Start-365.ru

Работа и Занятость
236 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аттестация инженера программиста

Аттестация инженера программиста

Advanced MemberРедактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Вопросы к аттестации.

1. Аппаратная часть

1. Что общего у интерфейсов USB, Serial ATA, PCI, PS/2 и D-Sub?
а) одинаковая скорость передачи данных;
б) однотипный разъем подключения;
в) одинаковая разрядность шины;
г) все они являются проводными интерфейсами.
2. Что такое “северный мост” материнской платы компьютера?
а) перемычка-теплоотвод, соединяющая нагревающиеся элементы платы;
б) большая микросхема системной логики платы;
в) длинный симметричный разъем для подключения микросхем памяти;
г) маленький разъем для подключения кулеров (от англ. глагола cool – морозить).
3. Что нужно сделать для того, чтобы компьютер работал тише?
а) обернуть одеялом;
б) заменить кнопки на системном блоке (и клавиатуре) на кнопки с “магнитной подвеской”, как более тихие;
в) обратиться в гарантийную мастерскую для замены процессора на менее шумный;
г) обратиться в сервис-центр для замены вентиляторов, выработавших свой ресурс работы.
4. Что нужно сделать в случае потускнения изображения на “жидкокристаллическом” мониторе?
а) переустановить драйверы видеокарты, монитора и коврика для мышки;
б) протереть пыль с экрана очистительной салфеткой;
в) провести облучение экрана УФ лучами для удаления адсорбции;
г) заказать новый картридж с жидкими кристаллами для монитора.
5. При включении компьютера слышны завывания и ощущается вибрация корпуса. Что это?
а) галлюцинации;
б) расстроена система магнитного резонанса видеоускорителя;
в) вышел из строя один (или несколько) из вентиляторов;
г) произошло залипание считывающей головки в накопителе на гибких магнитных дисках и необходимо срочно отключить компьютер, чтобы предотвратить выход его из строя.
6. От чего зависит высокая скорость работы компьютера более всего?
а) от количества жестких дисков в системе;
б) от наличия северного моста на системной плате;
в) от количества подключенных принтеров, модемов и накопителей USB Flash;
г) от объема и типа применяемой оперативной памяти.
7. Зачем разбивают жесткие диски?
а) чтобы использовать их части для изготовления поделок в кружке детского творчества;
б) чтобы использовать их пространство для различных целей;
в) чтобы сделать содержащуюся на них конфиденциальную информацию недоступной конкурентам или недоброжелателям, а так же при списании компьютерной техники;
г) чтобы можно было переносить часть инфогмации из офиса в офис.
8. Как располагаются носители информации в порядке увеличения объема хранимых данных?
а) дискета, компакт-диск, DVD;
б) интернет, дискета, DVD, компакт-диск;
в) компакт-диск, DVD, дискета формата HD, интернет;
г) дискета, USB Flash диск, объемом 256 Мб, 3” компакт-диск, DVD.
9. Из системного блока повалил дым. Ваши действия для устранения неисправности?
а) сообщить руководителю, вызвать пожарных, позвонить в сервис-центр по ремонту компьютеров.
б) отключить клавиатуру, вытащить все диски из системного блока, залить системный блок большим количеством воды;
в) извлечь бумагу из принтера, чтобы она не воспламенилась, залить компьютер водой из пожарного шланга, обратиться к специалисту по охране труда за получением благодарности;
г) отключить источник бесперебойного питания, выключить провод удлинителя из розетки 220В на стене, использовать средства пожаротушения.
10. Опишите, как выглядит накопитель USB Flash?
а) большой, переливающийся всеми цветами радуги, круглый;
б) маленький, квадратный, с наклейкой с одной стороны и металлическим круглешком с другой стороны;
в) маленький, вытянутой формы с прямоугольным металлическим коннектором под крышечкой;
г) длинный, серого или белого цвета с прозрачными пластмассовыми наконечниками на концах.

2. Операционные системы

11. Чем отличаются операционные системы Windows 95 и Windows XP?
а) Windows 95 нельзя установить на ноутбук;
б) Windows XP поддерживает больший объем виртуальной памяти, чем Windows 95;
в) Windows XP поддерживает печать на принтер Canon LBP-800, а Windows 95 – нет;
г) поддержкой FAT16.
12. Как не правильно выключить компьютер с запущеной операционной системой Windows 2000?
а) нажав кнопку “Пуск”, в меню выбрав “завершение работы”, далее — “выключить компьютер”;
б) кнопкой Power на клавиатуре;
в) кнопкой Power на системном блоке;
г) маленьким выключателем питания рядом с проводом питания на задней стенке системного блока.
13. Что такое “Сетевое окружение”?
а) компьютеры, стоящие в одном кабинете с вашим компьютером;
б) компьютеры и принтеры, стоящие в вашем офисе;
в) компьютеры и принтеры, подключенные в общую локальную сеть;
г) ярлык на рабочем столе операционной системы Windows.
14. Зачем нужен “файл подкачки”?
а) чтобы увеличить объем виртуальной памяти компьютера при нехватке физической оперативной памяти;
б) чтобы более полно использовать дисковые ресурсы компьютера;
в) чтобы защитить буферы ввода/вывода системы от опустошения и переполнения;
г) чтобы подкачивать файлы из интернета в процессе их воспроизведения.
15. Где операционные системы семейства Windows 2000/XP располагают папку “Мои документы”?
а) в подпапке “Мои Документы” папки Documents and settings%USERNAME% системного диска;
б) в директории /home/%USERNAME%/;
в) в папке C:Мои документы;
г) в сетевой папке с именем User.
16. Компьютер потерял соединение с сетью, вы посмотрели и обнаружили несколько проблем. В чем заключается реальная причина? Проблемы:
а) терминал-клиент завершил свою работу в связи с ошибкой;
б) фаерволл Windows заблокировал все исходящие соединения на порты 20-23, 25, 80, 110 и 8080;
в) служба Server вызвала ошибку и не запускается;
г) служба NetLogon не может стартовать.
17. Система Windows 98 SE пишет сообщение о том, что “Обнаружено новое устройство. ” и предлагает установить для него драйвер. Драйвер находится на USB Flash накопителе. Как установить драйвер этого устройства?
а) никак, либо только по сети, потому что у вас установлена операционная система Windows 98 SE, а она не поддерживает работу с USB;
б) никак, потому что установленное устройство – это и есть ваш накопитель USB Flash, и чтобы установить с него его же драйвер, он уже должен быть установлен!
в) произошел сбой определения устройства, а потому нужно перезагрузить Windows в режиме защиты от сбоев и скопировать драйвер, а потом в обычном режиме установить его в систему;
г) скопировать драйвер с помощью другого носителя или по сети, а потом в обычном режиме установить его в систему.
18. При подключении нового жесткого диска в систему Windows 2000 оказалось, что новая буква для этого диска автоматически не назначилась. Где искать причину?
а) винчестер неисправен;
б) необходимо разбить винчестер;
в) необходима калибровка скорости вращения дисков и позиционирования головок винчестера;
г) необходимо перепрограммирование настроек системы SMART винчестера.
19. К компьютеру с операционной системой Windows XP Home Edition была подключена мышь A4Tech PS/2. Она вышла из строя и вместо нее дали мышь Logitech Optic USB. Какой драйвер нужно установить, чтобы заставить новую мышь работать?
а) никакого драйвера не надо, такие мышки работают сами по себе;
б) система автоматически найдет и установит драйвер Logitech Pro Plus USB, такой драйвер есть в Windows начиная с Windows 98;
в) если есть выход в интернет, можно будет найти драйвер мышки через Windows Update, но для этого операционная система должна быть предварительно зарегистрирована в Microsoft;
г) она будет работать с драйвером от A4.
20. Сразу после установки Windows нашлось множество различных устройств, но они определились странно, что-то вроде “VGA Controller”, “PCI Device”, Multimedia Controller”, “USB Modem”, “USB tv card” и т.п. Как решить эту проблему?
а) операционная система не поддерживает такие устройства. нужно установить более новую операционную систему;
б) нужно установить специализированный системный драйвер для материнской платы и все будет нормально;
в) невозможно установить все эти драйверы, потому что для того, чтобы подключиться к Windows Update нужно подключение к интернету, а драйвер модема не установился;
г) нужно установить состемные драйверы, а потом драйверы всех устройств с компакт-дисков или дискет.

3. Прикладные программы

21. Антивирус говорит, что найден какой-то вирус в файле c:explorer.exe. Можно ли этому верить?
а) нет, надо заменить антивирус;
б) нет, потому что explorer.exe – это “Проводник” Windows;
в) да, потому что часто вирусы подделывают свои имена под имена системных программ Windows;
г) да, потому что “всем известно, что explorer – злобный вирус, который бродит по системам еще со времен Windows 95”.
22. Microsoft Office сообщает о том, что осталось только 5 его запусков. Что бы это значило?
а) нет соединения с интернетом, Офис не может скачать обновления;
б) устарел шаблон документа Normal.dot, нужно скачать новую версию в интернете;
в) вы не зарегистрировали свою версию Офиса;
г) вы запустили Excel, а пытаетесь открыть документ Word.
23. Вы запускаете программу, а вместо нее на экран выходит только черное окно и больше ничего не происходит. В чем проблема?
а) программа была неудачно скопирована с CD или прервалось сетевое соединение в момент ее копирования по сети;
б) фаерволл заблокировал часть функций, потому что в них был обнаружен “подозрительный код”;
в) при компиляции программы программист забыл поставить галочку в компиляторе и получилась консольная версия программы, без графического интерфейса;
г) это бета-версия программы, а в бета-версиях часто бывает, что программа написана, а интерфейс – нет.
24. Вы запустили Internet Explorer, его окно появилось, но тут же исчезло, а экран заполонили маленькие цветные окошки с рекламой. Как победить эту напасть?
а) нужно нажать Ctrl+Shift+Esc, в появившемся окне найти процесс explorer.exe и нажать “Завершить процесс”;
б) нужно проверить компьютер на вирусы и на наличие ad-ware и spy-ware модулей, очистить систему от этих паразитов;
в) аналогично а), только имя процесса iexplore.exe.
г) нужно закрыть все окошки и больше никогда не запускать Internet Explorer.
25. Можно ли запустить программу, предназначенную для Windows NT 4.0 на компьютере с Windows XP?
а) да;
б) нет;
в) только в режиме совместимости с Windows NT 4.0;
г) зависит от программы.
26. Какая разница между пользовательской и системной программой?
а) пользовательская программа решает основные задачи работы пользователя, а системная программа занимается обслуживанием работы системы;
б) системные программы устанавливаются при установке операционной системы автоматически, а пользовательский программы скачиваются из интернета и устанавливаются по мере необходимости;
в) пользовательские программы “занимаются делом”, а системные – настройкой пользовательских программ;
г) никакой.
27. Могут ли сбои в работе пользовательских программ нарушить работоспособность системы?
а) нет, не могут из-за того, что у них разная среда запуска;
б) да, пользовательские программы часто обращаются к системным вызовам;
в) если установлена свежая версия DirectX (на данный момент 9.0), никаких проблем возникнуть не может;
г) иногда возникают конфликты с фаерволлом, при его отключении проблем не будет.
28. Как пользовательские программы общаются с пользователем?
а) посредством графа виртуальных устройств;
б) посредством системных прерываний;
в) посредством драйверов OpenGL;
г) посредством монитора, мышки, клавиатуры и других устройств ввода-вывода.
29. К кому нужно обратиться в случае отказа принтера распечатывать документы?
а) в техотдел;
б) к системным администраторам;
в) к программистам;
г) в отдел кадров с заявлением об увольнении.
30. Программа не может сохранить запись в базе данных. В чем может быть причина?
а) ФИО посетителя набраны латинскими буквами;
б) синтаксическая ошибка в имени посетителя;
в) не заполнены все необходимые поля;
г) это ошибка в драйвере ODBC.

Читать еще:  Дизайнер какие предметы

4. Пользовательский интерфейс

31. Когда появилась операционная система Windows NT 4.0, одно обстоятельство было очень непривычным для пользователей предыдущих версий Windows. Какое из перечисленных?
а) приглашение нажать Ctrl+Alt+Del;
б) имя файла подкачки;
в) поддержка файловой системы FAT32;
г) наличие игры “Сапер”.
32. Как запускаются программы в Windows 2000 Service Pack 4?
а) одним кликом мышки;
б) двойным кликом мышки;
в) тройным кликом мышки;
г) по-разному, в зависимости от настроек.
33. При загрузке компьютера изображение на экране отсутствует и выходит табличка, что монитор не поддерживает усртановленные системой настройки. Как устранить данную проблему?
а) переустановить драйвер монитора;
б) трижды нажать кнопку Power на мониторе для разблокирования меню недокументированных настроек;
в) заменить монитор на другой, с меньшей диагональю;
г) перезагрузить компьютер в режиме VGA и поменять настройки экрана.
34. Пропала папка с файлами на сетевом диске. Все, работавшие с этой папкой клянутся, что не удаляли ее. Где искать папку?
а) в Корзине;
б) в поисковой системе, нажав F3 в Проводнике, предварительно открыв папку, где лежал пропавший объект;
в) папку удалили, ее уже не вернуть;
г) на рабочем столе и в Корзинах работавших с этой папкой людей.
35. Что такое “горячие клавиши” и зачем они нужны?
а) для быстрого запуска программ с “рабочего стола” и функций внутри программ;
б) для быстрого выключения компьютера;
в) для быстрой смены пароля пользователя;
г) для работы с буфером обмена Windows.
36. Какой комбинацией клавиш переключиться из одного открытого программой документа в другой?
а) Alt+Tab;
б) Ctrl+F6;
в) Alt+F4;
г) Ctrl+Shift+Alt+Del.
37. Что такое “пасхальные яйца” в программах?
а) поздравительные открытки;
б) подарки к Рождеству, которые бесплатно рассылают программисты пользователям лицензионных версий ПО;
в) концентрические круги в редакторе проектов Delphi, по которым рекомендуют располагать объекты, чтобы программа была эргономичной;
г) различные забавные вкладки, не несущие полезной для программы нагрузки, которые делают программисты просто ради шутки.
38. Что такое “скины” программ?
а) программы, которые пишут программисты-скинхеды;
б) разные варианты оформления программ;
в) “экранные” изображения программ, от измененного англ. слова screen = экран;
г) меню “тонкой” настройки программ.
39. Какая польза в модульной структуре программ?
а) возможность добавления новых функций без замены программы полностью;
б) лучшая поддержка разных платформ, таких как Linux, MacOS X, FreeBSD и др.;
в) совместимость с интернетом;
г) меньшая подверженность заражению вирусами.
40. Программа консольная и не имеет интерфейса. К ней дописали интерфейс в виде отдельного модуля. Как он должен называться?
а) MUI;
б) GUI;
в) Simple UI;
г) HTTP.

«Идеальный кандидат». 10 Вопросов, позволяющих «подобрать нужного» программиста 1С

Статья будет полезна руководителям подразделений/проектов, у кого ещё не сформирован свой фиксированный перечень вопросов, по которому они определяют, подходит им кандидат или нет.

Также будет полезна программистам, которые задумываются о карьерном росте, и ещё не сформировали себе окончательный карьерный план, возможно, в него имеет смысл внести коррективы.

Попытался систематизировать собственный опыт и некоторые знания в области HR, составив некоторый портрет «идеального программиста 1С». После того, как такой «портрет» получилось построить, выбрал все знания/умения/навыки, которыми такой «идеальный» кандидат должен обладать, выбрал 10 наиболее важных (по моему опыту) и сформулировал вопросы, которыми данные качества/знания/навыки можно проверить. Всё это мы неоднократно проделываем на собеседовании, вот только времени обычно на это минуты 2-3, потому как не привыкли же мы заранее продумывать вопросы, которые зададим.

Расшифровка результатов ответов приведена в конце статьи

Вопрос 1. Есть ли у Вас сертификаты 1С? Какие?

В России мы привыкли пренебрежительно относиться ко «всякого рода бумажкам». Это общий подход. Жизнь научила нас им не доверять. Привыкли мы к «купленным правам», «купленным дипломам» и т.п. Тем не менее, таким замечательным инструментом первичной оценки знаний нужно пользоваться. 1С достаточно трепетно относится к выдаче своих сертификатов (что касается «Специалист» и выше). «Покупать» сертификаты вряд ли кто будет — не такая это большая ценность, чтобы пытаться, да и не просто это, я думаю. Круг лиц весьма ограничен.

А о чём говорит сертификат «1С Специалист»:
— Есть хоть какая-то школа. При сдачи экзаменов 1С смотрят не просто как человек умеет ездить (программировать), а как человек умеет ездить по правилам (программировать по методикам)
— Как минимум — человек программировать в 1С умеет, может и не большой профи, но умеет, поэтому кучу всевозможных проверок одним вопросом мы отбрасываем
Лучше всего если у кандидата несколько сертификатов — по платформе и по прикладному решению с которым ему предстоит работать.
Но очень внимательно отнеситесь если у кандидата много сертификатов, либо среди них есть сертификаты вида «Руководитель проекта, ведущий консультант, Эксперт по техн. вопросам». Если эти люди ищут работу обычным программистом — на то должны быть другие причины, кроме того уровень желаемого дохода может оказаться несоразмерным вашему бюджету.

Вопрос 2. Вы знакомы с документом «Система стандартов и методик разработки конфигураций для платформы 1С:Предприятие 8»?

Сам документ находится на любом диске ИТС или http://its.1c.ru/db/v8std#browse:13:-1
Если нужно проверить знание самого документа, можно спросить из каких частей в общем случае состоит программный модуль системы ответ должен быть примерно таким:

  • заголовок модуля
  • раздел описания переменных
  • процедуры и функции модуля
  • обработчики событий элементов формы
  • обработчики событий
  • раздел инициализации

Лично мое мнение этот документ должен знать каждый программист. Этим отличается квалифицированный программист от «программера». Именно из за того что следовать методикам часто не принято, а преобладает «я сам лучше знаю как надо» получаются многие «кривые» прикладные решения. А если отойти от 1С это основная «болезнь» русских программистов, на эту тему уже множество шуточных статей вроде этой: http://blog.sjinks.pro/humour/76-programmers-russian-indian-chinese-canadian/

Вопрос 3. Вам нужно разработать прикладное решение «с нуля» с чего вы начнете?

Жизненный вопрос, правда? «Правильный» программист вспомнит теорию ещё с университетской скамьи (анализ требований, составление спецификации).

Ещё более правильный вспомнит что перед сбором и анализом требований хорошо бы провести цельное исследование — познакомиться с бизнес-процессами компании. Ну и совсем правильно будет ещё взять правильную основу для разработки — 1С нам подарила замечательную «библиотеку стандартных подсистем»: http://its.1c.ru/db/bspdoc#browse:13:-1

Вопрос 4. Насколько хорошо вы знаете функциональность прикладного решения «. «? Перечислите основные процедуры проведения Документа в решении «. «.

«Доверяй но проверяй». Прикладное решение естественно должно использоваться (планироваться к использованию) в вашей организации и заявлено у программиста в резюме как знакомое. Собственно если человек достаточно хорошо знает «внутренности» того или иного прикладного решения, В модули проведения документа он вмешивался не один раз. Изменения, которые не влияют на проведение, часто можно считать «косметическими». А уж если приходилось добавлять новые документы в рамках функциональности прикладного решения, и добавлять их «правильно», то эти процедуры надолго отложатся в памяти. Проверить конечно это стало достаточно трудно, т.к. в решениях на 8.2 логика проведения поменялась, и следовательно процедуры поменялись тоже.

Для УТ 11 на момент написания статьи они такие:

ИнициализироватьДополнительныеСвойстваДляПроведения(Ссылка, ДополнительныеСвойства, РежимПроведения);

ИнициализироватьДанныеДокумента(Ссылка, ДополнительныеСвойства);
ПроведениеСервер.ПодготовитьНаборыЗаписейКРегистрацииДвижений(ЭтотОбъект);
. ОтразитьДвижение. (ДополнительныеСвойства, Движения, Отказ);
СформироватьСписокРегистровДляКонтроля();
ЗаписатьНаборыЗаписей(ЭтотОбъект);
ВыполнитьКонтрольРезультатовПроведения(ЭтотОбъект, Отказ);

Вообще программист 1С должен хорошо ориентироваться во всех типовых конфигурациях, потому что основная работа квалифицированного программиста не написать код, а грамотно спереть код оттуда где подобная задача уже решена.

Читать еще:  Виды дизайнеров и их описание

Вопрос 5. Перечислите все статьи баланса, которые вы знаете.

Простой тест на превичное знание бух. и упр. учета. Собственно должно получиться что-то похожее на http://blanker.ru/files/forma-1-balans-2003-q1.doc В зависимости от вида формы и названия статей можно так определить с каким балансом больше имел дело человек с бухгалтерским или управленческим. По большому счету, незнание структуры баланса не говорит о том что перед нами плохой программист, но говорит о том что перед нами «только программист».

Вопрос 6. Вам знакомо понятие «Валюта Баланса»?

Вопрос убивает 2-х зайцев одним выстрелом: проверяет возможные необдуманные действия и знание бухгалтерского учета.

Казалось бы самый простой ответ «валюта в которой формируется баланс». но в этом и есть вся загвоздка — это не так. Это первичное понятие БУ. Собственно не знание его означает уже не знание БУ как такового, а ответ «валюта в которой» лишь попытки догадки без знаний, что характеризует кандидата не с лучшей стороны.

Вопрос 7. Технический back ground. Вы знаете MS SQL? Знаете MS AD? Основные сетевые протоколы?
Проверить знания MS SQL можно к примеру вопросом «Для чего используется статистика MS SQL» или «что такое план запроса».

Собственно статистика нужна для построения плавильных планов запросов, а планы запросов:

MS AD — практически стало стандартом организации ИТ инфраструктуры.

Знание сетевых протоколов можно к примеру спросить чем отличается TCP от UDP http://ru.wikipedia.org/wiki/TCP и http://ru.wikipedia.org/wiki/UDP Собственно отличается TCP предварительной установкой соединения.

Хороший технический Background необходим для квалифицированного программиста, т.к. часто приходится решать смежные задачи: оптимизация базы потребует зания MS SQL, настройка и развертывание сервера потребует первичных знаний AD. Организация интеграции с другими системами потребует знания сетевых протоколов и т.д. Очень часто «бедой» «программистов 1С» является то, что кроме 1С собственно ничего и не видели. Особенно если образование не техническое, или «не информационное». Это сужает круг задач, которые они могут решать.

Вопрос 8. Вы знаете другие языки программирования (C++, C#)?

Получив утвердительный ответ тоже хорошо бы проверить, спросив что такое наследование (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5)) и Полиморфизм (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5)). т.к. оба этих языка являются объектно-ориентированными, наследование и полиморфизм заложены в их основу.

Знание других языков программирования говорит о хорошей подготовке программиста, кроме того, о понимании «основ» построения информационной системы. Кроме того, некоторые технологии (COM OLE .NET WS) являются общими для различных языков программирования, поэтому их использование для интеграционных проектов окажется более простым

Вопрос 9. Бухгалтер просит вас перенумеровать счета фактуры по организации ООО «. » за текущий месяц. Посмотрев ситуацию вы находите там всего 10 счетов фактур. Что бы вы сделали?

Самая типичная ситуация на примере которой выясняется личностное поведение программиста. Однозначно правильного ответа на данный вопрос нет. Зато есть однозначно неправильный — «перенумерую руками». Это именно то поведение, которое часто встречается даже у квалифицированных программистов, но резко снижает их полезность для организации. Выполнять какую-либо операторскую работу программист не должен — это не рентабельно для компании, т.е. разница в з/п обычно составляет 2-3 и более порядков.

Идеальным вариантом будет использование ключевой фразы: «при отсутствии текущих задач» или «небольшой текущей загрузке» напишу илилучше скачаю механизм перенумерации объектов, и научу бухгалтера им пользоваться. Либо «при высокой текущей загрузке» позвоню и вежливо предложу перенумеровать СФ самостоятельно, в случае необходимости объясню как это сделать.

Но собственно в данном случае всё зависит от того, какого человека вы ищите. Если проектника (задачи внедрения), то конечно иделальным поведением будет «вежливо попросить» бухгалтера не приставать с такими вопросами, если же на поддержку, то вариант с «вежливо попросить» просто отпадает.

Вопрос 10. Вам знакома библиотека ITIL? А технология PMI?

Если вы ищите только программиста, то на эти вопросы лучше если будет отрицательный ответ. ITIL — библиотека Best practice процессного менеджмента для управления процессами ИТ. PMI — технология управления проектами. Собственно 2 самых популярных инструмента ИТ руководителей на момент написания данной статьи. Если кандидат знаком с ITIL следовательно он наметил для себя карьеру ИТ директора в будущем. Если PMI — следовательно стремится стать менеджером проектов. Если же человек достаточно хорошо знаком или с одним или с другим то нужно заранее планировать либо карьерный рост кандидата, либо его уход из компании.

Расшифровка результатов

Естественно все результаты рассмотреть не получится — много возможных сочетаний. Могу только сказать что вопросы расположены в порядке убывания их значимости. В принципе положительно ответивший на первые 3-4 вопроса кандидат — уже очень хороший вариант для приёма на работу/в проектную команду. В таблице ниже попытался рассмотреть ещё несколько «типичных» случаев программистов, и по каким ответам их проще распознать. Ответы не обязательно полностью должны совпасть с тем что указано. На указанные вопросы должны быть положительные ответы — точно. Может быть ещё 1 или 2 положительных ответа. Особое внимание стоит обратить только на вопросы 7 и 8. Человек ответивший положительно только на них как правило не тот кто вам нужен.

Ответы

Комментарий

Денег платить придётся не мало. Кандидат конечно этого стоит, но столько ли у вас задач, чтобы использовать потенциал? Посадить такого программиста на суппорт будет явно не рентабельно

Вы готовы заняться обучением?

Типичный случай бухгалтера-программиста. Не очень плохой вариант. Нужно дополнительно пообщаться на предмет технического мышления. Если хоть немного присутствует для суппорт-а бухгалтерии и финансов такой программист очень неплохо подойдёт. Для реальной разработки сложного и нового функционала – скорее нет

Очень плохой случай. Вы имеет дело с типичным технарем. Как правило, эти люди очень самолюбивы, 1С считают «убогим продуктом, с которым им приходится работать». Управлять ими трудно, добиться чего-либо полезного ещё труднее. Все задачи решаются «творчески». Часто поступают «интересные» предложения вроде «перейти на Linux», написать систему самому на C++ и т.п. Без «плюсов» в 1, 2 и 3 таких людей лучше не брать.

Собственно перед вами скорее человек который претендует на руководящую позицию чем разработчик.

Перед вами Администартор-программист. Очень часто в мелких компаниях одному человеку приходится сочетать эти качества. Человек привык к суппорту наверно даже идеален для такового, но для использования в более серьёзных проектах скорее всего потребуется дополнительное обучение.

Повышение в должности инженера до 1 категории без профильного образования

Добрый день ! Работаю в госучреждении в должности инженера 2-ой категории. При прохождении первой аттестации вопросов про то что образование непрофильное не задали и присвоили 2-ую категорию, при прохождении очередной аттестации встал вопрос отсутствия профильного образования. Возможно ли повышение квалификации в должности инженера (сфера IT) со 2-ой до 1-ой категории при отсутствии профильного образования ? Стаж работы в сфере 14 лет, периодически прохожу курсы повышения квалификации в сертифицированных учебных заведениях. Если можно, то какие документы мне необходимо собрать или пройти программу переподготовки в учебном заведении взамен получения второго высшего образования (если такое возможно), как мне в таком случае определиться с программой обучения ? Благодарю за внимание !

Спасибо за предоставленную помощь !

07 Марта 2018 22:49

Ответы юристов ( 3 )

  • 7,1 рейтинг
  • 1858 отзывов

Для инженера-программиста 1 категории требуется наличие высшего профессионального технического образования и стажа не менее 3 лет

Соответственно, если у вас образование не техническое, то вам может быть отказано

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации“
Инженер-программист по технической защите информации

Инженер-программист по технической защите информации I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-программиста по технической защите информации II категории не менее 3 лет.

Инженер-программист по технической защите информации II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-программиста по технической защите информации или должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер-программист по технической защите информации: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требования к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника по защите информации I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Добрый вечер. Моя работа не связана с программированием, она заключается в обслуживании техники, настройки оборудования и т.п.

Не могли бы вы свою должность озвучить? Насколько я понял, ваша должность входит в:

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации» согласно приложению.

Если вы инженер по технической защите информации, градаций по разрядам нет

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Информационная безопасность» без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование по специальности «Информационная безопасность» и стаж работы в должности техника по защите информации I категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Читать еще:  Дизайнер интерьера обучение с нуля

Инженер 2-ой категории, именно так записано.

Инженер по чем? Я для точного ответа необходимо знать, к какой категории специалистов вас отнести

Я занимаюсь несколькими видами работ, настройка и мониторинг сетевого оборудования, диагностика, ремонт и настройка ПЭВМ, настройка программного обеспечения

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

В сфере безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры действует:

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации“

Выдержки из этого приказа я вам привел. Но без более точного определения вашей должности к какой-либо сфере, точный ответ дать не получится

Прошу прощения, не там отвечать начал, напишу в отдельной ветке.

Возможно ли повышение квалификации в должности инженера (сфера IT) со 2-ой до 1-ой категории при отсутствии профильного образования ?

Если у вас высшее профессиональное (техническое образование) или инженерно-экономическое образование и стаж работы в должности инженера 3 года, то вы вправе пройти профессиональную переподготовку с целью повышения квалификации.

Согласно «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014) инженер I категории должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее 3 лет; инженер-программист I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера-программиста II категории не менее 3 лет.

Должные обязанности инженера в сфере IT определяются в соответствии с трудовым договором, заключенным между работником и работодателем (ст. 57 ТК РФ).

Стаж работы в сфере 14 лет, периодически прохожу курсы повышения квалификации в сертифицированных учебных заведениях. Если можно, то какие документы мне необходимо собрать или пройти программу переподготовки в учебном заведении взамен получения второго высшего образования (если такое возможно), как мне в таком случае определиться с программой обучения ?

Для обучения на курсах профессиональной подготовки второе высшее образование получать не требуется, опыт работы в должности инженера у вас имеется.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. (ч. 11 ст. 76 №273-ФЗ).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 №273-ФЗ).

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76 №273-ФЗ).

Для прохождения курсов профессионально подготовки оформляется заявка, в выбранное вами учреждение, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования в сфере IT.

  • 9,2 рейтинг
  • 1437 отзывов

Добрый вечер, Алексей! Вам нужно обратиться в отдел кадров Вашей организации и уточнить какие квалификационные требования установлены для инженера 1-й категории. Если действительно есть требования по наличию профильного образования, то следующий вопрос, который Вам надо выяснить — достаточно ли будет профпереподготовки или нужно получать полноценное высшее образование по профильному направлению. Там Вам подскажут более точно. Лучше действовать по согласованию с ними, во избежание дальнейших требований и претензий в Ваш адрес. Я не уверен, что дело обойдется профпереподготовкой, вполне возможно Вам придется получать именно высшее профессиональное образование по профилю.

Профпереподготовка — относится к дополнительному профессиональному образованию.

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Если профпереподготовки будет достаточно, то выбрать образовательную организацию для ее прохождения можно по согласованию с работодателем. Можно и самостоятельно выбрать, в принципе. С выбранной образовательной организацией заключается договор, в котором будет прописан порядок прохождения обучения, период обучения (количество часов), размер и порядок оплаты за обучение. Там ничего сложного нет, в принципе. С уважением!

Аттестация программистов: наш опыт

Дисклеймер: если после прочтения этого текста вы захотите внедрить KPI для программистов — сходите прочитать еще и это.

Недавно я писал о том, как были придуманы карты компетенции и как мы применяем их на стажерах. Сами карты были придуманы в помощь для аттестации программистов. Сама аттестация — дело сложное, муторное, и часто — неблагодарное.

Итак, какие цели преследует аттестация.

Решение

Для того, чтобы вся схема работала, мы разработали и внедрили такую модель аттестации:

Шаг 1. Заполнение карты компетенции. Перед аттестацией ее заполняет каждый разработчик. Если будете внедрять, обязательное требование — сделать заполнение карты компетенции регулярным.

Шаг 2. Сама аттестация. Всегда происходит один на один с разработчиком.

Мы беседуем и сравниваем карты компетенции: текущую и предыдущие. Так можно отследить прогресс и смену ориентиров конкретного человека.

Дальше — анализируются потребности (технологические «хотелки») разработчика. Для того, чтобы помочь прокачать какую-то технологию, студия может предложить три варианта:

  • Во-первых и самых главных — попробовать ставить человека на реальный боевой проект с подобной технологией, когда (и если) так выпадут звезды.
  • Изучить факультативно. Тут два варианта. Предпочтительный — устроить хакатон, так получается больше практических знаний (так мы сделали Whoision, на минутку). Альтернативный — провести холивар по теме, а разработчика назначить докладчиком.
  • Изучить самостоятельно. Тут все в руках самого программиста, помочь можем рекомендациями, что почитать, с кем в студии поговорить и можем поверить знания.

В связи с последним в карту компетенции сейчас добавили список литературы: книг, без понимания которых «крутым» себя считать вряд ли можно. Ну или, по крайней мере, они сильно ускоряют процесс наращения крутизны.

Шаг 3. Кодревью. Мной отсматривается код программиста — реальные проекты, над которыми он работал в последние полгода.

Совсем не факт, что кодревью выявит какие-то глубинные ошибки. Для этого нужно слишком много времени. Оно направлено, скорее, на формирование общего представления об уровне разработчика. Такое знание пригодится при формировании команд (опытные/новички) и при распределении задач внутри команды.

«Talk is cheap. Show me the code».

Linus Torvalds

Шаг 4. Подведение итогов. В результате разработчик получает три ценных директивы: что почитать, что подтянуть, что попробовать из нового.

Например, в ходе одной из аттестаций мы с разработчиком решили, что ему нужно прокачаться в Линуксе. В итоге снесли на его рабочей машине винду.

Находка: в ходе аттестации мы также применяем вариацию известного «метода 360 градусов». Мы разговариваем с человеком, просим рассказать про конкретных людей, с которыми он работал, их сильных и слабых сторонах. Так как в Скраме все проекты делаются в небольших командах, то такой «инсайдер» может дать наиболее ценные рекомендации.

Чего нет в нашей системе аттестации — так это балльной системы и прочей формалистики.

Итого. Сложности внедрения

Если вы захотите внедрить у себя что-то подобное, то будьте готовы как минимум к трем трудностям:

  • Это отнимает очень много времени.
  • Не каждому руководителю хочется этим заниматься: говорить, выяснять и уточнять, чтобы не было недопонимания и недомолвок.
  • Советы, которые вы даете по итогам аттестации — это и просто рекомендации, и императивные указания с занесением в персональный план и контролем выполнения.

Когда-то давно я писал про выведение KPI для разных специалистов, текст всё еще очень актуальный, можете присоединяться к дискуссии, если что. А если лениво читать, то вывод там был вполне однозначный: KPI для разработчиков — не работает. Но какой-то измеритель все равно быть должен — в нашем случае это аттестации.

Цель аттестации: не судить разработчика, а помочь ему расти. По результатам пары успешных аттестаций у разработчика может случиться апгрейд зарплаты. По-хорошему, аттестацию нужно проводить регулярно (пару раз в год).

Мысли и замечания предлагаю смело высказывать ниже, с удовольствием послушаю и отвечу!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию