Start-365.ru

Работа и Занятость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оператор в кино

Профессия кинооператор

Профессия кинооператор, пожалуй, вторая по значимости в кинопроизводстве после режиссера. Если последний решает, что снимать, то первый — как снимать. То есть режиссер отвечает за творческую составляющую кинопродукта, а кинооператор — за техническую.

Даже сценарист играет не такую важную роль в киноиндустрии: многие фильмы снимаются по книгам, в других случаях сценарии пишут сами режиссеры. Так что без сценариста можно обойтись, а вот без оператора — никак.

Кинооператор не только просто ведет съемку, но и расставляет все съемочное оборудование, осветительные приборы, декорации, участвует в создании спецэффектов. Он фактически является не только техническим работником, но и художником, результатом работы которого является кинопродукт, который нам показывают. Более того, без преувеличения можно сказать, что мы видим любой фильм именно глазами кинооператора. В этом и заключается творческая составляющая его работы: «увидеть» кадр до съемки, воссоздать его в реальности и лишь потом перенести на пленку.

Помимо сложных спецэффектов кинооператор занимается тем, что постоянно создает эффекты «попроще»: дождь при солнечной погоде, свет Луны днем, выразительность эмоций актеров в полной темноте и многое другое, чего на самом деле увидеть невозможно, но в фильме мы это видим.

Кто работает в команде с кинооператором

В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.

  • Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
  • Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
  • В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
  • В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.

Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком. И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт. Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д. Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.

Места работы

Кинооператоры работают в первую очередь в кинокомпаниях и на телевидении. Однако есть и «непрофильные» организации, которым требуются такие специалисты. Это могут быть крупные рекламные агентства, PR-отдела корпораций, учебные или научные организации, выпускающие учебные фильмы хорошего качества.

История профессии

Чтобы понять, кто такой кинооператор, лучше немного заглянуть в историю кино и назвать некоторые имена.

Первыми профессиональными кинооператорами, безусловно, стоит назвать братьев Люмьер с их «Прибытием поезда». Какой-то сценаристской или режиссерской работы в этом «ролике» не видно, но определенный эффект присутствия создала операторская работа.

Кинооператорами порой становились не только узкие специалисты, но и известнейшие режиссеры — например, Чарли Чаплин. Из более поздних стоит выделить Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Роберта Дауни-старшего, Квентина Тарантино и т.д.

Любопытно, например, что известнейший режиссер Стэнли Кубрик своего единственного «Оскара» получил не за режиссуру, а за лучшие визуальные эффекты — именно за операторскую работу.

Из отечественной операторской школы нельзя не отметить П.Е. Тодоровского, В.А. Рапопорта, Б.И. Волчека, П.Т. Лебешева, П.В. Клушанцева и многих других. Интересно, что последнего Джордж Лукас назвал «крестным отцом» «Звездных войн», а его наработки в плане спецэффектов использованы при съемках фильма «Терминатор-2: Судный день».

Как стать кинооператором

Стать кинооператором высокого уровня не так-то просто — желательно закончить Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (знаменитый ВГИК). Однако некоторые специалисты пробиваются наверх, закончив, к примеру, отделение телевизионной журналистики.

Кто-то может убедить работодателей в своем таланте и профессионализме и без диплома, но это большая редкость. Так что поискать, где можно учиться на кинооператора, смысл имеет — в настоящее время существует немало и частных киношкол, возглавляемых известными мастерами.

Зарплата кинооператора

Перед тем, как выбрать данную профессию, разумеется, стоит поинтересоваться, сколько зарабатывает кинооператор — не у всех же доходы, как у Лукаса с Тарантино.

Но здесь вам придется серьезно потрудиться, т.к. вакансии в интернете отыскать проблематично. Есть смысл ориентироваться на доходы теле- и видео-операторов, которые обычно составляют от 30 000 до 80 000 рублей в месяц. Так что средняя зарплата кинооператора находится в районе 50 000 рублей в месяц.

Оператор кино и телевидения

Оператор занимается съемкой фильмов, кукольных мультфильмов, телепередач и др.

Оператор — один из основных специалистов в создании кино или анимационного проекта. Вместе с постановщиком и художником он работает над идейно-художественными решениями и непосредственно ведет съемку. Его главное «орудие производства» — кинокамера. Различные виды съемки, освещение, композиционное построение кадра, движение камеры, перемена планов — вот что надо знать оператору. С режиссерского пульта он управляет несколькими камерами и монтирует изображения в единую композицию, выбирая самые удачные планы. Оператор может вести трансляцию с места событий, и тогда материал сразу подается на экран.

Читать еще:  Оператор 1с братск

В анимации оператор — это специалист, отвечающий за художественную концепцию, разработку методов съемки и непосредственно съемку кукол на макете или мультстанке в соответствии с требованиями режиссера-постановщика. Оператор мультфильма должен обеспечить качественную съемку кадра во всех диктуемых сценой направлениях: по горизонтали, вертикали и кривой съемочного поля. Он использует возможности мультсъемки для повышения художественного качества изображения, придания ему большей выразительности и обогащения его зрительными эффектами, усиливающими восприятие картины.

Компетенции

  • Создание видео- и аудиоконтента для киноиндустрии и телевидения: съемка кинофильмов, телепередач, репортажей, мероприятий, мультфильмов
  • Проверка и настройка специального оборудования (камеры, освещение и т.д.)

Важные качества

Личные качества: физическая выносливость, быстрая реакция, внимание к деталям, ответственность, готовность к обучению

Soft skills: умение работать в команде, коммуникабельность, креативность, профессиональная коммуникация

Профессиональные навыки: умение работать с осветительными приборами, владение телевизионной и киносъемочной аппаратурой, представление о фотокомпозиции, владение различными видами съемок, знание особенностей и свойств цветов палитры и их соотношений в кадре для качества цветопередачи, знание условий и требований цветных фильмов

Где работает

  • Телестудии, телекомпании
  • Киностудии, кинокомпании
  • Анимационные студии
  • Рекламные агентства
  • Любые организации, где требуется оператор для технической съемки

Потенциальные работодатели

  • «Первый канал. Всемирная сеть» (г. Москва)
  • РИА «Медиа Сфера» (г. Москва)
  • Студия «Анимаккорд» (г. Москва)
  • Красноярская краевая филармония (г. Красноярск)
  • Фотостудия MODERN (г. Санкт-Петербург)
  • OCS distribution (г. Санкт-Петербург)
  • Проектирование домов и интерьеров «STudia-54» (г. Санкт-Петербург)
  • Студия «ФИЛЬМ33.РФ» (г. Владимир)
  • «ТАТМЕДИА» (г. Альметьевск)
  • Телерадиокомпания «Терра ТРК» (г. Самара)

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Оператор кино и телевидения»

  • Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова
  • Институт кино и телевидения (ГИТР)
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
  • Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Краснодарский государственный институт культуры
  • Новосибирский государственный технический университет
  • Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Познакомиться с высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку по смежным специальностям, вы можете на сайтах:

Как стать кинооператором? Хочу делать хорошее кино и быть ценным членом съёмочной команды (о ВГИКе и КИТе можете не говорить)?

Для начала нужно знать и чувствовать, что не можешь не жить зрением. Кинематограф, в первую очередь — это изображение. Как бы тривиально это ни звучало, но если всё многообразие проявления света в повседневной жизни вызывает азарт создавать и ловить его, то скорее всего вы сможете этим гореть достаточно долго, чтобы достичь определенного успеха. Попробуйте начать с живописи, музеев, выставок и, возможно, попыток самому рисовать или писать. Живопись — это фундамент , на которой зиждется работа оператора. Затем фотография. Несмотря на кажущуюся схожесть, она имеет мало общего с кинематографией, но неизменно даст дальнейший толчок к развитию. Одной удачной фотографией можно рассказать историю. В кинематографе у вас 25 фотографий секунду, чтобы попытаться это сделать. Не так мало, как может показаться.

Кинематограф чуть младше фотографии, но в нем так много зависит от самоотверженной работы десятков человек, при том, что сначала может казаться, что от каждого в отдельности зависит мало. С практической точки зрения, самым правильным было бы много смотреть. В сети можно найти всевозможные «топы» картин, которые обязательно нужно увидеть в жизни, — начните с этого. Если решите поступать, постарайтесь учиться в Америке, в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке. Лучше, чем там, нигде не научат ремеслу. А ремесло в начале пути — это очень нужно.

Грамматических ошибок больше, чем у меня волос на голове.

Кстати, пусть те, кто минусуют, попробуют дока3ать любую теорему и3 дифференциальной геометрии и топологии.

Попробуй читать чуть быстрее чем по слогам и, возможно, не будешь замечать каждую ошибку.

Очень согласен с ответом Константина и очень хочу дополнить.

Если очень просто, то вам нужно ходить на кинофестивали, общаться, попасть в киношную тусовку, где вы сможете наблюдать за процессом, коммуницировать, учиться и пробовать снимать что-то вместе с такими же, как вы.
Институты кинематографии в этом очень помогают.

А если в кинозаведения вас не тянет, тогда все (особенно коммуникацию) нужно развивать своими силами.

Очень важно научиться смотреть и видеть жизнь, людей, и обращать внимание на среду, в которой вы находитесь, как себя проявляет в ней свет и окружение (дискотеки, утренние пробежки, темные подвалы, разговоры при свечах, под елкой, в алкогольном опьянении — всем этим можно и нужно вдохновляться и использовать в профессии).

Потом, в довесок к живописи, фотографии, смотреть много хороших классических лент и анализировать операторскую работу.
Какими средствами оператор создает атмосферу в кадре, сцене, влияет это или нет на драматургию в целом. Обращать внимание не только на движение камеры (и зачем оно вообще используется), композицию, но и на свет.

Обычные, на первый взгляд, состояния, вроде «Солнечный день» или «Лунная ночь» могут быть решены светом в очень широких пределах. И каждый cinematographer обычно исполняет их по-своему.

Читать еще:  Оператор дрона обучение москва

В большинстве хороших фильмов, где работали хорошие операторы, дневной свет может быть ОЧЕНЬ нереальным (Солнце вроде с небес светит, а персонаж по факту подсвечен сбоку), но если зритель ВЕРИТ в предлагаемое ему изображение, да еще испытывает эмоции и не «выпадает» из истории, происходящей на экране, значит оператор сумел качественно выполнить поставленную задачу.

А вот КАК это сделано, вам нужно анализировать самостоятельно, искать интервью всякие и читать American Cinematographer.

Для примера, посмотрите, как Януш Камински исполняет состояние заката Солнца в последней сцене «War Horse» Спилберга! Видно, что Солнце далеко не вечернее, но мы верим тому, что нам предлагают («почему?» ).

Или посмотрите, как решена первая сцена в доме фермера Робертом Ричардсоном в «Inglorious Bastards» Тарантино. Как подсвечены фермер и полковник СС в разговоре за столом?

Или много интересных находок Грега Толанда в «Гражданине Кейне»! Таких примеров — купа! Есть на что смотреть 🙂

Углубляйте знания по технике и технологии сьемки, пре- и пост-продакшена. Ведь это тоже ваши инструменты.

И самое главное — пытайтесь делать что-то самостоятельно и много. Даже с тем минимумом, что у вас имеется. Используйте находки мастеров, но и ищите свои!

Старайтесь не просто включить камеру / фотоаппарат / смартфон и «заснять» что-то происходящее, а пытайтесь строить изображение, которое максимально отвечает вашему художественному замыслу. А чтоб эти самые замыслы могли формироваться, вам нужно, еще раз, очень много смотреть фильмов, живописи, фотографии, фотографировать и писать самому, сомневаться, снимать, пробовать снова.

Делайте ошибки, много ошибок и анализируйте! Ищите начинающих режиссеров, просто людей по духу, делайте что-то вместе. И развивайтесь со всех сторон! Потому что «хороший кинооператор» — это прежде всего хороший, интересный человек. А какой человек — такое и изображение 🙂 Удачи!

Вопрос 1:

В работе оператора телевидения есть своя специфика. Важно, где и что он снимает. Оператор снимает художественные, документальные и научные фильмы, телепрограммы, рекламу, музыкальные клипы и т. д. Именно от оператора в первую очередь зависит воплощение авторско-режиссерского замысла на экране. Есть художественные телефильмы, которые часто ставятся по заказу телевидения на обычных киностудиях и снимаются на пленке. Работа оператора над ними мало чем отличается от съемки обычного художественного фильма. Разве что оператор учтет, что его фильм люди будут смотреть на экране телевизора.

Иначе работает оператор на телестудии. Здесь используются специальные телекамеры. Характерной для телевидения является многокамерная съемка — одновременно несколькими камерами, которые следят за действием с разных точек съемочной площадки. Камеры управляются дистанционно с режиссерского пульта. Режиссер монтирует поступающие к нему одновременно со всех камер изображения в единую композицию телепередачи. Многокамерная съемка позволяет снимать без перерыва длинные сцены, что облегчает работу актера. Она удобна при съемках массовых сцен. Применяется также при хроникальных съемках важных событий общественной жизни. Многокамерная съемка используется и в кино.

Характерной особенностью телевидения является прямой репортаж, который операторы ведут непосредственно с места события.

Художественные задачи телеоператора те же, что и у оператора кино, но качество телеизображения пока ниже изображения на киноэкране. К тому же производственные условия на телевидении жестче, чем в кино. Оператору телевидения незачем стремиться к тонкой световой нюансировке, игре оттенков света. Он чаще воздействует общим световым рисунком и цветовой композицией. Ему особенно важно бывает добиться живости, достоверности и естественности поведения человека на экране.

Характер работы телеоператора зависит от того, снимает ли он телеспектакль, концерт или политическую, образовательную или другую студийную передачу. Снимая выступающего перед объективом человека, оператор старается выявить его индивидуальность. При съемке концертов применяются различные световые эффекты.

На телевидении начиная с 60-х годов широко используется производство телефильмов, записанных на магнитную ленту (видеофильм). То, что оператор снимает телекамерой, фиксируется на видеомагнитофонах. Из полученных записей монтируются фильмы. Немедленное воспроизведение снятого материала (без проявления и печатания) , многократность использования магнитной ленты, возможность быстрых исправлений снятого материала делает такой способ съемки экономичным и удобным. В видеофильме оператор постоянно сотрудничает с инженерами.

Следует подчеркнуть, что для оператора телевидения еще более, чем для кинооператора, нужны точность и быстрота реакции, оперативность, собранность, чувство коллективизма, а также физическая и нервная выносливость. У оператора ненормированный рабочий день. Для съемок в кино часто нужна определенная погода. Приходится делать множество дублей, чтобы добиться интересного видеоряда.

Спкцифика работы оператора на ТВ и основные требования:

1) Методические нормативные материалы.

2) Особенности деятельности предприятия и его структура.

3) Принципы эксплуатации съемочного видео оборудования.

4) Основы композиции и экспонометрии.

5) Основы работы со светом.

6) Основы звукорежиссуры.

7) Система взаимодействия с журналистом или режиссером.

8) Нормативы охраны труда.

Различные объекты съемок и различная специфика творческой съемки:

— музыкальные, концерты и т.п.

— массовые программы и мероприятия;

— работа на натуре;

— работа в студии;

1) Выезд, обсуждение сценария, обсуждение плана съемок с режиссером или журналистом.

2) Перед выездом: Контроль исправности оборудования (обектив и линзы, трансфокатор, фокусировка) Настройка контраста изображения в визире. Обнуление настроек. Проверка емкости аккумуляторов. Прописка ГЦП. Накамерный свет (проверка аккумулятора, запасной аккумулятор и лампа) При наличии неисправностей в технике внести все данные в журнал на базе.

Читать еще:  Обучение оператор видео

Обязанности оператора постановщика.

1) Подготовка студий к эфиру за 30 мин. Определение мест установки камер при одно- и многокамерной съемке.

2) Ознакомление со сценарием программы.

3) Участие в разработке режиссерского сценария, календарно постановочного плана, плана занятости операторов, утверждение эскизов декораций. Съемка проб: грим, света, персонажей, костюмов.

3) Предварительный осмотр схожих снимаемых зрелищ.

4) Руководит операторским штатом канала или кампании.

5) Контроль степени белого, диафрагмы и прочих степеней контроля изображения в ПТС при трансляциях.

6) Отбор дублей. сдача готовых робот.

7) Оформление заявок на необходимую технику.

8) Прием мер по совершенствованию процесса и предотвращению брака.

техника телевидения и творческий процесс;

вспомогательная операторская техника;

характеристика телевизионного изображения и возможности его трансформации при решении творческих задач;

Специфика работы оператора:

автор — оператор, режиссер — оператор;

особенности работы над игровым фильмом;

особенности работы над музыкальным фильмом;

прочтение оператором режиссёрского сценария, раскадровка;

работа оператора с автором, режиссером, художником;

специфика работы над клипами;

монтажные съемки и их особенности;

Структура вещательной телекомпании и работа с эфиром.

телекомпании вещательные и производящие;

президент телекомпании и вице-президенты;

сетка вещания, работа над ее созданием;

отдел видеотеки, микрофонная папка;

отдел выпуска, эфирная путевка;

дирекция информационных программ;

создание и выпуск информационных программ;

бюджет телекомпании, смета расходов на телевизионную программу;

Состав телевизионной съемочной группы.

группа стилиста программы;

Производственная база телекомпании.

цех съемочной техники;

цех озвучания программ;

цех декоративно-технических сооружений.

уважительное отношение к снимаемым людям

умение работать в команде

Отличия работы в кино и на телевидении (дополнительно)

Стало понятно, что многосерийность и регулярность — преимущества телевидения перед кинематографом. Эта специфика осталась. Но она сыграла и отрицательную роль на телевидении. Она состоит в том, что телевидение перестало признавать значение штучной продукции. Нельзя сделать гениально тысячесерийную продукцию.

Второе отличие. Телевидение приучило зрителей к эклектике, и эклектика воспринимается на телевизионном экране естественно. Более того, эклектичность стала как бы признаком телевидения. Телевизионная программа строится так: художественный фильм — кусочек, документальный фильм — кусочек, ведущий в кадре, ведущий за кадром, танцуют, пляшут, плачут, поют. Вот то, что не мог позволить и даже представить себе кинематографист — соединять несоединяемое, путать жанры, путать формы — на телевидении воспринимается как естественный телевизионный прием.

У телевидения иная, чем у театра и кино, композиция, возможности этой композиции. В природе телевидения — мозаичность, то есть сложение передачи или фильма из кусочков. Причем эта мозаичность изначально закладывается в драматургию. Сознательно разбиваются эпизоды на отдельные части. Не дается цельный эпизод от начала до конца, а берется кусочек из одного эпизода, потом кусочек из другого эпизода, потом — из третьего, затем продолжается первый эпизод, потом продолжается второй, потом — третий. Это относится как к игровым вещам, так и к документальным. Зрителя можно держать на одном эпизоде не больше 5 минут и тут же перескочить на другой эпизод, а потом на третий, то он не успеет переключиться на другую программу. Вот это видение мира не цельное, а мозаичное стало природой телевидения.

Чем отличается работа телевизионного оператора от работы кинооператора? Там разрешающая способность пленки другая. Говорят, что изображение телевизионное более плоское, нежели изображение на кинопленке, то есть нужно делать определенные поправки, работая с камерой на магнитных носителях. Есть ли еще какая-либо особенность, кроме технической? Я для себя определяю это таким образом, что очень трудно добиться художественного изображения, очень трудно получить полутона.

Есть свои особенности и в телевизионном монтаже.

Телевизионный режиссер должен соображать в десять раз быстрее, чем кинорежиссер, он должен понимать, что работает сразу набело, без черновика. Это сложно, поэтому телевизионный режиссер, в отличие от кинорежиссера, должен уметь складывать картину в голове, а не на монтажном столе.

У телевизионного режиссера должна быть лучше память. Кинорежиссер может приступить к монтажу после того, как он один раз посмотрел материал. Телевизионный режиссер должен уметь «играть» по памяти. Умение играть не на столе, а в голове — это свойство сегодня телевизионного режиссера.

К сожалению, пока телевизионный режиссер не имеет возможности отдельно монтировать фонограмму, отдельно монтировать изображение и даже снимать отдельно.

Телевидение привыкло мыслить синхронно. Это было преимуществом телевидения перед кинематографом, но теперь обернулось его недостатком. Понимание того, что есть контрапункт слова, музыки и изображения, в телевидении по-настоящему пока отсутствует.

Телевизионный режиссер, в отличие от кинорежиссера, обязан постоянно чувствовать зрительскую аудиторию. У кинематографиста нет контакта со зрителями. Телевизионный режиссер не может работать на склад, на будущее, в стол; он, конечно, работает на конкретную аудиторию, и если он слышит свою аудиторию, то это постоянно вносит определенную коррекцию в его деятельность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector