Start-365.ru

Работа и Занятость
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманитарное образование современного инженера необходимость или излишество

Почему гуманитарное образование нужно каждому, кто работает в сфере технологий

Ведущий инженер Кремниевой долины Трейси Чу объясняет, почему всем, кто работает в сфере технологий, необходимо гуманитарное образование.

В 2005 году писатель Дэвид Фостер Уоллес написал знаменитую речь для выпускников одного из вузов США. Она начинается с притчи о рыбах, которые всю жизнь не знали, что такое вода. Они не понимали, что обязаны жизнью океану и его течениям, которые помогают им двигаться.

Главная мораль, которую можно извлечь из этой притчи, заключается в том, что «мы сами выбираем, о чем нам думать». Уоллес хотел сказать, что люди должны ценить общество и человечество в целом. Но мне кажется, что речь в притче идет о метапознании — умении выбирать, о чем думать. Именно благодаря ему я осознаю себя как представителя индустрии технологий.

Со стороны может показаться, что вычисления, программирование и работа с данными — это нейтральное, механическое занятие. Но технологические продукты и сервисы создаются работниками, которые вкладывают в них свое мышление — что, в свою очередь, влияет на поведение людей и общество (порой в ужасающих масштабах). Например, некоторые считают что на победу Дональда Трампа в президентских выборах повлияли фейковые новости в Facebook и кричащие заголовки в интернет-СМИ.

Трейси Чу. Фото: welkermedia

Я изучала инженерию в Стэнфорде, и тогда мне казалось, что это все знания, которые мне нужны. Я сосредоточилась на решении проблем в сфере технологий и училась смотреть на мир сквозь призму уравнений, аксиом и строчек кода. Я видела красоту и изящество в четко сформулированных задачах оптимизации, веских математических доказательствах и оперативных алгоритмах. Лекции по гуманитарным наукам казались мне скучным и бесполезным времяпрепровождением. Я прилежно сдала все экзамены по этике и обществознанию, но так и не поняла, в чем заключалась ценность этих предметов.

После выпуска я устроилась инженером ПО в небольшой стартап под названием Quora, в котором тогда работало всего четыре человека. Из-за того что это была моя первая полноценная работа, а наш продукт (сайт вопросов и ответов) был еще на самой ранней стадии разработки, я начала впервые всерьез задумываться, над чем я, собственно, работаю и для чего.

Я больше не была в мире, живущем по расписаниям лекций и занятий по программированию. Я не писала код по техзаданию, потому что его и не было. Во время разработки продукта мы с коллегами придумывали на ходу, каким он будет, для кого он предназначен, к каким действиям мы хотим побудить пользователей, какое в нем образуется сообщество и как он повлияет на этот мир.

Мне по-прежнему нравилось уходить с головой в код и погружаться в состояние потока — в такие моменты, когда я несколько часов усиленно пишу код, я откладываю все посторонние вещи и концентрируюсь только на своих технических задачах. Но затем я начала понимать, что такой уход от реальности и социума можно совершать лишь периодически.

Трейси Чу. Фото: welkermedia

Первой функцией, которую я разработала для Quora, была кнопка блокировки. Даже когда нашим сайтом пользовались всего несколько тысяч человек, все равно были люди, которым, казалось, нравилось вести себя агрессивно и вызывающе. Я захотела ввести функцию блокировки, потому что сама чувствовала враждебное отношение ко мне на сайте. Если бы не мое личное отношение к проблеме, наша команда вряд ли бы поставила этой задаче высокий приоритет и добавила кнопку блокировки на такой ранней стадии существования Quora.

Когда мы размышляли о защите от троллинга, мы задумались о свободе слова и модерации. Мы даже задались философским вопросом: какие люди пользуются нашим проектом — в целом хорошие или же плохие? Если большинство пользователей ведет себя хорошо, то значит нам нужно создавать свой продукт, основываясь на доверии к ним (но все же добавить средства, которые позволят в случае чего убрать все, что они натворили). Если же среди них слишком много дурных людей, то нам следует ввести жесткую модерацию, чтобы пользователи могли публиковать и редактировать записи только после нашей проверки.

Что будет, если мы сначала доверимся хорошим пользователям, а потом к нам придет множество «низкокачественных» (и правильно ли вообще их так разделять?). Как это скажется на сообществе? А если мы будет доверять только «проверенным» пользователям, не подумают ли о нас, что мы поддерживаем только «старичков» и не даем новичкам высказывать свои мысли?

Фото: Reuters/Olivia Harris

В конце концов, мы решили сделать открытую платформу, поверив в людей, нормы позитивного сообщества и наше умение выстраивать его с помощью дизайна и инженерных навыков. Возможно, это было правильным решением. Кроме того, мы видели, как такая предвзятость в дизайне другой публичной платформы лишь усилила влияние интернет-троллей до такой степени, что вывела эту проблему на государственный и международный уровень.

В Quora, а затем и в Pinterest, я работала над алгоритмами, отвечающими за построение новостной ленты, которая составляется по умолчанию после входа в приложение. Казалось, что это просто — показывать пользователям «хороший» контент. Но что он из себя представляет? Должны ли мы помогать пользователям находить что-то новое и расширять их кругозор? Или же выдавать только тот контент, который им уже нравится? А может, стоит показывать материалы, которые они захотят лайкнуть или переслать друзьям, и тем самым заставить пользователей проводить больше времени на нашей платформе?

Трейси Чу. Фото: welkermedia

Теперь я сожалею, что не получила полноценного гуманитарного образования. С ним я бы научилась критически относиться к миру, где я живу и с которым взаимодействую. Я бы поняла, как определять и разбираться со всевозможными привилегиями в обществе с его иерархией, социальным неравенством и несправедливостью. Я бы вела дебаты с сокурсниками и тем самым формировала свое мнение по тем или иным вопросам философии и морали. Более того, я жалею, что не понимала, как все эти мысли будут влиять на мою работу инженером.

И меня беспокоит то, что большинство людей, работающих в сфере технологий, такие, как я: они редко задаются вопросами о том, что создают и какое влияние на мир окажут их продукты.

Но никогда не поздно проявить любознательность. Каждый из нас может учиться, читать, общаться с людьми и развиваться как интеллектуально, так и этически. Надеюсь, так поступят многие — и поймут, в каком сложном и удивительном мире мы живем, и как внимательно нужно относиться к созданию его будущего.

Гуманитарные стратегии в российском инженерном образовании

ГУМАНИТАРНЫЕ СТРАТЕГИИ В РОССИЙСКОМ

, кандидат педагогических наук, доцент

Южно-Российский государственный технический университет, Россия

Какой быть России в наступившем веке во многом определяется состоянием системы образования, ее структурным, содержательным, качественным наполнением. Являясь важнейшей сферой жизнедеятельнос-ти общества, образование определяет пути его функционирования и перспективного развития, отсюда неслучайно проблема совершенствования системы образования заявлена в качестве одного из важнейших национальных приоритетов России. Нынешний этап развития системы образования нашей страны, подписавшей Болонскую конвенцию, характеризуется ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на значительные изменения в структуре и содержании традиционного для России образования. Предполагается, что подобные шаги приведут к повышению качества образовательного процесса, академической и профессиональной мобильности студентов и специалистов, решат проблему нострификации дипломов, и т. д. Однако исследование вопроса показывает, что единого взгляда на эту проблему не существует. В научной прессе периодически вспыхивают жаркие дискуссии сторонников и противников (, педагогов, политиков) вхождения России в мировое образовательное пространство путем европеизации традиционного российского образования. Высказываемые ими разнообразные, порой диаметрально противоположные взгляды на одну проблему – проблему совершенствования системы образования, по-новому актуализируют вопрос качественного обновления содержания высшего профессионального образования.

Образование наступившего столетия характеризуется отходом от привычных моделей трансляции знаний и поиском новых концептуальных идей реализации стратегии жизнедеятельности в глобальном мире. Отсюда все чаще в педагогической среде поднимается вопрос: чему и как учить студентов для того, чтобы они, став профессионально компетентными специалистами, были реально востребованы и конкурентоспособны на рынке труда, а, главное, чтобы они были готовы к профессиональному росту и профессиональной мобильности, гибкости мышления, межнациональному диалогу, толерантности и сотрудничеству.

Очевидно, что важнейшую роль в формировании и становлении современного специалиста, играют полученные в вузе знания и умения их применения, а высокий уровень подготовки подразумевает получение студентами базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Учитывая непреходящее значение высшей школы в культуротворческой и духовной сферах общества, по определению ЮНЕСКО, одной из важнейших функций высшего образования является помощь в понимании, интерпретации, сохранении, расширении, развитии и распространении национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях культурного плюрализма и разнообразия; содействие защите и укреплению общественных ценностей, составляющих основу демократической гражданственности, вклад в обсуждение стратегических направлений и в расширение перспектив гуманизма [2]. Отсюда задача получения образования, в том числе, инженерного, не есть просто обучение конкретной специальности, но подготовка к разноплановой профессиональной и социальной жизни.

Читать еще:  Где можно выучиться на инженера

Сегодня во всем мире окружение человека характеризуется огромными масштабами его техногенной деятельности, зачастую с негативными последствиями, и отсюда серьезными изменениями в традиционных отношениях человека с природой и обществом, повышением значения человеческого фактора в развитии многоаспектного современного общества. Постепенно формируется техническая действительность нового типа, для которой характерна тесная связь между инженерной деятельностью и различными социально-культурными процессами.

В этой ситуации значительно расширяется поле деятельности высшей технической школы, и особая нагрузка в решении данных задач ложится на гуманитарную подготовку. Именно гуманитарные аспекты профессиональной подготовки способствуют адекватному определению основных путей и направлений формирования специалиста как созидательной творческой личности, которая объединяет в себе высокий профессионализм с социально-психологическими качествами, способна решать как сложные научно-технические, так и социальные проблемы. Плюрализм, альтернативность, креативность, диалогичность, индивидуализация, присущие гуманитарному знанию, становятся неотъемлемыми характеристиками современной модели развития образования, и, в конечном счете, способствуют преодолению существующих технократических недостатков инженерного образования.

Привнесения креативных компонентов в техническое образование, расширения гуманитарных рамок профессионального знания в целях формирования инициативных, творческих профессиональных, коммуникативных качеств выпускников инженерных вузов, требуют новые образовательные потребности, которые характеризуются осознанием со стороны личности, общества и государства необходимости изменений в подготовке дипломированных специалистов по всему спектру инженерных профессий.

Многочисленные педагогические исследования в области гуманитаризации инженерного образования, значения гуманитарного знания для студентов технического профиля свидетельствуют о чрезвычайной актуальности данной тематики. И, несмотря, казалось бы, на исследованность проблемы, вопросы гуманитаризации технического и естественнонаучного образования, a также места, роли и задач гуманитарного знания как человекообразующего фактора в формировании личности специалиста, остаются по-прежнему актуальными и обсуждаемыми в педагогической среде. Это говорит о том, что гуманитарное образование в подготовке специалистов технического профиля реально востребовано: не только в среде педагогов-гуманитариев, но и в российском обществе в целом укрепляется понимание взаимосвязи и взаимовлияния между всесторонними процессами жизнедеятельности и развития личности, общества и государства.

В свете вышесказанного представляется актуальным взглянуть на уже имеющийся опыт гуманитарного образования как неотъемлемой части профессиональной подготовки по-новому. Речь идет об использовании как отечественного, так и зарубежного опыта применения гуманитарного знания в подготовке специалистов технического профиля. Идея возможности совершенствования гуманитарного образования в современной высшей школе с помощью совокупного зарубежного опыта основана на существовании практически идентичных приоритетных направлений развития педагогической науки, ориентированных на выход из своеобразного образовательного кризиса, который заключается в неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества.

За рубежом о внимании к вопросам гуманитарного образования свидетельствует разветвлённая сеть исследовательских педагогических центров. Теорию и практику обучения изучают частные и государственные организации: ведущие университеты в США, Франции, Японии, Академия воспитания в Соединённых Штатах, Общество педагогических исследований в Великобритании, Центр педагогической документации во Франции и многие другие. В Европе, в Америке складывается система, при которой традиционное естественнонаучное образование приобретает некоторый глобалистический оттенок, при этом номенклатура дисциплин гуманитарного профиля и роль в учебном процессе неуклонно возрастает. К примеру, в США, где подготовка специалистов в большинстве вузов носит сугубо прагматический, узкопрофессиональный характер, сейчас проявляется существенный интерес к гуманитарному образованию в рамках подготовки по естественнонаучным и техническим направлениям. В ряде университетов разработаны междисциплинарные курсы, сочетающие материалы гуманитарных, естественно-математических и технических наук, функционирует специальный центр гуманитарных наук, координирующий гуманитарную подготовку на разных факультетах и в колледжах.

Бесспорно, вопросам гуманитарной подготовки высшая школа России на протяжении многих десятилетий уделяла внимание, хотя зачастую гуманитарное знание носило либо ярко выраженный идеологический, либо формальный контекст. С 90-х годов прошлого столетия гуманитарные науки стремительно развиваются. С началом реформирования высшей школы, с введением государственных образовательных стандартов, в России появились новые гуманитарные специальности, появились новые направления работы, повысилось количество преподаваемых гуманитарных дисциплин, возросло число гуманитарных факультетов и вузов, как государственных, так и коммерческих. Кроме того, была пересмотрена система преподавания гуманитарных дисциплин, расширен их перечень, обновлено содержание и методическое обеспечение. Логичным было бы предположить, что в нынешнем качестве эти дисциплины позволяют осуществлять глубокую профессиональную подготовку в гармоничном сочетании с всесторонним современным научным мышлением, высоким уровнем общей культуры и образования [4] как процесса формирования личности — субъекта профессиональной деятельности и общественных отношений.

Однако на наш взгляд проблема шире, чем просто увеличение количества гуманитарных дисциплин в инженерном вузе или увеличение часов, отводимых для их изучения. Несмотря на то, что в сфере гуманитарного образования в технических вузах накоплен значительный опыт, реализуются инновационные концептуальные идеи, оно зачастую все еще остается традиционной системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира, что не ориентировано в полной мере на развитие личности и становление ее ценностного сознания.

Данная тенденция налагает определенные требования на содержание образовательных программ по гуманитарным дисциплинам, важнейшая функция изучения которых должна заключаться в том, чтобы дать будущему специалисту перспективу — понимание идей, тенденций, ценностей. Отметим одну из характерных черт современных условий жизнедеятельности — знания, полученные в техническом вузе, устаревают достаточно быстро в силу интенсивного создания и развития новых и более совершенных технологий. Отсюда исходить нужно из того, что качественная подготовка специалистов должна ориентироваться не только на достижения прошлого, но и на запросы будущего [1]. То есть необходимо готовить молодых людей к универсальной деятельности, которая ожидает ее в быстро меняющемся практическом мире. И, прежде всего надо научить самой способности учиться, умению работать с постоянно меняющейся информацией [3], обучить коммуникативным навыкам, основам корпоративной культуры, делового общения, а отсюда, и умению работать в коллективе, ведь современному обществу не нужны просто «люди с дипломами, прослушавшие некий набор лекций» [5].

Действительно, зачастую выпускники технических вузов обладают глубиной и широтой профессиональных знаний: современная высшая техническая школа формирует основы профессиональной компетентности инженера, что позволяет ее выпускникам создавать объекты, отвечающие сложнейшим техническим требованиям. Однако в практической деятельности вчерашние студенты не всегда проявляют гибкость, маневренность, вариативность решений. Зачастую у них недостаточно развиты творческое видение дальнейшей перспективы, адекватная реакция на изменение конкретной ситуации, социальная компетентность, проявляющаяся в понимании и оценивании последствий создаваемых ими технических устройств на общество и среду обитания [6], что способно нанести вред обществу в социальных, экологических, культурных, экономических и прочих аспектах. Наконец, это руководители, не умеющие решить любой межличностный конфликт в своем коллективе, не способные подобрать профессиональные кадры, не имеющие достаточных коммуникативных навыков, и, оттого не умеющие адекватно выразить свои мысли, и т. д.

Отсюда совершенно очевидно, что личностный и профессиональный успех, конкурентоспособность современного выпускника вуза, какую бы специальность он ни приобрел, во многом зависят от способности креативно мыслить и действовать, от мотивации к самообразованию, от готовности к инновациям и умения находить новые решения. Вышеперечисленные качества становятся на данный момент основным ресурсом развития модели российского общества, важнейшими стратегическими целями образования. Решение этой задачи нам видится в развитии дополнительных надпрофессиональных навыков и умений, формировании интеллектуальной культуры, гражданского достоинства, социальной саморефлексии, постоянного духовного саморазвития, в развитии адаптационных качеств личности, навыков самостоятельной творческой работы, используя богатый потенциал гуманитарных наук. Ибо без живого неформального участия гуманитарного знания как креативного компонента профессионального образования подготовку специалистов нельзя считать личностно и социально полноценной.

1. Баду, Дж. Мы готовим инженеров будущего. http://.

2. Всемирный доклад ЮНЕСКО по социальным наукам. /Под. ред. А. Касанжигила, Д. Мэкинсона, 1999.

3. Образование в конце ХХ века. /Вопросы философии. (Материалы круглого стола). – 1992. – № 9.

4. Социальные технологии в управлении системой гуманитарного образования //Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции. – СПб., 2005.

5. Образование и наука на пути к демократии разума. /Экономика и образование сегодня. – 2004. – № 12.

Егорова Ю.А. Роль и значение гуманитарных дисциплин в структуре профессиональной подготовки будущих инженеров

Скачать:

ВложениеРазмер
egorova_yu.a._rol_i_znachenie_gumanitarnyh_disciplin.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Егорова Юлия Александровна,

к.п.н., доцент филиала ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия в г. Чистополе»

В условиях современного общества, в ситуации технологического взрыва, глобализации и возрастающей подвижности квалификационных характеристик не профессиональные навыки, а базовые и социальные компетенции выходят на первый план: умение личности самостоятельно выстраивать свой жизненный путь в противоречивом, постоянно меняющемся мире.

Следовательно, существенно меняются роль и сущность гуманитарной подготовки в вузе. Она выступает как базовая по отношению к профессиональной подготовке, так как способствует развитию личности, приобретению необходимых качеств интеллекта, формированию культурной толерантности и общечеловеческой этики.

Опыт мирового образования показывает, что развитию качеств личности способствуют именно гуманитарные дисциплины.

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования составляют философия, культурология, социология, русский язык и культура речи, история, иностранный язык, экономика, психология и педагогика, политология, правоведение и физическая культура.

Данный цикл реализует важные функции образовательного и воспитательного характера:

Во-первых, развитие : личностных качеств, творческой индивидуальности, ценностных ориентаций, эстетического вкуса и гармонии.

Во-вторых, обучение : культуре жизни, правилам взаимоотношений с людьми и природой, правильному отношению к своему здоровью и здоровью других, минимально необходимым юридическим знаниям, знаниям в области этики, эстетики, экологии, экономики, политики и социологии.

В-третьих, помощь в приобретении: общекультурного и профессионального роста личности [5].

Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла позволяют формировать такие компетенции специалиста, без которых немыслимо дальнейшее инновационное и стабильное развитие общества: письменная и устная коммуникация на родном языке, способность к критике и самокритике, способность работать в команде (в т.ч., междисциплинарной), навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, принятие различий и мультикулътурности, способность работать в международной среде, знание второго языка, приверженность этическим ценностям, способность к организации и планированию, принятие решений, способность адаптироваться к новым ситуациям, лидерство, разработка и управление проектами, инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве, стремление к успеху [2].

В связи с этим, именно усиление качественной гуманитарной составляющей высшего образования входит в число определяющих факторов, способствующих повышению культурного и духовного уровня студенческой молодёжи.

Смысл гуманитарного образования, по мнению А. Андреева, определяется тем обстоятельством, что выпускник вуза — это не просто носитель определенных знаний и навыков, а человек , обладающий совершенно особыми – человеческими – качествами и включенный в разветвленные цепочки многообразных взаимодействий с другими людьми [1].

Гуманитарная подготовленность личности к жизни и деятельности в социуме, по Н.Н. Нохриной, позволяет развивать гуманитарные устремления с использованием технологических достижений и достижений естественно-ориентированных отраслей науки. При этом дезориентированность обучаемых относительно человеческой ценности профессионального образования сводит к минимуму гуманистический аспект подготовки профессионально образованной личности.

Суть «гуманитарного ядра» – это систематизированная совокупность знаний о «феномене человека», о его мышлении, социальных взаимодействиях, об отношении его к миру и творческих возможностях, в том числе направленных на познание и изменение мира.

Гуманитарная подготовка, включенная в программу профессионального технического образования, должна привести к профессиональной подготовленности студента, обеспечивающей, в частности, осознанную коррекцию целей и мотивов получения именно этого образования. Гуманитарная подготовленность студента технической специальности позволяет ему по-новому, более глубоко и качественно осмысливать и воспринимать содержание и результаты получаемого профессионального образования уже непосредственно в процессе этого образования. Отсюда следует, что именно гуманитарная подготовка играет ключевую роль в формировании успешности личности. Успешностью называется осознаваемое личностью свойство систематически достигать осознанно поставленных целей в значимых для личности направлениях и масштабах ее жизненных проявлений.

Исследования показали, что гуманитарная подготовленность студентов технических специальностей является необходимым условием достижения профессионализма, профессиональной, а также личностной успешности в целом, разумеется, лишь при условии определенного качества этой подготовленности [7].

Качество образования – многоаспектное явление, и лучше говорить не о качестве, а о качествах, как рекомендуют эксперты.

В соответствии с этим подходом, качество образования выпускника учебного заведения можно рассматривать как соответствие (адекватность) принятым в образовательной доктрине, социальным требованиям и нормам (стандартам). В свою очередь, качество человека (в дальнейшем — качество личности выпускника ), определяется в общем, как отношение адекватности человека внешнему миру .

При этом выделяются внутреннее и внешнее качества человека. Внутреннее качество человека, его потенциал, трансформируется во внешнее качество в процессе его деятельности при востребованности его знаний, умений. Ядром качества человека является качество его интеллекта, включающее в себя духовно-нравственную, знаниевую и деятельностную составляющие.

А.И. Субетто с определенной условностью раскрывает качество человека в виде вложенных друг в друга «сфер качества».

Внутреннее ядро-сферу качества составляют компоненты:

— системно-социальное качество человека,

— качество физического развития,

— качество интеллектуального развития.

Две сферы — сфера качества знаний и сфера качества деятельности разбиваются на два основных блока: качество общеобразовательной подготовки и качество профессиональной подготовки, при этом второй «блок» «надстраивается» над первым.

И, наконец, «периферийная сфера» есть сфера качества культуры личности, она ассимилирует в себе «сферу качества знаний» и «сферу качества деятельности».

Данная структура качества человека позволяет глубже познать процесс восхождения качества человека как объект образования и воспитания в образовательной системе, их взаимопроникновение друг в друга [10].

По мнению Ю.Г. Фокина, итогом многолетней целенаправленной работы вузовских работников становятся качества выпускника вуза , обеспечивающие ему успешную деятельность в избранной сфере активности по окончании вуза. Абитуриент вуза, пройдя стадию студенчества, становится выпускником вуза, обладающим качествами, которые отсутствовали у него до поступления в вуз. Именно они наиболее важны и для общества, и для самих выпускников, поскольку определяют зрелость выпускника и как гражданина , и как профессионала , обеспечивая преимущества в профессиональной карьере [11].

Как видим, модель выпускника Фокина, так же как и модель Субетто, включает два структурных компонента: личность (выпускник как субъект современной культуры, активный член общества) и специалист .

Человеко — ориентированная конечная цель образования подтверждается Законом Российской Федерации «Об образовании» , в котором приоритетным направлением образования выступает воспитание [4, с.3], а так же Всемирной декларацией о высшем образовании для 21 века : «в конечном счете целью высшего образования должно быть создание нового общества, не знающего насилия и эксплуатации, члены которого высоко и всесторонне развиты, полны энтузиазма, руководствуются любовью к человечеству и мудростью » [3].

Каково отношение самих студентов к необходимости изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин?

Социологические исследования, проведенные в ряде технических университетов показывают, что подавляющее количество студентов понимают значимость данных дисциплин в становлении профессионализма и компетентности, в формировании нравственности и духовности, гражданских качеств . Многие из них подчеркнули необходимость увеличения объема часов по данному блоку дисциплин [2].

Инициативной рабочей группой Межвузовского центра по информационному обеспечению гуманитарного образования Министерства образования и науки РФ при РГГУ на базе межвузовских центров гуманитарного образования был проведен мониторинг мнений образовательного сообщества относительно потребностей в гуманитарных компетенциях и возможностей их приобретения в вузе : как сообщество осмысляет актуальные потребности в гуманитарных знаниях и умениях ; как оценивает степень удовлетворения этих образовательных потребностей циклом социо-гуманитарных дисциплин и какие изменения в структуре данного цикла считает желательными и оправданными ? В качестве целевой аудитории была выбрана наиболее практикоориентированная часть сообщества, непосредственно вовлеченная во взаимодействие с дисциплинами социо-гуманитарного цикла в своей учебной и профессиональной деятельности (студенты и преподаватели вузов). Всего было опрошено 4500 респондентов (свыше 4000 студентов и 500 преподавателей в 28 вузах, находящихся в 7 федеральных округах).

Подавляющее большинство студентов (73,2%) и большинство преподавателей (72,8%) отметили важность гуманитарной составляющей образования специалиста, бакалавра, магистра. Результаты исследования в целом, показали наличие сформированных потребностей в гуманитарной подготовке [6].

Однако, на практике гуманитарная направленность в процессе преподавания общеинженерных и специальных дисциплин отсутствует.

До настоящего времени во многих негуманитарных вузах процесс интеграции гуманитарных наук в систему высшего технического образования не осуществился [2].

Недостатком традиционной структуры модели подготовки специалиста в техническом вузе является разобщенность между специальными и гуманитарными кафедрами и читаемыми на них дисциплинами , что исключает у студентов представление о единстве науки и общности проявления законов творчества при постижении научных истин и создании гуманитарных ценностей [9].

Разработанные учёными московских технических вузов под руководством профессора Фёдорова И.В. примерные программы по дисциплинам цикла ГСЭ и ЭОУД, обеспечивающие единство гуманитарной и профессиональной подготовки студентов, могли бы стать основой для разработки ГОС ВПО 3-го поколения в этой образовательной области (Е.В. Бодрова) [2].

Таким образом, необходимо сформировать новую модель системы образования в техническом вузе, основанную на интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной компонент подготовки будущего инженера.

Эти связи должны быть отражены в моделях специалистов, учебных планах, программах, учебниках и организации учебного процесса. Такой подход обеспечит фундаментализацию обучения студента на всех этапах от первого до пятого курсов.

Технический вуз будущего – это гуманитарно-технический вуз, т.е. вуз единой культуры человечества, потому что в XXΙ веке произойдет сближение инженерной и гуманитарной деятельности, установятся их новые отношения с окружающей средой, обществом, человеком, произойдет дальнейшее сближение биологии и техники, духовного и материального.

В будущем инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому гуманитаризация технического образования является первоочередной задачей для российской высшей школы [8].

1. Андреев А. Гуманитарное образование: очередной кризис? / А. Андреев // Высшее образование в России. – 2004. — № 7. – С. 95 — 103.

2. Бодрова Е.В. Определяющий фактор повышения эффективности гуманитарной подготовки в высшей школе – его профессиональная ориентация. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/professor.ru/Bodrova_EV/

3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXΙ века: подходы и практические меры (принята в г. Париже 05.10.1998 — 09.10.1998 на всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры»). По состоянию на 18 октября 2006 года .

4. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 48 с.

5. Кондрашкина С.И. Факультет общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого государственного университета. Общая информация. http://www.chsu.ru/pages/faculty/fogised/FOGiSED.htm

6. Меськов В. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе / В. Меськов, Ю. Татур // Высшее образование в России. – 2006. — № 1. – С. 73 – 83.

7. Нохрина Н.Н. Основы диагностики качества гуманитарной подготовленности студентов технических специальностей: автореф. дисс. на соиск. . д.п.н. – М., 2006.

8. Педагогика и психология высшей школы / под ред. М.В. Булановой — Топорковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

9. Рогозин Г.Г. Пути совершенствования подготовки специалистов в аспекте гуманизации образования в техническом университете. http://www . dgtu.donetsk.ua

10. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Часть 3 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11623, 05.11.2004.

11. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2002.–224 с.

Гуманитарное образование современного инженера необходимость или излишество

Иванова М.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Кандидат пед. наук, доцент Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Процессы глобализации превращают образование в один из важнейших элементов социальной инфраструктуры развитых государств. Социально-экономические и технологические преобразования в современном мире и выдвигают непростые задачи, и эти задачи неизбежно связаны с функционированием института образования и выступает одним из инструментов повышения конкурентоспособности как страны в целом, так и каждого человека в отдельности.

Гуманитарное образование формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные позиции студенческой молодежи. Оно является основным стержнем гуманитаризации всей системы высшего технического образования

Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием – готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса. Инженер – человек, имеющий высшее техническое образование, – должен сочетать специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка специалистов в техническом вузе строится с учетом специфики инженерных функций (рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники), поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономике и организации производства. Оно направлено на подготовку специалиста к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в достижениях научно-технического прогресса, в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности[4]. Это утверждение базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации новой образовательной модели становится опережающее отражение или степень «познания будущего». В новой образовательной парадигме студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность студента, далекая от простой репродукции.

Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда основных противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека, между целостностью культуры и отраслевым принципом ее представления через множество предметных областей в образовании. Традиционная образовательная система основывается на передаче готового знания, отчужденного от динамики развития культуры, отчужденного от жизни личности и социума. Она не учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире.

Наиболее важным применительно к открытому образованию становится принцип гуманизации, который заключается в обращенности обучения к человеку, в создании условий для развития творческой индивидуальности. Гуманитарность становится системообразующей компонентой новой образовательной системы, которая, в свою очередь, превращается в приоритетно доминирующий фактор социального развития в информационном обществе, формирует информационное общество как общество образования, в котором ожидания общества находят отражение в сфере образования.

Глобальность мышления, способность к анализу различных информационных потоков, готовность к творческому решению проблем — это важнейшие характеристики человека XXI столетия. Именно поэтому функции образования в современную эпоху значительно сложнее, чем простая передача опыта и знаний от поколения к поколению. Гуманитаризация высшего образования должна способствовать познанию человеком самого себя, в том числе и создаваемой им реальности, принципов этого познания. А такое познание невозможно без содержательного полилога всех гуманитарных дисциплин в процессе обучения.

Гуманитарию гораздо легче без особых психических деформаций адекватно воспринять и интерпретировать принципиально новые формы описания мира, поскольку его сознание уже подготовлено к встрече с иными, альтернативными способами описания реальности. Социально-гуманитарное образование выступает своеобразным посредником между достижениями культуры прошлого, настоящего и будущего, примиряя их на уровне рефлексивного отношения к возможности продуктивного диалога времен. Гуманитаризация технического образования — одна из ведущих стратегий обновления высшего образования. Её основной задачей является придание общечеловеческого характера обучению профессии. Роль высшей школы в формировании профессиональной культуры, развитии и совершенствовании личности будущего специалиста следует рассматривать в контексте современного состояния системы образования и социально экономического развития общества.

Переход России к рыночным отношениям в сфере экономики и производства потребовал переосмысления государственной политики в области образования. Стало очевидным, что традиционная система технического образования в современных социально- экономических условиях не обеспечивает реализацию социального заказа в области подготовки профессиональных кадров, не удовлетворяет потребностей личности в получении требуемого образования.

Выпускники технических вузов обладают глубиной и широтой знаний, но в практической деятельности не проявляют гибкости, маневренности, вариативности решений, у них слабо развиты видение дальнейшей перспективы и реакция на изменение конкретной ситуации В условиях адаптации к рыночным отношениям и жесткой конкуренции в сфере образовательных услуг перед вузами встала задача — выпускать специалистов, качество подготовки которых удовлетворяло бы потребителей на рынке труда. Результаты зарубежных и отечественных исследований свидетельствуют о том, что рынок часто не в состоянии предвидеть, в каких именно специалистах он будет нуждаться. Поэтому современный специалист наряду с фундаментальной подготовкой должен иметь такой уровень общекультурного развития, который позволял бы ему свободно и эффективно ориентироваться в разнообразной и динамично развивающейся действительности.

Конкурентоспособность современного специалиста зависит не только от овладения студентом будущей специальностью, но и от его разносторонней гуманитарной культуры, творческого мышления, воспитанности. Спецификой высшего образования в техническом вузе должно являться не только освоение фундаментальных научных знаний, общеинженерных и специальных дисциплин, но и формирование технического, инженерного типа мышления, присущего инженерной области деятельности.

Для формирования инженерного мышления будущему специалисту необходимо умение проводить мысленные эксперименты, комбинировать различные чувственные образы на основе какого-то исходного понятия. Именно поэтому в новых условиях развития образования вопрос об усилении гуманитарной подготовки приобретает особую актуальность, так как никакие точные науки не могут сравниться с гуманитарной подготовкой по значимости и эффективности в формировании культуры человека, его нравственного образования. Наряду с инженерной и гуманитарной подготовкой высшее образование в техническом вузе должно ставить своей задачей формирование, стремление личности к самореализации.

Высшее техническое образование должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующей этим технологиям. Аналогичную точку зрения высказывает Ю.Г. Фокин: «Несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза XXI века должен быть, прежде всего, субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности» [5].

Специалист-инженер обязательно должен быть носителем культуры, способным с позиции профессиональной культуры оценить общечеловеческие последствия тех или иных изменений в сфере техники. Это обуславливается одним из аспектов гуманизации образования – выявлением в технической культуре гуманитарной обусловленности Действительно, сегодня ученые и инженеры постоянно обнаруживают, что их деятельность не безлична для общества, природы и человека, что она создает не только блага и несет прогресс, но и разрушает природу, машинизирует общество, извращает дух. Поэтому инженерное образование предполагает разбор кризисных ситуаций, создаваемых инженерией, анализ отрицательных последствий (для природы, общества и человека) технической деятельности, начиная с научного изучения, заканчивая промышленным производством, предполагает анализ ценностей, картин мира, представлений, которые предопределяют эту деятельность и различные массовые ошибки ученого, инженера, проектировщика и технолога. Здесь действительно придется обращаться к различным гуманитарным дисциплинам, но не вообще, вне контекста, как это происходит сейчас, а именно для целей уяснения ученым или инженером отрицательных последствий для человека или природы его деятельности, причин, обуславливающих типичные ошибки, антигуманитарный характер технической деятельности.

Итак, можно говорить, что специфика обучения и воспитания в техническом вузе заключается в решении таких задач как: формирование уважения у студентов к своей будущей профессиональной деятельности, ответственности за дальнейшее развитие научно-технического прогресса; становление личности специалиста-инженера с высокими общечеловеческими, эстетическими, профессиональными качествами, широкими коммуникативными и адаптационными возможностями за счет повышения значимости гуманитарной и социально-экономической подготовки; постоянная корректировка поведенческих установок студенчества с учетом особенностей социально-экономического развития и национального менталитета.

1. Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2001. С. 23-25.

2. Гершунский Б. Философия образования для XXІ века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.,1998, -608 С.

3.Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарное знание, 2001, №3, С. 22.

4. Гребнев Л. , Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. М., 2003. № 4. С.46.

5. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 С.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×