Start-365.ru

Работа и Занятость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные виды педагогической деятельности преподавателя вуза

Основные виды деятельности преподавателя вуза

Дидактический материал

Методические рекомендации для изучения материала

Учебные цели

1. Выявить специфику и функции педагогической деятельности в вузе.

2. Составить квалификационную характеристику преподавателя высшей школы.

Отводимое время -2 часа.

Структура занятия:

1. Основные виды деятельности современного преподавателя вуза – фронтальный опрос.

2. Выявление основных профессионально-педагогических способностей и качеств преподавателя вуза – составление квалификационной характеристики с использованием компетентностного подхода — работа в микрогруппах.

3. Подготовка наглядных иллюстраций на плакатах – презентация результатов работы представителями из группы.

4. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению.

— подготовка к зачёту за второй семестр и итоговому экзамену.

При подготовке к занятию с использованием нижеприведённой литературы рекомендуется самостоятельно изучить существующие в теории образования подходы к моделированию личности и деятельности педагога (учителя, воспитателя, преподавателя и т.д.). Во время работы в микрогруппе необходимо зафиксировать те качества (или компетенции), которыми, по вашему мнению, должен владеть преподаватель современного вуза. В дополнение ответить на вопрос: отличается ли преподаватель высшей школы XXI века от преподавателя XIX, XX веков?

В работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и А.И. Щербакова выделены следующие виды деятельности педагога:

Диагностическая деятельность (от греч. diagnosis — распознавание, определение) — связана с изучением студентов, установлением уровня их воспитанности и особенностей учебной деятельности и поведения.

Ориентационно-прогностическая деятельность (от греч. pro — вперед, gnosis — знание) выражается в умении преподавателя на основе знания особенностей и уровня воспитанности студента определять цели, задачи и направление предстоящей педагогической работы, т.е. то, чего конкретно нужно добиться, что нужно улучшить в их обучении и поведении.

Конструктивно-проектировочная деятельность — состоит в том, что преподаватель, определив цели и задачи предстоящей педагогической работы, моделирует и детализирует содержание, формы и методы ее осуществления.

Организаторская деятельность направлена на вовлечение студентов в намеченную учебно-воспитательную работу, придание ей увлекательных форм, распределение обязанностей между обучающимися и побуждение их к проявлению активности.

Информационно-объяснительная деятельность, при её осуществлениипедагог выступает для студентов не только как организатор обучения и воспитания, но и как источник знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем большим влиянием, которое оказывает на студентов умение преподавателя общаться, воздействовать на них своей личностью, поддерживать с ними гуманно-доброжелательные отношения, вселять в них уверенность в успехе, проявлять заботу, душевную теплоту и искренность в сочетании с тактичной требовательностью.

Аналитико-оценочная деятельность — заключается в постоянном анализе (на основе обратной связи) проводимой учебно-воспитательной работы, выявлении в ней положительных сторон и недочетов, в сравнении достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечалось осуществить, что позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения и воспитания.

Исследовательско-творческая деятельность — состоит в том, что применение педагогической теории само по себе требует от преподавателя известного творчества. Теоретические и методические идеи в педагогике отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение, касающееся уважения студентов и требовательности к ним, в реальном учебно-воспитательном процессе имеет множество методических модификаций.

Читать еще:  Патологоанатом что за врач

Научная деятельность, основное значение которой заключается в постоянном повышении уровня профессиональных знаний преподавателя, а значит и с повышением его авторитета в глазах коллег и студентов.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 2446 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза

Дата публикации: 03.11.2015 2015-11-03

Статья просмотрена: 4503 раза

Библиографическое описание:

Коваленко О. Г., Шишкина Н. А. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 790-792. — URL https://moluch.ru/archive/101/22852/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию, организации и методике процесса обучения студентов по экономическим дисциплинам.

Ключевые слова: педагогика; экономика; методика подготовки; принципы; педагогическая деятельность.

Обязанность преподавателя любой дисциплины — научить студентов активно мыслить, сформировать у них умение самим находить знания. Знания только тогда прочны, когда «приобретаются» усилиями своей мысли, а не просто памятью. В этом специфика познавательного процесса. Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти человека запечатлевается лишь 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, 90 % того, что он делает. Отсюда следует, что наиболее эффективной формой обучения является форма, которая основывается на активном включении студента в действие, связанное с самостоятельным поиском знаний. Актуальной проблемой в настоящее время в системе образования является изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в обучении в высшей школе. Данная педагогическая деятельность является моделью подготовки магистрантов и молодых преподавателей к научно-педагогической деятельности на высоких уровнях профессионализма. Это в свою очередь является условием эффективного формирования студента как будущего специалиста. Проблемы общественного развития, рост объема информации, повышение требований студенческой аудитории — все это обязывает и самых опытных преподавателей систематически совершенствовать свое педагогическое мастерство.

При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших требований методики, выделенных как принципы обучения. Принципы определяют требования к содержанию, организации и методике процесса обучения.

Система принципов такова:

 принцип научности преподавания — это научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов;

 принцип практической направленности учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития соответствующей области знаний в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе;

 принцип систематичности и последовательности изложения материала;

 принцип доступности обучения по глубине, объему и наглядности с учетом экономической грамотности обучаемых;

 принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучению, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых.

Так же основной составляющей педагогической деятельности в обучении является личность преподавателя. Преподаватель должен быть профессионалом своего дела. То есть, он должен глубоко знать дисциплину, которую излагает и преподает, владеть методикой преподавания этой дисциплины, применять знания по таким направлениям как, психология, педагогика, социология и физиология человека. Педагог должен постоянно совершенствовать ораторское технику, то есть обладать силой звука, тембром, дикцией, темпом речи, работать над дикцией. Кроме этого, преподаватель должен уметь делать самопрезентацию.

Читать еще:  Перспективы ветеринарного врача

Так же преподаватель должен соблюдать определенные требования к современной лекции. С учетом этих требований каждая лекция в вузе:

 должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

 твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

 законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

 быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

 проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления;

 обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;

 находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

 отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

 быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

 излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

 быть доступной для восприятия данной аудиторией [1].

Реализация данных требований обеспечивает высокий научно-методический уровень лекции преподавателя и практических занятий со студентами.

Помимо соблюдения перечисленных выше требований преподаватель дисциплины должен постоянно проводить мониторинг о разнообразии видов практических занятий и лекций. На современном этапе развития дидактики имеются такие подходы к определению видов лекции. В учебных заведениях наиболее распространенными являются вводная, тематическая, обзорная и заключительная лекции. В наше время, когда часто практикуется дистанционное образование, преподаватели используют тиражирование дисков для распространения необходимой студентам информации или даже создают научные Интернет-порталы [6].

Если рассматривать инновационный подход к учебному процессу, то наиболее распространенными считают такие виды нетрадиционной лекций, как проблемная, мотивационная, подготовительная, интегрирующая, учредительная, лекция-провокация, лекция-вдвоем, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция или бинарная лекция, лекция-информация, лекция-воспоминание, лекция-показ, лекция-репортаж, лекция-инструктаж, лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, кейс-метод, метод дискуссии, разработка интеллект-карты и т. п..

Так же преподаватель должен владеть методикой подготовки и проведения лекции. Если лекция проведена методически грамотно, то она вызовет интерес не только к определенной теме предмета, но и к самому процессу обучения, что является важным стимулом к самообразованию и творческому саморазвитию студентов.

Преподаватель дисциплины должен обладать следующими профессионально важными качествами:

 направленность на педагогическую деятельность в вузе (основные мотивы и цели выбора педагогической профессии: стремление работать со студентами, обучать и воспитывать их, интерес к предмету) психическая устойчивость; гибкость, мобильность (способность быстро реагировать и «переключаться»)

Читать еще:  Высшее педагогическое образование заочно

 черты характера: активность, целеустремленность, воля, настойчивость, решительность, смелость; самообладание и выдержка, социальная нормативность (соответствие нравственных установок общепринятым нормам поведения и взаимоотношения с другими людьми),

 способность к правильной самооценке;

 нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, патриотизм, аккуратность, способность к работе в команде; чувство юмора любознательность,

 социальные качества: общительность, тактичность, терпимость;

 требовательность к себе и к студентам,

 способность к предупреждению (превентивные мероприятия по решения скрытого конфликта) и решения конфликтных ситуаций; коммуникабельность и т.д [2].

Эффективность работы преподавателя дисциплины определяется следующими критериями:

 высоким уровнем психолого-педагогической и профильной подготовки;

 грамотностью и осведомленностью в соответствующих вопросах;

 моделированием педагогических ситуаций и умением творчески организовывать учебно-воспитательный процесс в условиях учебного заведения [5];

 прогнозированием последствий определенных событий, инцидентов, ситуаций в целом;

 количеством студентов, поддающихся обучению;

 количеством студентов, положительно и с интересом относящихся к изучению дисциплины [4].

Перспективами дальнейшего развития исследования педагогической деятельности преподавателя в обучении должны быть:

  1. Ведущим аспектом педагогической деятельности преподавателя в обучении любого учебного заведения должно стать внедрение инновационных дидактических технологии на лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике [5];
  2. Перспективы дальнейшего развития лекционных занятий должно состоять в обеспечении преподавателем рационального соотношения традиционных и нетрадиционных видов лекции и развития субъект-субъект объектные взаимодействия преподавателя и студента [5];
  3. Преподаватель должен на семинарско-практических занятиях обеспечивать развитие профессиональных компетенций будущих специалистов благодаря широкому использованию различных современных педагогических технологий, которые постоянно дополняться новыми авторскими открытием и находками преподавателей; сочетать индивидуальную и групповую работу со студенческой молодежью, создавая условия для их творческого развития;
  4. Применение современных технологий обучения в процессе подготовки студентов к прохождению практики должно способствовать формированию личностно значимых умений и навыков основных составляющих преподавательской деятельности, воспитанию потребности систематически самосовершенствоваться, которые являются инвариативными для многих сфер будущей практической деятельности специалиста [3].

Следовательно, в условиях современных высших учебных заведений преподаватель дисциплин отвечает за выполнение поставленных педагогических задач и несет полную ответственность за принятые решения.

  1. Клепиков, В. Н. Методика построения и проведения современного этического занятия / В. Н. Клепиков // Педагогика: журнал. — 2014.— № 2.— С. 45–52.
  2. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: КноРус, 2012. — 480 c.
  3. Скворцова С. А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — № 1. — 2011.
  4. Супрунова, Л. Л. Сравнительная педагогика в структуре современного научного знания / Л. Л. Супрунова // Педагогика: журнал. — 2014.— № 9.— С. 100–110.
  5. Шишкина Н. А. Построение модели обучения иностранному языку при многоуровневой системе профобразования в техническом вузе: Дис. канд. пед. наук. -Ульяновск, 2004. -196 c.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×