Start-365.ru

Работа и Занятость
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем сущность понятия дизайн и дизайнер

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИЗАЙН»

Возникновение «дизайна» как результата спонтанного формирования визуальных и функциональных свойств предметной среды произошло в начале XX века. Он основывается на разработке примеров её рационального построения, что соответствует сложному функционированию современного общества. Дизайн решает широкие социально-технические проблемы — деятельность производства, потребления, жизни людей в предметной среде.

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса — проектов (эскизов, макетов и других визуальных источников), а также осуществленных проектов — изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и прочее [ 10, с.3 ].

На сегодняшний день существует множество суждений на определение сущности понятия «дизайн». Определение дизайна в словаре иностранных слов трактуется как [6, с.11]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий.

В «Популярной художественной энциклопедии» дизайн определяется как: «термин, обозначающий вид художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [7, с.116].

Н.М. Шанский в этимологическом словаре русского языка поясняет слово «дизайн» (английское слово design) в одном случае как «замышлять, проектировать, конструировать», в другом — как «замысел, проект, конструкция, чертеж» [9, с.9].

Подведя итог, можно сказать, что дизайн – это направление деятельности, функцией которой является создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющее запросам и предпочтениям общества.

Анализируя различные толкования понятия дизайна, его приспособленное и, главное, удобное для школы определение составила Л.И. Малиновская: «Дизайн — это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер — это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [4, с.142].

В дословном переводе с английского термин расшифровывается как «план», «чертеж». По одному из определений, представленных в словаре, дизайн – это художественное конструирование чего-либо (в зависимости от объекта работы), существующее наравне с архитектурой и инженерным планированием. Также можно сказать, что дизайн – это одновременно и творческий метод, и сам процесс работы, и ее результат. Объектом дизайна называется некая среда или вещь, идея, на которой и сосредоточена данная деятельность с целью анализа, изучения и преобразования. Она обладает следующими характеристиками:

· Образ. Это идеальное представление дизайнера об объекте, его мысли, планы о нем.

· Функция. Это те задачи, которые возлагаются на объект дизайна. Хороший дизайн, сделанный профессиональным специалистом, в обязательном порядке учитывает данную составляющую, работая не только с внешней, эстетической стороной дела, но и с его практическим назначением. Преобразованный в результате творческой мысли объект должен сохранить способность на нужном уровне выполнять свои функции. Об этом должен позаботиться технический дизайн. В частности, если речь идет, например, о дизайне интерьеров, техническая сторона дела позволит сделать оформление помещения не только красивым, но и логически выверенным, комфортным для проживания.

· Морфология. Это структура объекта, соответствующая его функциям.

· Технологическая форма. Это морфология, воплощенная в методе производства объекта. При этом данный метод отвечает дизайнерской задумке.

· Эстетическая ценность. Значение объекта, которое человек определяет на основе сравнения внешнего вида объекта с имеющимся эстетическим образцом (или образцами).

Суть дизайна состоит в том, чтобы, преобразовывая внешний вид, а также при необходимости отдельные составляющие устройства объекта, получить его лучший вариант. Что касается объектов данной творческой деятельности, то они могут быть всевозможными. Исходя из этого выделяют следующие виды дизайна:

Включает большую группу, в которую входят транспортные средства и предметы домашнего обихода, аксессуары и одежда, обувь, орудия труда и механизмы, техника и проч. Этот вид дизайна возник много десятков и даже сотен лет назад.

Заключается в оформлении интернет-страниц. В веб-дизайне задействована как разработка особенностей навигации средств и их структуры, так и работа по созданию привлекательного внешнего вида сайтов. Довольно современное направление. Его распространенность, необходимость регулярно увеличивается, поскольку растет и значимость интернета в повседневной жизни общества, а также в торгово-денежных отношениях между производителями и покупателями товара, услуг. На сегодняшний день любая компания, представляющая что-либо на рынке, а также какой угодно информационный ресурс считает востребованным иметь интересный, рейтинговый сайт.

Это разработка фирменного стиля, включающая формирование сайта и фирменной полиграфической продукции (например, визиток, бланков), документации, создание логотипа и прочее. К тому же, сюда относится оформление различных мероприятий, церемоний, которое будет включать полный спектр дизайн-работ.

Включает в себя дизайн интерьеров и ландшафтов, световой дизайн и колористика, архитектурный дизайн и дизайн городской среды, суперграфика и прочее. Сегодня это еще один из самых востребованных видов дизайна. Таким дизайном заинтересованы люди, которые стремятся сделать свой дом престижным и уютным.

Направлениями работы этого вида дизайна считаются наружная и печатная реклама, товарные знаки, полиграфия, фирменные стили.

В научных трудах Г.П. Калининой [2, с.26] обозначено, что дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), обозначает современное направление деятельности в проектировании предметного мира.

Возникает вопрос, возможно ли целенаправленно формировать специальную систему и организацию процесса обучения молодого поколения основам дизайна? По мнению О.В. Ожерельевой [5, с.153], в теоретическом плане — это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

По Е.В. Макаровой, дизайнерское образование имеет направление на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку обучающихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, [3, с.94].

Л.П. Заречная в своих научных трудах [1, с.201] подмечает, что дизайнерское образование считается важнейшим ресурсом приобщения обучающегося к общественным ценностям, которые составляют основу культурной среды, и поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

В системе проблем развития общей и эстетической культуры человека данное приобщение следует основывать на объединении знаний всевозможных областей наук, выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других вопросов. Следует основываться на функциональной обусловленности эстетической культуры в развивающейся эволюции человека, на ее способности восхвалять человеческое начало в человеке «во все времена и эпохи», содействовать гуманизации человеческого общества, служить делу социальной перспективы дизайнерского образования.

По мнению П.Н. Андрианова [8, с.195], фактически ценностная основа дизайнерского образования заключается в том, что оно должно базироваться на формировании эстетических взаимоотношений. Данные взаимоотношения следую из сложной системы взаимоотношений человека с окружающими естественным и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сформировавшийся в ходе исторического опыта и включает три диалектически связанные между собой элемента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимосвязь в ходе эстетического познавательного процесса — развивает эстетическую культуру взаимоотношений, эстетический вкус.

Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, и на удовлетворение запросам и предпочтениям общества.

Дизайнерское образование — это путь получения знаний о закономерностях дизайна и способах их применения в обучении. Оно предполагает: развитие у обучающихся качеств, креативно мыслящей, предприимчивой и мобильной личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению; воспитание творческого отношения к труду; развитие разносторонней личности.

Список литературы

1. Дизайн-образование в школе [Электронный ресурс]: Центр современных методик преподавания. -ежим доступа: http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/

2. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина. — М.: Академия, 2005. — 192 с.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИГ1К. и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 1998. — 464 с.

4. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / И.Г. Майорова. — М.: Просвещение, 2000. — 214 с.

5. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: Учебнометодический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.Н. Зотова. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. — 368 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. /И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 400 с.

7. Проснякова, Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. -Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. — 128 с.

8. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на академике -Режим доступа: http://dic.academic.ru/

9. Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников [Текст] / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. — 2007. — № 3 , — С. 9-12.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА. КРАТКИЙ ОБЗОР НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОМПЬЮТЕРНОМУ ДИЗАЙНУ.

Дизайн – берет свое начало в Италии. Уже позднее похожее понятие «design», формируется в Англии, которое уже прижилось и данный термин используется по настоящее время. На русский язык термин «design», переводится как: узор, чертеж или проектировать и конструировать.

Читать еще:  Где можно выучиться на веб дизайнера

Дизайн складывается в процессе развития художественных программ, а так же инженерного проектирования. Дизайн развивается не только на проектировании, но и захватывает особенности социума и эстетические качества. То есть проектирует и создает объекты комфортные для предметной среды человека, например, социально культурной, общественной, производственной и жилой.

В настоящее время дизайн – это совокупность нескольких проектных деятельностей, объединяя в себе как технические, так и гуманитарные знания, закрепляя все художественным мышлением, далее формируя на производстве объект размышления.

Главная задача дизайна и дизайнерской мысли – это, быть в одной плоскости с техническими и естественными знаниями. Все знания в этих сферах сливать воедино и брать за основу художественное, обзорное мышление.

1. Определение и сущность дизайна

Дизайн — это знание, объединяющее в себе проектное мышление и творчество, мыслью которого является определение оптимальных характеристик промышленных объектов. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива.

Характерная черта дизайна заключается в том что, каждый объект рассматривается не только со стороны пользы, а должно пройти критику во всех сферах. То есть пройти путь, от формирования идеи и заканчивая производством.

Дизайнер ищет наилучшую форму каждого элемента, учитывая, как она зависит от рабочего назначения изделия и связей с человеком. Слаженность и контрастность как универсальные единые средства искусства являются образующими и в дизайне.

Художественное проектирование среды — не просто создание вещей, конструируя определенные функциональные и эстетические свойства, особенности вещам и предметной среде, художник «создает» человека, который будет пользоваться этими вещами, и жить в этой среде. Отсюда следует, важная значимость проектировщика, установить наиболее важные аспекты с целью производства этого предмета.

Дизайн открывает нам свободные возможности эстетических идей, новые красоты, значимость, величину и глубину человека, его воображение. Дизайн — самобытный по своей природе, выявил и объединил множество сред воедино. Внес корректировку в создание предметного мира человека.

Профессионализм дизайнера и дизайнерской мысли имеет огромную часть в конструировании, а не только инженера – проектировщика, в идеале специалист все эти профессии должен совместить для получения идеального состояния и дальнейшей успешной работы в проектировании.

Дизайнерская мысль проявляет положительное влияние на социальную атмосферу, формирует эстетический вкус, творческое мышление, возможна, вдохновить на положительные действия, проявляет работоспособность, формирует комфортность, повышает жизненный тонус, проявление уважение к среде существования, дает более понятный вид для восприимчивости человека.

Дизайн, не так уж прост, как кажется на первый взгляд, дизайн это совокупность декоративной и графической деятельности. Так же в сферах управления можно встретить, например, где ведутся научно-исследовательские исследования, инженеры, проектировщики, технологи — практически всегда сталкиваются с необходимостью рисовать, так нагляднее можно изобразить, для восприимчивости. Данное действие — рисование, не ограничивает человека, тем самым дает свободу мышления, способность чувствовать гармонию мира раскрывают новые возможности восприятия мира и применения получаемых результатов в различных областях деятельности.

2. Развитие дизайна

В наше время общество испытывает период вмешательства рыночных отношений, при которых эстетическое качество предмета обязано соответствовать его значению и вытекать из него. Современные формы взаимодействия архитектуры и дизайна возникают из общих задач архитектурного проектирования и из условий строительного и промышленного производства. История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, историей развития техники и технологии.

Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и начинает влиять на формирование их мировоззрение. К концу 18 века стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом вещей невозможен дальнейший прогресс. Однако стало заметное снижение качества индустриальных форм по сравнению с изделиями традиционного ремесленного производства, а также их инородность в окружающей среде. В середине 19 века понятия «искусство» и «художественное творчество» начинают употребляться по отношению к проектированию рядовых сооружений, созданию бытовых вещей и одежды.

Задача дизайна — план соответствия прелести и выгоды, фактор — сокращение эстетического степени в ходе многочисленного изготовления и пользования, модель – стилизация эстетического, основа — своеобразие элемента, отвечающая общепризнанным меркам и условиям стилизации.

Развитие нашего государства основало нам колоссальное число креативного наследства и креативных мыслей с целью осуществления. Однако с целью процветания нашей страны нужно совершенствовать общественно-цивилизованную область. В данной взаимосвязи отечественный дизайн содержит более немаловажное роль, несмотря на то в настоящее время уступает западным.

3. Компьютерный дизайн

Компьютерный дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Компьютерный (графический) дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сфер жизни, способствуя созданию визуального ландшафта современности.

Современный компьютерный дизайн позволяет проводить дизайнерские проекты на качественном новом этапе. Построение чертежа, пространственной модели, наглядного изображения, схемы, любые расчеты – любой из этих этапов может быть произведен компьютерной программой.

Общепринятое использование компьютерного дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн.

Композиция — одно из важнейших свойств компьютерного дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.

книжные макеты и иллюстрации;

рекламные и информационные плакаты;

графическое решение открыток и почтовых марок;

корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип;

Сущность понятий «дизайн», «дизайнообразование», «дизайнерское мышление».

Дизайн возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей – проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы – функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Слово «дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн вещи», «дизайн автомобиля»), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества.

В настоящее время существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «дизайн». Словарь иностранных слов определяет дизайн как [26]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий.

«Популярной художественной энциклопедии» дается такое определение дизайна: «термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [27, с. 167].

Н.М. Шанский в этимологическом словаре русского языка поясняет слово «дизайн» «английское слово design означает в одном случае «замышлять, проектировать, кон-струировать», в другом – « замысел, проект, конструкция, чертеж» [31, с. 144].

Исходя из этого, можно определить дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.

Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л.П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [19, с. 142].

По мнению Г.П. Калининой [10], дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Во всех определениях, по мнению Н.Г. Конышевой [13], отражена:

1) во-первых, активная, преобразующая, творческая сущность «дизайна»; 2) во-вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность направлена на разработку создание гармоничной окружающей среды.

Гармоничной, т.е. комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека. Все это убеждает нас в том, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально-эстетическое.

В свете сказанного возникает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения молодёжи основам дизайна. По мнению О.В. Ожерельевой [22], в теоретическом плане – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

Читать еще:  Где учиться на веб дизайнера в москве

Дизайнообразование ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, отмечает Е.В. Макарова [18].

В научных трудах Л.П. Заречной [9], отмечается, что дизайнообразование является важнейшим средством приобщения личностью учащегося к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

Указанное приобщение необходимо основывать на интеграции знаний различных областей наук, раскрытии взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры человека. В дизайно-образовании необходимо исходить из функциональной обусловленности эстетической культуры в прогрессивной эволюции человека, ее способности возвеличивать человеческое начало в человеке «во все времена и эпохи», активно способствовать гуманизации человеческого общества, служить делу социального прогресса.

По мнению П.Н. Андрианова [29], ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природными и искусственным пре-дметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Дизайнообразование предполагает [7]:

– формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно дей-ствующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для дея-тельности в новых социально-экономических условиях;

– формирование знаний и умений использования средств и путей прео-бразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;

– подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

– формирование творческого отношения к труду;

– развитие разносторонних качеств личности и способности профес-сиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.

Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления. Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н.М. Конышевой [13], по ее мнению оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей к окружающей действительности в целом.

Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. По мнению Л.П. Малиновской, оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации [19, с. 14].

Это первый, сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.

Н.Г. Конышева выделяет несколько видов дизайнерского мышления [13]:

1. Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.

2. Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности – как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.

Автор отмечает, что дизайнерское мышление должно включать в себя следующие параметры [13]:

– целесообразность – способность взаимосвязывать поставленную задач с собственным замыслом, достижение поставленной цели.

– рациональность – выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения.

– новизна и оригинальность – нешаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности.

– стилевое чутье – понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.

– цветовая гармония – умение создать цветовые сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства.

– гибкость – способность высказывать многообразие идей.

По мнению Л.П. Малиновской [19], основные особенности дизайнерского мышления можно представить в следующем виде:

– системное владение логическими операциями;

– наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности проектированию.

– понимание целесообразности и рациональности вещей.

– знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды.

Таким образом, анализ ключевых понятий позволил нам выделить важные характеристики дизайнерского мышления и его отличие от традиционно понимаемого творческого мышления, что крайне важно при выборе методов в процессе его формирования.

Выводы по 1-ой главе.

Под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнобразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

Задача внедрения дизайнерского образования в практику школы наиболее успешно может быть решена именно в рамках предмета «изобразительное искусство и художественный труд», так как только на данных уроках изготавливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми. Дизайнерское образование школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления, под которым понимается наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Современный урок художественного труда должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.

Модель дизайнобразования в школе должна включать в себя: формирование основных понятий дизайна (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований дизайна (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета уместность украшений на предмете); формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке); использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского); использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических); организация эстетически верной окружающей среды. Использование подобной модели будет способствовать достижению основной цели дизайнобразования младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 120 ;

Понятие дизайн

Сущность композиции.

Литература

Характеристики элементов композиции.

Сущность композиции.

Введение в композицию.

1.1. Понятие «Дизайн».

1.2. Понятие «Композиция».

1.3. Композиция как система.

1.4. Цель, задачи, средства композиции.

1. «Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие.» – 2-е изд., В.Б.Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
2. «Основы композиции в прикладной графике», Ереван, 1086., Григорян Е.А.

Дизайн – от английского слова “design” – проектировать, рисовать, чертить, задумывать, а также – проект, план. Это разновидность художественной деятельности, которая направлена на создание предметной среды (машины, вещи, интерьер) и основана на принципах: удобство – экономичность – красота.

«ДИЗÁЙН, художественное проектирование промышленных изделий, учитывающее форму, материал и назначение предмета. Деятельность дизайнера направлена на создание органичной человеку предметно-пространственной среды. Современный дизайн является областью, где объединяются новейшие достижения науки, техники, гуманитарных знаний и художественно-эстетическая сфера; используются данные эргономики (науки, изучающей психофизиологические и функциональные особенности человека), экономики, экологии. Дизайнер руководствуется принципом функциональности форм, использует современные материалы и технологии, учитывает тенденции моды.

Область применения дизайна охватывает все виды человеческой жизни и деятельности: орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, аудио– и видеоаппаратура, мебель), одежду, книги и рекламную продукцию, оформление жизненного пространства человека – жилых интерьеров и садово-парковых зон (ландшафтный дизайн). Современные технологии вызвали к жизни компьютерный дизайн. Подобно произведениям «высокой моды», в художественном проектировании создаются уникальные авторские произведения «дизайна как искусства» (арт-дизайн).

Появление дизайна в кон. 19 в. связано с промышленной революцией, развитием массового производства. Его истоки – в практике английского «Движения искусств и ремёсел», связанного с именем У. Морриса. В нач. 20 в. возникают фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЕГ» и американской «Форд моторс». Первые крупные дизайнерские школы – Вхутемас в России и германский «Баухауз». Для отечественного дизайна важен был опыт «производственного искусства» 1920—х гг.; на европейский дизайн первой пол. 20 в. большое влияние оказали теоретические разработки и практика функционализма. В сфере дизайна работали крупные архитекторы – Ф. Л. Райт; один из основоположников дизайна, создатель «фирменного стиля» компании «АЕГ» Петер Беренс; основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус и др. Экономический кризис 1929 г. привёл к появлению в Америке «индустрии дизайна». Благодаря новым материалам и технологиям появляются обтекаемые формы промышленных изделий. После Второй мировой войны лидером в области дизайна стала Италия, где склонность к авангардным формам сочеталась с классическими культурными традициями. В мебельной промышленности, благодаря новым методам обработки пластмасс, возникают образцы яркой пластиковой мебели. Получает развитие идея фирменного стиля; крупные предприятия («Фиат», «Оливетти») сотрудничают с известными мастерами. Немецкие дизайнеры вновь обращаются к опыту функционализма, «Баухауза». Функциональность сочетается с эстетической простотой изделий (стиль фирмы «Браун»). В жилой среде используются новейшие материалы, сборные элементы, промышленное оборудование (направление «хайтек»).

Читать еще:  Архитектор дизайнер что нужно сдавать

В СССР в 1962 г. был организован ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). На предприятиях создавались художественные лаборатории, открывались кафедры художественного конструирования в вузах. 1970-е гг. – время создания концептуальных проектов, решавших проблему синтеза предметной среды и архитектуры.

В кон. 20 – нач. 21 в. в связи с распространением компьютерных технологий получил развитие веб-дизайн – проектирование и оформление виртуальных страниц сайтов в Интернете, включающее элементы анимации. Широко востребованы также дизайн интерьеров жилых и общественных зданий, ландшафтный дизайн. Дизайнеров готовят ведущие художественные и строительные вузы; создаются специализированные студии и бюро и авторские школы дизайна.»

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

Автор / составитель: Балицкая Т.В. Издательство: Росмэн — Пресс, 2007

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности, когда пытаются найти красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какой сделать потолок в ванной комнате. Покупают удивительно красивый ламинат или паркет, а потом не знают, какого цвета поставить мебель на этот ламинат. Потому что очень хотелось спальню сделать розовой, а зал зеленым, а теперь не могут понять, почему такое ощущение дискомфорта возникает. Дальше — хуже, не вписываются двери, не вписываются шторы, не вписывается диванчик. Происходит нарушение целостности интерьера, дизайн расползается.

Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.

Дизайн-проект позволяет предугадать все мелочи и не мелочи, продумать тщательнейшим образом весь дизайн и рассмотреть его с фотографической точностью с помощью компьютерных программ, моделирующих реальность.

А основой комплексного и гармоничного построения интерьера является композиция.

1.2. Понятие «композиция»

Композиция – от латинского “compositio” – сопоставление, соединение частей в единое целое в определенном порядке, связь, сочинение.

Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами.

В пластических искусствах:

Композиция – построение (сочинение) целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве.

§ Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи — картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и прочее.

§ Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения.

§ Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира, бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы.

§ Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

§ Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. По определению Н. Гончаровой «композиция является выразителем структурно-гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности».

§ В художественных ВУЗах композицию изучают как предмет, с помощью которого овладевают законами взаимосвязи между элементами художественной формы, между содержанием и формой, законами, обуславливающими создание художественного целого. Композиция — способ организации «материала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса — глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме.

§ Известный советский ученый Л. Выготский писал, имея в виду литературное произведение, что «под материалом разумеется все готовое — житейские отношения, случаи, быт, характеры. Расположение этого материала по законам художественного построения следует назвать в точном смысле этого слова — формой этого произведения. В этом понимании форма меньше всего напоминает внешнюю оболочку, кожуру, в которую облачен плод. Форма раскрывается как активное начало переработки и преодоления материала. Расположение событий рассказа, тот способ, каким знакомит поэт читателя со своей фабулой, композиция его произведений, представляет чрезвычайно важную задачу для словесного искусства».

§ Из приведенной цитаты ясно видно, как тесно связаны между собой композиция и форма произведения искусства. Если рассматривать форму как конечный результат творческого процесса «переработки и преодоления материала», в котором этот материал «располагается» по законам художественного построения», то композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы, то есть, законченного художественного произведения. (Все сказанное относится равным образом ко всем видам искусства).

§ Без осмысления композиционного построения как средства организации
материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их. Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

§ Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания (так как выявляет смысл) и категорией формы (так как гармонизирует форму).

§ Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Следует заметить, что понятие «содержание» всегда шире, чем понятие темы, сюжета, идеи, ибо оно включает в себя переосмысленный в процессе творчества «преодоленный» материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы.

§ Форма и содержание в произведении представляют собой диалектическое
единство, рожденное в борьбе, в преодолении материала. В художественной форме материализуется содержание, поэтому — как пишет М. Каган — «содержание произведения есть смысл его формы», и что «в произведении искусства все является содержанием».

§ Форма и содержание органически слиты в конечном результате, т. е. в художественном произведении. Но разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма. Сюда входит материал и композиционные средства.

§ Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции. Наша задача — взглянуть на композицию с точки зрения формальной структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения. Но прежде всего следует определить, в чем выражается композиционное построение, каковы его отличительные признаки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector