Start-365.ru

Работа и Занятость
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманитарная культура педагога

Культура педагога

Профессиональная компетентность педагога, высту­пая условием становления и развития его педагогического мас­терства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабаты­вается педагогами, занимающимися исследованием проблем педагогической деонтологии (Е.В, Бондаревская, И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.). Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осущест­влении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личнос­ти педагога. Наши исследования показали, что такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характери­зующей цельность его облика.

Изучение биографий выдающихся педагогов (Я. А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т Шацкого. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляю­щаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности служила основой зарожде­ния гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг при­вычных педагогических представлении и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития. Наивысшие ре­зультаты в педагогической деятельности поэтому связаны, как это ни парадоксально, с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узко-профессио­нальные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

В этой связи возникает необходимость рассмотреть поня­тие «гуманитарная культура педагога». Не вдаваясь в дефини­тивные споры по поводу феномена культуры, отметим, что в философской литературе одни авторы включают в сферу куль­туры саму деятельность, а другие — ее технологическую основу, т.е. совокупность средств и механизмов, благодаря ко­торым мотивируется человеческая деятельность. . Несмотря на различие в подходах к рассмотрению катего­рии »культура'», общим для них является понимание культу­ры как целостного явления, центральное звено которого — человек как субъект культурного развития. Не все созданное человеком представляет собой культуру. Понятие «культура» в самом широком смысле выражает качественную характерис­тику того, насколько конкретные люди сумели возвыситься над своей естественной биологической природой, развив свою вторую — социальную — природу. Культурой является потому лишь то из произведенного человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование.

Соответственно, культура специалиста — это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач при осуществлении двоих профессиональных ролей. Культура, как отмечает В.М. Розин, — это также и сознательная, целеустремленная творческая активность индивидов и сообщества: стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуще­ствить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям и т.д.

Следует отметить, что сегодня появился новый интегральный социальный феномен, который В.С. Библер (1991) назы­вает «социумом культуры». Культура из маргинального явления общественной жизни все более сдвигается в эпицентр современного бытия, где одновременно существуют ценности восточной и западной культуры, античные, средневековые, воз­рожденческие, просвещенческие и т.д. Культурные спектры имеют смысл по отношению друг к другу в диалоге нашего реального сегодняшнего сознания. Это проблема не только мышления, но и действительного бытия каждого современно­го человека. Человек ближайшего будущего будет поставлен веред необходимостью выбора своего социума культуры, в ко­тором он и станет осуществлять свое духовное самоопределение.

В выборе такого социума и духовного самоопределения как раз и играет важную роль гуманитарная культура. Она харак­теризует, во-первых, внутренне богатство личности, уровень развития се духовных потребностей и способностей, а во-вто­рых, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сущнос­ти гуманитарная культура выражает гуманистические ценност­ные ориентации личности. Другими словами, гуманитарная культура — это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. Будущий век представляется Д.С. Лихачеву как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил.

Гуманитарная культура педагога — оптимальная совокуп­ность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсаль­ных способов познания и гуманистической технологии педа­гогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития уча­щихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, орга­низовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.

В процессе исследований была установлена тесная корреляция (соответствие) между эрудицией студентов педву­за в вопросах искусства (музыки, живописи, литературы) и уровнем развития их профессиональной компетентности. «Эру­диты» проводят глубокий психологический анализ педагогичес­ких ситуаций, пытаются определить причины поступков учеников и действий педагога. Высокий уровень профессиона­лизма педагога, его педагогической культуры, следовательно, не возможен без освоения фонда культурной информации.

Специфика педагогического образования поэтому в том и состоит, что оно должно быть направлено прежде всего на широкую общекультурную подготовку. Последняя предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин в контексте общечеловеческой культуры и углубленное изучение в этом контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Таким образом будущий педагог будет погружен в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии.

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Проект «Гуманитарная культура»

Марина Курбатова
Проект «Гуманитарная культура»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРОЕКТ

«ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»

Курбатова Марина Алексеевна

МДОУ «Детский сад №46»

Уважаемые коллеги разрешите представить вашему вниманию практикозначимый проект от педагогов МДОУ г. Электросталь на тему «Гуманитатная культура педагога»

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что говорит и делает. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека. Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его человековедческой компетентности и моральному облику.

Объект исследования: профессиональная компетентность педагога.

Предмет исследования: слагаемые гуманитарной культуры педагога.

Цель исследования: анализ теоретического аспекта проблем гуманитарной культуры педагога.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

1. Гуманитарная культура педагога как предмет научного исследования.

2. Составляющие компоненты гуманитарной культуры педагога.

Изучение биографий выдающихся педагогов Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, С. Т Шацкого. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг привычных педагогических представлении и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития. Наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узкопрофессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Читать еще:  Олигофренопедагог дистанционное обучение

В этой связи возникает необходимость рассмотреть понятие «гуманитарная культура педагога».

Понятие «культура» в самом широком смысле выражает качественную характеристику того, насколько конкретные люди сумели возвыситься над своей естественной биологической природой, развив свою вторую — социальную — природу. Поэтому, культурой является лишь то, из произведенного человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование.

«Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для преемственности поколений и социализации личности».

К показателям личностных ориентиров педагогической культурыпреподавателя можно отнести:

гуманистическую позицию педагога по отношению к детям, его способности быть воспитателем;

— психолого-педагогическую компетентности и развитое педагогическое мышление, позволяющее решать возникшие проблемы с позиций воспитанника;

— опыт творческой деятельности, дающей возможность преподавателю обосновать свою педагогическую технологию, авторские подходы к организации учебно-воспитательной работы;

культуру профессионального поведения и способности к саморазвитию

Таким образом — Гуманитарная культура педагога — оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

Гуманитарный педагог должен придерживаться определённых правил: понимать, принимать и любить ребёнка; жить интересами, переживаниями ребёнка, не вторгаясь, а входя в его внутренний мир осторожно и тактично; поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка; формировать положительную самооценку, веру в себя, уважение к себе. То есть гуманитарный педагог должен быть не только мастером педагогики,но и виртуозом психологии: он должен осознавать свой потенциал, уметь управлять своими ресурсами и в тоже время должен уметь безошибочно определить потенциал личности ребёнка, с которой вступает в диалог.

Гуманитарная культура педагога, являясь стержнем индивидуальной культуры личности, представляет собой сложное интегративное личностное образование, включающее ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты и образующее личностно-смысловую концепцию профессиональной деятельности педагога, которая реализуется в гуманитарных проектах.

Значимость данной ценности в том, что гуманистические отношения между людьми основываются на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают признание индивидуальной неповторимости каждого, выстраивая действия с учетом блага другого. Исходя из трактовки данной ценности, мы пришли к осмыслению того, что она не может состояться как ценность без совокупного принятия личностью этих ценностей.

Таким образом, гуманитарная культура педагога – оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития учащихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации. Высокий уровень профессионализма педагога, его педагогической культуры, следовательно, невозможен без освоения фонда культурной информациитей: «толерантность», «сопереживание».

Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста» Идея. Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое.

Памятка «Культура РСО» Одна из самых актуальных проблем сегодня – загрязнение планеты Земля. Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека.

Физическая культура в ДОУ Непосредственная образовательная деятельность – одна из главных и ведущих форм работы с дошкольниками. Как сделать, чтобы физкультурные.

Культура речевого общения. Стиль общения взрослых-пример для маленьких. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри семьи, сказывается.

Культура семейных отношений Культура семейных отношений – совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание.

Проект «Культура и творчество» «Культура и творчество» Творческое самовыражение. Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно.

Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири» Тема проекта: «Культура и быт коренных народов Западной Сибири» Организатор проекта: воспитатель Тип проекта: познавательно – творческий.

Экологическая культура дошкольников Взаимоотношение человека с окружающей средой одна из современных важнейших проблем. Решена она, может быть, только при условии формирования.

Эссе «Культура здоровья» Проблема формирования у детей представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией.

Гуманитарная культура учителя
статья на тему

Данная статья поможет учителю в развитии своей гуманитарной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
gumanitarnaya_kultura_ml._shk.doc3_.doc4_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманитарная культура учителя

Ведущей идеей цивилизованного общества, его главным гуманистическим смыслом является утверждение об отношении к человеку как высшей ценности бытия, созданию условий для развития его личности и роста духовного потенциала.

Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценности он придерживается, какие цели преследует, что побуждает его к деятельности. От этого зависит не только будущее самого человека, но и судьба России.

С развитием демократических процессов в нашем обществе повышается спрос на развитую, социально-активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

Но зачастую современная действительность с ее быстротечностью и изменчивостью обесцвечивает и обеззвучивает нашу духовную жизнь. Именно в ней самой скрываются причины дисгармонии чувств человека.

Вот почему школьное образование и воспитание сегодня должно принимать во внимание те явления, которые раньше корректировались естественной упорядоченностью жизненных ритмов.

Материальная выгода и успешный бизнес, не признающий порой моральных мотивов, стал смыслообразующей ценностью молодого поколения Земли.

Хотя настоящие богатства содержатся в мировой науке, искусстве, литературе и самой природе – надо только суметь освоить их, сделать своим достоянием.

И нам, учителям, необходимо привить своим воспитанникам мысль о том, что индивид, добившийся должного материального уровня, не должен и не может забывать о душе.

Ведь как писал Ф.Мориак: « Учитель- тот, кто наставляет; тот, кто учит; тот, кто пробуждает человеческое в человеке.»

Вот почему тема нашего семинара так актуальна для всего педагогического сообщества в настоящий период развития общества.

Под гуманитарной культурой человека, вообще, понимают совокупность черт и характеристик, способностей и достижений, которые определяют целостность его личности как носителя высших ценностей и смыслов.

Гуманитарную культуру учащихся начальной школы мы рассматриваем не как нечто дополнительное к содержанию образования, а как синтез базового минимума коммуникативного, познавательного, ценностно – ориентированного и самодетерминирующего содержания процесса образования и воспитания.

В центре которых лежит не прием, не метод, не способ, а ребенок, его личность, его ценности: сострадание, сочувствие, сопереживание.

Успешная реализация таких сложных задач в решающей степени зависит от учителя, его убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и общей культуры.

По словам М.Арнольда «стремления к совершенствованию посредством познания того, что больше всего нас заботит, о чем думают и говорят».

Поэтому учителя нашего методического объединения являются постоянными слушателями курсов кафедры социальных наук АППО по данной проблеме.

Курсовая подготовка акцентировала наше внимание на то, что есть в личности педагога, его поведении, общении с другими людьми является человечность.

Особенно это важно для нас, учителей начальной школы, потому что наш социальный статус достаточно высок в глазах воспитанников. А от специфики нашего общения с классом и отдельными учениками часто зависит общение детей друг с другом.

Материалы лекций помогли нам уточнить приоритетные задачи педагога современной начальной школы — не сформировать образовательные компетенции по предметам, а увидеть, поддержать, развить человека в человеке, помочь ему войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть круг ценностей собственного «Я» и научиться им управлять, создать механизмы адаптации и самозащиты для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Потому что младший школьный возраст уникален — это начало самого важного для социализации периода развития одной личности и целого класса, как группы со своими нормами, ценностями и стереотипами поведения.

Функция современного учителя начальных классов теперь согласно стандартам нового поколения не в том, чтобы нагрузить ребенка предметными знаниями, а в том, чтобы обеспечить его вступление в личностно-ориентированный диалог с миром, заложить основы гуманистической ориентации, познакомив с основными ценностями развития человеческого общества: жизнь, здоровье, любовь, красота.

Ведь детство – это особенный мир. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве. У них свои критерии красоты и даже свое измерение времени – учебный год. Имея доступ в него, мы должны стать равными им, не безразличными стражами порядка и спокойствия в нем.

В формировании гуманитарной культуры младших школьников значительная роль отводится региональному компоненту начального образования, содержание которого включает систему знаний и культурного опыта человека, отражает особенности культурно – исторического, природно – географического, социально–экономического развития региона, формирует их целостное представление о социуме и компетенцию гражданина, которая в нашей школе формируется для обучающихся как основная образовательная компетенция.

Потому, что в период таких глобальных изменений окружающей среды обитания человека стало просто очевидным, насколько важно сохранить связь с природной и объектами культуры, унаследованными им от прошлых поколений.

Предметом изучения школьников в ходе экспериментальной работы ОУ стали мировые жемчужины природы, науки и искусства.

Целью педагогического коллектива и нашего МО как его части является формирование у обучающихся знаний о ВПКН на основе их творческой деятельности и культурных связей с людьми других стран, воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, район, город, Отечество.

Это направление методической работы мы назвали «Дом, в котором ты живешь». За основу изучения выбрали знакомство с историко-культурными объектами Санкт-Петербурга и его окрестностей. Ведь наш город является достоянием смешанного типа, состоящего из 36 объектов природы и культуры.

Реализуя поставленные цели и задачи остановились на изучении исторического центра: ансамблях главного городского пространства, Невского проспекта, Адмиралтейской части, Васильевского острова. А также Мемориала «Зеленый пояс Славы» — дороге жизни и блокадном кольце.

Знакомство с ними начинаем с 1 класса. Нами создан пропедевтический курс, который дает возможность для широкого применения межпредметных связей и интеграций. Это отражено в календарно-тематическом планировании и способствует обогащению содержания традиционного школьного курса.

Для оптимальной вовлеченности учащихся в образовательную деятельность по данной проблеме, их успешной реализации и развития творчества большое внимание уделяем эстетическому оформлению кабинетов.

В каждом классе оформляются стенды, галерея любимых мест города, подборки иллюстраций с учетом возрастных особенностей обучающихся в них детей.

В начале наши ученики являются только созерцателями, а потом активными помощниками-оформителями. Здесь размещаются их сочинения, маршруты путешествий, впечатления об экскурсиях, исторические ставки, фотоматериалы.

С целью создания условий для практической деятельности учеников в наших кабинетах созданы уголки природы, где ребята делятся своими наблюдениями за погодой, оформляют результаты опытов, помещают рисунки и поделки из природных материалов.

Для элементарной художественной деятельности учащихся нами оформляются стенды работ учащихся.

Учителя нашего методического объединения неоднократно становились победителями внутришкольного смотра-конкурса кабинетов, а кабинет Петровой Марины Михайловны вошел в число лучших кабинетов начальных классов района.

Все это способствует формированию у младших школьников эмоционального отношения к изучаемому материалу, повышению мотивации к учебе, концентрации внимания и усвоению изучаемых явлений и понятий.

Учебник на наших уроках перестал быть единственным источником знаний. Мы активно используем художественную, справочную, научно-познавательную литературу и ресурсы медиатеки школы.

В ходе экспериментальной деятельности мы столкнулись с проблемой ограниченности предлагаемого методического и дидактического материала, что побудило нас к педагогическому творчеству.

В рамках МО были созданы 4 творческие группы, результатом работы которых явились инновационные продукты по предметам.

Сборник «100 петербургских задач» вошел в число лучших инновационных продуктов района 2010 года.

В настоящий момент готовы к апробации и дальнейшему тиражированию контрольно-измерительные материалы по истории и культуре Санкт-Петербурга. Эти 3-х уровневые работы помогут нам проверить уровень образованности наших учеников по заявленной теме.

Ведь ни для кого не секрет, что чем больше ребенок знает, тем увереннее он чувствует себя, то есть адаптирован к процессу обучения и воспитания, а значит тем более освоено им содержание базовой гуманитарной культуры и наоборот.

С целью повышения этого уровня мы используем на уроках новые технологии.

В этом учебном году нами был проведен районный семинар по теме «Интерактивные методы обучения», в ходе которого мы поделились своими педагогическими находками.

Ведь как писал Ш.Руставели: «Что отдал — твое, что скроешь — то потеряно навсегда».

Предложенные открытые уроки и материалы были высоко оценены методистами НМЦ и РЦ , учителями района.

Ключевыми вопросами семинара были формирование культуры общения младших школьников в процессе групповой работы; благоприятные и пагубные факторы воздействия группы на развитие личности и ее потенциала.

Как способствовать формированию в каждом ребенке навыков позитивного группового взаимодействия с одной стороны и способности объединяться, создавать, структурировать группу для решения проблем — с другой.

Безусловно это можно реализовать только в процессе обучения и воспитания в целом.

Поэтому свою педагогическую деятельность по формированию гуманитарной культуры младших школьников мы рассматриваем как систематический и неразрывный процесс образования, развития и воспитания.

Важным фактором которого выступает любовь и уважение. Чтобы воспитывать любовью, нужно многое знать и уметь: знать себя и своего ученика, расти духовно самому и помогать становиться лучше другому, утешать в горе и поддерживать в трудную минуту, заставлять верить в себя и побеждать собственные недостатки. Не случайно любовь крепнет вместе с духовным развитием человека, и она умирает там, где это развитие останавливается.

Для того, чтобы правильно воспитывать детей, нужно прежде всего воспитывать и обучать себя, поэтому самообразование остается важной задачей каждого учителя, а обсуждаемая сегодня проблема — приоритетной методической темой.

И мы верим, что образ бытия наших воспитанников будет предполагать эстетизацию окружающей среды и человеческих отношений, желание творить по законам красоты, созерцать и не вредить природе. А их жизнь чтобы проходила содержательно, интересно и запоминающе. Ведь, как писал Сент-Экзюпери: «С жизнью и смертью человека приходит и уходит целая Вселенная».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал является долгосрочным проектом, в котором принимают участие, непосредственно, педагоги начальной школы. Результат превзошёл ожидания. Качество образования повысилось.

Данная статья отображает значение учительской этики как одной из составляющих профессионализм педагога.

Доклад на городском семинаре Школы молодого учителя.

Презентация предназначена для выступления на МО.

Доклад на городском семинаре Школы молодого учителя.

Презентация предназначеня для выступления на МО.

Педагогическое мастерство и культура учителя

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению — это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение.

По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство — это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора» [19] .

Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Массовый педагогический опыт — это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует существующий уровень практики обучения и воспитания.

Слова «передовой педагогический опыт» употребляются в широком и узком смыслах (М.Н. Скаткин). В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригиналъности, то что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

Между простым педагогическим мастерством и новаторством часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода инновации (нововведения), связанные как с частичными трансформациями в содержании образования и педагогических технологиях, так и с глобальными изменениями в сфере образования.

Учителя-мастера выгодно отличаются от немастеров прежде всего характером конструктивной деятельности. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет.

Коренным отличием структур знаний учителей-мастеров являются знание психологии детей и умелое применение методики преподавания благодаря этому знанию. В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы» [20]

Что касается соотношения педагогического творчества и мастерства, то следует заметить, что они тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Здесь возможны разные их отношения. Например, устоявшееся мастерство без склонности к новым решениям и творчество как следствие дефицита общеизвестных решений при недостаточном мастерстве (у молодого учителя).

Итак, педагогическое мастерство может проявляться в деятельности педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, – это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов и отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

Профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабатывается педагогами.

Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога. Такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характеризующей цельность его облика.

Изучение биографий выдающихся педагогов (Я. А. Коменското, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг привычных педагогических представлений и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития. Наивысшие результаты в педагогической деятельности поэтому связаны, как это ни парадоксально, с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узко профессиональные вопросы с самых широких философских и социально-культурных позиций.

К концу ХХ века появился новый интегральныйсоциальный феномен, который B.C. Библер назвал «социумом культуры». Культура из маргинального явления общественной жизни все более сдвигается в эпицентр современного бытия, где одновременно существуют ценности восточной и западной культур, античные, средневековые, возрожденческие, просвещенческие и т.д. Культурные спектры имеют смысл по отношению друг к другу в диалоге нашего реального сегодняшнего сознания. Это проблема не только мышления, но и действительного бытия каждого современного человека. Человек ближайшего будущего будет поставлен перед необходимостью выбора своего социума культуры, в котором он и станет осуществлять свое духовное самоопределение.

В выборе такого социума и духовного самоопределения как раз и играет важную роль гуманитарная культура. Она характеризует, во-первых, внутреннее богатство личности, уровень развития ее духовных потребностей и способностей, а во-вторых, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. Гуманитарная культура по своей сути выражает гуманистические ценностные ориентации личности и выступает прежде всего как гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

Гуманитарная культура педагога – оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития учащихся, понимать их, вводить в мир культуры, организовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.

Высокий уровень профессионализма педагога, его педагогической культуры не возможен без освоения фонда культурной информации. Специфика педагогического образования поэтому в том и состоит, что оно должно быть направлено прежде всего на широкую общекультурную подготовку будущего учителя-воспитателя. Благодаря ей будущий педагог погружается в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их многообразии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию