Start-365.ru

Работа и Занятость
25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Олигофренопедагог в доу

Олигофренопедагог. Что это за профессия и как ее получить?

До 3% населения планеты страдают умственной отсталостью. Но при профессиональном подходе к воспитанию и обучению многих людей с интеллектуальными нарушениями можно адаптировать к полноценной жизни в обществе. Занимаются этим олигофренопедагоги.

Кто такой олигофренопедагог?

Олигофренопедагог – педагог-дефектолог, который работает с детьми с нарушениями интеллекта. Это дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, деменцией, возникшими в силу:

  • заболеваний, обусловленных генетическими изменениями (аутизма, синдрома Дауна, синдрома Реттаи т. д.);
  • повреждений центральной нервной системы;
  • неврологических и с психологических расстройств.

Также к олигофренопедагогам попадают социально запущенные дети. Интеллектуальные нарушения у них связаны не с психическими или физическими дефектами, а со средой, в которой они росли.

Часто специалистам приходится работать с детьми, у которых отмечаются комплексные нарушения, например, проблемы в интеллектуальной сфере сочетаются со слабым зрением или слухом, отсутствием речи и т. д.

Учитель-олигофренопедагог решает комплекс задач, в который входят:

  • психолого-педагогическое обследование для определения уровня психического развития ребенка, его соответствия возрасту;
  • дифференциальная диагностика для выявления типа интеллектуальных нарушений;
  • консультирование лиц с отклонениями в развитии, их родителей и опекунов, педагогов;
  • развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания), коммуникационных навыков ребенка;
  • воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта по программам общеобразовательных и специальных коррекционных учреждений;
  • профилактическая работа по созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семьях детей, образовательном учреждении;
  • выявление, коррекция и профилактика привычек, которые могут наносить ущерб здоровью воспитанников;
  • психологическая помощь детям с нарушениями интеллектуального развития в стрессовых ситуациях;
  • научно-исследовательская работа в сфере олигофренопедагогики.

Где работают и сколько получают олигофренопедагоги

Работать с детьми с интеллектуальными отклонениями можно в медицинских, учебных заведениях. Это общеобразовательные и специальные школы и детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, детские дома, центры детского развития и т. д. Олигофренопедагоги могут консультировать родителей и опекунов детей с умственной отсталостью в частом порядке, вести групповые и индивидуальные коррекционные занятия, работать тьютором.

В среднем по России специалисты по олигофренопедагогике получают около 30-40тыс.рублей в месяц. Частный специалист может зарабатывать от 500 рублей за час консультаций или занятий с детьми.

Где получить образование олигофренопедагога

Для работы олигофренопедагогом необходимо иметь высшее дефектологическое образование или педагогическое, психологическое высшее с профессиональной переподготовкой по профилю деятельности. АНО«Академия дополнительного профессионального образования» приглашает пройти профпереподготовку через интернет – в дистанционном*формате. Например, вы можете записаться на такие программы:

Программа для тех, у кого уже есть базовое образование в области дефектологии. Включает только дисциплины, связанные с работой с детьми, у которых отмечаются нарушения интеллекта

Олигофренопедагог — особенности работы с детьми

Олигофренопедагог — это преподаватель-дефектолог, который работает с детьми, имеющими отставания в умственном развитии. Основной целью его работы является корректировка состояния ребенка, адаптация его к жизни в социуме, воспитание и привитие необходимых социальных навыков.

Где учатся олигофренопедагоги

Стать олигофренопедагогом можно выучившись в вузе на отделении дефектологии. Дефектологи работают с детьми, имеющими разные нарушения развития:

  • Сурдопедагоги — с глухими или с ослабленным слухом.
  • Тифлопедагоги — со слепыми или имеющими частичные нарушения зрения.
  • Олигофренопедагоги — с умственной отсталостью, задержкой развития психики, аутизмом, ДЦП и состояниями, при которых сочетаются сразу несколько дефектов.
  • Логопеды-дефектологи — работают со всем комплексом речевых проблем.

Данная специальность объединяет разделы педагогики, медицины и психологии. Педагог должен хорошо разбираться в механизмах происходящих процессов в мозге и психики пациента, уметь проводить диагностику и правильно подбирать методы работы.

Основные отличительные качества, которым должен обладать олигофренопедагог:

  • Наличие педагогического оптимизма. Это качестве как обязательную составляющую для успешной работы выделяют все специалисты по исследованию проблемы социализации и компенсации детей с отставаниями в развитии интеллекта. Педагог должен видеть в каждом ребенка личность с индивидуальными возможностями, но особыми темпами обучения.
  • Готовность к эмоциональным нагрузкам. Работа с так называемыми «особыми» детьми непростая, требующая большой отдачи.
  • Умение проводить диагностику, анализировать результаты и строить план коррекционных занятий исходя из состояния и возможностей ребенка. Постоянное изучение новых методик и внедрение их в работу.

Над чем работает логопед-олигофренопедагог

Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.

Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:

  • Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
  • Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
  • Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
  • Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.
Читать еще:  Каковы основные преимущества использования платформы в качестве среды обучения?

Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.

Развитие речи у детей с отставанием интеллекта

Как правило, диагноз таким детишкам ставится в довольно раннем возрасте. Они позже средних возрастных норм начинают держать голову, садиться и ходить. Значительно отстает и развитие речи — позднее лепетание, появление подражательных звуков, слов и простых предложений.

Развитие высших функций психики также страдает. Нарушены память, произвольное внимание, моторика и эмоциональная сфера.

Несомненно, это также отражается и на формировании речи:

  • Словарный запас ограничен, охватывая в основном бытовую лексику. Ребенок запоминает лишь те слова, которые чаще всего используются в его окружении.
  • Часто речь отличается штампованностью фраз, такое состояние называется эхолалией. То есть в данном случае это всего лишь механическое повторение без осмысленности.
  • Недоразвитие артикуляционного аппарата вызывает нарушения в произношении звуков.
  • Ребенок не может построить связный рассказ по картинке или пересказать сказку, плохо запоминает стихи.

Таким образом, работа олигофренопедагога по коррекции речи должна включать стимуляцию и всех психических функций.

Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога

Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:

  1. Работу по развитию произвольного внимания.
  2. Артикуляционные упражнения.
  3. Стимулирование фонематического слуха.
  4. Формирование правильного грамматического построения высказываний.
  5. Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
  6. Упражнения для мелкой моторики.
  7. Применение мозжечковой стимуляции.
  8. Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
  9. Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
  10. Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
  11. Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
  12. Повышение уровня познавательной активности.
  13. Обучение коммуникативной речи и деятельности.

Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

Деятельность олигофренопедагога

Олигофренопедагог – это специалист, занимающийся воспитанием и обучением детей, имеющих нарушения интеллектуального развития.

Задачи деятельности олигофренопедагога

В обязанности олигофренопедагога входит не только осуществление интеллектуального развития учащихся, но и освоение ими определенных учебных знаний, подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, привитие им необходимых для этого навыков.

Олигофренопедагогика – это самостоятельная отрасль дефектологии, занимающаяся изучением проблем воспитания и обучения детей, имеющих различные степени умственной отсталости, а также путей коррекционной работы по исправлению недостатков их развития и их социальной реабилитации.

Основными задачами деятельности олигофренопедагога являются:

  1. Проведение необходимого психолого-педагогического обследования детей, с целью определение уровня и хода их психического развития, соответствие его возрастным нормам.
  2. Осуществление дифференциальной диагностики детей, с целью определения уровня и типа интеллектуальных нарушений.
  3. Осуществление консультативной работы с родителями и учащимися, по вопросам отклонений в развитии, проблемам воспитания, обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей, имеющих умственную отсталость.
  4. Осуществление психопрофилактической работы, с целью создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, образовательном учреждении и семье.
  5. Воспитание и обучение детей, имеющих нарушения интеллекта, в соответствии с разработанной индивидуальной коррекционной программой образования.
  6. Организация профилактики и коррекции негативных привычек, которые наносят ущерб здоровью ребенка с отклонениями.
  7. Оказание необходимой психологической помощи в различных жизненных ситуациях учащимся и их родителям.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности деятельности олигофренопедагога

Олигофренопедагоги могут осуществлять свою деятельность в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, реабилитационных центров, школах развития, больницах, санаториях, поликлиниках, средних и высших учебных заведениях, а также принимать участие в психолого-медико-педагогических консультациях (комиссиях).

Олигофренопедагогика сформировалась на стыке медицины, психологии и педагогики. Свое начало она берет в XIX веке, когда общество начало осознавать, что дети, имеющие различные умственные отклонения также нуждаются в организованном воспитании, обучении, развитии и социализации.

Для того, чтобы организовать качественный коррекционно-образовательный процесс, необходимо точно установить причины, вызвавшие отклонения в развитии. Именно поэтому и возникла необходимость в создании специалистов олигофренопедагогов.

Особенность работы олигофренопедагога заключается в том, что он занимается с небольшими группами детей, по специально разработанным индивидуальным коррекционным программам.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Олигофренопедагоги осуществляют свою деятельность с опорой на ряд принципов:

  • Педагогический оптимизм – дети, с которыми занимается олигофренопедагог, должны чувствовать, что он уверен в успешности организуемой им работе.
  • Любовь, человеческая доброта и вера в каждого ребенка – являются основой каждой методики, которую олигофренопедагог включает в коррекционную программу развития детей.
  • Умение видеть в каждом ребенке уникальную личность и работать ради нее.
Читать еще:  Второе педагогическое образование

Сложность деятельности олигофренопедагога связана с большими физическими и эмоциональными нагрузками. Поэтому каждый педагог, который решает посвятить себя олигофренопедагогике, должен быть готов к трудностям в работе не только с детьми, имеющими умственные отклонения, но и с их родителями.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога по теме «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога

с детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальной

недостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с использованием

интерактивных и образовательных технологий деятельностного типа

в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_domashnie_zhivotnye.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога

с детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальной

недостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с использованием

интерактивных и образовательных технологий деятельностного типа

в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО»

учитель-логопед Анна Владимировна Титова

учитель-олигофенопедагог Ольга Леонидовна Грешникова

Тема : « Друзья спешат на помощь».

Возраст детей : 6-7 лет (дети с нарушениями интеллектуального развития)

Цель: Закрепить и обобщить знания детей по теме: «Домашние животные»

  • Формировать опыт применения знаний детей о домашних животных и их детёнышей;
  • Закрепить знания о домашних животных (внешний вид, где живут, как голос подают, чем питаются).
  • Подвести к пониманию тесной взаимосвязи человека и животного.
  • Стимулирование сопереживания, развитие эмоционального общения
  • Активизировать и расширить словарь (кошка, котенок, собака, щенок, корова, телёнок, лошадь, жеребенок).
  • Воспитывать гуманное отношение к домашним животным, желание ухаживать за ними.
  • Воспитывать умение внимательно слушать.
  • Воспитывать коммуникативные навыки в совместных играх.
  • Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, тактильные ощущения.
  • Формировать умение образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять существительные в дательном и винительном падежах)
  • Развитие диалогической речи, дыхания.
  • Преодоление твёрдой атаки гласных.
  • Дифференциация домашних и диких животных.
  • Формирование первичных представлений о питании домашних животных
  • Развитие мимических мышц лица.
  • Развитие навыков ориентации в пространстве, координации движений и речи: мелкой моторики рук.
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности.
  • Развитие тактильно-двигательного восприятия.
  • Развитие умения ориентироваться на плоскости и, определять направление.
  • Становление целенаправленных действий и саморегуляции в двигательной сфере.
  • Развитие наглядно – образного мышление; самоконтроля.
  • Интерактивная доска.
  • Диск с аудиозаписями, магнитофон.

1. «Мир похож на цветной луг» (минус) вход детей

2. «Колыбельная для малыша. Грусть» (Игра «Эмоции»)

3. «Наша служба и опасна и трудна» (минус) из к/ф «Следствие ведут знатоки» (Игра «Разрезные картинки»)

4. «Паровоз — Букашка» (Игра «Паровоз»)

5. «Баю — баюшки.- баю» (Игра «Колыбельная для малыша»)

6. «Про следы» (А. Кукушкина) (Работа с перфокартой «Чьи следы?»)

7. «Музыкальная заставка» (Игра «Оставь на полянке только домашних животных»)

9. «Песенка мамонтенка» (встреча детенышей и мам)

10. «Гудок паровоза»

11. «Паровозик» (Игра «Паровоз»)

12. «Полька» Штрауса» (Игра «Эмоции»)

13. Песня о дружбе» (Рефлексия «Шарики»)

14. «Музыкальная заставка»

  • Объёмные игрушки домашних животных и их детёнышей, продуктов питания (сено, овёс (натуральные); косточка, сосиски (резиновые игрушки)).
  • Картинки с изображением домашних животных и других объектов окружающего мира.
  • Разрезные картинки из дерева с изображением домашних и диких животных разной конфигурации.
  • Перфокарты
  • Игра «Следы домашних животных».
  • Пиктограммы эмоций, прищепки.
  • Чудо-дерево, ель.

Дидактические пособия фирмы «Альма»:

  • Настенный модуль «Сравнение цветов»
  • Настенный модуль с объемными телами и зеркалами
  • Настенный модуль с 6-ю замочками и задвижками
  • Настенный модуль «Зубчатые колеса»
  • Модули «Кочки»
  • Настольный лабиринт с трубкой, вертикальный
  • Чтение произведений о домашних животных. Русские народные сказки: «Кот – серый лоб, козёл да баран», « Лиса и козёл», « Волк и семеро козлят».

С. Михалков «Как старик корову продавал»,

К. Ушинский «Спор животных», «Слепая лошадь»,

Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Л. Толстой «Пожарные собаки», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Пословицы: «Кошке игрушки, а мышке слёзки», «Корова на дворе, еда на столе», «Собака человеку неизменный друг»

  • Слушание аудиозаписи « Звуки животных», «Звуки леса».
  • Сюжетно – ролевые игры: « В деревне», «Ферма».
  • Просмотр обучающих видео презентаций собственного производства «Домашние животные. Первое знакомство», «Голоса на скотном дворе»
  • Просмотр фильма «Лето в деревне»
  • Подвижные игры : « Кот и мыши », Лазанье в мягкой трубе « Котята »
  • Дидактические игры: «Кто где живёт?», пазлы «Домашние животные», разрезные картинки, «Назови ласково», «Дополни предложение», игра «Следы», игра «Эмоции»
  • Работа с родителями: чтение литературы о домашних животных совместно с родителями; изготовление макета «В деревне», просмотр передач о домашних животных, мультфильма «Простоквашино», рассказы о своих домашних питомцах. Рисование картин «Жилища домашних животных», обновление пиктограмм «Эмоции», видеосъемка детей, подбор фотографий

Под аудиозапись «Мир похож на цветной луг» , дети входят в зал, представляются (игра «Назови ласково»)

Логопед: — Здравствуйте, ребята. Посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и представимся.

— Здравствуйте, меня зовут Андрей, ласково — Андрюшенька (здороваются дети, затем дефектолог и логопед)

2. Сюрпризный момент

Дефектолог: – Я Вас всех вижу, а где же ваш друг Илья?

Дети: болеет, дома, другие варианты.

— Илья поехал к бабушке в деревню. Бабушка Ильи прислала нам письмо. У них случилась беда, убежали домашние животные. Илья прислал вам обращение (включение видеозаписи с просьбой о помощи).

3. Игра с прищепками «Эмоции»

Дефектолог — Ребята, какое настроение было у Ильи и его бабушки, когда они потеряли животных?

Дети: грустное, печальное.

— Покажите грустное лицо.

На дереве настроений много разных эмоций. Найдите эмоцию «грусть» на дереве настроений и повесьте на ёлку.

(Дети снимают с ёлки соответствующую эмоцию и вешают на чудо-дерево под аудиозапись «Колыбельная для малыша. Грусть» ).

Дефектолог: Поможем Илье найти домашних животных?

(Дети садятся на стульчики)

4. Игры: «Разрезные картинки», «4-й лишний»

Дефектолог: – К сожалению, мы не узнали, какие домашние животные пропали. Если мы составим фотороботы домашних животных, то узнаем, кто живет на ферме у Вашего друга (составление разрезных картинок разной конфигурации под аудиозапись «Наша служба и опасна и трудна» (минус) из к/ф «Следствие ведут знатоки»)

— Посмотрите, на ферме оказались вместе и дикие и домашние животные. Кто лишний?

(Дети называют лишнее, объясняют (картинки остаются на столах)).

5. Артикуляционная гимнастика

Логопед: — Давайте мы изобразим домашних животных язычком. Если вы подружитесь со своим язычком и будете каждый день с ним играть, то очень скоро вы научитесь правильно говорить.

Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта.

Собака грызет косточку – слегка покусываем кончик язык, края языка.

Лошадь цокает копытом – щелкать языком с широко открытым ртом.

Корова бодается – напряженный язык совершает толкательные движения в левую и правую щеку.

Дефектолог: Друзья, мы составили фотороботы, сделали зарядку для язычка, пора собираться в интересное путешествие в деревню, чтобы помочь Вашему другу найти животных.

Логопед: — А на чём можно отправиться путешествовать, как вы думаете? ( на машине, автобусе, самолёте, велосипеде …) А мы с вами поедем,….впрочем, попробуйте угадать, на чём мы поедем.

Дефектолог: — Закройте глазки, слушайте подсказку

Звучит гудок ( аудиозапись «Гудок паровоза» (в презентации ))

Дети: — на паровозе.

Логопед: — Для того чтобы наш паровоз поехал, давайте его заведем.

— Колесо, скорей крутите,

(имя ребенка), медленно крути,

Первым будешь, проходи.

Ну а ты – чуть — чуть быстрее,

Ну а ты, ещё быстрее!

А потом, когда поедем,

Будем воздух выдувать,

Паровозу пар давать.

Настенный модуль «Зубчатые колеса» (дети поочередно крутят колеса, сначала медленно, потом быстрее) (аудиозапись «Паровоз — Букашка»)

Дыхательная гимнастика : во время проигрывания припева выполняем 4 коротких выдоха, затем 1 глубокий вдох и длинный выдох.

Куплет: дети едут на паровозе (имитация)

Припев: «Чух — чух — чух, «ту-ту-ту»

Белые барашки, (хлопают в ладоши)

Выдувает на ходу (дуют отрывисто)

Паровоз – Букашка (дуют долго)

— Стоп. Остановка. Выходит начальник станции.

Нач. станции: — Здравствуйте, вы прибыли в деревню, на ферму. Посмотрите, какой здесь красивый луг, свежий воздух! Я Вам дам подсказку, и Вы узнаете, где спрятались домашние животные. (Начальник станции передаёт конверт с письмом и карточками)

Дефектолог (достает письмо, написанное на бересте)

— А письмо – то непростое, написано на бересте, пахнет лесом (дает детям понюхать). Письмо от старичка-Лесовичка. Он готов помочь нам найти домашних животных и приготовил нам испытания. Если мы их пройдем, то старичок-Лесовичок поможет нам.

7. Игра «Найди детеныша». ( Настенный модуль с 6-ю замочками и задвижкам)

Дефектолог: — Животные спрятались в загадочных домиках. Откройте каждый свой домик. (Дети получают карточки с заданиями, достают животных)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector