Оператор кино и телевидения обучение
Оператор кино и телевидения
Оператор занимается съемкой фильмов, кукольных мультфильмов, телепередач и др.
Оператор — один из основных специалистов в создании кино или анимационного проекта. Вместе с постановщиком и художником он работает над идейно-художественными решениями и непосредственно ведет съемку. Его главное «орудие производства» — кинокамера. Различные виды съемки, освещение, композиционное построение кадра, движение камеры, перемена планов — вот что надо знать оператору. С режиссерского пульта он управляет несколькими камерами и монтирует изображения в единую композицию, выбирая самые удачные планы. Оператор может вести трансляцию с места событий, и тогда материал сразу подается на экран.
В анимации оператор — это специалист, отвечающий за художественную концепцию, разработку методов съемки и непосредственно съемку кукол на макете или мультстанке в соответствии с требованиями режиссера-постановщика. Оператор мультфильма должен обеспечить качественную съемку кадра во всех диктуемых сценой направлениях: по горизонтали, вертикали и кривой съемочного поля. Он использует возможности мультсъемки для повышения художественного качества изображения, придания ему большей выразительности и обогащения его зрительными эффектами, усиливающими восприятие картины.
Компетенции
- Создание видео- и аудиоконтента для киноиндустрии и телевидения: съемка кинофильмов, телепередач, репортажей, мероприятий, мультфильмов
- Проверка и настройка специального оборудования (камеры, освещение и т.д.)
Важные качества
Личные качества: физическая выносливость, быстрая реакция, внимание к деталям, ответственность, готовность к обучению
Soft skills: умение работать в команде, коммуникабельность, креативность, профессиональная коммуникация
Профессиональные навыки: умение работать с осветительными приборами, владение телевизионной и киносъемочной аппаратурой, представление о фотокомпозиции, владение различными видами съемок, знание особенностей и свойств цветов палитры и их соотношений в кадре для качества цветопередачи, знание условий и требований цветных фильмов
Где работает
- Телестудии, телекомпании
- Киностудии, кинокомпании
- Анимационные студии
- Рекламные агентства
- Любые организации, где требуется оператор для технической съемки
Потенциальные работодатели
- «Первый канал. Всемирная сеть» (г. Москва)
- РИА «Медиа Сфера» (г. Москва)
- Студия «Анимаккорд» (г. Москва)
- Красноярская краевая филармония (г. Красноярск)
- Фотостудия MODERN (г. Санкт-Петербург)
- OCS distribution (г. Санкт-Петербург)
- Проектирование домов и интерьеров «STudia-54» (г. Санкт-Петербург)
- Студия «ФИЛЬМ33.РФ» (г. Владимир)
- «ТАТМЕДИА» (г. Альметьевск)
- Телерадиокомпания «Терра ТРК» (г. Самара)
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Оператор кино и телевидения»
- Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова
- Институт кино и телевидения (ГИТР)
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
- Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Краснодарский государственный институт культуры
- Новосибирский государственный технический университет
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Познакомиться с высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку по смежным специальностям, вы можете на сайтах:
Телеоператор
Начало обучения
5 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА
Подробная информация по телефону:
Мастера курса
- Собственный корреспондент Центрального телевидения в Польше.
- Кинооператор Главной редакции информации «Первого канала».
- Работал в «горячих точках» (Фергана, Нагорный Карабах, Сумгаит, Чечня).
- Личный кинооператор Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.
- Советник президента Олимпийского комитета России.
- Заслуженный деятель искусств РФ.
- Член Союза кинематографистов России.
- Член Союза журналистов России.
- Редактор «Литературной газеты».
- Специальный корреспондент журнала «Огонек».
- Вице-президент кинокомпании «Скип — медиа фильм».
- Заместитель начальника отдела зарубежных связей Союза кинематографистов России.
- Главный редактор и креативный продюсер кинокомпании «ЗИГЗАГ», работал над созданием фильмов «Патруль» и «Приключения в Тридевятом царстве».
- Продюсер сериалов «Я оставляю вам любовь», «Пока Шива танцует».
- Доцент.
- Профессиональный фотограф, член Союза Фотохудожников России, член творческого союза «Фотоискусство», член профсоюза ОПК «Художников-графиков», член «Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России».
- Автор фотографий для многичисленных изданий, в том числе для издательства «Известия».
- Автор фотопортретов Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, А. Германа, С. Ростоцкого, Н. Дроздова, К. Эрнста, Е. Жарикова, Наоми Кемпбелл, Е. Кондулайнен, М. Козакова, С. Фарады, Патрисии Каасс, И. Кормильцева, К. Кинчева, А. Михалкова, Е. Соловей, В. Тихонова, Д. Харатьяна, М. Магомаева, Т. Синявской, Ф. Конюхова; а также фотоочерков династии Запашных.
- Лауреат многичисленных российских и международных конкурсов. Руководитель детской фотостудии «Союзспорт».
- Лауреат премии «ЭММИ» Национальной телеакадемии США за участие в создании серии телемостов между Верховным Советом СССР и Конгрессом США.
- Работала в Литературно-драматической редакции ЦТ и Главном Управлении Внешних Сношений Гостелерадио СССР.
- Режиссер-постановщик более 30 телемостов между Верховным Советом СССР и парламентами 18 стран.
- Главный режиссер проекта «1000-летия Крещения Руси», документальных фильмов «Миллион Хиросим», «Народная дипломатия».
- Режиссер цикловых программ для США «Московский меридиан», «Родина» и множества других совместных международных проектов и телепрограмм.
- Член Союза Журналистов России.
- Член Международной Академии Телевидения и Радио.
Уважаемые абитуриенты!
Обучение проводится на новейшем программном обеспечении («FinalCut», «ProTools» и др.) в крупнейших в Европе «Apple»-классах.
Высшая Школа «Останкино» имеет статус авторизованного учебного центра Apple.
В процессе обучения используется самая современная видеотехника.
Телеоператор – человек, который чувствует и передает изображение зрителю. Именно он выбирает и представляет самые интересные материалы для аудитории. Профессия кинооператор охватывает широкий спектр программ: новости и спортивные события, документальные фильмы, телесериалы, студийные программы и даже музыкальные клипы.
Этот профессионал несет ответственность за запись различных эпизодов с помощью видеокамеры для телевизионных программ или фильмов. Оператор может работать с цифровыми, электронными или пленочными камерами в самых разных условиях. Иногда это находится внутри студии, а иногда и на открытом воздухе, в зависимости от программы.
Данная профессия имеет широкий круг обязанностей. Телеоператор работает в команде с режиссером и корреспондентом, чтобы определить максимально точное видение картинки. Но случаются ситуации, в которых оператору приходится справляться самостоятельно, поэтому здесь необходимо тщательно отработанное мастерство. Креативность, хорошие визуальные навыки, внимание к деталям – все это позволяет стать профи в своем деле.
Специалисту необходимо самостоятельно осуществлять сборку и настройку оборудования, планирование различных ракурсов, решать проблемы, связанные с техническими или практическими вопросами. Оператор является достоянием любого телевизионного или кино-проекта, поскольку его усилия часто могут быть ключом к успеху. Оператор должен быть очень внимателен к деталям и способен действовать быстро и эффективно.
Курс операторского мастерства в Высшей Школе Кино и Телевидения «Останкино» помогает приобрести профессиональные знания, либо улучшить уже имеющиеся. На лекциях и практических занятиях учащиеся знакомятся с такими техническими аспектами, как составление кадра, движение камеры и работа с освещением.
Также, в процессе обучения присутствует стажировка. Операторам необходимо будет экспериментировать и использовать полученный опыт в условиях, максимально близким к реальным ситуациям. Обучающиеся будут развивать свои навыки на всех крупных телевизионных и кино-студий под чутким наблюдением профессионалов.
Отличительная особенность высших операторских курсов заключается в том, что на всех занятиях учащиеся проходят практику с профессиональной техникой последней модели, что позволяет обучению идти в ногу со временем.
По окончании обучения выпускники получают Диплом о профессиональной подготовке с присвоением квалификации по выбранной специальности.
Операторский факультет
Операторский факультет открылся во ВГИКе 1 ноября 1923 года и назывался он тогда «Киноинженерным». Его организатором и первым руководителем был профессор Н.П.Тихонов. Факультет первым в институте стал строить свою программу по системе вузовского типа, с четырёхлетним сроком обучения.
В это время в советском кинематографе стремительно и дерзко заявил о себе новый тип оператора – оператор-художник, оператор-творец. В середине 20-х, начале 30-х годов А.Головня, Э.Тиссэ, А.Москвин, Д.Демуцкий и другие молодые операторы смело ломали каноны и догмы традиционной операторской работы, превращая ее в искусство. Они экспериментировали с композицией, светом, оптикой, ракурсом, внося, по определению С.Юткевича «буквально переворот в эстетику киноискусства». Некоторые их них закончили «киноинженерный» факультет ГИКа и хорошо понимали необходимость коренных преобразований в преподавании операторского мастерства. Продолжая работать на производстве, А.Головня, Э.Тиссэ и А.Москвин стали педагогами ВГИКа. Связь операторского факультета с производством оказала определяющее влияние на становление отечественной школы операторов, она стала традицией, сохранившись до наших дней.
Во ВГИКе в 30-е годы собралась элита операторов-профессионалов — опытнейшие А.А.Левицкий, Ю.А.Желябужский, выдающиеся операторы-новаторы А.Д.Головня, Э.К.Тиссэ, А.В.Гальперин, Л.В.Косматов. Оператор и теоретик В.С.Нильсен возглавлял в те годы кафедру операторского мастерства, а ученый, изобретатель и теоретик в области кинотехники Е.М.Голдовский руководил кафедрой общей кинотехники. Именно они создавали основы теории отечественной школы операторского мастерства, решительно пересматривали и изменяли программы операторского факультета, очистили учебный план от лишних, не связанных с творческой и производственной работой оператора дисциплин.
В 1936 году кафедру возглавил Анатолий Дмитриевич Головня. К этому времени подавляющее число операторов работавших в отечественном кинематографе, были выпускниками операторского факультета ВГИКа. Операторскому мастерству во ВГИКе стало обучаться немалое число и иностранных студентов.
Выпускники и студенты операторского факультета ВГИКа внесли огромный вклад в создание кинолетописи Великой Отечественной войны. Фронтовые кинооператоры — дипломанты операторского факультета В.Сущинский, В.Алексеев, И.Гутман, А.Листвин, Ю.Монгловский, В.Муромцев и многие другие были награждены орденами и медалями Советского Союза. Они вели съемки в первых рядах наступающих войск. Смертью храбрых пали кинооператоры В.Сущинский, Н.Бычков, В.Высоцкий, Н.Номофилов, В.Муромцев.
В 1946 году руководством факультета было принято решение о создании учебно-творческих мастерских. В связи с этим заведующим кафедрой А.Д.Головней была разработана программа принципиально нового, широкого по охвату материала курса «Операторское мастерство». Несмотря на ряд новых редакций, изменений и дополнений, до сих пор эта программа остается базовой для операторского факультета.
Новая программа легла в основу всей учебно-методической работы вновь созданных мастерских операторского факультета. Руководителями мастерских стали профессора А.В.Гальперин, А.Д.Головня, Б.И.Волчек, Л.В.Косматов.
С 1983 г. по 2013 г. кафедру кинооператорского мастерства и одну из её мастерских возглавлял Вадим Иванович Юсов. С именем этого выдающегося мастера, мастера мирового уровня, связано дальнейшее совершенствование программы курса кинооператорского мастерства, её модернизация, адаптация к новейшим кинотехнологиям. Из мастерской В.И. Юсова вышли кинооператоры поддерживающие и укрепляющие авторитет отечественной операторской школы сегодня.
Многие годы в составе учебно-творческих мастерских (на очном и заочном отделениях) операторского факультета, на кафедре операторского мастерства и кафедре кинотелетехники работали преподаватели, внесшие неоценимый вклад в воспитание будущих кинооператоров для отечественного кинематографа и телевидения, а также для кинематографий и телевидения многих стран мира. Профессора, доценты, старшие преподаватели, доктора и кандидаты наук, лауреаты Ленинской и Государственной премии, Народные артисты, Заслуженные деятели искусств и Заслуженные деятели культуры, замечательные педагоги: Е.А.Иофис, Л.П.Дыко, Гипп, Р.Н.Ильин, В.В.Монахов, Т.Г.Лобова, А.Г.Симонов, П.А.Ногин, Б.Ф.Плужников, М.Н.Кириллов, М.М.Пилихина, А.С.Темерин, И.В. Шатров, Г.Н.Разумов, А.А.Колошин, Н.С.Помельцов, Н.Н.Кудряшов, С.Е. Медынский, О.К.Арцеулов, В.Д.Нахабцев, А.В.Харитонов, В.Н.Железняков, О.А.Родионов, А.Г. Рыбин, Н.А.Васильков, В.И.Юсов В.Г.Чумак, Л.В.Баринов, Ю.Р.Иванкин, А.Л.Княжинский, П.Т.Лебешев, Г.Н.Лавров, Л.И.Калашников.
![]() | Декан операторского факультета — Петр Борисович Архипов |
Адрес: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3. ВГИК
Операторский факультет – 7 этаж
Телефон деканата: 8(499)760-29-16
Телефон кафедры кинооператорского мастерства: 8(499) 760-29-93
Специальность «Телеоператор»
5 сентября 2019 года.
Подробная информация по телефону:
+7 (495) 660-33-16
Высшие операторские курсы | |||
---|---|---|---|
срок обучения | |||
график занятий | 12 занятий в месяц:
| ||
стоимость обучения | |||
![]() |