Дизайнер костюма это
Профессия дизайнер одежды
Дизайнер одежды занимается проектированием и созданием нарядов, соответствующих современным модным тенденциям. Многие люди считают, что второе название профессии дизайнера одежды — модельер. На самом же деле дизайнер — более обширная специальность, которая включает в себя обязанности художника-модельера и конструктора.
Профессия дизайнера одежды считается одной из самых привлекательных, так как сопровождается популярностью, интересной светской жизнью и высокими доходами. Но это лишь одна сторона медали. Работа дизайнера кроме модных показов включает в себя ещё и множество рутинных обязанностей, предшествующих выводу новой коллекции в люди. Она прекрасно подходит творческим личностям, которые искренне интересуются модой во всех ее проявления, имеют хороший художественный вкус и навыки рисования, а также не боятся монотонной работы.
Места работы
Должность дизайнера одежды востребована в швейных фабриках, ателье, дизайнерских мастерских и домах моды. В редких случаях дизайнеры одежды работают на себя и создают одежду под собственным брендом.
Обязанности дизайнера одежды
Главные должностные обязанности дизайнера одежды:
- Разработка концепции развития товарного ассортимента.
- Мониторинг рынка, анализ и исследование модных тенденций.
- Конструирование изделий для сезонных коллекций (а также корректировка старых моделей).
- Разработка графической документации по коллекциям.
- Создание лекал.
- Подбор материалов и фурнитуры (поиск интересных изделий и элементов дизайна на рынке готовых изделий).
- Проработка и утверждение образцов.
- Проведение примерок.
- Подготовка и проведение презентаций и показов коллекций.
Требования к дизайнеру одежды
Главные требования к дизайнеру одежды:
- Среднее специальное или высшее профессиональное образование.
- Знание ПК (Adobe Illustrator, Corel Draw, Photoshop).
- Опыт разработки графической документации (эскизов).
- Навыки качественного изготовления лекал.
- Художественный вкус.
Иногда дизайнеру одежды может потребоваться:
- Знание иностранного (чаще английского) языка.
- Наличие действующего загранпаспорта (для командировок за рубеж).
Преимуществом для представителей этой профессии будет стажировка за границей или у известных отечественных дизайнеров, а также узнаваемый авторский стиль.
Образец резюме дизайнера одежды
Как стать дизайнером одежды
Стать дизайнером одежды можно, окончив ВУЗ или профессионально-техническое училище по направлению «дизайн и конструирование одежды». Учат этой профессии и в различных школах дизайна — как за рубежом, так и в России.
Также в профессию можно придти из близких областей, т.к. функции дизайнера одежды может выполнять закройщик, швея или портной. Базовые знания по конструированию одежды дают на курсах кройки и шитья.
Но одного базового образования для успеха недостаточно. Чтобы стать востребованным дизайнером одежды нужно непрерывно развиваться, искать новые источники вдохновения, интересоваться не только современной модой, но и ее историей, посещать известные модные показы в своей стране и за границей, не бояться критики и экспериментов.
Зарплата дизайнера одежды
Заработная плата дизайнера одежды варьируется от 25 до 100 тысяч рублей в месяц. Оклад этого специалиста во многом зависит от его опыта, таланта и популярности компании-работодателя. Дизайнеры известных модных домов зарабатывают значительно больше тех, кто трудится в маленьких дизайнерских мастерских. Средняя зарплата дизайнера одежды составляет 60 тысяч рублей в месяц.
Дизайнер одежды: описание, преимущества и недостатки профессии
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Дизайнер одежды – это творческая профессия, которая пользуется популярностью среди абитуриентов. Несмотря на то что для того, чтобы стать всемирно известным профессионалом необходимо обладать врожденным талантом и трудолюбием, ежегодно тысячи вчерашних школьников поступают в университеты на обучение по данному направлению.
Каковы особенности профессии? Какие преимущества и недостатки можно выделить в работе дизайнера одежды? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Особенности профессии
Профессия дизайнера одежды возникла довольно давно – на рубеже XIX-XX веков. В тот период производство одежды приобрело массовый и масштабный характер, соответственно, понадобились специалисты в этой отрасли. Дизайнеры того времени стремились создать такие элементы гардероба, которые сочетали бы в себе целый ряд полезных качеств и характеристик, например, практичность, эстетическую привлекательность и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что краткое описание работы дизайнера одежды заключается в том, что специалист данного профиля трудится над созданием элементов гардероба, которые бы отвечали всем требованиям современности.
При этом стоит отметить, что на сегодняшний день дизайнеры одежды разделились на несколько больших групп: некоторые из них работают над созданием одежды, которую можно носить только на подиуме или в других исключительных случаях (высокая мода), в то время как другие делают вещи, пригодные для носки в повседневной жизни.
Сама по себе работа дизайнера является комплексной и состоит из множества разных этапов. При этом они необязательно идут в строго определенном порядке. Профессия дизайнера является творческой и креативной, поэтому ее представители находятся в постоянном поиске вдохновения.
Помимо задачи создания одежды, дизайнеры занимаются еще и тем, что ищут покупателей своих товаров. Также они разрабатывают рекламные кампании и продвигают свое искусство на рынке.
Плюсы и минусы
Профессия дизайнера, будучи достаточно популярной, вызывает интерес у молодежи. Однако прежде чем решить вопрос о том, готовы ли вы связать всю свою жизнь с подобной деятельностью, нужно ознакомиться не только с положительными чертами работы дизайнера, но и со всеми недостатками и сложностями, с которыми может встречаться специалист на ежедневной основе.
В первую очередь обсудим плюсы профессии.
- Нельзя не упомянуть тот факт, чтодизайнеры – это люди, которые не боятся самовыражаться, демонстрировать свое творчество и свое видение всему миру. Таким образом, занимаясь подобной деятельностью, вы будете развиваться и совершенствоваться как личность.
- Наиболее успешные профессионалы становятся известными на весь мир и приобретают популярность, соответственно, значительно увеличиваются их доходы. Зарабатывать можно от 100 тысяч рублей в месяц и это далеко не предел.
- Дизайнеры могут выбирать из множества вариантов и способов трудоустройства. Так, например, специалист может устроиться в ателье или мастерскую, работать на швейной фабрике, открыть собственный бизнес.
- Возможность работы на дому помогает дизайнеру совмещать свой карьерный рост вместе с воспитанием детей и заботой о семье.
Однако следует упомянуть и о недостатках профессии.
- Для того чтобы получить широкую известность и признание, необходимо много и длительно работать. Новичкам в данной профессии нелегко заработать авторитет среди старших и опытных коллег.
- Высокие доходы свойственны только звездам мировой величины. Если вы трудитесь в качестве штатного дизайнера на обычной швейной фабрике или в провинциальном ателье, то ваша зарплата будет достаточно низкой.
- Те дизайнеры, которые работают самостоятельно, знают о том, как сложно найти клиентов. А от количества заказов напрямую зависит возможность или невозможность содержания себя и своей семьи.
Таким образом, профессия дизайнера одежды характеризуется целым рядом характеристик, не все из которых носят положительный характер. Если вы задумываетесь о получении подобной специальности, то вам стоит постараться максимально объективно оценить свои шансы на успех.
Знания и навыки
Для того чтобы получить работу дизайнера или открыть собственное дело, важно обладать целым рядом профессиональных знаний, навыков и умений. При этом конкретные ключевые навыки могут отличаться в зависимости от того, в какой конкретно сфере вы планируете работать (быть дизайнером-конструктором, создавать свадебные платья, проектировать мужскую, женскую, детскую, верхнюю одежду и т.д.).
В то же время существует стандартный набор универсальных навыков, которые пригодятся каждому. Среди них следует выделить:
- умение шить и кроить;
- знать историю костюма;
- ориентироваться в разных стилях и направлениях дизайна;
- уметь рисовать;
- уметь пользоваться специализированными компьютерными программами;
- разбираться в тканях и фурнитуре;
- знать разные технологии и техники пошива;
- иметь творческое видение и креативность;
- уметь вести переговоры;
- иметь стратегический тип мышления (возможность предугадать конечный результат и понять, каким получится изделие в итоге);
- стрессоустойчивость;
- маркетинговые знания;
- коммуникабельность;
- умение принимать решение и нести за него ответственность.
Если вы трудоустраиваетесь на работу и заполняете резюме, то не стоит перечислять все эти качества, следует выделить несколько наиболее характерных для вас и те, что пригодятся на конкретной должности при осуществлении своих профессиональных обязанностей.
Обучение
В зависимости от того, где вы хотите работать в будущем, необходимый уровень образования может различаться. Так, можно поступить в ВУЗы или колледжи, учиться на курсах или вовсе быть самоучкой.
Если вы решили получать высшее или среднее профессиональное образование, то первое, что вам стоит сделать – это определиться с конкретным университетом. При этом свое предпочтение рекомендуется отдавать учреждениям, которые расположены в больших городах или в столице и пользуются авторитетом среди профессионального дизайнерского сообщества. Выберите несколько организаций и смело подавайте в них документы. При этом также рекомендуется заранее посетить то или иное высшее учебное заведение, пообщаться с представителями приемной комиссии, уточнить, какие предметы нужно сдавать, а также узнать любую другую интересующую вас информацию.
Сразу имейте в виду, что подобный вариант обучения потребует от вас не только большого количества усилий, но и довольно продолжительного времени – не менее 4 лет.
Другой вариант – это курсы. Они могут быть как курсами повышения квалификации, так и онлайн-обучением. По своей длительности курсы выгодно отличаются от высшего образования, но, с другой стороны, они могут не восприниматься серьезно некоторыми работодателями.
Вне зависимости от того, какое образование получил дизайнер одежды, он должен постоянно обучаться и совершенствоваться, следить за всеми трендами и новинками, посещать тематические конференции и мастер-классы.
Как сделать портфолио?
Портфолио дизайнера – это тот документ, который наряду с резюме понадобится каждому специалисту. Портфолио должно содержать примеры и образцы ваших работ, рисунки, фотографии, отзывы заказчиков и т. д.
Для того чтобы правильно составить профессиональное портфолио, необходим опыт работы. В связи с этим начинающие дизайнеры очень часто участвуют в проектах на безвозмездной основе или за чисто символическую плату, чтобы потом иметь возможность демонстрировать результаты своей деятельности будущим заказчикам.
Портфолио может быть как в электронном виде, так и в виде бумажных копий. Так или иначе, но оно должно включать в себя примеры ваших работ самых разных стилей и направлений.
Однако даже несмотря на такое разнообразие проектов, работодатель должен иметь возможность определить ваш индивидуальный стиль, вашу изюминку, то, что отличит вас от всех остальных дизайнеров.
Правила написания резюме
Резюме дизайнера одежды – это деловой документ, который содержит концентрированную информацию о дизайнере как о высококвалифицированном специалисте в своей сфере. Данный документ должен быть структурированным и кратким, что позволит работодателю быстро и легко узнать обо всех ваших достижениях и профессиональных успехах.
Так, традиционно резюме дизайнера содержит такие разделы:
- личная информация (ФИО, семейное положение);
- контактные данные (место проживания, телефон, адрес электронной почты, мессенджеры);
- образование (хронологическое перечисление всех оконченных учреждений с указанием специальности и времени обучения);
- опыт работы (название компаний и должностей, время работы);
- профессиональные умения (специализированные дизайнерские навыки);
- достижения (то, что станет вашим преимуществом по сравнению с другими соискателями);
- личные качества (для работодателя важно не только то, насколько вы квалифицированный специалист, но и то, как вы впишетесь в коллектив и сможете ли работать в команде);
- хобби и увлечения (вы должны быть разносторонне развитой личностью);
- дополнительная информация (любые актуальные данные).
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дизайнер одежды – это творческая и интересная профессия, которая требует большого таланта и трудолюбия. Однако те, кто является по-настоящему творческой и креативной личностью, обязательно достигнут вершин.
Отличие дизайнера одежды от модельера
Милитта периодически получает письма от девочек, заканчивающих школу, они спрашивают, куда дальше пойти учиться, чтобы найти свое место в модной индустрии. Милитта на эту тему написала много материалов – мы рассказывали о выборе учебных заведений в России, Беларуси, Украине, США и Европе, а сегодня постараемся прояснить ситуацию вокруг основных специальностей – дизайнера одежды и модельера.
Иногда можно услышать утверждение, что кутюрье, дизайнер одежды, модельер и даже стилист это одно лицо, все они занимаются одним делом. В реальности все немного не так, давайте попробуем разобраться, кто, чем занимается.
Дизайн, дизайнер и модельер
Первоначально слово «дизайн» появилось в XVI веке, а широкое распространение получило в середине XIX веке в Европе в связи с развитием производства и технологий.
В СССР профессия дизайнер получила распространение во второй половине XX века, но дабы адаптировать профессию под советскую идеологию, слово «дизайн» заменили на «художественное проектирование».
Конец XX века и XXI век принес множество перемен, СССР распался, а в России все изменилось, открылось множество новых перспектив. Сегодня профессия дизайнера очень востребована, у нас много разных дизайнеров, в том числе тех, кто занимается одеждой. Наряду с дизайнерами одежды сохраняется более привычная для предыдущих поколений профессия «модельер», и для многих нет никакой разницы в труде дизайнера и модельера.
Название профессии «модельер» существует исключительно в российской традиции, в других странах принято определение дизайнер. Но между тем, эти две профессии не только носят разные названия, они решают разные задачи. Модельер одежду моделирует, а дизайнер ее проектирует. Для того чтобы почувствовать разницу, давайте разберемся с этими двумя понятиями.
Моделирование одежды предполагает ее формообразование при помощи различных приемов и методов. Проектирование одежды – это процесс создания новой формы, который начинается с разработки концепции проекта и определения основной задачи проектирования.
Другими словами, дизайнер находит летающие в современном обществе настроения и тенденции, анализирует потребности людей и создает новую концепцию коллекций одежды, угадывая желания потребителей завтрашнего дня. Дизайнер создает новые формы, а иногда новую функцию вещи и новую реальность.
Модельер же разрабатывает новую одежду на основе уже существующей — меняет вытачки на рельефы, играет с формой рукава и воротника, варьирует длину изделия, смешивает стилевые направления, выбирает декоративное решение. Согласитесь, этим занимаются многие современные создатели модной одежды по всему миру. Списки участников недель моды в Париже и Милане, Лондоне и Нью-Йорке постоянно пополняются, но нередко новые коллекции являются чистым моделированием одежды. Поэтому, выбирая профессию дизайнера одежды нужно четко представлять, что настоящий дизайнер создает новую среду обитания человека, проектирует новое пространство материальных вещей, а не перекраивает стиль ретро на современный лад.
Дизайнер и модельер – кто нужнее?
Обе профессии сегодня востребованы на российском рынке труда. Модельеры трудятся в ателье, на швейных и трикотажных предприятиях, дизайнеры – в дизайн студиях, экспериментальных мастерских при предприятиях, в дизайн-бюро. При этом дизайнер иногда может быть модельером, а модельер может стать дизайнером.
Но на этом различия не заканчиваются, профессия модельера разделяется на несколько специализаций.
1. Модельер-конструктор занимается разработкой чертежей, меняет модельные особенности изделия согласно эскизу художника-модельера или заказчика (если речь идет об ателье).
2. Модельер-технолог подбирает или разрабатывает актуальные методы пошива изделия, ищет наиболее подходящие способы обработки, упрощающие процесс изготовления новой вещи.
3. Художник-модельер занимается созданием эскизов — ищет новые формы и силуэты изделия на бумаге, прорабатывает возможные варианты отделки, детально прорисовывает конструкцию изделия. Существует несколько этапов проработки эскизов от первых набросков до технического рисунка, который отдается конструктору для разработки чертежа конструкции.
Подразумевается, что каждый из трех вышеперечисленных модельеров знает все этапы производства одежды, умеет рисовать, конструировать, претворять в материале свои задумки, сможет организовать демонстрацию своих моделей. Только наиболее востребованным специалистом является модельер-универсал, так как держать в штате нескольких модельеров, решающих разные задачи могут позволить себе только крупные успешные компании с большими объемами производства.
А дизайнер определяет основную концепцию всей коллекции, разрабатывает эскизы, конструкцию, технологию пошива, продумывает сценарий дефиле и участвует в разработке рекламных кампаний.
История дизайна костюма в двух словах
Термин «дизайн» на слуху у каждого, он буквально присутствует везде, заменив другие привычные понятия, такие как модельер, художник, парикмахер, фотограф… Это относительно новое слово сегодня является приставкой почти во всех сферах человеческой деятельности: «графический дизайн», «фотодизайн», «фитодизайн», «дизайн среды» и конечно «дизайн костюма». Что же такое «дизайн костюма» и какова его история?
Термин «дизайн» итальянского происхождения, означает «замысел», «композиция» или «модель». Формирование этого вида деятельности началось много столетий назад.
Несомненно, что красивая внешность, желание выглядеть привлекательно сопутствовали человеку с момента организации самого общества. Однако сохранились и дошли до нас свидетельства лишь с древнегреческого периода. У древних ученых — Платона, Аристотеля, Сократа, Протагора, их школ — возникли «Идеи о соотношении красоты», практичности и пользы. В зависимости от географического расположения, климата и культуры изготавливались одежды, обувь, специальные наряды, прически, украшения и необходимые аксессуары.
Интересно, что дизайн одежды разделял народы по происхождению, по кастовому положению и прочим делениям. Наибольшее развитие моды и как такового дизайна костюма началось параллельно с увеличением ассортимента тканей, ниток, фурнитуры и швейных машин. Первыми источниками дизайна одежды принято считать цеха Италии и Франции, где портные, можно сказать, колдовали над созданием фасонов и декором. Они стали настоящими профессионалами и законодателями самой моды. В период Средневековья нестандартная одежда и выделение из общей массы не приветствовалось, поэтому рассматриваемая область деятельности человека особо не развивалась. А в эпоху Возрождения, наоборот, все переменилось, творчество человека стало воспеваться и вышло на первый план, история дизайна костюма стала формироваться: появилась и имела большой спрос праздничная одежда и, конечно же, нижнее белье, особенно для дам, становятся популярными бархат и шелк. Декольте изменило формы, стало глубже, у платьев появились разнообразные вырезы, разрезы и другие модификации фасонов. Дух времени и человеческие взаимоотношения всегда оказывали большое влияние на искусства, и дизайн не исключение.
Неоспорим факт, что такие печальные события, как войны, также вносили свой вклад в развитие дизайна одежды. Таким образом появилось пальто, родоначальником названия которого считается вид французской военной одежды «paletot». А прообразом явился редингот — верхняя одежда для верховой езды. Пальто в современном виде появились в XIX веке и первоначально получали имена известных политических деятелей и актрис, мест откуда пошла мода на то или иное пальто.
В середине XIX столетия произошел индустриальный бум, возникли мануфактуры. Он родил новой вид деятельности, способный справиться с производством одежды, обуви и аксессуаров в большом количестве. Образовался дизайн. Все, что было до этого, правильнее называть развитием и историей костюма.
Искусство как таковое не имеет функций и конкретных целей, дизайн же возник для решения поставленных промышленностью задач, он призван служить и выполнять определенные функции. Искусство и ремесло наполняют форму различным содержанием, дизайн же занимается непосредственно разработкой самой формы. Это главное отличие дизайна как рода деятельности. Поэтому новое направление соединило в себе ремесло и искусство, поставив их на службу потребностям человека и общества в целом. Отсюда основная задача дизайна — служить и соответствовать потребностям человека.
Уже в конце XIX века оформились основные правила, теории и принципы дизайна как направления, которые уже в XX столетии повлияли на образование школ мастеров, а также методик преподавания дизайна как научной дисциплины и появлению дипломированного специалиста.
Значительный вклад в становление, развитие дизайна и его популяризации сыграли и играют по сей день периодические издания. Глянцевые журналы о моде, наполненные советами тогдашним модницам, были рекламой и двигателем промышленных товаров. Развитие печатной индустрии и кино еще больше способствовало укреплению позиций дизайна. Актрисы кино становятся главными объектами для подражания. Благодаря этому приобретают известность, становятся популярными Дома Моды, каждый из них привносит свое видение и разнообразие в моду, создает свой фирменный стиль.
В 1933-1960 годах происходит внедрение принципа стандартизации, который применяется не только к человеку, но и к производимым изделиям, товарам массового потребления. В результате этого происходит разделение дизайна на обособленные направления: предметно-бытовой, декоративно-оформительский и инженерно-технический. В связи с тем, что задачи дизайна состоят не только в художественном конструировании, но он должен участвовать в решении более широких проблем функционирования производства, потребления, а также существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств, его как научную дисциплину относят к группе технических наук. Теоретической основой дизайна является техническая эстетика.
Стоит отметить, что примерно в этот же период формируется и закрепляется классическое решение костюма и образа делового человека. Меняется образ женщины, в ее гардеробе появляются брюки и короткие стрижки. Таким образом дизайн эволюционирует и вырастает в огромное направление человеческой деятельности, которое становится значимым в общей истории человечества.
Современный дизайн одежды ориентируется на топ-дизайнеров, задающих модные тенденции, представляют эти тренды на Неделях Моды минимум два раза в год.
В США в 1980-х годах была разработана концепция производственной модели «быстрый ответ», где продукт является движущей силой. Позже на мировую арену моды выходит направление «fast fashion» — «быстрая мода». Из Википедии: «Быстрая мода — термин, используемый модными ритейлерами для того, чтобы выразить быстрое обновление ассортимента марки несколько раз в сезон. Одежда класса «Быстрой моды» основана на самых последних модных тенденциях, представленных на Неделе Моды как весной, так и осенью каждого года. Акцент делается на оптимизации определенных аспектов цепи поставок для того, чтобы эти тенденции разрабатывались и изготавливались быстро и недорого, что позволяет основному потребителю купить последние модные элементы одежды по более низкой цене».
Подобная философия быстрого изготовления по доступной цене используется во всех крупных розничных торговых сетях. Особую популярность она приобретает в середине 2000-х. Девизом этого направления является количество. И как ни странно, есть прямая аналогия с пищевым направлением «fast food», для которого также на первое место выходит количество, а не качество продукта.
Не вдаваясь в подробности, лишь отмечу, что «быструю моду» можно назвать одноразовой модой, она поставляет дизайнерский продукт на массмаркет по относительно низким ценам. Низкая цена и качество также отражают плохие условия труда в развивающихся странах, где изготавливается эта продукция.
В противовес «быстрой моде» через несколько лет возникает «медленная мода» — «slow fashion». Этот термин был введен Кейт Флетчер в 2007 году: «Медленная мода — не сезонный тренд, который приходит и уходит, как животный дизайн, а устойчивое движение моды, которое набирает обороты». Она обвиняет быструю моду как минимум в загрязнении окружающей среды. Из Википедии: Направление «Медленная Мода» объединяет в себе «надежные», «эко», «зеленые» движения моды. Оно призывает задуматься о воздействии текстильной промышленности на окружающую среду и рыбные ресурсы, замедлении цепочки поставок, чтобы уменьшить количество тенденций и сезонов, чтобы стимулировать производство качественной одежды. Ключевая фраза, используемая по отношению к термину «медленная мода»: «качество важнее количества». Эта фраза используется для обобщения основных принципов замедления темпов потребления одежды посредством выбора одежды, которая прослужит дольше.
Как мы видим, идет противостояние двух противоположных направлений и понятий качества и количества. В это же время возникает более масштабное явление в дизайне как «Sustainable fashion» — «устойчивая мода» или «экологическая мода». Это целое модное направление, объединенное общей философией и социально-ответственным подходом к моде. Принципы, которые пропагандирует экологическое направление: использование натуральных и экологически чистых материалов, использование переработанных или вторичных материалов, а также уважение к окружающей среде, человеку и его труду.
На мой взгляд, возникновение экологического дизайна, как направления, еще раз подтверждает тот факт, что дизайн — это отражение духа времени, его проблем и задач, которые сейчас стоят перед человечеством. Возникновение «устойчивой моды» лично для меня дает небольшую надежду в то, что мы сможем сохранить нашу планету.
Подводя итог, хочу заметить, что в наше время дизайн костюма и в целом дизайн как направление приобретает больше качество творческой деятельности и становится больше похоже на искусство. Сейчас оно часто выполняет эстетические задачи, создает предметы одежды, обуви, которые не предназначены для своей непосредственной цели, а лишь для того, чтобы их увидели на подиуме или же на выставках в галереях наравне с искусством гениев прошлого.
Дизайн — это постоянно развивающееся направление творческой деятельности, у людей всегда появляются новые проблемы, потребности и цели. А мастера с креативным сознанием и подходом к решению задач, продолжают воплощать свои идеи в жизнь, решая поставленные цели и прокладывая свой оригинальный путь, формируя свой стиль. Поэтому дизайн костюма можно рассматривать уже как искусство, находящееся в постоянном развитии.