Start-365.ru

Работа и Занятость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оператор беспилотника обучение

Профессия: Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Оператор дрона — от видеоигр к беспилотнику!

Удивительная профессия будущего? Нет, уже широко распространенная профессия настоящего. Чем занимаются операторы беспилотников? В каких областях они востребованы сегодня? И где можно научиться управлять дроном?

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), или беспилотники, — это самолеты, вертолеты, аэростаты или дроны, которые пилотируются дистанционно оператором или полностью автоматически. Первое документированное использование БПЛА относится к XIX веку: 22 августа 1849 года австрийские войска провели воздушную бомбардировку Венеции с помощью беспилотных аэростатов, которые запускались по ветру и в определенное время сбрасывали шрапнельные заряды.
До сих пор, к сожалению, самая широкая сфера применения БПЛА – это военные операции. Содержание беспилотника обходится в несколько десятков раз дешевле, чем содержание военного истребителя, а опасность для жизни военных пилотов и военных операторов БПЛА не сопоставима. Поэтому несколько государств уже имеют на службе в ВВС беспилотные авиационные системы, а остальные страны тестируют возможность воздушного боя, бомбардировки и разведки с помощью БПЛА.

И все-таки БПЛА – это круто!
Какие еще сферы для беспилотников вы можете себе представить? Дроны и беспилотники уже используются для картографической съемки, телетрансляций, киносъемки, рекламы, метеорологических наблюдений, грузоперевозок, мониторинга безопасности на объектах и в городе, наблюдения за протяженными объектами (железными дорогами или линиями электропередач), при орошении почвы, в спасательных операциях и тушении пожаров. Представьте, что на поиск потерявшихся людей в горах отправляют не 1-2 вертолета, а несколько десятков дронов, которые оснащены термическими камерами, способными улавливать тепло человеческого тела даже в условиях плохого освещения и при наличии препятствий. Такая спасательная операция экономичнее и эффективнее обычной. Дроны могут сразу нести полезный груз с одеялами и продуктами. По данным компании DJI, мирового лидера по производству гражданских дронов и технологий аэросъемки, таким образом в 2017 году было спасено минимум 65 человек.

Что делает оператор БПЛА

Оператор беспилотных летательных аппаратов (оператор БПЛА, специалист по управлению и обслуживанию беспилотных воздушных аппаратов) – специалист, который управляет современными летательными аппаратами дистанционно.

В его обязанности может входить:

✔ Сборка БПЛА, подготовка и запуск
✔ Настройка полезной нагрузки
✔ Управление полетом, отслеживание технических показателей БПЛА и выполнение заданий
✔ Участие в разработке полетного задания
✔ Анализ результатов полета по данным объективного контроля и системы бортовых измерений
✔ Проведение съемки местности, последующая обработка фото и видео
✔ Участие в отработке и оформлении актов (отчетов) по результатам выполненных испытаний
✔ Техническое обслуживание и ремонт БПЛА

Условия работы оператора БПЛА могут отличаться в зависимости от сферы деятельности. Оператор дрона, работающего в пределах прямой видимости, может стоять на стадионе с пультом дистанционного управления и направлять дрон, который несет рекламный плакат. А операторы БПЛА на службе ВВС работают за пределами прямой видимости. Оператор находится в специально оборудованном помещении на авиабазе, где несколько экранов, датчики и вибрация джойстиков позволяют отслеживать обстановку вокруг аппарата, который находится за тысячи километров от базы.

Как стать оператором беспилотника
Считается, что успешными операторами БПЛА становятся любители видеоигр, потому что пилотирование дрона похоже на привычные игровые симуляторы Microsoft Flight Simulator X, War Thunder, X-plane 10, DCS World, Ил-2 Штурмовик (а точнее, наоборот, игры очень реалистично повторяют физику настоящих полетов). Современные видеоигры не только показывают землю с высоты полета, но и помогают выработать скорость реакции, навыки навигации в воздухе, навыки управления летательным аппаратом при различных погодных условиях и внештатных ситуациях.

Получить профессиональные навыки, опыт пилотирования БПЛА и сертификат специалиста можно на специальных курсах или в вузе. В профессию оператора БПЛА можно прийти несколькими путями.
• Во-первых, обучение по специальности «Системы управления летательными аппаратам», которые представлены в нескольких вузах (МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и др.), где обучают разработке, проектированию и управлению беспилотных и пилотируемых летательных систем.
• Во-вторых, для военнослужащих отличным способом освоить профессию станут курсы в Государственном центре беспилотной авиации Минобороны РФ, которые можно пройти во время службы в армии.
• В-третьих, в России работает несколько учебных центров по подготовке пилотов и квалифицированных кадров для авиакомпаний. Они уже открыли программы подготовки для операторов БПЛА (например, центр BAA Training).

Какие универсальные компетенции нужны оператору беспилотников

    ✎ Аналитический склад ума
    ✎ Ответственность
    ✎ Внимание к деталям
    ✎ Наблюдательность
    ✎ Стрессоустойчивость

Операторы беспилотника на службе в ВВС, в отличие от гражданских специалистов, испытывают колоссальные психологические нагрузки на работе. Стрессоустойчивость можно поставить в топ рейтинга универсальных компетенций для военнослужащих. Поэтому на авиабазах США в подразделениях, работающих с БПЛА, предусмотрена штатная должность психолога, который помогает военным пилотам БПЛА справляться с моральной ответственностью за нанесенные беспилотником смертельные удары. Оператор беспилотника в рабочее время ведет разведку и – такое тоже возможно – обстреливает места дислокации людей, сидя в кресле на авиабазе и не подвергая себя ни малейшему риску, а затем в 18.00 отправляется домой на семейный ужин. Возникающие внутренние конфликты становятся источником серьезных психологических страданий и даже болезней у представителей этой профессии, работающих на военной службе.

Средняя заработная плата и востребованность
Уровень зарплат зависит от занимаемой должности: в крупных военных подразделениях различаются должности рядовых операторов и руководящий состав, который отвечает за разработку задач для беспилотной авиации и решает стратегические вопросы.

Востребованность специалистов в области беспилотных авиасистем с каждым годом растет. И хотя сейчас вакансий не очень много, в дальнейшем оператор БПЛА без труда будет находить работу и на военной службе и в коммерческих компаниях.

Где работать
• Минобороны РФ
• МЧС
• ARMAIR
• ГК «Беспилотные системы»
• МОКБ Марс
• Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля
• Группа Кронштадт

Что делать уже сейчас
Начать развиваться в области беспилотной авиации стоит именно в подростковом возрасте, потому что технологии управления дронами и коптерами доступны и очень интересны для современных школьников. Если вы хотите получить специальность оператора БПЛА, то уже сейчас:

✔ Углубленно изучайте математику, физику, информатику и английский язык в школе.
✔ Играйте в авиасимуляторы на ПК, наиболее реально отражающие процесс пилотирования самолета и вертолета.
✔ Читайте статьи и новости о беспилотниках, например, на droneflyers.ru, rusky.ru, uasmagazine.com, unmanned-aerial.com.
✔ Приобретите себе квадракоптер. Самый бюджетный дрон стоит меньше 1 тысячи рублей, с него можно начинать практиковать полеты, делать аэросъемку и покорять небо.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Пройдите тест на профессию, чтобы узнать, к какой сфере деятельности вы наиболее склонны.

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Оператор беспилотника обучение

Оборудование беспилотного комплекса на основе полетного контроллера с открытым программным кодом.

Полетный контроллер, встроенные датчики, GNSS приемник, датчик воздушной скорости, сервомашинки

Силовая установка БПЛА

Пульт управления, приемник

Читать еще:  Кто такой оператор кассир

Радиомодем, принципы работы радиосвязи

Принципы работы, взаимодействия оборудования беспилотного комплекса.

Технические характеристики, ограничения комплекса

АКБ, зарядное устройство, эксплуатация

4
часа

Использование наземной станции управления Mission Planer

Описание функций, настройка

Разработка полетных заданий

Использование наземной станции для выполнения полетов

Расчет полетного задания с учетом технических характеристик беспилотного аппарата, условий выполнения полета

2
часа

Тренировка выполнения полетов по заданию (на симуляторе)

Воздушный кодекс РФ. Общие положения документов, регламентирующих лётную работу

Федеральные правила использования воздушного пространства РФ

Инструкция по разработке, установлению, ведению и снятию временного и местного режимов полёта, а также кратковременных ограничений

Организация полетов с применением БЛА

Программы для обработки в т.ч. «сырых» форматов цифровых фотоснимков, форматы фотоснимков, повышение качества снимков

Процедура привязки центров фотографирования

Комплексная процедура обработки полученных с БПЛА фотоснимков

Оборудование для аэрофотосъемки

Общая информация о современной беспилотной технике, ее использовании для задач аэрофотосъемки

Настройка фотокамеры беспилотного комплекса

Характеристики фототехники, их учет для задач аэрофотосъемки

ЧасыПредмет обучения, номер темы и занятия
и их краткое содержание
Место и метод
проведения занятия
Материально-
техническое
обеспечение занятия
2
часа
2
часа
4
часа
2
часа

Построение цифровой модели и ортофотоплана

Построение цифровой модели и ортофотоплана с помощью программы Agisoft Photoscan (Pix4D)

Уточнение модели с помощью опознаков

Тренировка полета при визуальном режиме управления

Отработка маневров, посадки на фюзеляж

Тренировка выполнения полетов по заданию (на симуляторе)

ЧасыПредмет обучения, номер темы и занятия
и их краткое содержание
Место и метод
проведения занятия
Материально-
техническое
обеспечение занятия
4
часа
2
часа
2
часа
2
часа

Подготовка беспилотного комплекса

Порядок подготовки беспилотного комплекса к выезду

Порядок подготовки беспилотного комплекса к полетам

Действия при сложных условиях и отказах

Отработка действий при сложных условиях и отказах на симуляторе (наземной станции)

ЧасыПредмет обучения, номер темы и занятия
и их краткое содержание
Место и метод
проведения занятия
Материально-
техническое
обеспечение занятия
4
часа
4
часа
2
часа

Учебно-тренировочные полеты на полигоне

Подготовка беспилотного комплекса к полетам

Выполнение учебных полетов по разработанным заданиям

Сворачивание беспилотного комплекса

Выполнение по 1 полету на слушателя

ЧасыПредмет обучения, номер темы и занятия
и их краткое содержание
Место и метод
проведения занятия
Материально-
техническое
обеспечение занятия
8
часов

Учебно-тренировочные полеты на полигоне

Подготовка беспилотного комплекса к полетам

Выполнение учебных полетов по разработанным заданиям

Сворачивание беспилотного комплекса

Действия в сложных ситуациях

Управление БПЛА в ручных режимах полета

Разбор и анализ полетов

Получение данных телеметрии полета

Получение фотоснимков с полета

Разбор ошибок во время выполнения полетов

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

1.1. Политика в отношении обработки персональных данных (далее — Политика) направлена на защиту прав и свобод физических лиц, персональные данные которых обрабатывает ООО «СЪЕМКА С ВОЗДУХА» (далее — Оператор).

1.2. Политика разработана в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных»).

1.3. Политика содержит сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», и является общедоступным документом.

2. Сведения об операторе

2.1. Оператор ведет свою деятельность по адресу 142105 РФ, Московская область, город Подольск, ул. Народная, д. 23, кв. 15

2.2. База данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находится по адресу: 142105 РФ, Московская область, город Подольск, ул. Народная, д. 23, кв. 15

3. Сведения об обработке персональных данных

3.1. Оператор обрабатывает персональные данные на законной и справедливой основе для выполнения возложенных законодательством функций, полномочий и обязанностей, осуществления прав и законных интересов Оператора, работников Оператора и третьих лиц.

3.2. Оператор получает персональные данные непосредственно у субъектов персональных данных.

3.3. Оператор обрабатывает персональные данные автоматизированным и неавтоматизированным способами, с использованием средств вычислительной техники и без использования таких средств.

3.4. Действия по обработке персональных данных включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение.

3.5. Базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.

4. Обработка персональных данных клиентов

4.1. Оператор обрабатывает персональные данные клиентов в рамках правоотношений с Оператором, урегулированных частью второй Гражданского Кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, (далее — клиентов).

4.2. Оператор обрабатывает персональные данные клиентов в целях соблюдения норм законодательства РФ, а также с целью:

заключать и выполнять обязательства по договорам с клиентами;

информировать о специальных акциях и предложениях, о новостях компании посредством рассылки по электронной почте и/или sms;

анализировать и обнародовать обезличенную статистику по отраслевому рынку.

4.3. Оператор обрабатывает персональные данные клиентов с их согласия, предоставляемого на срок действия заключенных с ними договоров. В случаях, предусмотренных ФЗ «О персональных данных», согласие предоставляется в письменном виде. В иных случаях согласие считается полученным при заключении договора или при совершении конклюдентных действий.

4.4. Оператор обрабатывает персональные данные клиентов в течение сроков действия заключенных с ними договоров. Оператор может обрабатывать персональные данные клиентов после окончания сроков действия заключенных с ними договоров в течение срока, установленного п. 5 ч. 3 ст. 24 части первой НК РФ, ч. 1 ст. 29 ФЗ «О бухгалтерском учёте» и иными нормативными правовыми актами.

4.5. Оператор обрабатывает следующие персональные данные клиентов:

Фамилия, имя, отчество;

Номер контактного телефона;

Электронный почтовый адрес;

Статистические данные клиента в специальном разделе «Статистика»

5. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных

5.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

5.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:

обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена по адресу нахождения Оператора, а также может быть размещена на сайте Оператора (при его наличии);

во исполнение Политики утверждает и приводит в действие документ «Положение об обработке персональных данных» (далее — Положение) и иные локальные акты;

производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и Положением;

осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;

устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;

производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;

производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;

применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;

осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

производит оценку эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы Оператора;

осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.

6. Права субъектов персональных данных

6.1. Субъект персональных данных имеет право:

— на получение персональных данных, относящихся к данному субъекту, и информации, касающейся их обработки;

на уточнение, блокирование или уничтожение его персональных данных в случае, если они являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;

на отзыв данного им согласия на обработку персональных данных;

на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке;

на обжалование действий или бездействия Оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

6.2. Для реализации своих прав и законных интересов субъекты персональных данных имеют право обратиться к Оператору либо направить запрос лично или с помощью представителя Запрос должен содержать сведения, указанные в ч. 3 ст. 14 ФЗ «О персональных данных».

Оператор дронов (управление дроном)

Оператор дронов — опытный авиатор, который отвечает за наземное управление БПЛА. Он выполняет управление, составляет план полета, принимает данные с дрона, занимается их обработкой. Профессия подходит тем, кого интересует физика и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

За последние 50 лет наука шагнула вперед, благодаря чему были созданы смартфоны, компьютеры, БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Изобретение новых видов техники стало причиной появления интересных профессий: программисты, IOS-разработчики, операторы дронов. Последняя профессия в России официально появилась в 2017 году, к людям, претендующим на эту вакансию, выдвигаются очень строгие требования:

  • высшее или среднее техническое профильное образование, связанное с авиацией;
  • понимание принципов работы летательной техники;
  • технический склад ума.

Дроны широко используются во всех сферах нашей жизни, но подготовленных специалистов, которые способны управлять БПЛА, мало, поэтому профессию можно считать очень перспективной и полезной. БПЛА используют для поисковых и военных операций, в киноиндустрии, рассмотрим другие сферы применения:

  • частная видеосъемка (свадьбы, дни рождения, концерты и другое);
  • научные исследования (метеорология, зоология и другие);
  • оказание помощи населению во время наводнений, пожаров, торнадо и других природных катастроф;
  • промышленность, разработка новых месторождений полезных ископаемых и т. д.;
  • доставка грузов.

Областей применения очень много, в перспективе дроны смогут осуществлять транспортировку людей, животных, крупногабаритных грузов.

Особенности профессии

Оператор дрона — технический специалист, имеющий профессиональную подготовку и узкую специализацию. Эксперты считают, что эта профессия всего через несколько десятков лет потеряет свою популярность, ведь людей заменит автоматика. В обязанности оператора БПЛА входит выполнение таких работ:

  • подготовка дрона к полету;
  • создание полетных заданий;
  • контроль технического состояния беспилотника;
  • получение и обработка данных;
  • прикрепление к БПЛА разных видов цифровой техники;
  • принятие решений во время нештатных ситуаций;
  • техобслуживание беспилотников;
  • выполнение несложных ремонтных работ;
  • анализ полученных цифровых материалов, их обработка;
  • ведение документации.

У оператора, работающего с дронами, должна быть отличная моторика, быстрая реакция и мышление, ведь он обязан мгновенно принимать решения во время непредвиденных ситуаций, предупреждая человеческие жертвы, разрушения, материальные потери.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Редкая профессия, поэтому операторы очень востребованы.
  2. Дроны — это будущее, поэтому спрос на операторов постоянно будет расти.
  3. Работа с современной техникой и программами.
  4. Интересный и социально полезный труд.
  5. Солидная заработная плата.
  6. Постоянное обучение и саморазвитие.
  7. Работа неопасная.
  8. Возможность получить новую специализацию для авиаторов любого возраста.

Минусы

  1. Оператор несет огромную ответственность.
  2. Халатность приведет к материальным потерям и человеческим жертвам.
  3. Работа сидячая, активным людям она может показаться монотонной.

Важные личные качества

Оператор дронов — это увлеченный и талантливый человек, который отличается сдержанностью, невероятной педантичностью, техническим складом ума, логическим и аналитическим мышлением, стрессоустойчивостью. Эту профессию выбирают люди, которые имеют базовую подготовку и хорошо знакомы с авиацией, они влюблены в разные виды летательных аппаратов.

Обучение на оператора дронов

Профессия была официально признана недавно, поэтому сегодня различные учебные заведения предлагают людям, имеющим профильное образование в сфере авиации, пройти курсы переподготовки. Но изначально необходимо получить образование, абитуриент может пойти по одному из нижеописанных путей:

  • поступление в летное училище или колледж, куда можно подавать документы после 9-11 класса;
  • поступление в авиационный вуз после школы или профильного училища.

При поступлении необходимо сдавать экзамены по математике и русскому языку, физике, перечень зависит от вуза, в который вы будете подавать документы. Заметим, что к поступлению в авиационные вузы студент должен хорошо подготовиться, ведь оцениваются не только его знания, но и физическое состояние (рост, вес, выносливость и другие параметры).

После обучения в вузе необходимо пройти курсы профессиональной дополнительной подготовки, где студентов познакомят с особенностями дронов, дадут возможность поработать с симуляторами.

Курсы

Учебный центр ZALA AERO

В учебном центре ожидают студентов, которые в перспективе желают стать операторами дронов. Группы состоят не более чем из 15 человек, помещения центра великолепно оборудованы: новейшая техника, программы-тренеры, симуляторы, автопарк, необходимый для проведения занятий на открытой местности. Среднее время обучения составляет 2-3 недели, в программе теория и очень много практики, ведь студенты получат возможность управлять дронами в разное время суток, при сложных погодных условиях. Авиаторы, пройдя обучение, получают сертификат, который даст им возможность работать оператором БПЛА.

Оператор беспилотника обучение

Дрон среди ясного неба

Развитие беспилотной авиации в России находится на подъеме. Проанализировав опыт стран НАТО и привнеся в него свои ноу-хау, в Минобороны сумели добиться того, что опыт и тактику использования беспилотников теперь начали перенимать у нас. В России подготовкой специалистов и изучением теории и практики применения БПЛА занимается Государственный центр беспилотной авиации Минобороны России. Корреспондент «МК» пообщался с курсантами и преподавателями расположенного под Коломной центра.

Совершенствованию применения беспилотной авиации в Минобороны России уделяется пристальное внимание. Можно констатировать факт, что в этой области сделан существенный скачок. Если в 2011 году в Вооруженных силах было 180 беспилотных систем, то на конец 2015 года их стало почти в 10 раз больше. Кроме того, опыт выполнения боевых задач в Сирии показал, что они незаменимы в ходе боевых действий. На сегодня роты беспилотной авиации созданы в каждом военном округе, а уже к концу этого года будет сформировано аналогичное подразделение на Северном флоте. В Государственном центре беспилотной авиации готовят операторов дронов, изучают перспективные образцы техники и даже занимаются теорией применения БПЛА.

Жесткий отбор

Сейчас, с увеличением задач, которые выполняют беспилотники, очень остро стоит вопрос о подготовке грамотных операторов, знающих свои машины, что называется, от «а» до «я». Это и призван осуществлять центр. Кроме того, он выполняет задачи по воздушной разведке, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведению войсковых испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами до их принятия на вооружение, а также проводит научные исследования. В прошлом году центр подготовил более 1100 специалистов по применению комплексов с беспилотными летательными аппаратами. В ближайшей перспективе планируется оснащение центра автоматизированной информационно-обучающей системой и создание филиалов в военных округах. Вскоре помимо военнослужащих Минобороны за парты сядут специалисты из других ведомств — МВД, ФСБ, МЧС.

Учатся в Коломне только контрактники, имеющие образование не ниже среднего специального. Для того чтобы получить направление в центр, военнослужащий сначала проходит ряд квалификационных испытаний у себя в части. В начале учебы курсанты проходят курс теоретической подготовки, сдают зачеты, получают навыки управления БПЛА на тренажерах и после получения необходимых допусков уже приступают к практике.

Как рассказал «МК» начальник центра Валерий Фролов, сдают экзамены далеко не все: около 10-15 процентов курсантов отсеиваются уже в первые недели обучения.

Отбор жесткий: одна «двойка» на экзаменах — и права пересдачи уже нет, военнослужащий отправляется в ту часть, откуда прибыл.

Курс подготовки зависит от того, на какой тип беспилотников обучаются курсанты. Если это комплексы малой дальности и ближнего действия, типа беспилотников «Гранат» от первой до четвертой модификации, «Элерон», «Застава» и др., то учеба длится 2,5 месяца; на комплексы среднего действия, типа БПЛА «Форпост», учатся около четырех месяцев.

После окончания учебы военнослужащие отправляются в свои воинские части.

Операторы будущего

На площадке перед плацем стоят беспилотники, на которых сейчас обучаются курсанты. Вот линейка БПЛА «Гранат». Самый миниатюрный из них — «Гранат-1». Он собирается за пять минут, запускается с руки и может вести разведку на дальности до 15 км. Комплекс «Гранат-2» — уже побольше. Он может вести наблюдение на дальностях более 20 км. Оснащается как фото-, так и видеокамерой. Дальность «Граната-3» — более 40 километров, а комплекс «Гранат-4» может работать уже на дальностях более 100 км. Этот аппарат может использовать и тепловизор.

Чуть подальше стоят уже «большие» БПЛА — к примеру, комплекс «Орлан-10». Этот аппарат работает на дальности до 150 км. Предназначен для ведения разведки с фото- и видеофиксацией. Оснащен инфракрасной камерой и УКВ-пеленгаторами. Высота его полета — до 5 тысяч метров. Может выдавать корректировки и передавать данные в режиме реального времени на командный пункт. Способен находиться в воздухе до 10 часов.

В учебных классах кипит работа. Возле мониторов сидят курсанты центра, а в середине класса — инструктор, который следит за выполнением поставленных задач.

— При достижении высоты 100 — выпуск парашюта, — дает вводную инструктор. — На посадке ветер 120.

— Принял, — отвечает курсант. — К посадке готов.

Лейтенант морской пехоты Александр Житенев обучается в центре уже давно. Он рассказывает, что его направили на учебу из части, которая находится неподалеку от озера Байкал. Сам он оканчивал Рязанское автомобильное училище и отправился по распределению в Центральный военный округ, однако, узнав о наборе в центр, решил сменить квалификацию и стать оператором БПЛА. Сейчас он осваивает «Орлан-10».

— В войсках операторы беспилотников очень востребованы, — объясняет свой выбор офицер. — Вот решил переквалифицироваться. На самом деле у меня все родственники — военные летчики, я сам пытался поступить в авиационное училище, но не прошел по здоровью. Сейчас мне, можно сказать, предоставился второй шанс попасть в авиацию.

Александр говорит, что хотя учеба и непростая, но пока никаких замечаний у него не было.

— После окончания учебы вернусь обратно к себе в часть, на Байкал, — делится планами офицер. — Большинство моих сослуживцев хотят понимать, что такое беспилотник, знать о них побольше. Это тоже побудило пойти в операторы дронов. Сейчас целое поколение новых машин появляется — считай, что я одним из первых освою эту профессию…

Житенев рассказывает: для того, чтобы попасть на учебу в центр, нужно пройти серьезный отбор в частях. Просто так, для «галочки», сюда учиться не отправляют. Кроме того, в центре тоже обучение идет в три этапа. Сначала проверяют знание компьютеров, профпригодность, а уже потом начинается изучение азов профессии.

— В сухопутных подразделениях используют легкие беспилотники, поэтому я изучаю здесь их тактико-технические характеристики, — рассказывает Александр. — В дальнейшем я хочу освоить всю линейку беспилотной авиации, изучить в том числе и тяжелые дроны. Это очень интересно и перспективно.

В классах курсанты изучают топографию, тактико-специальную подготовку, связь; кроме этого, оператор БПЛА должен быть уверенным пользователем компьютера. Большое внимание уделяется технической составляющей дрона. Изучается работа всех типов двигателей — и бензиновых, и электрических.

— В идеале оператор дрона должен знать свою машину, что называется, до винтика, — говорит офицер. — Он должен уметь устранить в ней мелкие неполадки. В принципе ничего сложного здесь нет.

Наверстать упущенное

На полигонах отрабатывается на практике то, что зазубривалось в классах. Курсанты под присмотром инструкторов самостоятельно запускают дроны в небо и выполняют учебные задачи. Причем непогода на практические занятия никак не влияет. Беспилотники поднимаются и в снегопад, и в дождь.

Действительно, сейчас нет отбоя от желающих направиться на учебу в центр. Здесь самая современная учебная база и опытные наставники. Для обмена опытом в центр приезжают даже из летных училищ. Помимо непосредственно обучения курсантов специалисты центра ведут разработку программных и уставных документов по применению комплексов с беспилотными летательными аппаратами и использованию воздушного пространства БПЛА. Причем российская тактика применения БПЛА признается сейчас лучшей в мире. Здесь огромная заслуга руководства центра, которое сумело почти с нуля создать уникальный объект, способный подготовить специалистов мирового уровня.

Конечно, отставание у России по созданию боевых дронов пока существует. Если в Советском Союзе это направление считалось одним из приоритетных, и мы были одними из лидеров, то в 90-е годы отрасль провалилась в яму, которая длилась около 20 лет. Сейчас промышленность активно наверстывает упущенное.

Появились перспективные тяжелые БПЛА, способные нести ударное вооружение, разрабатываются дроны вертолетного типа. Они не уступают передовым образцам иностранных государств по дальности и продолжительности полета, эффективности ведения воздушной разведки, выполнению специальных задач. Все эти машины в обязательном порядке будут проходить испытания в центре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
ЧасыПредмет обучения, номер темы и занятия
и их краткое содержание
Место и метод
проведения занятия
Материально-
техническое
обеспечение занятия
6
часов
4
часов