучают в некоторых школах с биологическим уклоном.

Что представляет собой профессия и зачем нужен валеолог

Валеология – это ответвление в современной профилактической медицине, направленное на прививание понимания важности сохранения здоровья, ведения правильного образа жизни. Помимо физического состояния организма, доктор занимается и нравственной, духовной частью. Валеология ставит за цель обучение человека гигиеническим правилам регенерации, привитие спортивного интереса. Проводимые манипуляции включают в себя главные задачи: привлечение людей к активному труду, рациональному отдыху, занятиям спортом, закалке, правильному питанию, соблюдению личной гигиены, чистоплотности в интимной сфере, своевременному обращению к медикам.

Чем достигаются валеологические цели:

  • грамотной, регулярной пропагандой здорового образа жизни с применением средств массовой информации, охватом всех общественных слоев – семей, детских дошкольных заведений, школ, университетов;
  • экологическим воспитанием;
  • формированием оптимистического отношения к защитной, компенсаторной силе организма, дающей возможность предупреждать патологии и улучшать здоровье.

Валеолог занимается разрешением таких вопросов:

  • дает рекомендации, практические советы касательно общего оздоровления организма;
  • оказывает содействие в терапии психических патологий, упадка сил, сезонных депрессивных состояний;
  • назначает лечебную схему у других медиков, практикующих нетрадиционные подходы в медицине;
  • составляет план питания на конкретный сезон с целью улучшения работы организма;
  • помогает восстановить, повысить защитные свойства;
  • способствует общему оздоровлению для рождения здоровых детей.
Читать еще:  Педагог дополнительного образования детей

Специалист в валеологии помогает людям обрести душевную гармонию, улучшить здоровье во всех аспектах.

Методы валеологии

В валеологии применяется компьютерная диагностика для оценивания физического, психического состояния человека. Медики еще прибегают к нижеприведенным методам.

  1. Социометодология. К этой группе относят акцентирования, социальные опросы и другие виды коммуникационных взаимодействий для выявления среднестатистических показателей по различным вопросам здоровья и накопления теоретической базы для изучения, анализа.
  2. Математические методы. Они требуются для обработки сведений, полученных за счет предыдущей технике.
  3. Комплексный анализ педагогических идей. Техника необходима для формирования выводов по аспектам, касающихся воспитания, обучения ЗОЖ.

Комплексное использование всех методик исследований помогает получить четкие результаты с положительной динамикой развития среди детей и взрослых. Благодаря приведенным тактикам, в 21 веке сформировалась тенденция к ведению здорового образа жизни.

Как проходит рабочий день

Особенности рабочего дня у валеолога зависят от места работы.

В научно-исследовательских компаниях, в обязанности специалиста входят следующие моменты:

  • оценка конечных результатов работы органов здравоохранения, показателей уровня здоровья;
  • планирование видов медицинской помощи;
  • определение социально-профилактической направленности с целью укрепления и сохранения здоровья населения;
  • разработка, внедрение новых техник, средств, сбережения и укрепления здоровья;
  • применение современных методик профилактики патологий, наглядная агитация ведения здорового образа жизни и правильного питания.

При работе в образовательных организациях, валеолог выполняет такие задачи:

  • проведение научно-обоснованного комплекса действий, направленных на укрепление здоровья учащихся, создание оптимальных условий их обучения;
  • составление расписаний занятий, учитывая чередование умственной и физической активности;
  • проведение индивидуальных, групповых валеологических диагностик;
  • осуществление диагностической, коррекционной, консультативной работы с учениками и педагогами;
  • внедрение в учебные процессы комплекса превентивных мероприятий в рамках школьного обучения – подборка специальной мебели, оптимальное рассаживание учащихся.

Когда валеолог работает в медицинских учреждениях, в его обязанности входят следующие задачи:

  • участие в мероприятиях по сбережению, укреплению здоровья, определению факторов риска, корректировка образа жизни, пропаганда санитарно-гигиенических знаний и ЗОЖ путем гигиенического обучения и воспитания населения;
  • контроль, организация деятельности медработников по своему профилю;
  • работа со СМИ касательно вопросов профилактики инфекционных, неинфекционных патологий;
  • организация лекций, семинаров для разных групп населения по поводу охраны здоровья;
  • анкетирование при осуществлении социологических исследований людей по вопросам медико-гигиенического образования, определения факторов риска, коррекции образа жизни.

Вне зависимости от места работы валеолога, его рабочий день проходит насыщенно, приходится открывать новые грани в науке, совершенствоваться.

Достоинства и недостатки профессии

Профессия валеолог предполагает ряд положительных и отрицательных качеств.

ПлюсыМинусы
Востребованность, перспективность профессииПереизбыток общения с разными людьми: учениками, их родителями, преподавателями, представителями партнерских компаний
Возможность самостоятельного применения знаний в жизниВысокий уровень моральной ответственности
Рабочий день проходит в комфортных условиях

Требования к валеологу

Людям, планирующим стать валеологом, следует обращать внимание на ряд требуемых качеств. Должно быть аналитическое мышление, склонность к ведению исследовательских работ, прекрасная память, наблюдательность. Специалистом сможет стать человек, умеющий концентрировать внимание, любящий общение с людьми, обладающий педагогическими способностями. Интровертам такая работа не подойдет. Также стоит обращать внимание на нервно-психическую устойчивость, профессия не придется по душе импульсивным, агрессивным людям. У валеолога должны быть развиты ораторские качества, самодисциплина, социальный интеллект, высокая степень ответственности и хорошая физическая форма. В качестве главной ценности выступает здоровье.

Где получить образование, как проходит учеба

Выучиться на валеолога можно в медицинских университетах Санкт-Петербурга им. академика И. Павлова, в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, в Северо-Западном государственном медицинском институте имени И. Мечникова. В Москве обучают валеологии в МГУ имени Ломоносова, Первом Московском медицинском университете им. И. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете РНИМУ им. Н. Пирогова. В перифериях, получить образование можно в медицинских ВУЗах по направлению «адаптивная физическая культура».

На учебе, студенты изучают физиологию человека, современные методы валеологической профилактики и оздоровления, девиантное поведение и его предотвращение, биоритмологию, валеософию, основы натуротерапии, компьютерные технологии, моральные и духовные основы здоровья. Ученики проходят практику в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, профилакториях.

Какие предметы сдаются для поступления

Чтобы поступить в медицинский университет на специальность «валеология», необходимо сдавать такие дисциплины:

  • биология;
  • химия;
  • русский язык;
  • обществознание;
  • история;
  • математика.

Приведенные предметы сдаются на ЕГЭ после 11 класса.

Куда пойти работать валеологу?

Валеолог может пойти работать в научные лаборатории Института технологий в образовательной области, университеты повышения квалификации сотрудников образования, общеобразовательные учреждения – школы, колледжи, институты, реабилитационные валеологические центры, санаторно-курортные лечебные заведения. К родственным профессиям относят социального педагога, преподавателя по коррекционной работе, учителя-организатора.

Кому подойдет профессия

Валеология заинтересует людей, увлекающихся в школьные годы биологией, ОБЖ, химией. Должно быть желание помогать людям, интерес к медицине, здоровому образу жизни. Профессия отлично подойдет любителям спорта, лицам с отсутствием вредных привычек.

Средняя заработная плата

Валеолог – это редкая профессия, данных о заработной плате работников этой сферы медицины практически нет. На 2019 год, в Москве, специалисты зарабатывают в среднем 25.000-31.000 рублей. В провинциях, оклады колеблются в рамках 15.000-20.000 тысяч рублей.

Перспективы повышения

Перспектив повышения в науке о здоровье существует много, поскольку сфера медицины активно развивается. Успешный валеолог сможет работать сам на себя, оказывая консультации клиентам. В государственных организациях, специалист способен получить наивысшую должность в Министерстве здравоохранения.

Педагог-валеолог

Профессиональный педагог, специализирующийся в области здорового образа жизни.

Валеология (от лат. valeo — «быть здоровым») базируется на стыке психологических, биологических и медицинских наук. Валеология – наука молодая, возникшая как самостоятельная дисциплина в конце ХХ века.

Педагог-валеолог дает практические советы по сохранению и укреплению здоровья, занимается профилактикой психологических проблем человека, помогает противостоять инфекционным заболеваниям, сохранять хорошую физическую форму.

Этот специалист воспитывает в человеке правильное отношение к своему здоровью с раннего детства — это возраст, наиболее пригодный для обучения как в физическом, так и психологическом смысле.

Педагог организует валеологические службы в образовательных организациях, обучает детей средствам и методам обеспечения здоровой жизнедеятельности, воспитывает у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, мобилизует весь коллектив образовательного учреждения на здоровьесберегающую и здоровьеформирующую работу.

Читать еще:  Высшие педагогические курсы

Компетенции

  • Планирует и организует мероприятия по валеологическому и гигиеническому воспитанию учащихся
  • Проводит учебную работу по одному или нескольким курсам валеологии как единой учебной дисциплины
  • Проводит исследования, контроль и коррекцию формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов, участвует в методической работе школы
  • Обеспечивает психолого–педагогическую защищённость ребёнка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья)
  • Внедряет в учебный процесс комплекс профилактических мероприятий в условиях школьного обучения, формирования среды учреждения
  • Организует лектории, школы, семинары для различных групп населения по вопросам охраны здоровья

Важные качества

Личные качества: внимательность, наблюдательность, доброжелательность, педагогические способности, развитая память, активность и инициативность, ответственность, высокая общая культура, хорошая физическая форма, ораторские способности

Soft skills: аналитическое мышление, организаторские способности, социальный интеллект (понимание поведения людей), тайм-менеджмент, системный подход, клиентоориентированность

Профессиональные навыки: знания в области охраны труда, психогигиены и эргономики, психологическая диагностика детей и взрослых, составление индивидуальных психологических программ, психолого-педагогическое и валеологическое сопровождение детей с ОВЗ, групповая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, валеологическое сопровождение беременных, проведение оздоровительных программ для детей

Где работает

  • Образовательные учреждения
  • Дома культуры
  • Научно-исследовательские организации
  • Медицинские учреждения

Потенциальные работодатели

  • Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Международная школа традиционной медицины (г. Москва)
  • Школа имени Жака-Ива Кусто (г. Санкт-Петербурге)
  • Школа № 1321 «Ковчег» (г. Москва)
  • Центр семейного обучения Игоря Чапаева (г. Москва)
  • Школа «Перспектива» (г. Москва)
  • Поселок для приемных семей «Умная школа» (г. Иркутск)
  • Центр дополнительного образования «Эврика» (г. Омск)

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Педагог-валеолог»

  • Московский городской педагогический университет
  • Южно-Уральский государственный университет
  • Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта
  • Тольяттинский государственный университет
  • Дальневосточная государственная академия физической культуры
  • Волгоградская государственная академия физической культуры
  • Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
  • Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  • Уральский государственный университет физической культуры
  • Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

Более подробно познакомиться с вузами, осуществляющими подготовку по этой профессии, Вы можете на сайтах:

Если вы хотите стать нашим партнером напишите нам

Валеология — это здоровье через образование

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 06.06.2014

Статья просмотрена: 2771 раз

Библиографическое описание:

Чумакова И. Н. Валеология — это здоровье через образование [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5802/ (дата обращения: 23.03.2020).

Валеология, как наука не стала модной однодневкой, а прочно укрепилась в системе общего образования нашей страны. Хотя не ведется отдельным предметом и не нашла своего места в базе обязательных предметов школы, валеология так или иначе проявляет себя в таких курсах, как ОБЖ, природоведение, биология, экология и даже краеведения.

Уровни жизни и здоровья сегодня рассматриваются как важнейшие условия гуманитарного прогресса и его критерии. Такой подход заставляет рассматривать здоровый образ жизни как сложную динамическую систему, характеризующуюся семейно-бытовой, общественно-трудовой и коммуникативной деятельностью. Сгармонизированность системы зависит от гармонии ее субъектов. Здоровый образ жизни рассматривается как гармония сгармонизированного человека. Здоровый образ жизни не может состоять без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье индивида, его интеллектуальное развитие. Здоровый образ жизни лежит в основе предмета валеологии.

Приходится слышать мнение, что валеология — это название того, что и раньше делалось медиками под названием «санитарное просвещение», «гигиеническое просвещение», «гигиеническое воспитание» или «здоровый образ жизни». Но это мнение дилетантов или тех, кто не составил себе труда взглянуть на проблему чуть глубже поверхностного сходства. Да, валеология рассматривает проблемы здоровья, но не так как медицина, а в отличие от нее. Основной предмет медицины — не здоровье, а болезнь. Ибо когда человек не болен, он к врачу не идет. А лечить болезнь сложнее, чем ее предотвратить. Вот основная задача валеологии, как предмета.

Валеология была задумана как наука, занимающаяся здоровьем человека. В рамках ли медицины или вне ее — покажет будущее, но то, что изучать здоровье, пути возможности его сохранения и укрепления необходимо становиться с каждым днем и желательно с самого раннего возраста. Предмет валеология настолько велик и значим, что заниматься им должны многие специалисты — гигиенисты, физиологи, биологи, психологи, экологи и, конечно, педагоги совместно с родителями.

От ствола общей валеологии уже отделились две ветви. Одна — медицинская валеология, занимающаяся разработкой оздоровительных систем и методов, оценкой их эффективности, вопросами предупреждения старения, активизации резервных и адаптационных возможностей и т. п, вторая ветвь- педагогическая валеология. Находясь в тесной связи с медициной и будучи создана медиками, валеология приняла сейчас очертания педагогической дисциплины. Достаточно задаться вопросом — что же такое валеология: Валеология — это здоровье через образование.

При таком понимании все становится на свои места: заниматься здоровьем надо не только и не столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются (в детском саду, школе, в колледже, в институте), ибо заботе о здоровье надо научить. И роль учителя отводиться родителям, воспитателям и педагогам.

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения здоровья учащихся еще до того, как они заболеют. И это не исчерпывается профилактическими мероприятиями. Здесь задача более глубокая — выявить тенденции, которые бы поддерживали и развивали стремление человека быть здоровым, реализовать себя наилучшим образом.

Задача педагога — воспитать у ребенка или взрослого потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости. Обучение человека методам восстановления своего здоровья, усилению адаптационных возможностей организма не просто гуманистическая задача. Она имеет и высокое практическое значение поскольку может применяться человеком уже непосредственно в школе, для улучшения усвоения школьного курса.

Читать еще:  Педагог английского языка

Итак, содержание предмета валеологии должно быть преимущественно позитивным, то есть в информационно-просветительской работе учителя-валеолога акцент надо делать на разъяснение того, как достичь душевного и физического здоровья, повысить жизнестойкость организма к внешним факторам.

Структура предмета педагогической валеологии.

Педагогическая валеология включает следующие составные части.

I. Теория и практика здорового образа жизни: что надо делать и, в меньшей степени, чего не надо делать, чтобы обрести более крепкого здоровье и сохранить его, максимально используя биологические и психологические возможности.

Стратегия реализации этого раздела: не заставлять человека быть здоровым, не пугать его страшными последствиями вредных привычек, а сформировать желание быть здоровым, воспитать потребность каждодневной целенаправленной деятельности в этом направлении. Если ребенок каждый день занят на тренировках в спортивной секции, на занятиях в музыкальной школе и художественной, то у него не будет времени сидеть в шумной курящей или распивающей спиртные напитки компании.

II. Психологические и педагогические аспекты валеологии. Здесь главная задача — помочь ребенку быть в мире с собой и с другими людьми — это залог и, одновременно свидетельство психического и душевного здоровья. Сейчас справедлива формула: Здоровый дух — здоровое тело. На этом направлении необходимы наиболее тесный контакт и взаимодействие педагога-валеолога и психолога.

III. Приемы и методы саморегуляции процессов и состояний. Неумение владеть организмом уподобляет человека летчику, слабо знающему, как управлять самолетом. Научитесь управлять своим организмом, как самолетом, в котором собираешься полететь: — вот лозунг для этого раздела валеологии. Достигнуть желаемых результатов в состоянии здоровья, обеспечить нужные и полезные психофизиологические реакции принципиально можно следующими способами:

1. Медикаментозно-элементарный способ: с помощью фармакологических препаратов и всего того, что мы съедам или выпиваем. Известно, какое разнообразное воздействие может оказать на человека то, что он ест и пьет. сам прием пищи оказывает на многих успокаивающее воздействие. Этот способ является распространенной причиной избыточного веса и нарушение функций органов.

2. Психорегуляционный способ. Владение способами психической саморегуляции с полным правом должно рассматриваться в качестве неотъемлемого компонента общей культуры человека.

3. Поведенческая саморегуляция. Физические нагрузки, как средство от хандры, водные процедуры замечательно влияют на настроение и общее состояние человека. Отвлечение помогает избавиться от плохого настроения, забыть о боли, провести время с хорошими и интересными людьми, работающими над общей проблемой — укреплением здоровья.

IV. Обязательный раздел педагогической валеологии — влияние обучения на здоровье. Об ухудшающемся от класса к классу состоянии здоровья школьников написано уже много. Поэтому есть необходимость проводить четкую статистику зависимости проведения педагогической валеологии на уроках и вне школы и изменения здоровья ребенка.

Образование должно способствовать укреплению здоровья, а не лишать его.

Ответственность за здоровье и жизнь учащихся в школе несет весь педагогический коллектив. Как избавить детей от информационных перегрузок, от неизбежно и стремительно формирующихся в атмосфере режима и тяжелого психологического климата многих школ, неврозов и психосоматических заболеваний — вот лишь небольшая часть проблем, ответ на которые должны знать педагоги-валеологи.

Здоровье подрастающего поколения — это проблема не только социальная, но и нравственная. Доцентом кафедры валеологии Санкт-Петербургского Государственного университета педагогического мастерства Ларисой Гавриловной Татарниковой была разработана программа курса «Валеология и Основы безопасности жизни ребенка» для школы первой ступени индивидуального развития здоровья.

В течении длительного времени состояние здоровья человека связывали с взаимодействием двух факторов — наследственности и окружающей среды. Изменение среды происходят в направлении, которое угрожает существованию не только самого человека, но и вообще всего живого. Этот вопрос рассматривается на разных уровнях, от локального до глобального.

Основной задачей валеологии в школе является создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни, и естественно, что это возможно сделать лишь с учетом принципов и методов педагогики. С другой стороны, учет валеологических подходов позволяет правильно построить сам педагогический процесс и создать необходимые внешнесредовые условия в школе и дома.

Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью валеологического воспитания является формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу валеологического воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой стороны — как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача валеологического воспитания кроется в формировании у школьника установки на здоровый образ жизни. Перед педагогом стоят очень важные задачи:

— сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам охраны собственного здоровья;

— помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни — есть здоровье человека, за которое отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном состоянии;

— сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни;

— дать детям знания по основам личной гигиены, культуры питания, движения, занятиям спорта;

— воспитать чувства ответственности за себя и свою деятельность в Ноосфере;

— включать детей в практическую деятельность, связанную с развитием эмоциональной сферы с изучением основ законов экологии.

1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М., 1987.

2. Попов С. В. Валеология в школе и дома.- СПб «Союз».,1998.

3. Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеолгия в школе. — СПб., 1992.

4. Казначеев В. П. очерки теории и практики экологии человека. — М., 1993.

5. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. — Екатеринбург, 1993.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector