В чем сущность понятий дизайн и дизайнер
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИЗАЙН»
Возникновение «дизайна» как результата спонтанного формирования визуальных и функциональных свойств предметной среды произошло в начале XX века. Он основывается на разработке примеров её рационального построения, что соответствует сложному функционированию современного общества. Дизайн решает широкие социально-технические проблемы — деятельность производства, потребления, жизни людей в предметной среде.
Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса — проектов (эскизов, макетов и других визуальных источников), а также осуществленных проектов — изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и прочее [ 10, с.3 ].
На сегодняшний день существует множество суждений на определение сущности понятия «дизайн». Определение дизайна в словаре иностранных слов трактуется как [6, с.11]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий.
В «Популярной художественной энциклопедии» дизайн определяется как: «термин, обозначающий вид художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [7, с.116].
Н.М. Шанский в этимологическом словаре русского языка поясняет слово «дизайн» (английское слово design) в одном случае как «замышлять, проектировать, конструировать», в другом — как «замысел, проект, конструкция, чертеж» [9, с.9].
Подведя итог, можно сказать, что дизайн – это направление деятельности, функцией которой является создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющее запросам и предпочтениям общества.
Анализируя различные толкования понятия дизайна, его приспособленное и, главное, удобное для школы определение составила Л.И. Малиновская: «Дизайн — это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер — это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [4, с.142].
В дословном переводе с английского термин расшифровывается как «план», «чертеж». По одному из определений, представленных в словаре, дизайн – это художественное конструирование чего-либо (в зависимости от объекта работы), существующее наравне с архитектурой и инженерным планированием. Также можно сказать, что дизайн – это одновременно и творческий метод, и сам процесс работы, и ее результат. Объектом дизайна называется некая среда или вещь, идея, на которой и сосредоточена данная деятельность с целью анализа, изучения и преобразования. Она обладает следующими характеристиками:
· Образ. Это идеальное представление дизайнера об объекте, его мысли, планы о нем.
· Функция. Это те задачи, которые возлагаются на объект дизайна. Хороший дизайн, сделанный профессиональным специалистом, в обязательном порядке учитывает данную составляющую, работая не только с внешней, эстетической стороной дела, но и с его практическим назначением. Преобразованный в результате творческой мысли объект должен сохранить способность на нужном уровне выполнять свои функции. Об этом должен позаботиться технический дизайн. В частности, если речь идет, например, о дизайне интерьеров, техническая сторона дела позволит сделать оформление помещения не только красивым, но и логически выверенным, комфортным для проживания.
· Морфология. Это структура объекта, соответствующая его функциям.
· Технологическая форма. Это морфология, воплощенная в методе производства объекта. При этом данный метод отвечает дизайнерской задумке.
· Эстетическая ценность. Значение объекта, которое человек определяет на основе сравнения внешнего вида объекта с имеющимся эстетическим образцом (или образцами).
Суть дизайна состоит в том, чтобы, преобразовывая внешний вид, а также при необходимости отдельные составляющие устройства объекта, получить его лучший вариант. Что касается объектов данной творческой деятельности, то они могут быть всевозможными. Исходя из этого выделяют следующие виды дизайна:
Включает большую группу, в которую входят транспортные средства и предметы домашнего обихода, аксессуары и одежда, обувь, орудия труда и механизмы, техника и проч. Этот вид дизайна возник много десятков и даже сотен лет назад.
Заключается в оформлении интернет-страниц. В веб-дизайне задействована как разработка особенностей навигации средств и их структуры, так и работа по созданию привлекательного внешнего вида сайтов. Довольно современное направление. Его распространенность, необходимость регулярно увеличивается, поскольку растет и значимость интернета в повседневной жизни общества, а также в торгово-денежных отношениях между производителями и покупателями товара, услуг. На сегодняшний день любая компания, представляющая что-либо на рынке, а также какой угодно информационный ресурс считает востребованным иметь интересный, рейтинговый сайт.
Это разработка фирменного стиля, включающая формирование сайта и фирменной полиграфической продукции (например, визиток, бланков), документации, создание логотипа и прочее. К тому же, сюда относится оформление различных мероприятий, церемоний, которое будет включать полный спектр дизайн-работ.
Включает в себя дизайн интерьеров и ландшафтов, световой дизайн и колористика, архитектурный дизайн и дизайн городской среды, суперграфика и прочее. Сегодня это еще один из самых востребованных видов дизайна. Таким дизайном заинтересованы люди, которые стремятся сделать свой дом престижным и уютным.
Направлениями работы этого вида дизайна считаются наружная и печатная реклама, товарные знаки, полиграфия, фирменные стили.
В научных трудах Г.П. Калининой [2, с.26] обозначено, что дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), обозначает современное направление деятельности в проектировании предметного мира.
Возникает вопрос, возможно ли целенаправленно формировать специальную систему и организацию процесса обучения молодого поколения основам дизайна? По мнению О.В. Ожерельевой [5, с.153], в теоретическом плане — это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.
По Е.В. Макаровой, дизайнерское образование имеет направление на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку обучающихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, [3, с.94].
Л.П. Заречная в своих научных трудах [1, с.201] подмечает, что дизайнерское образование считается важнейшим ресурсом приобщения обучающегося к общественным ценностям, которые составляют основу культурной среды, и поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.
В системе проблем развития общей и эстетической культуры человека данное приобщение следует основывать на объединении знаний всевозможных областей наук, выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других вопросов. Следует основываться на функциональной обусловленности эстетической культуры в развивающейся эволюции человека, на ее способности восхвалять человеческое начало в человеке «во все времена и эпохи», содействовать гуманизации человеческого общества, служить делу социальной перспективы дизайнерского образования.
По мнению П.Н. Андрианова [8, с.195], фактически ценностная основа дизайнерского образования заключается в том, что оно должно базироваться на формировании эстетических взаимоотношений. Данные взаимоотношения следую из сложной системы взаимоотношений человека с окружающими естественным и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сформировавшийся в ходе исторического опыта и включает три диалектически связанные между собой элемента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимосвязь в ходе эстетического познавательного процесса — развивает эстетическую культуру взаимоотношений, эстетический вкус.
Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, и на удовлетворение запросам и предпочтениям общества.
Дизайнерское образование — это путь получения знаний о закономерностях дизайна и способах их применения в обучении. Оно предполагает: развитие у обучающихся качеств, креативно мыслящей, предприимчивой и мобильной личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению; воспитание творческого отношения к труду; развитие разносторонней личности.
Список литературы
1. Дизайн-образование в школе [Электронный ресурс]: Центр современных методик преподавания. -ежим доступа: http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/
2. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИГ1К. и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
4. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / И.Г. Майорова. — М.: Просвещение, 2000. — 214 с.
5. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: Учебнометодический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.Н. Зотова. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. — 368 с.
6. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. /И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
7. Проснякова, Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. -Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. — 128 с.
8. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на академике -Режим доступа: http://dic.academic.ru/
9. Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников [Текст] / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. — 2007. — № 3 , — С. 9-12.
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА. КРАТКИЙ ОБЗОР НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОМПЬЮТЕРНОМУ ДИЗАЙНУ.
Дизайн – берет свое начало в Италии. Уже позднее похожее понятие «design», формируется в Англии, которое уже прижилось и данный термин используется по настоящее время. На русский язык термин «design», переводится как: узор, чертеж или проектировать и конструировать.
Дизайн складывается в процессе развития художественных программ, а так же инженерного проектирования. Дизайн развивается не только на проектировании, но и захватывает особенности социума и эстетические качества. То есть проектирует и создает объекты комфортные для предметной среды человека, например, социально культурной, общественной, производственной и жилой.
В настоящее время дизайн – это совокупность нескольких проектных деятельностей, объединяя в себе как технические, так и гуманитарные знания, закрепляя все художественным мышлением, далее формируя на производстве объект размышления.
Главная задача дизайна и дизайнерской мысли – это, быть в одной плоскости с техническими и естественными знаниями. Все знания в этих сферах сливать воедино и брать за основу художественное, обзорное мышление.
1. Определение и сущность дизайна
Дизайн — это знание, объединяющее в себе проектное мышление и творчество, мыслью которого является определение оптимальных характеристик промышленных объектов. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива.
Характерная черта дизайна заключается в том что, каждый объект рассматривается не только со стороны пользы, а должно пройти критику во всех сферах. То есть пройти путь, от формирования идеи и заканчивая производством.
Дизайнер ищет наилучшую форму каждого элемента, учитывая, как она зависит от рабочего назначения изделия и связей с человеком. Слаженность и контрастность как универсальные единые средства искусства являются образующими и в дизайне.
Художественное проектирование среды — не просто создание вещей, конструируя определенные функциональные и эстетические свойства, особенности вещам и предметной среде, художник «создает» человека, который будет пользоваться этими вещами, и жить в этой среде. Отсюда следует, важная значимость проектировщика, установить наиболее важные аспекты с целью производства этого предмета.
Дизайн открывает нам свободные возможности эстетических идей, новые красоты, значимость, величину и глубину человека, его воображение. Дизайн — самобытный по своей природе, выявил и объединил множество сред воедино. Внес корректировку в создание предметного мира человека.
Профессионализм дизайнера и дизайнерской мысли имеет огромную часть в конструировании, а не только инженера – проектировщика, в идеале специалист все эти профессии должен совместить для получения идеального состояния и дальнейшей успешной работы в проектировании.
Дизайнерская мысль проявляет положительное влияние на социальную атмосферу, формирует эстетический вкус, творческое мышление, возможна, вдохновить на положительные действия, проявляет работоспособность, формирует комфортность, повышает жизненный тонус, проявление уважение к среде существования, дает более понятный вид для восприимчивости человека.
Дизайн, не так уж прост, как кажется на первый взгляд, дизайн это совокупность декоративной и графической деятельности. Так же в сферах управления можно встретить, например, где ведутся научно-исследовательские исследования, инженеры, проектировщики, технологи — практически всегда сталкиваются с необходимостью рисовать, так нагляднее можно изобразить, для восприимчивости. Данное действие — рисование, не ограничивает человека, тем самым дает свободу мышления, способность чувствовать гармонию мира раскрывают новые возможности восприятия мира и применения получаемых результатов в различных областях деятельности.
2. Развитие дизайна
В наше время общество испытывает период вмешательства рыночных отношений, при которых эстетическое качество предмета обязано соответствовать его значению и вытекать из него. Современные формы взаимодействия архитектуры и дизайна возникают из общих задач архитектурного проектирования и из условий строительного и промышленного производства. История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, историей развития техники и технологии.
Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и начинает влиять на формирование их мировоззрение. К концу 18 века стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом вещей невозможен дальнейший прогресс. Однако стало заметное снижение качества индустриальных форм по сравнению с изделиями традиционного ремесленного производства, а также их инородность в окружающей среде. В середине 19 века понятия «искусство» и «художественное творчество» начинают употребляться по отношению к проектированию рядовых сооружений, созданию бытовых вещей и одежды.
Задача дизайна — план соответствия прелести и выгоды, фактор — сокращение эстетического степени в ходе многочисленного изготовления и пользования, модель – стилизация эстетического, основа — своеобразие элемента, отвечающая общепризнанным меркам и условиям стилизации.
Развитие нашего государства основало нам колоссальное число креативного наследства и креативных мыслей с целью осуществления. Однако с целью процветания нашей страны нужно совершенствовать общественно-цивилизованную область. В данной взаимосвязи отечественный дизайн содержит более немаловажное роль, несмотря на то в настоящее время уступает западным.
3. Компьютерный дизайн
Компьютерный дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Компьютерный (графический) дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сфер жизни, способствуя созданию визуального ландшафта современности.
Современный компьютерный дизайн позволяет проводить дизайнерские проекты на качественном новом этапе. Построение чертежа, пространственной модели, наглядного изображения, схемы, любые расчеты – любой из этих этапов может быть произведен компьютерной программой.
Общепринятое использование компьютерного дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн.
Композиция — одно из важнейших свойств компьютерного дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
книжные макеты и иллюстрации;
рекламные и информационные плакаты;
графическое решение открыток и почтовых марок;
корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип;
Сущность и специфика дизайна. Термин дизайн
Слово «Д-н» употребляется, практически всеми кругами нашего общества
Сегодня он употребляется для характеристики процесса худили худ-техни проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов), а также осуществленных проектов – изделий средовых объектов, полиграфической продукции и тд.
Д-н родился в н века и прочно встал на ноги, как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового произ-тва. Изделий удобных, надежных и красивых. Д-н возник на стыке качествеенно разных деятельности: гуманитарной и технической
«Д-н» в переводе с англ означает «замысел», «проект», «узор» («замышлять», «проектировать»). В более узкомпонимании дизайн обозначает проектно-худ деятельность по разработке пром изделий с высокими потребительскими и эстет качествами, деятельность по организации комфортной для чел-ка предметной среды — жилой, производственной, соц-культурной. В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие «designo»-«проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи».Если же взять нашу сегодняшнюю литературу о дизайне, то можно встретить такие определения его сути: — Д-это соединение пользы и красоты —синтез искусства и техники -это всеобщеепроектирование. — это очеловечивание (гуманизация) техники -представление интересов потребителя на производстве. -признак третьей цивилизации… Иногда по дизайном понимают лишь одну из его областей. Д-н решает более широкие соц-технические проблемы – функционирования произ-ва, потребителя, существования людей в предметной среде.
Д-н тесно связан с такими понятиями, как «удобство» и «комфорт», возникший в условиях индустриального произ-тва серийных, и поэтому недорогих изделий, д-н был ориентирован на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком.Д-н прагматичная направленность. — средство повышения качества пром изделей и в целом организация визуальной среды, инфор общества.
В отличие от худ-ка или арх-ора, дизайнер, как правило не имеет конкретного заказчика. оценивает его работу рынок. Поэтому создаваемые формы должны быть современными модными, отвечающими эстет запросам пользователей. Идти впереди моды, предугадывая ее развитие. Стайлинг –эстет модернизация, при к-й изменению подвергается внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. цель – придание изделию нового коммерчески выгодного вида.
цель диз— достижение высокого уровня и качества потребительского объекта.
Впервые термин «дизайн» был применен по отношению к образцам изделий, разработанным для промышленного производства, англ. художником Джозефом Синелом (1919 г.). При этом к термину «дизайн» он ввел уточняющее определение industrial, употребив словосочетание «industrial design»для обозначения исторически новой области художественного предметного творчества, ориентированной на промышленность с ее развитой машинной техникой, рассчитанной на серийное производство продукции.
В конце 20-х – начале 30-х гг. термин утвердился в США, а затем (со второй половины ХХ в.) получил распространение во всем мире уже.
Функции — Эстетическая – это стремление чел-ка к переживанию духовной гармонии и свободы. в условиях развивающегося производства присходит отчуждение чел-ка от продуктов его труда. Д-н возникает в ответ на потребность в гармонизации предметной среды, приобретающей невиданные масштаб. Д-н целенаправленно творит красоту, установка на создание которой до него была прерогативой искусства, но при этом утилитарное не отрицается, а приходит к единству
2. Гуманизирующая. Исторически любой предмет, создаваемый чел-ком, представлял собой превращение вещества природы в вещь — носителя культурных достижений и смыслов. Но в процессе становления крупного машинного произ-ва вещи становились все более безликими. Дизайн представляет собой своеобразный очеловечивание и духотворение мира
3. Организующая, упорядочивающая Днер организует материю и пространство. Наиболее наглядно это проявляется, когда работа ведется в больших масштабах — организация пространства выставки или супермаркета, создание целостной городской среды и т.п. Предшествующие дизайну традиционные виды проектирования подобных задач не решали. Но и на уровне организации пространства рабочего стола, чемодана или несессера работа дизайнера представляет собой борьбу с хаосом. Эстет деятельность чел-ка во всех ее видах является способом особого упорядочивания мира -дизайн творческая деятельностьТворчество — процесс чел-ской деятельности, создающий новые мат и духе ценности. Основной критерий, отличающий творчество от производства — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.Диз-н связующее звено между техн и гуманитарным.(история станвления диз-на, американский дизайн, баухауз) Д-н выступает как средство повышения качества промышленых изделий, организация визуальной среды. Возникает на стыке гум и техн.
4. Инновационная ф-ция диз-на – создание новых культурных образцов, вторая НТР. Помогает привнести инновации в жизнь. Повысить комфорт качество.
Дизайн имеет прагматическую направленность, в отличие от худ-ка. В основе всех исторпричин лежат потребности (пир. Маслоу)Типы культур: техногенная традиционная (Трад – челк органически вникает в природу – эко диз-н, Техногенная чел к творец, котрый подчинает себе всю природ силу)Сильная проектность – техногенная, Слабая традиционная – бережное отношение к природеД увеличивает кол во форм вносит хаос
5. Типы объектов дизайна. Объект дизайна как потребительская ценность.
виды объектов диз-на:
1 материально вещественная система (экспо диз-н, фито диз–н, пром дизайн, диз предметно пространсвенного комплексов) 2 информац знаковые системы(графика, фотографика) 3 коммуникативно процессуальная система(диз виртуальной среды, телереклама, спец черта обмен информацией процесс фактор времени)
цель диз— достижение высокого уровня и качества потребительского объекта.
Д-н реальный фактор эк-ки, Новая вещь соблазняет р-к (вода со стразами – есть потребители)Диз-н средство гармонизации, Диз увеличивает кол-во форм, и вносит хаос
Работает на форму массового иск-ва, выполняет прогнастические задачи. Любой объект д-на тиражируется . Д-н инструмент повышения конкурентноспособности
Д-н проект может иметь три варианта взаимодействия с реальностью
-согласуется с контекстом среды(карандаш)
-решение корриктируется контекстом среды (новое изделие которое иначе решает сущ проблему техн новое решение)
-решение противоречит контексту перестраивает контекст (жидкая одежда)
Объект дизайна-противостоящая субъекту реальность (вещь или комплекс вещей, среда (предметно-ространственная, информационная), информационное сообщение, процесс и пр.), на которой сосредоточено внимание проектировщика в целях преобразования.
Объект дизайна характеризуется взаимодействием морфологии (строения, структуры, формы) и аксиологии (содержания, смысла, ценности).
Объект дизайна реализует в себе функционально-технологические свойства,
эстетические и экономические качества и культурно-символические ценности.
В профессиональное поле дизайна попадают объекты различной природы.
Объектом дизайна может стать практически любое изделие, в любой сфере и среде
жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере)
Основные типы объектов дизайна – вещь / комплекс вещей; среда; информационное сообщение; процесс.
Вещь(в культуре) — изготовленный, материальный, пространственно ограниченный, физически целостный объект, принятый в культуре как функциональный компонент человеческой деятельности.
Вещь (предмет потребления) — традиционный объект дизайн-проектирования, выразитель художественного и эстетического отношения человека к предметной среде, единица среды (ее ценностная модель).
В форме вещи отражаются как функциональные, социокультурные значения (потребительские, экономические, производственные, проектные и ценностно ориентирующие, например, эстетические), так и социокультурные связи между человеком и объектом его деятельности, производством и потреблением, торговлей и потребителем и т.д.
Мат – биолог потрбности чел как кров одежда пищи сон и др,дух – связаны с чел-ком как с личностью с ее соц жизнью – информационнве – в образованиях – в интеллектуальном развтие – в воспитание –эстетические. Пирамида маслоу. Меняются не потребности а способы их удолетворения- сущность поcтояная жажда комфорта. Лень – двигатель прогреса. Потребности меняются как в кол ве так и в качестве. Появляется выбор и проблема выбора. Возникает защита прав потребителя – качествои степень удолетворения потребности.
Источники развития предметного мира:1— развитие техники и технологий 2 изменение эстетических норм чел-ка. содержание и понятие красоты.
Предметно-пространственная среда—непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного (предметного) наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком, его запросами и изменяемая в процессе человеческой жизнедеятельности: ландшафт, город, селение, здания и сооружения, транспортные пути и средства, интерьеры жилых и производственных сооружений и пр.
Главная характеристика предметно-пространственной среды – взаимодействие с субъектом. В процессе жизнедеятельности субъект обустраивает, изменяет среду в соответствии со своим образом жизни и тем самым изнутри структурирует ее. Общие закономерности развития предметного мира1расширение предметн мира, рост кол ва вещей, окружающих чел-ка причины: техн прогресс, новые способы удолетворения потребностей чел-ка. Смена эстет норм, стилей, моды.2 – тонкое расслоение потребителей, создание вещей для отдельных, узких потребительских групп3 – расширение ассортимента вещей определенного назначения. присутсвие на рынке товаров различных потребителей, внешний вид издели, появление вещей одного назначения, функциональное деление вещей, ориентированое на вторую вещь в доме.4 – появление вещей не имееющих аналогов в прошлом (плеер айпад)5 – укорочение срока жизни вещей (моральное старение по техн и эстет) появление вещей одноразового использования 6 – стимулирование новых покупок потребителя –реклама 7 – увеличение кол ва вещей ведет к их обесцениванию (вещь и престижное потребление) противоположные тенденции в развитие мира вещей1 вещи вечные2 личные интимного потребления / общественного пользования напрокат3индивидуализированые/ унифицированые/серийные 4ручная работа арт дизайн промыш изготовления5пристижные массовые6дорогие дешевые7традицн-ые, аванг-ые,иннов-ие
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8774 — | 7583 —
или читать все.
Сущность понятий «дизайн», «дизайнообразование», «дизайнерское мышление».
Дизайн возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей – проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы – функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.
Слово «дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн вещи», «дизайн автомобиля»), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества.
В настоящее время существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «дизайн». Словарь иностранных слов определяет дизайн как [26]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий.
«Популярной художественной энциклопедии» дается такое определение дизайна: «термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [27, с. 167].
Н.М. Шанский в этимологическом словаре русского языка поясняет слово «дизайн» «английское слово design означает в одном случае «замышлять, проектировать, кон-струировать», в другом – « замысел, проект, конструкция, чертеж» [31, с. 144].
Исходя из этого, можно определить дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.
Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л.П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [19, с. 142].
По мнению Г.П. Калининой [10], дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Во всех определениях, по мнению Н.Г. Конышевой [13], отражена:
1) во-первых, активная, преобразующая, творческая сущность «дизайна»; 2) во-вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность направлена на разработку создание гармоничной окружающей среды.
Гармоничной, т.е. комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека. Все это убеждает нас в том, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально-эстетическое.
В свете сказанного возникает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения молодёжи основам дизайна. По мнению О.В. Ожерельевой [22], в теоретическом плане – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.
Дизайнообразование ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, отмечает Е.В. Макарова [18].
В научных трудах Л.П. Заречной [9], отмечается, что дизайнообразование является важнейшим средством приобщения личностью учащегося к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.
Указанное приобщение необходимо основывать на интеграции знаний различных областей наук, раскрытии взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры человека. В дизайно-образовании необходимо исходить из функциональной обусловленности эстетической культуры в прогрессивной эволюции человека, ее способности возвеличивать человеческое начало в человеке «во все времена и эпохи», активно способствовать гуманизации человеческого общества, служить делу социального прогресса.
По мнению П.Н. Андрианова [29], ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природными и искусственным пре-дметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.
Дизайнообразование предполагает [7]:
– формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно дей-ствующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для дея-тельности в новых социально-экономических условиях;
– формирование знаний и умений использования средств и путей прео-бразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;
– подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
– формирование творческого отношения к труду;
– развитие разносторонних качеств личности и способности профес-сиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.
Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.
Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления. Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н.М. Конышевой [13], по ее мнению оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей к окружающей действительности в целом.
Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. По мнению Л.П. Малиновской, оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации [19, с. 14].
Это первый, сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.
Н.Г. Конышева выделяет несколько видов дизайнерского мышления [13]:
1. Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.
2. Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности – как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.
Автор отмечает, что дизайнерское мышление должно включать в себя следующие параметры [13]:
– целесообразность – способность взаимосвязывать поставленную задач с собственным замыслом, достижение поставленной цели.
– рациональность – выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения.
– новизна и оригинальность – нешаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности.
– стилевое чутье – понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.
– цветовая гармония – умение создать цветовые сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства.
– гибкость – способность высказывать многообразие идей.
По мнению Л.П. Малиновской [19], основные особенности дизайнерского мышления можно представить в следующем виде:
– системное владение логическими операциями;
– наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности проектированию.
– понимание целесообразности и рациональности вещей.
– знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды.
Таким образом, анализ ключевых понятий позволил нам выделить важные характеристики дизайнерского мышления и его отличие от традиционно понимаемого творческого мышления, что крайне важно при выборе методов в процессе его формирования.
Выводы по 1-ой главе.
Под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнобразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.
Задача внедрения дизайнерского образования в практику школы наиболее успешно может быть решена именно в рамках предмета «изобразительное искусство и художественный труд», так как только на данных уроках изготавливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми. Дизайнерское образование школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления, под которым понимается наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Современный урок художественного труда должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.
Модель дизайнобразования в школе должна включать в себя: формирование основных понятий дизайна (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований дизайна (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета уместность украшений на предмете); формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке); использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского); использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических); организация эстетически верной окружающей среды. Использование подобной модели будет способствовать достижению основной цели дизайнобразования младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 118 ;