Логистический оператор это
Логистический оператор это
Итак, прежде всего, что такое логистический оператор. Это сервисная компания которая специализируется на оказании услуг в области логистики.
Одна из классификаций логистического сервиса предполагает следующие критерии
- 1 PL — когда все логистические операции осуществляются непосредственно грузовладельцем, то есть отделом логистики компании.
- 2PL — случай, когда в качестве субподрядчиков привлекается компания, которая предоставляет моно продукты. Например, только перевозку или только складское хранение.
- 3 PL — сервис можно отнести к деятельности логистического оператора.
На сегодняшний день, как уже было сказано, логистическим оператором может называться компания, которая предоставляет логистические услуги не ниже уровня 3 PL .
Если сделать небольшой экскурс в историю появления логистических операторов в России, то стоит отметить, что одними из первых в этой области появились крупные международные логистические компании. Услуги этих компаний, прежде всего, были востребованы крупными международными корпорациями, которые привыкли получать сервис европейского уровня и на тот момент, на российском рынке не было другой альтернативы.
У иностранных компаний на тот момент наблюдалась ситуация, когда не было российских конкурентов, а с другой в качестве потребителей выступало небольшое количество клиентов. Так как российские компании, крупные и средние, на тот момент были не готовы пользоваться дорогостоящими услугами западных логистических операторов. Тем не менее, на рынке стали появляться российские компании, во многом этому способствовал переход квалифицированного персонала от западных логистических операторов, персонал приносил опыт.
Российские компании стали иметь определенное преимущество потому, что они были достаточно хорошо адаптированы к российской бизнес среде, оперативно принимали решения и были довольно гибкими в плане предоставления сервиса и на сегодняшний день можно сказать, что рынок российских логистических операторов достаточно широк.
В последнее время появляется активная тенденция на Московском рынке и рынке Санкт-Петербурга различных логистических операторов. Современный логистический оператор представляет собой службу одного окна.
Это компания, которая может оказать любую необходимую логистическую службу или целый комплекс услуг. Поэтому, если рассматривать цепь поставок, то можно сказать с уверенностью что на любом этапе может быть использован логистический оператор.
Исторически сложилось, так что значительная часть российских компаний малого и среднего бизнеса, пожалуй, даже на сегодняшний день мечтает иметь собственные логистические службы, хотя, если посмотреть бюджет такой службы иногда достигает нескольких десятков процентов от годового дохода компании. Но тем не менее по мере укрупнения бизнеса приходит понимание, что логистика становится бременем, которое не позволяет компании развиваться дальше. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в компанию логистический оператор, в котором мне довелось работать, обратилась организация которая достаточно долго в течении 15 лет торговала запчастями. Имела собственную логистическую службу, и на определенном этапе их логистика перестала справляться. Мы тщательно проанализировали особенности того проекта, который они хотели от нас получить. Они имели собственный складской комплекс, собственную службу доставки, порядка 15 машин. Не смотря на достаточно солидные вложения, при всем при этом аутсорсинг для них был лучшим выходом из сложившейся ситуации.
Есть предложение рассмотреть несколько причин, по которым выгодно пользоваться услугами логистического оператора.
Первая из причин это та, что логистический оператор обладает более широкими возможностями, опытом и может предложить более полное решение по сравнению с отделом логистики компании. Чем это обусловлено. Любой логистический оператор обладает большим количеством складских помещений, причем они могут располагаться как в разных частях города, так и в разных городах. Довольно трудно представить, что в рамках отдела логистики компания может быть обеспечена складской сетью. Скорее всего — это невозможно. Тем более, необходимо, чтобы персонал был квалифицированным и были достаточно качественные складские помещения.
К тому же потребности компании в том или ином регионе необходимо варьировать, обратившись к оператору эту проблему можно решить. Такая же проблема может быть и с транспортом. Определенно логистический оператор может иметь как собственный транспорт, так и широкую базу субподрядчиков, которые по причине большого объема перевозок могут выдавать вполне конкурентно способные цены. Так что обращаясь к логистическому оператору гарантировано получить доставку грузов по рыночным ценам. Кроме того, в качестве дополнительного сервиса можно точно знать нахождение груза, так как все логистические компании предоставляют эту услугу.
Если говорить про таможенную сферу то тут тоже очевидно, преимущество использования логистического оператора, так как компании, которые занимаются таможенным бизнесом, во-первых, довольно хорошо осведомлены в текущих изменениях и принимают меры по сохранению своего бизнеса. Если мы говорим об ограничении мест таможенного оформления то пользуясь услугами логистического оператора можно не сильно беспокоится с проблемами таможенным оформлением, так как оператор предлагает несколько таможенных постов на выбор, и в том числе вариант оформления на границе. Следующая причина, по которой следует сотрудничать с логистическим оператором, это некая конкретика в расходах на логистические услуги. На стадии коммерческого предложения и стадии расчета, клиент логистического оператора получает достаточно полную картину бюджета. Бюджет может быть учтен в договоре и таким образом затраты на логистику становятся очевидными. В качестве примера, я могу привести такую ситуацию когда в компанию где я работал обратилась организация, которая торговала текстильной продукцией. Достаточно большая доля рынка была у этой компании. Они обратились потому, что они арендовали склад и арендатор повел не корректно и их попросили довольно быстро очистить склад, и они пришли к нам с предложением о субаренде. Некоторых трудов стоило уговорить их посчитать ответственное хранение. Они были уверены, что это дороже чем субаренда. Но тем не менее, когда мы посчитали, цифры оказались почти одинаковые а плюс компания получала полную свободу действий, то есть могла сконцентрироваться на продажах и развитии своего бизнеса, а не заниматься складским персоналом и техникой. И мы заключили договор и успешно работали с этой компанией. Больше того, в процессе работы нам было передано небольшое производство, мы изготавливали небольшие книги с образцами ткани.
Третья причина: достаточная гибкость логистического оператора, которая используя опыт может предложить индивидуальный логистический продукт. Как всякая сервисная компания, логистический оператор стремится удовлетворять пожелания своих клиентов. По этой причине всегда существует возможность сделать « fine tuning » своих продуктов под конкретные запросы клиента.
Это может касаться модификации складских отчетов или интеграции информационной системы с системой заказчика, или использование специальных мероприятий по транспорту, которые позволяют сократить сроки поставки. Список может быть достаточно большой.
Могу сказать, что принципом работы, одной из логистического оператора, где я работал, было то, что мы рассматривали работу с клиентами как сотрудничество, а не как обслуживание. То есть мы готовы были обменяться опытом, предложить свои знания и соответственно использовать разработки, которые были у наших клиентов.
В качестве примера можно привести уже упомянутую текстильную компанию. Дело в том, что особенность этого бизнеса был в том, что учет продукции велся в километрах ткани. Те, кто знаком, с работой склада, могут оценить тот труд, который мы выполнили, чтобы использовать эту систему учета. Также одним из важных моментов была оценка качества ткани. Каждый из рулонов нужно было промотать на предмет изучения рисунка, насколько он ровно пропечатан. Все это мы смогли организовать.
Еще одно преимущество логистического оператора это возможности использовать современные решения в логистике. Каждый логистический оператор старается использовать современные технологии. Касается это IT продуктов. Также речь идет и о техническом оснащении. Ни для кого не секрет, чтоновейшее достижение стоит достаточно дорого. Если мы возьмем к примеру более менее серьезные системы, то не всякая компания может приобрести себе в личное пользование этот продукт. Тем не менее если говорим о сотрудничестве с логистическим оператором. То вполне возможно в качестве клиентов получить эти новшества по принципу разделенной стоимости. То есть когда пользователями системы являются множество компаний, соответственно на каждую из них приходится часть этой стоимости.
В качестве примера выгодного сотрудничества с логистическим оператором можно привести следующее. В недалеком прошлом, не вся продукция имела штрих кодирование. Потому, что если это маленькая компания производитель, для них действительно оборудование стоило больших денег и не использовалось. Часто либо артикул, который был не очень короткий, наносился на упаковку вручную или печатался и все это сильно затрудняло обработку груза, и делало невозможным с крупными сетевыми компаниями.
В этом случае использование логистического оператора решало эту проблему. Так как почти все компании имеют возможность изготавливаться штрих коды. Соответственно по приходу продукции на склад, она вся маркировалась штрих кодом, что позволяло ее в дальнейшем использовать для передачи конечным получателям.
Еще один пункт работы с логистическим оператором, это возможность получить качественную услугу. Как всякая сервисная компания стремится к оказанию качественных услуг. В связи с этим, как правило, по работе с клиентами используется системы KPI ( Key performance indicator ). Эти ключевые показатели включены в сервисный договор и логистический оператор напрямую заинтересован в их выполнении, потому что, как правило, система KPI сопровождается таким понятием как бонус-манус. Когда при выполнении KPI логистический оператор получает некий бонус, дополнительный заработок, а при невыполнении, соответственно платит штраф.
Если мы будем сравнивать логистического оператора с компаниями, которые предоставляют моноуслуги, то понятно, что такие компании вряд ли будут предлагать систему KPI , и уж тем более стремиться улучшать свой сервис.
В качестве примера могу привести, компанию, в которой я сейчас работаю, компанию «ФАРМАТ». Компания, которая специализируется на оказании логистических услуг, фармацевтическим компаниям. Мы имеем современный склад, класса «А», который соответствует всем требованиям, предъявляемым хранению лекарственных средств.
Склад лицензирован, и прошел сертификацию в качестве « JNB ». На территории склада находится пост Московской областной таможни, который специализируется на оформлении лекарственных средств и изделий медицинского значения и на территории нашего складского комплекса также располагается СВХ, который тоже соответствуют всем требованиям по хранению лекарственных средств. И также мы оказываем услуги по сертификации лекарственных средств. То есть, обратившись к нам, клиент получает полноценный комплекс. Ведь сейчас достаточно затруднительно получить подобного качества услуги, обращаясь к различным компаниям.
В завершение своего доклада, хотелось бы отметить, что наблюдающаяся тенденция по передаче различных услуг на аутсорсинг, может быть спорной. Сложно оценить перспективы передачи на аутсорсинг бухгалтерии, IT . Но что касается аутсорсинга логистики, я как человек проработавший более 10 лет, в компании которая оказывает логистические услуги, это направление имеет достаточно большие перспективы.
3PL или 2PL, 1PL и 4PL – Что Это за Звенья Цепи Поставок, и Для Чего Они Нужны?
Определить разницу между 3PL и 2PL операторами, понять кто такие 1PL и 4PL, и зачем нужен появляющийся 5PL — все эти вопросы активно обсуждаются экспертами в управлении цепями поставок во всем мире. Попробуем приоткрыть завесу этих понятий и мы. Постиндустриальная экономика диктует свои правила игры. Все больше появляется компаний, которые ориентированы на сферу сервиса, нежели чем на производство товаров. Не замедлило это сказаться и на Управлении Цепями Поставок, где словно грибы после дождя стали появляться сервисные компании, которые оказывают услуги по: хранению, перевозке, планированию, маркетингу, продажам и т.д.
Незнакомый с данной терминологией менеджер крупной международной компании может легко попасть впросак, не выполнив просьбу руководителя, например такую: «Прошу подготовить отчет по 3PL и 2PL операторам, с которыми работает наша компания». Кто это такие, как расшифровать эти аббревиатуры? Не пугайтесь. Все предельно просто.
В международной логистической терминологии приняты следующие обозначения компаний, осуществляющих сервис для производителей, поставщиков и продавцов товаров: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. При этом, PL – party logistics (англ.) переводится дословно как «сторона логистики». Чаще, на русском, к «1PL, 2PL, 3PL, 4PL» делают приставку «оператор или провайдер». А цифры от одного до четырех обозначают как глубоко вовлечена данная компания в цепь поставок. 1 – сам производитель-продавец. 4 – компания берет на себя практически все функции управления цепями поставок, разве что кроме Закупок и Продаж. В некоторых ситуациях, PL провайдер может заниматься и этим.
Приведём простые определения, которые будут очень полезны менеджерам по закупкам и управлению цепями поставок.
1PL провайдер – самый первый уровень . Данным провайдером обычно называют владельца груза (либо фирму производитель, осуществляющая доставку покупателям, либо адресата груза, например, ритейлер). Все операции забора и доставки груза выполняет сама фирма-владелец груза. С учетом глобализации, аутсорсинга и оффшоринга производства, усложнения услуг дистрибуции, 1PL уходит в прошлое, поручая все больший объем работ провайдерам, которые за счет работы с несколькими грузовладельцами имеют скидки и предоставляют более качественный сервис клиентам.
2PL провайдер – это подрядная компания, предоставляющая услуги по транспортировке товаров только на каком-то определенном участке транспортной цепи. По сути, это просто транспортная компания, которую нанимает грузовладелец, не желая покупать собственные автомобили, жд вагоны и т.д. При этом, если 1PL стараются активно уходить от собственного «флота», то 2PL, по крайней мере в России, очень актуальны.
3PL провайдер – специализированная компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций. Впервые этот термин был использован в начале 1970-х для обозначения интермодальных маркетинговых компаний (IMC) в договорах на грузоперевозку. До этого в подобных договорах фигурировали только две стороны – грузоотправитель и перевозчик. Когда в дело вступили IMC – посредники, которые принимали груз от грузоотправителя и, сопровождали до перевозчика – они стали посредниками, «третьей стороной» или 3PL в контракте. В наши дни это определение уже распространяется на любую компанию, предоставляющую логистические услуги любого объема. В основном, это комплекс услуг в состав которых входит транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов.
3PL провайдерами являются экспедиторские компании, курьерские и другие компании, предлагающие подрядные услуги логистики и грузоперевозок.
4PL провайдер — это компания-подрядчик или совместное предприятие с грузовладельцем, выступающее посредником между производителем и одним и более ее партнерами. 4PL провайдер имеет высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы клиента; он выступает в качестве единого соединительного звена между клиентом (например, производителем) и различными провайдерами логистических услуг, управляет всеми процессами цепи поставок клиента, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги. Что интересно, 4PL провайдер будет управлять и теми 3PL провайдерами, услугами которых пользуется его клиент. Многие 4PL провайдеры предоставляют даже специализированное программное обеспечение (больше информации о ПО для управления цепями поставок, вы можете найти на страницах данного сайта) в качестве единого интерфейса для работы с различными компаниями в цепи поставок клиента.
Сегодня появляются и 5PL провайдеры, которые кроме всех функций 4PL провайдеров, предоставляют также услуги сетевого бизнеса. Типичным примером 5PL провайдера является Amazon.com.
Можно долго дискутировать на тему определения и функционала каждого из пяти PL – провайдеров, так как до единого подхода и консенсуса в определении еще далеко. В то же время, потребности современного бизнеса то и дело ставят задачи, в том числе и найм PL-провайдера. И если компания задумалась над привлечением одного из них, то должна взвесить все ЗА и Против. Понять, что она потеряет (например, компетенцию), а что приобретет (например, высокий сервис и высокую цену своей продукции), и уже после этого принимать решение.
Нужно ли вам нанять 4PL, который будет координировать работу 3PL, который будет координировать работу 2PL и так далее, как во всем известной сказке. Или же не стоит плодить посредников, которые делают товар дороже.
Вы нашли данную статью интересной? Будем признательны, если вы поделитесь ей с друзьями или разместите ссылку на своей странице в социальных сетях.
Лекция Х. Аутсорсинг в логистике.
15 сентября, 2016
Аутсорсинг в логистике заключается в передаче логистических процессов третьей стороне.
В качестве последней может быть, как одна фирма, так и группа компаний.
Суть данной услуги состоит в уменьшении расходов компании, при реализации поставок продукции благодаря привлечению одного или нескольких квалифицированных профессионалов – логистических операторов.
В основе аутсорсинга логистических функций лежит стремление организации к сокращению логистических затрат, а также желание сконцентрироваться на основных видах деятельности.
Логистические функции не являются основным видом деятельности компании-производителя продукции. В соответствии с логикой эффективного управления они могут быть вынесены за пределы организации.
Встречаются следующие определения аутсорсинга.
Использование услуг сторонних компаний для выполнения собственных задач.
Рис. Аутсорсинг логистических функций на примере сбыта готовой продукции.
Логистические аутсорсеры (провайдеры, операторы).
(Logisic Service Providers, LSP, 3PL, TPL) Логистические провайдеры, они же провайдеры (операторы) логистических услуг (Logistic Service Providers —LSPs, 3PLs, TPLs) — это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.
Рис. Развитие мирового рынка логистических провайдеров.
В сфере логистики используется специфическая терминология, позволяющая судить о компетенции того, или иного логистического оператора:
1PL -First Party Logistics.
1PL — независимая автономная логистика. Грузовладелец самостоятельно выполняет все необходимые операции.
Многие компании не отказываются от выполнения логистических функций самостоятельно, так как уже располагают необходимыми складским хозяйством и транспортом.
В то же время, реструктуризация активов компании в комплексе с аутсорсингом представляют выход из ситуации: привлечение провайдера может оказаться выгоднее, чем содержание, ремонт и обслуживание соответствующей инфраструктуры собственными силами.
2PL -Second Party Logistics.
2PL – предоставление традиционных услуг по управлению складами и транспортировкой груза (транспортные компании, экспедиторы, таможенные агенты, страховые компании, склады и грузовые терминалы).
3PL -Third Party Logistics.
3PL – стандартный перечень услуг дополнен прочими операциями, такими как: перегрузка, складирование, обработка груза и т.д, осуществляя комплексный логистический сервис.
4PL -Fourth Party Logistics.
4PL – предполагает интеграцию всех фирм, которые вовлечены в цепь поставок. Лог-провайдер данного класса занимается планированием, управлением и осуществлением контроля над всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, сочетая в себе функции консалтинговой компании и 3PL-провайдера, что позволяет достичь долгосрочных стратегических целей и расширить бизнес клиента.
По сути он осуществляет управление цепями поставок фирмы-заказчика (SCM -Supply Chain Management).
5PL -Fifth Party Logistics.
5PL – менеджмент всех компонентов, входящих в единую цепь поставок продукции с использованием электронных средств обработки информации (Internet).
3PL, 4PL, 5PL логистические операторы — это интеграторы логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним высококвалифицированным логистическим провайдером. Обычно такого типа операторы востребованы на конкурентных рынках. Их услугами пользуются транснациональные корпорации, производящие высокотехнологичные продукты при непрерывном производственном цикле. Транснациональных корпораций, пользующихся услугами 4PL-операторов, множество, это, в частности, Sony, Toshiba, автомобильные концерны (Ford, Daimler Chrusler) и др.
Чаще всего на аутсорсинг передаются функции складирования (73,7% фирм по исследованию Cap Gemini Ernst&Young), внешней транспортировки (68,4%), оформления грузов (61,4%). Реже всего -управлением отношениями с покупателями (3,5%).
Чаще всего услугами провайдеров пользуются компании следующих отраслей:
- высокотехнологичный бизнес (16%),
- промышленное производство (13%),
- производство потребительских товаров (13%).
В мировом бизнесе широко известны крупные транспортно-экспедиторские компании, фирмы, занятые экспресс-доставкой (выступающие в качестве комплексных логистических (3PL) провайдеров), такие, как Shenker-BTL, TNT Group, Danzas, DHL, ASG AB, Ryder, Federal Express, UPS, Leasnay, American Express, Welchelt, Sped-Bertraud Faure, Carlberson, Scansped, и другие. У них есть крупнейшие грузовые терминалы и терминальные комплексы, они интегрируют подавляющую часть логистических операций в сфере физического распределения, эффективно обслуживают снабжение и распределение продукции сотен производителей и торговых компаний.
Например, всемирно известная фирма экспресс-доставки TNT Express Worldwide, имеющая более 200 отделений во многих странах, предлагает клиентам широкий спектр логистических услуг, включающий:
- управление логистическими цепями товаропроизводителей;
- многопользовательские складские комплексы и услуги хранения, сортировки, грузопереработки;
- распределение ГП со специализированных дистрибутивных центров;
- логистические экологически чистые проекты;
- возврат товаров и ремонт транспортных средств;
- прямое пополнение производственных запасов производителей к началу рабочего дня;
- многопрофильное снабжение запасными частями.
Виды аутсорсинга.
В зависимости от места расположения поставщика услуг:
- внутренний для страны аутсорсинг —оншорный,
- международный аутсорсинг —оффшорный.
Инсорсинг (Insourcing) – дополнительное использование внутренних ресурсов компании. Инсорсинг позволяет предприятиям снизить издержки неиспользуемой мощности. Примером инсорсинга у предприятия, обладающего зданием, является сдача части здания в аренду по рыночной цене. Примером инсорсинга у предприятия, обладающего собственным складом, является принятие на хранение товаров сторонних лиц на период, когда склад не используется предприятием.
Инсорсинг и аутсорсинг не противопоставлены друг другу, так как выбор состоит не в полном отказе от одного способа обслуживания в пользу другого. Вполне возможно передача сторонним исполнителям только части логистических функций, то есть в определенных условиях оказывается эффективным сочетание инсорсинга и аутсорсинга.
В зависимости от критерия участия в собственности исполнителя аутсорсинг бывает:
- внутрифирменный
- аутсорсинг независимых предприятий.
В зависимости от вида передаваемой деятельности аутсорсинг бывает:
- аутсорсинг физического производства,
- аутсорсинг услуг,
- логистический аутсорсинг.
В 1996 году, когда 3PL-провайдеры стали появляться один за другим, консалтинговая фирма Алекса Брауна подсчитала, что благодаря их работе можно сэкономить на логистических затратах от 10 до 40 процентов. Кроме того, логистические затраты составляют около 10 процентов внутреннего валового продукта (ВВП) США. Согласно данным, к концу 1990-х рынок услуг 3PL-провайдеров мог стоить порядка 50 миллиардов долларов. Многие тогда отнеслись к этой цифре с недоверием, но она оказалась правильной.
Логистика третьей стороны очень важна, и сейчас ее роль будет только возрастать. Одним из пионеров этого движения стала компания Ryder. Занимавшаяся сдачей напрокат грузовиков, она вступила в дорогостоящую и обременительную войну с фирмами «Сам себе перевозчик». С 1993 года Ryder тратила на грузовики и усовершенствование системы работы около 200 миллионов долларов в год, но прибыли так и не было. Поэтому в 1996 году ее президент Энтони Бернс решил продать парк грузовиков и выйти на рынок 3PL-провайдеров. К концу десятилетия Ryder заняла лидирующее место среди 3PL-провайдеров.
(Сандер «Логистика. Искусство управления цепочками поставок»)
Причины, по которым передаются функции внешним исполнителям:
Основные причины обращения к логистическим посредникам в дистрибьюции, т.е. развития стратегии аутсорсинга, следующие:
- возможность повышения эффективности собственной деятельности за счет освобождения от вспомогательных неприбыльных для предприятия работ и сосредоточение на основных, наиболее прибыльных видах деятельности;
- необходимость укрепления конкурентных позиций за счет повышения качества обслуживания потребителей, предоставления им услуг, которые предприятие не может оказывать собственными силами;
- стремление снизить расходы на выполнение логистических операций, которые выполняются специализированными организациями с более высокой производительностью и точностью за счет их опыта и масштаба деятельности, имеющихся уникальных технологий и оборудования;
- отсутствие у собственного персонала достаточного опыта и квалификации для выполнения отдельных работ;
- стремление использовать для повышения собственной конкурентоспособности высокую репутацию или популярную марку поставщика логистических услуг.
Кросс-докинг.
Достаточно часто логистические компании применяют специальные операционные технологии с минимальными затратами на хранение, то есть операции по кросс-докингу.
Кросс-докинг — это приемка, а затем моментальная отгрузка товара на территории склада, без размещения его в зоне коммерческого хранения. Обычно такая схема работы с товаром применяется в следующих случаях. Товар приходит на склад в контейнере или еврофургоне, и его необходимо сразу же развести малыми партиями в торговые сети или различным клиентам.
Другой случай, когда разнообразный монотовар приходит различными транспортными средствами и из него необходимо составить определенный ассортимент для различных потребителей. Обычно кросс-докинг применяется к товару, имеющему короткий срок сохранности. Надо четко понимать, что кросс-докинг невозможно организовать без современных технологий учета и контроля товара на складе. Для этих целей обязательно применяются WMS-системы учета товара при помощи штрих-кодов и сканеров. Только в случае использования современных технологий аппаратного контроля в условиях высокого оборота товара при кросс-докинге возможно избежать значительных ошибок учета, недостоверной отгрузки, потери товара, издержек по сроку годности товара.
Обычно кросс-докинг используют дистрибьюторы и производители продуктов питания, а также импортеры таких деликатных продуктов, как свежая рыба, фрукты, цитрусы, молочные продукты, выпечка. Также кросс-докинг используется для предприятий непрерывного цикла производства. Подобная схема приема, обработки и отправки товара выгодна всем участникам логистической цепочки, потому что позволяет оптимально распорядиться потоком товара при минимальных издержках.
Преимуществами сквозного складирования являются:
- более быстрая доставка продукции к пунктам назначения;
- сокращение складских площадей и снижение затрат на оплату аренды складов и труд персонала.
Оптимальными для сквозного складирования считаются товары с высоким спросом и значительным объемом транспортировки: товары массового потребления, пользующиеся постоянным спросом; скоропортящиеся продукты; товары высокого качества; продукция для рекламных мероприятий.
Риски, связанные с использованием аутсорсинга в логистике
— утечка коммерческой информации компании, снижение оперативности в предоставлении сведений для управления предприятием;
-отказ предприятия от выполнения некоторых функций может привести к полной зависимости от внешних исполнителей.
-достаточно велик риск убытков из-за низкого качества услуг, если на рынке нет эффективного логистического провайдера;
— неразвитость логистической инфраструктуры страны, что не позволяет внедрять новые технологии.
Скорее всего, логистический аутсорсинг — ровесник, как минимум, колесу. Его первооткрывателем, вероятно, был один из наших предков-землепашцев, который попросил соседа — владельца телеги, доставить торгующей на базаре жене еще один мешок злаков. Так возникла транспортная логистика.
Когда же землепашцу надоело держать мешки с зерном у себя дома и он доверил владельцу телеги не только возить их на базар, но и хранить в своем, то есть соседском, амбаре, возникла вторая (после транспортной) главная составляющая логистического аутсорсинга — складская.
В дальнейшем сосед землепашца, который стал первым в истории логистическим оператором, начал совершенствовать свой бизнес. Следуя на базар и отправляя по пути почтовых голубей с записками для землепашца («Проехал мимо Кривой скалы, разбойников не было»), он дополнил транспортную и складскую составляющие еще одной — информационной.
Когда же он привез землепашцу деньги, вырученные на базаре, то взял на себя еще и часть финансовых потоков.
3PL или 2PL, 1PL и 4PL – Что Это за Звенья Цепи Поставок, и Для Чего Они Нужны?
Определить разницу между 3PL и 2PL операторами, понять кто такие 1PL и 4PL, и зачем нужен появляющийся 5PL — все эти вопросы активно обсуждаются экспертами в управлении цепями поставок во всем мире. Попробуем приоткрыть завесу этих понятий и мы. Постиндустриальная экономика диктует свои правила игры. Все больше появляется компаний, которые ориентированы на сферу сервиса, нежели чем на производство товаров. Не замедлило это сказаться и на Управлении Цепями Поставок, где словно грибы после дождя стали появляться сервисные компании, которые оказывают услуги по: хранению, перевозке, планированию, маркетингу, продажам и т.д.
Незнакомый с данной терминологией менеджер крупной международной компании может легко попасть впросак, не выполнив просьбу руководителя, например такую: «Прошу подготовить отчет по 3PL и 2PL операторам, с которыми работает наша компания». Кто это такие, как расшифровать эти аббревиатуры? Не пугайтесь. Все предельно просто.
В международной логистической терминологии приняты следующие обозначения компаний, осуществляющих сервис для производителей, поставщиков и продавцов товаров: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. При этом, PL – party logistics (англ.) переводится дословно как «сторона логистики». Чаще, на русском, к «1PL, 2PL, 3PL, 4PL» делают приставку «оператор или провайдер». А цифры от одного до четырех обозначают как глубоко вовлечена данная компания в цепь поставок. 1 – сам производитель-продавец. 4 – компания берет на себя практически все функции управления цепями поставок, разве что кроме Закупок и Продаж. В некоторых ситуациях, PL провайдер может заниматься и этим.
Приведём простые определения, которые будут очень полезны менеджерам по закупкам и управлению цепями поставок.
1PL провайдер – самый первый уровень . Данным провайдером обычно называют владельца груза (либо фирму производитель, осуществляющая доставку покупателям, либо адресата груза, например, ритейлер). Все операции забора и доставки груза выполняет сама фирма-владелец груза. С учетом глобализации, аутсорсинга и оффшоринга производства, усложнения услуг дистрибуции, 1PL уходит в прошлое, поручая все больший объем работ провайдерам, которые за счет работы с несколькими грузовладельцами имеют скидки и предоставляют более качественный сервис клиентам.
2PL провайдер – это подрядная компания, предоставляющая услуги по транспортировке товаров только на каком-то определенном участке транспортной цепи. По сути, это просто транспортная компания, которую нанимает грузовладелец, не желая покупать собственные автомобили, жд вагоны и т.д. При этом, если 1PL стараются активно уходить от собственного «флота», то 2PL, по крайней мере в России, очень актуальны.
3PL провайдер – специализированная компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций. Впервые этот термин был использован в начале 1970-х для обозначения интермодальных маркетинговых компаний (IMC) в договорах на грузоперевозку. До этого в подобных договорах фигурировали только две стороны – грузоотправитель и перевозчик. Когда в дело вступили IMC – посредники, которые принимали груз от грузоотправителя и, сопровождали до перевозчика – они стали посредниками, «третьей стороной» или 3PL в контракте. В наши дни это определение уже распространяется на любую компанию, предоставляющую логистические услуги любого объема. В основном, это комплекс услуг в состав которых входит транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов.
3PL провайдерами являются экспедиторские компании, курьерские и другие компании, предлагающие подрядные услуги логистики и грузоперевозок.
4PL провайдер — это компания-подрядчик или совместное предприятие с грузовладельцем, выступающее посредником между производителем и одним и более ее партнерами. 4PL провайдер имеет высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы клиента; он выступает в качестве единого соединительного звена между клиентом (например, производителем) и различными провайдерами логистических услуг, управляет всеми процессами цепи поставок клиента, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги. Что интересно, 4PL провайдер будет управлять и теми 3PL провайдерами, услугами которых пользуется его клиент. Многие 4PL провайдеры предоставляют даже специализированное программное обеспечение (больше информации о ПО для управления цепями поставок, вы можете найти на страницах данного сайта) в качестве единого интерфейса для работы с различными компаниями в цепи поставок клиента.
Сегодня появляются и 5PL провайдеры, которые кроме всех функций 4PL провайдеров, предоставляют также услуги сетевого бизнеса. Типичным примером 5PL провайдера является Amazon.com.
Можно долго дискутировать на тему определения и функционала каждого из пяти PL – провайдеров, так как до единого подхода и консенсуса в определении еще далеко. В то же время, потребности современного бизнеса то и дело ставят задачи, в том числе и найм PL-провайдера. И если компания задумалась над привлечением одного из них, то должна взвесить все ЗА и Против. Понять, что она потеряет (например, компетенцию), а что приобретет (например, высокий сервис и высокую цену своей продукции), и уже после этого принимать решение.
Нужно ли вам нанять 4PL, который будет координировать работу 3PL, который будет координировать работу 2PL и так далее, как во всем известной сказке. Или же не стоит плодить посредников, которые делают товар дороже.
Вы нашли данную статью интересной? Будем признательны, если вы поделитесь ей с друзьями или разместите ссылку на своей странице в социальных сетях.