Педагог дополнительного образования направления
Направленности программ дополнительного образования детей
Направленности программ
Направления дополнительного образования детей делятся на 6 основных профилей:
- социально-педагогический;
- художественный;
- естественно-научный;
- технический;
- туристско-краеведческий;
- физкультурно-спортивный.
В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству.
Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.
Социально-педагогическая
Сложный комплекс программ, помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится к направлению социальной педагогики. Задачи этого профиля ДО:
- Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия его роста как личности.
- Привить нормы морали, общечеловеческие ценности.
- Дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества.
- Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения.
- Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество).
Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социально-педагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные, гражданско-правовые, профориентационные, финансово-экономические, социокультурные.
Программа дополнительного образования социально педагогической направленности может решать широкий круг задач – от знакомства детей с правовыми нормами государства и формирования патриотизма и почтительного уважения к ветеранам и их заслугам до развития управленческих способностей и самоменеджмента.
Художественная
Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки.
Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков: музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративно-прикладная направленность, эстрада и цирк.
Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.
Естественно-научная
Программы естественно-научной направленности дополнительного образования нацелены на решение следующих задач:
- сформировать у учеников научную картину окружающего мира;
- развить познавательную активность в сфере естественных наук;
- вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды;
- на практике продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану;
- экологическое воспитание.
Раньше в этом направлении выделялся отдельный биологический профиль.
Теперь он входит в естественно-научный блок вместе с физико-химическим и географическим тематическими циклами.
Техническая
Направленность признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны.
Техническое дополнительное образование реализуется по многим направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и интеллектуальные системы, компьютерная техника и программирование плюс масса других интересных профилей.
Туристско-краеведческая
Направленность для любителей истории. В изучаемый объект входит не только страна, но и судьбы известных соотечественников, российские династии, родословные.
Спектр программ, относящихся к туристско-краеведческому направлению, тяжело поддается перечислению. К ним относятся туризм (пеший, водный, горный и др.), краеведение, музееведение, альпинизм и прочие профили, основу которых составляют исторические исследования.
Физкультурно-спортивная
Программы спорт-направленности ставят своей главной целью физическое совершенствование учащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений.
Физкультурная направленность включает комплексы программ спортподготовки (по всем существующим видам спорта), ЛФК (лечебной физкультуры, йоги) и общего физического профиля.
Отдельную группу в направлениях и направленностях дополнительного образования составляют программы цикла «Интеллектуальные игры». Они предназначены для того, чтобы в интересной детям форме развить мышление, внимание, эрудицию и логику. В занятия легко вовлекаются участники любых возрастов, а правильно организованное взаимодействие между игроками помогает им совершенствовать коммуникативные навыки.
В целом направления программ дополнительного образования полностью учитывают потребности и интересы подрастающего поколения. Занятия по выбранному профилю нередко помогают определиться с будущим призванием ребенка (что особенно актуально для спортивной и художественной направленности).
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – о рганизация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Педагог дополнительного образования должен производить набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, организовать, стимулировать и мотивировать деятельности и общение учащихся на учебных занятиях. Важно для деятельности педагога дополнительного образования консультировать учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным программам), уметь организовать текущий контроль, помочь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях. Педагог дополнительного образования должен понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы. Набор и комплектование группы учащихся должен происходить с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся. Каждый педагог должен уметь устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы. Важно, чтобы при работе с учащимися учитывались состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенностей.
Педагог дополнительного образования должен быть свободен в выборе форм, методов, технологий обучения.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: обсуждение сообщений; докладов, рефератов; конференции; защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейн-ринги; КВН; час вопросов и ответов; конкурс; познавательные игры; интеллектуальный марафон; дебаты.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Занятие рассматриваю с позиции здоровьесберегающих образовательных технологий по параметрам:
а) обстановка и гигиенические условия на рабочем месте;
б) количество видов учебной деятельности;
в) средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности;
г) поза учащихся;
д) наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (комплекс упражнений продолжительностью не более трёх минут на утомляемость глаз, позвоночника и т.д.)
ж) психологический климат на занятие (комфорт-напряжение);
з) наличие на занятие эмоциональных разрядок;
и) темп и плотность урока.
Методы организации занятия в объединении:
— словесный, наглядный, практический;
— метод программированного обучения;
-интеграционный (использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности и др.);
— психологические и социологические методы и приёмы.
Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.
Важнейшим средством управления образовательным процессом является систематический и объективный контроль над работой детей. Результаты контроля учебной работы учащихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию самого процесса обучения. Кроме того они также используются для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
Контроль может проводиться в следующих формах: заслушивание лучшего ответа, собеседование, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Кроме того, можно использовать всевозможные смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, открытых занятий. Такие традиционные формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.
В условиях дополнительного образования детей сегодня существует уникальная возможность каждому ребенку отвести необходимое время для усвоения материала, скомплектовать уровневые учебные группы, или организовать внутри такой группы работу по индивидуальным планам.
Другая, весьма распространенная педагогическая технология, активно используемая в учреждениях дополнительного образования — технология коллективной творческой деятельности. Она относится к разряду педагогических технологий, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. В основе этой технологии лежат следующие организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых.
Технологически цепочку группового творческого воспитательного дела можно выстроить следующим образом:
• подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу — занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
• психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
• коллективное планирование (его можно выстроить в виде «мозгового штурма»).
• коллективная подготовка дела, выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
• собственно деятельность, осуществление разработанного плана.
• завершение, подведение итогов (сбор, круглый стол, результаты коллективного дела).
Новые педагогические технологии призваны радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок, прежде всего, развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. В результате внедрение инновационных технологий позволяет детям непосредственно почувствовать радость от обучения, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность. Необходимо также отметить, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится на основе реализации различных видов деятельности детей, в результате чего обеспечивается свободный выбор каждым ребенком темпов и глубины освоения образовательных программ.
По структуре нашего учреждения учащиеся приходят к нам после занятий в школе, наполненные предыдущими впечатлениями и информацией. Важно учитывать степень психической утомляемости при длительном изложении материала. Применяю вначале организационную беседу, что побуждает учащихся воспроизвести ранее усвоенные знания или сделать самостоятельные обобщения на основе усвоенного фактического материала.
Существующие программы и образовательный стандарт позволяет мне организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое занятие было познавательным. Учебный процесс строю как процесс решения постоянно усложняющихся мыслительных задач, включаю виды работы, предусматривающие мыслительный поиск, что требует от учащихся интеллектуальных поисковых умений. Современная педагогика утверждает, что практике в обязательном порядке должны предшествовать теоретическое усвоение и теоретический тренинг. Предварительный тренинг, проигрывание действий в уме готовит учащегося к безошибочному освоению.
Развитие памяти реализуется через все этапы учебного процесса, которые я использую при организации занятия, а именно:
презентация нового материала;
активизация полученных знаний на практике;
систематизация знаний и умений;
Гуманно-личностный подход к ребенку реализую на каждом занятии, необходимо помнить, что сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращает процесс обучения к личности ученика, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
Основными принципами моей работы являются:
принцип систематичности и последовательности в обучении;
принцип прочности усвоения знаний и нывыков;
— принцип индивидуального подхода к учащимся;
принцип доверия и открытости.
Усвоение материала осуществляется от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН.
Я использую различные приемы в работе: индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, развитие мотивационной сферы. Наиболее эффективным приемом своей работы считаю дифференцированный подход к учащемуся, который позволяет учитывать индивидуальные и психологические особенности обучаемого, его личностные свойства, так называемую индивидную индивидуализацию. Этот прием работы помогает мне осуществлять обучение наиболее рациональным путем, а значит добиться необходимых результатов.
Считаю, что педагогу дополнительного образования следует уделять должное внимание развивающему аспекту, выделяя при этом мотивационную сферу. Для развития мотивационной сферы учащихся важен их личный опыт, «контекст» деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, направленность личности, статус в группе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию (как общую, так и ситуативную). Немаловажную роль играют и межличностные отношения учитель – ученик, поэтому я строю взаимоотношения с учениками на основе доверия, сотрудничества и уважения. Уважительное отношение друг к другу играет ключевую роль при обучении и особенно способствует развитию творческого потенциала учащегося. Для преподавателя адекватные взаимоотношения важны при осуществлении контроля, анализа, оценивания, а для ученика восприятие всего вышеперечисленного.
Для достижения успеха в межличностных отношениях и с целью выполнения модернизации образовательного процесса, я использую в своей профессиональной деятельности элементы новых образовательных технологий. Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка.
В своей дальнейшей работе считаю необходимым искать пути и способы решения существующих проблем: содействие в накоплении ТСО, соблюдение преемственности в обучении, осуществление непрерывной связи между теорией и практикой, укрепление межпредметных связей, сохранение целостности обучения.
Успех и уверенность учащихся в обучении зависит от того, насколько раскрыты его индивидуальные способности, преподаватель поэтому должен развить в ребёнке внутреннее стремление к приобретению прочных знаний путём настойчивого упорного труда, вырабатывать у учащихся стремление к преодолению возможных трудностей на пути продвижения от незнания к знанию.
Педагог дополнительного образования: описание профессии, обязанности и требования
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Каждый родитель мечтает, чтобы все возможности, способности и интересы ребенка развивались в одинаковом соотношении. Однако с такой задачей не в состоянии справиться традиционная школа, так как набор изучаемых предметов ограничен учебной программой. В таких случаях в жизни ребенка появляется педагог дополнительного образования, который индивидуально подходит к развитию талантов каждого малыша.
Кто такой педагог дополнительного образования? Какие должностные обязанности выполняет этот специалист? Какими качествами и образованием он должен обладать? Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Кто это такой?
Педагог дополнительного образования – это человек, который превратит в реальность мечты вашего ребенка. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день система традиционного школьного образования построена в соответствии с довольно строгими рамками и требованиями. Именно поэтому многие родители прибегают к помощи дополнительных педагогов, чтобы помочь ребенку удовлетворить его любознательность, поддержать интересы и развить таланты. При этом педагог дополнительного образования, так же, как обычные учителя и преподаватели, работает в соответствии с документом, который называется профстандарт, поэтому вам не придется переживать по поводу компетенции данного специалиста.
Дополнительные педагоги (причем они бывают как для детей, так и для взрослых) могут работать в качестве наемных работников (например, в центрах культуры) или открывать собственные школы и кружки.
Причем обучение в таких школах и кружках может затрагивать самые разные сферы: иностранные языки, рисование, танцы и вокал, спорт и многое другое.
Должностные обязанности
При трудоустройстве на то или иное место работы педагог дополнительного образования получает от работодателя подробную инструкцию, в которой прописаны все должностные обязанности специалиста. Для того чтобы эффективно и качественно выполнять свою работу, педагог должен владеть всеми перечисленными в такой инструкции навыками.
Обычно должностные обязанности включают в себя следующие задачи.
- Комплектация учебных групп. Основная работа педагогов дополнительного образования происходит в группах, реже специалист проводит индивидуальные занятия. Для того чтобы обучение проходило максимально эффективно и приносило наибольшую возможную пользу каждому ученику, учитель должен правильно сформировать группы. Это значит, что все ученики должны быть примерно одинакового возраста, а также уровня владения навыком. Нельзя, например, составить общую группу из 15-летних подростков и дошкольников.
- Составление программ обучения. Вне зависимости от того, работает ли педагог самостоятельно либо же является наемным работником (например, в школе или в культурном центре), он должен уметь составлять программы обучения.
- Планирование и проведение занятий. Для того чтобы каждое занятие проходило успешно, к нему обязательно следует готовиться. Именно поэтому опытные педагоги заранее прописывают план урока, продумывают дополнительные занятия (например, игры).
- Консультативная помощь. Прежде всего, подобная консультативная помощь относится к общению с родителями учеников. Особенно важную роль она играет для новичков и тех, кто еще не успел адаптироваться к дополнительному образованию, которое предлагает данный специалист.
- Организация мероприятий. Очень часто в целях демонстрации того, чему уже успели научиться подопечные педагога, он устраивает мастер-классы и открытые уроки. Так, например, если дело касается творческого кружка рисования, то уместной будет выставка работ учеников, а для кружка танцев – концерт с показательными номерами.
- Документационное обеспечение управления кружком (или ДОУ). Любые действия педагога дополнительного образования должны быть подкреплены документами (планами занятий, профессиональными стандартами, законодательными актами и т. д.).
- Знание современных тенденций в направлении. При обучении детей тому или иному навыку очень важно не только познакомить их с основами, но и рассказать им о новых и модных течениях.
- Владение нормативно-правовой базой. Практически все сферы человеческой деятельности регулируются законом. Именно поэтому педагогу очень важно быть осведомленным относительно своих прав и обязанностей.
При этом стоит иметь в виду, что в зависимости от места работы, а также конкретного работодателя должностные обязанности могут видоизменяться и дополняться. В связи с этим внимательно читайте описание вакансии, а также не стесняйтесь задавать уточняющие и дополнительные вопросы в ходе личного собеседования.
Образование
Для того чтобы стать педагогом дополнительного образования, нужно иметь высокую квалификацию и отвечать всем необходимым профессиональным стандартам. Так, педагог в обязательном порядке должен иметь высшее образование (желательно не одно), а также окончить курсы повышения квалификации и переподготовки.
Итак, стандартный путь педагога дополнительного образования выглядит следующим образом.
- После окончания школынеобходимо определиться с конкретным профилем вашей специализации: будете ли вы обучать детей танцам, вокалу, английскому языку или каким-либо другим навыкам. После этого вам нужно выбрать соответствующую специализацию в университете или в учреждении среднего специального образования (однако предпочтение отдается первому варианту). При этом особое внимание рекомендуется уделять престижным вузам, расположенным в столице. Помните, что обучение – это достаточно длительный процесс, который может длиться от 4 до 6 лет (в зависимости от очной или заочной формы обучения).
- После того как вы успешно сдали вступительные экзамены (на каждом направлении они будут различаться, поэтому вам нужно связаться с приемной комиссией конкретного вуза и уточнить этот момент) и поступили в университет, вам нужно позаботиться о том, чтобы вы получали только самые высокие оценки. Идеальный вариант – окончание университета с красным дипломом.
- Теперь, когда специализированное образование получено, вам необходимо определиться с тем, где и как вы будете получать педагогическое образование. Так, например, его можно получить как второе высшее, пройти курсы повышения квалификации и т. д. При этом в зависимости от того, где вы планируете работать в будущем, требования работодателя могут меняться, поэтому их лучше заранее уточнить.
- Также не забывайте, чтонаш мир постоянно меняется и совершенствуется: появляются новые компьютерные технологии, изобретаются новые методики обучения и т.д. Поэтому даже после начала вашей карьеры вам придется постоянно посещать самые разные мастер-классы, тренинги и курсы для того, чтобы оставаться актуальным и конкурентоспособным специалистом, востребованным на рынке труда.
После того как вы закончили процесс образования, вам стоит заняться поиском первого места работы. Для этого вы можете обратиться к тем работодателям, у которых вы проходили практику и стажировку во время обучения.
После получения опыта можете смело приступать к организации собственного дела.
Необходимые качества педагога
Для того чтобы человек смог работать преподавателем дополнительного образования, он должен соответствовать ряду требований. В целом их можно разделить на 2 большие категории.
Профессиональные
Профессиональные требования касаются квалификации, компетенции, умений и навыков сотрудника. Так, они включают в себя соответствующее образование (специализированное по направлению, а также педагогическое), умение выполнять все предусмотренные должностной инструкцией обязанности, владение необходимым объемом знаний и т. д.
Личные
Однако помимо исключительно профессиональных качеств, для успешной работы педагогом нужно обладать и рядом личных характеристик и качеств характера. Среди них:
- коммуникабельность (придется общаться с большим количеством людей: как с детьми, так и с их родителями);
- стрессоустойчивость (работа педагога подразумевает большое количество стрессовых ситуаций);
- стремление к самообразованию;
- вежливость;
- тактичность;
- чуткость;
- внимательность и ответственность;
- дисциплинированность и пунктуальность;
- доброжелательность;
- чувство юмора;
- креативность и т. д.
Заработная плата
Работа педагога дополнительного образования довольно сложная и включает в себя выполнение большого количества необходимых, но в то же время достаточно сложных задач. Кроме того, она требует от человека креативности и творческих способностей, а также других качеств характера и профессиональных умений, которые уже были описаны выше. Однако несмотря на такие объемные требования к специалисту, его заработная плата остается весьма невысокой (особенно это касается тех людей, которые работают в государственных учреждениях, например, в школах). Так, например, средняя зарплата педагога дополнительного образования составляет около 25 000 рублей.
При определении материального вознаграждения стоит ориентироваться на самые разные факторы, которые касаются не только конкретного места работы, но также региона проживания и востребованности того навыка, которому педагог обучает своих учеников.
Востребованность профессии
Профессия педагога дополнительного образования неодинаково востребована в зависимости от региона проживания, а также от конкретной специализации. Кроме того, в зависимости от конкретных тенденций и модных течений то или иное направление дополнительного образования может быть более или менее популярным. В связи с этим прежде чем выбирать данную профессию и определяться с узкой специализацией, важно внимательно изучить рынок труда того региона, где вы планируете работать. Кроме того, проанализируйте прогнозы специалистов на будущее.
Однако в то же время не забывайте, что для того, чтобы добиться максимальных успехов в выбранном направлении, очень важно прислушиваться к собственному сердцу и учитывать свои интересы.
Советы по составлению резюме
При трудоустройстве педагог дополнительного образования должен предоставить работодателю свое резюме. Для того чтобы наниматель обратил внимание на вашу кандидатуру как на профессионала своего дела, очень важно, чтобы резюме соответствовало всем необходимым правилам и требованиям. Рассмотрим их подробнее.
- Резюме должно быть четко структурировано и включать в себя такие пункты: ФИО, контактные данные (место проживания, адрес электронной почты, телефоны, мессенджеры), образование, опыт работы, профессиональные навыки и умения, личные качества, хобби и увлечения, другая дополнительная информация.
- Документ должен быть максимально кратким и лаконичным, не содержать ненужной личной информации и излишних биографических данных.
- Отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок даст понять работодателю, что вы серьезный и ответственный человек, который внимательно относится к деталям.
- При заполнении документа разрешено ориентироваться на шаблоны и образцы, которые вы найдете в интернете, однако в то же время не стоит их бездумно переписывать и копировать – обязательно проявляйте свою индивидуальность и рассказывайте о себе.
- Резюме должно быть аккуратно оформлено, в едином стиле. При этом рекомендуется использовать один и тот же шрифт на протяжении всего документа и применять один тип выравнивания.
- Вся информация, которую вы пишете в документе, должна иметь прямое отношение к той должности, на которую вы претендуете. Так, например, не нужно писать о том, что вы работали официантом.
При этом, помимо резюме, некоторые работодатели могут попросить вас предоставить сопроводительное письмо. В этом документе вы можете подробнее раскрыть себя как личность и представить вниманию работодателя те качества и достижения, которые, по вашему мнению, выставят вас в выгодном свете и станут вашими преимуществами.
Таким образом, вы смогли убедиться, что профессия педагога дополнительного образования очень важна и интересна. Она требует большого количества знаний и умений, а также творческих наклонностей. При этом образования, которое вы получите после окончания школы, будет недостаточно для занятия этой должности – вам придется постоянно совершенствоваться.
Также имейте в виду тот факт, что данная профессия не является очень прибыльной.
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС
статья
Статья о деятельности педагога дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_deyatelnosti_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечерняя Ю.В., педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема: «Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС»
Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.
Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.
Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.
Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.
Центры дополнительного образования — явление в педагогической практике не новое. Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонных школах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись с оттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центров дополнительного образования в достижении новых результатов состоят в их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центры дополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базе школ, в сущности, являются центрами быстрого реагирования на запросы учеников, имеющиеся у них проблемы.
Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.
Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.
Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.
На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека.
Содержание всех характеристик в совокупности формирует систему отношений к образу педагога дополнительного воспитания в сознании учеников.
Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов. На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию. Назначение на должность педагога дополнительного образования и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
Педагог дополнительного образования должен знать:
1. Конституцию Российской Федерации.
2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
3. Конвенцию о правах ребенка.
4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
6. Методику поиска и поддержки талантов.
7. Содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Педагог дополнительного образования:
1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.
2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
13. Повышает свою профессиональную квалификацию.
Педагог дополнительного образования вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
- Абульханова-Славская К.Л. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
- Барабанщиков Л.В. Проблемы педагогической культуры преподавателя. — М., 1980.
- Кан-Калик В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс — Грозный, 1976.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. — Вопросы психологии. №1, 1984.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера
- производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990.
- Синенко В.Я. Профессионализм учителя. — Педагогика, №5, 1999.
- Фесюкова Л.Б. «От трех до семи» Харьков «Фолио» Москва «АСТ» 2000 год
- Фесюкова Л.Б. Гончарова Л. «Игры и упражнения» Бишкек: Мектен, 1991 год
- «Волшебная азбука. Русские сказки от А до Я» издательский дом Галерея фонд 2004г.
- Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. — М., 1991.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. — М., 1989.