Связь с другими специальностями врача
ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА, часть 1
Отрасль знаний, которая изучает профессии, называется профессиографией. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.
Для того чтобы выбрать профессию, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма. Профессиограмма — документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Цель профессиограммы — создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.)
Схема профессиограммы (рис. 2):
— общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);
— производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);
— содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;
— связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;
— необходимые общие и специальные знания и умения;
— требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности), медицинские противопоказания;
— психологическая характеристика труда (его привлекательные непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);
— условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;
— сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).
Выбор профессии предполагает возможно более полное знание содержания, характера труда и отношений в процессе будущей трудовой деятельности. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, различные формы внеклассной работы, общественно полезный, производительный труд, встречи-беседы со специалистами, самостоятельное изучение литературы и т. д.
Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана).
ВИДЫ ПРОФЕССИОГРАММ, ИХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на:
А) частные: физиологические (т.е. то, что связано со здоровьем, физическими параметрами), санитарно-гигиенические, психологические, социологические, экономико-организационные.
Б) специальные (целевые): для профессиональной ориентации и профконсультации, для профессионально-психологического отбора; для профессиональной подготовки, для оптимизации условий и режима деятельности; для проектирования и рационализации рабочего места.
В) комплексные — это всестороннее описание профессии и специальности, с использованием результатов профессиографирования методами различных наук
А) частные делятся на:
1. Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности.
2. Санитарно-гигиенические — санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности.
3. Психологические, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узкоспециализированные требования к психике человека. Данные профессиограммы включают:
— описание внешней картины труда,
— трудового поведения («фотография» рабочего дня, хронометраж, временная динамика рабочей активности, описание рабочего места, типичных ошибок и др.);
— описание внутренней картины труда (реакция личности, ее интегральные образования: направленность, характер, способности, темперамент, структуры научения и опыт; психические состояния и процессы: воля, внимание, мышление и особенности психомоторики).
4. Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей.
5. Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д.
Б) специальные (целевые) разрабатываются для использования в различных целях:
1. Для профессиональной ориентации и профконсультации. Такая профессиограмма включает:
· роль и место профессии в обществе,
· содержит описание всех основных ее аспектов,
· способы ее освоения, перспективы развития и т.д.
В профессиограмме подчеркивается также, какими знаниями и психологическими качествами должен обладать кандидат на обучение специальностям; перечисляются данные об условиях труда и о трудовых действиях; говорится о том, где и какими способами осуществляется подготовка специалиста по данной специальности.
2. Для профессионального психологического отбора. Данная цель обусловливает структуру и содержание профессиограммы:
· она ориентирует на выявление преимущественно стабильных, устойчивых профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности деятельности;
· содержит максимально возможный свод требований к необходимым и некомпенсируемым свойствам личности специалиста и противопоказаний;
· определяет структуру качеств, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионального мастерства.
3. Для оптимизации условий и режима деятельности. Профессиограмма, используемая в этих целях, направлена на всесторонний учет временных параметров и утомительности отдельных действий и операций, регистрацию распределения микропауз и динамики работоспособности в течение рабочего дня, во время дежурства, указание психологической изменчивости психических функций под воздействием утомления и т.п.
Типовая структура целевой профессиограммы содержит 7 разделов:
1. Общие сведения о специальности;
2. Содержание деятельности;
3. Условия деятельности;
4. Социально-психологические факторы деятельности;
5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности;
7. Противопоказания к деятельности.
1. Общие сведения о специальности:
1.1.Наименование и назначение профессии.
1.2.Характеристика рабочей зоны и рабочего места.
1.3.Характеристика средств и орудий труда.
1.4.Общая и специальная профессиональная подготовка специалиста.
1.5.Функциональные обязанности специалиста.
1.6.Критерии эффективности деятельности.
2. Содержание деятельности:
2.1.Описание и анализ основных действий и операций.
2.2.Профессиональные задачи, решаемые специалистом.
2.3.Особенности приема информации.
2.4.Особенности переработки информации и принятия решений.
2.5.Структура исполнительских действий.
2.6.Анализ ошибок в деятельности специалиста.
2.7.Соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.
3. Условия деятельности:
3.2.Режим труда и отдыха специалистов.
4.Социально-психологические факторы деятельности:
4.1.Характеристика группы, в составе которого специалист выполняет обязанности.
4.2.Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей.
4.3.Мотивационные аспекты совместной деятельности.
4.4.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.
5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:
5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности.
5.2. Преобладающие эмоциональные состояния.
5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности.
5.4. Основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.
6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.
6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.
6.3. Профессионально важные качества мышления.
6.4. Профессионально важные характеристики памяти.
6.5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.
6.6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.
7. Противопоказания к деятельности.
В) Комплексная профессиограмма учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.
При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:
1) изучение документации по данной профессии;
2) наблюдение за работой специалистов;
3) опрос специалистов (экспертный метод);
4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;
5) трудовой метод;
6) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;
Профессии, связанные с медициной — медицинские профессии
Профессия медика — самая благородная из всех. Еще бы, ведь перед ними стоит важная задача: спасать жизни людей. Но эта благородная миссия также возлагает на деятелей медицины огромную ответственность. И все-таки, несмотря ни на что миллионы людей по всему миру считают медицину своим призванием.
В мире существует огромное количество профессий, связанных с медициной. Что это за профессии?
Профессия врач
Многие из нас любят врачей, многие — ненавидят. Но и те, и другие согласятся, что поход к врачу — это неотъемлемая составляющая жизни каждого, даже самого здорового человека.
Чем занимаются врачи?
Это зависит от специализации. Терапевт принимает больных, назначает лечение или направляет к другому специалисту, хирург делает операции, педиатр проводит осмотр детей. Этот список можно продолжать очень долго.
Однако мало кто знает, что для того, чтобы занять место в уютном кабинете, надев белоснежный халат, нужно долго и усердно учиться. Сначала будущему врачу нужно отучиться 6 лет в медицинском ВУЗе, а потом 3 года практиковать полученные знания в интернатуре. В общей сложности нужно потратить около 9 лет жизни для того, чтобы носить гордое звание — врач!
Профессия медсестра (медбрат)
Медсестры или медбратья, как правило, не учатся так долго, как врачи. 2-4 года в профессиональном учебном заведении достаточно. Но не стоит думать, что у медсестры меньше обязанностей, чем у врача, порой их даже больше.
Медсестра — это человек, который следит за покоем больных, приемом лекарств, проведением процедур. Также медсестра ассистирует докторам при проведении операций, приеме больных и т.д.
Профессия ветеринар
Врач — ветеринар специализируется на оказании медицинской помощи братьям нашим меньшим. Любой цирк и зоопарк регулярно пользуется услугами штатного ветеринара.
Спектр его работы достаточно широк: он должен не только уметь проводить осмотр животного, но и в случае необходимости провести ему операцию, такую как удаление опухоли, к примеру. Также ветеринар должен точно знать, какие лекарства подходят той или иной породе животного.
Профессия лаборант
Эти специалисты занимаются исследованиями материалов, необходимых для диагностирования патологических процессов у людей и животных, что помогает докторам правильно установить диагноз пациентов.
Профессия фармацевт
Фармацевты занимаются изучением, разработкой и изготовлением медицинских препаратов, лекарств для борьбы с болезнями и адаптации людей и животных к нашей стремительно меняющейся природе.
В качестве заключения можно сказать, что человек, который хочет связать свою жизнь с медициной, должен любить людей (или животных). Без любви к пациентам никакой врач не сможет построить успешную карьеру и завоевать доверие людей.
города Севастополя
Профессиограмма
1. Презентация профессии
Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов—иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.
В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.
2. Тип и класс профессии
Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает — в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы. Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.
4. Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный врач должен знать:
- анатомию человека, нормальную и патологическую;
- разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
- реанимацию и интенсивную терапию;
- анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
- правила оформления медицинской документации.
- Квалифицированный врач должен уметь:
- исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;
- пользоваться специальной медицинской аппаратурой;
- расшифровывать результаты анализов;
- ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;
- делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
- наблюдательность;
- эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
- организованность;
- отсутствие брезгливости;
- хорошая память;
- ответственность;
- терпение;
- склонность к работе с объектами природы (людьми);
- склонность к работе в сфере общения;
- склонность к сервисной работе;
- склонность к работе с информацией;
- развитые логические способности;
- развитая способность к концентрации внимания;
- высокая эмоциональная устойчивость.
- хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
- нервно-психические заболевания;
- некорректируемые нарушения зрения и слуха;
- слабый вестибулярный аппарат;
- нарушения речи.
- брезгливость и непереносимость вида крови;
- невнимательность к людям и симптомам болезней;
- нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
- жестокость, эгоистичность;
- рассеянность и безответственность;
- тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.
8. Пути получения профессии
Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:
- научно-исследовательские институты;
- медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.);
- образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы);
- социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
- производственные предприятия;
- правоохранительные органы;
- МЧС и службы спасения;
- военные организации.
10. Перспективы карьерного роста
В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.
11. Родственные профессии
Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.
Профессиограмма. Стоматолог 8 класс
Стоматология как медицинская дисциплина окончательно сформировалась в 20-х годах прошлого столетия в результате слияния зубоврачения и челюстно-лицевой хирургии. Если челюстно-лицевая хирургия зародилась и развивалась в рамках хирургии, то зубоврачевание вплоть до XVII века не было связано с общей медициной. До этого периода зубоврачевание являлось средством оказания помощи при болях и сводилось в основном к удалению больного зуба. Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремесленниками и др.
Просмотр содержимого документа
«Профессиограмма. Стоматолог 8 класс»
Ученица 8 «В» класса
1. Общая характеристика профессии.
Стоматология как медицинская дисциплина окончательно сформировалась в 20-х годах текущего столетия в результате слияния зубоврачения и челюстно-лицевой хирургии. Если челюстно-лицевая хирургия зародилась и развивалась в рамках хирургии, то зубоврачевание вплоть до XVII века не было связано с общей медициной. До этого периода зубоврачевание являлось средством оказания помощи при болях и сводилось в основном к удалению больного зуба. Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремесленниками и др. Как такового названия профессии «стоматолог» еще не было. Зубоврачевание как медицинская специальность зародилось в конце XVII — начале XVIII веков. В первую очередь это связано с трудами выдающегося французского врача П.Фошара. Разработки по изготовлению искусственных золотых коронок, пломбированию зубов серебряной амальгамой, а позже применение мышьяковистой кислоты для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины окончательно утвердили эту специальность. Зубоврачевание в России до XVIII века не контролировалось государством.
Общественная значимость профессии.
Значение этой профессии было велико во все времена, и останется таким и в дальнейшем. В списке профессий, обойтись без которых просто невозможно, профессия стоматолога всегда будет занимать одно из первых мест. Стоматолог – это зубной врач, который приводит в порядок наши зубы, а с ними делает нашу улыбку красивой и ослепительной. Такой врач может иметь различные специализации: ортодонт, ортопед, хирург, терапевт.
Одним из выдающихся стоматологов России является Александр Иванович Евдокимов.
Александр Иванович Евдокимов (1883—1979) — советский учёный-стоматолог и челюстно-лицевой хирург. Прошёл путь от фельдшера медицинского участка до основателя научной школы стоматологии в СССР. Один из основоположников стоматологии в СССР. Основные работы посвящены патогенезу и лечению пародонтоза, воспалительных процессов челюстно-лицевой области, травматологии и восстановительной хирургии лица и челюстей.
Александр Иванович Евдокимов родился 28 декабря 1883 года в Курской области) в крестьянской семье. Окончив в 1902 году земскую фельдшерскую школу, А. И. Евдокимов работал фельдшером медицинского участка. В 1908 году стал работать в хирургическом отделении Курской губернской больницы. В 1909—1912 годах учился в Московской зубоврачебной школе, после окончания которой остался в ней преподавателем. Область его научных интересов — пародонтоз, кариес зубов, воспалительные процессы и новообразования челюстно-лицевой области, травмы и восстановительные операции.
2. Производственная характеристика профессии.
Лечение и удаление зубов, восстановление прикуса, установка протезов, постановка брекетов, лечение дёсен, установка имплантатов.
3. Содержание и характеристика труда.
Используются новейшие методики и способы лечения зубов, установление протезов. В целях воссоздания анатомической формы зуба, пломбирование кариозных полостей в нашей клинике проводится с применением нанокомпозиционных материалов светового отвердения. По своей твердости эти материалы максимально приближены к твердости эмали зубов.
Стоматолог проводит осмотр полости рта пациента, выслушивает жалобы, осуществляет лечение, удаление зубов, проводит профилактику и гигиеническую чистку зубов. Рабочее время врача-стоматолога проходит в одной и той же позе: либо стоя, либо сидя. В работе ему помогает медицинская сестра. В процессе работы он может советоваться с пародонтологом, ортопедом, ортодонтом.
4. Связь с другими специальностями.
Для правильного лечения проводят различные методы диагностики, рентгерограмма, томаграмма, консультация гастроэнтеролога , эндокринолога, невролога.
5. Необходимые общие знания и умения.
Работа стоматолога связана прежде всего с профессионализмом , которому помимо хирургических и терапевтических навыков необходимо обладать аналитическими способностями, чтобы взвесить все возможные риски и преимущества, чтобы не навредить больному.
6. Требования, предъявляемые профессией к работнику
Профессия стоматолога одновременно и массовая, и уникальная. Она требует от специалиста не только отличного знания своего предмета, но и наличия навыков удаления, лечения, а также протезирования зубов. Врач-стоматолог должен уметь концентрировать внимание, быть усидчивым, внимательным, аккуратным. Стоматолог, специализирующий на терапии, осматривает ротовую полость пациентов, ставит предварительные диагнозы, направляет на рентгенографическое обследование, готовит полость рта к операции протезирования. Ортопед занимается протезированием, устанавливает коронки и мосты. Ортодонт решает проблемы прикуса. Если же необходимо исправить дефекты челюсти, удалить зубы, то такое лечение обеспечивается стоматологом-хирургом.
7. Психологическая характеристика труда.
Должность стоматолога требует аккуратности, хорошую мелкую моторику, ответственности, сострадания к людям, тактичности, умение найти общий язык.
8. Условия труда.
Для стоматолога в большей степени характерны значительная статическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, часто сопровождающаяся наклонами и поворотами корпуса.
9. Сведения о возможности получения профессии.
Чтобы получить профессию стоматолога, нужно окончить медицинский вуз по одной из стоматологических специальностей: «стоматология детского возраста», «стоматология терапевтическая», «стоматология хирургическая», «стоматология ортопедическая», «ортодонтия», «стоматология общей практики».
Или, уже имея высшее медицинское образование, пройти послевузовское обучение по соответствующей специальности.