Виды веб дизайнеров
Зачем веб-дизайнеру свой стиль и как его найти
В дизайне, как и в других сферах, есть тенденция подражания более успешным специалистам. Кто-то копирует стиль у именитых дизайнеров, кто-то берет идеи у топовых веб-студий, однако, копирование и вдохновение чужими работами не всегда приводит к желанным результатам. Стать настоящим профессионалом и получать удовлетворение от своей работы можно только создавая что-то уникальное и выделяясь среди других собственным почерком. Особый стиль есть у музыкантов, художников и других творческих профессий. Веб-дизайнер также может найти свой стиль. Об этом мы и поговорим в нашей статье.
Как дизайнеру найти собственный стиль
Прежде чем дать ответ на этот вопрос, разберемся, что такое стиль с точки зрения дизайна.
Стиль — основное направление в оформлении сайта, которое прослеживается в большинстве элементов страницы. Говоря о стиле сайта, мы подразумеваем, что все элементы связаны друг с другом и обеспечивают целостное восприятие страницы. К отдельным составляющим стилистики как правило относят:
- цветовую гамму;
- типографику;
- расположение элементов;
- стиль изображений и другого графического контента и прочее.
С помощью стиля мы можем сформировать общее впечатление от дизайна, создать нужное настроение у пользователя.
Под индивидуальным стилем дизайнера мы обычно понимаем художественное единство созданных ресурсов, позволяющее выделить характерные уникальные черты.
Почему это так важно — найти собственный стиль и создавать уникальный продукт? Рассмотрим несколько принципов, соблюдая которые можно найти собственный стиль и разрабатывать особенные проекты.
Принцип 1. Уникальность
Несмотря на то, что каждый дизайнер решает задачи по-своему и процесс создания дизайна никогда не повторяется в точности, есть вероятность, что мы подражаем другим специалистам или копируем элементы (а порой и даже весь макет) сайта. Подробнее о копировании в дизайне и его влиянии на окончательную версию дизайна мы писали в этой статье. Чтобы не скатиться в откровенный плагиат, дизайнер должен разработать уникальную концепцию, которая как раз будет толчком к пониманию индивидуального стиля. Соблюдая принцип уникальности и придумывая отдельные элементы, а впоследствии и всю страницу, мы разрабатываем собственные особенные представления, которые будут отличать работы от других проектов.
Принцип 2. Техника
Если веб-дизайнер плохо владеет программным обеспечением, не знает теорию дизайна и не обладает достаточным опытом, он не сможет делать свою работу на высоком уровне и, как следствие, создать собственное видение оформления сайтов. Плохо проработанные детали, недоработанный макет — некачественная работа не может быть ориентиром для других и основой создания своего стиля.
Постоянное обучение — лучший способ узнавать и открывать для себя новые направления в творчестве. Чем больше дизайнер учится и совершенствует свою технику работы, тем быстрее он станет свободным в творчестве и найдет свой стиль.
Принцип 3. Понимание
Вряд ли у дизайнера получится создать идеальный проект, если у него нет понимания основных задач клиента и сути его бизнеса. Общение с заказчиками, анализ информации, поиск лучших решений проблем клиента — все это также входит в создание уникального дизайна и процесс поиска стиля. Разработка дизайна без изучения основных потребностей клиента делает работу дизайнера неактуальной и бесполезной.
Как использовать принцип понимания на практике? Собственный стиль можно создать с помощью общения со своими клиентами и исследования бизнес-процессов. Опыт решения проблем заказчика как правило применяется в дальнейших работах и влияет на общее понимание дизайна. Например, есть различные способы повышения конверсии сайта с помощью дизайна, применив которые единожды, можно внедрять их в другие работы и, тем самым, создавать собственный подход к решению проблем с продажами.
Принцип 4. Баланс
Поиск собственного стиля часто ассоциируется с креативностью, созданием оригинальных и необычных решений. Однако, не стоит забывать об основах цвета, правилах использования типографики, пользовательском опыте и других аспектах дизайна, позволяющих пользователям сайта легче воспринимать информацию, ориентироваться на ресурсе и совершать целевые действия.
Баланс между креативностью и юзабилити, оригинальными решениями и удобством пользователей должен быть одним из принципов поиска стиля. Слишком необычный дизайн может оттолкнуть пользователя и понизить уровень конверсии ресурса, что делает работу дизайнера бесполезной с практической точки зрения. Поэтому при поиске собственного стиля следует учитывать юзабилити и потребности посетителей страницы. В нашем блоге мы писали о значении баланса между креативностью и юзабилити.
Принцип 5. Тренды и направления в веб-дизайне
При поиске собственного стиля можно опираться не только на создание чего-то абсолютно уникального, но и на уже существующие направления в дизайне. Не случайно дизайнеры используют в своих работах элементы различных направлений: это помогает оставаться в тренде, улучшает восприятие пользователей и пользовательский опыт.
Рассмотрим различные стили в веб-дизайне, которые можно брать дизайнеру на вооружение.
Стили и направления в веб-дизайне
Единой классификации по стилям в веб-дизайне не существует, однако, можно выделить отдельные черты, по которым можно провести классификацию. Из десятков вариантов мы выделили 7 наиболее часто встречающихся стилей и привели реальные примеры сайтов.
Классика
Как в архитектуре, литературе и живописи, в веб-дизайне тоже есть классика. В классическом стиле дизайнеры чаще всего оформляют сайты, рассчитанные на большую аудиторию: информационные порталы, крупные коммерческие организации. К особенностям классики можно отнести:
- лаконичные формы;
- симметричная, колоночная структуру;
- неброские цвета, обычно светлые оттенки;
- строгую стилистику;
- привычное расположение основных элементов: логотип в верхнем углу, горизонтальное меню;
- сдержанные шрифты;
- отсутствие ярких иллюстраций и так далее.
В таком стиле можно оформить сайт любой компании, это наиболее привычное пользователям направление, предназначено для восприятия информации без привлечения внимания на другие элементы.
Журнальный (газетный)
Данный стиль пришел в веб-дизайн из журнальной и газетной верстки, сам сайт напоминает одну большую газету. Дизайн в этом направлении используют различные электронные издания, новостные порталы. К основным особенностям стиля можно отнести:
- блочное расположение элементов;
- в основном черно-белая цветовая гамма, без лишних цветовых акцентов;
- основной контент — текстовый;
- шрифты подбираются для чтения, нет витиеватых, рисованных шрифтов.
Самый яркий пример — информационный сайт The Times:
Ретро (винтаж)
Сайт, выполненный в данном стиле, обычно содержит на страницах элементы, которые использовались в прошлом или оформлены с помощью графики прошлых годов. Характерные особенности:
- допускаются вензеля, витиеватые узоры, рамки;
- много декоративных элементов;
- цветовая гамма обычно пастельная, черно-белая, приглушенных тонов;
- используются тематические изображения, иллюстрации в винтажном стиле;
- стилизованная типографика (например, готические шрифты).
Гранж
Этот стиль раньше использовался в оформлении сайтов рок-групп и других музыкальных исполнителей. Используется как противоположность классике и другим строгим стилям. Включает в себя:
- «потертые» текстуры;
- стилизованные изображения;
- декоративные шрифты;
- приглушенные цвета.
Рисованный
Это направление любят дизайнеры, которые хорошо разбираются в иллюстрации. Дизайн состоит из уникальных «нарисованных» элементов. Характерные особенности:
- уникальная графика;
- большой разброс цветовой гаммы: могут быть как яркие оттенки, так и пастельные тона, в зависимости от тематики;
- часто присутствуют декоративные шрифты.
Именно это направление проще всего использовать, если дизайнер хочет выделиться и создать авторский стиль.
Минимализм
Главная особенность направления — простота. На сайте нет лишних элементов, много белого пространства, информация краткая и лаконичная. Наиболее важные элементы выделяются типографикой или с помощью композиции. Особенности стиля:
- простые качественные изображения;
- строгая типографика;
- много пустого пространства;
- как правило, 2-3 используемых цвета.
«Плоский» дизайн — направление, в основе которого лежит двумерная графика. Этот стиль как будто упрощает цифровое пространство, важную роль играет типографика и цветовые решения. Характеристики стиля:
- минимум фотографий;
- контрастная цветовая гамма;
- двумерные изображения;
- значительную роль играет типографика, текстовый контент;
- как правило однотонный фон.
Промо-дизайн
Направление, которое представляет собой яркую презентацию какого-либо продукта, обычно рекламного характера. В основе сайта лежит рекламные материалы, описывающие преимущества товара, призывающие к целевым действиям. Особенности направления:
- качественные и крупные фото продукта;
- контрастные тона, выделяющиеся элементы призыва к действию;
- использование пространства;
- крупная типографика.
Изучая стили, тренды веб-дизайна, мы понемногу увеличиваем свой визуальный опыт и формируем представление о собственном стиле. Комбинируя различные стили, просматривая работы профессиональных дизайнеров, создавая новые цветовые гаммы и графику, дизайнер развивается, растет как профессионал. Поиск авторского стиля — одна из ступеней, которую проходили все успешные специалисты.
Еще 5 идей для поиска стиля
Чтобы найти оригинальные решения, иногда необходимо наблюдать за чужими работами и перенимать опыт. В каких сферах дизайна можно поискать вдохновение для создания «авторского почерка»?
1. Типографика
Значимость типографики доказана неоднократно. С помощью шрифтов можно не только передавать текстовую информацию, но и создавать стильные решения. Есть веб-дизайнеры, которые работают исключительно с типографикой и с помощью текста создают минималистичный и оригинальный дизайн.
2. Навигация
Вертикальный скроллинг привычен пользователям, однако, некоторым дизайнерам удается менять шаблонную навигацию и применять креативные решения. Например, навигацию 360 градусов:
Изменения навигации также может стать фишкой веб-дизайнера и частью его авторского стиля.
3. Композиция
Расположение элементов на странице тоже можно сделать необычным. Нестандартная композиция является отличительной чертой многих дизайнеров, и вы также можете использовать ее как особенность авторских проектов.
4. Иллюстрации
Оригинальные иллюстрации способны сделать проект по-настоящему уникальным. Дизайнеры-иллюстраторы особенно ценятся в веб-дизайне, так как создают неповторимые работы.
5. Цветовая гамма
Выбранные оттенки цветов также могут стать авторской задумкой и отличать проект от остальных. Поиск нестандартных сочетаний, комбинирование пастельных тонов и ярких акцентов, использование контрастных изображений — все это поможет найти изюминку в своих работах и создать неповторимый авторский стиль.
Часто дизайнеры не придают особого значения поиску собственного стиля и создают проекты, копируя чужие работы или используя базовые принципы одного из существующих направлений. Однако, такой подход не позволяет дизайнеру самовыражаться в творчестве и становиться лучшим в своей сфере. С другой стороны, дизайнеры слишком привязываются к созданной концепции — используют одни и те же цвета, делают все проекты с винтажными узорами и прочее. Поэтому важно постоянно находиться в поиске, даже если собственное представление об идеальном проекте сформировалось.
Студия дизайна IDBI использует различные направления в своих работах. В нашем портфолио можно ознакомиться с проектами как в классическом стиле, так и с использованием иллюстраций и других авторских элементов. В своих работах мы делаем упор на юзабилити и повышение уровня конверсии ресурса.
Чем занимается веб-дизайнер на самом деле
Веб-дизайнер — это тот, с кого начинается процесс создания сайта. Он не только делает красивое оформление, но и анализирует поведение пользователей. А что еще?
Учитывает их пожелания и проектирует сайт так, чтобы помочь посетителям сделать то, чего они хотят — например, купить товар, узнать новости или пообщаться с друзьями.
Дизайн — баланс красоты и логики
Многие считают, что веб-дизайнер рисует сайты как художник, добавляя украшения и картинки. Это не совсем верно: веб-дизайнер должен уметь сделать сайт красивым, но это только одна из его задач.
На самом деле веб-дизайнер — это в первую очередь проектировщик и аналитик, который создает простые и понятные сайты на основе анализа поведения пользователей. Дизайнер работает с данными, изучает пользователей и их интересы и только потом располагает блоки на сайте, продумывает цветовую схему, расставляя визуальные акценты.
Под словом «дизайн» сейчас подразумевается скорее не то, как сайт выглядит, а то, как он работает и насколько легко пользователям достичь своей цели. Творчество и искусство в оформлении отошли на второй план.
Веб-дизайнер создает сайты так, чтобы привлечь внимание посетителя, заинтересовать и донести нужную информацию.
Чтобы этого добиться, дизайнер должен развиваться в смежных с веб-дизайном областях:
- Интернет-маркетинге и аналитике, чтобы анализировать данные о потребностях и желаниях пользователей, знать, как работает реклама и зачем вообще создавать сайт.
- Переговорах, чтобы общаться с заказчиками и коллегами.
- Написании текста и редактуре, потому что текст и дизайн неразрывно связаны друг с другом.
- Психологии, чтобы быть способным поставить себя на место посетителя сайта и понять, что для него важно.
- Верстке и frontend-разработке, чтобы знать, как нарисованный в программе макет превращают в рабочий сайт, который выкладывают в интернете.
- Других сферах дизайна: иллюстрации, графическом дизайне, анимации и создании интерактивных баннеров.
Чем занимается веб-дизайнер
Веб-дизайнер рисует макеты лендингов, сайтов для компаний, интернет-магазинов, а также проектирует интерфейсы для интернет-сервисов. Чем он еще может заниматься: создавать шаблоны для email-рассылок, придумывать и рисовать интернет-баннеры.
Что из себя представляет рабочий процесс дизайнера?
- Дизайнер получает данные от заказчика — зачем нужен сайт, как он будет работать, какие пользователи будут на него заходить. Хороший вариант, если заказчик точно знает, что нужно. Но так бывает не всегда, поэтому дизайнер должен сам задавать вопросы и получить нужные данные. Задачу, требования к сайту и ответы на вопросы дизайнер записывает в бриф.
- Веб-дизайнер создает наброски или прототипы будущего сайта: на бумаге или в специальных программах. Прототипы больше похожи на схемы, где указывается расположение основных элементов на страницах сайта.
Создание сайта начинают с прототипов, чтобы посмотреть все варианты расположения элементов и согласовать с заказчиком.
Прототип легче изменить, чем нарисованный макет, поэтому вопросы по структуре и расположению решают на стадии прототипирования.
В каком направлении развиваться веб-дизайнеру
По мере развития дизайнер или углубляется в одно из направлений веб-дизайна или учится работать над всем продуктом, применяя знания из разных сфер.
Вот на чем может специализироваться веб-дизайнер:
- UX/UI-дизайн — проектирование внешнего вида сайтов и приложений с учетом удобства для разных пользователей.
- UX, сокращение от английского выражения user experience, дословно означает «опыт пользователя». Здесь внимание уделяется пользователю и тому, какое впечатление он получает от работы с интерфейсом, как переходит по страницам, достигает ли он своей цели и насколько ему сложно это сделать.
Под UI — user interface — подразумевается внешний вид интерфейса, его характеристики и оформление. Здесь важно и расположение, и размер элементов, и цветовые акценты. Потому что в первую очередь нужно сделать дизайн удобным для пользователя.
Например, в мобильном приложении-навигаторе элементы управления делают крупными, чтобы водитель мог управлять картами и прокладывать маршрут по время движения.
UX и UI — это два направления, которые находятся рядом друг с другом: грань между ними постепенно стирается, поэтому специалисты все чаще соединяют оба названия и пишут UX/UI.
Дизайнеры по интерфейсам проектируют не только обычные сайты; они работают над внешним видом разных интернет-сервисов, мобильных приложений, компьютерных программ.
Создание микровзаимодействий и моушн-дизайн. Микровзаимодействия — это короткие анимации на сайте или в приложениях, которые возникают в виде реакции на действия пользователей.
Брендинг и создание логотипов. Помимо хорошего сайта, компании просят создать логотип, фирменный стиль. Чтобы работать в этом направлении, нужен творческий подход и желательно умение рисовать.
Дизайнер айдентики стоит в стороне от других специализаций в веб-дизайне, но это не мешает дизайнеру в digital развивать в себе такие навыки.
Некоторые дизайнеры становятся аналитиками, проводят A/B-тесты на готовых продуктах, устраивают интервью с пользователями, задают вопросы клиентам, чтобы сделать продукт лучше.
Продуктовые дизайнеры не специализируются на определенной области, а стараются узнать обо всем. Они работают над продуктом в целом, тестируют идеи и гипотезы, составляют прототипы, создают дизайн и собирают мнения.
Веб-дизайн постоянно меняется, каждый год появляются новые направления и технологии.
Дизайнеру необходимо постоянно актуализировать свои знания — смотреть на то, что сейчас модно, какие технологии появились, а еще разбираться в нескольких смежных областях, чтобы создавать современные продукты. Поэтому дизайнер — это не только художник, а еще и аналитик, проектировщик и тонкий психолог.
Годовой практический курс для тех, кто хочет освоить веб-дизайн с самого начала с индивидуальным наставником, сделать отличное портфолио и получить первые заказы или стажировку в студии.
- 32 часа теории и 16 практических заданий
- Живая обратная связь с преподавателями
- Неограниченный доступ к материалам курса
- Стажировка в компаниях-партнёрах
- Дипломный проект от реального заказчика
- Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
7 отличий веб-дизайна от графического дизайна
Веб-дизайн и графический дизайн имеют много общего. Оба требуют хорошего понимания типографики, графики и принципов дизайна. Но, в конце концов, веб-дизайн и графический дизайн — это разные направления с разными понятиями.
1. Веб-дизайн – это динамичная среда
Сравнение веб-дизайна и графического дизайна похоже на сравнение известного всем iPad с картиной, которая висит в музее. Обе вещи показывают красивые визуальные эффекты, но один (iPad) интерактивен — можно прикоснуться, увеличить уменьшить изображение, а другой (картина в музее), может доставить вас к охраннику, если вы дотронетесь до него (картины)
Графический дизайн берет свое начало в печатной индустрии. Будь то макет журнала или детская книга. Любые печатные материалы, как правило, менее интерактивны, чем их цифровые аналоги. Но они так же зависят от художественной сборки изображений, текста и другой графики, чтобы рассказать историю или передать сообщение. Там должна быть логика и навигация по печатным материалам (оглавление книги, журнала) и тому подобное.
Веб-дизайн, несмотря на схожесть с визуальным дизайном, основное внимание уделяет взаимодействию. То есть, то с чем люди могут взаимодействовать — участвовать — а не просто потреблять.
Веб-дизайнер может работать с графическим дизайнером для визуальных более четкого восприятия отдельных элементов, таких как иллюстрации и графика, но веб-дизайнер затем соединит все эти элементы вместе, чтобы создать полный интерактивный дизайн, то что будет интересно для взаимодействия и пригодно для использования.
Терминология:
Графический дизайнер — он же UI дизайнер
UI дизайнер — это интерфейс пользователя, он же пользовательский интерфейс (от английского user interface)
Веб-дизайнер — он же UX дизайнер
UX в переводе означает «опыт взаимодействия» (User eXperience) и включает в себя различные компоненты: информационную архитектуру, проектирование взаимодействия.
Веб-дизайнеры должны убедиться, что пользователи имеют интерес и могут достичь своих целей на сайте. Они понимают, как элементы навигации, кнопки призыва к действию и другие интерактивные элементы направляют, влияют и улучшают путешествие пользователя.
Многие думают, что проблема в дизайне веб-сайтов — это то, что дизайн (UI) не красивый. Но это не так. В некотором смысле, графические дизайнеры, как и веб-дизайнеры, заинтересованы в пользовательском интерфейсе UX. Но они не так сильно беспокоятся по поводу пользовательского интерфейса, т. е. как пользователь ведет себя на сайте. Даже сами термины (см. выше) для аудитории в каждой дисциплине предполагает это различие — профессионалы графического дизайна обычно имеют в виду «зрителей», а не «пользователей».
Профессионалам веб — дизайна , как правило , UI дизайнеры и дизайнеры UX в одном лице.Но как часто вы встречали таких профессионалов?
Графические дизайнеры имеют те же навыки, что и веб-дизайнеры . Они оба знают типографику, цветовые палитры, правила композиции и макеты. Но веб-дизайнеры обращают внимание на то, как эти элементы влияют на интерактивность и удобство использования.
2. Веб-дизайнеры заботятся о времени загрузки и размерах файлов
IxPixar мог бы заполнить свой сайт анимацией (отмеченной наградами) в полном разрешении , но они сохраняют ее с минимальным размером для быстрой загрузки.
Чудовищные размеры файлов — вот что не дает спать по ночам веб-дизайнерам.
Веб-дизайнеры за красивые идеи и эстетику, но также и за оптимизацию.
Изображения, движущаяся графика, анимация и другие графические элементы должны выглядеть хорошо и быть достаточно маленькими, чтобы их можно было быстро загружать на все устройства. Длительное время загрузки приводит к плохому взаимодействию с пользователями сайта и высоким показателям отказов.
Графический дизайнер беспокоится о размере файла только тогда, когда пытаются разместить этот огромный рекламный баннер в багажнике или на заднем сидении своего автомобиля.
3. У веб-дизайнеров есть барьеры, в использовании типографики
Графические дизайнеры могут использовать практически любой шрифт, не беспокоясь о том, как он будет отображаться в окончательном результате. Для печати подойдет любой.
Веб-дизайнерам, однако, необходимо учитывать, как текст будет отображаться на разных экранах и в разных браузерах.
К счастью, добавление правила @font-face в CSS позволяет расширить выбор шрифтов. А такие приложения, как Adobe Typekit и Google Fonts, дают веб-дизайнерам более широкую палитру типографики для творчества.
4. Веб-дизайнеры думают о широком применении своего дизайна
Часто, графические дизайнеры работают в рамках конкретного задания — они создают проект, который только одному конкретному устройству.
Веб-дизайнеры должны работать над созданием проекта, который подходит для каждого устройства, независимо от его размера или формы, без необходимости переделывать дизайн.
Посмотрите какое огромное количество сайтов в интернете не адаптированы под мобильное устройство. А это потери потенциальных посетителей и клиентов.
Веб-дизайнеры должны учитывать масштаб. Типографика, изображения и другие визуальные элементы увеличиваются или уменьшаются в зависимости от размера экрана. Цель состоит в том, чтобы все эти элементы были удобочитаемыми и обеспечивали удобство работы на любом устройстве.
Веб-дизайнеры не ограничены размером холста, но им нужно учитывать все возможные способы отображения сайта. Хорошие, вдумчивые веб-дизайнеры адаптируют основной дизайн для обеспечения постоянного взаимодействия с пользователем.
5. Веб-дизайнеры всегда при работе
Веб-сайт – это что-то живое, которое постоянно меняется.
Призывы к действию и контент могут быть переписаны по мере необходимости, продукты будут добавлены на сайты электронной коммерции, а навигация может быть обновлена для увеличения конверсии.
Когда специалист по графическому дизайну заканчивает проект, это обычно конец его работе. Но работа веб-дизайнера никогда не заканчивается.
Подобно архитектору, веб-дизайнеры должны прогнозировать, как веб-сайт может расти, и учитывать пространство для изменений. И им нужно помнить, что люди, которые заказали проект, могут не иметь навыков веб-дизайна, но могут сами вносить изменения в будущем.
В то время как графический дизайнер фокусируется на творчестве, веб-дизайнер занимается тем, как все части дизайна функционируют вместе как система.
Графические дизайнеры – это художники. Этот прекрасный набор аватаров Райана Путнэма, созданный для Comcast, креативен и детален.
6. У веб-дизайнеров постоянное взаимодействие с аудиторией.
Сайт — это трафик и повторные посещениях. Это площадка, которая взаимодействует с аудиторией. Если что-то не так, кто-то обязательно это заметит — и скажет об этом.
Когда что-то на сайте работает не так, как должно, или когда пользователи ненавидят дизайн, веб-дизайнеры знаютоб этом!
Интернет — это сеть для мнений и отзывов. Просто читаем комментарии к любой статье и все становится понятно.
Возьмем, к примеру, рекламный щит: конечно, лозунг может не нравиться, а цветовая гамма — дурацкой, но мало кто позвонит в агенство и скажет: «Этот баннер мне не нравится!». Человек в воздух выразил свое недовольство и все. На этом все и заканчивается (Ну обычно.)
Веб-дизайнеры могут получать отзывы об успехах и неудачах их дизайна с помощью Google Analytics. Часть работы веб-дизайнера — смотреть на аналитику и думать о действиях, которые они могут предпринять, чтобы улучшить показатели. Показатели отказов, переходы по ключевым словам и популярный контент — это лишь некоторые данные, которые веб-дизайнер может использовать, чтобы выяснить, что работает, а что нет.
7. Веб-дизайнеры тесно сотрудничают с разработчиками
Хорошие коммуникативные навыки важны, будь вы веб или графический дизайнер.
Каждый проект имеет свой набор определенных действий.
Задавайте правильные вопросы, держите обратную связь. Ведь в создании сайта участвует не один человек. Это поможет любому проекту идти более гладко.
Веб-дизайнер часто работает с разработчиком или даже с командой разработчиков, которая переводит дизайн в функциональный код. И вы, и фронтенд-разработчики должны понимать дизайн, все его тонкости и конечный результат к которому идете.
Дизайнеры веб-сайтов и веб-разработчики должны иметь четкую связь на каждом этапе, чтобы убедиться, что дизайн соответствует поставленным целям.
И чтобы не получилось, как в детской игре «Испорченный телефон» — видение веб-дизайнера изменяется, поскольку дизайн превращается в код.
Графические дизайнеры — художник в одном лице, стоящим за их работой. Они одиноки в реализации творческого замысла.
Веб-дизайнеры передают разработчикам каркасные модели и прототипы для преобразования в функциональный код. С таким количеством рук в проекте легко потерять фокус первоначальных целей дизайна.
Поэтому только тесное взаимодействие всех специалистов приведет к успеху.
Не упустим в этой статье напомнить о Webflow, который помогает веб-дизайнеру создавать дизайн и генерировать чистый код одновременно.
Веб-дизайн и графический дизайн — это все ВИЗУАЛ. И сейчас много курсов, которые «готовят» сразу UI/UX дизайнеров в одном флаконе. Как мне кажется каждый человек должен быть хорош в одной дисциплине.
А как вы считаете? Что еще отделяет или объединяет графический и веб-дизайн? Хотел бы увидеть ваши дополнения в комментариях.
► Автор англоязычной версии статьи и фанат дизайна Jeff Cardello
Разбираемся в трендах веб-дизайна
Несмотря на обилие в интернете разнообразных статей о направлениях веб-дизайна, разобраться в том, какой дизайн визуально устарел, а какой в тренде и почему, довольно нелегко. Для начала нужен глобальный взгляд на новейшую историю веб-дизайна, чтобы не запутаться в деталях. В этой статье рассказана краткая история визуальных направлений последних лет и даны их ключевые отличительные признаки.
Речь здесь пойдет именно о визуальной эволюции веб-дизайна, с небольшой оглядкой на вехи в развитии технологий. Дело в том, что, хотя влияние технологий заметно, оно не является определяющим. Например, и скевоморфный, и «плоский» дизайн можно сделать, применяя один и тот же стек технологий.
Первая декада XXI века — карамельный веб «2.0»
Выступая на конференции Future of Web Design в Hью-йорке, известный американский дизайнер Elliot Jay Stocks описал «то, что люди подразумевают под визуальным дизайном в стиле веб 2.0», следующими признаками:
• яркие цвета;
• бейджи «специальное предложение», налепленные на страницу;
• глянцевость, стеклянность, «карамель» в иконках и иллюстрациях;
• закругленные углы;
• градиенты;
• паттерны на фон с диагональными линиями;
• отражения.
Эти клише наполняли интернет в основном с 2003 по 2010. Часто технологии не очень поспевали за модой. Вспомним, например, верстку закругленных уголков, которая делалась с помощью картинок. Однако, как видно из этого же примера с уголками, мода подхлестывала технологии.
2011 — скевоморфизм
С начала второго десятилетия XXI века на смену «карамельному» тренду пришел истинно натуралистичный дизайн.
Скевоморфизм — это использование элементов дизайна очень похожих визуально на их аналоги в реальном мире. В промышленном дизайне, например, широко известна история о том, что двигатель в первых автомобилях поместили впереди, так как это казалось интуитивным: ведь лошади же спереди повозки.
Детально прорисованная трехмерная иконка «мусорная корзина» или «кожаный» фон приложения-календаря у iOS того времени — характерные примеры скевоморфизма. Существует и другое толкование этого слова, близкое понятию affordance, однако, здесь мы говорим о скевоморфизме именно как о визуальном стиле.
Черты скевоморфизма в вебе:
• трехмерные элементы;
• приглушенная, натуралистичная цветовая схема;
• элементы, выглядящие как ткань, кожа или другой физический материал, с реалистичными швами и текстурой;
• «тисненые» буквы;
• «занавесочки», ленточки, печати.
Параллельно этому тренду в моду входили и более фундаментальные вещи, связанные с развитием браузерных технологий, облегчением труда верстальщика и, скажем прямо, формированием вкуса у веб-дизайнеров, которые, наконец, окончательно стали отдельной профессией.
Это в моде и по сей день:
• интересная, разнообразная типографика;
• следование законам печатного дизайна в оформлении текста;
• большие фотографии на фон.
Надо сказать, что все это время законодателем мод был по сути один крупный бренд с инноваторским имиджем, угадайте кто? Ну конечно, Apple. Элементы веб 2.0, а затем и скевоморфизма впервые появились на их сайтах и приложениях.
Но в 2010–2011 году на сцену стиля вышли сразу два конкурента.
2010 — Windows Metro (он же Microsoft design language и Modern UI)
В 2010 году Microsoft представил общественности свой новый дизайн, радикально отличный от прошлого. Основной упор в стайлгайде был сделан на «плоские» элементы и типографику, в отличие от прежних, «иконочных» интерфейсов. Изменения преподносились как «по-настоящему цифровой дизайн».
Так как и Apple тоже в это время начал вводить элементы минимализма, это быстро стало трендом, захлестнувшим интернет.
Не в последнюю очередь огромная популярность «плоского» дизайна связана с техническими потребностями в эпоху стартапов и мобильных устройств. Как никогда важно стало быстро делать сайты и приложения, которые бы выглядели адекватно и на десктопе и на экране смартфона. Со скевоморфными элементами трудно сделать действительно responsive дизайн, а с плоскими — пожалуйста, и выглядит стильно.
2011 — Twitter Bootstrap
Twitter Bootstrap был представлен как фреймворк для облегчения жизни программистам фронт-энда, а по сути стал проводником нового стиля.
Легкость и визуальная аккуратность фреймворка сыграли немаловажную роль в его стремительном распространении. Но основной причиной было, конечно же, решение «под ключ» целого комплекса характерных задач фронт-энд разработки. То, что можно сразу получить и качественный код под все платформы, и хороший дизайн, привлекло тысячи разработчиков. А в интернете начались разговоры про то, что все сайты стали на вид одинаковые…
Однако существует мнение, что ни тогда, ни сейчас Bootstrap не являлся законодателем мод, а скорее их прямым отражением. В Bootstrap 1.0 применялись градиенты, больше было теней и другого ненавязчивого 3d, характерного для эпохи заката скевоморфизма.
Вот, например, как изменилось модальное окно c кнопками:
2012 — Flat Design
Скевоморфизм стал превращаться в ругательное слово, а маятник моды качнулся в другую сторону — в полную силу вошел тренд «плоский дизайн» со следующими визуальными признаками:
• минимализм;
• двухмерность, без теней и глубины;
• на первом плане контент;
• возврат ярких цветов.
Даже кнопка, для которой был традиционен affordance — приподнятая форма, похожая на форму физических кнопок, — стала плоским прямоугольником.
Продолжают активно развиваться тренды, ставшие модными еще в эпоху скевоморфизма:
• интересная типографика и ориентация на печатный дизайн;
• большие фотографии и даже видео на фоне сайтов.
2013 — борьба трендов
Накал страстей в разгар борьбы наступающего плоского и не сдающегося скевоморфного дизайна достиг апогея. Это стало одной из самых обсуждаемых тем в интернете не только среди дизайнеров. Аргентинское агенство In tacto даже выпустило на эту тему игру.
Тем временем, прогресс не стоит на месте и в 2014 году вышли два «визуальных языка», которые, возможно, решат исход борьбы.
2014 — Google Material Design
Подробнейший стайлгайд от Google впечатляет не столько новизной дизайна, сколько уровнем пиара и масштабом донесения до аудитории. Google действительно удалось стать законодателем мод в дизайне приложений, для которых предназначался стайлгайд. Однако очень быстро появилось и несколько фреймворков Material Design для веба, большая часть которых сделана не в Google (например, вот Material Design в Angular.js).
Как объяснил дизайнер John Weley на конференции Google I/O 2014, в противоположность подходу Microsoft, которые объявляли свой Metro “authentically digital”, Google хотели вернуться к реальному, «нецифровому» миру, найти натуралистичную, в чем-то даже скевоморфную метафору для интерфейса. Однако метафора, которую они выбрали, все же оказалась самым плоским, что было в физическом мире — это бумага.
Соответственно, почти все в интерфейсе выглядит и ведет себя, как бумага. Экраны — это листы бумаги, а на них — чернила. В дизайн вернулись тени, отбрасываемые, когда один лист располагается над другим. Снова появилась приподнятая кнопка, но теперь она не нажимается (не «опускается») при клике, а выдает эффект растекающихся чернил. Бумага, тем не менее, имеет и ряд нереалистичных свойств, например, у нее нет текстуры, а листы могут бесшовно соединяться и разделяться.
Стиль Google Material Design в целом поддерживает тенденции минимализма, использования ярких цветов и интересной типографики.
Из нового же он привел в моду следующее:
• возврат теней и глубины в дизайн;
• иконки используются много, они в целом плоские, но с тенями, складками и «глубиной»;
• анимации в стиле метафоры «бумажных листов».
Анимация впервые настолько адекватно поддерживает общую стилевую идею и практически выступает на первый план стайлгайда. Почти в каждом разделе присутствуют примеры с интересной и обоснованной анимацией.
2014 — IMB Design Language
В конце прошлого года компания IBM выложила в открытый доступ свой новый design language.
Как сказано в блоге IBM, вдохновляющей идеей для нового дизайна была аналогия с человеческими языками. Язык – это то, что позволяет людям общаться, понимать друг друга и вместе решать задачи. Подобным образом и визуальный язык – design language – призван помочь дизайнерам и разработчикам продуктов «заговорить на одном языке», и между собой, и с пользователями.
IBM Design Language в отличие от Google Material Design не дает рекомендаций по размерам отступов, а задает общефилософский хороший тон в дизайне. Например, есть несколько абзацев о золотом сечении и вариантах сетки, но нет никаких шаблонов и ограничений «вот так будет в стиле IBM, а вот так совсем нет», как это сделано в Material Design. Нежелание дарить ленивым готовые шаблоны авторы стайлгайда объясняют стремлением дать свободу новым идеям. На фоне разговоров о том, что все сайты и приложения стали одинаковыми, звучит заманчиво.
Иногда конкретные цифры и гайдлайны все же можно разыскать. Например, в разделе Иконографика есть следующая рекомендация: «не скругляйте уголки, тогда иконки будут иметь более строгий «научный» вид».
Сравните иконки Google Material Design
… и IBM Design Language:
В IBM Design Language большое внимание уделено акценту на пользователя и контент, а также опять-таки анимации. За основу концепции движения взяты бессмертные принципы диснеевской анимации. Кратко, но довольно емко рассказано, в чем секрет притягательности и стильности некоторых приемов. Даются интересные примеры, например, про то, как блок warning при появлении двигается тяжело, с замедлением, своей тяжеловесностью привлекает внимание и создает впечатление важности.
2015, что дальше?
Судя по акценту на движения элементов в двух нашумевших стилях 2014 года, анимация становится новым полем, на котором разыграется битва трендов.
И это понятно, ведь технологии сделали создание анимаций как никогда ранее легким. А в визуальном веб-дизайне сейчас, похоже, сложилась ситуация, когда что-то новое привнести трудно. Это ведет к тому, что законодатели стиля не пытаются резко реформировать «плоский дизайн», а перемещают акцент на анимации, чтобы сделать их своей узнаваемой «фишкой». Так что самое интересное нас ждет, конечно, впереди.