Start-365.ru

Работа и Занятость
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение педагогическая специальность

Педагогическая специальность: понятие, виды и классификация, условия получения и общие основы педагогики

Педагогическая специальность – это один из видов деятельности педагога в пределах определенной профессиональной группы, который характеризуется совокупностью навыков, знаний и умений, которые были приобретены в результате образовательной деятельности, и помогающий в постановке и решении определенных задач педагогики в соответствии с уровнем компетенции педагога. В этой статье данное понятие будет рассмотрено более подробно.

Ценности педагогики

Для педагогической специальности характерны следующие ценности:

  1. Альтруистические – польза педагога для общества в целом.
  2. Ценности труда – возможность самореализации, общение с детьми.
  3. Ценность вознаграждения за труд.
  4. Ценность самовыражения.

Невозможно представить педагога, который ориентирован на личностное развитие ребенка, но при этом не имеет своей четкой позиции по всем вопросам. Позиции педагога должны быть непосредственно отражены в его деятельности. Одна из мотиваций педагога представляет собой личностное самосовершенствование.

Карьера и педагогика

Развитие личности педагога — это стержневой фактор педагогической специальности. К основным сферам деятельности педагога можно отнести непосредственно педагогическую деятельность, педагогическое взаимодействие и совершенствование личностных качеств. Между всеми компонентами педагогической деятельности существует тесная взаимосвязь. Основными факторами развития педагога являются активность преподавателя, его жизненная позиция, которая является ключевой в формировании педагога как личности.

Карьерный рост – это продвижение по службе, развитие в каком-либо виде деятельности, достижение определенного уровня успеха. Зачастую учитель, стремящийся к профессиональному росту, довольно активен, искренне хочет максимально реализовать свой потенциал, является творцом своей судьбы. Это может быть как содержательный рост, так и административный, но главное в карьерном продвижении – это упорное стремление стать лучшей версией себя.

Связь компетентности и должности учителя

Существует два педагогических понятия, которые необходимо различать. Среди них следующие:

  • Характеристика педагогических квалификаций неразрывно связана с педагогическими должностями (директор, завуч) и педагогическими специальностями (педагог-организатор, социальный педагог, социальный психолог). В этом случае квалификация напрямую ассоциируется с понятием компетентности.
  • Педагогическая компетентность преподавателя связана с его профессионализмом и мастерством. Для определения компетентности педагогов проводится государственная аттестация: стажер; преподаватель; старший преподаватель; преподаватель-методист; исследователь-преподаватель; преподаватель высшей категории.

Невозможно представить себе карьеру учителя без повышения квалификации. Она является своеобразным социальным лифтом в педагогике, с помощью которого учитель может достичь должности ученого-исследователя.

Разнообразие педагогической деятельности

В настоящее время факультеты и специальности в педагогических университетах нашей страны связаны не только с непосредственной деятельностью педагогов, но и со смежными специальностями. Так, например, в педагогических вузах России факультеты начального образования соседствуют с психологическими, а факультеты исторического направления — с факультетами менеджмента, права и экономики. Это связано с тем, что в нашей стране происходят переходные экономические процессы, что является причиной появления в средних общеобразовательных учреждениях новых предметов, которые помогают подрастающему поколению лучше ориентироваться в этом мире.

Например, с недавнего времени в качестве дополнительных предметов в средних школах появились такие дисциплины как право, экономика и дополнительный факультатив под названием профориентация. Последний направлен на самоопределение и успешную социализацию ученика.

Самые популярные педагогические направления

По данным социологических исследований, около 90 % населения мира считает преподавателей и профессоров своеобразными моральными авторитетами в ряде вопросов. Наличие подкованности в педагогических вопросах означает высокий уровень развития личности, а также дает возможность дать должный уровень образования подрастающему поколению. Ниже представлены самые востребованные специальности высшего педагогического образования в нашей стране:

  1. Педагог дошкольного образования.
  2. Учитель начальных классов.
  3. Преподаватель старших классов и высших учебных заведений. Это может быть как однопрофильное направление (литература, русский язык, математика, география, история), так и двойной профиль, например экономико-правовой или экономико-технологический.
  4. Педагог-психолог в дошкольных учреждениях.
  5. Педагог-психолог в начальной школе.
  6. Информатика и ИКТ в средних и высших учебных заведениях.

Работа в специализированных учреждениях

Существуют вузы, в которых можно получить высшее педагогическое образование по специальностям, невероятно востребованным в специализированных учебных заведениях. Это могут быть интернаты, коррекционные лагеря, интернаты с определенной направленностью (например, футбольные). Ниже представлены специальности, по которым в вузах страны ведется педагогическая подготовка:

  1. Дефектология дошкольников (работа с отклонениями у детей дошкольного возраста).
  2. Олигофренопедагогика (работа с детьми с психическими отклонениями).
  3. Сурдопедагогика (работа с глухонемыми детьми, изучение языка жестов).
  4. Логопедия (исправление дефектов речи).
  5. Специализированная психология.
  6. Лечебная педагогика (работа с детьми, направленная на улучшение их физического состояния).
  7. Проектная деятельность логопеда (разработка программ по улучшению речи в школьных и дошкольных учреждениях).
  8. Работа с детьми с ограниченными возможностями.

Бакалавриат в педагогическом образовании

Существует два уровня подготовки по специальностям педагогических вузов — бакалавриат и магистратура. Если вы получаете педагогическое образование с психологическим уклоном, то бакалавриат научит вас:

  1. Технологии психологического диагностирования с применением передовых технологий.
  2. Развитию у школьников и дошкольников готовности к действию и успешной ориентации на этапе профессионального и жизненного определения.
  3. Определению факторов, тормозящих личностный рост и развитие ребенка.
  4. Умению развивать задатки одаренных детей.
  5. Проведению консультаций с родителями и педагогами, решению психологических проблем.
  6. Реализации психологической коррекции в поведении детей и подростков.
  7. Оказанию необходимой психологической помощи ребенку и подростку.
  8. Проведению психологической работы, направленной на выявление и коррекцию психологической дезадаптации школьников и дошкольников.

Магистратура в педагогическом образовании

Существует множество педагогических специальностей и направлений, куда можно поступить в магистратуру. Рассмотрим, чему можно научиться на магистратуре профиля «Информатика и ИКТ в образовании»:

  • Студента учат не только преподавать, но и вести исследовательскую деятельность.
  • Магистрантом глубоко и подробно изучаются процессы и технологии различных информационных систем.
  • Происходит формирование различных профессиональных, специальных и общекультурных качеств с опорой на требования ФГОС.
  • Подробно изучаются такие дисциплины: понятие и функции издательских систем; образование и применение инноваций; сетевые и коммуникационные технологии; разнообразие мировых информационных ресурсов и систем; коммуникационная психология; различные способы разработки специальных дисциплин и организация деятельности школьников; информационные системы.

Способы повышения квалификации у педагогов. Формы получения высшего образования

Если человек уже получил высшее педагогическое образование, то есть возможность повысить свою профессиональную квалификацию как в специальном учебном заведении, так и дистанционно. Требование только одно — наличие среднего специального или высшего педагогического образования. После курсов повышения квалификации дается свидетельство или диплом. Программы переподготовки в основном направлены на получение новой востребованной специальности, а программы повышения квалификации увеличивают компетентность педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

Существует несколько форм получения высшего образования по социально-педагогической специальности:

  1. Заочная форма обучения (пять лет).
  2. Дневная форма обучения (четыре года).
  3. Дистанционная форма обучения (три и более лет).
  4. Магистратура (от двух и более лет).
  5. Повышение квалификации (от полутора месяцев).
  6. Переподготовка (около полугода).
Читать еще:  Офтальмолог что за врач что делает

Получение второго высшего образования в сфере педагогики

Если вы хотите получить второе высшее образование по педагогическим специальностям и квалификациям, то стоит помнить о том, что в нашей стране это возможно исключительно на платной основе. Также стоит помнить о том, что получение педагогического образования на очной форме обучения всегда выходит значительно дороже, чем получение высшего образования на заочной форме обучения.

Крупнейшие государственные вузы могут предложить такие формы обучения, как вечерняя, дневная и заочная. В последнее время заочная форма обучения стала проводиться на дистанционной основе, что облегчает получение второго высшего образования. Это очень актуально для работников дошкольных образовательных учреждений и центров развивающей подготовки, потому что в этой сфере обязателен диплом именно о дошкольном высшем образовании.

Понятие педагогической профессии, ее возникновение

Лекция 1. Педагогическая профессия, ее характеристика

Профессия «педагог» — одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими. Чаще всего это были старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Эти дети становились монахами-писцами при монастырях. Грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей.

С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным людям, а большому количеству. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. Для этого нужны специальные методики, которые могут разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности. Профессия педагог становиться самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, становятся разнообразнее, теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.

Социальная значимость учителя очень велика, ведь от него во многом зависит, каким станет новое поколение, на что оно будет способно, а, следовательно, каким будет наше будущее общество.

Прежде чем говорить о педагогической профессии, необходимо обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о данном виде деятельности.

Профессия (от лат. profiteor, что значит «объявляю своим») — это род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений (или требующий определенной подготовки) и являющийся обычно источником существования человека. Можно выделить четыре значения термина «профессия»:
1) Область приложения сил человека или область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда.

2) Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями.
3) Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции.
4) Деятельность, работа профессионала, то есть сам процесс реализации трудовых и, притом, профессионально выполняемых функций.

Профессия – это объективно необходимый, особый род деятельности, связанный с реальной действительностью. Она обладает собственной целью, имеет собственный продукт, нормы и средства, которые обусловлены социальной функцией и технологией той среды общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает.

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель, орудия труда, условия труда.

Профессию не следует путать со специальностью, которая закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Специальность может быть узкой или широкой, но в любом случае, она связана с ареалом знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Поэтому следует различать: педагог – это профессия, а филолог – может быть специальностью в рамках этой профессии. В рамках одной специальности могут существовать самостоятельные профессии. Так, в специальности педагога имеется широкий спектр профессий: воспитатель школьный психолог, учитель, социальный педагог, методист и пр.

Профессиональная группа специальностей — это совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая специализация — определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием дифференциации специальностей является: а) предметные области знаний (литература, химия, математика и т.д.); б) возрастные периоды развития личности (дошкольник, младший школьник, подросток и т.д.); в) особенности развития личности, связанные с психофизиологическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственного развития, дивиантное поведение).

Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое, правовое и т.д.), что позволяет эффективнее использовать интеграцию в деятельности различных учителей.

Любая профессия имеет внутренние и внешние характеристики. Внешние – это социальный, политический статус и престиж профессии на данном этапе развития общества.

Внутренние – это ее содержание и конкретные требования к выполнению профессиональной деятельности. Профессия имеет два основных внутренних параметра – функции и квалификация.

Функциональное деление предполагает исполнение профессиональных обязанностей в соответствии с избранной специальностью.

Квалификация определяет, что надо изучить и уметь, чтобы получить профессию и работать в соответствии с ней.

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогические профессии и специальности

Особенности педагогических профессий и специальностей

Просмотр содержимого документа
«Педагогические профессии и специальности»

Педагогические профессии и специальности

  • Возникновение Педагогической профессии
  • Особенности педагогической профессии
  • Современные педагогические профессии
  • Перспективы развития педагогической профессии
  • Педагогическая специальность

возникновение педагогической профессии

  • Возникла ещё в глубокой древности, когда передача накопленного опыта была «вплетена» в трудовую деятельность
  • Когда же возникла необходимость специальной передачи трудовых навыков и умений, ТО старейшины рода образовали первую социальную группу – воспитателей
  • Их обязанностью стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, подготовка к жизни
  • Общество не могло бы развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать всё сначала, без использования опыта предыдущего поколения
Читать еще:  Дистанционное обучение высшее педагогическое

Особенности педагогической профессии

  • Относится не только к классу преобразующих, но и к классу управляющих профессий одновременно
  • Ведущая задача педагога – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение
  • Требует двойной подготовки – человековедческой и специальной
  • по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер

Современные педагогические профессии

Основное предназначение – обучение школьников согласно учебному плану по предмету, воспитании (патриотическом, например), формировании универсальных учебных действий (ууд)

Место работы: школы всех видов и типов

ведёт преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях , читает курсы лекций, принимает зачёты и экзамены у студентов

Место работы: ВузЫ, ссузы, институты повышения квалификации

  • Тьютор:

В отличие от учителя работает с индивидуальной программой каждого ученика, создаёт условия для обучения и сопровождает его

Место работы: школы, вузы, институты повышения квалификации

Отвечают за воспитание и здоровье воспитанников, физическое развитие и их досуг

Место работы: детские сады, коррекционные школы, суворовские и

кадетские училища, детские дома

  • Тренер:

Суть профессии – организация учебно-тренировочной работы спортсменов. Усилия направлены на повышение их мастерства, улучшение результатов

Место работы: спортивные школы, секции, клубы

Разновидность тренерства, отличие состоит в том, что он не даёт определённых правил действия, а вырабатывает направление развития совместно с человеком, мотивирует, поддерживает успехи.

Должен обладать знаниями психологии, а так же являться успешным в жизни и профессии человеком

Место работы: психологические школы; проводит семинары, тренинги

Перспективы развития педагогической профессии

  • В сфере образования наблюдается тенденция к процессу обособления видов педагогической деятельности

  • усложнением характера воспитания, которое вызвано последствиями научно-технического и социального прогресса
  • Увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание

  • Педагогическаяспециальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретённых в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессионально-педагогических задач

Например : Дошкольное образование, Начальное образование дефектологическое образование, профили: русский язык и литература, история и обществознание и др.

ГЛАВА I

1.Раскройте особенности профессионально-педагогической специальности?

В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. В связи с этим профессионально-педагогическое образование было выделено в самостоятельную отрасль подготовки специалистов. Согласно действующему классификатору специальностей высшего профессионального образования, педагогические и профессионально-педагогические специальности входят в группу специальностей, объединенных общим названием «образование».

Профессия педагог профессионального образования относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек — человек» и «человек — техника».

Педагог профессионального образования — это квалификация, имеющая много специальностей. Понятие «специальность» в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении, в сфере труда — как категорию, характеризующую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться как к рабочим профессиям, так и к профессиям дипломированных специалистов.

Особенность деятельности профессионально-педагогического работника состоит в организации и осуществлении производственного обучения в сочетании его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к его специальной отраслевой подготовке.

Таким образом, специфика профессионально-педагогического образования (ППО) состоит в том, что оно нацелено на формирование личности, способнойОбязанности педагога профессионального обучения к эффективной реализации себя в сфере начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования, готовой к выполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов, а также способной заниматься подготовкой кадров на предприятиях и в организациях.

2. Приведите примеры современных педагогических специальностей и профессионально-педагогических квалификаций?

В сфере образования специальность указывает, прежде всего, на род деятельности специалиста и сферу применения его труда (например, «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «сестринское дело» и т. д.). Получить образование по специальности — значит овладеть совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции.

Профессию «педагог профессионального обучения», объединяющую более тридцати специальностей, можно получить в системе высшего (вузы) и среднего (колледжи, техникумы) профессионального образования. Высшее профессионально-педагогическое образование готовит и выпускает специалистов с квалификацией «педагог профессионального обучения». По стандарту 1996 г. предусматривается присвоение квалификации «инженер-педагог», «экономист-педагог», «агроном-педагог», «модельер-педагог», «дизайнер-педагог» и др.

3. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация»?

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных образовательных учреждениях и направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Цель педагогической деятельности формируется как отражение социально-культурного развития общества с учетом его духовных потребностей и природных возможностей личности обучаемого, а также запросов общества в квалифицированных специалистах. С одной стороны, она отражает интересы и потребности различных социальных, этнических групп и общества в целом, а с другой — потребности, интересы и стремления отдельной личности.

Профессионально-педагогическая деятельность — это интегративная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Основной целью профессионально-педагогической деятельности выступает обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых.

Педагогическая специальность— вид деятельности в рамках данной професси­ональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и на­выков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих поста­новку и решение определенного класса профессионально-педагогических за­дач в соответствии с присвоенной квалификацией.

Педагогическая квалификация— уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.

4. Какие требования предъявляются к педагогу профессионального обучения?

Обязанности педагога профессионального обучения

Педагог профессионального обучения
Высшее образованиеСреднее образование (мастер ПО)
Проводит обучение по общеобразовательным и специальным предметам; организует и осуществляет воспитательную работу; воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества современного рабочего; организует и принимает участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе; осуществляет организационно-методическую деятельность (создает образовательные программы, проекты частных методик обучения и инновационной деятельности); разрабатывает учебно-методическую документацию (учебные планы, программы); принимает участие в оснащении образовательного процесса, развитии материальной базы учебного заведения; участвует в организационно-управленческой работеОсуществляет производственное обучение по специальным предметам, воспитательную и методическую работу; занимается инновационной деятельностью; принимает участие в оснащении образовательного процесса, развитии материальной базы учебного заведения и организационно-управленческой деятельности; выполняет эксплуатационно-обслуживающую функцию; осуществляет наладку, настройку оборудования и его подготовку к работе
Читать еще:  Второе высшее педагогическое образование в москве

5. Каковы перспективы развития профессионально-педагогической специальности?

В настоящее время перечень отраслевых разновидностей специальности 030500 — «профессиональное обучение» — расширяется с выделением таких видов специализации, как ветеринария, водный транспорт, железнодорожный транспорт, полиграфия, право и правоохранительная деятельность, производ­ство волокон, текстильное и трикотажное производство, сервис, туризм.

Необходимо сохранять и развивать сеть средних профессиональных и профес­сионально-педагогических колледжей и техникумов. Одной из задач государства в области образования является разработка Закона «О среднем профессиональ­ном образовании».

В настоящее время всё больше внимания уделяется научно-исследователь­ской, инновационной и иной творческой деятельности преподавателей и студен­тов (учащихся). Встает вопрос о необходимости перехода системы среднего про­фессионально-педагогического образования на реализацию модели опережаю­щего образования, в основе которой лежит идея развития личности, на подготов­ку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению много­функциональных умений, обеспечивающих профессиональную мобильность.

6. Почему направленность личности педагога является его системообразующей харак­теристикой?

В личностной направленности педагога выделяют три составляющие: соци­ально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную.

Социально-нравственную направленность определяют социальные потребно­сти, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, граж­данская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным относят потребности в общении, привязанности, в любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основопола­гающим компонентом. В связи с этим деятельность педагога характеризуют коммуникативные умения.

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, явля­ющаяся наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой его личности.

Педагогическую профессию отличает высокая профессиональная ответст­венность. Педагог-гражданин предан своему отечеству, не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь тесно связана с той средой, где он живет и работает.

Ценностные ориентации служат внутренним регулятором деятельности педа­гога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве пре­обладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (лю­бовь, свобода, совесть, вера, ответственность), органически связанные с нравст­венными (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности, педагогический долг и ответствен­ность, педагогическая справедливость и педагогическое призвание.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к учащимся, их родителям, педагогической деятельности в целом и ее конкретным видам, в стре­млении овладевать педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание может формиро­ваться у будущего педагога в процессе накопления теоретических знаний и прак­тического опыта. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям.

Взаимоотношения с учащимися, их родителями и коллегами педагог дол­жен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт — это мера пе­дагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение ус­танавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения к ученику формирует у него чувство собственного достоинства. Наличие педагогическо­го такта зависит от личных качеств педагога и уровня его профессионального мастерства.

Социальная и педагогическая позиции учителя тесно взаимосвязаны. Про­фессиональная позиция определяется отношением к педагогической профес­сии, к обучающимся, к характеру труда; она зависит от внутренних установок, ожиданий, готовности к профессиональному развитию, самосовершенствованию и к профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направлен­ность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязан­ностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоот­верженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На пер­вом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты в первую очередь называют именно справедливость.

Основупознавательной направленностисоставляют духовные интересы и по­требности. Одним из главных факторов познавательного интереса является лю­бовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, но главное — хорошо знать ту науку, которой обу­чает, понимать ее роль в решении социально-экономических, производственных и культурных задач. Необходимо быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования. Необходи­мым условием профессионального становления является непрерывное педагоги­ческое самообразование. У педагога должна постоянно присутствовать потреб­ность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.

7. Какова структура личности педагога?

Личность педагога
Направленность личностиПрофессиональная компетентностьПрофессионально важные качества

8. В чем заключается профессиональная компетентность педагога?

Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная ком­петентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятель­ности, связанной с принятием решений. Профессиональная компетентность пе­дагога оценивается уровнем сформированности профессионально-педагоги­ческих умений.

9. Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессио­нально важные качества — индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность. Такими особенностями являются: целеустрем­ленность, активность личности, уравновешенность, желание работать с обучающимися, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, чест­ность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, пе­дагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оп­тимизм.

Важным профессионально-педагогическим качеством являются логическое мышление, педагогический артистизм, способность не теряться в экстремальных ситуациях.

К педагогически важным качествам относятся: целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение постав­ленных педагогических целей; уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

Педагог должен обладать личным обаянием, т. е. соединять в себе качества ду­ховности, привлекательности и вкуса. Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему тонко улавливать все нюансы состояния и настроения обучающихся, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого своего ученика. Чувство юмора помогает нейтрализовать напряжение, всегда присутствующее в педагогическом процессе. Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культу­ры, поскольку всегда является наглядным примером для учащихся.

Профессионально значимые качества личности как характеристики интеллек­туальной и эмоционально-волевой сторон жизни существенно влияют на резуль­тат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуаль­ный стиль педагога.

10. Какие умения составляют содержание готовности к профессионально-педагогичес­кой деятельности?

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×