Start-365.ru

Работа и Занятость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оператор игрового кино

Кинооператор (Телеоператор) плюсы и минусы профессии

После режиссера профессия кинооператор, пожалуй, стоит на втором месте по своей значимости в современной киноиндустрии и телевизионном производстве. Если режиссер должен решать, что снимать, то кинооператор – как снимать. То есть любой из режиссеров несет ответственность за творческую составляющую в кинопродукте или телевизионной передаче, а кинооператор отвечает за технические аспекты продукта.

Даже сценаристы играют не такую важную роль в современной киноиндустрии: большое количество фильмов снимается по литературным источникам, в каких-то других случаях сценарий может написать сам режиссер. То есть без сценаристов можно легко обойтись, а вот без операторов – не получится, такова эта профессия. Кинооператор не только проводит съемки, но и расставляет на площадке многочисленное съемочное оборудование, множество осветительной техники, декорации, принимает участие в создании разнообразных спецэффектов.

Этот специалист фактически оказывается не просто техническим работником, но еще и художником, конечным результатом труда которого будет кинопродукт, который мы все увидим. Более того, без всяких преувеличений можно сказать, что все мы смотрим любой кинофильм или телевизионную передачу именно глазами кинооператоров или телеоператоров. В этом, наверняка, заключается главная творческая составляющая труда этого специалиста: «увидеть» будущий кадр еще до съемки, постараться воссоздать этот кадр в реальности и только потом попробовать перенести его на пленку.

Какую работу выполняет кинооператор. Кроме спецэффектов, порой довольно сложных, кинооператор занимается тем, что почти все время занимается созданием эффектов «попроще», к примеру, дождь в солнечную погоду, лунный свет в дневное время, выразительность эмоциональности актеров почти в полной темноте и еще многое-многое другое, чего в действительности увидеть не предоставляется возможным. Однако в фильмах или на телеэкранах это все мы видим.

При съемках какой-нибудь большой киноленты с кинооператорами работает довольно большая операторская группа:

во-первых, в эту группу входят ассистенты кинооператора, отвечающие за экспозицию, за точную фокусировку и контроль числа отснятых дублей и/или новых сцен;

во-вторых, это дольщики, в обязанностях которых отслеживание за перемещениями тележки, где закреплена съемочная камера;

в-третьих, кранмейстер – как уже понятно из названия этой профессии – это специалист, управляющий краном, при помощи которого кинооператоры перемещаются при съемках с высоты; в-четвертых, к операторским группам иногда прикрепляют специальных операторов, отвечающих за комбинированные съемки.

Какие знания нужны кинооператору. Важно помнить, что работа этого специалиста не завершается с последним отснятым кадром – все кадры необходимо еще правильно смонтировать, собрать воедино, чтобы зрители увидели целостный продукт его работы. Кинооператор, естественно, принимает самое активное участие во время монтажных работ над лентой – этот человек лучше остальных знает, какой из «кадров» за каким должна следовать, какой из дублей лучше всего выбрать и тому подобное. Поэтому на этом этапе кинооператору приходится работать совместно со звукорежиссерами, сценаристами, режиссерами, продюсерами и другими участниками сложного съемочного процесса.

Читать еще:  Востребованность экономистов на рынке труда

Профессия кинооператор, прежде всего, востребована в многочисленных кинокомпаниях или на телевизионных студиях. Однако существуют и не совсем «профильные» организации, в которых востребованы такие сотрудники. К примеру, это может быть крупное рекламное агентство, PR-отдел какой-либо корпорации, учебная или научная организация, выпускающая учебные фильмы с хорошим качеством.

Чтобы окончательно уяснить, кто же такой кинооператор, будет лучше всего немного заглянуть в историю мирового кино и перечислить отдельные имена. Первые профессиональные кинооператоры, пожалуй, это братья Люмьер и их легендарное «Прибытием поезда». Какого-то сценарного или режиссерского труда в этом «ролике» сильно не заметно, однако определенный эффект присутствия здесь был создан операторской работой. Кинооператорами зачастую становились не одни только узкоспециализированные мастера, но и самые известные режиссеры – к примеру, Чарли Чаплин. А из более поздних можно вспомнить о Стэнли Кубрике, Джордже Лукасе, Квентине Тарантино и так далее. Крайне любопытно, к примеру, что известнейшим режиссером Стэнли Кубриком его единственный «Оскар» был получен не за режиссуру, а за использование лучших визуальных эффектов – именно за работу оператора.

Чтобы полученная профессия кинооператор или профессия телеоператор была достаточно высокого уровня, желательно получить соответствующее образование во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). Но некоторые из кинооператоров пробиваются успешно наверх, закончив, например, отделение по телевизионной журналистике. А кто-то из соискателей в состоянии убедить своих работодателей в своем профессионализме и огромном таланте без всяких дипломов, но это, скажем сразу, большая редкость. Поэтому имеет смысл поискать, где можно обучиться на кинооператора – в настоящее время известно достаточное количество частных киношкол, которые возглавляют известные мастера.

«Плюсы и «минусы» профессии кинооператор такие же, как и у режиссерской профессии. «Плюсы» состоят в следующем:

– большая востребованность в высокопрофессиональных кадрах;

– мобильность – приходится постоянно знакомиться с новыми местами и сюжетами съемок;

– работа в окружении интересных людей;

– сколько зарабатывает кинооператор? Заработная плата высокая.

«Минусы» профессии кинооператора:

– довольно большая вероятность довольно сложных съемок, как в физическом, так и в психологическом аспекте;

– абсолютно ненормированный рабочий график съемок.

Перед тем, как остановить свой выбор на этой профессии, разумеется, имеет смысл поинтересоваться, сколько может заработать кинооператор? Согласитесь, не у многих доходы такие же, как у Тарантино. Но здесь придется, как вы понимаете, серьезно поработать. Будет целесообразно ориентироваться на финансовые доходы кино- и теле-операторов, которые составляют обычно 30-80 тысяч рублей в месяц. То есть средняя заработная плата кинооператоров лежит в пределах 50 тысяч рублей в месяц.

Читать еще:  Оператор кбс и пшра

Узнать о профессии больше можно на видео:

10 фильмов с отличной операторской работой

Кинематограф называют «рисованием с помощью света», а операторская работа – важнейший компонент процесса кинопроизводства.

Комплектуют ли они необходимую съёмочную технику, глубоко вовлекаются в отбор выразительных композиций или кадров, запасаются плёнкой или контролируют постобработку снятого материала, операторы-постановщики взаимодействуют с режиссёрами, чтобы наилучшим образом перенести на экран задуманные изображения.

Некоторые кинематографисты стали легендами в своей области, они развили уникальный стиль, используя множество инструментов и методов. Предлагаем разножанровую подборку фильмов, в которых операторская работа представляет особый интерес.

Левиафан / Leviathan

Лаборатория сенсорной этнографии при Гарвардском университете произвела ряд интереснейших документальных фильмов. «Левиафан» (2012) сняли в северной части Атлантического океана в жанре документального кино с помощью множества водонепроницаемых экшн-камер GoPro, прикреплённых ко всем частям рыболовецкого судна, в том числе к морякам.

Небольшие цифровые фотокамеры захватили по-настоящему беспрецедентные виды. Гигантская рыболовная сеть, появляющаяся из океанского мрака, как доисторический монстр, это лишь один из изумляющих моментов в фильме, изобилующем потрясающими кадрами.

Полночь в Париже / Midnight in Paris


Оператор фильма – Дариус Хонджи, у которого завязались тесные рабочие отношения с разными режиссёрами от Дэвида Финчера до Вуди Аллена, выпустившего в 2011 году этот кассовый хит. В комедийной мелодраме «Полночь в Париже» «город огней» предстаёт романтичным местом, купающимся в богатых тёплых тонах. Съёмка велась на 35 мм плёнку Kodak, затем материал прошёл цифровую обработку с использованием технологии Digital Intermediate. Фильм просто шикарный.

Трудно быть богом / Hard to Be a God film


«Трудно быть богом» – российский научно-фантастический фильм по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких, производство которого продолжалось шесть лет и столько же длилась постобработка, в частности озвучка растянулась во времени. Действие происходит на чужой планете, почти идентичной Земле, но её общество застряло в глухом Средневековье. Съёмка велась на чёрно-белую 35 мм плёнку с использованием системы Стэдикам, что для операторов Владимира Ильина и Юрия Клименко было несколько необычно.

Город, который боялся заката / The Town That Dreaded Sundown

«Город, который боялся заката» основан на преступлениях серийного убийцы, произошедших в реальной жизни.

Этот фильм ужасов полностью снят на суперскую видеокамеру Sony PMWF55 (стоит от 34 000 долларов). Картина «Город, который боялся заката» наполнена яркими первичными цветами, усиливается мягкой фокусировкой (некое клише в нынешнюю эпоху кинематографии) и сиянием вокруг объектов. Освещение очень стильное и отличная работа с движущейся камерой.

Читать еще:  Оператор видеонаблюдения питеравто

Звери дикого Юга / Beasts of the Southern Wild

Актриса Кувенжаней Уоллис в возрасте девяти лет стала самой юной номинанткой на Оскар за всю историю кинопремии.

«Звери дикого Юга» – не только чудесное кино с магическим реализмом, но и ещё один хороший пример того, как удачно могут согласоваться традиционная целлулоидная плёнка и цифровая обработка. Изначально фильм сняли на 16 мм плёнку, затем оцифровали. Сцена с фейерверком лаконично отражает волшебную красоту схем освещения оператора Бена Ричардсона.

Оз: Великий и Ужасный / Oz the Great and Powerful

«Оз: Великий и Ужасный» очень искусно разработанная картина. Съёмочная группа с оператором Питером Демингом, который несколько раз работал с Дэвидом Линчем, старательно воссоздавала художественный стиль, присущий старому Голливуду. Но вместо давней технологии трёхцветного «Техниколора» использовались современные революционные компьютерные технологии. Фильм сняли в формате 3D при помощи цифровых фотокамер Red Epic.

Поцелуй проклятой / Kiss of the Damned

Готический фильм ужасов Ксана Кассаветиса позаимствовал мягкую фокусировку фотографического стиля 1970-х годов, присущего трэш-фильмам и кинокартинам жанра сексплотэйшн. Тем не менее, это изящная работа. За исключением некоторых визуальных ссылок и случайных кадровых композиций фильм напрямую не копирует упомянутую эстетику. Он скорее отдаёт должное ретро стилю, чем имитирует его.

Табу / Tabu

Третий художественный фильм Мигеля Гомеша принёс режиссёру всемирную известность.

История португальского режиссёра Мигеля Гомеса об обречённой любви сразила многих критиков. Оператор Руи Посас – кинематографист старой школы; «Табу» (2012) сняли на 16 мм чёрно-белую плёнку с соотношением сторон 4:3. Гомес позаимствовал не только название, но и двухчастную структуру чёрно-белой немой мелодрамы Ф. В. Мурнау, снятой в 1931 году. Великолепный фильм.

Хранитель времени / Хьюго / Hugo

В приключенческом фильме «Хранитель времени» Мартин Скорсезе смешал факты и вымысел, чтобы исследовать кинематографическое наследие Жоржа Мельеса.

«Хранитель времени» (2011) стал первым фильмом, который сняли с использованием цифровой фотокамеры Arri Alexa. Роберт Ричардсон, получивший Оскара за «Лучшую операторскую работу», использовал реальные места и естественные источники света всякий раз, когда это было возможно. К примеру, кадр в фильмотеке (снимали в библиотеке Сент-Женевьев) со светом, льющимся через окна. Это не цифровая иллюзия, а настоящий солнечный свет.

Макбет / Macbeth

«Макбет» – второй фильм австралийского режиссера Джастина Курзеля.

В «Макбете» Джастин Курзель вдохновился красками итальянской религиозной живописи Средневековья (преобладание синего, золотистого и красного). Композиции так же напоминают картины и фрески художников начала эпохи Возрождения, Джотто и других знаменитых итальянских мастеров. Всплески первичных цветов на протяжении всего фильма несут сверхъестественный оттенок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector