Start-365.ru

Работа и Занятость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дефектология это в педагогике

Чем логопед отличается от дефектолога?

Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.

Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.

Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?

Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);
  • олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушений — умственной отсталости, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)
  • тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и вторичных нарушений развития);
  • сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).

Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед — это тоже дефектолог.

На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии. То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и логопед-дефектолог в своей подготовке имеют много общего. Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития. Поэтому на практике часто оказывается, что дефектолог-олигофренопедагог в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).

Существуют еще учителя-логопеды. Их, как правило, выпускают факультеты педагогики и даже филологические факультеты. Они обучаются для работы с «условно здоровыми» детьми. Это логопеды, работающие в обычных детских садах, развивающих центрах и других учреждениях. То есть это те педагоги, которые «ставят звуки», помогают научиться читать и писать детям с минимальными речевыми проблемами (дислалия, стертая дизартрия).

Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано «учитель-логопед», это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).

Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» — мало, «френос» — ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле. То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус — это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).

Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития. Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста — это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному). Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.

В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология». Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.

Какие выводы можно сделать?

  1. Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
  2. Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри. Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
  3. Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
  4. При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки. Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).
Читать еще:  Государственный педагогический университет в москве официальный

В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.

Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

1 Комментарий

К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.

Дефектология как наука. Основные отрасли дефектологии

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.

Дефекто́лог — специалист в области дефектологии.

· дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания исоциализации детей с отклонениями в развитии.

· дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.

Основные подразделы дефектологии

1. логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции

2. сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха

3. тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения

4. сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей

5. амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов

6. олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

Что такое дефектология

Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. . — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).

Логопедия — отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и устранения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педсодержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не « линнеевский принцип » — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

Нарушения речи: основные варианты

Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия « заячья губа » и « волчья пасть ») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.

Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ермолова 137, МОУ СОШ № 9

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Найдено 8 определений термина ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Дефектология

наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками [80, c. 524].

Дефектология

наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Дефектология

научно-методический журнал. Выходит с 1969 г. В «Д.» освещаются проблемы воспитания, обучения и трудовой подготовки аномальных детей. В «Д.» публикуются материалы о подготовке кадров дефектологов, критико-библиографические обзоры, хроника, консультации для педагогов и родителей.

Дефектология

от лат. defectus — недостаток, греч. logos — слово, учение) — наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.), закономерностях их воспитания, обучения и образования. «

Дефектология

лат. – недостаток; гр. – слово) – наука о психофизиологических особенностях развития, воспитания и образования детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, логопатов и др.). Это одна из отраслей педагогического знания, занимающаяся аномальными (дефективными) детьми. Ее ветви: сурдопедагогика (педагогика воспитания и образования слепых и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (педагогика воспитания и образования детей с недостаточным умственным развитием), логопедия (педагогика развития детей с нарушением речи). Частично дефектология занимается детьми с задержкой психического развития.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Д. изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психич. развития, а также со сложными дефектами (напр., слепоглухонемота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т. п.). К Д. относятся специальная психология, охватывающая психол. проблемы изучения аномальных детей, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие техн. средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Как целостная наука Д. сложилась в результате развития и сближения отд. ее областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов,

Теоретич. основы отеч. Д. были заложены Л. С. Выготским, к-рый определил общие закономерности развития и обучения аномальных детей разных категорий, осн. принцип коррекции имеющихся нарушений. Важную роль в формировании Д. сыграло развитие комплексного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов и др. специалистов) к изучению аномальных детей. На основе клинико-физиол., психол. исследований разработано науч. обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов развития (см. Кор-рекционно-воспитателеная работа), создана дифференцир. система уч.-воспитат. учреждений для аномальных детей. Один из осн. принципов Д. — в процессе спец. обучения и воспитания ориентирование не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ребенка.

Благоприятной основой для развития сов. Д. явились законодат. акты Сов. гос-ва, к-рыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в обще-гос. систему нар. образования, а затем введено всеобщее обязат. обучение этих детей, а также созданы спец. Н.-и. учреждения и уч. заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. Дефектологическое образование). Науч. разработка вопросов Д. в Рос. Федерации ведется НИИ коррекционной педагогики РАО. (Москва), а также на дефектологич. ф-тах пед. ин-тов. В СССР выходили пе-риодич. издания: жури. «Вопросы дефектологии» (1928—31), периодич. сб. «Специальная школа» (1939—69). С 1969 издается журн. ч Дефектология» (Москва).

За рубежом вместо понятия «Д.» применяются более ограниченные понятия «спец. обучение» и «леч. педагогика», имеющие гл. обр. практич. направленность. Периодич. издания преим. посвящены проблемам отд. нарушений (глухота, слепота, умственная отсталость и т. д.).

Лит.: Дьячков А. И., Доброе а А. Д., Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России, М., 1949; Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова и др., М. 1965; Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии, М. ; Лубовский В. И., Осн. прин ципы организации спец. обучения в СССР «Перспективы», 1983, № 4; Дефектология Указатель лит-ры на рус. языке, вышедшей в СССР. 1920—1973, М., 1975; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 5 — Основы дефектологии, М., 1983; The present Situation and trends of research in the field of special education, P., 1973; H a 11 a h a n D., Kauffman J., Exceptional children. Introdu-ction to special education, Englewood Chiffs (№. J.), 1988 . В. И. Лубовский.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение)

наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. — интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Осн. задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической — помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии. Как область научного знания Д. начала развиваться в начале 20 в. в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Ведущим и на долгие годы единственным в России научно-исследовательским центром в области Д. стал Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ), открытый в 1929 на базе созданной В.П. Кащенко Медико-педагогической станции. В 1943 ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей Д. (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями в психофизическом развитии, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики Д. как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности Д. сыграли работы Л.С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. 20 в. были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов Д. (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, осн. на культурно-исторической теории развития высших психических функций (см.Специальная психология). В процессе развития Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития Д. изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями) (см.Нарушения сложные). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с нарушениями двигательными, с выраженными нарушениями интеллекта, а также исследования детей дошкольного возраста. В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Д. внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей (см.Дети с особыми образовательными потребностями). Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. система специальных (коррекционных) образовательных учреждений имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения. Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и вузы. Миссия Д. на современном этапе — научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества. Приоритетными задачами современной дефектологической науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования; переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования; разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Д. продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребенка. Противоречие между этимологией термина «Д.» и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает, резко обострилось после ратификации в 1991 Рос. Федерацией Конвенций ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно отсталых», когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин «Д.», который, также как термины «аномальные дети», «аномальное развитие», начинает выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина «Д.», социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого термин «Д.» продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от дискуссий, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина, до дискуссий в области методологических основ самой науки и ее места в системе современных наук. — наука о психофизиологических особенностях развития больных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика — обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития; логопедия — обучение и воспитание лиц с нарушением речи. (Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. — Кемерово, 2001. C. 67-68) См. также Коррекционная (специальная) педагогика, Специальная педагогика

Найдено схем по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  3. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  4. I) Основные компоненты и методы их оценки
  5. I. Основные богословские положения
  6. I. Основные показатели вариации
  7. I. Основные положения
  8. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  9. I. Основные теоретические аспекты японского менеджмента
  10. I. Основные формы исследования ППО