Start-365.ru

Работа и Занятость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагог дефектолог осуществляет следующие виды деятельности

Учитель-дефектолог: особенности, плюсы и минусы, необходимые знания

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Иногда для достижения этой цели малышу требуется квалифицированная помощь, которую готов оказать учитель-дефектолог.

Описание

В современных условиях жизни учитель-дефектолог является очень востребованной профессией, ведь с каждым годом детей с особенностями в развитии становится все больше. Несмотря на это, многие родители с опаской относятся к данному специалисту, относя сферу его деятельностью исключительно к работе с умственно отсталыми детьми.

На сегодняшний день дефектолог – это специалист, занимающийся изучением и выявлением детей со сложностями в развитии и поведении, а также воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Его работа всегда носит индивидуальный характер и направлена на развитие ребенка в соответствии с его личным темпом созревания.

Специалист данной отрасли обладает знаниями в медицине и педагогике, включая в свою деятельность задачи следующих профессий:

  • логопед;
  • сурдопедагог;
  • олигофренопедагог;
  • тифлопедагог.

Профессия логопед в отрасли дефектолога заключается в работе с детьми с нарушениями речи, ошибками произношения звуков. Сурдопедагогика и тифлопедагогика затрагивается дефектологом при развивающей деятельности со слабослышащими и детьми с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика направлена на работу с ребятами, имеющими различные степени умственного развития.

Как правило, учитель-дефектолог имеет конкретную узкую специализацию.

Алгоритм задач специалиста:

  • диагностирование проблемы конкретного ребенка по запросу воспитателя или учителя;
  • выявление неблагоприятных вариантов исхода ситуации при несвоевременной помощи;
  • составление индивидуальной или групповой программы по корректировке поведения и развития;
  • проведение в соответствии с составленной программой занятий индивидуальной или групповой направленности;
  • динамическое наблюдение за ходом работы и результатами коррекционной деятельности;
  • работа и консультации с педагогами и родителями ребенка.

В специфику работы данного специалиста не входит обучение детей арифметике, чтению или письму.

Дефектолог работает с причинами возникновения трудностей в вышеперечисленных сферах.

Так, развитие пространственного мышления, сенсорное и сенсомоторное развитие, обогащения словарного запаса и формирование представлений о предметах и навыках способствуют устранению проблем в учебном процессе.

Плюсы и минусы

Работа узкой направленности, касающаяся благополучия и здоровья детей, всегда будет востребована и необходима. В этом заключается ее главный плюс, ведь профессионал, работающий в этой отрасли, всегда сможет найти клиентов.

Другими достоинствами являются:

  • высокое социальное значение профессии – дефектологи помогают детям войти в социум и найти в нем свое место;
  • возможность профессионального роста и развития – изучение и работа по различным методикам позволяет педагогу не останавливаться на определенной модели обучения;
  • короткий рабочий день – как правило, учителя-дефектологи имеют несколько занятий в день, занимающих 5-6 часов;
  • увеличенный отпуск (для бюджетных государственных организаций);
  • возможность ведения частных приемов – к хорошим и грамотным специалистам всегда выстраивается очередь из клиентов, готовых заниматься в дополнительные часы.

Несмотря на большое количество плюсов, данная работа обладает и некоторыми недостатками:

  • высокая эмоциональная загруженность – педагог-дефектолог должен быть не только учителем, но и другом, способным найти общий язык с любым ребенком, имеющим какие-либо отклонения;
  • низкая заработная плата в государственных бюджетных учреждениях;
  • невозможность разработки оптимальной и эффективной программы, способной воздействовать на каждого ребенка, в любой конкретной ситуации должна присутствовать своя программа, которую приходится постоянно корректировать в пути реализации;
  • высокая конкуренция – как правило, учителя-дефектологи способны эффективно работать в любом возрасте, а потому молодым специалистам бывает сложно найти свое место.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что должность учителя-дефектолога интересна и значима, однако требует высокой отдачи и эмоциональных нагрузок.

Знания и навыки

Специалист в области дефектологии – высокообразованный человек, имеющий в своем арсенале большой багаж знаний и способный применить их.

Дефектолог должен в совершенстве владеть знаниями:

  • возрастной и специальной педагогики и психологии;
  • анатомо-физиологической дефектологии;
  • методов и приемов исправления отклонений в поведении и развитии;
  • новейших технологий и методик работы с детьми с отклонениями в развитии.

Помимо знаний преподавателю необходимо иметь навыки:

  • проецирования и планирования рабочего процесса с учетом имеющихся и приобретенных знаний и умений ребенком;
  • разработки индивидуальных программ, направленных на конкретного ребенка;
  • применения различных методик и технологий в обучении детей;
  • оказания помощи и проведения консультаций с педагогами и родителями.

Личные качества

Дефектолог работает с детьми, а потому особое внимание уделяется его личностным качествам. Так, в учителе-дефектологе ценятся:

  • оптимизм;
  • высокая работоспособность;
  • умение сопереживать;
  • стрессоустойчивость;
  • высокий уровень организаторских способностей;
  • любовь к детям;
  • способность к быстрому принятию решений.

Таким образом, педагог-дефектолог должен быть человеком, любящим детей и желающим им помочь, способным меняться в соответствии с конкретной ситуацией и развиваться в данной сфере.

Работа и обучение

Педагог по дефектологии должен пройти обучение по специальностям «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Как правило, получить его можно в учреждениях среднего профессионального образования. Высшие учебные заведения также ведут обучение в данной отрасли, позволяя студентам, углубится в узкоспециализированные направления, будь то сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика или логопедия.

Кроме того, существует ряд обучающих курсов для повышения квалификации, знакомства с новыми методами и технологиями.

Обучение и развитие педагога в специальной педагогике имеет постоянный процесс и не заканчивается получением документа об образовании.

На сегодняшний день в специалистах-дефектологах нуждаются частные и государственные детские сады и школы, специальные учреждения, детские дома и интернаты, а также реабилитационные центры. Кроме того, в данной отрасли широко распространена частная практика, проводимая на дому.

Читать еще:  Государственный педагогический университет в москве официальный

В чем заключается работа дефектолога и какие существуют требования к профессии?

Согласно статистике Министерства просвещения РФ, образование в России получают более 1,15 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы они эффективно обучались, развивались, социализировались, необходимы квалифицированные специалисты – дефектологи.

В чем заключается работа педагога-дефектолога

Дефектолог – специалист педагогического профиля, который воспитывает, обучает, адаптирует к жизни в обществе детей с различными особенностями психического и/или физического развития. Дефектологи востребованы в частных и коммерческих детских садах, общеобразовательных и специализированных школах, интернатах, медицинских центрах, детских домах, санаториях. Специалисты могут вести частную практику, занимаясь с детьми индивидуально или в группах, консультируя родителей, воспитателей и педагогов.

С какими детьми работают дефектологи

Помощь дефектолога нужна при работе с детьми, у которых наблюдаются нарушения в развитии и функционировании органов речи, слуха, зрения, опорно-двигательной системы, вестибулярного аппарата, мозга, нервной системы.

Есть дефектологи общего профиля, а есть те, кто получает узкую специализацию. Тифлопедагог работает с нарушениями зрения, логопед – речи, сурдопедагог – слуха, олигофренопедагог – интеллекта, ортопедагог – опорно-двигательного аппарата. Часто детям нужна комплексная дефектологическая помощь. Например, у ребенка с ДЦП могут наблюдаться одновременно проблемы с опорно-двигательной системой, зрением и слухом, а у малыша с аутизмом – задержка речевого и психического развития.

Основные направления деятельности педагога-дефектолога

  • Диагностическое. Выявление проблем обучения, воспитания, поведения ребенка и определение степени их выраженности.
  • Аналитическое. Оценка результатов дефектологической работы и корректировка индивидуальных программ.
  • Коррекционное. Воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка с учетом особенностей его психофизического состояния, уровня развития.
  • Консультативно-просветительское. Помощь и рекомендации дефектолога по воспитанию и обучению детей с особенностями развития для педагогов, родителей, опекунов.
  • Организационно-методическая. Оформление документации, участие в различных профессиональных мероприятиях: конференциях, круглых столах, педсоветах и т. д.

Отличия дефектолога от логопеда

Дефектология – более широкое понятие, нежели логопедия. Дефектолог разбирается во всех видах ОВЗ и работает с детьми с различными нарушениями, оказывая им комплексную помощь. Логопед же имеет более узкую специализацию – он работает именно с речевыми нарушениями.

Требования к дефектологу

Для работы на этой должности нужно иметь высшее дефектологическое образование. При наличии диплома вуза по педагогическому или психологическому профилю допускается прохождение профпереподготовки.

Дефектолог должен обладать знаниями в области общей и коррекционной педагогики и психологии, возрастной психологии и психологии развития, анатомии и физиологии. Специалисты в рамках обучения знакомятся с патологиями органов зрения, слуха, речи, невропатологией, психопатологией, диагностикой развития детей с ОВЗ, адаптацией общеобразовательных и составлением специальных образовательных программ и с другими спецдисциплинами.

Мифы о профессии дефектолога

  • Дефектолог – это врач, а не педагог. На самом деле это специалист педагогического профиля. Он не лечит нарушения, а корректирует проблемы, мешающие ребенку с ОВЗ учиться и адаптироваться к жизни в обществе.
  • Дефектолог работает только с нарушениями речи. Как мы уже писали выше, работа дефектолога комплексная, в отличие от работы логопеда. Она направлена на коррекцию нарушений не только речи, но и поведения, интеллекта и т. д.
  • Дефектолог может устроиться только в коррекционную школу. Многие общеобразовательные школы работают над реализацией программ инклюзивного образования – учат в одних классах детей с ОВЗ и без нарушений здоровья. В таких школах не обойтись без дефектологов.

Где выучиться на дефектолога

Если у вас есть высшее образование, вы можете получить квалификацию педагога-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя-дефектолога, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога на дистанционных* программах профпереподготовки в АНО «Академия дополнительного профессионального образования». Популярные курсы этого направления:

Кто такой учитель-дефектолог и его задачи в школе

Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Содержание работы содержится в задачах.

  1. Работа начинается с диагностики. Диагностика осуществляется по запросу педагогов и родителей.
  2. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  3. Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.
  4. А так же консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 блок «развитие моторики и сенсорных процессов». Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений т.д.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счёту, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Читать еще:  Перечислите все подмножества врачебных специальностей

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них как правило очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. Занятия таковы, что прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Деятельность учителя-дефектолога в условиях внедрения ФГОС

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

в условиях внедрения ФГОС

В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья , предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.

С какими детьми работает учитель-дефектолог?


Деятельность учителя-дефектолога направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют длительного по времени наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ . К категории детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ .

Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и пролонгированные сроки коррекционной работы.

На чем основывается дефектолог в своей работе?

Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционнопедагогической работы специалиста выстраивается на основе комплексного подхода, что, в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости, администрацию. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума .

Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционнопедагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Формы работы учителя-дефектолога

Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия , которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

Читать еще:  Где можно получить педагогическое образование

Направления деятельности учителя-дефектолога


Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы , обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

консультативно-просветительское и профилактическое,

Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.

Задачи деятельности учителя-дефектолога

Деятельность учителя-дефектолога обеспечивает решение ряда задач:

составление индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы;

отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребенка;

проведение индивидуальных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности;

консультирование педагогов и родителей;

межсетевое взаимодействие с организациями системы образования и здравоохранения с целью оказания помощи учащемуся.

Таким образом, учитывая психофизиологические особенности каждого школьника, создавая оптимальные условия для их полноценного развития, личностного становления, используя разнообразные методы и приемы на коррекционных занятиях, учитель-дефектолог поможет ребенку легко адаптироваться в среде своих сверстников и реализовать свои потенциальные возможности.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;

развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

развитие тактильных ощущений;

развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

развитие тонкости и целенаправленности движений;

развитие кинестетических основ движений;

развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений

формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);

формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

развитие пространственного праксиса;

развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов

тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия

развитие слухомоторной координации;

развитие зрительно-моторной координации;

развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структур по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.

5. Формирование функций программирования и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов;

формирование умения ориентировки в задании;

формирование умения планирования этапов выполнения задания;

формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: « как я выполнял работу?»; игры «найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).

6. Формирование навыка письма
Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова;

зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

7. Формирование навыка чтения

Заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;

чтение слоговых таблиц;

составление слогов, слов из предложенных букв;

чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;

составление предложений из слов;

графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

8. Формирование вычислительных навыков и навыков решения задач

Формирование понятия числа, числовой последовательности, вычислительных навыков, навыка решения задач разного типа, понятия о геометрических формах, построениях

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×