Менеджер по инновациям это
Работа будущего: кто такой менеджер по инновациям?
Интервью директора европейского аэрокосмического консорциума.
В рамках спецпроекта Masters of Future совместно с IE Business School T&P поговорили с Балвиндером Поваром, директором компании, которая строит суборбитальную платформу для космического туризма, о компетенциях и задачах инновационного менеджера, команде будущего и переменах как главном ориентире в работе.
Балвиндер Повар
партнер и член правления BOOSTER Space Industries и AERDRON, ассоциированный профессор IE Business School
— Как устроена BOOSTER Space Industries и над чем вы сейчас работаете?
— BOOSTER — это консорциум, состоящий из крупных, преимущественно европейских, инновационных аэрокосмических корпораций. Мы работаем над созданием суборбитальной платформы, цель которой — дать людям возможность бывать на первом уровне космического пространства, который находится в ста километрах от Земли, а также проводить там различного рода эксперименты. То есть в целом мы хотим сделать работу в космосе эффективной, а полет — доступным. Мы считаем, что если пересмотреть финансовую сторону вопроса и дать в этом смысле людям больше возможностей, то тема космоса вернется в публичное пространство. Это, в свою очередь, поможет снять барьеры, препятствующие инновациям, и поспособствует появлению новых идей для бизнеса. Такими барьерами можно назвать нехватку ресурсов или отсутствие видения перспектив и мотивации. Мы же должны создавать условия, в которых инновации смогут расцветать.
Средний уровень дохода менеджера по инновациям в российских компаниях — 160 тысяч рублей. В связи с разнообразием задач около 88% специалистов проходят дополнительное обучение. Источник данных.
В AERDRON мы занимаемся разработкой способов применения дронов (UAVs) в различных промышленных целях. Сейчас происходит стремительное развитие рынков с не такой высокой степенью регулирования, поэтому для них очень актуально использование дронов. Наша цель — генерировать рабочие решения, которые, в свою очередь, создадут новые возможности и улучшат качество нашей жизни. Поскольку мы, люди, постепенно оказываемся все больше связанными друг с другом, а инновации становятся все более демократичными, теперь даже маленькие команды могут внести довольно весомый вклад в состояние общества. Особенно благодаря тому, что им свойственно быть гибкими и мыслить открыто.
— В чем, на ваш взгляд, состоит основа этой профессии — менеджер по инновациям? Какова его главная задача?
— Менеджер по инновациям курирует созданные им инновационные решения и активно внедряет новаторский подход к задачам организации, в которой он работает. Его роль — способствовать появлению чего-то нового, а глобальная цель — создать некую культуру инноваций. Такая культура — это конкурентное преимущество организации, причем создавать ее лучше в самом сердце компании, а не только заимствуя что-то извне. Такая должностная обязанность очень стимулирует, но в то же время испытывает человека на прочность. Вот почему руководство компаний должно оказывать всю необходимую поддержку сотрудникам, которые занимаются в их организациях инновациями. Роль инноватора часто трактуется и оценивается неверно, но такой специалист может быть действительно полезным для компании, ее работников и партнеров.
— Если говорить о компетенциях, личных и профессиональных, какой это человек? Что отличает ваших коллег-инноваторов от других людей?
— Ключевые навыки инновационного менеджера — это, во-первых, soft skills. Во-вторых, это способность мыслить практично и прагматично, ведь создаваемые перемены должны быть реальными и иметь позитивный исход. Этот человек по определению не боится перемен и является их проводником. Он одновременно должен быть и мыслителем, и делателем (мейкером). Конечно, очень важно, чтобы этому человеку можно было доверять.
«Наша задача — сделать космос частной индустрией, которая будет приносить ROI и разнообразит нашу жизнь космическими путешествиями»
Мы способны меняться, а значит, мы глубже понимаем природу перемен, что, в свою очередь, говорит о том, что мы можем эти перемены реализовывать и решать возникающие по ходу проблемы. Инновации, внедренные профессионально, имеют видимый и положительный результат, и если человек начинает с себя, то он более восприимчив и лучше доносит смысл своих идей и концепций. Как говорил Ганди, «если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением». Инноваторам нужно брать ответственность на себя, быть смелыми, преодолевать страхи и действовать. Мы, инновационные менеджеры, создаем условия, в которых наши коллеги и компании в целом реализуют свой потенциал.
— Ваша профессия — социально ответственная, не так ли? Каково это — заниматься космическим туризмом, то есть тем, о чем человечество мечтает давно и что будет доступно далеко не всем? Как вы отвечаете себе на вопрос «зачем я это делаю?»
— Профессия может быть социально ответственной, если вы сами этого хотите и если вы опираетесь на свои ценности. Работа в космической индустрии — это большая честь и удовольствие. Я окружен прекрасными талантливыми людьми, которые мечтают о многом и рвутся эти мечты осуществить. Наша задача — сделать космос частной индустрией, которая будет приносить ROI и разнообразит нашу жизнь космическими путешествиями.
Я всегда был любознательным, всегда пытался узнавать и исследовать себя и мир вокруг. Мне каждый день нужно ставить себе разнообразные и интересные задачи. Мой обычный ответ на вопросы, которые встречаются по жизни, — «почему бы и нет?». Поэтому моя биография полна удивительных случаев и сюрпризов — как взлетов, так и падений. Я получаю удовольствие от возможности что-то изменить и позитивно повлиять на жизнь людей.
— Какую роль в инновациях играет сотрудничество? Что такое команда будущего?
— Понимание того, как строить коммуникацию, зависит от конкретных нужд и задач, но общение — это всегда шанс на синергию и партнерство: вместе мы сильнее, чем по отдельности. То, как мы общаемся, мотивируем, влияем, убеждаем друг друга, — это очень важно. Мы должны задумываться об этих несложных вещах, которые иногда требуют другого отношения к себе.
По статистике, инновационные менеджеры в российских компаниях зачастую имеют техническое образование, в то время как установленный для них KPI включает рыночные и экономические показатели. По мнению 53% опрошенных, главная трудность — дефицит компетенций для разработки и внедрения инноваций, который тормозит успешное развитие новых технологий в компаниях.
Командой будущего я вижу группу профессионалов, которые обладают разными талантами, но специализируются в конкретных областях. Они работают на общее дело, но по своему выбору могут применять свои навыки и опыт в других интересных проектах.
— Верно ли, что такие специалисты становятся более востребованными?
— Лично меня очень интересует то, что инновации — всеохватывающие, то, как они могут принимать самые разные формы, например — партнерство между государством и частным сектором. Даже универсалам, людям обширных знаний, которые уже знают, как формировать команды, инновации бросают вызовы в виде новых методик и стремления к более весомым результатам. Инновации могут касаться даже элементарных вещей. Подумайте о конфете, которая стала леденцом на палочке. «Чупа-Чупс» — истинно прорывное изобретение испанцев.
Инновации создают процветание. Мы все потенциальные инноваторы, и все больше и больше это касается не только предпринимателей, а тех, кого можно назвать интрапренерами (intrapreneur) — наемных сотрудников, которые выполняют эту роль внутри компаний, то есть подходят к решению задач с предпринимательской точки зрения. В этом смысле в скором времени инноваторов будет гораздо больше.
По данным экспертов, если раньше в российских корпорациях массово появлялись исследовательские подразделения, то теперь все чаще создаются блоки по управлению инновациями с более широким набором задач. Больше половины российских корпораций имеют инновационные подразделения, но далеко не во всех процесс управления проектами выстроен корректно.
— Как, по-вашему, профессия будет меняться с годами? На что уже сейчас нужно обратить внимание молодым специалистам или тем, кто только выбирает эту сферу деятельности?
— Как я уже говорил, менеджер по инновациям должен быть олицетворением и проводником перемен. Это требует непрекращающегося поиска и исследований, постоянного решения проблем. Так что лучше быть специалистом, который может направлять свои знания и чутье в новое русло, в другие индустрии и вообще мыслить разнообразно. Поскольку задача инноватора — привносить выгодные перемены, он также должен разбираться в стратегиях развития бизнеса, быть бизнес-девелопером. И конечно, он должен быть лидером, способным влиять и убеждать, управляя несколькими разными задачами одновременно.
Из конкретных знаний ему очень пригодился бы MBA, из личных качеств — стойкость, решительность и способность мыслить позитивно. Инновацией может быть не только технология, но и процесс, культура или возможность: все зависит от цели и проекта, в который мы хотим ее внедрить. Инноватору хорошо бы привыкнуть к состоянию неопределенности и научиться быть несогласным. Идеи нужно генерировать сразу вместе со способом их донесения (ведь их нужно переводить на язык, доступный для понимания тех, кому они могут быть полезны) и конкретными решениями, которые окажут видимый положительный эффект на производительность компании.
Иконка: Aha-Soft from the Noun Project
Рекомендованная учебная программа: IMBA
Просто получить MBA уже мало, нужно подстраивать программу под себя, свои цели и сильные и слабые стороны. IMBA состоит из трех ступеней: core MBA, бизнес-лаборатории и самостоятельно выбранных студентом активностей (курсов, стажировок, учебы по обмену в другой стране и т.п.). IE International MBA работает как теплица: студента окружают условиями для быстрого развития его способностей. 40% учебной программы каждого учащегося составляется с учетом его персональных и профессиональных целей. Большое внимание преподаватели, эксперты в своих областях, уделяют формированию предпринимательского подхода к задачам и генерации нестандартных решений.
Менеджер по инновациям это
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕР – ПРОФЕССИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Системные преобразования на основе радикальных инноваций становятся в наши дни условием развития для любой компании. Организации вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии инновационного развития кадрового потенциала, пересматривая приоритеты в инновационном развитии организации в целом. Произошедшие изменения в экономике страны стимулируют спрос на менеджеров по внедрению и управлению инновационной деятельностью.
Сегодня о роли инновационных менеджеров в жизни общества в целом, и в организации в частности, мы беседуем с директором консалтингового агентства «КАМА-Центр», консультантом по управлению персоналом Комаровой Натальей Владимировной:
Наталья Владимировна, кто формирует спрос на инновационных менеджеров, и какие требования предъявляются к данным специалистам?
Потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными промышленными предприятиями, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. К сожалению, многие из руководителей пока еще не видят возможности применения таких специалистов и не осознают, насколько полезны они будут для предприятий. Если обобщить все данные, то инновационный менеджер обязательно должен иметь высшее образование, определенный багаж базовых способностей управленца и практический опыт, а главное – способность генерировать идеи и постоянная жажда нового. Инициативность, высокая мотивация к достижению целей и готовность работать в стрессовых ситуациях – это личностные характеристики новатора. В человеке этой профессии ценится умение защитить инновационный проект на разных уровнях.
В чем отличие изобретателя-новатора и инновационного менеджера?
Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер –предприниматель, он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений, ориентироваться на рынок и потребности клиентов, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Какова роль инновационных менеджеров в настоящее время на российских предприятиях?
В западных компаниях уже 20 лет существует должность менеджера по инновациям. Компании российские не спешат вносить ее в штатное расписание — не понимают, как строится работа такого менеджера и за что ему платить зарплату. Поэтому данный функционал вкладывают в другие должности. Инновациями занимаются менеджеры, расширяющие линейку продуктов или выводящие на рынок новый бизнес.
Инновации в понимании российских предприятий – это новые продукты, новые управленческие решения или бизнес-стратегии – словом, все, что повышает конкурентоспособность компании за счет ее внутренних ресурсов. Менеджер по инновациям должен организовывать бизнес-процессы для реализации новых идей и мотивировать сотрудников на их генерацию.
Существуют ли учебные заведения, где учат на инновационного менеджера? Каким образом в настоящее время взаимодействуют образование, бизнес и власть?
У данной профессии большое будущее, это специалисты нового поколения. В Пермском государственном университете на экономическом факультете на специальности «Менеджмент» существует специализация «Инновационный менеджмент», на электротехническом факультете Пермского государственного технического университета можно получить квалификацию «Инженер-менеджер» по специальности «Управление инновациями. Кроме того, в ПГТУ создан Инновационный образовательный центр, который в 2005 году приступил к работе по подготовке специалистов. Разработанные и успешно реализуемые в Центре образовательные программы «Менеджмент инновационной деятельности», «Управление инновационными проектами», «CALS-технологии бизнес-процессов», «Инновации в управлении» являются дополняющими академическое образование формами обучения. Главная особенность этих программ – ориентация на практическую подготовку специалистов и менеджеров по управлению инновациями.
Для управленцев высшего звена действует программа MBA«Инновационный и проектный менеджмент», где учат выводить на рынок новые продукты, разрабатывать новые проекты, разбираться в финансовых аспектах рентабельности проекта, управлять интеллектуальными ресурсами.
Возможности обучающих структур в подготовке качественных специалистов по управлению научно-технологическим бизнесомна сегодняшний день не задействованы в полной мере. С точки зрения конечного результата процесс обучения должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только обладающих определенным объемом теоретических знаний, но и говорящих на одном языке с инновационным предпринимателем.
Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. С одной стороны, бизнес не удовлетворен уровнем подготовки выпускников вузов, но и не развивает активное сотрудничество с учебными заведениями. С другой стороны, все осознают как проблему отсутствие возможности подготовки специалистов по управлению инновациями и готовы обсуждать пути подхода к ее решению. Но, все это возможно сделать при полной согласованности участников инновационного процесса с обязательным активным участием органов власти.
Тема инноваций сейчас очень популярна. Какие мероприятия реализованы в Перми по поддержке молодых ученых и инновационных проектов? Насколько реальны инновационные идеи для коммерциализации?
Существует несколько программ по поддержке молодых новаторов, в том числе выделяются гранты на продолжение исследований и возможность коммерциализации проектов. Проходят конкурсы, конвенты, создаются благоприятные условия для развития научно-инновационной деятельности. Пермский край заинтересован в том, чтобы молодые люди имели возможности воплотить свои разработки именно в родном городе.
В Перми 3-4 марта 2010 г. состоялся I Студенческий региональный конкурс инновационных проектов по программе У.М.Н.И.К., инициированной «Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Одним из организаторов конкурса выступила Ассоциация научных и инновационных учреждений и предприятий Пермского края.В организационный комитет конкурса поступило более 100 научных инновационных работ от студентов, аспирантов, молодых ученых, исследователей в возрасте от 18 до 27 лет по пяти направлениям: Биотехнологии; Информационные технологии; Медицина и фармакология; Химия, новые материалы, химические технологии; Машиностроение, электроника, приборостроение. Большое число заявок говорит об активном интересе молодежи к научно-инновационной деятельности. Фонд выделяет каждому из 13 победителей по 200 000 рублей на поддержку научно-технической деятельности.
Возможность эффективно продавать и внедрять научно-инновационные проекты вырастет тогда, когда инвесторы – инновационные менеджеры – ученые-исследователи научатся понимать друг друга, выстроят конструктивный диалог и создадут дополнительные механизмы для управления инновационными процессами на всех этапах жизненного цикла проектов.
И в заключение хочется отметить, что инновации важны и в управлении персоналом в любой организации. Это управленческие нововведения, под которыми понимается любая целевая деятельность, процедура или метод управления кадровой работой, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации, направленные на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития организации в условиях конкуренции. Успех деятельности организации зависит от наличия в ней новаторов — «носителей» научно-технического и коммерческого развития организации. Но главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации.
Это может быть интересным:
Профессия менеджера по инновациям: возможности и перспективы
Внедрение предприятием инноваций может привести либо к прорыву и успеху, либо к поражению и значительным затратам на внедрение, которые уже невозможно компенсировать. Каждая новая разработка требует пристального внимания к процессу создания продукта или услуги, начиная с обсуждения самой идеи и заканчивая получением результата её воплощения. Для того, чтобы вся эта цепочка была реализована профессионально, требуется специалист, о существовании которого ещё 10 лет назад мало кто знал – менеджер по инновациям.
Особенности профессии
Нововведение в деятельности организации, использование инновационных решений потребует принятия в штат менеджера по инновациям. Он будет посвящать все своё рабочее время новому детищу компании и нести ответственность за получаемый результат.
Широкая область применения новых разработок требует от менеджера по инновациям высокого соответствия основному требованию этой профессии – быть профессионалом в предметной области. Это значит, что специалист должен получить специализированное образование, например, инженера, экономиста, финансиста, IT-разработчика или программиста, и, помимо знаний, иметь опыт работы по специальности.
Менеджеры по инновациям приходят в эту профессию двумя путями.
- 1 вариант – профессионалам в конкретной предметной области предлагается участие в разработке новации, требующее освоения дополнительного функционала, связанного с маркетингом или продажами нового продукта.
- 2 вариант – не являясь специалистом в предметной области, профессионально занимаясь, например, маркетингом или рекламой продукта, менеджеры начинают осваивать технологии производства.
Кто будет более успешным, судить сложно. Очень многое зависит от возможностей самого сотрудника. Но однозначно понятно, что любой работодатель хочет получить работника, имеющего профильные профессиональные знания в инновационной области.
Важные качества
Но не только образование и опыт работы имеют значение для менеджера по инновациям. Чтобы стать профессионалом, необходимо наличие определённых личностных качеств.
Достижение высоких профессиональных результатов во многом зависит от того, насколько у специалиста развито мышление, аналитические способности, креативные возможности и умение генерировать новые варианты решения задач.
Менеджеру необходим обширный кругозор, чтобы ориентироваться сразу в нескольких областях знаний.
Для продвижения идей сотруднику необходимо умение вести переговоры, в ходе которых он сможет убедить коллег и партнёров в необходимости выполнения задач по проектам.
Ему потребуется настойчивость, мотивация для достижения результата, которые особенно важны тогда, когда не все верят в предлагаемые идеи и прогнозы их успешности.
Навыки стратегического планирования процесса и пошаговой тактической его раскладки на этапы являются основой для реализации инновационного проекта, поэтому каждый менеджер обязан быть и стратегом, и тактиком одновременно.
Плюсы и минусы профессии
У профессии инновационного менеджера есть свои достоинства и недостатки.
К плюсам относятся:
- Работа в перспективном активно развивающемся направлении;
- Получение профессионального статуса в бизнес-сообществе в случае успешной реализации проекта: такого менеджера быстро заметят, и работодатели будут направлять ему инициативные предложения о сотрудничестве;
- Приобретение опыта, позволяющего расширить диапазон знаний и навыков в смежных областях: маркетинге, экономике, юриспруденции.
- Недостаточная распространённость, поскольку часть работодателей не готова создавать самостоятельную должностную единицу, распределяя обязанности по созданию продукта и дальнейшему его продвижению среди других работников;
- Нестабильность: при сокращении затрат эти специалисты могут остаться без работы в первую очередь;
- Необходимость постоянно генерировать идеи, и возникающая в связи с этим усталость, преодоление которой требует умения быстро восстанавливать силы, чтобы продолжать создавать новые решения;
- Образовательные программы подготовки менеджеров по инновациям проходят первые этапы апробации и не в полной мере соответствуют потребностям бизнес-среды, поэтому необходимо заниматься самообразованием, обучаться в процессе работы.
Где учиться
Менеджер по инновациям – профессия, объединяющая в себе сразу несколько специализаций.Именно поэтому специалисты получают несколько высших образований либо проходят дополнительную профессиональную подготовку.
Образование придётся получать в два или три этапа.
Сначала первое высшее, определяющее базовый профессиональный вектор развития будущей карьеры. Работодатели приветствуют получение технического образования в МФТИ, МИФИ, МГУ, МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Далее потребуется сделать второй шаг и продолжить получение знаний либо на курсах повышения квалификации, либо получить второе высшее образование или пройти подготовку по программам МBA, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы при правительстве РФ на факультете инновационно-технологического бизнеса или Институте инноватики и логистики при Государственном университете управления.
Где работать
Сегодня потребность в менеджерах по инновациям сформирована в IT-сфере, промышленном производстве, при разработке новых товаров народного потребления, в наукоемких промышленных отраслях, военно-промышленном комплексе.
- В НИИ, внедряющих собственные изобретения;
- В высшем профессиональном образовании как преподаватели, участвуя в подготовке менеджеров по инновациям;
- В подразделениях корпораций, создающих новые продукты и технологии;
- В технопарках и бизнес-инкубаторах.
Компании мечты
Каждый специалист хотел бы получить предложение, от которого он не сможет отказаться, получив оффер от компании своей мечты.
Менеджеров по инновациям приглашают на работу крупнейшие государственные корпорации и частные компании:
- Горно-металлургическая компания «Норильский никель»;
- «Росатом»;
- «Русгидро»;
- «Ростех»;
- «РЖД»;
- АФК «Система»;
- «Эфко»;
- «Лаборатория Касперского».
Компании приглашают к сотрудничеству как молодых специалистов, начинающих строить карьеру, так и на опытных профессионалов.
Оплата труда
Уровень дохода менеджера по инновациям напрямую зависит от:
- Специализированных базовых профессиональных знаний и наличия дополнительного образования;
- Опыта работы по профессии;
- Количества успешно реализованных проектов.
В начале карьеры молодой специалист может рассчитывать на ежемесячный доход от 30 000 руб. Опытный профессионал зарабатывает 100 000р. и больше.
Ступеньки карьеры и перспективы
Сегодня в практику управления персоналом вводятся профессиональные стандарты, устанавливающие требования к сотрудникам и профессиональные уровни, определяющие возможности развития в профессии.
Стандарт менеджера по инновациям будет определять квалификационные требования к должностям, на которых сможет работать специалист с профессиональной специализацией в области инновационных разработок.
Как правило, карьера сотрудника, занимающегося инновациями, начинается с должности менеджера по инновациям. Качественное выполнение функций и рабочих задач позволит продолжить профессиональную карьеру на позициях ведущего специалиста, руководителя группы по разработке продукта. Наработав достаточный опыт, выполнив проекты по внедрению новых продуктов или услуг, сотрудник может получить предложение занять должность директора департамента по разработкам или директора по качеству и развитию производства.
Интересные факты
В европейских странах с развитой экономикой прирост промышленного производства достигается за счёт внедрения инноваций. Приведём несколько фактов, свидетельствующих о том, что и в нашей стране вопросам инновационных технологий уделяется пристальное внимание.
- Факт 1. В России взят курс на развитие инновационного потенциала страны, что отражено в принятой программе «Стратегия 2020».
- Факт 2. Российские вузы начали активное развитие нового направления подготовки специалистов по специальности «Инноватика», и уже более 60-ти из них начали обучение студентов.
- Факт 3. В крупнейших национальных корпорациях реализуются программы инновационного развития (ПИР), а топ-менеджмент, в том числе и госкорпораций, финансово мотивирован на выполнение показателей ПИР: получение годовых бонусов руководителями зависит от того, в каком объёме будут выполнены планы.
Схожие профессии
Стать менеджером по инновациям можно, получив профессиональный опыт на сходных должностях.
Например, выполнение функций бизнес-аналитика позволит принять предложение стать менеджером по анализу инновационных проектов, маркетинговые профессии предоставляют возможность развиваться в должности менеджера по маркетингу инновационных продуктов, а менеджеры по управлению качеством нового продукта приходят в профессию, получив опыт работы менеджером по качеству.
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕР: НАЙТИ, РАЗВИТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Реферат статьи Джеффри Кона, Йона Катценбаха и Гуса Влака
Для современных компаний, ориентированных на быстрое развитие, эффективное внедрение инноваций является, зачастую, вопросом жизни и смерти. Добиться успехов в этой области можно, только если руководители фирмы способны обеспечить быстрый и непрерывный прогресс, как, например, Стив Джобс из Apple.
Большинство менеджеров высшего уровня признают, что только наличие инновационной стратегии позволяет в долгосрочной перспективе рассчитывать на успех.
Авторы полагают, что поиск и воспитание руководителей, способных обеспечить такое инновационное развитие, является одним из главных вызовов современности. По-настоящему талантливых людей очень мало, но даже если их удается найти, то как сделать так, чтобы их способности раскрылись полностью? Сама система управления в современных крупных корпорациях подавляет инициативу, создавая армию управленцев, способных лишь воспроизводить существующие образцы, но не придумывать что-либо новое. Для того чтобы выдвинуться, нужно подражать начальству, а не пытаться превзойти его. Авторы отмечают, что представления о том, как выдвигаются новые идеи, у большинства руководителей весьма туманны. Чаще всего менеджеры считают, что новая концепция должна появиться сама по себе, в то время как на самом деле ее подготовка является достаточно длительным процессом.
Среди качеств хорошего инновационного менеджера можно выделить отличные аналитические способности и умение концентрироваться на важнейших сторонах проблемы, отбрасывая второстепенные сложности. Это позволяет им собрать из разрозненных фрагментов целостную картину и мыслить стратегически даже в ситуациях, характеризующихся высоким уровнем неопределенности. Кроме того, инновационный менеджер никогда не должен почивать на лаврах, а это общая проблема управленцев – после принятия ряда эффективных решений они начинают верить в собственную непогрешимость и постепенно теряют связь с реальностью. Авторы подчеркивают, что специфика внедрения инноваций подразумевает умение быстро объединять людей из разных подразделений, с разными интересами в единую команду.
Новаторы должны уметь убеждать людей в своей правоте, заражать их своей убежденностью. Поддерживать проверенную временем идею несложно – тяжело стать первым. Новатору на фундаменте имеющихся ресурсов и испытанных технологий приходится строить здание прогресса.
В крупнейших компаниях будущие инновационные менеджеры в начале своего пути отдалены от высшего руководства и заняты, как правило, обычной повседневной работой. Нужно давать возможность людям проявить себя, время от времени позволяя им заняться чем-то более творческим, выбирая, таким образом, наиболее одаренных. Если у людей не будет возможностей проявить себя «в деле», понять, кто из них действительно перспективен в роли будущего руководителя в инновационной области, невозможно. Можно, например, проводить серии интервью или давать сотрудникам задания (основанные на реальных данных) и выделять наиболее эффективные и нестандартные решения.
Но главное здесь – следующий шаг, связанный с добавлением к уже решенным заданиям дополнительных данных, которые могут повлиять на решение. Настоящий новатор должен уметь встроить дополнительные данные в имеющуюся картину и выдвинуть новое, альтернативное решение. Поскольку мышление потенциального инновационного менеджера нестандартно, он должен уметь защищать свою позицию, доказывать свою правоту даже будучи в меньшинстве. Человек без таких способностей никогда не добьется успеха, даже если его идеи революционны – консервативная оппозиция быстро подавит их. В этом, кстати, заключается недостаток интервью и решения некоторых специально подобранных заданий – они способствуют успеху людей, склонных к формализму и умеющих принимать правила игры, но не являющихся по-настоящему талантливыми. Кроме того, в таких заданиях часто преуспевают люди, близкие к начальству, которое более благосклонно оценивает их варианты, а значит, создаются неравноправные условия.
Новаторам приходится постоянно доказывать свою значимость, чтобы поддерживать веру в себя. По мере продвижения перед ними ставятся все более сложные задачи, а провал часто означает возвращение в общую массу обычных сотрудников, лишая их открывавшихся ранее перспектив. Молодой инновационный менеджер должен понимать – в случае проигрыша он потеряет все. С другой стороны, хорошие новаторы крайне редки и потому неразумно разбрасываться перспективными кандидатами. Авторы отмечают, что к ним следует приставлять профессиональных наставников, способных передать им свой опыт и предостеречь от возможных ошибок. Эти тренеры должны служить связующим звеном между будущими инновационными менеджерами и высшим руководством компании. В лучшем случае, кандидат должен иметь возможность обсуждать все свои идеи с наставником перед вынесением их на публичную дискуссию. Наставники должны периодически меняться, чтобы знакомить молодых с новыми идеями, что отличается от традиционного подхода, при котором связь учитель-ученик сохраняется до ухода одного из них из компании.
Авторы рекомендуют давать возможность потенциальным новаторам почаще общаться друг с другом, критиковать идеи коллег, то есть уже на стадии подготовки формировать из них эффективную социальную сеть. Люди одного поколения и одного социального статуса смогут легче понять друг друга и более свободно обсуждать возникающие проблемы, чем они могли бы это делать, например, со своими наставниками. Общение должно помочь будущим управленцам в решении задач, стоящих перед ними, поскольку сложности, зачастую, оказываются однотипными и опыт одного человека позволит остальным эффективно решить возникшую проблему. Кроме того, дискуссия помогает выработать новые, нестандартные идеи, которые не приходили менеджерам в голову, пока они работали поодиночке.
Последняя задача, встающая перед руководством компании после того, как новаторов нашли, обучили, обеспечили общение с наставником и ввели в социальную сеть, заключается в определении позиции, на которую их стоит направить. По мнению авторов, разумно назначать новаторов на должности среднего звена, где они станут своеобразными «инновационными центрами», обладающими достаточным уровнем автономности. Именно на таких позициях инновационные менеджеры смогут эффективно использовать свои способности, выдвигать новые идеи и наблюдать за их осуществлением на практике. Не следует ограничивать таких управленцев слишком жесткими рамками, всецело внедряя их в существующую структуру компании. Вместе с тем, не следует впадать и в другую крайность, подрывая всю систему управления – существующие подразделения сами по себе являются достаточно ценными, формирование новых коллективов потребует много времени. Поэтому новатор должен уметь встраиваться в существующую структуру, постепенно модифицируя ее, но не разрушая. Следует заранее моделировать возможные карьерные пути для будущих инновационных руководителей, причем альтернатив должно быть несколько, чтобы максимально эффективно использовать личные особенности каждого кандидата.
Залогом успеха любого дела является удача, но приходит она только к тем, кто хорошо подготовлен и ждет ее в нужном месте в нужное время. Важно выделять тех, кто может добиться успеха, уже на ранних этапах их продвижения и затем «вести» их по ступенькам карьерной лестницы. Авторы отмечают, что следование приведенным рекомендациями если и не станет панацеей от всех бед, то, во всяком случае, позволит максимально быстро и эффективно приспосабливаться к новым рыночным тенденциям и неожиданным шагам конкурентов, выдвигая, время от времени, собственные нестандартные идеи. Темы: Маркетинг