Start-365.ru

Работа и Занятость
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизайнер допечатной подготовки

Допечатная проработка и правила подготовки макета

Предпечатная (допечатная) подготовка – необходимый и обязательный этап изготовления полиграфического продукта. Подготовка к печати включает в себя процесс изготовления электронного макета полиграфического изделия с применением специальных компьютерных программ. Макет – модель будущего издания в электронном виде. Используется также оригинал-макет – изделие, полностью совпадающее с печатным продуктом.

Стадии допечатной подготовки

Допечатной подготовкой занимается дизайнер и сотрудники типографии, называемые предпечатниками или допечатниками. В специальной литературе иногда используется термин PrePress – отдел допечатной подготовки макета. Сотрудники предпечатного бюро должны обязательно знать:

  • Как работают современные полиграфические программы (Adobe Illustrator, Corel Drow);
  • Как размещаются макеты на печатном листе;
  • Что такое технологические шкалы и метки, ретушь, цветокоррекция, спуск полос;
  • Каковы особенности печатных и постпечатных машин в типографии.

Процесс допечатной подготовки выполняется последовательно. Основные этапы процесса:

  1. Создание общей концепции и идеи продукта.
  2. Разработка дизайна с использованием ПО.
  3. Верстка;
  4. Вычитка и внесение исправлений в электронный макет.
  5. Коррекция с учетом особенностей конкретного типографского оборудования – печатных машин, постпечатных станков.
  6. Вывод макета на пленку (производство диапозитивов) либо печатных форм.
  7. Производство цветопробы – образчика изделия с нанесенными красками.
  8. Производство электронного спуска (с обязательным учетом этапов постпечатной обработки – резка, бигование, фальцевание, вырубка).

В соответствии с производственной необходимостью некоторые процессы могут быть исключены из предпечатной подготовки.

Для получения качественной продукции на этапе дизайна и предпечатной подготовки необходимо иметь максимально полные сведения о финальном внешнем виде продукта. Следует сразу наметить материалы, краски, обрезной размер, профиль оборудования, стадии постпечатного процесса. Дизайн и допечатная стадия изготовления коробки, журнала, открытки, брошюры – трудоёмкие и важные процессы, которые должны выполняться профессионалами.

В крупных типографиях процессом допечатной подготовки занимаются представители разных специальностей: дизайнеры, верстальщики, копирайтеры (создатели текстов), корректоры (специалисты по вычитке текстов), цветокорректоры, занимающиеся обработкой файлов с изображениями, лица, отвечающие за выпуск изделия. В небольших компаниях должности могут совмещать несколько человек или даже один работник-универсал, специализирующийся на предпечатной стадии.

Основные требования к современному дизайну и предпечатной подготовке – простота и лаконичность печатных изделий, технически простой макет, грамотное и гармоничное сочетание графики и текстовой информации на полиграфическом продукте, подробное соответствие техническим нормативам и стандартам.

Prepress для дизайнера

Вопросы и ответы по технологиям печати и все что с этим связано.

Таблица технических ограничений (техтребований) по типам печати

В таблице собраны основные технические ограничения, связанные с процессом печати на различных носителях – алюминиевых банках, пакетах молока, упаковках сметаны, колбасных и сосисочных оболочках и др. – для удобства быстрого поиска.

Печать по боковой поверхности пластиковых упаковок: https://www.kairos-firm.ru/s-pechatyu

По ссылке ниже можно скачать PDF.

Информация собрана из открытых источников.

Список типографий для быстрого поиска

На сайте появился список типографий, отсортированный по типам оборудования. Для каждой указаны ключевые и уникальные характеристики для удобного поиска. Список будет пополняться.
http://prepressfd.wixsite.com/books/tipografii

Визуальный словарь полиграфических терминов

В рамках проекта “Препресс для дизайнера” начал функционировать сайт “Визуальный полиграфический словарь”. http://prepressfd.wixsite.com/books/prepressfdictionary

Словарь регулярно пополняется, сейчас в нем 200+ статей. Задачей являлось не столько дать краткое толкование терминов, но и немного расшифровать их, дополнив соответствующей иллюстрацией. На каждый термин есть готовое изображение с поясняющим текстом, на которое можно дать ссылку или скопировать и отправить по электронной почте. Работает мобильная версия. Есть поиск по сайту.

ТЕРМИНЫ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Ai (Adobe Illustrator), Black Point Compensation (BPC), Channel Mixer, CII (Color Inconstancy Index), CMS (Color Management System), CMYK, Color Rendering Intent: Absolute Colormetric, Color Rendering Intent: Perceptual, Color Rendering Intent: Relative Colormetric, Color Rendering Intent: Saturation, Color Settings (настройка цветов), Curves, Dither, EPS (Encapsulated PostScript), Greep (сползание страниц), Inc, INDD (InDesignDocument) и IDML (InDesignMarckupLanguage), JPEG (Joint Photographic Experts Group), Lab, LDPE (ПНД)), Levels, OPS – Одноосноориентированная полистирольная пленка, Pantone, PDF (Portable Document Format), PDF/X-1a, PDF/X-3, PNG (Portable Network Graphics), PS, PSD (Photoshop Document), Ra (Индекс цветопередачи), RGB, Selective Color, SWOP (Specifications for Web Offset Publications), TIFF (Tagged Image File Format), TIL, Total Ink Limit, UGRA/FOGRA Media Wedge CMYK V3.0, UV-varnish, Авантитул, Авторский лист, Амбалаж, Бабашка, Бейдж, Белила, Бесшвейное скрепление, Биговка, Бинарные наложения красок, Бинары, Буквица, Бумага Верже, Бумага самоклеящаяся, Бумага самокопирующаяся, Бумвинил, Ваката, ВД-лак, Векторное изображение, Веленевая бумага, Висячая строка, Вкладыш, Вобблер, Водно-дисперсионный лак, Водяной знак, Волнистость бумаги, ВОРР (Двуосноориентированная полипропиленовая пленка) (bioriented polypropylene film), ВШРА (вкладочно-швейно-резальный автомат), Выворотка, Вылеты за обрез, Вырубка, Гидрофобность / гидрофильность, Гильоши, Гладкость бумаги, Глиттерный лак, Гравюра, Двойник, Дефис, Доля листа, Допуски на цвет, Европейская шкала печатных красок, Емкость шрифта, Засечка, Калька, Каптал, Кашировка, Квадрат, Керниг, Клеевой слой на конвертах, Коленкор, Коллаж, Конгрев, Конгревное тиснение, Контраст, Корпус, Красочность печати, Ламинация, Ламинированная бумага (PAP), Линиатура выводного устройства, Линиатура растра, Лощеная бумага, Люверс / пикколо, Ляссе или ленточка закладка, Макет, максимальная сумма красок, Марашка, Марзан, Маслянный лак, Масса бумаги, Машинное направление бумаги, Маюскульный шрифт, Меандр, Мелованная бумага, Минимальная толщина линии, Минимальный кегль шрифта, Муар, Мягкий переплет книги, Надсечка, Нахзац, Немелованная бумага, Неориентированная полипропиленовая пленка (PP), Обечайка, Обтравка, Орловская печать, Пагинация, Пантон, Пантонный веер, Печатная форма, Пиксель, Подписной лист, Поливинилхлорид (PVC (ПВХ)), Полистирольная пленка (PS), Полиэтилен (HDPE (ПВД), Полиэтилентерефталат (PET, PETE), Постпресс (Postpress), Препресс (Prepress), Приводка, Приладка, Противоотмарывающий порошок, Профайл, Пункт, Пухлость бумаги, Размеры / форматы печатных листов, Разрешение изображений, разрешение устройства, Раппорт, Растискивание, Растрирование. Регулярный и стохастический растры., Растровое изображение, Расчет тощины корешка, Реглет, Ретушь, Ризограф, Рицовка, Свой и чужой оборот, Серый баланс, Сигнальный экземпляр, Сигнатура, Слепое тиснение, Смесевой цвет, совмещение, Спектральная характеристика, Специальные лаки и краски для шелкотрафарета, Спот-цвет, Спуск полос, Стандартные условия просмотра, Суперобложка, Таблица профилей для типов бумаг, Таблица стандартных размером листов бумаги, Твердый переплет книги: 7БЦ, Тейбл-тент, Термоподъем, Терция, Тетрадь, Тире, Тиснение фольгой, Толщина красочного слоя, Точка белого, Точка черного, Тощина бумаги, Трекинг, Треппинг, УФ-лак, Факсимиле, Фальцовка, Флайер, Фолиант, Форзац, Форматы печатной продукции, Хром-эрзац, Хромакей, Художественная бумага “Лен”, Художественная бумага “Молоток”, Цвет, Цветовая адаптация зрения, Цветовая температура, Цветовой профиль, Цветовые каналы в Photoshop, Цветоделение, Цветоделение GCR, Цветоделение UCR, Цветоориентир, Цветопроба, Цицеро, Черный: насыщенный, составной, в одну краску, Шаблон биллборда 6х3 м, Шаблон лефлета А4 2 фальца, Шаблон разметки листовки А4, Шаблон разметки обложки твердого переплета, Шаблон разметки папки А4, Шаблонирование, Шелфтокер, Шитье внакидку (saddle stitching), Шитье втачку (sewing stitch), Шпация, Шпон, Шрифт, Шубер, Экранная цветопроба, Эстамп, Яркостная адаптация зрения

Читать еще:  Где учат на графического дизайнера

100 советов по допечатной подготовке

Мы хотим познакомить вас с книгой Нины Устиновой «100 советов по допечатной подготовке». Этот серъезный труд – результат компиляции собственного опыта автора, анализа специализированной литературы и жарких споров на профильных форумах

[spoiler title=’Оглавление книги’ style=’yellow’ collapse_link=’true’]

ДЛЯ КОГО НАПИСАНА ЭТА КНИГА
ВВЕДЕНИЕ В ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Как человек различает цвета?
ФИЗИКА ЦВЕТА
Источники и приемники излучения
Спектральный состав света
Поглощение и пропускание света
Отражение, преломление и рассеяние света
Яркость поверхности и ее оптическая плотность
Цветовая температура и стандартные колориметрические излучатели МКО
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Кривые спектральной чувствительности глаза
Метамеризм: иллюзия соответствия
Дополнительные цвета и формула белого цвета
КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ЦВЕТА
Яркость и светлота. Закон Вебера – Фехнера. Количество цветов различаемых по яркости
Цветовой тон и насыщенность
Некоторые феномены нашего зрения, влияющие на наше восприятие цвета
ИЗМЕРЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТА
Атлас классификации цветов Манселла
Опыты по уравниванию цветов
Опыты Максвелла, Гилда и Райта. Стандартные колориметрические наблюдатели МКО 1931 и 1964. Цветовая модель XYZ
Эллипсы Мак Адама и равноконтрастные цветовые пространства UVW и LUV
Колориметрическая цветовая модель CIE Lab и расчеты цветового различия
Цветовая модель HSB
Некоторые выводы
ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ
АДДИТИВНЫЙ И СУБТРАКТИВНЫЙ СИНТЕЗ ЦВЕТА
Две иллюзии и стадии их воспроизведения
Свойства цветовых моделей
Цветовой охват способа воспроизведения
Цветовая модель RGB
Цветовая модель CMYK
О черном CMYK
Физические и спектральные свойства красок
ВВЕДЕНИЕ В РАСТРОВЫЕ СИСТЕМЫ
Общий принцип тонопередачи в растровых системах
Амплитудно модулированное (линиатурное или традиционное) растрирование
Частотно – модулированное (стохастическое) растрирование
Гибридное растрирование
Контроль точности размеров и оптической плотности растровых элементов
Оптическое и физическое изменение размеров растровых элементов и сдвиг шкалы светлот
ТРЕППИНГ
Общие правила треппинга
ТЕХНОЛОГИЯ «РАБОЧЕГО ПОТОКА» (WORKFLOW), СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ(CMS), КАЛИБРОВКА И ПРОФИЛИРОВАНИЕ УСТРОЙСТВ
Система управления цветом
Архитектура системы управления цветом
Алгоритмы пересчета цветов
Цветовые профили и цветовые пространства
Ввод и вывод изображения с помощью CMS
Визуализация изображения на экране компьютерного монитора
Вывод изображения на печать
Преобразование отсканированных изображений и изображений, полученных цифровой камерой
Построение цветовых профилей
Настройка и профилирование мониторов
Условия настройки и эксплуатации мониторов, предназначенных для работы с цветными изображениями по стандарту ISO 12646
Настройка цветовой температуры монитора
Приведение монитора к требуемой гамме
Профилирование (характеризация) монитора
Профилирование устройств ввода изображения
Профилирование устройств вывода изображения
Некоторые соображения по поводу цветовых профилей
Технология единого рабочего потока
ПРАКТИКА ДОПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ
Требуется дизайнер в типографию или краткий экскурс в профессию
«Кодекс допечатника»
«Знатоки процесса»
ВВЕДЕНИЕ В ЦВЕТОКОРРЕКЦИЮ И РЕТУШЬ
Цветокоррекция
Общий анализ изображения
Основные проблемы изображений
Посторонний цветовой оттенок
Светлые изображения
Темные изображения
Перенасыщенные изображения с потерей деталей в ярких цветах
Сочные цветные тени
Резка в 1 пиксель
Муар (ретушь в LAB)
ЧТО ТАКОЕ POSTSCRIPT И ОТКУДА ОШИБКА?
5 «грехов» PostScript
Формат PDF
Откуда ошибка?
ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕВЫХ, МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫХ КРАСОК И БЕЛИЛ
Дополнительные смесевые и металлизированные краски
Цвета Hexachrome
Белила
ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ПОСЛЕПЕЧАТНЫХ ПРОЦЕССОВ И НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ПОСЛЕПЕЧАТНЫХ ПРОЦЕССОВ
Офсетный лак
Шелкотрафаретная печать и ее частный случай – УФ-лак
Тиснение и его виды
Штанцовка (высечка, вырубка)
Холодная ламинация
Горячая ламинация
ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ
Бумажный пакет
Папка, коробка, конверт под штанцовку
Изделие на пружине (календарь, блокнот)
Изделие под термопереплет (клеевое бесшвейное скрепление блоков)
Изделие под переплет на скобу
Книга в твердом переплете
Изделие в несколько сгибов
Открытка
ОСОБЕННОСТИ ДОПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ ИЗ РАЗНЫХ ПРОГРАММ
Общий алгоритм анализа файла
CorelDRAW
Adobe Illustrator
Adobe InDesign
PDF ДЛЯ ДОПЕЧАТНИКА
Редактирование содержимого
Preflight
Output Preview
Convert Colors
PDF Optimizer
Fix Hairlines
Crop Pages
Transparency Flattering
Insert/Extract/Replace/Delete Pages
Export All Images
ОТКРЫТИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ PDF-ФАЙЛА В ГРАФИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ CORELDRAW, ADOBE ILLUSTRATOR, ADOBE PHOTOSHOP И ADOBE INDESIGN
PDF и CorelDraw
PDF и Adobe Illustrator
PDF и Adobe Photoshop
PDF и Adobe InDesign
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ СПОСОБЫ ОТКРЫТИЯ ФАЙЛОВ
CorelDRAW
Adobe Illustrator
Adobe InDesign
Adobe Photoshop
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С «ВЕРСТКОЙ»?
СПУСК ПОЛОС СВОИМИ РУКАМИ
СПУСК ПОЛОС ИЗ ПОДПРОГРАММЫ PRINTBOOKLET

ДЛЯ КОГО НАПИСАНА ЭТА КНИГА

Эта кни­га на­пи­са­на преж­де все­го для мо­их кол­лег – спе­ци­а­ли­стов по до­пе­чат­ной под­го­тов­ке и тех, кто хо­тел бы та­ко­вым стать. Так­же она бу­дет по­лез­на ме­не­дже­рам ти­по­гра­фий и ре­клам­ных агентств, ко­то­рые име­ют де­ло с по­ли­гра­фи­ей, чтобы они смог­ли уви­деть «как это вы­гля­дит из­нут­ри», чтобы из­бе­жать ненуж­ных непри­ят­но­стей, свя­зан­ных с до­пе­чат­ной под­го­тов­кой. По той же при­чине эта кни­га бу­дет по­лез­на всем за­каз­чи­кам по­ли­гра­фи­че­ской про­дук­ции и всем лю­дям, ин­те­ре­су­ю­щим­ся про­цес­сом по­ли­гра­фи­че­ско­го про­из­вод­ства.

Я при­знаю, что в неко­то­рых мо­мен­тах мно­гим из вас зна­ния, опи­сан­ные в кни­ге, бу­дут зна­ко­мы. Со­би­ра­ясь ее пи­сать, я ори­ен­ти­ро­ва­лась боль­ше на тех лю­дей, ко­то­рые очень ма­ло зна­ют или во­об­ще не зна­ют про­цесс до­пе­чат­ной под­го­тов­ки. По­это­му неко­то­рые по­ня­тия и зна­ния в ней рас­кры­ва­ют­ся, что на­зы­ва­ет­ся, с азов. Я по­ста­ра­лась мак­си­маль­но со­кра­тить и упро­стить раз­де­лы, ка­са­ю­щи­е­ся тео­ре­ти­че­ских ос­нов, и тем не ме­нее без них кни­га бы­ла бы непол­ной. По­это­му про­фес­сио­на­лам она бу­дет по­лез­на в ка­че­стве спра­воч­ни­ка, а но­вич­кам – как некий курс по до­пе­чат­ной под­го­тов­ке.

Струк­ту­ра кни­ги обыч­на для по­доб­ных по­со­бий – от тео­рии к прак­ти­ке. Все на­чи­на­ет­ся с рас­смот­ре­ния то­го, как наш глаз ре­ги­стри­ру­ет цвет, а за­кан­чи­ва­ет­ся осо­бен­но­стя­ми вы­во­да оф­сет­ных форм. В кни­ге рас­смот­ре­ны те­мы, от­но­ся­щи­е­ся к про­цес­су до­пе­чат­ной под­го­тов­ки, та­кие как: цве­то­кор­рек­ция и цве­то­де­ле­ние изо­бра­же­ний, ка­либ­ров­ка и про­фи­ли­ро­ва­ние устройств, ис­прав­ле­ние PostScript-оши­бок, треп­пинг, до­пе­чат­ная под­го­тов­ка по­сле­пе­чат­ных про­цес­сов, со­зда­ние спус­ков по­лос и форм­ные про­цес­сы. То есть, все эта­пы «пу­те­ше­ствия» изо­бра­же­ния от ска­не­ра к оф­сет­ной фор­ме. Ча­стич­но рас­смот­ре­ны или не рас­смот­ре­ны во­об­ще та­кие те­мы как: со­ве­ты по ди­зай­ну, ком­по­зи­ции, пра­ви­ла верст­ки. То есть мак­си­маль­но ужа­та кре­а­тив­ная часть, а весь упор сде­лан имен­но на тех­ни­че­скую со­став­ля­ю­щую про­цес­са до­пе­чат­ной под­го­тов­ки. В спис­ке ли­те­ра­ту­ры есть несколь­ко книг, ко­то­рые мо­гут стать вам по­лез­ны при по­лу­че­нии зна­ний по кре­а­ти­ву, ди­зай­ну и верст­ке. В них ав­то­ры до­ста­точ­но пол­но рас­кры­ва­ют эти те­мы и, при­зна­юсь, по­ка мне в этой об­ла­сти ни­че­го но­во­го ска­зать нече­го. А вот по тех­ни­че­ской ча­сти до­пе­чат­ных про­цес­сов на­блю­да­ет­ся некий про­бел, ко­то­рый и я по­пы­та­лась хо­тя бы ча­стич­но за­пол­нить сво­им прак­ти­че­ским по­со­би­ем.

Читать еще:  Дизайнер верстальщик полиграфии

Все при­ме­ры в этой кни­ге по­ка­за­ны в ос­нов­ном для ли­сто­вой оф­сет­ной пе­ча­ти. Дан­ный вид пе­ча­ти наи­бо­лее ши­ро­ко рас­про­стра­нен и по­пуля­рен. В кни­ге ма­ло или во­об­ще не рас­ска­за­но о тон­ко­стях до­пе­чат­ной под­го­тов­ки для ру­лон­ной и флек­со­пе­ча­ти. Для этих ви­дов пе­ча­ти су­ще­ству­ют свои осо­бен­но­сти при под­го­тов­ке фай­лов.

Это ко­неч­но же недо­чет мо­е­го пер­во­го из­да­ния, но в свое оправ­да­ние мо­гу толь­ко ска­зать, что об­щее на­прав­ле­ние по до­пе­чат­ным ра­бо­там, ко­то­рое я опи­са­ла в сво­ей кни­ге, при­ме­ни­мо и для ру­лон­ной, и флек­со­пе­ча­ти.

При на­пи­са­нии кни­ги бы­ла ис­поль­зо­ва­на ин­фор­ма­ция из мо­их же соб­ствен­ных ста­тей, на­пи­сан­ных для од­но­го тех­ни­че­ско­го жур­на­ла, по­это­му ес­ли кто их чи­тал, то­му она бу­дет зна­ко­ма. Ссыл­ки на пер­во­ис­точ­ни­ки при на­пи­са­нии тео­ре­ти­че­ской ча­сти ука­за­ны в биб­лио­гра­фии. Прак­ти­че­ские со­ве­ты – ис­клю­чи­тель­но мой соб­ствен­ный опыт.

Дизайнер допечатной подготовки

С появлением полиграфии термин «дизайн» приобрел более широкое значение. Сегодня дизайнер, знакомый с требованиями и спецификой полиграфического воспроизведения макета, – это отдельная специальность, требующая определенных знаний. Не случайно дизайн, как отдельная дисциплина, входит в обучающие программы для студентов- полиграфистов. Например, в Московском государственном университете печати имени Ивана Федорова обучают по программе «Технология и дизайн упаковочного производства».

Кстати, очень часто в типографиях должность дизайнера подразумевает не столько владение художественными навыками, сколько знания по допечатной подготовке макетов (препресс, одним словом).

В полиграфии есть универсальные требования для препресса, которые применяются во всех способах печати, а есть специфические. Флексографская печать, наиболее широко используемая для печати этикетки и гибкой упаковки, имеет здесь свои особенности.

В чем они заключаются?

Очевидно, что нельзя требовать от заказчиков полиграфической продукции умения хорошо разбираться в том, как типография подготовит и выполнит их заказ, ведь это не их работа. А в каждой типографии, кроме того, существуют свои специфические требования к макетам и определенные ограничения, обусловленные, прежде всего, тем оборудованием, на котором выполняется печать и отделочные процессы.

Чтобы разобраться в тонкостях дизайна для флексографии, узнать, как в типографиях подходят к процессу создания и подготовки макетов, мы обратились в типографию «Печатный Экспресс — Флексография». Компания специализируется на производстве самоклеящихся, термоусадочных, вплавляемых и многослойных этикетках.

Выше говорилось, что в большинстве типографий дизайнер и специалист препресса – это часто одно лицо. Но в «Печатном Экспрессе – Флексографии» поступили иначе: здесь дизайн-студия выделена в отдельное самостоятельное подразделение. Вот как поясняет это Александр Борисов, руководитель отдела допечатной подготовки: «Разграничение было сделано с определенной целью. Некоторые клиенты хотят изменить или серьезно доработать дизайн, но это не входит в компетенцию специалистов по допечатной подготовке. Поэтому в компании приняли решение создать отдельную структуру, куда входят сотрудники исключительно с художественным образованием и владеющие соответствующими навыками».

Сегодня в дизайн-студии работает два художника. Поскольку они трудятся в производственной компании, в их задачу на этапе создания или доработки макета входит и соблюдение определенных технологических параметров. Для этого с ними проводятся регулярные инструктажи со стороны технологов и сотрудников отдела препресса.

Параметры эти достаточно стандартизированы и применяются ко всем видам дизайна: это и минимальный размер шрифтов, и точное соответствие смесевых цветов вееру Pantone, и необходимость указывать в файлах на наличие отдельных слоев лака или белил. В принципе, эти вопросы больше относятся к компетенции специалистов по допечатной подготовке. Но как говорит Андрей Стариков, главный технолог типографии, «если художники-дизайнеры учитывают эти параметры еще на этапе создания макета, то в отделе препресса файлы будет быстрее и проще подготовить для вывода форм».

А вот непосредственно смена дизайна этикетки на новый или разработка, например, этикетки нового вида сока для уже существующей линейки – это как раз прямая обязанность художников.

Вообще, как говорит Александр Борисов, дорабатывать приходится больше 90% дизайнов, которые приносят в типографию. Разумеется, речь идет о многокрасочной продукции, которая в большинстве своем печатается типографией в 6-10 красок.

Трудоемкость доработки макетов зависит от их сложности: простую цветную картинку с текстовым блоком можно подготовить за час. Такая скорость достигается определенной автоматизацией. Для этого в «Печатном Экспрессе — Флексографии» все машины отпрофилированы, то есть каждая имеет свой цветовой ICC-профиль, учитывающий индивидуальные параметры печати. Благодаря этому конвертацию файлов для последующего вывода форм можно произвести довольно быстро.

Но бывают макеты, продолжает Александр Борисов, где очень много разнообразных объектов со сложным цветовым сочетанием, и к тому же сделанных, допустим, в CorelDraw (в типографии работают в Adobe Illustrator). Тогда при конвертации объекты пропадают, и вот здесь опять приходится потрудиться художникам-дизайнерам: они заново рисуют и перекрашивают изображения, чтобы можно было без проблем их обработать в отделе препресса.

Еще одна стандартная и типичная для любой типографии проблема, как добавляет руководитель отдела маркетинга Анастасия Минкина, это когда приходят клиенты без макета, но с этикеткой, которую они печатали в другой типографии, и просят полностью ее повторить. Здесь и художники-дизайнеры, и специалисты препресса работают совместно, ведь приходится полностью восстанавливать дизайн: заново рисовать картинки или подбирать максимально похожие, сравнивать и выбирать цвета. Иногда приходится даже предлагать что-то на замену. «Воспроизвести полностью, на 100% идентичный макет, – говорит Анастасия Минкина, – практически нереально, но мы стараемся максимально приблизиться к оригиналу».

Вообще, в «Печатном Экспрессе — Флексографии» художники-дизайнеры работают самостоятельно и формально не подчиняются ни технологам, ни руководителю препресса. У них свой непосредственный руководитель. С коллегами консультируются при необходимости. Типичная для таких случаев ситуация, когда разрабатывается термоусадочная этикетка со сложным дизайном. При усадке этикетка обязательно даст искажения, и необходимо это предусмотреть. Если же клиент непременно хочет увидеть текст или рисунок на горлышке бутылки – а это самое узкое место и в прямом, и в переносном смысле, то консультация в этом случае обязательна.

Читать еще:  Биоинженер что сдавать

Если же заказчик меняет технологию печати, например, с офсетной на флексографскую, то здесь могут возникнуть трудности другого рода. «В последние годы флексопечать сделала очень серьезный шаг вперед в плане качества и уже конкурирует с офсетом», – рассказывает Андрей Стариков. Так как заказчики ищут способы удешевить печать, то с готовностью рассматривают другие возможности производства этикетки. И здесь те же сложности – с подбором цвета. В этом случае в отделе допечатной подготовки для анализа цвета используют спектрофотометр X-Rite.

Дороже или дешевле?

В отделе допечатной подготовки контролируют еще несколько ключевых параметров этикеточного дизайна – это минимальную растровую точку и размер вывороток, а также минимальную толщину линий для последующего тиснения или конгрева. Эти отделочные операции обязательно проверяются на предмет выполнимости. Если они не проходят проверку, то макет дорабатывается и снова возвращается к заказчику на утверждение с комментариями, как было, как стало и почему.

Подобные изменения могут вести как к некоторому удорожанию продукции, так и, наоборот, к удешевлению. Скажем, если у заказчика на макете однородный фон или линии выполнены триадным цветом (cyan, magenta, yellow), то удобнее и выгоднее предложить заменить триаду одним близким цветом Pantone, что будет дешевле при печати. Но бывает, что макет, выполненный CMYK, невозможно с точностью повторить из-за ограничений этой цветовой модели. Тогда в типографии предлагают добавить дополнительный цвет Pantone. «Это, конечно, приведет к незначительному удорожанию, – говорит Андрей Борисов, но качество продукта в этом случае однозначно повысится».

О специализированном ПО

Для обработки и подготовки макетов к выводу на формы в типографии специализированного программного обеспечения, типа известного ArtPro, не используют. Как утверждает Александр Борисов, сейчас Adobe Illustrator со всеми плагинами обладает таким мощным функционалом, что он схож с тем же ArtPro – пусть и более ранних версий – процентов на девяносто, и поэтому полностью справляется с задачами препресса.

Печать и отделка

В «Печатном Экспрессе — Флексографии» эксплуатируются пять рулонных печатных флексографских машин европейского производства. Самая большая машина печатает в десять красок; в каждой из машин имеются различные отделочные секции – тиснения (горячее и холодное), конгрева, трафаретной печати. Офсетной и глубокой печати нет. Впрочем, по словам Анастасии Минкиной, холдинг «Печатный Экспресс» имеет еще одну типографию – офсетную, на отдельной площадке. Готовые этикетки поставляются заказчикам в рулонах с высечкой по контуру и без облоя. Еще из финишных процессов – это довольно редкая перемотка, которая позволяет автоматически наматывать этикетки небольшими тиражами, например, от 500 штук (по 10-15 метров).

Для контроля печати на производстве используют обычный денситометр, с помощью которого следят за оптической плотностью цветов и величиной растискивания.

На самом деле еще на этапе допечатной подготовки в типографии ориентируются на конкретную печатную машину, которая будет выполнять тираж. Выбор машины зависит, разумеется, от типа этикетки и материала, на котором ее будут печатать, а также от ширины раппорта печати. Красочность и линиатура вала – еще два показателя, которые обязательно берут в расчет.

Скажем, для производства термоусадочной или вплавляемой этикетки, которые печатаются на тонких пленках, технология требует и контроля натяжения материалов, и их охлаждения в процессе производства, а это однозначно заказ под определенную машину. Если в машине имеется автоприводка, то это также необходимо учесть в готовом макете с помощью специальных меток.

Если же распределить все тиражи, печатающиеся в типографии, по красочности, то здесь цифры такие: 60% тиражей печатается в среднем в шесть красок (CMYK и дополнительно один-два цвета Pantone), остальные печатаются в семь-восемь красок и совсем небольшое количество в девять-десять. Но подавляющему большинству клиентов такая максимальная красочность и не требуется.

Новое в технологиях

Как отмечает Андрей Стариков, для флексографской печати ключевым техническим параметром и самым проблемным местом по-прежнему остаётся величина растискивания. Этот показатель присутствует везде в аналоговой печати, но наиболее критично проявляется именно во флексографии. И это требуется обязательно учитывать на этапе допечатной подготовки и контролировать в производстве.

Правда, уже завоевала себе место новая технология – технология «плоской точки». Ее суть в новом алгоритме растрирования и вывода форм, предусматривающей формирование стабильных одноуровневых точек с плоской вершиной. Это позволило расширить воспроизведение тонового диапазона в светах и в тенях. С появлением данной технологии «попадание» в цвтопробу или макет стало еще более близким. Технология разработана компанией Kodak и называется Flexcel NX, для вывода используются соответствующие формы Kodak.

Собственно по технологии «плоской точки» в типографии производятся формы не для всех тиражей: во-первых, это не для каждого дизайна требуется, во-вторых, это дороже на 20-30%. На формах Kodak по новой технологии в типографии печатают порядка 40% тиражей, для остальных используют формы фирм Dupont, Flint и других производителей.

Вообще, по мнению Андрея Старикова, поскольку дизайны в массе своей постоянно усложняются, технология «плоской точки» становится все более востребованной. Более того, довольно давно наметилась тенденция в сторону увеличения линиатуры. «Раньше клиенты не ожидали уж очень высокого качества от флексографии, – добавляет Анастасия Минкина, – а сегодня вывод форм с линиатурой 175 lpi – практически стандарт, и в типографии большинство форм (по крайне мере, для цветных работ) выводят именно с таким показателем.

Работа с заказчиками

В «Печатном Экспрессе — Флексографии» основную работу по согласованию доработок и переделок макетов ведут не специалисты отдела допечатной подготовки, а менеджеры по продажам. И только в случае необходимости к переговорам подключаются сотрудники препресса.

Но вообще, для исключения недоразумений, в типографии предлагают клиентам сделать цветопробу. Часто это делается по просьбе заказчика, но иногда и по настоянию типографии, если менеджер считает, что макет может быть проблемным. Тиражи с цветопробой составляют порядка 30% от общего количества.

В заключение надо сказать, что есть немало заказчиков, которые приезжают непосредственно на приладку и подписывают контрольный оттиск. В типографии даже приветствуют такой подход, особенно когда необходимо «попасть» в цвет по чужому образцу. Потому что как бы хорошо ни были отпрофилированы машины, в каждой типографии они разные, как и краски. Именно поэтому в типографии спокойно относятся к желанию заказчиков присутствовать на тираже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector