Инженер без физики
Профессия физик: кем работать и куда поступать
Студент-радиофизик о том, как физики становятся разработчиками, почему необязательно поступать в технический вуз и сколько получают выпускники-ядерщики
Мы живем в замечательное время, когда кумирами людей становятся физики и инженеры. Наряду с рэперами и блогерами мы слышим имена Илона Маска, Стивена Хокинга и Стива Возняка. Даже в вымышленных мирах инженеры и физики занимают основные роли — вспомните хотя бы Тони Старка или Шелдона Купера.
Но физику все равно боятся как чего-то страшного и продолжают становиться в очередь в приёмные комиссии гуманитарных факультетов. Давайте разберемся, что дает физическое образование и где потом работать.
Чем занимаются физики
Физики и инженеры. Сразу оговорюсь, что в этой статье физик и инженер будут близки по смыслу. Но фактически вы должны разделять: ученые-физики — это по большей мере теоретики, а инженеры — это практики, которые разрабатывают устройства, поддерживают работу оборудования и пишут программы.
Где нужны физики. Смартфон — понятный и доступный всем гаджет. Инженеры разрабатывают это устройство с нуля: работу аккумулятора, новейшие дисплеи, процессоры, оптику в камерах, системы распознавания лиц и отпечатков пальцев, стандарты сотовой связи. Всё это — физика. Уже после разработки этих компонентов в дело вступают программисты. Они пишут операционные системы и приложения.
Разработчики с физическим образованием занимаются наноматериалами, телевизорами на квантовых точках, строят АЭС и придумывают конструкции новых электрокаров. Перечислять можно очень долго. Как-то мой преподаватель сказал: «Физика — это всё, что мы видим вокруг себя», — эта фраза лучше всего описывает широту применения профессии.
Где работают физики
В России есть несколько крупных сфер, в которых проще всего найти работу:
🚀 Оборонный комплекс. В нашей стране основным двигателем новых технологий остается армия. Там огромные бюджеты и большой запрос на технологии: нужны новые системы связи, двигатели и космические разработки.
🚘 Автомобилестроение. У нас не такие востребованные машины, как в той же Германии, но технологии всё равно требуется развивать. Много физики в беспилотных автомобилях. Над ними работают не только программисты нейросетей, но и инженеры. Последние разрабатывают датчики, системы связи и мощные графические процессоры.
🔆 Атомная энергетика. Одной из самых оплачиваемых сфер, по данным Минобрнауки, является ядерная энергетика и технологии. Это и неудивительно, потому что российские инженеры строят станции по всему миру: в Индии, Финляндии и Турции.
📡 Научные институты. Российская физическая школа остается одной из самых сильных. У нас много исследовательских институтов, лабораторий и академгородков, есть свои синхротроны, коллайдеры и циклотроны. А физика таит ещё очень много тайн, которые только предстоит открыть.
Что придется делать
Физики часто работают инженерами-разработчиками и реже — программистами.
Разработчики обычно проектируют новые устройства. Это может быть новый двигатель или новый процессор. Профилей, которые сейчас выпускают физические факультеты, очень много. Я учусь в ВГУ, мы готовим радиофизиков, наноэлектронщиков, ядерщиков, оптиков и специализированных программистов. Это только самые популярные профили, есть и другие.
После физфака часто становятся программистами. Так происходит, потому что на факультетах дают очень хорошую математическую и физическую базу. Программирование — язык, которым описывается какой-то процесс. Нельзя написать прошивку для передающего модуля в смартфоне, не понимая радиофизики. Невозможно создать программу автопилота самолета, не имея представлений об аэрофизике.
А сколько платят
Зарплаты сильно зависят от области, в которых вы будете работать. Минобрнауки называет самыми оплачиваемыми среди молодых специалистов, как минимум, две физические специальности:
💰 Ядерная энергетика и технологии – более 48 тысяч рублей в месяц.
💰 Авиационная и ракетно-космическая техника – более 46 тысяч рублей в месяц.
Это зарплаты выпускников вуза. По данным hh.ru cпециалисты с опытом от 5 лет могут получать до 150 тысяч в Москве и 60-80 тысяч в регионах.
Куда идти учиться
Многие абитуриенты идут за техническим образованием в политехнические вузы. Там действительно есть специальности, которых в классических вузах не найти. Но последние годы все вузы живут в конкурентной борьбе, потому открывают одинаковые направления, которые больше всего нужны работодателям.
Поэтому при выборе вуза не обращайте внимания, технический он или классический. Лучше изучите специальности и сравните учебные планы.
Например, есть МФТИ с классическим образованием и МГТУ им. Баумана с прикладным. Оба вуза конкурируют друг с другом за лучших абитуриентов и готовят кадры для схожих работодателей.
Что нужно, чтобы поступить
1. Решите, хотите ли вы идти в науку — заниматься исследованиями и научной работой или вам нужна прикладная специальность. Это поможет с выбором конкретного вуза.
2. Определитесь с направлением: ядерная физика, оптика, радиофизика, наноматериалы или электроника. Постарайтесь сузить круг ваших интересов, это поможет выбрать направление и профиль. Займитесь этим заранее — до сдачи ЕГЭ и поступления.
3. Выберите все подходящие вузы с нужной специальностью. Определиться нужно ещё до выбора ЕГЭ. Расспросите знакомых, используйте специальные сайты для подбора вуза.
4. Какие экзамены нужно сдавать. Для поступления на физические специальности вам понадобится:
- Профильная математика
- Русский язык
- Физика
Приоритет при равенстве баллов будет иметь ваш результат по физике.
5. Олимпиады. Есть Всероссийская олимпиада школьников по физике. Кроме неё есть 19 олимпиад разного уровня, которые можно найти в перечне олимпиад Минобрнауки. Победа в олимпиадах существенно увеличивает шанс попасть в хороший вуз, а в некоторых случаях и вовсе обойти ЕГЭ.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Инженер без физики
Опыт развития любого человеческого сообщества показывает, что не процветающая экономика является залогом успешного развития образования, а образование и наука являются основой любой экономически процветающей страны. Сегодня государство может быть передовым независимо от доминирующих в нем отраслей, но в зависимости от того, какова производительность труда и какие технологии используются. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на «конкурентоспособности страны». Именно поэтому первостепенное внимание государство должно уделять инвестициям в человеческий капитал и, особенно, в здравоохранение и образование. Это сектора, провоцирующие огромный спрос на развитие других отраслей и услуг. Сегодня инвестиции в людей перспективнее, чем непосредственно в производство.
Речь идет не просто об инженерном образовании, а о его качестве, соответствующем технологиям XXI века. Много дискуссий и научных публикаций посвящено повышению качества образования в вузе. При этом не следует забывать, что преподаватели вузов работают с контингентом обучающихся, пришедшим из средней школы или техникума и уже имеющим определенные базовые знания. Чем выше этот уровень, тем успешнее обучение в вузе. И наоборот, обучение становится неэффективным, если начальная подготовка невысока. В этом случае никакие новшества педагогики и инновационные методики не могут исправить ситуацию. В конечном итоге таких студентов посредством невероятных усилий удается подтянуть к весьма среднему уровню знаний. Разве этот уровень мы имеем в виду, когда говорим о качестве образования? Поэтому одной из важнейших составляющих качественного образования является качественный отбор абитуриентов.
В последнее десятилетие широкую популярность приобрела система непрерывного образования, включающая создание специализированных групп учащихся средней школы, ориентированных на углубленное изучение дисциплин, соответствующих выбранной для продолжения образования профессии. Эта система давала удовлетворительные результаты, помогая школьникам приобретать базовые знания, необходимые для успешной учебы в вузе, и облегчая поступление в высшее учебное заведение, а наличие хорошо подготовленных студентов в учебной группе позволяло создать атмосферу творческой созидательности в коллективе, что оказывало положительное влияние на качество обучения в целом.
Однако в настоящее время система дала сбой. Вызвано это резким снижением уровня школьного образования и почти всеобщим отсутствием мотивации обучения у школьников. С учетом подростковой психологии в эту «ловушку» попадают и довольно «крепкие» ученики. Повышение качества образования в школе — отдельная тема, но вузы на данном этапе должны сами позаботиться о соответствующем наборе абитуриентов. Для этого ни в коем случае не следует исключать из перечня вступительных экзаменов те дисциплины, которые являются базовыми при обучении в вузе, мотивируя это слабой подготовленностью абитуриентов и большой вероятностью недобора контингента студентов.
Конечно, изменение экономических условий и реалий обыденной жизни влекут за собой изменения и в образовательной сфере. Всем известны далеко не положительные результаты проводимой в последние годы реформы образования, принесшие России небывалое падение среднего уровня интеллекта. Причины вышесказанного широко известны и обсуждаемы: низкая заработная плата работников образования всех уровней, которая скорее похожа на пособие по безработице, и, как следствие, падение престижа этой профессии, а значит, резкое «старение» кадров в образовании, отсутствие значимых инвестиций в науку и ряд других. Причем образовавшийся «кадровый провал», в частности, в естественно-научном образовании не восполнить вдруг и сразу: преподавательский опыт нарабатывается годами. А за предлагаемыми и проводимыми изменениями просматривается совершенно прозрачное стремление к снижению затрат на профессиональное образование. Как с такими тенденциями мы можем претендовать на достойное место в современном супертехнологичном мире?
В связи с вхождением России в Болонский процесс и тенденциями к унификации образовательных программ необходимо в нормативных образовательных документах отразить требования, предъявляемые к абитуриентам технических вузов, а именно: унифицировать перечень вступительных экзаменов при поступлении в инженерные вузы страны с учетом их специфики, уделяя особое внимание физико-математической подготовке абитуриентов. Безусловно, не все могут осилить точные науки, и инженерное образование — один из наиболее трудоемких видов образования в смысле объема освоения различных видов знаний и дисциплин, включая их взаимодействие на междисциплинарном уровне, где весь процесс обучения должен быть ориентирован не только на приобретение умозрительных научных сведений, но и на активную деятельность с ними. Именно поэтому физика, лежащая в основе всех технических наук, должна иметь главенствующее значение в списке дисциплин, требующих проверки знаний при поступлении в инженерный вуз. Исключение ее из этого списка недопустимо. В противном случае о качестве инженерного образования можно забыть навсегда.
Презентация по теме «Почему физика нужна инженеру?»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПОЧЕМУ ФИЗИКА НУЖНА ИНЖЕНЕРУ? ЗНАНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ ИНЖЕНЕРА – НЕ РОСКОШЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ
ФИЗИКА — наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения.
Говоря, что инженеру нужна физика, я имею в виду не только то, что он должен быть знаком с теми отдельными явлениями и законами, с которыми он непосредственно встречается в своей практической деятельности. Такое утверждение было бы само собой очевидным. Что инженер-строитель, рассчитывая прочность сооружения, должен быть знаком с основными законами упругости, что инженер-электротехник в проектировании, скажем, осветительной сети должен знать закон Ома, связывающий силу тока, сопротивление или, другими словами, сечение провода и электродвижущую силу батареи и т. д. — это, конечно, не нуждается в доказательстве. Нет, когда я говорю, что инженеру нужна физика, я этим хочу сказать, что ему нужно широкое владение этим предметом в его совокупности; я утверждаю, что ему нужно знание физики самой по себе как цельной дисциплины, а не только в зависимости от текущих применений, с ее специфической методикой. Я утверждаю, наконец, что для этого инженеру недостаточно знать только опытную часть ее, а что он должен быть основательно знаком и с теорией. Академик Л.И. Мандельштам ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ К КУРСУ ФИЗИКИ В ОДЕССКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ Октябрь 1918 г. Воспроизведено по изданию: Акад. Л.И. Мандельштам. К 100-летию со дня рождения. М., Изд. «Наука», 1979 г., стр. 245-254
Современная техника характеризуется высокими темпами её модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др. Специалисты с высшим техническим образованием — инженеры (от франц. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) – остаются в современном обществе самыми востребованными. Современные измерительные приборы
Инженерные профессии — самые массовые профессии высококвалифицированного труда. В нашей стране более трети специалистов с высшим образованием — инженеры. Инженер принимает участие в производстве материальных благ общества — от продуктов питания и товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин и космических ракет. ИНЖЕНЕР
ПОЧЕМУ ФИЗИКА НУЖНА ИНЖЕНЕРУ? С физическими явлениями и законами инженер непосредственно встречается в своей практической деятельности: инженер-строитель, рассчитывая прочность сооружения, должен знать законы упругости, инженер-электротехник в проектировании осветительной сети должен знать законы переменного тока и т. д. Знание физики самой по себе как цельной дисциплины с её специфической методикой позволяет не только находить решение сложных технических задач, но и открывать новые пути для дальнейшего технического прогресса.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИКИ И ТЕХНИКИ Физика составляет научный фундамент современной техники и её развития, включая такие направления, как ядерная энергетика, космическая техника, квантовая электроника, вычислительная техника, разработка наукоёмких, ресурсосберегающих технологий. В свою очередь, реализация новых физических идей многократно увеличивает базу и возможности физического эксперимента и его моделирования (исследование экстремальных состояний вещества, строения и эволюции Земли, Солнечной системы и дальнего Космоса, термоядерного синтеза, компьютерное моделирование и др.). Знания об окружающих нас предметах и явлениях, накопленные учёными за много веков кропотливых наблюдений, размышлений и проведённых опытов, реализуются сегодня в виде самых разнообразных устройств, облегчающих и улучшающих нашу жизнь, лежат в основе научно-технического прогресса человечества.
— это устройство или система, способное выполнять заданную, четко определенную последовательность операции ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
— это техника, аппаратура, и различные устройства, используемые в космическом пространстве КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
— это отрасль энергетики, занимающаяся производством электрической и тепловой энергии путем преобразования ядерной энергии ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
— это область физики, изучающая методы усиления и генерации электромагнитного излучения основанные на использовании явления вынужденного излучения в неравновесных квантовых системах, а также свойства получаемых таким образом усилителей и генераторов и их применения в электронных приборах КВАНТОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
— это область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза НАНОТЕХНОЛОГИИ
Нужна ли в России физика инженеру?
Становится общим местом суждение о низком качестве российского образования и инженерного, в частности. Так, это или не так? Мы будем говорить об учебной дисциплине «физика», которую преподаем много лет. Результат, с большой степенью вероятности можно экстраполировать на естественно-научное образование в целом и, конечно, на инженерное образование.
Начнем со школы. Сейчас физику на базовом уровне в 10-х, 11-х классах средней школы изучают примерно 90% школьников. Классы с продвинутым, профильным уровнем формируются с большим трудом и существуют, в основном, в больших городах.
Базовый уровень – это два урока в неделю. Естественно, за это ограниченное время научить школьника физике невозможно. Например, на решение задач, без которых обучение неэффективно, у учителя просто не хватает времени. Кстати, в недрах Рособрнауки зреет новый проект, в соответствии с которым физика будет изучаться в рамках интегрированного курса естествознания (физика, химия, биология). На все это планируется выделить три урока в неделю.
Теперь о ЕГЭ – основной траектории поступления в вуз. Отметим, что контрольно-измерительные материалы по физике (КИМ-ы) – достаточно добротный продукт. КИМ-ы состоят из трех частей А, В и С. Часть А содержит 25 достаточно простых вопросов, на каждый из которых предлагается четыре варианта ответов, часть В содержит, в основном, 5 одно-двухходовых задач, на которые нужно дать численный ответ, часть С включает шесть задач, которые нужно решить со всеми выкладками. Уровень и объем заданий части С примерно соответствует письменному экзамену по физике в среднем техническом вузе лет двадцать назад. В целом заявка на ответственный государственный экзамен по физике сделана серьезная.
Рассмотрим, далее, итоги ЕГЭ по России. При оценке работ в баллах надо было учесть два обстоятельства: с одной стороны не испортить статистику и не уронить имидж страны, как высокообразованной державы, а, с другой стороны, не провалить набор в технические вузы.
В этой связи требования к учащимся были предельно минимизированы. Так, минимальное число правильно выполненных заданий должно быть не менее половины от общего числа заданий соответствующих базовому уровню. Таких заданий шестнадцать, поэтому, чтобы сдать единый государственный экзамен надо было правильно угадать, например, лишь восемь ответов в части А. (Это за три с половиной часа!)
Подход к оценкам был сверхлиберальным. Надо честно признать, что те 47,6 % школьников, которые в стобальной системе набрали 34-50 баллов, в привычной пятибальной системе получили бы двойки. Те же 29,2 % школьников, набравшие 51-60 баллов, балансируют между двойкой и тройкой. Ни те, ни другие, а это 80%, физики не знают и к учебе в техническом вузе не подготовлены.
Учащихся набравших более 70 баллов всего 5,6% и вероятнее всего они ушли на физфаки университетов, МФТИ, МИФИ и другие физические специальности.
Что касается технических вузов, то брак в наборе 2010 года очевиден – по крайней мере, три четверти студентов первокурсников поступили в вуз, практически не зная физики. Минобрнауки такая ситуация, по-видимому, не тревожит. Чего стоит его решение альтернативой физики в качестве вступительного экзамена поставить информатику. Так что среди абитуриентов, поступивших в технические вузы есть такие, кто физику вообще не сдавал. Об их знаниях говорить не приходится. Набор в технические вузы провален и это в то время, когда делается ставка на модернизацию страны, т.е. науку, промышленность, в первую очередь. Проблема не только в том, что школьники не помнят какие-то формулы или формулировки каких-то законов. Она намного глубже. У школьников не формируется (а это делается в юности) причинно-следственный количественный тип мышления. Физика – основная интеллектообразующая дисциплина. Она организует мозги в правильном направлении. Она трудна, она многим дискомфортна, она создает проблемы (физкабинеты, демонстрации, лабораторные работы). Проще оттеснить ее на обочину образовательного процесса, превратить ее во второразрядную, не нужную большинству дисциплину. На фоне принижения физики, как основной компоненты естественно-научного образования идет процесс «дебилизации» молодежи.
Может быть мы излишне драматизируем ситуацию и то большинство школьников, которые не знают физики, но хотят стать инженерами, получат необходимые знания в вузе. Однако, по тому объему, который выделен в последние годы в учебных планах вузов на физику этого не случится. Действительно, в среднем техническом вузе физика читается в течении трех семестров с объемом аудиторной нагрузки около 200 часов.
Это лишь в полтора раза больше школьной физики на базовом уровне. За это время слабый школьник должен освоить с применением определенного математического аппарата все разделы общей физики, начиная от физических основ механики и кончая ядерной физикой. Ноша для него непосильная.
Ситуация еще более усугубляется с переходом на двухуровневое обучение. Хотя вначале картина представлялась в оптимистичных тонах: бакалавр-инженер за четыре года получает фундаментальное образование, т.е. хорошо знает физику, математику, общетехнические дисциплины. А в отрасли, в соответствии с ее запросами, его доучивают узкой специальности. Но такая реформа требовала ликвидации большинства специальных кафедр. На это не решились. И теперь, то чему студентов учили 5 или 5,5 лет теперь будут учить за 4. Курс физики и дальше пострадает — в стандартах 3-его поколения он сокращается еще на 25-30%.
Слабых студентов надо отчислять. Но отчислять надо много и на это администрация вуза никогда не пойдет – студентов за уши тянут от сессии до сессии. Я говорил о физике, но она хорошо коррелирует почти со всеми общетехническими дисциплинами (теоретическая механика, электротехника, сопромат и др). Сетование на плохих студентов у всех одинаковые.
В целом идет процесс девальвации инженерного образования. Истоки этого крайне негативного процесса надо искать в школе. В обществе произошло отчуждение от физики и естествознания. Профанация преподавания физики в школе привела к тому, что в представлении школьников физика, по большому счету, никому не нужна. Тем более, что она сложная и непонятная. Это подтверждается фактами. Если на физику в рамках ЕГЭ в 2010 году пришло 177 тысяч школьников, то на обществознание вместе с историей около 500 тысяч.
Состояние набора на инженерные специальности тревожит общественность. По словам главы Комиссии общественной палаты по образованию Ярослава Кузьминова это «вызывает серьезные опасения». Он отмечает, что средний балл здесь ближе к «тройке», чем к «четверке», а то и приближается к «двойке» (точнее говорить ближе к «двойке», чем к «тройке»).
Далее Кузьминов говорит: «Вероятность освоения вузовских программ такими студентами низка. А отсюда альтернатива: либо вузы не будут «тащить» их, и тогда многих придется отчислять, либо им все же дадут дипломы, и в экономику придут плохие специалисты» (Покажите, хоть одного ректора, который отважится ополовинить набор).
Отношение государства к физике показывает, что естественно-научная компонента образования отходит на второй план, хотя очевидно, что потеря приоритета этой составляющей образования лишает Россию быть в числе высокоразвитых технологичных государств.
Разрушение образования и науки в России, по-видимому, будет продолжаться. Это объективный процесс, обусловленный неверием чиновников самого высокого ранга в возможности российской науки и образования (все сделано на Западе, а что нам нужно, купим за нефть и газ).
В основу реформы российского образования была положена идея «элективности», т.е. свобода выбора изучаемых дисциплин. Возобладало намерение следовать американской школе. А что в США?
В послевоенные годы средняя школа в США претерпела ряд реформ. Стимулом для первой был запуск советского искусственного спутника Земли в 1957 г. В 1961 году был опубликован доклад Национальной ассоциации образования, в которой по советскому образцу намечался резкий поворот в сторону политехнизации школьного образования. Однако, уже в 1970 году, в разгар компании за гражданские свободы, цели образования были скорректированы. Школьникам было предоставлено больше свободы в выборе предметов обучения, а количество обязательных предметов было уменьшено в школах многих штатов до трех – язык и литература, математика, социальные науки. Средний срок преподавания математики снизили при этом до года, физикой занималось 16% учащихся, алгеброй – 31%. Вот почему уже в 1983 году правительственная комиссия опубликовала доклад «Нация в опасности», в котором было предложено увеличить число обязательных предметов до пяти и существенно сократить элективность обучения. Однако и это, по мнению американского руководства, не дало желаемого результата. Поэтому, в 2000 году был опубликован доклад Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке под названием «Пока еще не поздно». В этом докладе в очередной раз отмечался низкий уровень естественно-научного образования большинства школьников в средних школах США. Комиссия отметила, что «60% всех новых рабочих мест в начале XXI столетия требуют квалификации и знаний, которыми обладают только 20 % рабочей силы». Комиссия предложила новый перечень мер по поднятию уровня американского среднего образования. Груз «элективности» сбросить нелегко, но движение в этом направлении продолжается. В частности, состояние американского образования, тревожит нынешнего президента США Б.Обаму. Вот выдержки из его книги «Дерзость надежды» «Ученики старших классов показывают худшие знания по математике и естественным наукам, чем их зарубежные сверстники. Половина подростков не имеют понятия об элементарных дробях, половина девятилетних не умеют ни делить, ни умножать и хотя количество поступающих в высшие учебные заведения в целом повысилось, только двадцать два процента абитуриентов достаточно подготовлены, чтобы пройти курс английского языка, математики и естественных наук».
Можно сказать, что мы идем по следам американского образования – только 20-25% школьников могут учиться в технических вузах России, осваивая их программы.
А в какую сторону будет двигаться американское образование? В настоящее время интерес американских специалистов в области образования переключился на Японию. За исторически короткие сроки Япония достигла выдающихся научных и технологических успехов в основном благодаря своей системе образования.
В отличие от США, где одним из основных принципов образования является разделение детей по способностям, в Японии, начиная с начальной школы детей не разделяют по потокам. По мнению японских педагогов, чем меньше говорится о способностях и больше о необходимости приложения усилий, тем больше вы способствуете упрочению в детях мнения, что ключ к успеху доступен каждому. В японской школе, как нигде, действует принцип: образование-это работа. Отсюда следует высокая интенсивность учебного процесса. Если в США учебный год составляет 180 дней, то в Японии – 240. В Японии действует единый для всех школ учебный план, и элективность практически отсутствует. Более того, там реализуется система полной идентичности школ, что обеспечивает гарантированное конституцией равноправие граждан в получении образования. Естественно-научные предметы с первого по десятый классы в Японии, в отличие от США являются обязательными.
А что с реформой образования в России? Современная российская школа подвергается реформированию поверхностно, директивно, без глубокого анализа, минуя общественное мнение страны. Практически не использован опыт старой русской дореволюционной школы, сохранявшей свое влияние вплоть до хрущевских реформ. Перманентные реформы выработали у педагогов стойкий иммунитет и равнодушие. Школа цивилизованной страны (у нас есть основание надеяться на это) призвана по большому счету передавать новым поколениям достижения культуры – гуманитарной, естественно-научной. Выхолащивая содержание культуры, заменяя его, востребованными рынком «компетенциями», мы делаем общество беззащитным перед вызовами XXI века.
Трудно надеяться, что в ближайшие годы в России будет возможен отход от принципа «элективности» в обучении. Это плохо, и дело не только в том, что в ближайшие годы будет провален набор в технические вузы и страна делающая ставку на модернизацию получит слабых, не отвечающих современным стандартам образования, инженеров. Проблема глубже.
Российское общество испытывает дефицит естественно-научной образованности. Он начинается с высших эталонов власти, когда управленцы, а не профессионалы рулят целыми наукоемкими отраслями, физичными по своей сути, а заканчивается массовой школой, где физика, как основная интеллектообразующая дисциплина, становится второразрядным предметом. Общество дистанцированное от познания природы становится беззащитным от мистицизма (в России сейчас действуют 800 000 оккультных деятелей). Под угрозу ставится образовательная безопасность нации.
Развитие физики показывает, что она является безусловной фундаментальной основой, как техники, так и естествознания, в целом. В частности, физика отдает биологии (развитие которой подобно взлету) не только тончайшее и точнейшее лабораторное оборудование, но и собственный стиль мышления. Наукоемкие инновации, определяющие коренные изменения в сфере производства, спрятаны в недрах естествознания. Добыть их без глубоких познаний в области естественных наук невозможно.
Практически важной задачей образования на данный момент является качественная подготовка инженеров. Без энергичных, образованных инженеров и ученых, никакие «Сколково» не помогут модернизации страны. 80% абитуриентов технических вузов, не знающих физику – это сигнал бедствия. Министерство видит решение проблемы в расширении профильных классов, но эта траектория обучения близка к насыщению.
Мерой, которая могла бы повернуть вектор образования в сторону приоритета естественно-научной составляющей, было бы придание физике статус обязательной дисциплины.
Мера эта чрезвычайно непопулярна. Очевидно, что новый статус должен повлечь за собой увеличение числа часов на физику в массовой школе. Можно предвидеть жесткие возражения чиновников от образования: появляются новые дисциплины, а время обучения школьника ограничено. Но делать что-то нужно. А впрочем можно и не делать, а оставить все как есть. Но куда мы придем?
P.S. 27 сентября этого года в эфире телеканала NBC Б.Обама предложил увеличить школьникам и студентам академический год на месяц. Кроме того, он собирается нанять 10 тысяч высококлассных преподавателей, которые за два года должны улучшить ситуацию с образованием американских школьников. Основное внимание будет уделяться математике и естественным наукам.
Гладун А.Д., профессор МФТИ.
Спирин Г.Г., зав. кафедрой физики МАИ,
заместитель председателя общественного движения «Физика и образование».