Start-365.ru

Работа и Занятость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биоинженерия и биоинформатика отзывы

Выбор программы: биоинженерия и биоинформатика в МГУ

До 9 класса я очень сомневалась в своих силах и про поступление в МГУ даже не думала: хотела поступать в медицинский вуз. Но, когда поняла, что не хочу быть врачом, проблема выбора встала очень остро. После долгих метаний я остановилась на двух вариантах — МГУ и МАИ. В МГУ я подавала заявление только на факультет биоинженерии и биоинформатики, потому что точно знала, что поступлю туда: призёрство во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии обеспечивало мне поступление на этот факультет без экзаменов. Диплом олимпиады существенно упрощал поступление, поэтому для меня поступление и ЕГЭ прошли спокойно и без лишних нервов. На выбор в пользу МГУ повлияло и то, что меня очаровало его главное здание, когда я пришла подавать документы. А в приемной комиссии мне сразу сказали, что я могу считать себя зачисленной.

Я выбрала его потому, что не хотела быть полевым биологом, а факультет биоинженерии и биоинформатики сразу давал углубление в интересные мне области биологии. Еще сыграло свою роль то, что это малый факультет, а я не люблю большие толпы людей: нас было всего 42 человека на первом курсе.

Я училась в школе с углубленным изучением биологии — Кировском лицее естественных наук. Там я увлеклась биологией, а потом приняла участие в олимпиаде, после которой меня пригласили в Летнюю многопредметную школу на отделение биологии (в той же Кировской области), где я заинтересовалась этой наукой уже по-настоящему. Там работают совершенно потрясающие преподаватели и царит удивительная атмосфера.

В летней школе было четыре отделения: математическое, физическое, химическое и биологическое. Обучение представляет из себя четыре цикла из четырех учебных дней и одного выходного. Каждый учебный день состоит из трех пар по 1,5 часа до обеда и еще одной или двух пар после обеда. Учиться приходилось много, но все предметы были интересными: их вели замечательные преподаватели, многие из которых сами были выпускниками этой летней школы. Материал выходил далеко за рамки школьной программы даже профильной школы. Обучение в летней школе — это возможность подготовиться к олимпиадам и поступлению в вузы лучше, чем с репетиторами. Достаточно сказать, что все участники нашей группы на биологическом потоке стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников, или Всеукраинской для ребят из Украины, которые у нас учились. Программа нашего отделения включает в себя подробное и постепенное изучение биологии, начиная с седьмого класса. Семиклассники занимаются ботаникой, зоологией беспозвоночных, например, а десятиклассники — молекулярной биологией, биохимией, клеточной биологией, эволюцией и генетикой.

Основной плюс заключается в хорошем, качественном базовом образовании по биологии, химии и математике. Обучение ориентировано именно на то, чем человек будет в дальнейшем заниматься в своей работе. Есть минимум предметов, которые можно назвать бесполезными: мы изучаем только то, что необходимо и интересно. Начиная со второго курса, мы работаем в лабораториях, то есть к концу обучения (а учимся мы шесть лет по программе специалитета) у нас будет пять лет опыта практической работы в лабораториях. Можно поменять лабораторию несколько раз и попробовать себя в разных направлениях. Еще одним преимуществом я считаю небольшое количество людей на курсе. Для преподавателей мы тоже не безликая масса: нас знают и запоминают.

Однако не стоит поступать сюда, если вы не готовы много и тяжело учиться. Здесь можно добиться очень многого, но для этого придется много работать. Других минусов я не вижу.

В МГУ есть Научно-исследовательский институт физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского. В его состав входит много разных лабораторий. Кроме того, есть лаборатории в других НИИ. Вот в них мы и работаем. Важно только, чтобы у студентов был куратор, который является сотрудником факультета или НИИ ФХБ им. А.Н. Белозерского. Мы занимаемся тем, чем скажет научный руководитель лаборатории. Чаще всего — участвуем в штатных исследованиях, которые ведёт данная группа. Исследования в лабораториях проходят не в рамках изучения учебных предметов. Для этого есть практикумы в рамках учебного процесса.

Сейчас с клеткой можно сделать почти всё, что хочется.
Ну как это может быть неинтересным?

Я занимаюсь изучением процесса воспаления, в частности, того, как происходит один из начальных его этапов.

Когда в какой-либо ткани начинается воспалительный процесс, иммунные клетки должны выйти из кровяного русла и попасть к очагу воспаления. Для этого они должны точно понимать, в каком месте это надо сделать. Этой цели служат, в том числе, и особые молекулы, которые выставляются на их поверхности клетками выстилки стенок сосуда. Одновременно с этим клетки стенки сосуда делают возможным проникновение иммунных клеток через стенку. Я занималась регуляцией того этапа, когда клетки выставляют на своей поверхности вот те самые молекулы.

Чтобы стать хорошим биоинформатиком, нужно владеть знаниями по молекулярной биологии, биохимии, клеточной биологии, химии, теории вероятностей, математической статистике и другим областям математики, уметь программировать — очень много всего. Нельзя выделить 2-3 профильных предмета.

Мне, скорее, интересны предметы из области биологии — генная инженерия, например. Молекулярную биологию я люблю за то, что в ней всё складывается в такую большую и красивую историю, которая может быть не менее увлекательной, чем интересная книга. Вроде бы происходят разные процессы, но через посредников они складываются в единое целое. Это очень изящно, если можно так выразиться.

Вообще, дело не только в преподавании или вузе, все зависит от личного отношения. Биологию я полюбила уже в школе, так что тут для меня ничего особенно не поменялось.

Многие в детстве любят конструктор. А в генной инженерии рассказывается, как разными способами буквально заменить всю ДНК в бактерии или вирусе. Это очень увлекательно. Наука сейчас продвинулась далеко вперед, некоторые методы кажутся буквально фантастикой. Сейчас с клеткой можно сделать почти всё, что хочется. Ну как это может быть неинтересным?

Со мной учатся очень разные люди, но большинство из них — весьма целеустремленные и амбициозные личности. Большая часть поступала на этот факультет по ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям МГУ, хотя хватает и тех, кто поступал по олимпиадам. Лентяи здесь долго не учатся: вылететь после сессии довольно легко.

У выпускников нашего факультета могут быть самые разные перспективы. Можно уехать за границу на стажировку или постоянную работу. Можно работать в России в НИИ. Можно работать к коммерческих структурах, — например, в фармкомпаниях. Выпускники могут выполнять разные обязанности: все зависит от личных качеств и интересов. Но, конечно, факультет в основном готовит ученых.

Юрий Пеков. О биотехнологиях и популярных профессиях

– Чем занимается компания «Бластим»?
– Подбором персонала в области биотехнологий — биоинформатиков, менеджеров, «мокрых» биологов (о том, кто это такие, речь пойдет ниже — прим. сайта). Кроме того, у нас есть сайт с вакансиями для специалистов в этом сегменте, и мы проводим курсы по биоинформатике.

– Какое определение вы бы дали биотехнологиям?
– Я бы сказал, что это совокупность «мокрых» наук и биоинформатики. «Мокрые» науки — практические области, требующие наличия лаборатории, работы с реактивами, постановки экспериментов. Это биохимия, научная биология, биофизика, биоинженерия, молекулярная биология. А биоинформатику условно можно назвать теоретической областью, совокупностью методов, благодаря которым можно решать конкретные вопросы из области биологии. Например, расшифровывать информацию, которую выдают приборы-анализаторы, разрабатывать программы для предсказания структуры каких-либо веществ. Этот сегмент «завязан» с работой на компьютере, построением алгоритмов, анализом данных.

– Какие вузы готовят специалистов в области биоинформатики?
– Я бы выделил факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ, а также магистратуру «Анализ данных в биологии и медицине» в НИУ Высшей школе экономики, над программой которой мы работали. Также образование в области биотехнологий можно получить на кафедре биоинформатики факультета биологической и медицинской физики МФТИ, магистерской программе «Биомедицинские науки и технологии» Сколковского института науки и технологий, кафедре биотехнологии фармацевтического факультета МГМУ им. И.М. Сеченова, кафедре биоинформатики медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова. В Санкт-Петербурге нужные знания для работы в области биотеха дадут на кафедре математических и информационных технологий СПбАУ РАН и кафедре прикладной математики Института прикладной математики и механики СПбПУ. Есть программы в регионах: специальность «Биоинженерия и биоинформатика» в химико-биологическом институте БФУ им. И. Канта (Калининград), кафедра биоинформатики факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ (Нижний Новгород), кафедра биоинформатики и медицинской кибернетики, Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ (Казань), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» на факультете биотехнологии и биологии МГУ им. Н.П. Огарева (Саранск), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» кафедры биохимии и биотехнологии, технологический факультет ВГУИТ (Воронеж), кафедра биоинженерии и биоинформатики Института приоритетных технологий ВолГУ (Волгоград), специальность «Биоинженерия и биоинформатика», биологический факультет СГУ (Саратов), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» в Институте биологии ТюмГУ (Тюмень), а также кафедра информационной биологии на факультете естественных наук НГУ (Новосибирск). Более подробно обо всех программах можно узнать на сайте «Бластим».

Читать еще:  Зооинженерный факультет мсха им к а тимирязева

– А какие профессии в области биотехнологий сейчас самые востребованные?
– Нужны и менеджеры, и «мокрые» биологи, и биоинформатики. Весьма востребованы специалисты по секвенированию. Секвенирование следующего поколения — это перспективная технология, которая дает возможность «разглядеть», из каких нуклеотидов состоит ДНК, в каком порядке они расположены. Важно, что этот метод позволяет одновременно прочитать сразу несколько участков генома, что существенно ускоряет процесс и делает его более дешевым. Поскольку в геноме зашифрованы все особенности организма, секвенирование используют и в медицине, и в науке. Сейчас не хватает людей, которые могут делать этот анализ: подготавливать образцы, работать с оборудованием.

– Как стать таким специалистом, в чем нужно разбираться?
– В биохимии, генной инженерии, биологии — в целом, стандартных «мокрых» науках. И, конечно, нужен опыт работы с приборами. Всегда в цене хорошее фундаментальное образование в топовых университетах. Оно позволит впоследствии переквалифицироваться и уйти в эту область. После выпуска из университета молодой специалист может пойти работать в лабораторию — МГУ, Московского физико-технического института, Высшей школы экономики — шлифовать свои навыки и становиться профессионалом.

– А если человек хочет заниматься не фундаментальной наукой, а бизнесом, куда он может пойти работать?
– Специалисты по секвенированию нужны в фармацевтических компаниях (например, «Пептек», «Астеллас»), в таких центрах как «Евроген», Genotek, «Атлас» — там требуются люди, которые будут ставить эксперименты и анализировать полученные результаты. Технология развивается, дешевеет, и очевидно, что число компаний, которые занимаются этим, будет расти. Конечно, набравшись опыта, специалист по секвенированию может подняться по карьерной лестнице. Работающий в лаборатории — стать старшим научным сотрудником, затем — заведующим. Тот, кто трудится в компании, может быть старшим специалистом, начальником отдела, а после и всей лаборатории.

– А чем занимаются биоинформатики?
– Можно сказать, что тем же секвенированием, только со стороны информатики. Прибор выдает данные, и тут в дело вступают эти специалисты. Биоинформатики анализируют полученную информацию, интерпретируют ее, сравнивают с геномами, которые уже известны, находят мутации.

– Если подросток живет в небольшом городе, и у него нет возможности учиться на специализированном факультете, какое образование он может выбрать, чтобы стать биоинформатиком?
– Биоинформатика — это сближение биологии и информатики. В мое время в эту область приходили люди из биологии, сейчас же биологи чаще идут в биоинженерию, а биоинформатиками становятся математики, физики и программисты. Опыт показывает, что биологу сложно освоить программирование и погрузиться в глубины математики, проще программисту дать азы биологии. Поэтому лучше начать с бакалавриата по программированию или математике, а потом получить недостающие знания на курсах. К примеру, существуют школы биоинформатики с разными программами: для биологов, которым нужно наверстать программирование, и для программистов, которым не хватает знаний в биологии.

Компания «Бластим» также проводит курсы, но это — скорее возможность получить дополнительные знания для профессионала, который уже работает в данной области, но, к примеру, ни разу не сталкивался с секвенированием или с информацией, полученной благодаря этому анализу. Мы рассказываем о программах, в которых можно работать, методах и типах данных.

– Какой язык программирования стоит учить подростку, который хочет стать биоинформатиком?
– Python, но также не помешает и R. Python — универсальный язык, а R чаще используют для статистики. Не стоит забывать и о биологии — знание этого предмета пригодится в дальнейшем.

– Где обычно работают биоинформатики?
– В тех же лабораториях, где и «мокрые» биологи, в компаниях, где нужны информатики. Биоинформатиков сейчас немного, поэтому эти специалисты очень востребованы. А в будущем, с развитием технологий, станут нужны еще больше.

– Наличие каких личных качеств существенно облегчит жизнь биоинформатику?
– Нужно понимать, что это работа не столько с людьми, сколько с идеями, приборами и компьютерами. Поэтому стоит учитывать: если человек любит общаться, то делать это прямо на рабочем месте не получится. Еще, конечно, нужно не бояться работы с большим объемом информации.

– А кого из «мокрых» биологов чаще всего хотят получить работодатели?
– Весьма востребованы биохимики. Это специалисты, которые занимаются выделением и очисткой белка. К примеру, биохимик может культивировать клетки, в которые предварительно вставлен какой-либо белок. Затем этот белок выделяют, очищают, ну а дальше он может идти на различные нужды — на производство лекарств, пищевых ферментов. Такие специалисты нужны практически в любой компании, которая что-либо производит: и в фармацевтической, и в фирмах, занимающихся пищевой, легкой или аграрной промышленностью. И, конечно, в биохимиках заинтересованы лаборатории, которые ищут и исследуют новые вещества, лекарства, работают с клетками.

– А как человек, решивший, что он хочет быть биохимиком, может реализовать свою мечту? Какие предметы нужно учить?
– Еще в школе нужно учить химию и биологию, а затем поступить на кафедру биохимии, которая может быть как на биологическом, так и на химическом факультете. Сейчас существует множество вузов, выпускающих биохимиков.

Может ли школьник заранее понять, что ему понравится работать в сегменте биотехнологий? Как, проучившись четыре года в бакалавриате, не разочароваться в профессии и не жалеть о потерянном времени?
– В идеале интересующимся биотехнологиями подросткам с 9-го класса полезно регулярно ходить в лаборатории. Ведь студенты пишут курсовые и в процессе опробуют будущую работу, а дети лишены такой возможности и поэтому школьнику сложно быть уверенным, что выбранная специальность действительно будет ему по душе. К счастью, некоторые лаборатории устраивают экскурсии, на которых можно познакомиться с практической стороной будущей специальности. Прекрасные летние школы, где старшеклассники могут узнать о биотехнологиях от ведущих специалистов, проводит Zimin Foundation (Школа молекулярной и теоретической биологии — прим. сайта). Школы проходят в Испании, но, если у родителей есть возможность, непременно стоит отправить туда ребенка.

– Сколько получают люди, работающие в сегменте биотехнологий?
– На стартовых позициях — 50–60 тысяч. Немного — и именно поэтому так важно, чтобы это занятие приносило удовольствие, тогда будет желание идти на работу. Зарплата растет вместе с опытом, и у профессионалов, занимающих высокие руководящие должности, занимающихся инновационными разработками, обучающих других, она может достигать двухсот тысяч и больше.

– Как вы думаете, какое будущее ждет биотехнологии? Будут ли востребованы перечисленные вами специалисты через пару десятков лет?
– Это зависит от развития технологий, которое довольно трудно предсказать. Вероятно, секвенирование генома будет продолжать пользоваться спросом, ведь в будущем оно станет гораздо более дешевым и доступным. Еще одна перспективная область, которая продолжит развиваться и вскоре выйдет на новый уровень — редактирование генома. Эта технология появилась года 2–3 назад в лабораториях и пока что в них и остается, но, если все пойдет по плану, она позволит изменять геномы людей. Метод можно будет использовать для профилактики и терапии многих наследственных заболеваний. Вероятно, удастся лечить и некоторые «старческие» болезни. В теории больному диабетом можно будет вставить ген, производящий инсулин, и тем самым вылечить его. Фантазировать можно до бесконечности. Пока это не реализовано, но понятно, как это можно сделать. Но, конечно, помимо излечения с помощью редактирования генома, человечество по-прежнему будет нуждаться в новых лекарствах, 3D-печати органов. Есть вероятность, что технология 3D-печати будет использоваться не только в медицине, но и в пищевой промышленности. Как знать, возможно, напечатать стейк в итоге окажется дешевле, чем вырастить корову.

Читать еще:  Военный инженер механик

– В какую область может уйти биотехнолог, который захочет попробовать себя в чем-то новом?
– Уйти в менеджеры — это универсальный способ. Причем, менеджером можно работать в той же компании, где до этого человек трудился, предположим, биохимиком. Он уже разбирается в отрасли, и ему будет гораздо легче, чем человеку «со стороны». Это продавая черепицу, можно быстро начать ориентироваться в продукции. В области медицины и биологии все не так просто, поэтому в менеджеры предпочитают брать людей с профильным образованием.

Если биоинформатик хорош в программировании, он может уйти в эту область или стать аналитиком данных. Причем, это не обязательно должно быть связано с медициной и биологией. Он запросто может оперировать банковскими данными.
Также всегда можно остаться в своей профессии, но уйти в другую область. К примеру, человек, работавший в пищевой промышленности, может податься в науку. И наоборот.

– Какие фильмы вы можете посоветовать посмотреть людям, интересующимся биотехнологиями?
– «Гаттаку». Это, скорее, фильм не о самих биотехнологиях, а о последствиях их использования, но, как мне кажется, такое будущее вполне возможно. Я думаю, рано или поздно все люди будут генномодифицированными, за исключением ярых противников этой технологии. Ситуация будет аналогична вакцинации в современном мире. Мы все привиты, но существуют отдельные люди, которые не вакцинированы сами и отказываются прививать своих детей. В принципе, это хорошо. Эволюцию двигают случайные мутации, изменения и естественный отбор. Возможно, некое меньшинство, чем-то отличающееся от других, в настоящий момент живет хуже, потому что условия среды для него не подходят. Однако рано или поздно условия изменятся, большинство окажется неприспособленным и вымрет, а это меньшинство, напротив, станет процветать. Поэтому пускай люди имеют разное образование, думают по-разному, отличаются друг от друга. Общество должно быть разношерстным — это повышает его выживаемость.

МГУ, факультет биоинженерии и биоинформатики: отзывы студентов

С развитием технологий во многих отраслях появились новые специальности. В области биологии также выделились несколько инновационных направлений. Например, биоинженерия и биоинформатика. Их по праву называют «науками будущего». То, что они делают, – невероятно. Кажется, что волшебство прямо перед нами.

В МГУ им. М. В. Ломоносова факультет биоинженерии и биоинформатики функционирует уже 16 лет. Все это время он выпускает дипломированных биоинженеров и биоинформатиков, прошедших практику и готовых к работе.

Факультеты биоинженерии и биоинформатики МГУ привлекают студентов новейшей техникой, методами изучения, перспективами и возможностями.

Что такое биоинженерия

Новейшее направление биологии, которое тесно связано с техникой — это биоинженерия. Справедливо полагать, что за ним будущее. Эта молодая наука только начинает долгий и перспективный путь развития. Тем не менее уже есть большой прогресс. Биоинженеры разрабатывают, а затем выращивают живые органы и ткани, которые могут прослужить дольше, чем трансплантологические. А также будут иметь низкий риск отторжения организмом.

В настоящее время биоинженерия сосредоточилась на клеточном и генном уровнях. Это дает огромные перспективы и надежды для медицины в целом. Например, на базе клеток тканей выращивают, как упоминалось выше, целые органы.

Что такое биоинформатика

Биоинформатика — наука, объединяющая в себе биологию, математику, информатику. Отрасль находится на стадии развития. Задача специалистов этой сферы — обработка и анализ данных, получаемых в лабораториях, а также правильное структурирование и работа с этой информацией.

Проекты, созданные биоинформатиками, бывают абсолютно разными по масштабу. Сейчас наиболее популярные среди них — геномная биоинформатика (или персонализированная геномика). С помощью анализа для человека разрабатывается индивидуальный оптимальный метод лечения, диеты, физические нагрузки, особые рекомендации. Такая программа позволяет создать препарат с учетом особенностей конкретного человека.

Факультеты биоинженерии и биоинформатики МГУ дают знания, необходимые для дальнейшей работы.

Учеба в МГУ

Факультет биоинженерии и биоинформатики в МГУ был основан в 2002 году. Это первый вуз России, где начали подготовку кадров для работы по данным специальностям. По этому направлению готовят высококлассных специалистов, которые владеют новейшими знаниями в сфере биологических наук. Они имеют навыки для изменения предмета, согласно указанной цели. Обучение длится шесть лет.

  • Проводится обучение дисциплинам биоинженерного профиля.
  • Особое внимание математике. Ее изучают в увеличенном объеме.

Специфика программы

У факультета биоинженерии и биоинформатики в МГУ есть несколько отличительных черт, которые помогают сделать образование более результативным и качественным. Особая программа всесторонне развивает специалистов, учит думать, самообучаться и принимать важные решения.

Особенности образовательной системы факультета:

  • Междисциплинарный подход — основа программы обучения. Иными словами, для решения поставленного вопроса задействуют разные информационные области. Такие, как математика, химия, биология, физика. Для этого привлекают преподавателей этих факультетов, в том числе и сотрудников НИИ ФХБ им. А. Н. Белозерского МГУ.
  • Работают тьюторы. То есть наставники, которые занимаются организацией условий для складывания и осуществления индивидуальной образовательной программы обучающегося.
  • Каждый студент выполняет научную работу. Три курсовые по направлениям биоинформатики, биохимии, биоинженерии. На последнем курсе — завершающая дипломная работа. Также есть возможность защитить ее в форме доклада на конференции на иностранном языке.
  • Установлена сквозная система рейтинга. Это стимулирует обучающихся не опускать планку.
  • Некоторое внимание уделяется гуманитарным наукам и, конечно же, философии. Для желающих есть специальная программа углубленного изучения иностранных языков, по завершении курса выдают подтверждающий сертификат. Это открывает широкие перспективы работы за пределами России.
  • Студенты факультета в обязательном порядке проходят учебные практики.

Вступительные экзамены

Для того чтобы поступить на факультет, нужно пройти вступительные испытания. Это ЕГЭ и работа, которую предлагают выполнить непосредственно в самом МГУ. Баллы вступительных экзаменов на факультет биоинженерии и биоинформатики в МГУ определяют, на какой основе (бюджетной или контрактной) будет проходить обучение. По баллам ЕГЭ учитывается математика, химия, биология и русский язык. По математике проводится дополнительный вступительный экзамен в письменной форме. Проходной балл на бюджет превышает 300.

Поступающим добавляются баллы за индивидуальные заслуги. Например, учитывается участие в олимпиадах по профилю, присутствие аттестата о среднем общем образовании с отличием, наличие золотого знака ГТО, спортивные достижения, а еще в некоторых случаях оценка, полученная за итоговое сочинение.

Документы подаются лично, по почте или в электронно-цифровой форме (для последнего варианта на официальном сайте университета указана контактная информация).

Для школьников

Если учащиеся 9-11 классов хотят усовершенствовать знания и подготовиться к поступлению на факультет биоинженерии и биоинформатики, в МГУ есть специальные подготовительные программы. Например, на факультете уже 15 лет существует кружок генетической инженерии и молекулярной биологии. 10 лет функционирует кружок по биологии для старшеклассников. Факультет ежегодно проводит Всероссийскую заочную олимпиаду по профильным предметам.

Отзывы

В целом о факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ отзывы положительные. Многие отмечают востребованность и перспективность данной специальности. А также дружелюбную, сплоченную команду. Но стоит отметить, что обучение на факультете довольно сложное, поэтому придется приложить немало усилий, чтобы познать эту науку. Но, конечно, при желании любые знания можно усвоить.

Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ зачастую пугает абитуриентов и школьников, находящихся в поисках «той самой профессии», сложностью обучения. Но если есть цель, а также интерес к биологии и математике, то эта специальность – прекрасный вариант.

Помимо продвинутой специальности, выпускники отметили, что факультет научил дружить, быть единой командой, превозмогать трудности. Он дал не только высшее образование, но и преподал простые жизненные истины.

Отзывы студентов МГУ о факультете биоинженерии и биоинформатики говорят сами за себя. Выпускники довольны своим выбором. Они с улыбкой вспоминают годы, проведенные в университете.

Биоинженер: плюсы и минусы профессии

В мире современных технологий все больше появляется наук и профессий, которые находятся на стыке нескольких дисциплин, поскольку потребности современного общества уже не могут быть удовлетворены стандартными технологическими процессами. Биоинженер как раз и является такой профессией, которая соединяет в себе базовые знания и современные технологии. Из статьи вы узнаете об особенностях специальности, предполагаемых местах работы, плюсах и минусах специальности, а также о том, какая зарплата у биоинженера.

Читать еще:  Инженер для девушек

Общие сведения

Биоинженер – специалист, который целенаправленно занимается изменением свойств живого организма. Профессия подходит тем людям, которые интересуются химией и биологией. Биоинженерия – одно из современных направлений современной науки. Это интегральная наука, она возникла на стыке физики, химии, биологии, генной инженерии и компьютерных технологий.

Биоинженеры работают с живыми организмами и системами, применяют в своей работе передовые технологии и достижения науки для решения медицинских проблем. Специалисты участвуют в разработке и создании новых приборов и оборудования. Также они участвуют в разработке новых процедур, опираясь на междисциплинарные знания. Таким образом появляются новые технологии, способны облегчить жизнь людей.

Не путайте биоинженерию с генной инженерией. Генная инженерия занимается изменением ДНК живых организмов, и является всего лишь ответвлением биоинженерии. Дисциплина направлена на углубление уже существующих знаний в области инженерии, биологии и медицины для укрепления здоровья людей за счет научных разработок.

Важными достижениями науки является разработка искусственных суставов, современных протезов, магниторезонансной томографии, кардиостимуляторов, артроскопии, ангиопластики, биоинженерных протезов кожи, почечного диализа, аппаратов искусственного кровообращения. Все это тесно переплетается с биотехнологиями и приносит пользу человечеству.

Профессионал должен обладать такими важными качествами:

  • хороший интеллект;
  • аналитический пытливый ум и склонность к естественным наукам;
  • уметь анализировать и находить практическое применение известным теоретическим и полученным в ходе собственных исследований данным;
  • знать принципы обращения с лабораторной и исследовательской техникой, основ хранения веществ, реактивов;
  • уметь составлять отчеты о проделанной исследовательской деятельности.

Положительные стороны профессиональной деятельности:

  • высокая заработная плата (но учтите что сразу после ВУЗа вы не будете получать максимальный оклад);
  • высокая востребованность на рынке труда квалифицированных специалистов;
  • карьерный рост;
  • возможность проводить на работе исследования, нужные для ваших научных интересов;
  • сотрудничество с международными холдингами и проектами;
  • возможность стажировки за границей.
  • сложное обучение в ВУЗе;
  • высокая ответственность за разработки;
  • работа с опасными химикатами;
  • не всегда работа происходит в чистой и уютной лаборатории;
  • возможный ненормированный рабочий день;
  • одна ошибка может завалить проект всей команды;
  • возможные неудачи во время разработок;
  • получение не таких результатов, как вы ожидали;
  • моральное напряжение.

Обязанности

В первую очередь у работника должно быть высшие профильное образование, превосходные знания по биологии, физике, химии и генетике, владение иностранными языками и умение работать с компьютерной техникой.

Главная задача специалиста – разработка современных технологий в биологии и медицине для решения проблем охраны здоровья. Специалист обязан работать над способами изменения свойств живых организмом, разработкой искусственных органов, разработкой генно-модифицированных организмов. Специалист обязан относится к своей работе ответственно, ведь от этого зависит жизнь и здоровье людей. Биоинженер занимается разработкой новых лекарственных препаратов.

Благодаря их стараниям появились такие лекарства, как инсулин, гормон человеческого роста, интерферон, вакцина против гепатита B. Дополнительно специалист должен заниматься синтезом эффективных биокатализаторов, применяемых в промышленности, созданием микроорганизмов, способствующих оперативной утилизации отходов.

В спектр должностных обязанностей также входит:

  • генная селекция продуктов питания;
  • планирование рабочего процесса;
  • наблюдения за подопытными объектами;
  • фиксация полученных в ходе эксперимента данных и дальнейшая их обработка;
  • подготовка нужных материалов и технического оснащения;
  • соблюдения правил ТБ на рабочем месте.

Место работы

В первую очередь биоинженер – это научный сотрудник, и поэтому работать он может в различных исследовательских институтах, центрах и университетах. Помимо научных исследований специалист занимается преподаванием в учебных заведениям. Прекрасная возможность для карьерного роста – это проводить исследования в рамках международного проекта или гранта для крупных компаний, выделяющих для этого приличное финансирование. В некоторых случаях штатного биоинженера нанимают компании и корпорации, деятельность которых относится к сельскому хозяйству или медицине.

Устраиваясь на работу, специалист должен знать ключевые азы в области биологии, химии, физики и генетики. Также будущий работник должен владеть английским языком, так как во время работы придется общаться с иностранными коллегами, спонсорами и работодателями. Во время работы нужно будет посещать международные конференции, симпозиумы в качестве слушателя и докладчика, так что без знания английского языка никак не обойтись. Вам обязательно нужно уверенно владеть компьютером, специальным оборудованием и техникой. Также знать правила хранения реактивов, лекарств и препаратов.

Обучение

Получить образование по специальности “Биоинженерия” можно во многих образовательных учреждениях. В общем для абитуриентов доступны 53 ВУЗа, в которых для обучения студентов используется двенадцать разных программ. Для поступления в ВУЗ абитуриент должен сдать ЕГЭ по биологии, химии, физике. Выбор программы зависит от уровня учебного заведения, профиля, материально-технической базы и будущей специальности, которую получат студенты.

  • МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • МГМУ им. И.М. Сеченова;
  • ИТМО;
  • СПбАУ РАН;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского Министерства обороны Российской Федерации;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова;
  • Московский государственный областной университет.

Длительность обучения на стационаре составляет 4 – 5 лет, в зависимости от квалификации, “бакалавриат” или “специалист”. На магистратуре обучение длится два года. По завершению обучения в магистратуре вы сможете продолжить обучение в аспирантуре и после этого заниматься научно-исследовательской работой. Обучение в аспирантуре длится три года на очном отделении, и четыре года на заочном отделении. Также доступна дистанционная форма обучения, например, в университете С.Ю. Вите.

Перед поступлением обязательно ознакомьтесь с характеристикой ВУЗа, его материально-техническим обеспечением, преподавательским составом, доступными специальностями для обучения. Зная как можно больше информации вы точно сможете определиться с местом учебы. Также обязательно узнайте о том, какие предметы нужно будет сдавать и какой проходной балл необходим для поступления.

Если по окончании учебы вы защитите кандидатскую диссертацию, то это будет большим преимуществом в дальнейшей работе. Со степенью кандидата проще устроиться на работу в ВУЗ, научный центр. За научную степень вам будут доплачивать дотации к зарплате согласно тарифной сетке по специальности.

Во время обучения студенты будут осваивать много дисциплин, а именно будут учиться делать такие вещи:

  • Конструировать модифицированные и новые биологические объекты;
  • Проводить эксперименты с клетками и культурами клеток;
  • Исследовать внутриклеточный транспорт токсичных молекул;
  • Изучать структурные особенности и взаимодействие макромолекул;
  • Осуществлять получение искусственных белков с заданным свойствами, синтезировать и изучать свойства таких белков;
  • Проводить различные биоинженерные исследования (культивирование клеток различного происхождения, создание генно-инженерных конструкций, клонирование и т.д.);
  • Изучать генетические маркеры выносливости и работоспособности человека;
  • Создавать компьютерные программы, которые будут использоваться в биоинженерии и биоинформатике;
  • Создавать специализированные и общедоступные биоинформационные сайты;
  • Преподавать биоинженерию, биоинформатику и другие смежные дисциплины в различных образовательных учреждениях (вузах, колледжах).

Также во время учебы студенты будут проходить разные виды практики. Учебная и производственная практики могут проходить на современных фармацевтических и биофармацевтических предприятиях, в научно-исследовательских институтах медико-биологического и химического профилей, на кафедрах и в лабораториях вузов.

Обучение работника продолжается и на рабочем месте. Это происходит в виде производственной практики, посещении курсов повышения квалификации, посещении семинаров, на научно-практических конференциях и симпозиумах. Все это поможет повысить уровень квалификации, что в будущем отобразится на профессиональном росте и размере заработной платы.

Заработная плата

Заработная плата начинающего специалиста или аспиранта в государственном НИИ $160-350 в месяц. В лаборатории, которая финансироваться за счет грантов, получает в среднем $950-1300. Если гранты отсутствуют, то оклад составляете от $200 до $450, вне зависимости от разряда единой тарифной сетки. В отечественной компании молодой специалист зарабатывает в среднем $500-700 в месяц, а квалифицированный биоинженер от $1500 до 3000. Заработок специалистов в иностранных корпорациях составляет несколько тысяч долларов.

Размер заработной платы зависит от квалификации специалиста, его трудового стажа, места работы и региона страны. Чем выше степень и значимость учреждения, где работает человек, тем выше заработная плата. Значение имеет также уровень учреждения на уровне страны и международных компаний. Те люди, которые сотрудничают с зарубежными партнерами, получают больше, нежели те, что финансируются за счет государственного бюджета.

Теперь вы знаете основы о профессии биоинженера, и сможете выбрать подходящее место работы с достойной оплатой труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×