Start-365.ru

Работа и Занятость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Олигофренопедагогика это наука

Олигофренопедагогика: обучение, особенности профессии и перспективы

Олигофренопедагоги специализируются на обучении детей с нарушениями интеллекта. Им редко приходится сидеть без дела — хороших специалистов всегда не хватает. Но это связано в том числе и со сложностью работы — она подходит далеко не всем.

Как работают специалисты этого направления, в чем особенности их профессии и где получить специальное дефектологическое образование по профилю «олигофренопедагогика»? Давайте разберемся.

Чем занимается олигофренопедагог?

Специалист этого профиля оказывает комплексную помощь детям со стойкими нарушениями умственного развития и задержками в умственном развитии:

  • Формирует навыки социального общения, учит правильно себя вести себя в обществе.
  • Организует речевое развитие детей, учит понимать чужую речь и выстраивать связный рассказ.
  • Работает над укреплением памяти, процессов мышления, внимания, способности концентрироваться.
  • Сокращает отставание в развитии, насколько это возможно. Развивает навыки и умения, которые должны быть у ребенка определенного возраста.
  • Помогает развивать мелкую моторику, мимику.
  • Расширяет кругозор ребенка и его словарный запас.
  • Учит формировать причинно-следственные связи.
  • Предлагает упражнения для улучшения ориентации в пространстве и координации.
  • Работает с родителями: консультирует, отвечает на вопросы, дает рекомендации. Особым детям нужно заниматься не только со специалистом в школе или медицинском центре, но и дома — олигофренопедагог помогает родителям понять, как действовать правильно.

Сложность в том, что дети с нарушениями в развитии интеллекта быстро устают, отвлекаются, им сложно надолго сосредоточиться на одном занятии. Специалисты учитывают это при составлении планов занятий: дают ребенку возможность отдохнуть, разбивают материал и упражнения на мелкие блоки, часто меняют форматы в течение каждого урока (физическая активность, чтение, работа с картинками и пр.)

Особенности профессии

В отличие от обычного учителя, олигофренопедагог активно участвует в социализации детей, учит их общаться друг с другом и объясняет многие бытовые вещи: как правильно мыть руки, завязывать шнурки, застегивать молнию, протирать мебель, убираться в комнате. Он же работает над формированием навыка самообслуживания, приучает к гигиене.

Особенность также в том, что дети с нарушениями интеллекта нуждаются в наглядных примерах, повторениях, простых объяснениях. Это нужно учитывать всегда, при планировании каждого занятия. В классе, где учатся такие ребята, нельзя просто сказать: «А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки». Нужно показать, объяснить.

Олигофренопедагог должен быть терпеливым, гибким, сдержанным и тактичным, внимательным, готовым к огромным эмоциональным нагрузкам и к ситуациям, когда даже несколько месяцев работы не приносят ожидаемого результата. Еще одна важная черта — настойчивость, готовность пробовать снова и снова, добиваться прогресса разными способами.

Где выучиться на олигофренопедагога?

Можно потратить несколько лет на классическое обучение в вузе или колледже. Но если у вас уже есть психологическое или педагогическое образование, более удачным решением будут курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по специальности «олигофренопедагогика» . В программы включены только профильные дисциплины — благодаря этому даже освоение новой профессии занимает всего 3 месяца.

В списке есть не только общие, но и узкоспециализированные программы. В частности, в АНО «НИИДПО» можно пройти курсы повышения квалификации, чтобы преподавать детям с нарушениями интеллекта отдельные дисциплины: родной язык и речевую практику, математику, естествознание и окружающий мир, человек и общество. Обучение особых детей по этим дисциплинам серьезно отличается от образования по классической школьной программе. Например, ребенку с замедленным умственным развитием не нужно глубоко знать математику — но он должен уметь считать предметы и деньги, чтобы правильно действовать в реальных бытовых ситуациях.

Если у вас возникнут сложности с выбором программы, напишите нам или оставьте заявку на сайте — специалист приемной комиссии позвонит вам, уточнит все детали и поможет подобрать курс.

Олигофренопедагог. Что это за профессия и как ее получить?

До 3% населения планеты страдают умственной отсталостью. Но при профессиональном подходе к воспитанию и обучению многих людей с интеллектуальными нарушениями можно адаптировать к полноценной жизни в обществе. Занимаются этим олигофренопедагоги.

Кто такой олигофренопедагог?

Читать еще:  Педагог дополнительного образования учеба

Олигофренопедагог – педагог-дефектолог, который работает с детьми с нарушениями интеллекта. Это дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, деменцией, возникшими в силу:

  • заболеваний, обусловленных генетическими изменениями (аутизма, синдрома Дауна, синдрома Реттаи т. д.);
  • повреждений центральной нервной системы;
  • неврологических и с психологических расстройств.

Также к олигофренопедагогам попадают социально запущенные дети. Интеллектуальные нарушения у них связаны не с психическими или физическими дефектами, а со средой, в которой они росли.

Часто специалистам приходится работать с детьми, у которых отмечаются комплексные нарушения, например, проблемы в интеллектуальной сфере сочетаются со слабым зрением или слухом, отсутствием речи и т. д.

Учитель-олигофренопедагог решает комплекс задач, в который входят:

  • психолого-педагогическое обследование для определения уровня психического развития ребенка, его соответствия возрасту;
  • дифференциальная диагностика для выявления типа интеллектуальных нарушений;
  • консультирование лиц с отклонениями в развитии, их родителей и опекунов, педагогов;
  • развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания), коммуникационных навыков ребенка;
  • воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта по программам общеобразовательных и специальных коррекционных учреждений;
  • профилактическая работа по созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семьях детей, образовательном учреждении;
  • выявление, коррекция и профилактика привычек, которые могут наносить ущерб здоровью воспитанников;
  • психологическая помощь детям с нарушениями интеллектуального развития в стрессовых ситуациях;
  • научно-исследовательская работа в сфере олигофренопедагогики.

Где работают и сколько получают олигофренопедагоги

Работать с детьми с интеллектуальными отклонениями можно в медицинских, учебных заведениях. Это общеобразовательные и специальные школы и детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, детские дома, центры детского развития и т. д. Олигофренопедагоги могут консультировать родителей и опекунов детей с умственной отсталостью в частом порядке, вести групповые и индивидуальные коррекционные занятия, работать тьютором.

В среднем по России специалисты по олигофренопедагогике получают около 30-40тыс.рублей в месяц. Частный специалист может зарабатывать от 500 рублей за час консультаций или занятий с детьми.

Где получить образование олигофренопедагога

Для работы олигофренопедагогом необходимо иметь высшее дефектологическое образование или педагогическое, психологическое высшее с профессиональной переподготовкой по профилю деятельности. АНО«Академия дополнительного профессионального образования» приглашает пройти профпереподготовку через интернет – в дистанционном*формате. Например, вы можете записаться на такие программы:

Программа для тех, у кого уже есть базовое образование в области дефектологии. Включает только дисциплины, связанные с работой с детьми, у которых отмечаются нарушения интеллекта

Основные методы олигофренопедагогики как науки
материал

Основные методы олигофренопедагогики как науки.

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_metody_oligofrenopedagogiki_kak_nauki.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методы олигофренопедагогики как науки

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые можно условно разделить на 3 блока:
1. Медицинские науки помогают увидеть биологические причины умственной отсталости, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его образовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия .
2. Психологические науки позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов. К этому блоку относятся общая психология, возрастная психология, специальная психология, олигофренопсихология .
3. Педагогические науки определяют цели, задачи, принципы, содержание обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. К этим наукам относится общая педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика, дидактика .

Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи

  • Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
  • Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
  • Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.
  • Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.
  • Разработка моделей педагогической помощи и сопровождения детей, подростков и молодых людей с нарушением интеллекта в процессе их социализации.

Основные методы олигофренопедагогики как науки .

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

  • Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.
  • Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
  • Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
  • Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.
  • Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
  • Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа:
  • теоретический — постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
  • методический — разработку методики исследования, методов обработки полученных результатов;
  • собственно эксперимент проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.;

аналитический — количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и практических рекомендаций. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией.

Математика многообразна и многогранна. Существует ряд ситуаций, когда при изучении какой-либо темы по физике, химии, биологии и т.д. затрагиваются понятия математики, например, суще.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием.

Данная презентация прилагается к разработке по теме «Работа с текстом — основной метод обучения сжатому изложению».

Разработка открытого урока по теме «Основные методы селекции и биотехнологии».

Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО «Старицкий колледж» и за его пределами;а также в.

Чтобы у ребенка было целостное представление о каком-то разделе физики, учитель часто использует блочно-структурные схемы. Но они слишком массивные, и ребенку слишком трудно запомнить таку.

олигофренопедагогика

Значение слова олигофренопедагогика

Педагогический терминологический словарь

(от греч. oligos — малый, phren — ум и педагогика)

наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта; один из разделов коррекционной (специальной) педагогики.

О. опирается на данные общей педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, педиатрии, детской психоневрологии, психиатрии и других смежных наук.

Первые попытки изучения воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в 19 в. Ж. Итаром и Э. Сегеном. Проблемами О. занимались Ж.О. Декроли и Ж. Демор (Бельгия), Б. Меннель и А. Фукс (Германия), А. Бине, Ж. Филипп и П. Бонкур (Франция) и др.

В России О. начали разрабатывать Е.К. Грачёва, М.П. Постовская, В.П. Кащенко, создавшие первые учреждения для умственно отсталых детей. Кащенко был также инициатором научных исследований по дефектологии, создания Школы-санатория (Москва, 1908). Большой вклад в О. внесли В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо, сближавшие педагогическую и медицинскую науки.

Основополагающей для отечественной О. стала концепция Л.С. Выготского о возможности и необходимости развития в первую очередь высших психических функций больных детей, не ограничиваясь только простой тренировкой элементарных функций. Идеи Выготского развивали А.Н. Граборов, Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинский, Т.А. Власова, И.Г. Ерёменко, Х.С. Замский, В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, И.М. Соловьёв и др.

О. изучает особенности и закономерности развития ребёнка под влиянием коррекционного обучения; определяет принципы, содержание и методы обучения и воспитания умственно отсталых детей на основе индивидуального подхода к различным типам нарушений интеллекта, разрабатывает систему и структуру специальных учреждений (см. Нарушения интеллекта). В О. применяются общие методы воспитания и обучения, но с учётом задач коррекционно-воспитательной работы и особенностей развития умственно отсталых детей. Особое значение имеет индивидуальный подход. Построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребёнка. Важнейшим компонентом является преодоление социальной недостаточности ребёнка, т.е. специальное воспитание должно быть подчинено социальному (Выготский).

В Рос. Федерации специалистов по О. готовят факультеты дефектологии и коррекционной педагогики, специальной психологии и специальной педагогики педагогических высших учебных заведений. Научно-исследовательская работа ведётся в Институте коррекционной педагогики РАО и в некоторых педагогических вузах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 179)

См. также Граборов, Алексей Николаевич, Коррекционная педагогика, Нарушения интеллекта

Дефектология. Словарь-справочник

отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.

Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале XIX в. Ж. Итаром. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогической системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со второй половины XIX в. в связи с развитием всеобщего начального обучения усилилось внимание к проблеме воспитания таких детей и для них начали создаваться специальные классы и школы во многих странах. Становление О. в России связано с именами Е. К. Грачевой, М.П. Постовской, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908 г.). Значительную роль в отечественной О. сыграли виднейшие деятели русской медицины В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо и др., стремившиеся сблизить педагогику с медицинской наукой и тем самым усилить естественнонаучную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Важнейший вклад в создание научных основ отечественной О. внес Л.С. Выготский. Его концепция о возможности и необходимости ослабления интеллектуального дефекта в результате развития в первую очередь высших психических функций явилась основополагающей в О.

О. как наука разрабатывает психолого-педагической проблемы диагностики умственной отсталости, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, педагогическую классификацию и типологию исследований — комплексное изучение умственно отсталых детей, проводимое в сопоставительном плане с нормой и разными видами патологии. Наиболее важная и специфическая задача О. — определение оптимальных педагогических средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребенка в целях его социальной и трудовой адаптации. На основе общих дидактических принципов построены специальных дидактические принципы О., согласно которым процесс обучения и воспитания носит коррекционно-развивающий характер и направлен на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер умственно отсталого ребенка с ориентацией на его положительные возможности.

Энциклопедический словарь

(от олигофрения и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×